19.00.04 – медицинская психология, мед.

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 8 октября 2018 г. № 224
 

Цель программы – подготовка специалистов в области медицинской психологии с современными глубокими медицинскими знаниями, необходимыми для организации лечебного процесса, решения диагностических, экспертных, психотерапевтических, профилактических задач, для понимания механизмов формирования внутренней картины болезни, вероятностного прогноза развития, течения, компенсации и декомпенсации различных форм психических и поведенческих, психосоматических расстройств, обоснования роли психологического фактора в их возникновении, и владеющих современными знаниями методологии и методов научных исследований в области медицинской психологии в аспекте принципов доказательной медицины.

 

Задачи программы включают: изучение психологических аспектов лечебного процесса; формирование навыков и умений по использованию современных клинико-психологических и экспериментально-психологических методов исследования в клинике при решении различных задач; приобретение специальных знаний по планированию и организации психодиагностического процесса в клиниках, анализа и интерпретации полученных результатов; совершенствование опыта практического применения психодиагностической информации при проведении психотерапии и психокоррекции, освоение принципов доказательной медицины, методологии проведения научных исследований в медицинской психологии.

 

 

Требования к уровню знаний аспиранта (адъюнкта), соискателя

 

В результате изучения дисциплины аспирант (адъюнкт), соискатель ученой степени должен знать:

  • теоретические основы медицинской психологии;
  • профессионально-этические нормативы в медицинской психологии;
  • международную классификацию психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра, иметь представление о других современных классификационных системах в области психиатрии (DSM-V);
  • принципы доказательной медицины, уровни доказательности для рекомендаций к практическому применению;
  • методологию проведения научных исследований в медицинской психологии;
  • организацию и проведение психодиагностического исследования в клинической практике;
  • техники построения интерпретационных схем при анализе результатов психодиагностического исследования;
  • принципы проведения психотерапии и психокоррекции;
  • основные психопатологические симптомы и синдромы;
  • основы клинической диагностики психических и поведенческих расстройств;
  • принципы создания психодиагностических инструментов, оценки их валидности и надежности.

Аспирант (адъюнкт), соискатель должен показать на экзамене профессиональные знания по основным разделам медицинской психологии и смежных дисциплин, владение современными психодиагностическими технологиями и методами психотерапии.

 

 

Содержание программы

 

Основы идеологии белорусского государства

Идеология белорусского государства. Модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь о праве граждан на охрану здоровья. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в Республике Беларусь. Государственная политика в области охраны здоровья и ее направленность.

Приоритетные направления демографической политики. Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы.

Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

 

Общая медицинская психология.

 

Общие категории медицинской психологии. Цели, задачи и структура медицинской психологии. Теоретико-методологические проблемы медицинской психологи. Основные понятия, термины, категории медицинской психологии. Основы доказательной медицины. Методология проведения научных исследований в медицинской психологии.

Основные концепции развития психических и поведенческих расстройств в медицинской психологии. Значение типологии личности в клинике. Классификационные схемы психологических типов. Поведенческие стили в клинике. Классификация личностных подходов в медицинской психологии. Психодинамические, поведенческие и социально-когнитивные концепции развития психических и поведенческих расстройств.

Ключевые слова: личность, когнитивная типология, поведенческие стили, концепции развития.

 

Социально-психологические аспекты медицинской психологии. Психология лечебного процесса. Ролевые функции социально-психологических факторов в развитии расстройств. Экономическая модель интеракции. Социальные факторы функционирования личности и психические расстройства. Социологические категории клинической психологии и модели развития расстройств. Психологические аспекты фармакотерапии. Способы достижения комплайенса. Плацебо-эффект: виды, плацебо-реактивность.

Ключевые слова: ролевые функции, интеракции, комплайенс, плацебо-эффект.

 

Копинг-поведение и механизмы психологической защиты. Классификация психосоциальных стрессоров. Функции стрессоров в развитии расстройств. Классификация и сущность копинг-стратегий. Сущность механизмов психологической защиты. Теории механизмов психологической защиты. Классификация механизмов защиты. Сущность, теории и критерии психической адаптации.

Ключевые слова: стрессоры, копинг-поведение, психологическая защита, адаптация.

 

Основы отношений и коммуникации в клинике. Теории отношений в медицинской психологии. Структура и виды коммуникации. Принципы терапевтических отношений. Особенности и принципы отношений и коммуникации с различными категориями пациентов.

Ключевые слова: коммуникации, терапевтические отношения.

 

Частная медицинская психология

 

Психологические аспекты депрессии. Психологические концепции депрессии. Когнитивные и психодинамические теории депрессии. Психологическая структура депрессивных переживаний. Депрессивный поведенческий стиль. Атрибутивные модели депрессии.

