17.00.02 – музыкальное искусство

специальность

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 6 марта  2018 г. № 64

 

I.Отрасль науки

 

Искусствоведение     

 

II.Формула специальности

 

          Содержанием специальности 17.00.02  является исследование круга проблем, связанных с музыкой как особым видом искусства, как сферы духовно-практической деятельности человека в системе культуры, взятой во всем разнообразии её составляющих: истории (с древнейших времен до наших дней всех регионов мира), теории (в совокупности всех её дисциплин), видов творчества (народного и профессионального), форм (композиторской, исполнительской, педагогической) и областей музыкального искусства в социокультурном функционировании.

          Объектом  исследования  в  рамках  данной  специальности являются  бытие музыки в различных культурно-исторических контекстах, специфика как вида искусства, её взаимодействие с другими видами искусства в процессе исторической эволюции, место и роль музыки разных стран и народов в мировом художественном процессе.

 

III. Области исследований

 

        -  музыковедение     как     область     гуманитарной  науки: теория, история, методология;

-    музыка    как      вид     искусства      (театральная,      вокальная, инструментальная);

-    музыкальное содержание, сущность музыки;

-   музыка во взаимодействии с другими видами искусств, наукой, философией, религией;

-    история музыки зарубежных стран;

-    история белорусской музыки;

-    духовная музыка;

-    музыка быта;

        -    теория  музыки:  музыкальный    язык,    жанр,    стиль,   форма, мелодика, ритмика,  гармония,   полифония,  композиторская  техника;

-    музыкальная терминология;

-    музыкально-теоретические системы;

        -    сольфеджио:    теория,   история,   система      вокализирования, воспитание музыкального слуха;

      -  музыковедческий анализ в изучении элементов музыки и музыкальной  целостности;

     -    этномузыкознание    (традиционная       музыкальная культура – песенная,   песенно-танцевальная,  инструментальная);

-     музыкальная палеография, медиевистика;

-     музыкальная нотация;

-     органология,    включая    средства   музыкальной электроники: история, теория; устройство;

-    инструментоведение,  оркестр;

-    дирижерское искусство;

      -    музыкальная критика и публицистика (журналистика): история и теория;

-    музыкальная текстология и источниковедение;

-    музыкальная культура и музыка в системе культуры;

-    музыкальное краеведение;

-    музыкальная семиотика (включая музыкальную семантику);

-    музыкальная психология, музыкальное мышление;

-    музыкальная социология;

-    музыкальная акустика;

-    информационные технологии и музыка;

-    деятельность музыкальных обществ и организаций;

      -    музыкально-исполнительское     искусство:    теория,    история, практика;

        -   музыковедение    и    специальное   музыкальное   образование: теория, история.

 

IV. Смежные специальности

 

17.00.01 – театральное искусство;

17.00.03 – кино-, теле- и другие экранные искусства;

17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура;

17.00.09 – теория и история искусства.

 

V. Разграничение со смежными специальностями

 

Специальность 17.00.02 предусматривает изучение музыки во всем ее многообразии как основного объекта и предмета исследования, как репрезентанта автономного художественного образа. При этом использование методологии и фактологического материала из смежных специальностей (17.00.01 – театральное искусство;  17.00.03 – кино-, теле- и другие экранные искусства; 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура; 17.00.09 – теория и история искусства) допустимо лишь в тех случаях, когда это обусловлено необходимостью выявления конкретных или специфических связей музыки с другими видами искусств.

В отличие от специальности 17.00.01  исследования по специальности 17.00.02 изучают музыку, представленную в виде партитур, клавиров, аудио- и видеозаписей, предметно, как носителя самостоятельного художественного образа в специфических музыкально-сценических жанрах: оперном и балетном спектакле, мюзикле, музыкальной комедии и оперетте, вне её связей с действием (режиссурой), игрой актеров и драматургией спектакля, а также изучает сценическое воплощение композиторского замысла, историю создания музыкально-театрального спектакля, его идейно-образное содержание и связь с литературной основой (либретто).

Исследования по специальности  17.00.02  отличаются от специальности  17.00.03 тем, что  музыковедение изучает музыку, представленную в виде партитур, клавиров, аудио- и видеозаписей, предметно, как носителя самостоятельного художественного образа в инструментальных (симфония, концерт), вокальных (хор, кантата, оратория) и специфических музыкально-сценических (опере, балете, мюзикле, музыкальной комедии и оперетте) жанрах вне её связей с действием (режиссурой), игрой актеров и драматургией кинофильмов, телефильмов и других жанровых разновидностей экранных искусств,  а также изучает историю её создания, идейно-образное содержание и связь с литературной основой (сценарием).

Специальность 17.00.02  отличается от специальности   17.00.04  тем, что в её рамках  изучается  музыка как наполненный выразительным смыслом звукотоновый материал, представленный в виде партитуры, клавира, аудио- и видеозаписи и предназначенный для исполнения, а также устройство и фактурное изложение музыкальных инструментов, исключая художественное оформление композиторского текста и музыкальной органики.

 В отличие от специальности 17.00.09  исследования по специальности 17.00.02  предполагают изучение музыки во всем многообразии ее видов (академическая музыка и фольклор) и форм (крупные, малые), представленной  в виде партитур, клавиров, аудио- и видеозаписей, предметно, в качестве носителя самостоятельного художественного образа в инструментальных (симфония, концерт, камерная инструментальная музыка), вокальных (хор, кантата, оратория, камерная вокальная музыка) и музыкально-сценических (опере, балете, мюзикле, музыкальной комедии и оперетте) жанрах на основе музыковедческого методологического инструментария, а также музыкальную органику, теорию, историю профессиональной (академической) музыки, музыкальный фольклор, специальное музыкальное образование, концертное исполнительство и различные формы музыкальной деятельности.