09.00.08 – философия науки и техники

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Введение

Прогресс общества невозможен вне развития науки и техники. Это достаточно очевидный факт. Вместе с тем, не менее очевидным является и то обстоятельство, что выстраивание стратегии развития цивилизации на основе ценностей сциентизма и технократизма чревато рядом негативных и даже губительных для человечества последствий. Современная наука и технология открывают возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека. В связи с этим возникает необходимость целостного конструктивно-критического осмысления теории и практики развития и использования достижений научно-технической революции с целью выработки новых мировоззренческих и методологических императивов современного цивилизационного процесса.

Философия, одной из функций которой является осмысление кризисных явлений и поиск новых стратегических путей развития цивилизации, столкнулась с необходимостью разработки новой культурно-мировоззренческой парадигмы науки и техники, обоснования принципов и критериев современного методологического дискурса. Изучение философии науки и техники как специальной учебной дисциплины позволит сформировать у аспирантов представление о науке и технике как о сложных и противоречивых объектах и процессах, которые разворачиваются в современном обществе и радикально влияют на его состояние и динамику. Данная дисциплина призвана показать, что наука и техника, будучи относительно самостоятельными феноменами, немыслимы вне широкого историко-культурного контекста общественного развития, а их комплексное постижение требует специальной подготовки.

Цель изучения дисциплины -- подготовка специалистов в области философских проблем науки и техники, способных целостно осмыслить науку и технику как социально-культурные феномены и как специальные виды познавательной и креативной деятельности людей; формирование знаний о содержании и когнитивном потенциале основных методов современной науки, принципов формирования научных гипотез и критериев выбора теорий, понимания сущности научного познания и технического творчества, взаимодействия науки и техники с производством другими областями культуры; создание философского образа современной науки и технико-технологического прогресса, ознакомление с базовыми понятиями и теориями философии науки и техники.

Задачи курса:

  • изучение истории науки и техники, общих закономерностей возникновения и развития науки и техники;
  • осмысление науки и техники в системе практических ценностей социального и духовно-культурного развития человечества;
  • приобретение навыков самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений науки и техники;
  • обеспечение базы для усвоения современных научных знаний и развития методологической культуры мышления;
  • ознакомление с основными концепциями современного естествознания и исследовательскими программами социально-гуманитарного познания;
  • формирование представлений о специфике, сущности, закономерностях и проблемах развития техники и технознания.

Требования к уровню освоения дисциплины «Философия науки и техники»:

  • знать содержание дисциплины «Философия науки и техники»;
  • иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки и техники;
  • владеть принципами анализа различных философских концепций науки и техники;
  • понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки и техники в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов;
  • уметь использовать в исследовательской работе современные научные методы и эвристический потенциал других форм регуляции познавательной деятельности в науке.

1. Наука и техника как предмет философской рефлексии

Ключевые слова: наука; техника; философия науки; философия техники; знание и познание; научное мировоззрение; науковедение; концепции науки и техники; позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм; интернализм; экстернализм; «нормальная наука»; парадигма; исследовательская программа; научная революция; русский космизм.

Структурно-содержательная дифференциация объекта философского анализа.

Наука и техника как объекты философского познания. Онтологические и гносеологические основания формирования философии науки и техники. Философия науки и техники как дисциплинарное знание; ее структура, функции, проблематика, методы исследования. Теоретический и методологический аппарат философии науки и техники. Философия науки и техники в структуре философского знания и его важнейших системных учений. Науковедение и особенности междисциплинарного анализа науки.

Генезис философии науки как самостоятельного типа философского знания. Основные идеи позитивистской доктрины. Неопозитивистские концепции логического анализа языка науки. Проблемы философии науки в логическом позитивизме «Венского кружка». Критика логического позитивизма в философии К.Поппера. Эволюционная эпистемология К.Поппера и его концепция «трех миров».

Концепция пределов науки и научной рациональности в философии Г.Башляра. Посткритическая философия науки М.Полани и его теория «явного» и «неявного» знания.

Постпозитивистская традиция в философии науки. Интерналистские подходы к развитию науки в теориях К.Поппера, И.Лакатоса, Дж.Агасси. Экстернализм в социокультурных концепциях науки Т.Куна, С.Тулмина, П.Фейерабенда.

