05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность (психологические науки)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 10.11.2014 № 243
 

ВВЕДЕНИЕ

Пожарная и промышленная безопасность – междисциплинарное научное направление, предметом исследований которого являются: технические, технологические, организационные и психологические факторы, характеризующие защищенность личности, общества, объектов экономики и окружающей среды от пожаров, взрывов и промышленных аварий; процессы возникновения, развития пожаров, взрывов, промышленных аварий, а также их последствий; средства и способы предупреждения и ликвидации пожаров, взрывов и аварий, эвакуации и спасания людей.

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: «Общая психология», «Инженерная психология», «Психология безопасности», «Психология управления», «Безопасность объектов, зданий и сооружений», «Тактика проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

Цель изучения курса – подготовка аспирантов (адъюнктов) и соискателей к использованию современных методов, процедур и технических средств обеспечения пожарной и промышленной безопасности, решению на высоком уровне научных и практических задач в предметной области своих исследований, а также исследованию психологических проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи

Для достижения указанной цели аспирант (адъюнкт), соискатель должен:

  • изучить психологические факторы, сопровождающие техногенные чрезвычайные ситуации, а также психологические аспекты деятельности и проблемы надежности специалистов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных пожарами, взрывами и промышленными авариями;
  • исследовать особенности профессионального психологического отбора в системе пожарной и промышленной безопасности, а также психологические технологии подготовки, переподготовки и повышения квалификации, научные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • изучить возможные воздействия на психику человека опасных факторов пожара, промышленных аварий, а также методы и средства, способствующие формированию психологической устойчивости человека как показателя уровня его безопасности при пожарах и промышленных авариях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ

В результате изучения курса аспирант (адъюнкт), соискатель должен:

  • знать психологические факторы, сопровождающие техногенные чрезвычайные ситуации;
  • иметь представление о психологических аспектах деятельности и проблемах надежности специалистов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных пожарами, взрывами и промышленными авариями;
  • знать особенности профессионального психологического отбора в системе пожарной и промышленной безопасности;
  • знать психологические технологии подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также научные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям ;
  • знать особенности воздействия на психику человека опасных факторов пожара, промышленных аварий;
  • иметь представление о методах и средствах, способствующих формированию психологической устойчивости человека как показателя уровня его безопасности при пожарах и промышленных авариях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, а также обеспечивается защита людей и материальных ценностей от воздействия его опасных факторов.

Промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Расчетное время эвакуации – время эвакуации людей из помещений, зданий, сооружений, определенное расчетным путем по данным о размерах эвакуационных путей и выходов, а также параметров движения людей.

Стресс – ответная реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Психическая напряженность – психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.

Правила безопасности труда – узаконенные нормы, указывающие как можно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории производства, чтобы избежать несчастных случаев и аварий.

Психологический механизм – отражение на субъективном уровне объективных процессов, которые обеспечивают взаимодействие человека и окружающей среды.

Психическое отражение – активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям.

Профессиональная надежность субъекта труда – уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций.

Специфические реакции – реакции, происходящие на психологическом уровне.

Психологическая подготовка – процесс формирования, закрепления и активации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи.

Психологический профессиональный отбор – выявление уровня развития потребных психофизиологических качеств, способствующих эффективной деятельности человека.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Личность и ее безопасность

Ключевые слова:

Травматизм, качества личности, подверженность несчастным случаям, устойчивые и временные факторы, эмоциональные состояния

Качества личности и их взаимосвязь с безопасностью. Методология изучения связи качеств личности и ее безопасности. Теория психологической предрасположенности к несчастным случаям. Изучение связи индивидуальных качеств с несчастными случаями: комплексный подход; влияние психофизиологических, социальных и производственных качеств. Устойчивые и временные факторы: режимы труда и несчастные случаи; устойчивые факторы; временные факторы. Психофизические закономерности обнаружения человеком первых признаков пожара и принятия решений о последовательности в системе первоначальных поведенческих актов. Психофизиологическая теория функционирования систем об изменении эмоциональных состояний человека и его двигательной активности при росте риска опасности.

Тема 2. Деятельность и ее безопасность

Ключевые слова:

Факторы безопасности, предметная деятельность, информационные и энергетические процессы, мотивация, рискованное поведение, индивидуальная готовность к риску

Труд и его опасность. Факторы безопасности труда. Общие положения теории предметной деятельности и ее приложение к вопросам безопасности труда. Структура предметной деятельности. Организация предметного действия в сфере информационных и энергетических процессов. Влияние мотивации на безопасность деятельности. Замещение мотивов. Конфликты мотивов. Практические методы оценки мотивов к безопасной работе. Понятие риска, причины рискованного поведения и методы определения склонности к риску. Связь индивидуальной готовности к риску с несчастными случаями.

Тема 3. Современная психология труда

Ключевые слова:

Психические регуляторы труда, биоритмы, психологические механизмы адаптации, профессиональная пригодность

Категории «деятельность» и «труд» в психологии. Психические регуляторы труда. Работоспособность и функциональные состояния. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности. Принципы определения профессиональной пригодности и процесс ее формирования. Особенности деятельности в системах «человек-человек», «человек-техника».

Тема 4. Психологические аспекты повышения работоспособности и оптимизации функциональных состояний

Ключевые слова:

Трудоспособность, работоспособность, утомление, труд, функциональное состояние

Трудоспособность, работоспособность (актуальная, потенциальная). Факторы (внешние и внутренние), обусловливающие работоспособность человека. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности. Закономерности (фазы) динамики работоспособности в процессе труда.

Функциональное состояние – основные подходы к изучению, определение с позиций системно-структурного подхода. Классификация функциональных состояний человека в труде (общие и специфические). Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний. Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

Методы оптимизации функциональных состояний.

Тема 5. Психологические вопросы безопасности труда

Ключевые слова:

Травматизм, аварийность, психологический анализ, безопасность поведения, трудовая деятельность, несчастные случаи

«Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Объективные и субъективные причины несчастных случаев. Сущность и содержание психологического анализа и профилактики несчастных травматизма в чрезвычайных ситуациях.

Психологические средства повышения безопасности поведения человека в трудовой деятельности. Психологический анализ несчастных случаев, ошибок и травматизма в работе спасателя.

Тема 6. Экстремальная психология

Ключевые слова:

Психическая реакция, экстремальные способности, экстремальная подготовка, стресс

Психогенный характер экстремальных ситуаций. Психические основы поведения человека в экстремальных ситуациях. Психология групп в экстремальных ситуациях. Экстремальные способности и экстремальная подготовленность человека. Основы экстремальной подготовки. Методическая система экстремальной подготовки. Психологическое обеспечение деятельности людей в чрезвычайных ситуациях.

Тема 7. Психические состояния в экстремальных ситуациях

Ключевые слова:

Психическая напряженность, биологический стресс, психологический стресс, адаптация, фрустрация, элиминация страха

Характеристика состояния психической напряженности. Биологический и психологический стресс и его профилактика. Негативные и позитивные изменения психической деятельности в экстремальных условиях. Активация и тонус как важные параметры психических состояний в экстремальных ситуациях. Влияние эмоций на эффективность деятельности в затрудненных условиях. Оценка возможности положительной адаптации к фрустрации. Обучение различным способам элиминации страха.

Тема 8. Проблема надежности человека при ликвидации пожара

Ключевые слова:

Устойчивость человека, отказ, факторы и характеристики надежности,

Понятие психологической устойчивости человека. Понятие отказа, факторы и характеристики надежности. Оценка стабильности и устойчивости индивидуальных показателей человека. Эмоциональная устойчивость и способы ее оценки. Изучение устойчивости навыков при дефиците времени.

Тема 9. Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях

Ключевые слова:

Управленческая задача, психологическое сопровождение, личностно-профессиональные качества

Усложнение управленческих задач в современных условиях и необходимость психологического сопровождения управленческой деятельности. Психологические исследования системы ценностей современных управленцев. Обзор личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих эффективную управленческую деятельность в кризисных и экстремальных ситуациях.

Тема 10. Теория отражения и безопасность. Современные методы профессионального психологического отбора в системе пожарной и промышленной безопасности

Ключевые слова:

Ощущение, психический образ, познавательная деятельность, способность к прогнозированию, самоорганизация поведения, оперативная динамическая память, профессиональная мотивация

Ощущение и восприятие. Образ в системе познавательной и исполнительской деятельности. Психический образ ситуации, когнитивный и оперативный образ. Понятие «оперативный интеллект» и его составляющие. Психический образ как механизм прогнозирования возможного возникновения опасной ситуации. Определение психических характеристик личности (способность к прогнозированию, самоорганизация поведения, психическая напряженность, оперативная динамическая память, реактивность организма, характер отражения внешних событий в условиях стресса, особенность в направленности поведения) в предметной деятельности. Способность к принятию оптимального решения. Профессиональная мотивация.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абабаков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабаков, М. Перре. – СПб. : «Речь», 2004. – 166 с.
  2. Балинт, И. Психология безопасности труда / И. Балинт, М. Мурани. – М. : «Наука», 2008. – 184 с.
  3. Белик, Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: научно-аналитический обзор / Я.Я. Белик. – М. : Академия МВД СССР, 1988. – 48 с
  4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: «Наука», 1988. – 270 c.
  1. Гринберг, Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – СПб. : «Питер», 2002. – 496 с.
  2. Гуревич, П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособ. для студ. вузов / П.С.Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
  3. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманитарных вузов, под общ. ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : «Питер», 2009. – 656 с.
  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: «Академия», 2007. – 240 с.
  5. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека. / Е.П. Ильин – Спб. : «Питер», 2005. – 412 с.
  6. Карпов, А.В. Психология труда : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Карпов – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
  7. Климов, Е.А. Основы психологии. Учеб. для вузов по непсихологическим специальностям. — М. : ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
  8. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов ; под ред. В.Н. Кругликова. – СПб. : «Знание», 2006. – 190 с.
  9. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебник / Крылов А.А. [и др.] ; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд. – М. : «Проспект», 2003. – 562 с.
  10. Крылов, А.А. Психология: учеб. / А.А. Крылов. – 2-е изд. – М. : «Проспект», 2001. – 584 с.
  11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М. : «Наука», 1984. – 414 c.
  12. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. – М. : «Педагогика», 1991. – 296 с.
  13. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. – М. : «Педагогика», 1976. – 192 с.
  14. Маклаков, А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика : учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. – М. : «Питер», 2013. – 479 с.
  15. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса : учеб. пособ. / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – М. : «Сентябрь», 2001. – 260 с.
  16. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология : учеб. пособ. / Л.А. Пергаменщик – Минск : Высш. шк., 2004. – 239 с.
  17. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. / Н.С. Пряжников – М. : «Академия», 2008. – 366 с.
  18. Райгородский, Д.Я. Психология личности / Д.Я. Райгородский. – 3-е изд., в 2 т. – Т. 1 : Психология личности. – Самара : Издательский Дом «Барах-М», 2004.– 512 с.
  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.  – Спб. : «Питер», 2002. – 720 с.
  20. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. – Хабаровск : Гуманитарный центр, 2007. – 276 с.
  21. Толочек, В.А, Современная психология труда / В.А. Толчек – СПб. : «Питер», 2005. – 479 с.
  22. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых – СПб. : «Питер», 2006. – 256 с.