09.00.05 – этика

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Введение

Этика, начиная со времен Античности, является важнейшей областью философского знания. В центре ее внимания находятся проблемы становления морального сознания, его исторического развития, формирования нравственной культуры личности и общества, теории и практики нравственно-воспитательной деятельности. Этика позволяет углубить наши представления о различных духовных ценностях: свободе, ответственности, справедливости, смысле жизни, счастье, любви, уважении, верности, честности, добропорядочности и др. Она раскрывает суть и значение совести, долга, чести и достоинства личности, посредством которых осуществляются регуляция и саморегуляция человеческой жизнедеятельности. В курсе этики теснейшим образом взаимосвязаны теоретическое освоение феномена морали и поиск путей реализации идей нравственного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому неслучайно этику называют «практической философией».

Целью программы-минимума является формирование системы научно обоснованных знаний о сущности, содержании, функциях морали как социокультурного явления, закономерностях ее исторического развития, специфике проявления в жизнедеятельности личности и общества.

Задачи программы-минимума.

Экзаменуемый в рамках данной программы должен:

  • продемонстрировать высокий уровень знаний по теоретическим и прикладным проблемам этики;
  • проявлять интерес к актуальным проблемам нравственного развития личности и общества;
  • усвоить теоретико-методологические базовые знания для самостоятельного творческого решения научно-исследовательских задач, написания научных работ;
  • развивать профессиональные навыки исследовательской деятельности;
  • составить представление о сути нравственно-воспитательной деятельности, путях, методах и средствах ее осуществления;
  • использовать полученные знания для формирования собственной гражданской позиции, личных духовно-нравственных ценностей, способов самореализации и самосовершенствования.

Программа-минимум кандидатского экзамена по этике состоит из двух основных частей: теории морали и истории этической мысли. Список литературных источников дается по разделам.

ЧАСТЬ 1

Раздел 1. Этика – наука о морали.

Этика как учение о морали и компонент духовной культуры. Предмет этики. Этимология понятий «этика», «мораль», «нравственность», их соотношение. Этика как «практическая философия». Этика как история и теория морали. Основные методологические принципы этических исследований. Структура этики и ее основные категории. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Задачи этики. Ригористические и эвдемонистические концепции морали. Этика религиозная и безрелигиозная. Этика авторитарная и гуманистическая. Прикладная этика.

Литература

  1. Бачинин В. А. Этика. Энциклопедический словарь. СПб, 2005.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000.
  3. Гусейнов А. А., Дубко Е. Д. Этика. М., 2000.
  4. Зеленкова И.Л., Беляева Е. В. Этика. Мн., 2000.
  5. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. М., 1999.
  6. Основы этических знаний СПб., 1998.
  7. Попов Л.А. Этика. М., 1998.
  8. Разин А. В. Этика: история и теория. М., 2002.
  9. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. М., 1989.
  10. Современная этика: история и проблемы. Ростов-на-Дону, 2000.
  11. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.
  12. Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.
    Этика: фундаментальный курс в авторизованном изложении. М., 1993.
  13. Этика: новые старые проблемы. М., 1999.
  14. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
  15. Этика: словарь афоризмов и изречений. М., 1995.

Раздел 2. Мораль как социокультурный феномен

Мораль как предмет этического знания. Сущность и специфика морали. Мораль как способ духовно-практического освоения мира. Структура морали. Взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Нравы как специфический регулятор повседневного поведения людей. Должное и сущее в морали. Общечеловеческое и конкретно-историческое содержание морали. Свойства морали: императивность, нормативность, оценочность. Функции морали. «Золотое правило нравственности».

Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания. Мораль и религия. Мораль и право. Мораль и политика. Мораль и экономика. Мораль и наука. Мораль и экология. Мораль и искусство.

Роль морали в жизни общества и личности. Социальная детерминированность нравственных отношений между людьми. Относительная самостоятельность морального сознания. Система нравственной регуляции. Оценочно-императивный характер моральных регулятивов. Понятие нравственного идеала. Моральные принципы и нормы. Проблема морального выбора личности. Взаимосвязь рационального и эмоционального начал в моральном сознании человека. Нравственная мотивация, оценка и самооценка. Соотношение нравственной цели и средств. Поступок как основная единица моральной деятельности. Нравственные качества личности.

Литература

  1. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М., 1983.
  2. Винокурова С. П. Личность в системе нравственных отношений. Мн., 1988.
  3. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
  4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1998.
  5. Дробницкий О.Г.. Моральная философия. Избр. труды. М., 2002.
  6. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. М., 1974.
  7. Зубец О. П. Динамика нравственной жизни. М., 1988.
  8. Кузнецов Г., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М., 1996.
  9. Мартысюк П.Г. Правовая этика / Учебное пособие. Мн., 1999.
  10. Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М., 1991.
  11. Моральные ценности и личность. М., 1994.
  12. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. М., 1996.
  13. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.
  14. Социальное развитие и общественные нравы. М., 1984.
  15. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.
  16. Шпеман Р. Основные понятия этики. М., 1993.

Раздел 3. Историческое развитие морали

Генезис морали. Гипотезы происхождения нравственности. Переход от инстинктивных форм поведения к целесообразной деятельности. Синкретическое сознание первобытного человека. Зарождение зачатков нравственности в родоплеменном строе. Тождество индивидуального «Я» и общественного «Мы». Отношения «свой-чужой». Система табу. Первобытный коллективизм.

Нравы патриархального общества. Община – исходная форма социальной организации. Сочетание личных и коллективных интересов. Принцип талиона. Религиозное санкционирование моральной регуляции. Отражение нравственного опыта поколений в народной мудрости. Нравственные основы патриархальной семьи. Этническое и общечеловеческое в патриархальной нравственности.

Мораль в рабовладельческом обществе. Социально-имущественное расслоение как причина обострения нравственных отношений. Проблема ценности и достоинства личности. Мораль свободных людей. Мораль рабов. Становление этики как философии морали.

Нравственные отношения в эпоху феодализма. Сословно-корпоративные связи и их отражение в нравственном сознании. Отношения покровительства и личной преданности своему господину. Мораль «отцов» и «детей». Кодекс рыцарской чести. Христианская идеология как объединяющее начало духовной жизни людей.

Буржуазная мораль. Нравственный пафос буржуазных революций. Провозглашение личности в качестве цели и идеала бытия. Индивидуализм и прагматизм как доминирующие принципы нравственных отношений. Приоритет отношений вещной зависимости. Культ денег. Бюргерский нравственный образец и его эволюция в Новое время. Развитие антигуманистических тенденций. Мещанская мораль.

Литература

  1. Ангел Е. Этос и история. М., 1988.
  2. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
  3. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.
  4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избран. произвед. М., 1990.
  5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  6. Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М., 1998.
  7. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М., 1990.
  8. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы русского народа. М., 1993.
  9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
  10. Павловская О. А. Нравственная природа человека: опыт античной философии. Мн., 2003.
  11. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3 т.– М., 1994.
  12. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.

Раздел 4. Основные этические категории

Добро и зло как фундаментальные нравственные понятия. Диаметральная противоположность смысловых значений добра и зла. Абсолютное и относительное, общечеловеческое и конкретно-историческое в представлениях о добре и зле. Проблема происхождения добра и зла. Идея абсолютной ценности добра. Добро и зло и свободная человеческая деятельность. Концепции религиозно-этического дуализма. (зороастризм, манихейство и др.). Добродетель и порок. Добро и зло как человеческие качества. Диалектика добра и зла. Этическая концепция непротивления злу насилием. Идея конструктивности зла.

Долг и совесть как внутриличностные механизмы моральной регуляции. Долг как осознание и соблюдение личностью предписаний, обусловленных неизбежностью и необходимостью идеального и реального порядка. Деонтологический подход. Соотношение понятий долга и добра. Библейские нравственные заповеди, априорный моральный закон (И. Кант) как кристаллизация принципов должного. Индивидуально-личностные ориентации и принцип долга. Долг и социально-правовые установления. Гражданский долг. Профессиональный долг. Совесть как саморегулятор нравственного поведения личности. Чувство стыда и угрызения совести. Совесть как нравственная рефлексия и самооценка. Понятие «свобода совести». Взаимосвязь долга и совести во внутреннем мире личности.

Свобода и ответственность. Соотношение необходимости и свободы. Отличие «свободы от …» от «свободы для …». Свобода как автономия. Сознательность, добровольность, альтернативность свободы выбора личности. Этическая категория «свобода воли». Философская интерпретация свободы воли. Религиозное трактовка свободы воли. Воля, своеволие, произвол. Понятие свободы и исторический процесс эмансипации личности. Понятие ответственности. Ответственность человека перед самим собой и перед другими людьми. Мера ответственности и диапазон свободы выбора. Обретение духовной свободы как нравственное самосовершенствование личности.

Счастье и смысл жизни. Счастье как высшее благо (эвдемонизм). Счастье как выражение позитивного душевного состояния человека. Счастье мудреца. Различие представлений о счастье. Соотношение материальных и духовных ценностей в представлениях о счастье. Условия достижения счастья. Счастье и страдание. Конструктивная и деструктивная роль страдания в жизни человека. Счастье и удовольствие. Счастье и творчество. Счастье и любовь. Смысл жизни как ценностно-императивное отношение. Сопряженность смысла жизни с высшими нравственными целями. Смысл жизни как социокультурная ценность. Условия обретения и потери человеком смысла жизни.

Честь и достоинство. Понятие достоинства и чести как отражение ценности и моральной значимости личности. Честь как проявление общественного признания достоинств личности. Социальный характер чести. Достоинство как важнейший атрибут личности. Сознание и чувство собственного человеческого достоинства.

Любовь как феномен человеческого бытия. Любовь как высшее эмоционально-духовное состояние личности. Любовь как сила, преодолевающая отчуждение между людьми. Древнегреческие представления о любви. Христианское понимание любви. Философские интерпретации понятия любви. Любовь и уважение. Любовь и долг. Любовь и дружба. Понятие милосердия.

Литература
  1. Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.
  2. Апресян Р.Г. Постижение добра. М., 1988.
  3. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994.
  4. Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.
  5. Гусейнов А.А. Язык и совесть. М., 1996.
  6. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1999.
  7. Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Мн., 1988.
  8. Ивин А.И. Философия любви. М., 1990.
  9. Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново, 1995.
  10. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург, 1992.
  11. Малахов В.А. Стыд: философско-этический очерк. М., 1989.
  12. Матюшин Г. Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. М., 1998
  13. Милтс А.А. Совесть // Этическая мысль: научно-публицистич. чтения 1990 г. М., 1991.
  14. О свободе человеческой воли. – М., 1991.
  15. Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание// Человек. 2001. № 3.
  16. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.
  17. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.
  18. Станчиц М.А. Этика милосердия. Мн., 1996.
  19. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.
  20. Философия любви: В 2 ч. М., 1990.
  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  22. Шердаков В.Н. Добро и зло. М., 1992.