«Историческая школа» в философии науки. Концепция развития науки Т.Куна и анализ ее основных понятий («нормальной науки», «научной революции», «парадигмы»).

«Эпистемологический анархизм» П.Фейерабенда. Критика научного разума в философии П.Фейерабенда. Концепция исследовательских программ И.Лакатоса и ее методологическое значение в раскрытии динамики научного знания.

Тематический анализ науки в работах Дж.Холтона. Трехмерная модель развития науки и проблема преемственности знания.

Проблемы развития науки в концепции исследовательских традиций Л.Лаудана.

Отечественная традиция философской реконструкции науки и научно-технического прогресса. Представители и важнейшие отечественные научные школы в области философско-методологического анализа науки второй половины ХХ века. Соотношение веры и знания в истории научной мысли Беларуси. Вторая схоластика, Виленская иезуитская академия. Проблема науки и техники в учениях представителей Русского космизма. Теоретико-методологический потенциал концепции науки В.И.Вернадского и его натуралистической онтологии техники.

Современные тенденции развития отечественной философии науки и техники.

Литература

  1. Вернадский В.И. Биосфера М., 1967.
  2. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.
  3. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М., 1980.
  4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
  5. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.
  6. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.
  7. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  9. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. М., 1996.
  10. Лукашевич В.К. Философия и методология науки. Мн., 2006.
  11. «Первый» позитивизм // Антология мировой философии. Т.3. М., 1971.
  12. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998. № 3.
  13. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  14. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
  15. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
  16. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
  17. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
  18. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  19. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
  20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.Философия науки: Учеб.пособие / под ред. С.А.Лебедева. М., 2006.
  21. Философия науки: Учеб.пособие / под ред В.П.Кохановского. М., 2006.
  22. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи: Сборник. Мн., 1998. 
  23. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.
  24. Циолковский К.Э. Вне Земли. М., 1958.
  25. Яскевич Я.С., Кузнецова Л.Ф., Барковская А.В. Современная наука: ценностные ориентиры. Мн., 2003.

2. Философско-методологический и историко-культурный анализ науки

Ключевые слова: философия и наука; наука и культура; научное познание; научная рациональность; наука и не-наука; научная истина; критерии научности; протонаука, античная, средневековая, новоевропейская наука; классическая, неклассическая, постнеклассическая наука; эмпирический и теоретический уровни научного познания; научная картина мира; идеалы и нормы науки; философские основания науки; научный метод, методология, методика; кумулятивные и антикумулятивные модели науки; научные сообщества; научная коммуникация; наука и идеология.

2.1. Понятие науки и ее организации

Сущность науки и ее отличительные признаки. Природа научного познания и мировоззрения. Научная рациональность; обыденное сознание; здравый смысл. Наука, ненаучные и вненаучные формы познания, проблемы демаркации науки и не-науки. Критерии научности, их исторический характер.

Наука как система знания, как вид деятельности, как социальный институт. Проблемы организации науки, ее структуры и классификации. Понятие фундаментальной и прикладной науки, их взаимосвязь. Естественные, социогуманитарные и технические науки. Понятие единой («одной») науки о природе и человеке (К.Маркс).

2.2. Возникновение и развитие науки

Научно-рациональный тип освоения мира в истории цивилизации и культуры. Проблема начала науки. Протонаука как феномен традиционных культур. Истоки эмпирического знания и научно-теоретического мышления. «Органон» Аристотеля и «Новый Органон» Ф.Бэкона как «межевые границы» эпистемологических канонов научного и философского освоения мира.

Первые научные программы античности; античная наука (феномен синкретизма). Обоснование математической программы в античной науке. Наука средневековья и ее теоретико-методологические основы. Пересмотр и дальнейшее развитие античных научных программ, начиная с Возрождения и Просвещения.

Возникновение новоевропейской науки. Сущность экспериментального познания и его роль в науке. Соотношение эмпирической и рационалистической традиций в познании. Проблема научного метода. Становление институциональной и дисциплинарно-организованной науки. Сущность понятия «классическая наука»

Особенности зарождения и основные этапы становления научной мысли в Беларуси. Современное состояние белорусской науки и философии науки.

