09.00.03 – история философии

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Цели и задачи программы-минимума:

Данная программа написана с учетом выводов и положений, содержащихся в основных методических разработках Министерства образования Республики Беларусь по учебным дисциплинам «история философии», «история философской мысли в Беларуси».

Цель программы – систематизировать знания аспирантов в области истории философии и формировать у них исследовательские навыки в данной сфере гуманитарного знания. В программе уделяется большое внимание концептуальной разработке проблем историко-философского процесса, обоснованию периодизации мировой и отечественной философии, раскрытию содержания философского творчества отдельных персоналий. Также внимание уделяется различным концептуально-методологическим подходам в трактовке философии, что должно способствовать мировоззренческому самоопределению аспирантов.

Задачи программы:

Данной целью обусловлены основные задачи дисциплины:

  • изучение содержания и динамики философского творчества общекультурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития мировой и отечественной духовной культуры;
  • формирование творческого отношения к духовному наследию человечества и гуманистических ориентиров деятельности;
  • развитие навыков самостоятельного философского мышления и осмысления современных социальных духовных реалий на началах гражданственности и патриотизма;

В результате освоения курса студент должен

знать:

  • содержательные особенности периодов становления и концептуальные основы направлений в истории философской мысли;
  • основные категории историко-философского знания;
  • ведущих представителей истории мировой и белорусской мысли;

уметь характеризовать:

  • специфику философского знания;
  • социокультурную обусловленность философского процесса;
  • основные философские категории, проблемы и понятия;

уметь анализировать:

  • место и роль философии в социокультурной динамике;
  • специфику различных философских подходов;
  • связь философии с практикой;

приобрести навыки и качества:

  • анализа и интерпретации философских текстов;
  • культуры философской аргументации и полемики;
  • философско-мировоззренческой толерантности и гражданственности.

Введение

Ключевые слова: история философии как наука, предмет, метод.

История философии как философская и культурологическая область знания; ее предмет и содержание. Философия и история философии. История философии во взаимодействии с историей религии, морали, права, искусства, языка. История философии и история науки. Проблема научности философии.

Различные концептуальные модели истории философии, проблема метода и периодизации в истории философии. «Классическая» аккумулятивная, диалектическая модель (история философии Г.Гегеля, марксистское понимание истории философии); история философии через призму герменевтики; постклассические теории (генеалогия власти, археология знания, деконструкция). Классическая, неклассическая и постклассическая философская рациональность.

Возникновение философии, «классическое», «неклассическое» и «современное» в истории философии. Периодизация истории философии. Социально-исторические корни историко-философского процесса. Исторические видоизменения философии в связи с основными вехами развития человеческой цивилизации. Отличия философии от мифологического мировоззрения. Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.

I. Религиозно-философские учения Древней Индии и Китая

Ключевые слова: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.

Исторический и культурологический смысл разделения на западную и восточную философии. Особенности восточной философии и восточного мышления в целом.

Древнекитайская философия. Основные школы "золотого века" китайской философии. Шесть классических направлений: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен и школа инь-ян. Этико-политическое учение конфуцианства, «онтология» даосизма.

Древнеиндийская философия. Астика и настика. Характеристика шести даршан и учений буддизма, джайнизма и локаяты.

Литература:

  1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.,1970.
  2. Древнекитайская философия. Эпоха Хань.– М.,1990.
  3. Древнекитайская философия. Т.1-2. – М., 1972-1978.
  4. Проблема человека в традиционных китайских учениях. –М.,1983.
  5. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1-2.– М.,1956.
  6. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. –М.,1988.

ІI. Античная философия

Ключевые слова: бытие, эйдос, софисты, сократики, платонизм, аристотелизм.

Общекультурные, социальные и общественно-политические предпосылки появления философии в Древней Греции. Античная мифология. Философско-мировоззренческие идеи в поэмах Гомера и Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.). Периодизация античной философии, основные подходы.

Досократические школы. Милетская школа (VI в. до н.э.). Характер и особенности философской позиции Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Идея первоначала; единство и многообразие мира. Происхождение и изменение вещей.

Пифагорейцы и пифагорейский союз. Идея первоначала и характер его истолкования. Учение Пифагора о числе и количественная сторона природных закономерностей. Проблема противоположностей и учение о гармонии. Роль пифагорейцев в развитии математики, астрономии, акустики и других научных дисциплин.

Учение Гераклита (ок. 540-480 гг. до н.э.). Идея первоначала и изменчивости. Первоначальная диалектика. Противоположности, борьба и гармония. Логос, необходимость, судьба. Логос и человек. Аристократический интеллектуализм Гераклита.

Элейская философская школа (сер. VI в. – сер. V в. до н.э.). Ксенофан, Парменид, Зенон. Становление гносеологической проблематики. Проблема единства бытия. Бытие как понятие, категория. Поэма Парменида «О природе». Первенствующая роль разума в познании и подчиненная роль чувств. Истина и мнения, их основания. Критика милетцев и Гераклита. Характеристики бытия, сущего у Парменида. Апории Зенона и проблема различия сущности и явления.

Философские учения периода расцвета древнегреческих полисов (V – нач. IV вв. до н.э.), влияние на них элейской школы. Истолкование истинно сущего бытия. Эмпедокл о началах истинного бытия. Различие вещественного и движущего первоначала. Характер движения. Эмпедокл как ученый. Анаксагор, его учение о бытии; «семена» вещей, их бесчисленное множество и движущая сила «ума». Атомизм Левкиппа – Демокрита (сер. V – нач. IV вв. до н.э.). Бытие и небытие, атомы и пустота. Проблема движения. Детерминизм и проблема случайности. Два вида познания. Космология и космогония Демокрита. Его учение об обществе и культуре. Отличие атомизма Демокрита от атомизма Эпикура.

Софисты. Протагор, Горгий. Агностицизм и субъективизм в познании. Сократ (469-399 гг. до н.э.), его отношение к софистам. Проблема философии. Мнения и истина, общее. Сократовский метод. Обязательность понятия. Индукция и определение как научный прием. Этика Сократа. Добродетель и знание. Сократические школы: этические учения киников и киренаиков.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – представитель античного идеализма. Источники платоновской философии. Учение об идеях. Идея истинного бытия. Учение о познании. Трактовка знания как воспоминания. Диалектика Платона. Гносеологическая содержательность платонизма. Этика Платона и его учение о душе; противопоставление морали демоса морали аристократической. Учение об идеальном обществе и государстве. Эстетика Платона; идея прекрасного. Отношение к искусству.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Кристаллизация в учении Аристотеля предшествующего философского опыта. Жизнь и творчество. Классификация учения Платона об идеях. «Метафизика» Аристотеля. Материя и форма. Проблема движения. Энтелехия. Основание движения, чистая форма. Учение о познании. Взгляды на государство и общество, формы проявления. Этика Аристотеля, его понимание назначения человека. Эстетика Аристотеля.

Философские течения периода эллинизма. Скептицизм. Пиррон (ок. 365-275 гг. до н.э.). Сомнения в достоверности суждений. Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и эпикуреизм. Создание этики; критерий счастья. Стоицизм. Этика долга. Философия в древнем Риме. Усвоение достижений греческой мысли. Корректировка проблем и решений, вопрос о переводе греческих терминов на латинский язык.

