09.00.01 – онтология и теория познания

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Введение

Данная программа предназначена для аспирантов философских специальностей высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь и предполагает систематическую и углубленную подготовку научно-педагогических кадров в области онтологии, теории и методологии познания с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине как специальности.

Цели программы:

  • Формирование и углубление общемировоззренческой, философско-методологической и логической культуры мышления;
  • развитие навыков рефлексивно-критической самостоятельной научно-исследовательской работы.

Задачи программы:  на основе изучения метафизических и онтологических оснований познания и деятельности, а также их гносеологических и методологических принципов выработать умение

  • критически ориентироваться в  реальном многообразии подходов и концепций, эксплицировать свойственные им способы постановки проблем и методологию их анализа;
  • анализировать содержание, специфику и эвристические возможности их понятийного аппарата;
  • выявлять и анализировать теоретико-методологические предпосылки и основания собственной научно-исследовательской работы, соотнося их с мировыми достижениями в области онтологии, теории и методологии философского, естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Требования к уровню знаний экзаменуемого: сдающий кандидатский экзамен по данной специальности должен показать

знание истории и теории основных вопросов, входящих в корпус метафизики, онтологии, теории и методологии познания;

умение реконструировать и анализировать реальное проблемное содержание различных подходов и концепций как в истории философии, так и в современной философии (отечественной и зарубежной);

умение эксплицировать их теоретико-методологические основания и принципы, оценивать их реальные эвристические возможности.

Области исследования:

  • Природа, структура и специфика философского знания.
  • Онтология как раздел философского знания.
  • Человек и его сознание как проблема философской онтологии и методологии.
  • Культура и социально-историческая реальность как предмет философской онтологии и методологии.
  • Теория и история познания как философская дисциплина.
  • Метафизические предпосылки и логико-методологические принципы философского и научного анализа.
  • Виды знания и их соотношение; способы построения, обоснования и удостоверения знания, язык описания.
  • Типы рациональности в философии и науке.
  • Творческая природа познания и его взаимоотношения с практикой.
  • Научное познание как предмет эпистемологии.
  • Философская культура и стиль мышления, категории и понятия философского, естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.
  • Логическая культура мышления и научного познания.

Раздел I. Природа, структура и специфика философского знания.

Философия, ее происхождение, исторические формы, предмет, метод, структура, функции. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения и познания, ее взаимоотношения с мифологией, религией, наукой, искусством, идеологией,  повседневностью. Современные формы мифотворчества. Философия как личностное знание и система учений. Философия как квинтэссенция культуры.

Понятие метафизики («первой философии»). Этапы эволюции метафизики. Варианты критики метафизики («философия жизни», марксизм, аналитическая философия, Хайдеггер, постмодернизм и др.). Смена парадигм философствования. Классические, неклассические и постнеклассические типы философствования. Национальные образы философского мышления. Образы философии в современной культуре: сциентизм и антисциентизм как дилемма современной культуры и ее проявления в философии. Пути и возможности синтеза философских направлений.

Место онтологии в структуре философского знания. Метафизика и онтология, диалектика и гносеология, аксиология и праксеология в системе философского знания, в методологии познания и преобразовании действительности. Специфика философской рефлексии и методологии. Специфика субъектно-объектных отношений в науке и философии. Дискуссии о научном статусе философии. Природа концептуального аппарата философии. Самообоснование философии и особенности философской аргументации. Анализ форм и методов мышления в современной науке и культуре.

Ключевые слова: предмет философии, метафизика, диалектика,  онтология, гносеология, мировоззрение, рационально-критическое познание, методология, наука, религия.

Раздел II. Онтология как раздел философского знания.

Онтологический уровень философии как рефлексивный поиск предельных оснований бытия. Онтологическое самообоснование философии. Онтологизм, гносеологизм, методологизм, антропологизм как тематические доминанты в истории философии. Место и статус онтологии в современной философии. Онтология и натурфилософия: традиция и современность. Философская онтология и современная наука.

Онтология как учение о бытии: содержание понятия, его история (Античность, Средневековье, Новое время, немецкая классическая философия, марксизм, русская религиозная философия, феноменология, экзистенциализм и др.). Понятие бытия, его философский статус, история и современные интерпретации. Бытие, небытие, ничто как предельные понятия философской онтологии; история понятий. Бытие и существование. Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Проблема  коррелятивности мышления и бытия в философии. Классические и неклассические философские онтологии. Бытие и личность: универсальное и единичное как проблемы философской онтологии. Единое и многое, вечное и становящееся в диалектике Платона и в современной философии.

Понятие реальности в философской онтологии. Виды реальности, реальность материальная и реальность духовная. Понятие субстанции в философии. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Проблема типологии онтологических моделей (монистическая, плюралистическая и дуалистическая модели онтологии; натурфилософские и теистические модели; креационистские варианты онтологии). Материализм и идеализм как два основных типа монистических онтологических моделей в истории философии.

Понятие материи в философии и науке, его эволюция. Современная наука о строении материи. Концепции материального единства мира, его пространственно-временных параметров. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Нефизические формы пространства и времени: социальные, психологические, биологические, геологические, семиотические и др. Философский смысл существования разных типов пространства и времени. Понятия движения, развития, самоорганизации. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм, диалектико-материалистическая модель. Принципы глобального эволюционизма и синергетики в современной научной картине мира. Философия о законах движения и развития универсума, о принципах их познания. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Динамические законы. Статистические законы и их детерминистская интерпретация. Нелинейность развития. Развитие и цель, проблема телеологии. Системность и структурность как философские и научные принципы и категории. Детерминизм как философский и научный принцип, его трансформации в истории философии и науки. Основные типы и формы детерминации. Причинные и функциональные связи. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминация. Индетерминизм и его формы. Понятие природы и история его философских интерпретаций. Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной. Феномен жизни и ее место во Вселенной. Понятие биосферы. Глобальный кризис техногенной цивилизации и концепция ноосферы. Общество и природа: проблема коэволюции.