Неклассическая и постнеклассическая стадии развития науки. Индустриальный и постиндустриальный «формат» науки; проблемы гуманитаризации современной науки. Онтологический, аксиологический, социальный статус науки в информационном обществе. Технологизация научного знания и процесса познания в целом.

2.3. Структура и динамика научного знания

Проблемы системной организации научного знания. Научное познание и знание. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и знания; их взаимосвязь.

Специфика и закономерности современного эмпирического исследования в поиске истины. Научное наблюдение, научный эксперимент, научный факт. Структура эмпирического исследования. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Идейно-методологические предпосылки эмпирического анализа. Возможности и варианты обработки эмпирических результатов.

Особенности теоретического познания, его организация и структура. Понятия и категории науки. Научная идея, научная проблема, научная гипотеза. Язык науки. Понятие «идеального объекта». Структура научной теории, механизмы ее возникновения и развития. Абстрактные объекты научной теории. Фундаментальные и прикладные научные теории, теоретические схемы и законы. Критерии истинности научной теории, их историческая природа. Проблема репрезентации, интерпретации и верификации научного знания. Проблема критерия адекватности инструментального выражения и семантического (смыслового) представления научных истин. Практика как критерий истины. Функции научной теории и границы экстраполяции ее выводов и результатов.

Основания научного познания. Научная картина мира. Идеалы и нормы научного исследования. Понятие стиля и культуры научного мышления. Философские основания науки.

Кумулятивная и антикумулятивная модели развития научного знания. Понятие экстенсивных и интенсивных этапов в развитии науки. Научная революция, ее природа и критерии. Типы научных революций.

Внутринаучные и социокультурные источники научного прогресса. Потребности практики и вызовы времени.

2.4. Проблемы научного метода

Понятие научного метода и его нормативный смысл. Научный метод в системе средств и подходов исследования. Научная методология; методология и методика анализа. Научный метод как синтез предметного и нормативного знания. Критерии научности метода и особенности его обоснования.

Классификация методов науки. Общенаучные, конкретнонаучные и специальные методы исследования. Философская методология и методология науки. Методологические принципы научного исследования в трудах Г.Галилея, Р.Декарта, Ф.Бэкона.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация и формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод исторического и логического.

Анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия и моделирование как универсальные методологические приемы научного исследования.

Сущность системного подхода, его роль и значение в современном научном познании. Методологическая функция синергетики; особенности нелинейной методологии исследования. Предметно-ориентированные и вариативно-ориентированные программы методологического синтеза. Проблема единства научного метода.

Концептуализация современной методологии. Понятия: «куматоид», «case studies», «абдукция».

2.5. Социокультурные аспекты науки

Социальное и культурное пространство науки. Социальная природа научного знания, его предопределенность проблемами практики. Понятие социальной организации и социальной «размерности» науки. Академическая, вузовская, отраслевая наука: особенности организации и взаимосвязи.

Научные коллективы и сообщества. Коммуникации в науке, их формы и особенности. Конфликты и диалог в науке. Проблема социальной стратификации в сфере научной деятельности. Понятие научной элиты. Неформальные научные сообщества и научные школы. Конкуренция в науке. Индивидуально-психологические, социокультурные и научно-методологические нормы научного творчества. Индивидуальное и коллективное творчество в науке.

Социальное управление наукой. Наука и власть. Наука и идеология. Нормы социальной регуляции научно-познавательной деятельности. Проблема социальной экспертизы науки. Наука как феномен культуры. Культуротворческие функции науки. Этические проблемы науки. Социальная и нравственная ответственность ученого.