Лукреций Кар (1 в. до н.э.) – крупнейший представитель атомистической и материалистической философии в Древнем Риме.

Неоплатонизм. Завершение античной идеалистической традиции, соединение платонизма, аристотелизма, стоицизма и неопифагореизма. Учение Плотина о Едином.

Диоген Лаэртский как первый историк философии.

Литература:

  1. Адо П. Плотин, или Простота взгляда.– М.,1991.
  2. Аристотель. Сочинения. В 4 т.– М.,1975-82.
  3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. –Спб , 2000 .
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М.,1979.
  5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.– М.,1986.
  6. Лосев А.Ф. "История античной эстетики". – М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000.
  7. Платон. Государство. Пир. Федон. Парменид. Теэтет. – Соч. в 3-х томах. – М.: Мысль, 1968 - 72.
  8. Ремке И. Очерк истории философии. – СПб., 1988.

ІІІ. Средневековая философия

Ключевые слова: патристика, схоластика, томизм

Становление средневековой философии. Понятие средневековой философии. Истоки. Грекоязычная и латинская апологетика, неоплатонизм и христианская философия, восточная (каппадокийцы) и западная патристика.

Аврелий Августин. Отношение к греческой философии. Учение о познании (теория иллюминации). Онтология (Бог, мир, время, вечность). Антропология (грехопадение, искупление, душа и тело, свобода воли и предопределение, учение о благодати, этика, философия истории).

Схоластическая философия: возникновение и развитие. Марциан Капелла, Северин Боэций, Флавий Кассподор – отцы схоластики. Ансельм Кентерберийский. Априорные и апостериорные доказательства бытия Бога. Номинализм. Проблема универсалий. Пьер Абеляр. Арабоязычный перипатетизм. Ибн-Рушд (Аверроэс). Латинский аверроизм. Сигер Брабантский.

Фома Аквинский – выдающийся философ и богослов. Биография и труды. Теология и философия, вера и знание. Естественный закон, естественная теология или космологическое доказательство бытия Бога – «пять путей от мира к Богу». Метафизика: сущность и существование, форма и материя, решение проблемы универсалий. Онтология: обоснование креационизма. Антропология: душа и тело. Учение о познании: отказ от платоновско-августиновской концепции врожденного знания. Этика.

Шартрская школа. Теория «двух истин». Оскфордская школа, естественнонаучное течение в схоластике. Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон. Номинализм У.Оккама и Д.Скотта.

Мистическое направление в средневековой философии. Бернар Клервосский, Мейстер Экхарт.

IV. Философия эпохи Возрождения

Ключевые слова: гуманизм, натурфилософия, свобода воли

Гуманизм как мировоззрение эпохи Возрождения.

Ренессансный неоплатонизм. Философия Николая Кузанского. Учение об абсолютном максимуме, бытии – возможности. Переход от Бога к миру: развертывание. Космология и проблема бесконечности мира: «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Бесконечность познания. Учение о совпадении противоположностей.

Учение Джованни Пико делла Мирандолы о свободе человека.

Философские идеи в ренессансном естествознании. Натурфилософия и естествознание эпохи Возрождения. Понятие опыта и становление экспериментального метода. Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Галилео Галилей. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно.

Эразм Роттердамский и гуманистическая переработка христианской этики. Полемика с М. Лютером о свободе воли. «Опыты» М.Монтеня. Политическая философия Николо Макиавелли.

V. Западно-европейская философия XVII – XVIII вв.

Ключевые слова: рационализм, эмпиризм, онтология, материализм, идеализм.

Философия нового времени: проблема метода, рационализм и эмпиризм.

Фрэнсис Бэкон. Жизнь и творческая концепция «плодоносных» и «светоносных» опытов. Учение об идолах или «призраках» познания. Классификация наук. Бэконовское понятие индукции.

Ренэ Декарт. Жизнь и сочинения. «Рассуждение о методе»: четыре правила; сущность декартовского «сомнения»; врожденные идеи; проблема Бога. Физика и метафизика (учение о двух субстанциях). Учение о страстях; этика.

Томас Гоббс. Биография. Теория познания (гносеологическая функция языка, номинализм, индукция и дедукция, анализ и синтез). Материалистическая онтология. Учение о человеческой природе (проблема свободы, естественное и общественное состояние). Политическая доктрина.

Бенедикт Спиноза. Жизнь и произведения. Учение о единой субстанции (атрибуты и модусы). Пантеизм. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Учение о случайности и необходимости. Теория познания. Этика. Учение о государстве и праве.

Готфрид Лейбниц. Жизнь и деятельность. Метод и его принципы, методология; проблема теодицеи. Монадология Лейбница. Учение о предустановленной гармонии; мир сущностей и явлений, пространство и время, проблема свободы воли; познание и истина.

Джон Локк. Его эмпиризм и отношение к рационализму. Понимание философии, вопрос о границах познания. Теория врожденных идей, ее критика Локком. Учение о первичных и вторичных качествах. Трактовка субстанций. Виды познания. Естественно-правовая теория Локка.

Английская философия ХVIII в. Дж. Беркли, подход к гносеологической проблематике. Д.Юм. Эмпиризм и психологическая теория познания. Скептицизм Юма.

Литература:

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.– М.,1977.
  2. Антология мировой философии. – М., 1969, т.1, ч.1-2; 1970, т.2.
  3. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. – М., 1971-1972.
  4. Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1964.
  5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.– М.,1972.
  7. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.
  8. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л.,1987.
  9. Коперник Н. О вращении небесных сфер. – М., 1964.
  10. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М., 1982 – 1989.
  11. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избр. произведения в 2-х томах, т.1. – М., 1960.
  12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979.
  13. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. – М., 1974.
  14. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т.1. – М., 1979. Т.2. – М., 1980.
  15. Ориген. О началах.– Казань,1899.
  16. Св. Дионисий Ареопагит. Мистическое Богословие. Письмо Гаю Монаху. Письмо Дорофею диакону. Божественные имена // Мистическое богословие. –Киев,1991.
  17. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
  18. Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. – М., 1957.
  19. Творения блаженного Августина. 2-е изд. Ч.1-8. – Киев, 1901-1915.
  20. Фишер К. История новой философии. Т.1-3. – СПб., 1906.
  21. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Ист.-филос. ежегодник '88.– М.,1988.
  22. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1986.

VI. Философия Просвещения XVIII в.

Ключевые слова: Просвещение, естественное состояние человека, общественный договор.

Просвещение как «век разума». Проблема самоопределения эпохи. Природа и ее познание в философии Просвещения. Открытие исторического мира. Идея права и принцип неотчуждаемых прав. Идея договора. Критика религии, авторитета и предрассудков. Психологические теории.

Вольтер (1694-1778) – выдающийся представитель французского Просвещения. Его идеологическая позиция. Деизм. Борьба против церкви и религии. Идея «союза государей и философов». Жан-Жак Руссо (1712-1778). Демократический характер его социально-политической теории. Идеализация «естественного состояния» человечества. Идея общественного договора.