Духовная реальность как предмет метафизических, онтологических и методологических исследований: подходы и интерпретации. Атрибуты духовной реальности: сознание, целеполагание, свобода, творчество. Концепции сознания как субстанциальной сущности мира в историко-философском процессе.

Антисубстанциалистские модели в философии. Творческая активность человека и критика онтологизма.

Виды онтологических моделей. Иерархические модели онтологии (Ф. Энгельс, Н. Гартман). Программы реабилитации метафизики и проекты «новой онтологии» в современной философии. Фундаментальная онтология (онтология собственно бытия) и региональные онтологии (онтологии способов бытия сущего). Идея региональных онтологий Э. Гуссерля. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.  Феноменологическая онтология Ж.-П. Сартра. Проект «новой онтологии» М. Мерло-Понти. Региональные онтологии: эссенциальная онтология (онтология сущего); референциальная онтология (онтология отношения); медиационная онтология (онтология опосредствования) (Ф.В.Г. Гегель, Ч.С.Пирс). Эссенциальная онтология и процессуальная онтология (А.Н.Уайтхед). Меонтология как онтология Ничто, модальная онтология (онтология желаемого, должного и др.) и темпоральная онтология (онтология присутствия и меонтология прошлого и будущего). Формальная и формализованная онтологии. Формальная онтология и информационные системы.

Добро и зло как проблемы философской онтологии (Античность, Средневековье, Новое время, немецкая классическая, русская религиозная и современная зарубежная философия).

Ключевые слова: предельные понятия,  бытие, небытие, ничто, мышление,   материальная реальность, духовная реальность, субстанция, материя, пространство, время, закон, движение, развитие, самоорганизация, синергетика, система, структура, телеология, детерминизм, природа, биосфера, ноосфера, человек.

Раздел III. Человек и его сознание как проблема философской онтологии и методологии.

Человеческое бытие как предмет метафизики и онтологии. Биологическое, социальное и духовное измерения человеческого существования в философской онтологии и методологии. Онтологическая взаимосвязь сознания, самосознания и деятельности. Сознание в структуре бытия: классические и неклассические интерпретации. Основные подходы к исследованию сознания в философской и научной методологии.  Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания.

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Диалектика фило- и онтогенеза сознания. Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах (чувственно-перцептивных, эмоциональных, ценностно-мотивационных, логических, волевых). Место сознания в структуре психики индивида: бессознательное, рефлексивно-сознательное, подсознательное, сверхсознательное. Социокультурные образы сознания.

Сознание и обоснование онтологической специфичности человеческого бытия; философские средства ее экспликации. Детерминизм, сознание и свобода. Метафизика и онтология свободы и ответственности. Онтологические структуры экзистенциального  опыта и личностного самоопределения. Проблема аутентичности человеческого существования.

Основные концепции сознания в классической философии и их критика в современной философии. Темпоральность сознания. Проблема историчности  сознания. Социокультурные детерминанты сознания. Многомерность сознания как проблема философской онтологии. Способы проблематизации многомерности сознания. Сознание, знание, субъективность. Сознание и мышление. Самосознание и его формы; проблема Я в классической и неклассической онтологии. Рефлексия и дорефлексивный опыт субъективности: онтологический статус и конститутивность. Феноменологическая программа исследования сознания. Смысл «онтологического поворота» в философии XX в. Бытие и сущее, экзистенция и трансценденция. Понятие феномена; соотношение бытия и знания в феноменологии,  экзистенциализме и других философских течениях. Онтология телесности в современной философии. Критика классических онтологических предпосылок и конструкций в постструктурализме. «Децентрация» сознания и проблема «смерти человека» в структурализме и постструктурализме.

Аксиологические, праксеологические и гносеологические аспекты проблемы сознания. Знание и опыт, философия и жизнь. Сознание и коммуникация. Сознание в структуре поведения, практики. Проблема смыслополагающей деятельности субъективности. Смысл и структура. Сознание, бессознательное, язык: философские техники анализа. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Концепции языка в философии. Структуры языка и типы ментальности.  Понятие символического в классической и современной философии. Символ и знак: подходы и интерпретации. Виды знаков. Искусственные и естественные языки.  Семиотика и семиология: история и современность. Проблемы, понятийный аппарат и основные концепции семиотики. Онтология текста. Текст, контекст и интертекстуальность. Семиотика и гуманитарные науки. Семиотика, структурализм и постструктурализм. Семиотика и герменевтика: интерпретация и понимание. Семиотика и когнитология.

Понятие рациональности, его содержание, история. Рациональное и иррациональное. Рациональность в философии и науке; рациональность повседневного опыта.

Индивидуальное сознание: структуры и содержания. Общественное сознание: содержание, формы, функции. Понятие трансцендентального сознания и трансцендентальной субъективности; история и современные интерпретации. Сознание как отражение и творчество. Онтологические условия творчества. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта

Философия о природе и назначении человека. Проблема отчуждения человека в марксизме и в современной зарубежной философии. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии.