Литература

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1985.
  2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
  3. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
  4. Атлас науки Республики Беларусь. Мн., 2004.
  5. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
  6. Белов В.А.Ценностное измерение науки. М., 2001.
  7. Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004.
  8. Борзенков В.Г., Юдин Б.Г. Философия науки: Учебн. пособие. М., 2005.
  9. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
  10. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1993.
  11. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных парадигм. М., 1990.
  12. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.
  13. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
  14. Зандкюллер Г.И. Действительность знания. М., 1996.
  15. Закономерности развития и методы познания современной науки. Мн., 1978.
  16. Ивин А.А. Современная философия науки. М., 2005.
  17. Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981.
  18. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.
  19. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
  20. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2001.
  21. Клир Дж. Системология. Автоматизация решений системных задач. М., 1990.
  22. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
  23. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учебн. пособие. М., 2000.
  24. Коротаев А. В., Малков С. Ю. История и синергетика: Математическое моделирование социальной динамики. Серия: «Синергетика в гуманитарных науках». М., 2005.
  25. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебн.пособие.
  26. Ростов-на-Дону, 1999.
  27. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  28. Кутырев В.А. Любовь к мудрости на пороге Нового века // Вестник Московского университета. Серия 7. – Философия. 1998. №3.
  29. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  30. Лоўзі Джон. Гістарычныя ўводзіны ў філасофію навукі. Мн., 1995.
  31. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. Мн., 1999.
  32. Лукашевич В.К. Философия и методология науки: Учебн. пособие. Мн., 2006.
  33. Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). М., 2004.
  34. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1977.
  35. Методология науки: новые понятия и нерешенные проблемы. М., 2005.
  36. Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1998.
  37. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. Изд. 2. М., 1996.
  38. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
  39. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятност­ная модель бессознательного. М., 1995.
  40. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, Мн., 1993.
  41. Наука и технология: методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. М., 1990.
  42. Наука в культуре. М., 1998.
  43. Наука в системе социальных ценностей. М., 1995.
  44. Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. М., 1992.
  45. Научные революции в динамике культуры. Мн., 1987.
  46. Никифоров А.А. Философия науки: история и методология. М., 2005.
  47. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  48. Методология науки: статус и программы/ Под ред. Огурцова А.П., Розина В.М. М., 2005.
  49. Основы философии. От классики к современности: Учебн. пособие. М., 1998.
  50. Очерки истории науки и культуры Беларуси. М., 1996.
  51. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  52. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  53. Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004.
  54. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
  55. Рузавин Г.И. Философия науки: Учебн. пособие. М., 2005.
  56. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебн. пособие. М., 2005.
  57. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
  58. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996.
  59. Социокультурный контекст науки. М., 1998.
  60. Стахов А.П. Математика гармонии и гармония математики. Винница, 1994.
  61. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
  62. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
  63. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  64. Стереотипы и динамика мышления. Мн., 1993.
  65. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
  66. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  67. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1987. М., 1987.
  68. Философия и методология науки: Учебн. пособие / под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
  69. Философия науки: Учебн. пособие / под ред. С.А.Лебедева. М., 2006.
  70. Философия науки: Учебн. пособие / под ред В.П.Кохановского. М., 2006.
  71. Философия науки. Вып.10. М., 2004.
  72. Философия науки. Вып.12: Феномен сознания. М., 2006.
  73. Философия науки и техники: Учебн. пособие / под ред. А.Р.Познера.
  74. М., 1994.
  75. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986.
  76. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  77. Фурманов Ю.Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. 1991. №8.
  78. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

3. Философские проблемы междисциплинарного знания

Ключевые слова: математика; интуиция; интуиционистская, конструктивистская, классическая математика; теория информации; теория управления; кибернетика; общая теория систем; системный подход; система, элемент, структура; междисциплинарный синтез; синергетика; аттрактор; бинарная оппозиция; бифуркация; флуктуация; хаос; диссипативные структуры; самоорганизация; нелинейность; неравновесность.

3.1. Математическое познание и общая теория систем как особые способы репрезентации реальности

Математика как форма и способ репрезентации объективной реальности. Роль математики в контексте системообразующих факторов научных теорий; в создании технических, общекультурных образцов человеческой деятельности; в обучении и развитии мышления.

Историческая эволюция взглядов на предмет математики. Специфика методов математики. Математика как язык науки. Математика как система моделей. Место интуиции и воображения в математике. Проблема интеллектуальной интуиции.

Проблема единства математики, ее интуиционистской, конструктивисткой и классической областей. Специфика развития современной математики, обусловленная развертыванием компьютеризации, информатизации науки, техники, практики. Сущность фундаменталистских и нефундаменталистских блоков в философии математики, их общенаучная роль и особая корреляция с модернизмом и постмодернизмом.

