13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Приказ Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 января 2019 г. № 16
 

I.   Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Педагогические науки.

 

II.  Формула специальности

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры – отрасль педагогической науки, исследующая теоретические и научно-прикладные проблемы совершенствования системы физического воспитания, массового физкультурного движения, подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений, спорта инвалидов, физической реабилитации, эрготерапии, оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры, туризма; биомеханические основы физических упражнений.

 

III.  Области исследований:

1. Физическое воспитание и управление физкультурным движением:

- науковедческие проблемы теории физического воспитания (история и социология физической культуры и спорта при преобладании решения педагогических и методических вопросов физического воспитания, спортивной тренировки, физической реабилитации, оздоровительной и адаптивной физической культуры, историко-логическое и теоретическое исследование тенденций формирования, эволюции и преобразования научных знаний в области физической культуры и спорта);

-теоретико-методические проблемы содержания физкультурного образования (общего, специального, среднего, высшего), программные и нормативные основы физического воспитания;

  • теоретические и научно-прикладные проблемы педагогического обоснования процесса освоения и совершенствования двигательных действий на основе кинематического и динамического анализа техники упражнений, рационального сопряжения параметров технических средств с антропометрическими и физиологическими параметрами человека и компьютерного синтеза различных вариантов биомеханической структуры моделируемого движения;
  • педагогические особенности формирования физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности и их разновидности) в зависимости от биомеханических закономерностей их проявления;
  • дидактические аспекты использования знаний о биомеханических закономерностях физических упражнений в системе подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта;
  • обоснование физкультурно-оздоровительных, реабилитационных, эрготерапевтических систем и программ;
  • организационные и нормативные основы управления и планирования развития физической культуры и спорта, физкультурного движения;

2. Подготовка спортивного резерва:

  • спортивная ориентация и отбор юных спортсменов;
  • теоретические и организационно-методические проблемы подготовки и управления подготовкой спортивного резерва в специальных спортивных учреждениях образования и в адаптивном спорте;
  • биомеханическое обоснование особенностей разработки и применения технических средств и тренажеров в системе подготовки юных спортсменов; оптимизация структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва;

3. Подготовка спортсменов высокой квалификации:

  • спорт как общественно-педагогическое явление (исследование его социально-воспитательных функций, принципов и форм целесообразного управления спортивным движением);
  • организационно-методические и нормативные основы спорта высших достижений, теоретико-педагогические проблемы общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и интегральной подготовки спортсменов высокой квалификации, восстановления и повышения работоспособности, физической реабилитации спортсменов;
  • содержание, методы и организация многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации в видах спорта;
  • основы прогнозирования и программирования процесса совершенствования спортивного мастерства;
  • совершенствование организации, средств и методов спортивной подготовки инвалидов (адаптивный спорт);
  • разработка и методика применения технических средств и тренажеров в тренировке, реабилитации спортсменов, спортсменов-инвалидов.

4. Формы, методы и организация физкультурно-оздоровительной работы и массового физкультурного движения:

  • физическая культура как компонент здорового образа жизни (валеологические и социально-воспитательные аспекты);
  • научно-методические проблемы направленного использования физической культуры как фактора повышения эффективности трудовой деятельности, повышения работоспособности и активного долголетия с учетом половых и возрастных особенностей, физической подготовленности и состояния здоровья (проблемы физической рекреации);
  • обоснование и методика применения технических средств и тренажеров в занятиях с оздоровительной и реабилитационной направленностью;
  • программное, нормативное и методическое обеспечение занятий различными видами туризма, как средства оздоровления и физической реабилитации, организация (менеджмент) туристской деятельности.

5. Теоретико-методические основы адаптивной физической культуры:

  • научно-методические проблемы физического воспитания инвалидов с целью их адаптации к трудовой, социальной, бытовой и творческой деятельности;
  • обоснование реабилитационных, физкультурно-оздоровительных, эрготерапевтических систем и программ;
  • физическая реабилитация и рекреация инвалидов и лиц с отклонениями в физическом развитии, ограниченными функциональными возможностями средствами физической культуры и спорта;
  • совершенствование организации, средств и методов спортивной подготовки инвалидов, применения технических средств и тренажеров в адаптивной физической культуре (адаптивный спорт);

6. Физическая, технико-тактическая и профессионально-прикладная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта:

  • методологические основы профессионального образования специалистов в сфере физической культуры и спорта; закономерности, принципы, обоснование, разработка и реализация концепций и систем профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта;
  • теоретико-методические проблемы профессионально-прикладной физической подготовки допризывников, курсантов, военнослужащих, сотрудников подразделений и курсантов МВД, и сотрудников отделов специального назначения.

 

IV. Смежные специальности:

  • 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи);
  • 13.00.08 – теория и методика профессионального образования;
  • 01.02.08 – биомеханика.

 

V. Разграничения со смежными специальностями  

В отличие от специальности 13.00.01 – общая педагогика, в специальности 13.00.04 используются общепедагогические принципы, средства и методы при научном обосновании проблем, связанных с проведением учебно-тренировочных занятий со спортсменами и занятий по физическому воспитанию с различными возрастными группами и контингентами населения.

В отличие от специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи), в специальности 13.00.04 используются педагогические принципы теории и методики обучения и воспитания в обосновании многолетнего тренировочного процесса спортсменов и физического воспитания учащейся молодежи с учетом состояния здоровья.

В отличие от специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, в специальности 13.00.04 исследуется физическая, технико-тактическая и профессионально-прикладная подготовка.

В отличие от специальности 01.02.08 – биомеханика, в специальности 13.00.04 исследуется техника движений человека, включая физические упражнения, разрабатываются и совершенствуются методики физического воспитания (спортивной тренировки), на основе биомеханически обоснованных эффективных и рациональных параметров систем целенаправленных движений человека, адаптированных с учетом педагогических задач, математического компьютерного моделирования, обосновывается функционирование тренажерных и технических средств физической культуры для различных возрастных групп и контингентов населения.

Специальность 13.00.04 не включает:

1. Философские, социологические, исторические, экономические и другие исследования, выполненные на материале физической культуры и спорта, если они не соответствуют перечисленной выше проблематике и не представлены в указанных аспектах.

2. Преимущественно биологические, экологические, генетические, психологические и другие исследования, если они не решают перечисленных проблем и не представлены в педагогических аспектах.