Ключевые слова: человек, сознание, самосознание, бессознательное, мышление, деятельность, свобода, ответственность, творчество, историчность, социокультурные детерминанты, экзистенция, трансценденция, децентрация сознания, телесность, смысл, структура, символ, знак, язык, рациональное, иррациональное, повседневность, искусственный интеллект, отчуждение, смысл жизни.

 Раздел IV. Культура и социально-историческая реальность как предмет философской онтологии и методологии.

Онтологические и экзистенциальные основания культуры. Социально--историческая реальность как проблема философской онтологии и методологии. Общество как целостная развивающаяся система и основные подходы к его интерпретации. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. Понятие социальной структуры общества, типы социальных структур. Источники и движущие силы социальной динамики, основные факторы социальной эволюции. Понятие социального субъекта. Проблема  смысла истории и направленности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Проблема общественной закономерности. Историческая необходимость и сознательная деятельность человека. Историческая ситуация и проблема выбора. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Человек как продукт и агент истории и культуры. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса. Онтологические и экзистенциальные условия духовного развития, инновационной деятельности, научного и социального прогресса. Классические и неклассические варианты социальной онтологии. Понятие социальной материи в философии К. Маркса и в современной зарубежной философии. Специфика социального пространства и времени. Традиция и ее интерпретация в герменевтике и др. Традиции и новации в динамике культуры. Единство и многообразие культурно-исторического развития. Онтологические аспекты национально-культурной идентичности в условиях глобализации социокультурного пространства. Другой как проблема классической и современной онтологии. Проблема интерсубъективности, коммуникации, диалога. Человек и техника как феномен современной культуры: онтологические аспекты.

Культура как система ценностей. Онтология ценностей. Национальные и общечеловеческие ценности. Ценности традиционного и техногенного общества. Проблемы и перспективы межкультурного и межцивилизационного диалога.

Ключевые слова: культура, цивилизация, исторический процесс, общество, система, закон, необходимость, свобода, социальная онтология, социальная материя, ценность, традиция, Другой, интерсубъективность, коммуникация, диалог.

Раздел V. Теория и история познания как философская дисциплина.

Соотношение онтологии и гносеологии. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Философия об условиях возможности объективного познания. Границы рационального познания и проблема непостижимого. Специфика познавательного отношения человека к миру. Философские основания и обоснования познавательной деятельности. Познавательная деятельность как культурно-исторический процесс и система производства, воспроизводства, использования и трансляции знания.

Становление и развитие предметного поля гносеологии, ее методологического и категориального аппарата. История и типология философских теорий познания. Источники человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Рационализм и эмпиризм о природе и происхождении знания. Проблема априорного и апостериорного. Трансцендентализм. Гносеологизм и онтологизм. Сциентизм и антисциентизм.

Место традиционной гносеологической проблематики в крупнейших философских направлениях XX в. Субъект, объект, предмет познания. Проблема субъекта познания в современной гносеологии. Альтернативы субъект–объектного дуализма. Многообразие форм знания и способов познания и понимания мира. Теоретический и практический разум. Научное и вненаучное знание. Отношение к различным видам знания в различных культурах. Искусство как предмет философской рефлексии. Искусство как способ становления и существования истины. Повседневность как предмет философской рефлексии. «Метафизическое измерение» повседневного существования. Религия как предмет философской рефлексии.

Социокультурный контекст познавательной деятельности. Проблема предпосылочности знания. Проблема истины и заблуждения в философии. Истина в философии, религии, искусстве, жизни. Основные концепции истины в истории философии и современной философии (корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская, когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая). Проблема критериев истины. Экзистенциальные аспекты истины. Истина и ценность. Истина и практика. Проблема достоверности знания. Знание и мнение. Специфика философских способов удостоверения знания (соотнесение с «идеями» у Платона, с «принципами разума» у Канта, «сущностью» у Гегеля и др.) и их место в структуре философского обоснования знания. Знание и нравственность. Знание и вера. Ответственность философа и ответственность ученого. Чувственность, рассудок, разум. Разум и воля. Интуитивное и дискурсивное в познании, проблема интеллектуальной интуиции. Творческое воображение и фантазия в познавательной деятельности. Традиция и творчество, понятие интеллектуальной революции. Сущность творчества. Загадка творчества. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Философские принципы объяснения прогресса познания.

Ключевые слова: познание, знание, мнение, виды знания, субъект, объект,  гносеология, рационализм, эмпиризм, априоризм, трансцендентализм, социокультурный контекст, предпосылочность, истина, заблуждение, объективность, достоверность, ценность, практика, нравственность, вера, чувственность, рассудок, разум, интуиция, дискурсивность, творчество.

Раздел VI.  Научное познание как предмет онтологии и эпистемологии.

Особенности научного познания. Становление идеи научности. Проблема критериев научности. Природа и виды научного знания. Научное познание и практика. Наука как социокультурный феномен. Познавательная деятельность и научное сообщество. Научное знание в системе социальных коммуникаций. Статус и функции науки в современном обществе. Понятие информации. Знание и информация. Понятие информационного общества. Производство и механизмы движения знания в современном информационном обществе: проблемы и перспективы.

Проблема генезиса науки. Уровни и формы, структура и динамика научного знания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания, их взаимодействие. Факт, проблема, идея, гипотеза, теория в философской и научной рефлексии. Эксперимент в научном познании. Метатеоретические основания научного познания (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские принципы). Понятие научной революции, проблема типологии научных революций. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки и рациональности.

Метод, стиль мышления, аргументация в философии и науке. Соотношение теории и метода, виды и классификации методов в философии и науке. Моделирование как метод познания в философии и науке. Соотношение философских, общенаучных и частных методов познания.