Проблема онтологических корней математики, формы ее связи с практикой. Математика и теория информации. Математика и теория управления. Особенности взаимосвязи формы и содержания, качества и количества, интуитивного и логического, конкретного и абстрактного в формировании, функционировании математических теорий; влияния подобных интеллектуальных приемов на совершенствование диалектики. Общенаучный статус математического доказательства, его абсолютных и относительных норм строгости. Внутриматематические и технические причины сдвига этих норм в сторону относительности (теоремы неполноты К.Геделя; специфика машинных доказательств и др.), их эвристическое значение в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Кибернетика, ее предметное поле. Основные направления кибернетики. Кибернетика Н.Винера и тектология А.Богданова. Сущность понятий: управление, информация, обратная связь, энтропия, гомеостаз. Кибернетика, общая теория систем, системный подход, системно-структурный анализ, философская концепция системности мира и познания. Общая теория систем Берталанфи, возникновение системотехники. Системный подход как парадигма естествознания. Понятие системы, элемента, структуры, организации. Типы систем. Материальные и идеальные, аддитивные, субаддитивные и супераддитивные системы.

Литература

  1. Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997.
  2. Барабашев А.Г. Будущее математики: методологические аспекты прогнозирования. М., 1991.
  3. Барабашев А.Г. Диалектика развития математического знания. М., 1983.
  4. Барабашев А.Г., Глушков С.С. Об эволюции структуры математического знания // Вестник Московского университета. Серия «философия». 1983. №2.
  5. Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. М., 1983.
  6. Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989.
  7. Габриэлян О.А. Математика как феномен культуры. Ереван, 1990.
  8. Жуков Н.И. Философские основания кибернетики. М., 1985.
  9. Жуков Н.И. Философские основания математики. Мн., 1990.
  10. Жуков Н.И. Философские основы теории систем, кибернетики и информатики. Мн., 1997.
  11. Закономерности развития современной математики. М., 1987.
  12. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997.
  13. Математизация науки: предпосылки, проблемы, перспективы. М., 1986.
  14. Панов М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики. М., 1984.
  15. Перминов В.Я. Развитие представлений о надежности математического доказательства. М., 1986.
  16. Проблемы гуманизации математического и естественнонаучного знания. М., 1991.
  17. Романовская Т.Б. Наука XIX-XX вв. в контексте истории культуры. М., 1995.

3.2. Синергетика, ее теоретические истоки и прикладные возможности

Основные предпосылки становления синергетики. Диалектика и синергетика, их соотношение.

Трансдисциплинарная сущность синергетической парадигмы, ее роль в контексте изучения социоприродных связей, различных этносов и культур. Аксиологическая предпочтительность идей синергетики: «синергизма» над «антагонизмом»; синтеза и единения мировоззрений над их противоборством; примат «мягких», несиловых, информационных языков и взаимодействий над материально-энергетическими, жестко-силовыми.

Философские аспекты учения И.Р.Пригожина: о простоте и сложности; о новой созданной им концепции времени; о выдвинутой и аргументированной им космологической гипотезе: Вселенная возникла не вследствие Большого Взрыва, а в результате флуктуаций вакуума; о роли детерминизма в современном познании - науке, культуре в целом; о роли случайности в структурогенезе. Роль учения И. Пригожина в синтезе теорий двух видов эволюции: «равновесной» и «неравновесной». Современное осмысление эволюции в русле информационной парадигмы с ключевой ролью фактора оптимального разнообразия.

Универсум и отдельные его репрезентации в синергетическом смысле: иерархия и доминанта, принцип поглощения мод и принцип подчинения как важнейшие концепты синергетики; мир как «иерархия самоорганизующихся динамик» (Г.Хакен); универсальный характер фрактальности и специфика ее проявлений в качественно различных средах. Принцип фрактальности и фибоначчиевы потоки в строении и функционировании самоорганизующихся систем природы и общества. Концепция фрактальной фабрики.

Отношение Гегеля к бинарной оппозиции «организация (порядок) -- хаос (беспорядок)». Исторический экскурс: древнегреческие представления о возникновении мира (гармонии) из хаоса. Эволюция философских и научных представлений о хаосе, его соотношений с порядком. Современные интерпретации реальностей в синергетическом становлении порядка из хаоса. Конструктивная и деструктивная сущность динамического хаоса в структурогенезе, в обеспечении устойчивости и жизненности систем. Роль случайного фактора в искусстве, творчестве, в созидании вообще.