Раздел 5. Нравственная культура общества и личности.

Понятие нравственной культуры. Соотношение понятий «мораль» и «нравственная культура». Человек как субъект нравственно-культурной деятельности. Нравственная культура как квинтэссенция нравственного развития личности и общества. Нравственная культура – это мораль в действии и развитии. Нравственная культура общества, социальной группы и личности, их соотношение. Преемственность и новации в нравственной культуре общества. Нравственная культура личности и исторический процесс.

Формирование нравственной культуры личности. Объективные и субъективные факторы процесса формирования нравственной культуры. Моральные ценности как регуляторы поведения людей. Нравственный идеал и действительность. Моральные ценности и процесс социализации личности. Нравственные качества личности. Совесть и долг, честь и достоинство как внутриличностные механизмы формирования нравственной культуры. Система нравственного воспитания. Роль социальных институтов (семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, церкви, государства и др.) в нравственном развитии человека. Методы нравственного воспитания. Теория и практика нравственного самосовершенствования личности. Нравственная культура общества и процесс эмансипации личности.

Нравственная культура общения. Общение как проявление нравственной активности человека. Нравственно-психологические основы общения. Моральные принципы и нормы общения. Внутренняя и внешняя культура общения. Моральный конфликт, пути его разрешения. Этикет как внешнее проявление нравственной культуры. История этикета. Особенности современного этикета.

Профессионально-нравственная культура. Нравственные параметры профессиональной деятельности. Морально-психологический климат коллектива. Проблема морального авторитета и стиля руководства в коллективе. Нравственная культура руководителя.  

Литература

  1. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. Мн., 1985.
  2. Ведин И.Ф. Теорема личности: дороги и тупики самосозидания. М., 1988.
  3. Ильяшева И.Я. Культура общения.- Воронеж, 1989.
  4. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
  5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.
  6. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1983.
  7. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Мн., 1999.
  8. Лаптенок С. Д. Этика и этикет. Мн., 1998.
  9. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 1999.
  10. Лаптенок С.Д. Нравственная культура личности: условия формирования. Мн., 2001.
  11. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ века. Мн., 2000
  12. Основы этикета и искусство общения. СПб, 1993.
  13. О человеческом в человеке. М., 1991.
  14. Павловская О.А. Нравственность. Личность. Трудовой коллектив. Мн., 1991.
  15. Паламарь А.О. Мудрость общения. М., 1990.
  16. Проблемы нравственной культуры общения. Вильнюс, 1986.
  17. Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.
  18. Согомонов Ю.В. Этика воспитания: история и современность. М., 1988.
  19. Шевченко А.К. Культура, история, личность. Введение в философию поступка. Киев, 1991.
  20. Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Раздел 6. Мораль и глобальные проблемы современности

Экологическая этика. Ценностно-мировоззренческие основы отношения к природе в различных религиозных учениях. Нравственное отношение человека к природе как философская проблема. Экологический кризис ХХ века и обоснование новой этической парадигмы отношения человека к природе. Биоэтика. Становление и развитие биоэтики. Роль биоэтики в создании нового образа науки. Практика этических оценок в сфере современных медико-биологических достижений. Этические аспекты клонирования человека, генетической инженерии, эвтаназии.

Моральное сознание и рыночная экономика. Духовно-нравственные ценности и становление рыночных отношений: исторические и современные аспекты. Накопление первоначального капитала и кризис духовности. Этика бизнеса как основа эффективности хозяйствования. Моральные принципы предпринимательской деятельности. Этика делового общения Успех как ценность делового общения. Основные этические нормы современного менеджмента. Нравственно-деловая характеристика менеджера и ее роль в развитии бизнеса. Культура полемики, спора, дискуссии.

Этика гражданского общества. Понятия «гражданин», «гражданственность», «гражданское общество». Права и обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятие патриотизма. Основы патриотического воспитания современной молодежи. Современная политика и мораль: проблемы взаимодействия. Место и роль морального фактора в решении актуальных социально-политических вопросов. Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.

Мораль и современное правосудие. Правовая и нравственная культура: проблемы взаимодействия Права человека и этические аспекты их реализации. Этический смысл презумпции невиновности. Моральная оценка проблемы смертной казни. 
Основные аргументы за и против смертной казни. Конституция и законодательство Республики Беларусь: соотношение правовых норм и моральных принципов.

Этика ненасилия. Этическая оценка насильственной политики в ХХ веке. Понятие ненасилия. Эволюция принципа непротивления злу насилием: Ненасилие как современный моральный выбор. Основные принципы ненасильственного сопротивления (М.-Л. Кинг). Нравственные основы современного межнационального общения. Пацифизм как концепция и практическая позиция. Морально-психологические корни современного терроризма. Терроризм как крайняя форма выражения религиозно-морального фанатизма.

Духовность человека и постиндустриальное общество. Этические основы научно-технического прогресса. Информационные технологии и человек. Приоритет духовно-нравственных ценностей – перспективный путь социального развития. Соотношение общечеловеческого и национального в современном моральном сознании. Религиозная мораль и современные проблемы развития человеческой духовности. Христианский нравственный идеал и перспективы его реализации. Развитие гуманистической этики: исторические предпосылки и современные тенденции. Проблема нравственного прогресса.

Литература
  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Учеб. пособие. М., 1994.
  2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.,1998.
  3. Адуло Т. И., Павловская О. А. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ. Мн., 2006.
  4. Антология ненасилия. М., 1992.
  5. Бакштановский В.И, Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества. // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. Томск, 1993.
  6. Баранов Г.С., Баранова Н.А. Рынок и этика. Кемерово, 2001.
  7. Бганба-Церера Р.В. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М., 1992.
  8. Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. Мн., 2005.
  9. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
  10. Буслова М. К. Новые технологии как фактор социальной динамики. Мн., 1996
  11. Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999.
  12. Глобальная нравственность. М., 1990.
  13. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  14. Нравственные основы предпринимательской деятельности. Воронеж, 1995.
  15. Иванов В. Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 1991.
  16. Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М., 1992.
  17. Лем Ст. Этика технологии и технология этики. Пермь, 1993.
  18. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.
  19. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.
  20. Медведева С.В., Семенов Б.Д. Этика предпринимательской деятельности. Мн., 1994.
  21. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997.
  22. Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М., 1990.
  23. Научно-техническая революция и человек. М., 1997.
  24. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.
  25. Опыт ненасилия в ХХ столетии: социально-этические очерки. М, 1996.
  26. Проблемы биоэтики. М., 1993.
  27. Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996.
  28. Русецкая В. И. Социодинамика научного коллектива. М., 1992.
  29. Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. СПб,,1991.
  30. Стречча Э. Тамбонс В. Биоэтика. М., 2001.
  31. Толстой Л. Н. Не убий никого. //Этическая мысль. М., 1991.
  32. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
  33. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

ЧАСТЬ II

Раздел 1. Нравственно-религиозные учения Древней Индии и Китая

Социокультурные предпосылки формирования этических воззрений в Древней Индии. Основные положения этики веданты. Этическая концепция джайнизма. Буддизм как нравственное учение. Легенда о Будде. Четыре благородные истины буддизма. Буддистский путь личного спасения. Этика буддизма: характерные особенности, принцип ахимсы.

Характеристика социально-духовной жизни Древнего Китая. Личность Конфуция и его социально-этическое учение. Основные моральные понятия конфуцианства (дэ, жэнь, ли, сяо, и, ). «Благородный муж» (цзюн-цзы) как нравственный идеал человека. Конфуций о нравственном характере социальной реформы. Лао-цзы – основатель даосизма. Путь добродетели по даосизму. Добро и зло в представлении даосов. Недеяние (увэй) – моральный принцип даосизма. «Совершенномудрый» (шэнь-жень) как нравственный идеал даосизма. Идейное противостояние конфуцианства и даосизма. Моизм: принцип «всеобщей любви». Легизм: приоритет правового закона над моральным.

Литература
  1. Будда: История о перерождениях. М., 1991.
  2. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1999.
  4. Введение в буддизм. СПб., 1999.
  5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
  6. Древнекитайская философия: В 2 т. Т. 1. М., !972- 1973.
  7. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1998.
  8. Конфуций. Изречения. Харьков, 2004.
  9. Лао-цзы / Сост. В. В. Юрчук. Мн., 2004.
  10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.,1993.
  11. Религия. История и современность/ Под ред. Ш.М. Мунчаева. М., 1998.
  12. Религия в истории и культуре./ Под ред. М.Г. Писманика. М., 1998. .
  13. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.
  14. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Раздел 2. Этика Античности

Генезис этического знания в Древней Греции. Нравственные представления в эпических поэмах Гомера и Гесиода, изречениях Семи мудрецов. Натуралистический подход к изучению морали (Анаксагор, Гераклит). Этическая рефлексия пифагорейцев.

Проблемы нравственной суверенизации личности. Софисты: человеческое измерение бытия, идеи нравственного просветительства, этический релятивизм. Эвдемонизм и рационализм этики Демокрита. Нравственное значение жизни и смерти Сократа. Этическое наследие Сократа: соотношение объективной и субъективной природы морали, учение о человеке и его душе, эвдемонизм, нравственный интеллектуализм. Сократические школы: гедонизм киренаиков и аскетизм киников.

Систематизация античной этики. Нравственная философия Платона. Мир идей и мир чувственных вещей. Идея блага. Платон о сущности человека, его духовном развитии. Образы идеального человека и идеального государства в философии Платона. Создание Аристотелем этики как практической науки. Реальная жизнь людей как источник морали. Евдемония как высшее благо. Учение Аристотеля о человеке, структуре его души. Этические и дианоэтические добродетели. Понятие добродетельной личности. Аристотель о нравственной природе государства. Учение Аристотеля о дружбе.

Этические воззрения эпохи эллинизма. Эвдемонистический характер этики Эпикура. Атараксия как образец морального развития индивида. Разработка Эпикуром механизма нравственно-психологического совершенствования личности. Эпикур о значении дружбы в жизни людей. Лукреций Кар – последователь философии Эпикура. Идеи Лукреция об обретении человеком духовной свободы. Индивидуализм, фатализм, космополитизм как характерные черты этики стоицизма. Стоики (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) о путях достижения духовной свободы личности.

Литература
  1. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 2001.
  2. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 4. М,, 1983.
  3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
  4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
  6. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1998.
  7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
  8. Лукреций. О природе вещей: В 2 ч. М., 1947 (в приложении тексты Эпикура).
  9. Павловская О. А. Нравственная природа человека: опыт античной философии. Мн., 2003.
  10. Платон. Сочинения. В 4-х т. Т. 1-3. М., 1988.
  11. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. Кемерово, 1986.
  12. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
  13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
  14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Раздел 3. Проблемы морали в монотеистических религиях.

Специфика ветхозаветной морали. Особенности Декалога как нормативной программы.

Социокультурные истоки христианства. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди блаженства. Специфика новозаветной нравственности. Понятие любви в античной и христианской традициях: сравнительный анализ. Гуманистическая сущность христианской морали. Нравственные основы жизни первых христианских общин. Церковь о нравственных основах жизни верующих.

Социально-духовные предпосылки возникновения ислама. Жизнь пророка Мухаммеда и его проповедь. Доктринальный и ортопрактический уровни ислама. Развитие моральной проблематики в исламе. Регламентация образа жизни в шариате. Специфика нравственных отношений в мусульманском обществе.

Литература
  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1993..
  2. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991.
  3. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
  4. Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  5. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
  6. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1994.
  7. Массе А. Ислам. М., 1982.
  8. Оргиш В.П. Истоки христианства. М., Мн., 1991.
  9. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991.
  10. Христианство и культура в Европе. М., 1992.
  11. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993-1995.
  12. Шайдаева Г. М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. Махачкала, 1990.

Раздел 4. Религиозная этика Средневековья

Патристика. Христианская теодицея. Идеи божественного предопределения и индивидуальной свободы воли. Средневековый этический идеал. Проблемы соотношения разума и веры. Влияние философии Оригена на формирование патристики. Особенности философии Тертуллиана. Аскетический образ жизни как основа нравственного спасения. Специфика постановки этической проблематики в восточной патристике.

Этические взгляды Августина Блаженного. Божественный статус нравственности. «Исповедь»: самопознание личности как движение к Богу. Учение о человеческой душе. Соотношение воли Бога и воли человека. Любовь как высшее качество человеческой природы. Августин о природе зла. «Град Божий» и «град земной»: сравнительная моральная характеристика.

Схоластика. Вопрос об отношении веры и разума. Ансельм Кентерберийский: «Верю, чтобы понимать». О свободной воле, ее божественной природе. Человеческая воля – источник зла. Нравственное всесилие Бога и моральное бессилие человека. Пьер Абеляр: «Понимать, чтобы верить». О мотивах нравственной деятельности человека. Совесть как естественный моральный закон.

Этическая система Фомы Аквинского. Учение о высшем благе Понятие блаженства. Зло как отклонение от блага. Причины зла – в деятельности человека. Нравственная цель жизни человека. Учение о добродетелях. Роль разума в совершении добродетельных поступков. Божественная благодать, соблюдение законов («вечного», «естественного», «человеческого») – необходимые условия нравственной жизни человека. Совесть человека как дар Божий.

Поздняя схоластика. Этический релятивизм и индивидуализм в концепциях Дунса Скота и Уильяма Оккама. Этические взгляды Мейстера Экхарта. Понятия «бог» и «божественность». Тождество божественности и чистой человеческой души. Учение о блаженном человеке. Идея моральной эмансипации личности.

Литература

  1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.
  2. Августин А. Исповедь. М., 1991
  3. Августин А. О граде Божьем. М., 1993..
  4. Аквинский Фома. О сущем и сущности //Историко-философский ежегодник. М., 1988.
  5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  7. Иванов В.Г. История этики Средних веков. Л., 1984.
  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  9. Майоров Т.Г. Этика в средние века. М., 1986.
  10. Ориген. О началах. Новосибирск, 1993.
  11. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1988.
  12. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
  14. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М, 1991.           

Раздел 5. Этическая мысль эпохи Возрождения и Реформации

Возрожденческий гуманизм. Антропоцентризм этического мышления. Проблема человеческой индивидуальности. Секуляризация морали. Трактат Лоренцо Валла «О наслаждении» - манифест гуманистической этики. Пико делла Мирандола: человек как творец самого себя. Джордано Бруно о моральном самотворчестве человека как необходимом условии движения общества от звериного к божественному. Отражение нравственных ценностей в художественной культуре Ренессанса.

Нравственные аспекты Реформации. Критика нравов католического духовенства в произведениях Э. Роттердамского, У. Гуттена, Ф. Рабле. Учение М. Лютера об оправдании личной верой. Значение личной ответственности человека. в религиозной жизни. Учение Ж. Кальвина о предопределении. Этика кальвинизма. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

Литература

  1. Брагина Л. М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.
  2. Брагина Л.И. Культура Возрождения. М.. 1990.
  3. Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.
  4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  5. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  6. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере: В 3 т. М., 1997-1999.
  7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М 1978.
  8. Лютер М. Избранные произведения. М., 1997.
  9. Ревуненкова М.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.
  10. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик Мартин Лютер и его время. М., 1984.

Раздел 6. Этическая мысль Нового времени

Скептицизм. Освобождение этики от теологии. Суть и значение эмпирического подхода в изучении моральных проблем. Опыт этической рефлексии М. Монтеня. Описание исторического опыта нравственной жизни людей в философии П. Бейля.

Рационализм. Идея автономности человеческого разума. Разум как источник и основа нравственности. Вера в силу разума как нравственный принцип. Механистическая теория человека Р. Декарта. Разум как универсальное средство нравственного самоутверждения индивида. Обоснование научности этического знания. Б. Спиноза: пантеистическое объяснение сущности морали. Добро и зло как модусы мышления. Понятие «интеллектуальной любви к Богу». Познание как свобода и моральное совершенствование человека. Т. Гоббс об эгоистической природе человека. Роль государства в нормализации человеческих отношений. Мораль и власть.

Сенсуализм. Реабилитация человеческой чувственности. Понятие естественной морали. Проблема нравственного воспитания личности в обществе. Нормативность, утилитаризм этики Дж. Локка. Концепция разумного эгоизма в трудах Гельвеция и Гольбаха. Д. Юм о развитии морального чувствования индивида. Учение Б. Мандевиля о себялюбии. Теория «общественного. договора» Ж-Ж. Руссо.

Этика И. Канта. Обоснование Кантом автономии нравственных решений. Природа и свобода. Критика утилитаризма и эвдемонизма. Априори практического разума. Мотив, интерес и морально осознанная потребность. Идея общего блага. Кант о двойственной природе человека. Метафизика нравов: от субъективной к объективной этике. Легальность и моральность. Гипотетические императивы. Категорический императив как универсальный нормативный критерий. Правовая направленность этики Канта. Идея договорного государственного устройства и его взаимосвязь с нравственным сознанием. Моральное обоснование права Кантом. Моральный закон и проблема человеческого достоинства.

Учение о нравственности Ф. Гегеля. От этики долга к этике социального действия. Философия духа. Учение о развитии свободы воли. Разграничение понятий «мораль» и «нравственность». Абстрактное право, мораль, нравственность как ступени развития объективного духа. Семья, гражданское общество, государство – формы развития объективной нравственности. Этическое содержание идеи «народной религии». Диалектическое соотношение морали, права, политики, религии, искусства. Диалектика добра и зла.

Этические взгляды И. Г. Фихте. Философия права как реализация нравственного закона. Воля и интеллект.

Этические воззрения Л. Фейербаха. Принцип антропологического материализма. Учение о сущности человека. Антропологическая природа религии. Бог как отчужденная моральная сущность человека. Взаимоотношения «Я и Ты» как основа общественной жизни. Фейербах о необходимости создания новой религии – религии любви. Принципы эвдемонизма и разумного эгоизма. Истинное христианство как основа преодоления самоотчуждения человека. Идея гуманизации человеческих отношений.

Пессимистический волюнтаризм А. Шопенгауэра. Примат воли по отношению к разуму. Мир как воля к жизни. Мир как совокупность представлений. «Слепая воля к жизни» – источник человеческих страданий. «Человек человеку – дьявол» как лейтмотив социальной жизни. Учение о самоупразднении воли. Чувство сострадания как истинное основание нравственности.

Моральный нигилизм Ф. Ницше. Критика морального сознания. Воля к власти – определяющий стимул человеческой деятельности. Характеристика морали рабов. Содержание феномена Ressentiment (фр.– вторичное переживание). Специфика морали «сверхчеловека». Аристократическая и мещанская тенденции в историческом развитии морали. Новая мораль как возвращение к аристократизму. Мораль «сверхчеловека» как прорыв «по ту сторону добра и зла».

Теория утилитаризма Д. Милля. Принцип пользы как основа морали. Сопряженность пользы со стремлением ко всеобщему счастью. Внешние и внутренние санкции нравственного поведения людей. Иерархическая структура морали. Проблема морального выбора человека.

Литература
  1. Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1977.
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977.
  4. Гельвеций К.А. О человеке. Соч. в 2-х т. М., 1974.
  5. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  6. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1960.
  7. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966.
  8. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.
  9. Монтень М. Опыты, - М., 1980.
  10. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. М., 1974.
  11. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1973.
  12. Нарский И.С. Западноевропейская философия Х1Х века. М., 1976.
  13. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.
  14. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: К генеалогии морали. М., 1992.
  15. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957.
  16. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т.-М., 1995.
  17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.
  18. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.
  19. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Раздел 7. Этическая проблематика в русской философии (Х1Х – нач. ХХ вв)

Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о морали Материалистическое понимание нравственности. Секуляризация морального сознания. Историческое развитие нравственных отношений. Теория «разумного эгоизма». Специфика этики Чернышевского.

Нравственный пафос творчества Достоевского Ф. М. Идея нравственной ценности каждой человеческой личности. Человеческая душа как диалектика добра (Бога) и зла («бесов»). Христианство как единственно верная этическая позиция. Идея «всеобщего счастья» и «слезинка ребенка». Проблема человеческой свободы («Легенда о Великом инквизиторе»).

Нравственные искания Л.Н. Толстого. Стремление к абсолютному добру. Об эгоистической и духовной природе человека. Проблема смысла человеческой жизни. Любовь к Богу как высший нравственный закон. Нигилистическое отношение к европейской культуре. Идея опрощения. Труд как основа нравственного совершенствования человека. Учение о непротивлении злу насилием.

Эволюционная этика П.А. Кропоткина. Природа как источник нравственного начала в человеке. Взаимопомощь, справедливость, самопожертвование как ведущие принципы нравственности. Взаимосвязь нравственной личности и общественного самоуправления.

Панморализм русской религиозной философии. Антропоцентризм. Персонализм. Поиски «всеединства» и «соборности». Истинное христианство как основа нравственного обновления мира. Этика В. С. Соловьева. Проблема автономности этики. Критика субъективизма. Корни нравственности: стыд, жалость, благоговение. Основные идеи работы В. С. Соловьева «Оправдание добра». «Этика закона», «этика благодати», «этика творчества» в философии Н.А. Бердяева. Персоналистическая метафизика. Проблема свободы, личности, творчества. С. Н. Булгаков: учение о богочеловечестве, личности, истории. Основные идеи этики абсолюта Н. О. Лосского. С.Л. Франк: религиозное обоснование смысла человеческой жизни Вышеславцев Б.П.: «Этика преображенного эроса».

Литература
  1. Анушкин Г.Е. Нравственные истоки русской классической литературы. М., 1986.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  4. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской идее. М., 1990.
  5. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т. 2 Л., 1991.
  7. Зернов Н.М. Три русских пророка. Хомяков. Достоевский. Соловьев. М., 1995.
  8. Короткая Т. П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца Х1Х – начала ХХ века. Мн., 1994.
  9. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.
  10. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
  11. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  12. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М., 1991.
  13. Очерки этической мысли в России конца Х!Х – нач. ХХ в. М., 1985.
  14. Русская идея. М., 1992.
  15. Соловьев В. С. Сочинения. М., 1994.
  16. Толстой Л.Н. Не убий никого / Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. 1991. М., 1992.
  17. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.
  18. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Соч. М., 1994.
  19. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.
  20. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.

Раздел 8. Марксистская этика: проблемы теории и практики

Этические воззрения марксизма. От этики созерцания к этике революционного действия. Социально-историческая детерминация нравственного сознания. Проблема морального отчуждения человека. Классовая природа морали. Диалектика объективного и субъективного в морали. Взаимозависимость общечеловеческого и классового в морали. Относительная самостоятельность нравственного сознания. Социально обусловленная типология морали. Характерные черты буржуазных нравственных отношений. Специфика пролетарской морали. Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех.

Конкретно-исторический опыт реализации этики марксизма. Приоритет общественных интересов над личными. Политизация нравственных отношений. Мораль и революция. Специфика коммунистической морали. Ленин В.И. о критерии нравственности. «Моральный кодекс строителя коммунизма». Коллективизм, интернационализм, гуманизм - ведущие принципы коммунистического воспитания. Практика социалистического строительства и проблемы нравственного развития личности.

Литература
  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О морали и нравственном воспитании. М., 1985.
  3. Марксистская этика / Под общ. ред. А.И. Титаренко. М., 1986.
  4. Нравственный идеал коммунистов. М., 1986.
  5. Партийная этика: Документы и материалы дискуссии 20-х годов / под ред. Гусейнова А.А. М., 1989.
  6. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т.2. М., 1992.
  7. Троцкий Л.Д. Их мораль и наша./ Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. 1991. М., 1992.
  8. Смоленцов Ю. М. Проблема гуманизма в марксистской этике. М., 1984.
  9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844-1845 годов. // К. Маркс, Ф. 
    Энгельс. Соч. Т. 42.

Раздел 9. Этическая мысль ХХ века

Этика Швейцера А. Этика – основа культуры. Воля к жизни как самоутверждающая сила личности. Эгоистический и моральный периоды в жизни человека. Подвижничество. О кризисе европейской культуры. Принцип «благоговения перед жизнью» - основа этического обновления человечества.

Прагматизм (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.). Этика как «практическая наука». Стремление личности к выгоде как основа морали. Человек как субъект разрешения конкретной нравственной ситуации.

Неопозитивизм (Б. Рассел, Р. Карнап, Д. Мур и др.). Эмотивизм. Отрицание объективных оснований морали. Субъективизм и релятивизм в оценке моральной жизни индивида. Моральные суждения как выражение эмоций человека. Отрицание научного статуса этики.

Психоанализ. З. Фрейд о значении бессознательного в жизни человека, о месте и роли морали в структуре личности. Концепция «гуманистического психоанализа» Э. Фромма. Этика как «искусство жить». Моральная типология личности. Продуктивные и непродуктивные силы человека. Значение «свободы от» и «свободы для» в жизни индивида.

Экзистенциализм. Проблема отчуждения индивида от общества. Нравственные аспекты человеческого существования (экзистенции). Значение критических («пограничных») ситуаций в нравственной жизни человека. Свобода и ответственность индивида в поисках «истинного» бытия. М. Хайдеггер о «человечности человека». Ж.-П. Сартр: концепция абсолютного одиночества личности. Учение А. Камю о «бунтующем человеке».

Религиозные этические учения. Бог как абсолютное мерило нравственного совершенства. О греховности человеческой природы. Идеи евангелизации человеческой души. Этические идеи в персонализме Э. Мунье. Учение К.С. Льюиса о христианской любви. Неотомизм о теоцентрическом и антропоцентрическом гуманизме. Гуманизм интегральный Ж. Маритена.

Основные положения современной этики. Идеи универсализма и партикуляризма в современной этике Этическое содержание «Теории справедливости» Дж. Ролза. Этика дискурса. Ю. Хабермас о понятии коммуникативного действия. К. О. Апель о методе трансцендентальной пракматики. Оценка современной нравственной ситуации в работе А. Макинтаира «После добродетели. Исследования теории морали». Отношение к морали в философии постмодернизма.

Литература
  1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1992.
  2. Льюис К.С. Страдание / Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. 1991 М., 1992.
  3. Макинтаир А. После добродетели. Исследования теории морали. М., Екатеринбург, 2000.
  4. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия ХХ века: истоки и итоги. М., 2001.
  5. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
  6. Ортега- и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2005.
  7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  8. Разин А. В. Этика: история и теория М., 2002.
  9. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  10. Современная западная философия: Словарь / сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991.
  11. Современная западная философия./ Под ред Т. Г. Румянцевой. Мн., 2000.
  12. Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). М., 1990.
  13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.
  15. Фромм Э. Искусство любви. Мн., 1990.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  17. Фромм Э. Человек для себя. Мн., 1992.
  18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  19. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
  20. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М., 1995.
  21. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973
  22. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Раздел 10. История этической мысли Беларуси

Мораль в древнебелорусской культуре. Языческие верования и нравы восточных славян. Особенности процесса христианизации Беларуси. Этическое содержание подвижнической деятельности Ефросиньи Полоцкой. Учение К. Туровского о природе человека, приоритете духовной жизни перед мирской.

Этическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование критического отношения к официальному богословию и схоластической философии. Проявление идей гуманизма в культурной жизни Беларуси. Нравственные черты процесса формирования белорусской народности. Гуманистическая и просветительская направленность творчества Ф. Скорины. Переосмысление и популяризация библейских текстов. Развитие принципов христианского гуманизма. Ф. Скорина о различении «закона прирожденного» и «закона писанного», о патриотизме. Гуманистическая позиция Н. Гусовского. С. Будный: гуманистическая трактовка свободы воли. Философско-этическая концепция А. Волана. Поиск путей духовно-нравственного возрождения народа в творчестве М. Смотрицкого. Л. Зизаний: гуманистическая идея о «самовластии» человека. Моральные парадигмы Статутов Великого княжества Литовского. Отражение моральных проблем в творчестве канцлера ВКЛ Л. Сапега

Проблемы морали в общественной мысли ХУ11 - перв. пол. Х1Х вв. Социально-нравственная жизнь белорусского народа и религиозная борьба XVII – XVIII вв. Развитие и распространение идей рационалистической философии. Учение С. Полоцкого о физической и духовной природе человека, о специфических чертах «философии нравной». В. Дунин-Марцинкевич: характеристика сословных нравственных отношений, идея синтеза дворянской и народной культур на принципах патриархальной морали. М. Якубович о религиозно-моральной сущности человека.

Этические взгляды представителей белорусского демократического движения. Моральные аспекты формирования национального самосознания белорусов. Особенности процесса раскрепощения и возвышения личности. Социальный утилитаризм нравственной позиции К. Калиновского. Принципы трудовой народнической этики. Отражение идеи о нравственной силе трудового народа и принципа самоценности личности в творчестве Ф. Богушевича. Проблемы формирования нравственного самосознания белорусского народа и личностного сознания человека в творчестве Янки Купалы. Якуб Колас о нравственном величии белорусской народной культуры. Поиск принципов нравственно-гуманистического универсализма.

Этические исследования во второй половине ХХ века. Мораль как составная часть идеологической системы советского общества. Вопросы теории и практики нравственного воспитания. Историко-этические разработки белорусских исследователей (Подокшин С. А., Конон В. М., Майхрович А. С. и др.). Теоретические разработки проблем нравственной культуры общества и личности (Бабосов Е. М., Лаптенок С. Д. и др.). Социология морали. Опыт конкретно-социологических исследований по моральным проблемам в Беларуси. Актуализация этической проблематики в условиях глобализации.

Литература

  1. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. Мн., 1985.
  2. Еворовский В. Б. Философская мысль Киевской Руси. Тенденции становления. Мн., 1996.
  3. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии. Мн., 1977.
  4. Из истории философской и общественно-политической мысли Беларуси. Избранные произведения XVI – начала XIX в. Мн., 1962.
  5. Конан У. М Беларуская мастацкая культура эпохі Сярэдневякоўя і Рэнесанса. Мн., 2006.
  6. Короткая Т. П. Религиозная философия в Белоруссии начала ХХ века. Мн., 1983.
  7. Лаптенок С. Д. Этика и этикет. Мн., 1998.
  8. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 1999.
  9. Лаптенок С.Д. Нравственная культура личности: условия формирования. Мн., 2001.
  10. Майхрович А.С. Становление нравственного сознания. Из истории духовной культуры Беларуси. Мн., 1997.
  11. Мохнач Н.И. Общественно-политическая и этическая мысль Белоруссии нач. Х1Х в. Мн. 1985.
  12. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мн., 1995.
  13. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973
  14. Падокшын С.А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi: ад Францыска Скарыны да Сiмяона Полацкага. Мн., 1990.
  15. Падокшын С. А. Беларуская думка ў кантэксте гісторыіі і культуры. МН., 2003.
  16. Падокшын С. А. Этычная думка ў культуры Беларусі ХУ1 – ХУ11 ст.ст. Мн., 2004
  17. Памятники философской мысли Белоруссии ХVII – пер. пол. ХVIII в. Мн., 1994.
  18. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1970.
  19. Помнiкi мемуарнай лiтаратуры Беларусi ХVII ст. Мн., 1983.
  20. Помнiкi старажытнай беларускай пiсьменнасцi. Мн., 1975.
  21. Саверчанка I. Сымон Будны – гуманiст i рэфарматар. Мн., 1993.
  22. Старостенко В. В. Становление национального самосознания белорусов: этапы и основополагающие идеи (Х – ХУ11 вв.). Могилев, 2001.