Французский материализм XVIII в., его виднейшие представители. Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах. Естествознание в XVIII в. и его влияние на просветителей. Их учение о природе, материи, движении. Эволюционистские идеи. Теория познания. Учение о человеке. Механистическая ограниченность. Социологические теории, взгляд на историю; абсолютизация роли идей в развитии общества. Антиклерикализм.

Английское Просвещение и шотландская философия «здравого смысла». (Дж.Толанд, Дж.Пристли, А.Шефтсбери, Ф.Хатчесон).

Немецкое Просвещение. Метафизика Хр.Вольфа, ее влияние на развитие. Эстетическая мысль Просвещения (Г.Лессинг, А.Баумгартен).

Американское Просвещение (А.Линкольн, Дж. Вашингтон, Т.Джефферсон, Б.Франклин).

Литература:

  1. Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. – М.,2000.
  2. Антология мировой философии в четырех томах. – М.,1970.
  3. Вольтер. Философские сочинения.– М., 1988.
  4. Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах.– М.,1973-74.
  5. Гольбах П. Избр. произв. в 2-х томах. – М., 1965.
  6. Дидро Д. Избр. произв. – М.-Л., 1951.
  7. Кассирер Эрнст. «Философия Просвещения».– М.,2004.
  8. Краткий очерк истории философии. – М., 1981.
  9. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М.: Высшая школа, 1986.
  10. Ламетри Ж. Сочинения. – М., 1976.
  11. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1973.
  12. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
  13. Токвиль А. Новый порядок и революция. – СПб., 1903.

VII. Немецкая классическая философия конца XVIII-нач. XIX в.

Ключевые слова: вещь в себе, наукоучение, философия откровения, абсолютный идеализм, антропологический материализм.

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. Эволюция его философских взглядов. Натурфилософские идеи Канта в «докритический период». Главные слагаемые философской системы Канта. «Критика чистого разума». Сущность «коперниканского переворота». «Вещь в себе», отношение между нею и миром явлений. Концепция априорных оснований знания. Истолкование чувственности, рассудка, разума. Антиномии «чистого разума». Морально-практическая философия Канта («Критика практического разума»). Эстетика Канта («Критика способности суждения»). Проблема соотношения теоретического и практического разума.

Иоган Фихте. Тенденции «трансцендентального идеализма». «Я» как принцип бытия. Абсолютизация активности человеческого мышления. Основоположения фихтевского наукоучения. Учение о нравственности.

«Философия тождества» Ф. Шеллинга. Объективно-идеалистическая трактовка проблемы отношения между бытием и сознанием. Проблема развития. Дуализм и полярность в натурфилософии Шеллинга. Философия откровения.

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель системы «абсолютного идеализма». «Феноменология духа» – первое выражение сути гегелевской философии. Историзм подхода к проблеме развития человеческого сознания. Содержательные части гегелевской системы – логика, философия природы, философия духа. Метод и система философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Гегелевская философия истории; положения об избранных всемирно-исторических народах. Концепция гражданского общества, идея о связи моральных и правовых норм.

Людвиг Фейербах (1804-1872). Сущность и особенности антропологического материализма Фейербаха. Атеизм Фейербаха, его трактовка сущности религии. Этические воззрения. Понимание природы общества.

Литература:

  1. Антология мировой философии, т.3. – М., 1971.
  2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1957.
  3. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. – М., 1967.
  4. Гегель Г. Наука логики. – М., 1974.
  5. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В трех томах – М.,1975.
  6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, 2001.
  7. Кант И. Пролегомены // Соч. в 6-ти томах, т.4., ч.1. – М.. 1965.
  8. Овсянников М.Ф. Философия Гегеля. – М., 1959.
  9. Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Сущность христианства. – Избр.филос. произведения в 2-х томах. – М., 1955.
  10. Философская энциклопедия, т.1-5. – М., 1960-1970.
  11. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики.– М., 1997.

VIII. Философия марксизма

Ключевые слова: эмансипация, общественное бытие, общественное сознание, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, личность, народные массы, социальная революция, диалектика, логика, теория познания.

Исторические корни и теоретические источники марксизма. Естественнонаучные предпосылки возникновения и развития философского учения Маркса и Энгельса. Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса. Проблема отчуждения и эмансипации человека в первых произведениях Маркса и Энгельса («Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркса, работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» и «Немецкая идеология», работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» и др.).

История человечества как закономерный, рационально постигаемый процесс. Методы познания социальной реальности: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, тождество диалектики, логики и теории познания.

Исторические формы бытия человеческого рода. Характеристика Энгельсом ранних периодов развития человечества. Практически-преобразовательная деятельность людей. Маркс об определяющей роли труда, материального производства в антропологическом становлении и развитии человечества.

Общество как саморазвивающаяся система. Учение об общественно-экономической формации. Базис и надстройка: характер взаимосвязи. Роль личности и народных масс в истории. Социальная революция. Анализ Марксом капиталистической формации. Обоснование революционного перехода от капитализма к новому обществу.

Вопросы диалектического материализма в трудах Энгельса («Анти-Дюринг», «Диалектика природы» и др.). Историко-философская проблематика в работах Маркса и Энгельса.

Марксистская философия во втором Интернационале (К. Каутский, Р. Люксембург, Э. Бернштейн, А. Лабриола и др.).

Распространение марксизма в Беларуси (Судзиловский, Гурвич и др.).

Исторические судьбы марксистской философии в ХХ веке.

Литература:

  1. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М., 1986.
  2. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Полн.собр.соч., т.23., с.4-48.
  3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13., с.1-167.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4. с.419-459.
  5. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3., с.7-544.
  6. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. Предисловие, гл. 4,5,6,7,8 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
  7. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1., с.219-368.
  8. Маркс К. Капитал, т.1. Предисловие, гл. 1,2,24. Соч., т.23; т.III, гл. XV, разд. ІІ // Соч., т.25, ч.1.
  9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3., с.1-4.
  10. Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни. – М., 1957.
  11. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М., 1974.
  12. Философская энциклопедия, т.1-5. – М., 1960-1970.
  13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.1-338.
  14. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20., 343-626.
  15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21., с.269-317.
  16. Энгельс Ф. Письма об историческом материализме // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.370-371, 393-397, 414-422; т.39, с.82-86, 174-177.
  17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21., с.23-178.

ІХ. Западноевропейская и американская философия XIX-нач. ХХ вв.

Ключевые слова: позитивизм, философия жизни, неокантианство, реализм

Крушение рационалистического универсализма. А. Шопенгауэр (1788-1860). «Мир как воля и представление». Теория познания. С. Кьеркегор (1813-1855) и начало экзистенциализма. Принцип и понятие существования. Три стадии человеческого существования. Проблема выбора.

Позитивизм. Предпосылки его возникновения. О. Конт (1798-1857). Задачи и методы философского исследования. Философия и наука. Стадии духовного развития. Положительное знание. Классификация наук. Социология Конта. Д.С. Милль. Эмпирические тенденции в познании. Теория экспериментального исследования. Индукция и дедукция. Г.Спенсер. Религия и наука. Эволюция, ее законы. Органическая теория общества. Место и значение «первого» позитивизма в духовной жизни Европы XIX в.

