19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 октября 2018 г. № 245
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Психологические науки

 

II. Формула специальности

Общая психология – область психологической науки, предметом исследования которой является установление закономерностей  функционирования психики, изучение динамики и характеристик познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых процессов, состояний и свойств личности.

Психология личности – область психологической науки, предметом исследования которой является изучение сознания, самосознания личности в процессе деятельности и общения; изучение индивидуальных различий, индивидуального стиля поведения личности, детерминированных генетическими и социокультурными факторами.

История психологии – это область психологической науки, предметом исследования которой является изучение этапов становления психологии как науки, научных предпосылок возникновения различных отечественных и зарубежных направлений и отраслей в психологии, развития психологических концепций.

 

III. Области исследований:

  1. Разработка методологии, конструирование и апробация методов психологической науки. Психометрика.
  2. Исследование проблем развития психики, сознания и самосознания человека в анторопогенезе, филогегезе, онтогенезе и социогенезе.
  3. Изучение движущих сил и закономерностей формирования и развития психических процессов и психических состояний, психических свойств и психологических качеств личности взрослого человека;
  4.  Исследование познавательной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер взрослого человека.
  5. Психофизическая проблема и изучение психофизических закономерностей. 
  6. Психологические проблемы активности и деятельности, регуляции и саморегуляция поведения человека.
  7. Психологические проблемы речевого общения. Психолингвистика и психосемантика.
  8. Психология способностей. Исследование различных видов творчества и их психологические механизмы.
  9. Психические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание и личность.
  10. Психология индивидуальных и половых различий, психогенетика.
  11. Стилевые характеристики и психологическая адаптация человека.
  12. Устойчивость и ситуационная обусловленность поведения.  Структура и типология характера.
  13. Структура личности и проблема субъекта в психологии. Самопознание и самоотношение.
  14. Жизненный путь и субъективная картина жизненного пути личности. Время в сознании личности.
  15. Мотвационно-смысловые отношения личности.
  16. Исследование мировоззрения  и образа мира в сознании личности.  Психология смысла.
  17. Психология культуры и личность.
  18. История отечественной и зарубежной психологии. Исторические этапы становления психологии как науки.
  19. Историческая динамика научных представлений о психике, сознании и личности.
  20. Этнопсихология.
  21. Динамика взглядов на взаимосвязь теоретической, экспериментальной и практической психологии.
  22. Научные предпосылки возникновения различных отечественных и зарубежных направлений, дифференциация и интеграция отраслей психологической науки, их проблемы.

 

IV. Смежные специальности

  • 19.00.02 – психофизиология
  • 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика
  • 19.00.04 – медицинская психология
  • 19.00.05 – социальная психология
  • 19.00.06 – юридическая психология
  • 19.00.07 – педагогическая психология
  • 19.00.10 – коррекционная психология
  • 19.00.13 – психология развития, акмеология

 

V. Разграничения со смежными специальностями

 

В отличие от смежных специальностей, предметом исследования специальности 19.00.01 являются теоретически и экспериментально обоснованные принципы, методы, категории и общие психологические закономерности, связанные с изучением динамики и характеристик познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых процессов, состояний, свойств личности и индивидуальных различий, детерминированных генетическими и социокультурными факторами, исторический анализ развития психологических теорий, этапов становления психологической науки.

 

Изучение физиологических оснований функционирования психики и   исследование нейрофизиологических механизмов и закономерностей относится к специальности 19.00.02 – психофизиология.

 

Содержанием специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика является исследование психологических факторов и закономерностей становления и развития субъекта труда (индивидуального, группового), психологических закономерностей развития форм трудовой деятельности, а также исследование психологических механизмов взаимодействия в системе «человек-машина-среда»

 

Психологические аспекты деятельности врача, медицинского персонала, психологию больных, психические факторы возникновения психосоматических (соматотропных) заболеваний рассматривает специальность 19.00.04 – медицинская психология.

 

Изучение особенностей социального взаимодействия людей, психологическая характеристика социальных групп, межличностных отношений и психологических закономерностей поведения людей в различных группах и коллективах, относится к специальности 19.00.05 – социальная психология.

 

Изучение психологических механизмов и закономерностей в правоохранительной, правоприменительной и законотворческой деятельности, психологические аспекты правовых отношений в системе «человек – право» относится к специальности 19.00.06 – юридическая психология.

 

Изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, формирования и развития личности в педагогическом процессе, выявление психологических условий развития педагогических коллективов и учреждений образования, психологическая коррекция познавательного и личностного развития обучающихся относится к специальности 19.00.07 – педагогическая психология.

 

Изучение психологических и психофизиологических особенностей детей и взрослых с психическими, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоционально-волевыми отклонениями в развитии; коррекция и социально-психологическая адаптация людей с отклонениями и нарушениями развития относятся к специальности 19.00.10 – коррекционная психология.

 

Вопросы развития психики в онтогенезе, обусловленные различными условиями жизнедеятельности; психологические условия достижения личностной, социальной и профессиональной зрелости относятся к специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.