Основные программы философской методологии.

Диалектическая методология.  Принципы и законы диалектической логики. Основания и принципы диалектико-материалистической методологии. Проблема теоретического доказательства в диалектике. Диалектика и формальная логика.

Феноменологическая методология. Стратегия методического сомнения. Критерии очевидности. Феноменологическая редукция. Сущностное усмотрение. Смысл и назначение феноменологического описания. Границы феноменологической методологии.

Герменевтическая методология. Понимание и объяснение. Предпонимание и герменевтический круг. Историчность горизонтов понимания. Диалог и событие смыслопорождения. Средства и предпосылки понимания. Критерии понимания. Виды, уровни и каноны философской интерпретации.

Логико-аналитическая методология. Философские трактовки природы языка (коммуникативно-интенциональная, семантическая, инструментальная). Многообразие приемов аналитической редукции. Логико-лингвистический и концептуальный анализ речевых актов. Аналитическая методология и способы обоснования или опровержения философских утверждений.  

Философия и наука: исторические формы взаимосвязи. Философия как общеметодологическая основа естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Онтологическая специфика предмета естественнонаучного познания, особенности его методов и языка, исторические формы его типов рациональности. Социально-гуманитарные науки как предмет философско-методологического анализа. Социокультурные предпосылки возникновения наук об обществе и человеке. Философско-методологические аспекты становления и развития оснований социально-гуманитарных наук. Онтологическая специфика предмета и субъекта социально-гуманитарного познания, особенности его методов и языка. Способы обоснования специфики методологии гуманитарного познания и его рациональности. Понимание и объяснение в социально-гуманитарном познании. Проблема объективности и истинности социально-гуманитарного знания. Тенденции интеграции естественных наук и наук о человеке на современном этапе развития познания. Синергетика, ее язык и области применения. Теория и методология междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований.

Ключевые слова: наука, научное сообщество, структура научного знания, научная картина мира, идеалы и нормы познания, естествознание, социально-гуманитарные науки, метод,  теория, научная революция, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная  рациональность.

Раздел VII. Философская культура и стиль мышления.

Философские категории как инструменты познания и понимания мира и человека. Их роль в становлении и развитии философской и научной методологии. Универсалии культуры и философские категории.

Диалектика как метод мышления и как философская теория развития. Основные исторические формы диалектики (диалектика Платона, Гегеля, марксизма и др.). Концепции диалектики в современной зарубежной философии.

Конечное - бесконечное, вечное - временное, становление, развитие, понятие прогресса. Сущность и явление; проблемы их выражения в системе основных законов и категорий диалектики.  Законы диалектики, их роль в познании (закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Диалектика отдельного, общего и особенного. Диалектика причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности; ее место в  истории познания. Концепции детерминизма и их связь с проблемой парадигм и стилей мышления.  Диалектика формы и содержания, элементов и структуры, части и целого в познании. Историческое и логическое, их соотношение.

Объективная и субъективная диалектика в контексте понимания единства диалектики, логики и теории познания.: Проблема  соотношения диалектической и формальной логики.

Абстрактное и конкретное; метод восхождения от абстрактного к конкретному. Анализ и синтез как методы познавательной деятельности. «Логика вопроса и ответа» (Р.Дж.Коллингвуд) как способ корректного анализа текста. Способность к диалогу как условие культуры философского мышления.

Ключевые слова: категории, универсалии, диалектика, развитие, сущность, явление, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность, форма, содержание, историческое, логическое, абстрактное, конкретное, законы диалектики, диалог.

Раздел VIII. Логическая культура мышления и научного познания.

Логика в системе научного знания. Логика как явление культуры. Законы и правила логики. Понятие как форма мышления. Определение как прием познания. Суждение как форма мышления. Дедуктивные (достоверные) и недедуктивные (вероятностные) умозаключения в процессе познания. Софизмы и парадоксы в логическом познании. Аргументация эмпирическая и теоретическая. Доказательство и опровержение. Виды и структура доказательств. Описание и оценки в познании. Модальности, виды модальностей. Вопрос как форма познавательной деятельности. Классификация и ее роль в познании.

Ключевые слова: логика, законы логики, понятие, определение, суждение, умозаключение, аргументация, доказательство, опровержение, описание, оценка, модальность, вопрос, классификация.

Основная литература:

  1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. В 4-х т. Т.1. -- М., 1975.
  2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и Новое время. -- М., 1988.
  3. Бэкон Ф. Новый органон, или истинные указания для истолкования природы // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. -- М.: Мысль, 1978. Т. 2.
  4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -- М., 1989.
  5. Вебер М. Избранные произведения. -- М., 1990.
  6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. -- М., 1989.
  7. Виндельбанд В. Что такое философия? // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. --  М., 1995.
  8. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
  9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -- М., 1992
  10. Гегель. Наука логики. -- М., 1999.
  11. Гегель. Феноменология духа. Соч. т. 1V. -- М., 1959.
  12. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. -- Новочеркасск, 1994.
  13. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -- М., 1999.
  14. Делёз Ж. По каким критериям узнают структурализм // Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. --  СПб., 1999.
  15. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2-х т. Т.2. -- М., 1994.
  16. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. -- М., 1987.
  17. Идеалы и нормы научного исследования. – Мн., 1981.
  18. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. – 1979. -- № 6-7.
  19. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т.3. -- М., 1965.
  20. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 6 т. --  М.,1965. – Т. 4. Ч. 1.
  21. Койре А. Очерки истории философской мысли. --  М., 1985.
  22. Коллингвуд  Р.Дж. Идея истории. Автобиография. -- М., 1980.
  23. Кун Т. Структура научных революций. -- М., 1975.
  24. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.
  25. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. -- М., 1980.
  26. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.
  27. Мамардашвили М.К.  Классический и неклассический идеалы рациональности. -- Тбилиси, 1994.
  28. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -- М., 1992.
  29. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Кн. 1-3. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.23; Т. 24; Т. 25; Ч. 1;  Т. 25.Ч. 2.
  30. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 3.
  31. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
  32. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. -- М., 1991.
  33. Платон. Соч. в 4 т. Т.2. -- М.,1993.
  34. Поппер К. Логика и рост научного знания. -- М., 1983.
  35. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. -- Киев, 1997.
  36. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
  37. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. -- М., 1995.
  38. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. -- М., 2000.
  39. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии.—1988. -- № 8.— С.118-125.
  40. Стёпин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии. -- 2004. -- № 3.-- С. 37-43.
  41. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. -- М., 2000.
  42. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
  43. Франк С. Непостижимое // Франк С., Соч. -- М., 1990.
  44. Фрейд З. Я и Оно. -- Тбилиси, 1991.
  45. Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.
  46. Хабермас Ю. Философия как места блюститель и интерпретатор // Новый круг. – 1991. – № 1 (III).
  47. Хайдеггер М. Бытие и время. -- М., 1997.
  48. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – № 9.
  49. Хюбнер К. Истина мифа. -- М., 1996.
  50. Хюбнер К. Критика научного разума. -- М., 1994.
  51. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. О познании. --  М., 1995.
  52. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -- М., 1997.

Дополнительная литература.