Ключевые слова: депрессия, стиль, атрибутивные стили.

 

Психологические аспекты невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Психологические факторы формирования неврозов. Виды психических травм. Роль акцентуаций характера в развитии невроза. Системно-интегративные модели тревожных расстройств.  Психологические концепции панического расстройства. Двухфакторная модель агорафобии. Психологические модели генерализованного тревожного расстройства и социофобии. Психологические факторы соматоформных расстройств. Циркулярная модель соматоформных расстройств, поддерживающие факторы.

Ключевые слова: невроз, психическая травма, тревожные расстройства.

 

Психологические аспекты шизофрении. Психологические концепции шизофрении. Психологическая структура и динамика переживаний при шизофрении. Социально-психологические и когнитивные модели шизофрении.

Ключевые слова: шизофрения, модели.

 

Психологические аспекты психических и поведенческих расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивных веществ. Психологические концепции расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивных веществ. Структурно-функциональный анализ личности с расстройствами, вызванных злоупотреблением психоактивных веществ. Поддерживающие факторы и циркулярные модели расстройств, вызванных злоупотреблением психоактивных веществ.

Ключевые слова: психоактивные вещества, модели.

 

Психологические аспекты сердечно-сосудистых расстройств и болезней органов дыхания. Психологические модели ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда. Структура личности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Типы поведенческой активности. Психологические модели артериальной гипертензии. Психологические концепции бронхиальной астмы.

Ключевые слова: сердечно-сосудистые расстройства, болезни органов дыхания, психологические модели.

 

Психологические аспекты заболеваний пищеварительной системы и почек. Психологические модели язвенной болезни. Особенности личности больных неспецифическим язвенным колитом. Психологические особенности пациентов с хронической почечной недостаточностью, проходящих гемодиализ. Психологические проблемы пациентов на гемодиализе.

Ключевые слова: заболевания пищеварительной системы, заболевания почек.

 

Психологические аспекты пациентов хирургической клиники. Психологические травмы хирургического пациента. Психологическая подготовка к операции. Психологические аспекты послеоперационного периода. Хирургическая травма как стрессовый фактор. Психологические аспекты травматологии. Психологические особенности ожоговых пациентов. Психологические переживания в состоянии шока. Психологические аспекты реанимации. Психологические аспекты нейрохирургии. Психологические аспекты в трансплантологии. Особенности взаимоотношений и коммуникации в хирургическом стационаре.

Ключевые слова: хирургический пациент, психологические особенности.

 

Психологические аспекты онкологических пациентов. Структура и динамика переживаний у онкологических пациентов. Психологические концепции онкологических заболеваний. Основы отношений и коммуникации с онкологическими пациентами. Психологическая реабилитация онкологических пациентов. Психологические аспекты онкологических хосписов.

Ключевые слова: онкологические пациенты, психологические аспекты, хосписы.

 

Психологические аспекты в клинике детских болезней.

Психологические особенности пациента ребенка. Основы отношений и коммуникации с пациентами детьми. Психологические модели и концепции детских болезней. Психосоциальные факторы педиатрической клиники. Психосоматические взаимоотношения в педиатрии.

Ключевые слова: пациент ребенок, модели, психосоматические взаимоотношения.

 

Клиническая психодиагностика

 

Общие аспекты клинической психодиагностики. Специфические особенности психодиагностики в клинике. Цели и задачи клинической психодиагностики. Основные диагностические концепции психодиагностики в клинике. Функциональный диагноз. Многомерность клинической психодиагностики. Тестовые установки в клинической психодиагностике. Создания психодиагностических инструментов, оценки их валидности и надежности

Ключевые слова: клиническая психодиагностика, функциональный диагноз.

 

Методы клинической психодиагностики. Самоотчеты и самонаблюдение. Беседа и интервью. Метод наблюдения. Биографический (анамнестический) метод. Изучение продуктов творческой деятельности обследуемых. Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления). Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера). Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.). Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн). Ценности, социальные установки (тест Рокича). Эмоционально-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.). Саморегуляция (методика «Уровень притязаний» Хоппе, субъ­ективная локализация контроля Роттера).

Ключевые слова: клинико-психологические методы, экспериментально-психологические методы.

 

Опросники в клинической психодиагностике. Общая характеристика опросников в клинической психодиагностике. Клинические опросники и шкалы. Специализированные личностные опросники и шкалы. Многошкальные личностные опросники.

Ключевые слова: опросники, шкалы.

 

Проективные методы и психосемантические методики в клинике. Общие основы проективной психодиагностики. Классификация проективных методов. Проективные методики в клинике. Основы экспериментальной психосемантики. Психосемантические методики в клинике.

Ключевые слова: проективные методики, психосемантические методики.

 

Системные психодиагностические методики. Основы компьютерной психодиагностики в клинике. Общая характеристика системных методик. Миннесотский Многошкальный Личностный Опросник (MMPI). Метод Чернильных Пятен Роршаха. Компьютерная психодиагностика.

Ключевые слова: системные методики, компьютерная психодиагностика.

 

Структура и организация психодиагностического процесса в клинике. Этапы психодиагностического процесса в клинике. Принципы психодиагностического заключения в клинике. Структура психодиагностического заключения. Типичные ошибки интерпретации результатов психодиагностики. Психологический диагноз.

Ключевые слова: этапы, заключения, психологический диагноз.

 

Психотерапия

 

Общие положения психотерапии. Интердисциплинарный характер психотерапии. Факторы лечебного действия в психотерапии. Важнейшие этические аспекты психотерапии.

Ключевые слова: факторы, этические аспекты.

 

Классический психоанализ. Теория психоанализа. Ключевые понятия психоанализа. Техники, приемы интерпретации.

Ключевые слова: психоанализ, техники, интерпретация.

 

Гештальт-терапия.

Теория гештальт-терапии. Особенности невротической личности. Основные понятия гештальт-терапии. Техники гештальт-терапии.

Ключевые слова: гештальт-терапия, личность, техники.

 

Рациональная психотерапия. Эмоционально-стрессовая психотерапия. Теоретические основы рациональной терапии. Диалог в рациональной терапии. Область использования рациональной психотерапии в клинической практике. Эмоционально-стрессовая психотерапия.

Ключевые слова: рациональная психотерапия, диалог.

 

Когнитивно-поведенческая терапия. Теоретические основы поведенческой терапии. Цели и техники поведенческой терапии. Теоретические основы когнитивной терапии. Когнитивные модели. Когнитивные техники. Когнитивная терапия депрессий.

Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, техники, модели, депрессия.

 

Групповая психотерапия. Теоретические основы групповой терапии. Основные понятия. Виды групповой психотерапии. Групповая динамика.

Ключевые слова: групповая терапия, виды, динамика.

 

Телесноориентированная психотерапия. Психическая саморегуляция. Теоретические основы телесноориентированной психотерапии. Основные понятия.

Основные техники. Аутогенная тренировка. Прогрессивная мышечная релаксация.

Ключевые слова: телесноориентированная психотерапия, аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация.

 

Интернет-ориентированные технологии в психотерапии

Ключевые слова: интернет, психотерапия

 

Психиатрия

 

Организация психиатрической помощи. Организация оказания психиатрической помощи населению. Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» Нормативные документы, регулирующие оказание психиатрической помощи. Концепция развития психиатрической помощи в Республике Беларусь.

Ключевые слова: классификация, закон, нормативные документы, концепция развития психиатрической помощи Республики Беларусь.

 

Психопатологические симптомы и синдромы психических и поведенческих расстройств. Патология ощущений, восприятий, памяти, интеллекта, мышления, эмоций, воли, моторики, сознания. Основные психопатологические синдромы и заболевания, при которых они преимущественно встречаются.

Ключевые слова: патология, симптомы, синдромы, заболевание.

 

Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Деменции. Органические расстройства личности и поведения.

Ключевые слова: поздний возраст, сосудистые, соматические, органический.

 

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления определенных групп психоактивных веществ: острая интоксикация, употребление с вредными последствиями, синдром зависимости, состояние отмены, психотические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

Ключевые слова: психоактивные вещества, зависимость, психотическое, состояние отмены.

 

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Шизофрения, диагностические критерии, основные клинические формы, типы течения. Шизотипическое расстройство, диагностические критерии, дифференциальная диагностика. Хронические бредовые расстройства (бредовое расстройство, инволюционный параноид) диагностические критерии. Шизоаффективное расстройство, диагностические указания, дифференциальная диагностика.

Ключевые слова: шизофрения, шизотипические расстройства, диагностические критерии.

 

Аффективные расстройства настроения. Общая характеристика группы. Основные критерии, лежащие в основе классификации данной группы расстройств. Маниакальный эпизод, диагностические указания, клинические проявления, дифференциальный диагноз. Депрессивный эпизод, диагностические указания, клинические проявления, дифференциальный диагноз. Биполярное аффективное расстройство, диагностика, клиника, подходы к лечению и профилактике. Рекуррентное депрессивное расстройство, диагностика, клиника, лечение. Хронические расстройства настроения, циклотимия, дистимия, диагностические критерии.

Ключевые слова: аффективное расстройство, депрессия, мания, реккурентное расстройство.

 

Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых. Специфические расстройства личности, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации. Хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации. Расстройства привычек и влечений, диагностические критерии, клиника, основы лечения и реабилитации.

Ключевые слова: личность, специфические, хронические, привычки, влечения.

 

Умственная отсталость. Диагностические критерии и клинические проявления разной по тяжести степени умственной отсталости. Дифференциальная диагностика. Вопросы реабилитации.

Ключевые слова: умственная отсталость, степени, реабилитация.

 

Нарушения психологического развития. Специфические расстройства развития речи. Специфические расстройства развития школьных навыков. Специфическое расстройство развития двигательных функций. Общие расстройства развития. Детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера.

Ключевые слова: расстройства развития специфические, аутизм.

 

Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Гиперкинетические расстройства. Расстройства поведения. Смешанные расстройства поведения и эмоций. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста. Расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности, реактивное и расторможенное). Неорганический энурез и энкопрез. Заикание.

Ключевые слова: поведение, специфические расстройства, эмоциональные расстройства, энурез, заикание.

 

 

Список литературы

 

Основная литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – Спб.: Питер, 2001. – 688 с.
  2. Беременность, роды и послеродовый период: физиология, психопатология, психотерапия и психопрофилактическая подготовка: моногр. / Э. П.Станько [и др.]. – Гродно : ГрГМУ, 2005. – 195 с.
  3. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков: моногр. / О. А. Астахова [и др.]. – СПб. : Речь, 2003   551 с
  4. Бундало, Н. Л. Хроническое посттравматическое стрессовое расстройство: моногр. / Н. Л. Бундало. – Красноярск : КраГМУ, 2009. – 349 с.
  5. Евсегнеев, Р. А. Психиатрия в общемедицинской практике: Руководство для врачей / Р. А. Евсегнеев. – М: ООО «Медицинское информационное агенство», 2010. – 592 с.
  6. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения: научное издание / А. Ю. Егоров, С. А.Игумнов. – СПб.: Речь, 2010. – 398 с.
  7. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А.Игумнов. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
  8. Игумнов, С. А. Стресс и стресс-зависимые заболевания / С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев. – СПб.: Речь, 2011. – 346 с.
  9. Ковалевская, Т. Н. Влияние задержки внутриутробного роста и развития плода на социально-психологическую адаптацию детей на различных этапах онтогенеза: моногр. / Т. Н. Ковалевская. – Витебск: ВГУ, 2015. – 225 с.
  10. Лаврова, О. В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации. Введение в философскую психологию: моногр. / О. В. Лаврова. – СПб.: ДНК, 2001. – 419 с.
  11. Монина, Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 181 с.
  12. Поройков, С. Ю. Психологические типы: моногр. / С. Ю. Поройков. – Москва: Инфра-М, 2015. – 261 с
  13. Практический психоанализ: моногр. / О. Д. Агапов [и др.]. – Москва : RuScience, 2017. – 347 с.
  14. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. Г. Тиганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 624 с.
  15. Психотерапия детей и подростков / Х. Ремшмидт [и др.]; под ред. Х. Ремшмидта. – М.: Мир, 2000. – 656 с.
  16. Садвакасова, З. М. Технологии работы с детьми девиантного поведения: арт-педагогический аспект: моногр. / З. М. Садвакасова. – Алматы : Казак университеті, 2016. – 271 с.
  17. Тришин, Л. С. Клинико-психологическая оценка пограничных состояний: монография / Л. С. Тришин. – Минск: Бестпринт, 2012. – 186 с.
  18. Флетчер, Р. Клиническая эпидемиология: основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнер. – М.: Медиа Сфера, 1998. – 352 с.
  19. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Дніпропетровськ : Пороги, 2006. – 193 с.

 

Дополнительная литература

  1. Алексеев, Б. Е., Ювенильная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник / Б. Е.Алексеев, В. А. Доморацкий. – Минск: В.И.З.А.ГРУПП, 2009. – 352 с.
  2. Доморацкий, В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств / В. А.Доморацкий. – М.: Академический проект; культура, 2009. – 470 с.
  3. Медведев, А. С. Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции наркозависимого поведения / А. С. Медведев, М. Г. Чухрова. – Минск: Изд. «Ковчег», 2012. – 180 с.
  4. Скугаревская, Е. И. Клиническая психиатрия. Детский возраст: учеб.пособие / Е. И. Скугаревская [и др.]; под ред. Е. И. Скугаревской. – Минск: Вышейшая школа, 2006. – 454 с.
  5. Скутаревская, М. М. Продром шизофрении: синдром риска первого психоза: моногр. / М. М. Скугаревская – Минск – Изд.цент БГУ, 2014. – 183 с.
  6. Психиатрия и наркология. / Иванец Н. Н., Тюльпин Ю. Г., Чирко В. В., Кинкулькина М. А. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 832 с.