Неокантианство. Развитие естествознания и математики конца XIX – нач. ХХ в. и становление гносеологических идей неокантианства. Марбургская школа. Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Трактовка абстракции; суть наблюдения и эксперимента. Ориентация на математические методы естествознания. Логизация познавательного процесса; познание как построение предмета. Этический социализм неокантианцев. Баденская школа. В.Виндельбанд, Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. Метод генерализирующий и индивидуализирующий. Проблема ценностей.

Второй позитивизм. Его истоки. Второй позитивизм и проблемы становления естественнонаучной методологии конца XIX – нач. ХХ вв. Э.Мах, Р.Авенариус. Особенности эмпириокритицизма. Конвенционализм А.Пуанкаре.

«Философия жизни». Предшественники этого философского течения. Ф. Ницше (1844-1900), его философская концепция. Критика представлений о прогрессе. Критика христианской морали и религии. Идея переоценки ценностей. Воля к власти. В.Дильтей, Г.Зиммель. Философия как учение о науке. Науки о природе и науки о духе. Учение об истолковании, герменевтика.

О.Шпенглер, его трактовка общества и познания.

А.Бергсон. Учение о познании, интуитивизм. Трактовка эволюции. Источники морали и религии.

Особенности культурной жизни в Америке второй половины XIX в. Прагматизм. Ч.Пирс (1839-1914). Значение идеи: «принцип Пирса». Трактовка познания. Методы прагматизма. У.Джемс. Теория истины. Радикальный эмпиризм. Поздний прагматизм. «Инструментализм» Д.Дьюи (1859-1952). Социологические идеи. Педагогика Дьюи.

Англо-американский неореализм. Основные направления, их представители. Теория познания, идея «имманентности независимого».

Литература:

  1. Антология мировой философии, т.3. – М.,1971.
  2. Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 1914.
  3. Джемс У. Прагматизм. – СПб., 1910.
  4. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма, вып.4. – СПб., 1912.
  5. Краткий очерк истории философии. – М., 1981.
  6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. – Мн., 1992.
  7. Ницше Ф.Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888): Перевод /Под ред. Г.Рачинского, Я.Бермана. — Б.м.: ИЧП "Жанна", 1994.
  8. Риккерт, Г.Философия жизни: Пер. с нем. / Генрих Риккерт. — Мн.:, 2000.
  9. Философская энциклопедия, т.1-5. – М., 1960-1970.
  10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – СПб., 1993.
  11. Шпенглер О. Закат Европы, т.1. – Мн., 2000.

Х. Философия в России ХІХ – нач. ХХ вв.

Ключевые слова: проблема «маленького человека», славянофилы, западники, интуитивизм, марксизм-ленинизм.

Особенности становления капитализма в России. Отражение духовных коллизий эпохи в творчестве Ф.М.Достоевского (1821 - 1881). Проблема «маленького человека». «Записки из подполья». Отношение Достоевского к философии, религии, социалистическим теориям. «Бесы» Этическая проблематика творчества Достоевского. Князь Мышкин и идея «Живого Христа». Религиозно-нравственное учение Л.Н.Толстого и его «Исповедь». Толстовство, критика государства и официальной церкви.

Спор славянофилов и западников в контексте европейской культуры XIX в. (Чаадаев П.Я., Белинский В.Г., Герцен А.И., Данилевский Н.Я., Чернышевский Н.Г. и др.).

Философия В.С. Соловьева (1853 - 1900). Система всеединства Соловьева; онтология и гносеология. Этическое учение Соловьева. Утопия Соловьева о создании всемирной теократической христианской монархии. Эстетика как философия творчества.

Н.О. Лосский (1870-1965), С.Л. Франк (1877-1950) – основные представители интуитивизма в России. Учение о предмете, методе и структуре философии, гносеология интуитивизма. Идеал-реалистическая персоналистическая онтология и метафизика, логика; социальная философия, история философии.

Философские взгляды Н.А. Бердяева (1877-1948) – крупнейшего представителя христианского экзистенциализма в России. Трактовка свободы, проблемы веры и знания, творчества и объективации. Историософия Бердяева. Личность и общество. Книга Бердяева «О назначении человека», основные идеи этики Бердяева. Культура и цивилизация.

С.Н. Булгаков (1871-1944), П.А. Флоренский (1882-1937) – наиболее видные представители социологического направления в религиозно-идеалистической философии. Бог – мир – человек в софиологии Булгакова. Трактовка веры и знания в творчестве Флоренского. Основные идеи философии культуры Флоренского.

Анархизм и народничество в России (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров). Распространение марксизма в России, Г.В. Плеханов, его борьба против народничества. В.И. Ленин. Трактовка развития общества как объективно обусловленного процесса. Характеристика общественно-экономической формации, исторической необходимости. Классы и классовая борьба. Проблемы теории познания. («Материализм и эмпириокритизм», «Философские тетради».) Политическая философия Ленина. Обоснование возможности победы социализма в России. («Государство и революция»).

М.Бахтин. Философия поступка. Проблемы Другого и диалога. Проблема повседневности в философии Бахтина.

Литература:

  1. Асмус В.Ф. В.С. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988, №6.
  2. Бахтин М.М.. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.,1993.
  4. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.– М.,1990.
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы // Смысл творчества.– М.,1989.
  6. Булгаков С.Н. Соч.: в 2 т.– М.1993.
  7. Вехи. – М., 1991.
  8. Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общест. науки, – М.,1990. –№6.
  9. Евлампиев И. И. История русской философии (учебное пособие). –М.: «Высшая школа», 2001.
  10. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева.– М., 1990.
  11. Зеньковский В.В. История русской философии. –Л., 1991.
  12. Кожинов В.В. Россия век XX. 1939 - 1964. Опыт беспристрастного исследования.– М., 1999.
  13. Кравец С.Л. О красоте духовной. (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения).– М.,1990.
  14. Краткий очерк истории философии. – М., 1981.
  15. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева.– М.,1988.
  16. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.– М., 1983.
  17. Лосский Н.О. Избранное.– М.,1991.
  18. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса.– М.,1989.
  19. Сапронов П.А. Русская философия: опыт типологической характеристики. – СПб., 2000.
  20. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1989.
  21. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.– М., 1988.
  22. Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского.– М.,1991.
  23. Философская энциклопедия, т.1-5. – М., 1960-1970.
  24. Флоренский П.А. Воспоминания. – М.,1992.
  25. Флоренский П.А. Соч.: в 2 т.– М., 1990.
  26. Франк С.Л. Сочинения.– М.,1990.
  27. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки.– М., 1990.– №5.
  28. Хоружий С.С. София – космос – материя. Устои философской мысли Булгакова // Вопросы философии.– М., 1989, №12;
  29. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник 88. – М., 1988.

ХІ. Современные философские течения

Ключевые слова: феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм, модернизм, постмодернизм, постпозитивизм.

Феноменология. Э. Гуссерль (1859-1938). Достоверность научного знания. Построение философии как «строгой науки». Феноменологическая редукция. Учение об интенциональности. Эволюция взглядов Гуссерля. Кризис европейского человечества и кризис науки. Основные направления развития феноменологии. Интуитивное усмотрение сущностей и этика М.Шелера. Влияние феноменологии на экзистенциализм, экзистенциальная феноменология М.Мерло-Понти. Феноменологическая социология А.Шютца.

Экзистенциализм. Теоретические источники. Основные представители. Бытие вещей и человеческое бытие. Проблема свободы выбора. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера (1889-1976). Характеристика человеческого бытия. Проблема языка и герменевтического метода. Экзистенциализм К. Ясперса (1883-1969). Наука, философия и религия. Метод философствования. Пограничные ситуации. Проблема свободы у К. Ясперса. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра, выбор и ответственность. Г. Марсель (1889 - 1973). А. Камю (1913-1960).

Неопозитивизм как третья историческая формы позитивизма. Время и предпосылки появления. Б. Рассел о задачах философии. Концепция научного знания. Истина и ее формы. Виды познания. Л. Витгенштейн, его «Логико-философский трактат». Факт, мир и картина мира. Атомарные элементы опыта. Научное знание и метафизика. Принцип верификации в позитивизме. Принцип фальсификации у К. Поппера. Феноменалистический вариант позитивизма (М. Шлик, Д. Айер), физикалистский (Р. Карнап и др.), лингвистический (поздний Витгенштейн). Философия лингвистического анализа (Г. Райл и др.).

Постпозитивизм и философия науки. К. Поппер, его концепция развития научного знания. Знание как «третий мир». Теория развития исследовательских программ И.Лакатоса. «Критический рационализм» в современной философии науки (Э.Мейерсон, Г. Башляр). Структурализм, его основные течения. К. Леви-Стросс и Ж. Пиаже. М. Фуко, его «Археология знания». Концепция развития науки Т. Куна. Развитие идеи технологии (А. Богданов). Теория систем, кибернетики и синергетики.

Франкфуртская школа. Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др. Попытка интеграции марксизма. Критика капитализма и его культуры. «Негативная диалектика» Т. Адорно. Э.Фромм об истинном бытии. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Философская герменевтика Г.Гадамера. («Спор о герменевтике»).

Христианская философия ХХ века. Неотомизм. Основные представители. М. Грабман, Ж. Маритен, Э. Жильсон. Учение о познании, его границах. Трактовка человека, его назначения в мире. Свобода воли. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. Эволюция жизни. Философия истории. Этика.

Феноменология и герменевтика во Франции (Э.Левинас, П.Рикер). Неогегельянство и марксизм. Полемика между К.Леви-Строссом и Сартром. Теоретические источники и проблемное поле структуральных исследований: лингвистика, этнология, психоанализ, историческая наука.

Философский структурализм и его эволюция к "постструктурализму". Означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история. Археология знания и генеалогия власти М.Фуко. Проблема власти в социальной философии М.Фуко, П.Бурдье; "новая философия". Антитеза "модерна" и "постмодерна", дискуссии о постмодернизме. Концепция грамматологии Ж.Деррида. Номадология Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

Литература:

  1. Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.
  2. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2 т. – М., 1989.
  3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. – 2-ое изд. – М: Наука, 1983.
  4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958.
  5. Гадамер Х.Г. Истина и метод.– М.,1988.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911, кн. 1.
  7. Деррида Ж. Московские лекции.– Свердловск, 1990.
  8. Исследования по общей теории систем. – М., 1969.
  9. Камю А. Избранное. – М., 1969.
  10. Карнап Р. Значение и необходимость. – М., 1958.
  11. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
  12. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.
  13. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ.– Мн., 1984.
  14. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре.– Мн., 1999.
  15. Поппер К. Логика и рост научного знания.– М., 1983.
  16. Рассел Б. Человеческое познание. – М., 1957.
  17. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Предисл., примеч. В. И. Колядко. – М.: Республика, 2000.
  18. Сартр, Ж.-П. Картезианская свобода / Пер. и примеч. В.П.Гайдамака // Логос. – 1996.– N 8.- С.17–31.
  19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
  20. Тойнби А. Постижение истории.– М., 1990.
  21. Философская энциклопедия. Т.1-5. – М.,1960-70.
  22. Хайдеггер М. «Бытие и время». – М., 1991.
  23. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.
  24. Шпенглер О. Закат Европы. М.-П., 1923.

XII Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі

Ключавыя словы: беларуская гісторыка-філасофская школа, позневізантыйскі канон, Кірыла Тураўскі, Клімент Смаляціч, эпоха Адраджэння ў Вялікім княстве Літоўскім, Рускім, Жамойцкім (ВКЛ). Доктар Францыск, Г.Л.Скарына, Сімон Будны, позняя схаластыка, эклектычная філасофія, асветніцтва, месіянізм, містыцызм, беларускае адраджэнне, між Захадам і Усходам, западно-руссизм.

Беларуская гісторыка-філасофская школа і яе набыткі (Адула Т.І., Алексютовіч М.А., Бірала А.А., Землякоў Л.Я., Лушчыцкі І.М., Іоська М.І., Дарашэвіч Э.К., Махнач Н.М., Майхровіч А.С., Конан У.М., Кляўчэня А.С., Купчын М.С., Падокшын С.А., Чарнышова Л.А., Шалькевіч В.Ф., Цукерман А.Я., Языковіч В.Р. і іншыя). Перыядызацыя і агульная характарыстыка філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі. Беларускае мысленне, беларуская філасофія і філасофія ў Беларусі. Полілінгвізм і транскультурнасць. Разрывы ў традыцыі. Уплывы і залежнасці. Канструяванне канону.

Філасофская думка ў Кіеўскай Русі (Х - ХІІІ стст.). Міфалагічнае светаўспрыманне і яго крызіс. Прыняцце хрысціянства і візантыйска-балгарская кніжнасць. Уплыў візантыйскай патрыстыкі (Ян (Іаан) Дамаскін) на станаўленне старажытнарускай думкі. Кірыла-мяфодзіеўская традыцыя на Русі. «Філасофія», «філосаф», «любамудр», «кніжнік» па помніках кіеварускага пісьменства. Дачыненне да антычнай філасофіі. «Слова аб законе і боскай ласцы» мітрапаліта İларыёна. Фармаванне гістарычнага мыслення: «Аповесць часовых гадоў».

Элементы філасофскай культуры ў раннім беларускім сярэднявеччы. Кірыла Тураўскі: між традыцыйнай культурай і візантыйскім канонам. («Прытча пра сляпога і кульгавага», казанні). Клiмент Смаляціч. («Пасланне Яфіму прэсвітэру...»). Еўфрасіння Полацкая і яе жыціе.

Эпоха Адраджэння ў Вялікім княстве Літоўскім. Агульная характарыстыка эпохі. Гурткі гуманістаў і адкрыццё антычнасці. Новалацінская літаратура. Антычны ідэал філасофіі і «эпікурэйства» XVI - XVII стагоддзяў. Скарына: між адраджэннем і рэфармацыяй. Тып асобы. «Бівлия руска». Прадмовы і пасляслоўі, аргументы да глаў у перакладных кнігах Бібліі Скарыны. Біблейная экзегетыка.

Рэфармацыя ў Вялікім княстве Літоўскім. Агульная характарыстыка эпохі. Лютэране, кальвіністы, антытрынітарыі. Рэфармацыйныя элементы ў праваслаўі. Sola fide Sola scriptura. Індывідуалізм, рацыяналізм, сацыяльны крытыцызм. Сімон Будны. («Катэхізіс». «Аб асноўных артыкулах веры». «Аб свецкай уладзе»).

Прававое і палітычнае мысленне ў ВКЛ. «Сармацкая цывілізацыя» і яе крытыкі. Анджэй Фрыч Маджэўскі і традыцыя «направы Рэчы Паспалітай». Пратэстанцкія карані палітыка-прававога мыслення. Між правам «боскім» і правам «натуральным». Ідэя свабоды і ідэя рэспублікі. Андрэй Волян. («Аб гаспадары і яго асабістых дабрачыннасцях». «Аб палітычнай альбо грамадзянскай свабодзе»). Ідэя свабоды і ідэя справядлівасці. Справядлівасць дыстрыбутыўная і камутатыўная. Аарон Алізароўскі («Аб палітычнай супольнасці людзей»). Натуральнае права і формы чалавечых супольнасцяў. Палітычная, філасофская і прававая свабоды. Філасофскія і эстэтычныя погляды Сімяона Полацкага.

Позняя схаластыка: унутраная перыядызацыя. (агульн. характ.) Тып мыслення і структура курсаў філасофіі. Філасофія тэарэтычная (рацыянальная, натуральная і транснатуральная) і практычная (манастыка, эканоміка, палітыка). Мацей Казімір Сарбеўскі. («Багі язычнікаў»). Курсы па паэтыцы і рыторыцы. Мімезіс і «аўтаномнасць творчага акту». Лука Залускі. («Агульная філасофія»). Арыентацыя на «практычную філасофію». Сігізмунд Лаўксмін. («Практычнае красамоўства». «Сутнасць дыялектыкі»). Альберт Каяловіч і палеміка з «эксперыментальным прыродазнаўствам». («Зрок, удакладнены розумам…»). Тэадор Білевіч і яго «Філасофія рацыянальная, натуральная і маральная».

Віленская школа: эклектычная філасофія (філасофія resentiorum) Экспэрыментальнае прыродазнаўства і трансфармацыі «другой схаластыкі». Антоні Скарульскі і мадэрнізацыя арыстацелізму. («Каментары па філасофіі альбо логіцы...»). Эмансіпацыя філасофіі ў сістэме схаластычнай веды. Станіслаў Шадурскі: «філасофія розуму і адчуванняў». Асіміляцыя картэзіянства. «Філасофскія палажэнні з агульнай фізікі». Бенедыкт Дабшэвіч і канчатковая перамога «філасофіі новых». «Погляды новых філосафаў». Гнасеалагізацыя логікі.

Асветніцтва ў Рэчы Паспалітай. Перыядызацыя і катэгорыі мыслення. Асветніцтва і мадэрнасць. Трансфармацыі ідэі філасофіі. Віленская школа: фізіякратызм (Еранім Страйноўскі, Іаахім Храптовіч). Казімір Нарбут. Канчатковы разрыў з схаластыкай. Логіка як тэорыя пазнання. Псіхалагізацыя і антрапалагізацыя логікі. («Логіка альбо навука аб роздуме і развазе». «Выбраныя развагі з філасофіі»). Ян Снядэцкі. («Аб філасофіі», «Філасофія чалавечага розуму»). Рэдэфініцыя філасофіі. Палеміка з Кантам і нямецкай школай. Дэуніверсалізацыя розуму. Розум і «неразумнае». Элементы фенаменалогіі. Анёл Доўгірд. («Логіка тэарэтычная і практычная». «Даклад, маючы за мэту давесці рэчаіснасць чалавечага пазнання»). Крытычны рэалізм Доўгірда. Палеміка (разыходжанні) з Кантам. Псіхалагізацыя логікі.

Рамантызм, народніцтва, пазітывізм. Ёзэф Галухоўскі. («Філасофія ў жыцці цэлых народаў і асобнага чалавека»). Фларыян Бохвіц і элементы рэлігійнага персаналізму.

Адам Міцкевіч, Анджэй Тавянскі. Гістарыясофія. Месіянізм. Містыцызм. Дыскурс этнаграфіі (Зарыян Даленга-Хадакоўскі, Ян Чачот і інш.). Народ як аб'ект даследаванняў. Народ як (патэнцыйны) суб'ект гісторыі.

Ідэалогія народніцтва і генезіс беларускай ідэі (Ад К. Каліноўскага да Францішка Багушэвіча, «праекты вызвалення».

Беларускае адраджэнне і яго самарэфлексія. Нацыянальная ідэя як увасабленне тоеснасці гістарычнага і лагічнага. Янка Купала. («Казка аб песні»). М. Багдановіч. («Белорусское возрождение»). Міф паходжання і фармаванне канону. Прыналежнасць да «заходняй цывілізацыі». Этнічнае і сацыяльнае. Ігнат Канчэўскі (Абдзіраловіч). («Адвечным шляхам»). Мяжа між Захадам і Усходам. Ідэя недалучэння. Беларускі дух і філасофія творчасці. «Ліючаяся форма» і новыя сацыяльныя практыкі. Уладзімір Самойла (Суліма). («Гэтым пераможаш!..»). Аляксандар Цвікевіч. «Западно-руссизм...»: аналіз тэорыі і практыкі «русіфікацыі» XIX стагоддзя. Палеміка з «еўразійцамі».

Развіццё марксізму ў БССР 1920 — 1940 гады. Усеагульная арганізацыйная навука Багданава А.А. Філасофскія даследаванні ў пасляваеннай Беларусі.

Сучаснае беларускае мысленне.

Літаратура:

  1. Абдзіраловіч Ігнат. Адвечным шляхам. – Мн.: Навука і тэхніка, 1993.
  2. Анталёгія сучаснага беларускага мысьленьня.–СПб.: Невский Простор, 2003 г.
  3. Бабкоў І.М. Філасофія Яна Снядэцкага.–Вільня-Менск: Фрагмэнты/GICentras, 2002. –115 с.
  4. Беларуская думка XX стагоддзя. Філасофія, рэлігія, культура. (Анталогія). Уклад. Ю. Гарбінскі. – Варшава, 1998.
  5. Бирало А. А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве в конце XVII – середине XVIII века. – Мн., 1971.
  6. Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси. – Киев, 1988.
  7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. –М., 1990.
  8. Дорошевич Э.К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии. –Мн., 1971.
  9. Дорошевич Э.К., Конон Вл.М. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. – М., 1972.
  10. Дорошевич, Э.К. Аниол Довгирд – мыслитель эпохи Просвещения / АН БССР, Ин-т философии и права. – Мн.: Наука и техника, 1967.
  11. Дубровский В.В. Казимир Нарбут. – Мн., 1979.
  12. Еворовский В.Б. Философская мысль Киевской Руси XI-XIII вв. Тенденции становления. – Мн.: Тэхналогія, 1996.
  13. Ерёмин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Тр. Отдела древнерусской литературы. – М., Л., 1955.
  14. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии (дооктябрьский период). – Мн., 1977.
  15. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Мн., 1962.
  16. Кніга жыцій і хаджэнняў. – Мн.: Мастацкая літаратура, 1994 г.
  17. Лушчыцкі І.М. Нарысы па гісторыі грамадска-палітычнай і філасофскай думкі ў Беларусі ў другой палове XIX в. – Мн., 1958.
  18. Майхрович А.С. Становление нравственного самосознания. Из истории духовной культуры Беларуси. – Мн.: Бел. кнігазбор, 1997.
  19. Мельнікаў А.А.. Кірыл, Епіскап Тураўскі. – Мн.: Беларуская навука, 1997.
  20. Мохнач Н.Н. Идейная борьба в Белоруссии в 30 – 40-е годы XIX в. – Мн., 1971 .
  21. Мохнач Н.Н. От Просвещения к революционному демократизму: Общественно-политическая и философская мысль Белоруссии конца 10-х – начала 50-х годов XIX века. – Мн., 1978.
  22. Мысліцелі і асветнікі Беларусі. X-XIX стагоддзі. (энцыклапедычны даведнік). − Мн.: БелЭн, 1995.
  23. Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. – СПб., 1992.
  24. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 года). − Мн., 1973.
  25. Падокшын С. А. Сокал С. Ф. Палітычная і прававая думка Беларусі XVI - XVIII ст. ст. – Мн., 2000.
  26. Падокшын С.А. Філасофія эпохі Адраджэння ў Беларусі. – Мн.: Навука і тэхніка, 1989.
  27. Памятники древней письменности и искусства, CLXXI. Из истории отречённых книг, т. IV. Аристотелевы врата, или Тайная тайных. Тексты и материалы для их объяснения собрал и подготовил М. Сперанский.– СПб., 1908.
  28. Памятники литературы Древней Руси, XII в. – М., 1980.
  29. Памятники философской и общественно-политической мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII века. – Мн., 1991.
  30. Самойла Уладзімір. «Гэтым пераможаш!..» Нарысы крытычнага аптымізму // Беларуская думка XX стагоддзя. Філасофія, рэлігія, культура. (Анталогія). Уклад. Ю. Гарбінскі. – Варшава, 1998.
  31. Цукерман А. Я. Философская мысль в Белоруссии середины XVIII века. – Мн., 1980.
  32. Цьвікевіч, Аляксандр. «Западно-русизм». Нарысы з гісторыі грамадзкай мысьлі на Беларусі ў XIX і пачатку XX в. – Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – 352 с.
  33. Шалькевіч В. Ф. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі. – Мн. 1999.
  34. Яковенко Наталя. Нарис історіі Украіни. – Киів, 1998.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену.

  1. История философии как философская и культурологическая область знания, ее предмет и содержание.
  2. Проблема метода и периодизации в истории философии.
  3. Особенности религиозно-философских учений Древнего Китая.
  4. Религиозно-философские учения в Древней Индии.
  5. Античная мифология. Философско-мировоззренческие особенности учений Гомера и Гесиода.
  6. Досократики: общая характеристика. Милетская школа.
  7. Пифагор и пифагорейская школа.
  8. Гераклит. Элейская школа.
  9. Атомистическая натурфилософия Левкиппа и Демокрита.
  10. Софисты. Протагор и Горгий.
  11. Сократ и сократические школы.
  12. Философия Платона. Учение о двух мирах. Проблема познания.
  13. Учение Платона о государстве.
  14. Метафизика Аристотеля.
  15. Этика Аристотеля, его понимание назначения человека. Учение о государстве.
  16. Скептицизм. Эпикур и эпикуреизм. Стоицизм.
  17. Диоген Лаэртский как первый историк философии.
  18. Неоплатонизм. Учение Плотина о Едином.
  19. Средневековая философия: общая характеристика, проблема периодизации, основные идеи.
  20. Патристика. Учение Августина Аврелия.
  21. Схоластическая философия: возникновение и развитие. Проблема универсалий.
  22. Ансельм Кентерберийский: доказательства бытия Бога.
  23. Фома Аквинский. Теология и философия, вера и знание.
  24. Номинализм У.Оккама и Д.Скотта.
  25. Мистическое направление в средневековой философии: Б.Клервосский, М.Экхарт.
  26. Особенности ренессансного гуманизма.
  27. Религиозно-антропологическая проблематика эпохи Возрождения: Н.Кузанский, М.Монтень, Эразм Роттердамский.
  28. Естественнонаучная проблематика эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Галилео Галилей, Дж. Бруно.
  29. Политическая философия Н.Макиавелли.
  30. Философия Нового времени: проблема метода, традиция эмпиризма и рационализма.
  31. Философия Ф. Бэкона.
  32. Бенедикт Спиноза: учение о субстанции, теория познания, этика.
  33. Основные идеи теории познания Рене Декарта. Учение о субстанции.
  34. Философия Томаса Гоббса.
  35. Теория познания и политические взгляды Дж. Локка.
  36. Монадология и теодицея Готфрида Лейбница.
  37. Английская философия ХVIII в. Дж. Беркли, его подход к гносеологической проблематике.
  38. Д. Юм, эмпиризм и психологическая теория познания.
  39. Эпоха Просвещения: идейное содержание и центральные вопросы.
  40. Общественно-политические воззрения французских просветителей.
  41. Французский материализм XVIII в., его виднейшие представители: Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах.
  42. Немецкое Просвещение: основные представители и их взгляды.
  43. Эволюция философских взглядов И.Канта. «Докритический» период в творчестве И.Канта.
  44. «Критика чистого разума» И.Канта.
  45. Морально-практическая философия и эстетика И.Канта.
  46. Наукоучение И.Фихте.
  47. Натурфилософия и «философия тождества» Ф.Шеллинга.
  48. Основные принципы философии Гегеля.
  49. Философия истории Гегеля
  50. Диалектика и принцип системности в гегелевской философии.
  51. Гегелевская концепция истории философии.
  52. Политическая философия Гегеля.
  53. «Философско-экономические рукописи 1844 года». Проблема отчуждения.
  54. Концепция истории Карла Маркса. Учение об общественно-экономической формации.
  55. Ф. Энгельс: концепция прогресса
  56. С.Кьеркегор: три стадии человеческого существования, проблема выбора.
  57. А.Шопенгауэр. «Мир как воля и представление».
  58. Философия Ф.Ницше.
  59. Методология маргбургской школы неокантианства: переосмысление идей Канта.
  60. Баденская школа неокантианства.
  61. Позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах, Р.Авенариус.
  62. Американский прагматизм: основные представители.
  63. Описательная психология и герменевтика В.Дильтея.
  64. Феноменология Э.Гуссерля.
  65. Основные программы развития феноменологии после Гуссерля: М.Шелер, М.Мерло-Понти, А.Щюц (Щютц).
  66. Герменевтика Г.Г.Гадамера.
  67. Экзистенциализм: идейные источники, основные направления и представители.
  68. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера.
  69. Л.Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям».
  70. Неопозитивизм: проблема познания, задача философии.
  71. Постпозитивизм и философия науки.
  72. Франкфуртская школа: переосмысление идей К.Маркса и оригинальные концепции.
  73. Христианская философия XX в.: основные течения.
  74. Структурализм и его эволюция к постструктурализму.
  75. М.Фуко. Археология знания и генеалогия власти
  76. Ж. Делёза: особенности философских воззрений
  77. Концепция грамматологии Ж. Деррида.
  78. Религиозно-этические учения Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
  79. Западничество и славянофильство.
  80. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  81. Интуитивизм в России: Н.О.Лосский и С.Л.Франк.
  82. Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева и Л.Шестова.
  83. Марксизм-ленинизм и его развитие в советской философской мысли.
  84. Философия поступка М.Бахтина.
  85. Философские взгляды В.Розанова.
  86. Философское наследие А.Ф. Лосева.
  87. Беларуская гісторыка-філасофская школа і яе набыткі.
  88. Перыядызацыя і агульная характарыстыка філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі.
  89. Элементы філасофскай культуры ў раннім беларускім сярэднявеччы.
  90. Позневізантыйскі канон (Я. Дамаскін) і балгарскае пасярэдніцтва. Культура цытатаў. Ідэал філасофіі як «мудрасці без сілагізмаў».
  91. Кірыла Тураўскі: між традыцыйнай культурай і візантыйскім канонам. «Прытча пра сляпога і кульгавага», казанні.
  92. Клімент Смаляціч. «Пасланне Яфіму прэсвітэру...»
  93. Эпоха Адраджэння ў Вялікім княстве Літоўскім (агульн. характар.)
  94. Гурткі гуманістаў і адкрыццё антычнасці.
  95. Новалацінская літаратура. Антычны ідэал філасофіі і «эпікурэйства» XVI - XVII стагоддзяў.
  96. Скарына: між Адраджэннем і Рэфармацыяй. Тып асобы.
  97. «Бівлия руска». Прадмовы і пасляслоўі, аргументы да біблійскіх главаў у выданнях перакладаў Скарыны. Біблійная экзегетыка.
  98. Рэфармацыя ў ВКЛ (агульн. характар.). Лютэране, кальвіністы, антытрынітарыі. Sola fide i Sola scriptura. Індывідуалізм, рацыяналізм, сацыяльны крытыцызм.
  99. Рэфармацыйныя элементы ў праваслаўі.
  100. Сімон Будны. «Катэхізіс». «Аб асноўных артыкулах веры». «Аб свецкай уладзе».
  101. Прававое і палітычнае мысленне ў ВКЛ (агульная характар.) «Сармацкая цывілізацыя» і яе крытыкі. Анджэй Фрыч Маджэўскі і традыцыя «направы Рэчы Паспалітай». Пратэстанцкія карані палітыка-прававога мыслення. Між правам «боскім» і правам «натуральным». Ідэя свабоды і ідэя рэспублікі.
  102. Андрэй Волан (Волян). «Аб гаспадары і яго асабістых дабрачыннасцях». «Аб палітычнай альбо грамадзянскай свабодзе». Ідэя свабоды і ідэя справядлівасці. Справядлівасць дыстрыбутыўная і камутатыўная.
  103. Аарон Алізароўскі. «Аб палітычнай супольнасці людзей». Натуральнае права і формы чалавечых супольнасцяў. Палітычная, філасофская і прававая свабоды.
  104. Пачатак прафесійнай філасофіі: Віленская школа. Позняя схаластыка: унутраная перыядызацыя (агульн. характ.). Тып мыслення і структура курсаў філасофіі. Філасофія тэарэтычная (рацыянальная, натуральная і транснатуральная) і практычная (манастыка (?), эканоміка, палітыка).
  105. Мацей Казімір Сарбеўскі. «Багі язычнікаў». Курсы па паэтыцы і рыторыцы. Мімезіс і «аўтаномнасць творчага акта».
  106. Лука Залускі. «Агульная філасофія». Арыентацыя на «Практычную філасофію».
  107. Сігізмунд Лаўксмін. «Практычнае красамоўства». «Сутнасць дыялектыкі».
  108. Альберт Каяловіч і палеміка з «эксперыментальным прыродазнаўствам». «Зрок, што ўдакладнены розумам».
  109. Тэадор Білевіч. «Філасофія рацыянальная, натуральная і маральная».
  110. Віленская школа: эклектычная філасофія (філасофія resentiorum) (агульн. характар.). Эксперыментальнае прыродазнаўства і трансфармацыі «другой схаластыкі».
  111. Антоні Скарульскі і мадэрнізацыя арыстацелізму. «Каментары па філасофіі альбо логіцы...». Эмансіпацыя філасофіі ў сістэме схаластычнай веды.
  112. Станіслаў Шадурскі: «філасофія розуму і адчуванняў». Асіміляцыя картэзіанства. «Філасофскія палажэнні з агульнай фізікі».
  113. Бенедыкт Дабшэвіч і канчатковая перамога «філасофіі новых». «Пагляды новых філосафаў». Гнасеалагізацыя логікі.
  114. Асветніцтва ў Рэчы Паспалітай (агульн. характар.). Перыядызацыя і катэгорыі мыслення. Трансфармацыі ідэі філасофіі.
  115. Віленская школа: фізіякратызм (Еранім Страйноўскі, Іахім Храптовіч).
  116. Казімір Нарбут. Канчатковы разрыў з схаластыкай. Логіка як тэорыя пазнання. Псiхалагізацыя і антрапалагізацыя логікі. «Логіка альбо навука аб роздуме і развазгах», «Выбраныя развагі з філасофіі».
  117. Ян Снядэцкі. «Пра філасофію», «Філасофія чалавечага розуму». Рэдэфініцыя філасофіі. Палеміка з Кантам і нямецкай школай. Дэуніверсалізацыя розуму. Розум і «неразумнае». Элементы фенаменалогіі.
  118. Анёл Доўгірд. «Логіка тэарэтычная і практычная», «Даклад, маючы за мэту давесці рэчаіснасць чалавечага пазнання». Крытычны рэалізм Доўгірда. Палеміка (разыходжанні) з Кантам. Псiхалагізацыя логікі.
  119. Постасветніцкае мысленне (агульн. характар.). Катэгорыі мыслення: асоба, народ, гісторыя. Ёзэф Галухоўскі. «Філасофія ў жыцці цэлых народаў і асобнага чалавека». Фларыян Бохвіц і элемэнты рэлігійнага персаналізму.
  120. Адам Міцкевіч. Месіянізм. Містыцызм.
  121. Анджэй Тавянскі. Гісторыясофія.
  122. Дыскурс этнаграфіі (Зарыян Даленга-Хадакоўскі, Ян Чачот і інш.). Народ як аб’ект даследаванняў. Народ як (патэнцыйны) суб’ект гісторыі.
  123. Ідэалогія народніцтва (ад К. Каліноўскага да Францішка Багушэвіча). Сацыяльнае мысленне і «праекты вызвалення».
  124. Беларускае адраджэнне і яго самарэфлексія (агульн. характар.).
  125. М. Багдановіч і «Белорусское возрождение». Этнічнае і сацыяльнае.
  126. Ігнат Канчэўскі (Абдзіраловіч). «Адвечным шляхам». Між Захадам і Усходам.
  127. Уладзімір Самойла (Суліма). «Гэтым пераможаш!..». «Крытычны аптымізм».
  128. Аляксандр Цвікевіч «Западно-руссизм...» Палеміка з «еўразійцамі».
  129. Беларуская савецкая філасофія (агульная характарыстыка).
  130. Філасофскія даследаванні ў пасляваеннай Беларусі.
  131. Сучасныя тэндэнцыі ў развіцці філасофіі ў Беларусі.