  1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. -- М., 1988.
  2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. -- М., 1977.
  3. Адлер А. Понять природу человека. -- СПб, 1997.
  4. Адо П. Что такое античная философия? -- М., 1999.
  5. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. (Труды Института европейских культур.) -- М., 2001.
  6. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. -- Мн., 1991.
  7. Алексеева Е.А. Аналитика субъективности. -- Мн., 2004
  8. Аналитическая философия: Избранные тексты. -- М., 1988.
  9. Апель К.-О. От Канта к Пирсу: семиотическая трансформация трансцендентальной логики // Апель К.-О. Трансформация философии. -- М.,2001. С.171-192.
  10. Аркадьев М. Креативное время, "археписьмо" и опыт Ничто.— [Электронный ресурс].—  http://yan­kos.chat.ru/gum.html#BM1.
  11. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.; СПб., 2000.
  12. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени. -- М., 1982.
  13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -- М.,1989.
  14. Барт Р. Мифология. -- М., 1996.
  15. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. -- М., 1986.
  16. Башляр Г. Новый рационализм. -- М., 1987
  17. Башляр Г. Философское отрицание. Опыт философии нового научного духа. -- Харьков. 1995.
  18. Бердяев Н.А. О назначении человека. -- М., 1993.
  19. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. -- Мн., 1983.
  20. Берков В.Ф. Яскевич Я.С. Культура диалога. – Мн., 2002.
  21. Бибихин А. Язык философии. -- М., 1993.
  22. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в ХХ1 век. -- М., 1991.
  23. Библер В.С. Что есть философия? (Очередной возврат к исходному вопросу) // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
  24. Бодрийяр Ж. Система вещей. -- М., 1995.
  25. Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме // Античность как тип культуры.— М., 1988.— С. 112–132.
  26. Бряник Н. В. Введение в  современную теорию познания. – М., 2003.
  27. Бубер М. Два образа веры. -- М., 1994.
  28.  Бубер М. Проблема человека. -- М., 1992.
  29. Булгаков С.Н. Свет невечерний. --  М., 1994.
  30. Буржуазная философская антропология. --  М., 1986.
  31. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. -- М., 1991.  Вып. 1.
  32. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб., 1999.
  33. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. --  М., 1988.
  34. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.
  35. Витгенштейн Л. Философские работы. Т.1.-- М., 1994.
  36. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. --  М., 1989.
  37. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. --  М., 1991.
  38. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Философская и социологическая мысль. – 1992. -- № 5.
  39. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. --  М., 1997.
  40. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.
  41. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. 1988. -- М, 1988.
  42. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. -- М., 1974. Т. 1.
  43. Гильдебранд Д. Что такое философия. -- СПб, 1997.
  44. Гроф С. Области человеческого бессознательного. --  М., 1994.
  45. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. – М., 1998.
  46. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. -- М., 2000.
  47. Гуманитаризация науки и образования в переходный период. --  Мн., 2000.
  48. Гуревич А. Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии.— 1969.— № 3.— С. 114–116.
  49. Гуссерль Э. Логические исследования. -- СПб., 1909.
  50. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. -- Рига, 1988. 
  51. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. – 1991. – № 1. 
  52. Давыдов Ю. Н. "Картины мира" и типы рациональности // Вопросы философии.— 1989.— № 8.— С. 150–163.
  53. Декарт Р. Соч.: В 2-х т.  Т. 1.  --  М., 1989;  Т. 2. -- М., 1994.
  54. Делёз Ж. Логика смысла. --  М., 1995.
  55. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. -- М.; СПб., 1998.
  56. Делёз Ж. Переговоры. 1972-1990. – СПб., 2004.
  57. Деррида Ж. О грамматологии. --  М., 2000.
  58. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. --  М., 1986.
  59. Дубровский В.И. Концепции пространства и времени. – М., 1991.
  60. Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании. – Мн.,1974.
  61. Жильсон Э. Философ и теология. -- М., 1995.
  62. Заблуждающийся разум? (Многообразие вненаучного знания). --  М., 1990.
  63. Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и науке. -- Мн., 1981.
  64. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. -- Мн., 1987.
  65. Зинченко В. П. Наука — неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии.— 1990.— № 1.— С. 33–50.
  66. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. – 1991. – № 10.
  67. Ивин А.А. Основы теории аргументации. --  М., 1997.
  68. Идеал, утопия и критическая рефлексия. -- М., 1996.
  69. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. --  М., 1974.
  70. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
  71. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -- М., 1993
  72. Ильин В.В. Классика-неклассика-неоклассика: три эпохи в развитии науки // Вестник МГУ. Сер.7.—1993.-- № 2.
  73. Ильин И.А. Путь к очевидности. --  М., 1993
  74. Ильин И.А. Философия Гегеля о конкретности Бога и человека. В 2-х т. -- СПб, 1994.
  75. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.-- М., 1996.
  76. Исторические типы рациональности. В 2 т. -- М., 1995.
  77. Кант И. Критика способности суждения. -- М., 1994.
  78. Кант И. Трактаты и письма. -- М., 1980.
  79. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. -- М., 1981.
  80. Карпинская Н.К., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. -- М., 1995.
  81. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк. --  М., 1989.
  82. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. -- М., 1998.
  83. Категории философии и категории культуры. -- Киев, 1983.
  84. Клименкова Т. А. От феномена к структуре.— М., 1991.
  85. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -- М., 1994.
  86. Критический анализ ненаучного знания. -- М., 1989.
  87. Короткая Т.П. Религиозная философия в России конца XIX- начала XX вв. -- Мн., 1994.
  88. Косиков Г. К. "Структура" и/или "текст" (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр., составление и вступительная статья Г. К. Косикова.— М.: ИГ "Прогресс", 2000.— С. 3–48.
  89. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. – М., 1990.
  90. Культурология. ХХ век: Антология. --  М., 1995.
  91. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. --  М., 1979.
  92. Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». --  М., 1993.
  93. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьбы разума после Фрейда. -- М., 1997.
  94. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. --   М., 1995.
  95. Лазаревич А.А. Научное знание в информационном обществе. --  Мн., 1993.
  96. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии.-- 2004. -- № 3. с. 44-49
  97. Ленин В.И. Философские тетради // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29
  98. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18
  99. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. -- М., СПб., 1998.
  100. Лобанов С.Д . Бытие и реальность. – М., 1999.
  101. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений.— М., 1990.— С. 391–599.
  102. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. — М., 1982.
  103. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. --  М., 1995.
  104. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история.— М., 1996.
  105. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2000.
  106. Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. – Мн., 1983. 
  107. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. -- Мн., 1991.
  108. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. – Мн., 1999.
  109. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: пролегомены. -- М., 1991.
  110. Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека. Из истории философии и культуры Беларуси. -- Мн., 1992.
  111. Майхрович А.С. Становление нравственного сознания. -- Мн., 1998.
  112. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. -- М., 1996.
  113. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. -- М., 1996.
  114. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. -- М., 1997.
  115. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.
  116. Маритен Ж. Философ в мире. -- М., 1995.
  117. Марков В. А. Миф. Символ. Метафора. (Модальная онтология).— Рига, 1994.
  118. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.
  119. Маркс К. Экономические рукописи. Введение // Маркс. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,  Т. 46. Ч.1-2. М., 1969.
  120. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 8. – С. 115 – 317.
  121. Марсель Г. Быть и иметь. -- Новочеркасск, 1994.
  122. Мартынов В. В. Кибернетика. Семиотика. Лингвистика.— Мн., 1966.
  123. Мерло-Понти М. В защиту философии. --  М., 1996.
  124. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. --  СПб.,1999.
  125. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М., 1997.
  126. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. -- Мн., 1986.
  127. Многомерный образ человека. – М. 2001.
  128. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм. -- Мн.,1999.
  129. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
  130. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Философско-литературный журнал «Логос». – 1992. – № 3 (1).
  131. Мотрошилова Н.С. Рождение и развитие философских идей. -- М., 1991.
  132. Научный прогресс. Когнитивные и социокультурные аспекты. --  М., 1993.
  133. Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1987.
  134. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. – М., 1988.
  135. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. -- М., 1990.
  136. Новая технократическая волна на Западе. -- М., 1986.
  137. Новиков В.Н. Социальный прогресс: универсализация, гуманизация, перспективы. -- Мн., 2002.
  138. Нуржанов Б. Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и Деррида) // Историко-философский ежегодник. 1992.— М.: Наука, 1994.— С. 166–181.
  139. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 2003.
  140. Осипов А.А. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. -- Мн., 1989.
  141. Основы онтологии. – СПб., 1997.
  142. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. -- СПб., 2001.
  143. Петрущик А.А. Продуктивная роль общих форм мышления в научном познании. -- Мн., 1980.
  144. Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.
  145. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. -- М., 1995.
  146. Познание в социальном контексте. -- М., 1994.
  147. Полани М. Личностное знание. -- М., 1985.
  148. Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004.
  149. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). – М., 1999.
  150. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. --  М., 1986.
  151. Принципы единства и развития в научном познании. -- Мн., 1988.
  152. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.
  153. Проблема истины в современной западной философии науки. -- М., 1987.
  154. Проблема сознания в современной западной философии. -- М., 1989.
  155. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.
  156. Проблема человека в западной философии. --  М., 1988.
  157. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. – СПб., 1999.
  158. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. --  Рига, 1988.
  159. Путь в философию. Антология. -- М., СПб., 2001.
  160. Райл Г. Понятие сознания. – М. 2000.
  161. Рациональность как предмет философского исследования. -- М., 1995.
  162. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
  163. Риккерт Г. Философия жизни. -- Киев, 1998.
  164. Русский космизм. Антология философской мысли. -- М., 1993.
  165. Санько С. І. Анталогія сімвала і тыпалогія семіялагічных парадыгм // Весці НАН Беларусі. Сер. гуманіт. навук.— 2004.— № 3.— С. 11–16.
  166. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М., 2003.
  167. Сартр Ж.-П. Проблема метода. -- М., 1994.
  168. Семиотика: антология. --  М., 2001.
  169. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
  170. Сознание в социокультурном измерении. --  М., 1990.
  171. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т., Т.2. – М., 1989.
  172. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  173. Социокультурное пространство: структура и процессы. -- М., 1996.
  174. Социокультурный контекст науки. – М., 1998.
  175. Стёпин В.С. Основы философии науки. – М., 2004.
  176. Стёпин В.С., Кузнецова Л.Н. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. -- М., 1994.
  177. Стереотипы и динамика мышления. -- Мн., 1993.
  178. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. -- М., 1998.
  179. Теория познания в 4-х т.-- М., 1991-1995.
  180. Типы рациональности в культуре. -- М., 1992.
  181. Тодоров Ц. Теории символа. — М., 1998.
  182. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.
  183. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.,1994.
  184. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. -- М., 1987.
  185. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. -- Мн., 1987.
  186. Тузова Т.М. Специфика философской рефлексии. -- Мн., 2001.
  187. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. -- М., 1990.
  188. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -- М., 1991.
  189. Феномен человека. Антология. -- М., 1993.
  190. Феноменология и ее роль в современной философии // Вопросы философии. – 1988.-- № 12.
  191. Филатов В.П. Наука и мир человека. -- М., 1990.
  192. Философия и разум. -- М., 1990.
  193. Философия истории. Антология. – М., 1995.
  194. Философия истории / Под ред. Панарина А.С. – М., 1999.
  195. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000
  196. Философия сознания в ХХ веке: проблемы и решения. -- Иваново,1994.
  197. Философия эпохи постмодерна: Сб. пер. и рефератов. -- Мн., 1996.
  198. Философские модели развития. – М., 1999.
  199. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.-- М., 1989.
  200. Франк С.Л. Реальность и человек. --  СПб., 1997.
  201. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
  202. Фрейд З. Психология бессознательного. -- М., 1989.
  203. Фромм Э. Душа человека. -- М., 1992;
  204. Фуко М. Слова и вещи. -- М., 1977
  205. Фуко М. Воля к истине. -- М., 1996.
  206. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982 г. Выдержки // Социо-логос. -- М., 1991. 
  207. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. -- М., 1988.
  208. Хайдеггер М. Время и бытие. -- М., 1993
  209. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. -- М., 1991.
  210. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. – 1993.– № 8.
  211. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.
  212. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. -- СПб., 1997.
  213. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -- М., Кн.1, 1991; Кн.2, 1995.
  214. Человек: сознание и деятельность. -- Мн., 1989.
  215. Что такое философия? (Материалы «круглого стола» о природе философского знания) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 1995. – № 2.
  216. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. -- М., 1978.
  217.  Швырев В.С. Научное познание как деятельность. -- М., 1984.
  218. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.
  219. Швырев В.С., Юдин Б.Г. Методологический анализ науки. Его сущность, основные типы и формы. -- М., 1980.
  220. Шеллинг. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг. Соч. в 2-х т., Т.1.-- М., 1987.
  221. Широканов Д.И. Взаимосвязь категорий диалектики. -- Мн., 1969.
  222. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. -- М., 1992.
  223. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.
  224. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.
  225. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. – М., 2000.
  226. Эко У. Отсутствующая структура. -- СПб., 1998 .
  227. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. -- М., 1968. Или в кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. 
  228. Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997.
  229. Юнг К.-Г. Тэвистокские лекции. -- Киев, 1995.
  230. Яковлев В.А. Инновации в науке. – М., 1997.
  231. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. --  Мн., 1992.

Учебно-справочная литература:

  1. Берков В.Ф. Общая методология науки: Учебное пособие. -- Мн., 2001.
  2. Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Мн., 2004.
  3. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика: учебник для вузов. –
  4. 8-е изд. -- Мн., 2006.
  5. Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление. Учеб. пособие. -- Мн., 1999; 2-е изд. Мн., 2000.
  6. Войшвило Е.К., Дегтярев М.Г. Логика (учебник для вузов). -- М., 1998.
  7. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.
  8. Ивин А.А. Логика (учебник для гуманитарных факультетов). -- М., 1999.
  9. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. – СПб., 2001.
  10. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. --  Ростов н/Д., 1999.
  11. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2004.
  12. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. -- М., 2000.
  13. Лукашевич В.К. Философия и методология науки. Учеб.пособие для вузов. Мн., 2006.
  14. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. – М., 1998.
  15. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 1. -- М., 2000; Т. 2. -- М., 2001; Т. 3. -- М., 2001; Т. 4. --  М., 2001.
  16. Новейший философский словарь. Изд. третье. -- Мн., 2003.
  17. Современная западная философия. Словарь. / Сост. и отв. ред. В.С. Малахов, В.П.Филатов. 2-е изд., перераб. и  доп. --  М., 1998; 2000.
  18. Современная западная философия. Учебное пособие. / Под общ. ред. Т.Г.Румянцевой. -- Мн., 2000.
  19. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2002.
  20. Философия: Учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; под общ. ред. В.К.Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.
  21. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Степин и др. Под общ. ред. Я.С. Яскевич. --  Мн.: РИВШ, 2006.
  22. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова). -- М., 1996.
  23. Яскевич Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.  -- Мн., 2005.

