Рекомендации по составлению формулировок в разделах диссертационных работ «Общая характеристика» и «Заключение»

Экспертным советом ВАК Республики Беларусь № 12 при написании общей характеристики диссертационных работ по химии рекомендуется придерживаться следующих правил.

 

Введение

 

Во вводной части диссертации и ее автореферата приводятся свободные формулировки, дающие ответы на вопросы, почему и для чего автор выполнял диссертационное исследование и каковы его основные характеристики.

 

Цель и задачи исследования

 

Цель – это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Формулировка цели обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, установление его характеристик, выявление закономерностей и т. д. Формулировка цели диссертационной работы обычно начинается с преамбулы: «разработать…», «установить…», «обосновать…», «выявить…».

 

Не следует формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так  как эти  слова указывают на процесс достижения  цели, а не на саму  цель.

 

В первой части формулировки цели рекомендуется писать: разработать методы получения, исследования…; установить влияние, взаимосвязи, зависимость между…; выявить закономерности взаимодействия, факторы, ответственные за… Такая формулировка предполагает, что требуется получить конкретный результат работы, а не описать выполненные действия.

 

Во второй части формулировки цели рекомендуется указывать, для чего может понадобиться планируемый результат. Он может быть использован для совершенствования методов синтеза или анализа веществ, получения новых соединений или материалов с полезными свойствами, управления технологическими процессами, прогнозирования свойств, для конкретного практического применения. Например, для преобразования высокоэнергетического излучения в видимый свет, для разработки методов синтеза, очистки, получения веществ с заданной структурой и свойствами.

 

Примеры удачных формулировок цели:

 

«Установить влияние структуры диазокрасителей на их фотоиндуцированную переориентацию в тонкопленочном состоянии и физико-химические свойства, востребованные в материалах для бесконтактной ориентации жидких кристаллов в устройствах отображения информации».

 

«Разработать физико-химические основы получения и регулирования структуры и свойств мембранных, сорбционных и каталитически активных материалов из природных силикатов и карбонатов для очистки природных и технологических водных сред».

 

«Получить стабильные биоактивные комплексы Cu(II), Zn(II) и Ag(I) с пространственно экранированными производными ароматических дигидроксисоединений и определить среди них базовые структуры, перспективные для создания эффективных синтетических антимикробных средств широкого спектра действия, которые отличаются от истинных антибиотиков механизмами биологической активности».

 

Примеры не вполне удачных формулировок цели:

 

«Изучение физико-химических и оптических свойств слоистых полупроводниковых соединений…» (далее идет перечисление названий). В такой формулировке указаны лишь планируемые действия, а не результат.

 

«Установить…физико-химические закономерности получения полимерсодержащих композиций растениеводческого назначения….» (приведена часть формулировки). Здесь стилистическая погрешность и отсутствие указаний на конечный результат. Устанавливают (выявляют) закономерности процессов, реакций, но не закономерности получения. Можно было бы перефразировать: «установить закономерности протекания процессов, обеспечивающих получение…».

 

Задачи исследования определяют основные этапы работы для достижения поставленной цели. При их формулировании необходимо учитывать, что описание решения задач составляет содержание глав и параграфов диссертации и в значительной мере предопределяет их названия, поэтому необходимо разделить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их числом и содержанием указать задачи исследования. При этом необходимо выделить несколько наиболее крупных и важных проблем. Формулировка обычно начинается со слов: «исследовать…», «уточнить…», «систематизировать…», «проанализировать…», «обосновать…» и т. д.

 

Желательно дать такие формулировки, чтобы «Положения, выносимые на защиту» освещали решение именно поставленных задач.

 

В  этом  же подразделе  указывают  объект и предмет исследования и обосновывают их выбор.

 

Научная новизна

 

Научная новизна работы может заключаться в обнаружении принципиально новых закономерностей, явлений, зависимостей, механизмов, а также в их уточнении, корректировке и дополнении. Синтез нового вещества, разработка нового метода исследования, состава, технологии, создание аппарата, хотя и проведены исследователем впервые, но в формулировке требуется уточнение научного результата, позволившего этого достичь.

 

Типичные погрешности, допускаемые при формулировании научной новизны.

 

1. «Создан оригинальный аппарат...» (автором констатируется свершившееся действие).

 

2. «Разработаны ...составы...и технология….» (автором констатируется свершившееся действие без пояснения сути научной новизны).

 

Возможные формулировки научной новизны.

1. «Впервые показано, что производные индола и витамины группы B ингибируют радиационно-индуцированный свободнорадикальный процесс дефосфорилирования глицеро-1-фосфата».

2. «Научно обоснованы составы и технология получения таблетированных препаратов А и Б на основе принципиально новой комбинации вспомогательных веществ, обеспечивающей пролонгирование терапевтического эффекта лекарственных средств ноотропного действия».

 

Положения, выносимые на защиту

 

В подразделе «Положения, выносимые на защиту» в сжатой форме должны формулироваться результаты, за которые может быть присуждена ученая степень. Эти положения отражают решения задач диссертационного исследования. Желательно, чтобы количество «Положений» и их суть соответствовали  количеству и сути поставленных задач.

 

Нужны конкретные формулировки, отражающие сущность и новизну полученных научных результатов. Не допускаются общие фразы типа «Предложены новые методы (материалы), позволяющие повысить (улучшить)...". Необходимо указывать отличительные признаки новых научных результатов, давать сравнительную оценку их научной и практической значимости.

 

Необходимо пояснять, какие закономерности или механизмы процессов следуют из результатов проведенных анализов, измерений. Если на защиту выносится новый метод или вещество, нужно указывать их преимущества и отличия от известных методов или веществ.

 

Научные положения – это выраженные в виде чётких формулировок результаты-идеи, имеющие научное объяснение (обоснование), констатирующие новые данные об объекте и (или) предмете исследования и (или) указывающие возможности (пути, способы) их применения.

 

Примеры удачных формулировок научных положений

 

1. «Результаты исследования кинетики реакций восстановления Sn(II) золотом и Au(I) оловом в водных растворах, позволившие предложить новые методы получения пленок и порошков сплава Au–Sn с регулируемым соотношением золота и олова, а также объяснить природу процессов сплавообразования и восстановления олова(II) золотом».

 

2. «Эффект адсорбции сульфид-анионов на поверхности сульфидоиодида висмута, заключающийся в существенном смещении потенциала плоских зон (до 0,5 В) и позволяющий регулировать положение энергетических зон, квантовую эффективность фототока и фотокоррозионную стабильность полупроводника».

 

3. «Методика электрохимического осаждения покрытий Cu-Zn в режиме периодического изменения плотности тока из бесцианидного раствора, содержащего ионы обоих металлов, которая обеспечивает поочередное восстановление меди и цинка и образование сплава с контролируемым соотношением меди, в том числе, обогащенного цинком, что недостижимо при использовании постоянного тока».

 

Примеры не вполне удачных формулировок:

  1. «Методика синтеза наночастиц серебра путем внутримолекулярной редокс-реакции комплекса Ag(I), обладающего валентным таутомеризмом, в органических растворителях с высокими донорными числами». Метод синтеза при вынесении в раздел «Положения, вносимые на защиту» требует конкретного уточнения научной идеи и/или научного обоснования (объяснения).  Можно было бы, к примеру, это положение перефразировать следующим образом: «Влияние внутримолекулярной редокс-реакции комплекса Ag(I),…. на состав, размеры, стабильность наночастиц серебра, определение характера которого позволило разработать методику синтеза этих частиц для…(указать возможную область использования)».
  2. «Предложенный прием, позволяющий предотвратить расслоение водных композиций, включающих микроэлементы в высокой концентрации и СП АА и АNa с различной конфигурацией цепи, а также исключить коллапс ПЭГГ на основе СП АА и АNa».

 

Следовало бы перефразировать так: «Выявление факторов, обусловливающих расслоение водных композиций, включающих микроэлементы в высокой концентрации, СП АА и АNa с различной конфигурацией цепи, что позволило предложить метод предотвращения расслоения и коллапса ПЭГГ на основе СП АА и АNa». Здесь желательно было бы добавить несколько слов о том, в чем этот прием заключается.

 

Положения, выносимые на защиту, являются экстрактом выводов.

 

Заключение

 

1. Основные научные результаты диссертации

 

Раздел «Заключение» должен содержать два подраздела: «Основные научные результаты диссертации» и «Рекомендации по практическому использованию результатов».

 

В заключении говорится о том, что и каким путем удалось решить. В подразделе «Основные научные результаты диссертации» должны быть подведены итоги исследования, дано краткое изложение сущности научных результатов диссертации, приведены обобщения, рекомендации для практического внедрения. Здесь выводы более масштабны, чем после глав. В каждом пункте выводов должна быть ссылка на публикации соискателя.

 

Типичные ошибки, допускаемые при формулировании выводов, состоят в том, что авторы пытаются подменить вывод отчетом о проделанной работе («сделано», «создано», «изучено», «разработано» и т. п.). Примеры не вполне удачных формулировок:

 

1) «Создан оригинальный препарат...»

(автором констатируется свершившееся действие без указания научной идеи или научного обоснования, что является не совсем удачным выводом).

 

2. «Разработаны ...составы...»

(автор пишет о свершившемся действии без указания научной идеи или научного обоснования, а этого для вывода недостаточно).

 

3. «Впервые на крысах линии Вистар с использованием метода иммуноферментного анализа определены основные фармакокинетические параметры 24-эпибрассинолида и изучено его распределение в органах». Автор указывает свершившееся действие, но необходимо также раскрыть суть полученного результата.

 

Возможные формулировки выводов.

1. «Особенности флуоресценции разработанного оригинального препарата..., заключающиеся в...., обусловливают принципиально новые аналитические свойства веществ данного типа, выражающиеся в ...., что позволяет увеличить чувствительность детекции в ...раз».

2. «Разработанные препараты А и Б, содержащие 10 % вещества Х, характеризуются повышенной стабильностью и сохраняют активность при хранении в течение не менее трех лет вместо одного года, что обусловлено…(указана причина стабилизации)».

3. «В основе разработанного высокочувствительного экспресс-метода иммуноферментного определения брассиностероидов лежит принцип разделения фаз взаимодействия определяемого и меченого антигенов с антителами, что позволяет существенно повысить чувствительность анализа и проводить его в растительных объектах без многостадийной пробоподготовки».

 

Выводы, как правило, должны соответствовать «Положениям, выносимым на защиту» по своей сути и, желательно, хотя и не обязательно, по количеству. Количество выводов не может быть меньше, чем положений, выносимых на защиту.

 

2. Рекомендации по практическому использованию результатов

 

В этом подразделе предлагаются рекомендации по практическому применению полученных результатов и/или излагаются перспективы дальнейшего развития данного научного направления. При наличии материалов об использовании (внедрении) полученных результатов либо материалов, подтверждающих право автора на результаты интеллектуальной деятельности, в соответствующих пунктах подраздела приводятся ссылки на эти материалы.

 

В диссертации, имеющей прикладной характер, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов работы, а в диссертации, которая носит теоретический характер, даются рекомендации по использованию полученных научных результатов (выявленных закономерностей, зависимостей, явлений, механизмов) в конкретной области науки.

 

Типичные ошибки, допускаемые при формулировании практической значимости:

1. «Разработано устройство, обеспечивающее...» (автором делается акцент на факте свершившегося действия и лишь потом – на назначении разработанного устройства, хотя в данной рубрике наиболее важными являются назначение или возможное применение авторской разработки).

2. «Составлены лабораторные регламенты на производство...» (автором констатируется свершившееся действие без указания практического назначения).

 

Возможные формулировки практической значимости:

1. «Разработка и внедрение в промышленное производство оригинального композиционного материала.... и нормативной документации на него обеспечит функционирование участка по производству...(указать производимый на участке продукт) в усиленном режиме с 5‒10-кратным увеличением выхода готового продукта». Следует дать ключевые слова и терминологию не из техники, а из области специальностей (аналитическая, физическая, неорганическая химия и др.).

2. «Внедрение в промышленное производство таблетированных препаратов А и Б в соответствии с разработанной нормативной документацией на них (лабораторные регламенты, временные фармакопейные статьи) обеспечит расширение ассортимента готовых лекарственных средств ноотропного действия из группы...».