Литература

  1. Алексеевский В. С. Синергетика менеджмента устойчивого развития. М., 2006.
  2. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
  3. Афанасьева В. В. Детерминированный хаос. От физики к философии. Саратов, 2001.
  4. Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002.
  5. Бранский В. П, Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивида и социума. СПб., 2002.
  6. Буданов В. Г. Принципы синергетики и язык. М., 2002.
  7. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990.
  8. Дульнев Г. Н. Введение в синергетику. СПб., 1998.
  9. Евин И. А. Синергетика мозга и синергетика искусства. Изд.2, перераб. и доп. М., 2003; М., 2005.
  10. Егоров В. С. Рационализм и синергизм. М., 1997.
  11. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
  12. Кикель П. В., Сороко Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. Мн., 2006.
  13. Князева Е.Н. Синергетический стиль мышления: историческое место, мировоззренческие основания, перспективы // Культура и развитие научного знания. М., 1991.
  14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с Пригожиным // Вопр. философии. 1992, № 12.
  15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  16. Князева Е. Одиссея научного разума: Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.
  17. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.
  18. Князева Е. И., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировоззрение. Серия: «Синергетика: от прошлого к будущему». Изд. 2. М., 2005.
  19. Князева Е. Н., Курдюмов В. С. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2006.
  20. Князева Е. Н., Курдюмов С. П Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. Серия 2 «Синергетика: от прошлого к будущему». М., 2006.
  21. Колесников А. А. Синергетические методы управления сложными системами: теория системного анализа. М., 2006.
  22. Котельников Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000.
  23. Кохно П. А., Костин А. Л. Союзное государство. Книга 7. Интеграция по золотому сечению. М., 2006.
  24. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. М., 1918.
  25. Кропоткин П. Взаимопомощь среди людей и животных. М., 1922.
  26. Кроновер Ричард М. Фракталы и хаос в динамических системах. М., 2000.
  27. Лесков Л. В. Знание и власть. Синергетическая кратология. М., 2001.
  28. Ласло С. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопр. филос. 1997, №3.
  29. Малинецкий Г. Г., Курдюмов С. П. Новое в синергетике. Взгляд в третье тысячелетие. М., 2002.
  30. Малинецкий Г. Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. Изд. 4. М., 2005.
  31. Малинецкий Г. Г. Будущее России в зеркале синергетики. М., 2005.
  32. Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Нелинейная динамика и хаос: основные понятия. Серия «Синергетика: от прошлого к будущему». М., 2006.
  33. Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б., Подлазов А. В. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. М., 2006.
  34. Методология биологии: новые идеи: Синергетика. Семиотика. Коэволюция. М., 2001.
  35. Милованов В. П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. М., 2001.
  36. Милованов В. П. Синергетика и самоорганизация: Общая и социальная психология. М., 2005.
  37. Милованов В. П. Синергетика и самоорганизация: Экономика. Биофизика. М., 2005.
  38. Мосионжник Л. А. Синергетика для гуманитариев. Учеб. пособие для вузов. Кишинёв; СПб., 2003.
  39. Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М., 2003.
  40. Никулин Л.Д. Самоорганизация мягких систем. М., 1992.
  41. Онтология и эпистемология синергетики / ИФ РАН. М., 1997.
  42. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
  43. Парадигмы синергетики. М., 2000.
  44. Поддубный Н. В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем.
  45. Белгород, Ростов н/Д., 1999.
  46. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М., 2000.
  47. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  48. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. Изд. 5, стереот. М., 2003; Изд. 6. М., 2005.
  49. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Изд.3. М., 2006.
  50. Режимы с обострением. Эволюция идеи: законы коэволюции сложных систем. М., 1999.
  51. Садовничий В. А. Синергетика. Труды семинара. Том 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». М., 2000.
  52. Синергетика и методы науки. СПб., 1998.
  53. Синергетика и образование. М., 1997.
  54. Синергетика и образование. М., 1997.
  55. Синергетика и социальное управление. М., 1998.
  56. Синергетика и учебный процесс. М., 1999.
  57. Синергетика: человек, общество. М., 2000.
  58. Синергетика, философия, культура. М., 2001.
  59. Синергетический подход к классификации психических явлений. СПб., 2000.
  60. