13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 21 апреля 2017 г. № 92

I. Отрасль науки

Педагогические

II. Формула специальности

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) - отрасль педагогической науки о закономерностях процесса обучения и воспитания, обусловленных особенностями учебного предмета.

Исследованию подлежат:

- теория, методика и технологии обучения, закономерности обучения учебным предметам, нормативные требования к целям, содержанию, преподаванию и учению учащейся и студенческой молодежи;

- закономерности воспитания и нормативные требования к организации воспитательной деятельности учащейся и студенческой молодежи.

Области знания: учебные предметы в учреждениях общего среднего образования разных типов (математика, физика, химия, литература, биология, астрономия, черчение, белорусский язык, русский язык, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, география, трудовое обучение и другие общеобразовательные области), музыкальное образование и воспитание; учебные дисциплины гуманитарного, естественно-математического и профессионально-ориентированного профиля (уровень профессионально-технического, среднего специального и высшего профессионального образования).

Уровни образования: дошкольное образование, начальное образование, общее среднее и профильное образование, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.

III. Области исследования

1. Теория и методика обучения

1.1. Методология обучения конкретным предметам

- история становления и развития теории и методики обучения по областям знаний и уровням образования;

- взаимодействие теории и методики обучения с отраслями науки, техники и культуры;

- разработка теории обучения конкретным предметам, в том числе на междисциплинарном уровне;

- взаимосвязь методов научного и учебного познания;

- специфика усвоения содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов;

- прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам;

- инновационная и опытно-экспериментальная деятельность учителей-предметников как один из источников развития теории и методики обучения по областям знаний и уровням образования;

- развитие методов педагогических исследований с учетом особенностей областей знаний и уровней образования.

1.2. Ценности и цели обучения

- разработка целей обучения в соответствии с современными социокультурными и экономическими изменениями в развитии общества;

- развивающий и воспитательный потенциал учебных дисциплин;

- формирование положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира у субъектов образовательного процесса;

- профориентационные возможности различных учебных дисциплин.

1.3. Содержание обучения

- разработка концепций содержания учебных предметов на разных уровнях образования;

- разработка государственных образовательных стандартов;

- разработка учебных программ разных типов и уровней по учебным предметам для образовательных учреждений разного типа в системе основного и дополнительного образования;

- оценка эффективности учебных программ.

- конструирование содержания, методов и организационных форм обучения в условиях трансформации, информатизации и глобализации общественных, культурных и образовательных процессов;

1.4. Методическое обеспечение и технологии обучения, качество обучения

- разработка методических требований к новому поколению учебной литературы;

- разработка и использование учебно-методических комплексов по образовательным областям, дисциплинам, предметам;

- создание и использование новых методов, методических приемов, технических средств обучения в различных областях знания;

- методическое обеспечение компьютерного обучения, дистанционного обучения и др.;

- разработка инновационных образовательных технологий и форм организации обучения;

- разработка развивающих и здоровье сберегающих методик и технологий обучения учебным предметам;

- методическое обеспечение самостоятельной работы;

- разработка критериев и мониторинга качества обучения учебным предметам.

2. Теория и методика воспитания учащейся и студенческой молодежи

- исследование закономерностей воспитания учащихся и студенческой молодежи;

- определение целей воспитания учащейся и студенческой молодежи в соответствии с современной социокультурной и экономической ситуацией в развитии общества;

- обоснование и разработка содержания воспитания, программ организации воспитательного процесса для образовательных учреждений различного типа;

- методы, средства, формы, технологии воспитания и самовоспитания;

- инновационная и опытно-экспериментальная деятельность педагогов как источник развития теории и методики воспитания;

- конструирование содержания, методов и организационных форм воспитания в условиях трансформации, информатизации и глобализации общественных, культурных и образовательных процессов;

- проектирование и формирование воспитательных систем;

- теория и методика воспитательной работы по уровням образования в различных типах учебных заведений;

- диагностика и коррекция уровня воспитания;

- организация внешкольной и внеклассной воспитательной работы;

- разработка теории и методики внешкольного образования и воспитания, руководства самодеятельным творчеством;

- деятельность детских и молодежных общественных организаций, ученического и студенческого самоуправления;

- воспитательная деятельность в социальных институтах (семье, объединениях, движениях и т.д.)

IV. Смежные специальности

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.03 - коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедаго­гика, олигофренопедагогика и логопедия);

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тре­нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры;

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной дея­тельности;

13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

V. Разграничения со смежными специальностями

Для решения поставленных задач в научных исследованиях по специально­сти 13.00.02 возможно привлечение теоретического и эмпирического инстру­ментария некоторых из сопутствующих дисциплин («физиология», «антропология», «онто­логия и теория познания», «история философии», «этика», «эстетика», «педа­гогическая психология», «психология развития, акмеология» и др.). Однако в теории и методике обучения и воспитания предметом исследования является сущность управляемого развития и це­ленаправленного формирования личности и разработка на этой основе тео­рии и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса с учетом специфики содержания, методов, форм и средств обучения конкретному учебному предмету (дисциплине).

Поэтому знания смежных дисциплин используют­ся для научного обоснования обучения и воспитания, а также верификации результатов исследований по указанной специальности.

Вопросы разработки методологии обучения и воспитания, исследования генезиса развития образования и педагогической мысли, общепедагогических закономерностей, условий, форм и методов организации образовательного процесса, которые не зависят от особенностей содержания конкретного учебного предмета (дисциплины), относятся к специ­альности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

В отличие от специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика, специальность 13.00.02 не рассматривает вопросы, касающиеся теории и методики обучения учебным предметам и воспитания детей с особенностями психофизиче­ского развития.

В отличие от специальности 13.00.04 - теория и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры специальность 13.00.02 не рассматривает проблемы теории и методики физического воспитания.

Вопросы определения целей, содержания, форм и средств социокультурной деятельности исследует специальность 13.00.05 – теория, методика и организация социокультурной деятельности.

В отличие от специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, специальность 13.00.02 исследует вопросы, связанные с обучением конкретным учебным дисциплинам на всех уровнях системы образования, в то время как специальность 13.00.08 рассматривает эти учебные предметы, их совокупность, как средство формирования качеств и профессиональной подготовленности будущего специалиста.

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания и перечисленных смежных специальностей, могут быть представлены к защите по двум специальностям.