Примерный перечень вопросов

  1. Философия, ее происхождение, предмет, метод, структура, функции.
  2. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения и познания
  3. Специфика философской рефлексии и методологии. Философия как квинтэссенция культуры.
  4. Взаимоотношения философии с мифологией,  религией, .наукой, искусством, идеологией, повседневностью.
  5. Понятие метафизики («первой философии»). Этапы эволюции метафизики.
  6. Варианты критики метафизики («философия жизни», марксизм, аналитическая философия, постмодернизм).  
  7. Онтология как учение о бытии: содержание понятия, его история.
  8. Программы реабилитации метафизики и проекты «новой онтологии» в современной философии.
  9. Сравнительный анализ понятий «бытие», «субстанция», «материя»: история и современность.
  10. Понятие реальности в философской онтологии. Виды реальности. Реальность материальная и реальность духовная.
  11. Понятия движения, развития, самоорганизации. Принципы глобального эволюционизма и синергетики в современной научной картине мира.
  12. Концепции пространства и времени в философии и науке.
  13. Понятие природы и история его философских интерпретаций.
  14. Детерминизм как философский и научный принцип.
  15. Философские концепции  природы и назначения человека.
  16. Проблема творчества в философии.
  17. Онтологические и методологические интерпретации понятия «воля» в философии. Проблема свободы воли.
  18. Основные подходы к исследованию сознания в философской и научной методологии. Психологизм и антипсихологизм в трактовке сознания..
  19. Онтологическая взаимосвязь  сознания, самосознания и деятельности.
  20. Сознание и обоснование онтологической специфичности человеческого бытия; философские средства ее экспликации. Детерминизм, сознание и свобода.
  21. Основные концепции сознания в классической философии и их критика в современной философии.
  22. Проблема историчности сознания. Социокультурные детерминанты сознания.
  23. Многомерность сознания как проблема философской онтологии. Способы проблематизации многомерности сознания..
  24. Феноменологическая программа исследования сознания. Смысл «онтологического поворота» в философии ХХ в.
  25. Онтология телесности в современной философии.
  26. «Децентрация» сознания и проблема «смерти человека» в структурализме и постструктурализме.
  27. Аксиологические, праксиологические и гносеологические аспекты  проблемы смыслополагающей деятельности субъективности.
  28. Понятие рациональности, его содержание, история вопроса. Рациональное и иррациональное. Рациональность в философии и науке; рациональность повседневного опыта.
  29. Социально-историческая реальность как проблема философской онтологии и методологии.
  30. Смысл истории и направленность исторического процесса.
  31. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
  32. Проблема социальной закономерности. Историческая необходимость и сознательная деятельность человека.
  33. Философская интерпретация культуры (основные концепции).
  34. Человек как продукт и агент истории и культуры.
  35. Общество как целостная система, основные подходы к его интерпретации.
  36. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.
  37. Классические и неклассические варианты социальной онтологии.
  38. Проблема интерсубъективности, коммуникации, диалога. Другой как проблема современной философии.
  39. Способы проблематизации языка в философии ХХ в.
  40. Становление и развитие предметного поля гносеологии, ее методологического и категориального аппарата.
  41. История и типология философских теорий познания.
  42. Эмпирическое и теоретическое в философии и науке. Способы обоснования достоверности познания в философии (история и теория вопроса).
  43. Рационализм и эмпиризм о природе и происхождении знания. Априоризм, трансцендентализм.
  44. Место традиционной гносеологической проблематики в крупнейших фило-  софских направлениях XX в. Сциентизм и антисциентизм.
  45. Проблема истины и заблуждения в философии. Истина в философии, религии, искусстве, жизни. Основные концепции истины в истории философии и современной философии.
  46. Искусство как предмет философской рефлексии. Искусство как способ становления и существования истины.
  47. Повседневность как предмет философской рефлексии. Проблема аутентичного и неаутентичного существования. «Метафизическое измерение» повседневного существования.
  48. Религия как предмет философской рефлексии. Роль религии в современном мире.
  49. Наука как предмет философско-методологического анализа.
  50. Проблема генезиса науки. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
  51. Понятие метода. Соотношение метода и теории. Проблема классификации методов.
  52. Особенности системно-структурного анализа и его понятийный аппарат
  53. Наука как социокультурный феномен. Научное знание в системе социальных коммуникаций. Статус и функции науки в современном обществе.
  54. Структура и динамика научного знания. Метатеоретические основания научного познания.
  55. Знание и информация. Производство и механизмы движения знания в современном информационном обществе: проблемы и перспективы.
  56. Общее и специфическое в естественнонаучном и социогуманитарном познании.
  57. Роль философских категорий в становлении и развитии философской и научной методологии.
  58. Основные способы систематизации философских категорий (в античной философии, философии Нового времени, немецкой классической, марксистской философии и др.).
  59. Диалектика как методология и как философская теория развития. Основные исторические формы диалектики (диалектика Платона, Гегеля, марксизма и др.). Концепции диалектики в современной западной философии.
  60. Логика в системе научного знания. Логика как явление культуры.