19.00.07 – педагогическая психология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 13 декабря 2018 г. № 304
 
 

I. Отрасль науки

 

Психологические науки

 

II. Формула специальности

 

Педагогическая психология – область психологической науки, предметом исследования которой является изучение фактов, механизмов и закономерностей развития психики индивидуальных и коллективных субъектов образовательного процесса в условиях их обучения и воспитания; механизмов и закономерностей социализации и личностного развития обучающихся в условиях образовательного процесса; условий эффективного функционирования образовательных систем и деятельности педагога.

 

III. Области исследования

 

1. Механизмы и закономерности развития психики субъектов образовательного процесса:

 

Психологические характеристики освоения социокультурного опыта и социализации обучающихся, их творческой самореализации в образовательном процессе.

Формирование жизненных ценностей и самосознания субъектов в образовательном процессе.

Психологические характеристики познавательных психических процессов и интеллектуальной сферы обучающихся.

Психологические характеристики эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Психологические характеристики мотивационно-потребностной сферы обучающихся.

Развитие индивидуально-психологических характеристик (темперамент, характер, способности) обучающихся в процессе обучения и воспитания.

Психологические характеристики направленности и личностного развития различных категорий обучающихся.

Профессиональная направленность, профессиональное самоопределение и становление обучающихся.

 

2. Механизмы и закономерности эффективных образовательных систем  и деятельности педагога

 

Психологические особенности и характеристики эффективного обучения и воспитания на разных ступенях образования (дошкольное, общее среднее, профессиональное, высшее, дополнительное образование взрослых).

Психологические характеристики современных форм обучения, воспитания и развития личности обучающихся.

Психология личности педагога.

Психология педагогического контроля. Психологические особенности педагогического управления, технологизации образовательной среды.

Педагогическое общение в системе «педагог–педагог», «педагог–обучающийся», «педагог–родитель».

Академические, коммуникативные и организационно-педагогические способности педагога.

Психология семейного воспитания.

Психология межличностных отношений и взаимодействия в условиях ученического коллектива (группы); обучение и воспитание в различных этнических группах.

Психологические характеристики научения в условиях современных форм обучения (неформального, дистанционного, информального и др.).

Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.

Психологическая культура субъектов образовательного процесса.

 

IV. Смежные специальности

  • 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
  • 19.00.05 – социальная психология
  • 19.00.13 – психология развития, акмеология

 

V. Разграничения со смежными специальностями

 

В отличие от специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, специальность 19.00.07 – педагогическая психология изучает закономерности и механизмы психических процессов, состояний и свойств личности субъектов образовательного процесса. Общие психические закономерности, теоретически и экспериментально обоснованные принципы и методы, основные понятия и категории психологии, связанные с выявлением законов возникновения и функционирования психики, изучением динамики и характеристик психических процессов, состояний и свойств личности, познанием природы индивидуальных различий в чертах, качествах и свойствах, индивидуальном стиле поведения человека, детерминированных генетическими и социокультурными факторами и проявляющимися в своеобразии адаптации к различным аспектам жизнедеятельности, изучением развития психологических идей, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействием психологической науки и социальной практики, относятся к специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

 

Специальность педагогическая психология со специальностью 19.00.13 – психология развития, акмеология имеет общий объект – развивающийся человек, но, в отличие от них, изучает условия и факторы формирования психологических особенностей и психических новообразований в образовательном процессе или иных специально организованных формах педагогического взаимодействия с обучающимися.

 

Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического и социального развития к другим, обусловленные различными условиями существования и жизнедеятельности, относятся к специальности 19.00.13.

 

В отличие от специальности 19.00.05 – социальная психология педагогическая психология рассматривает малые группы и социально-психологические явления в них как факторы и условия формирования личности субъектов образовательного процесса, изучает межличностные отношения, межличностное взаимодействие и педагогическое общение в образовательном процессе; личность педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса.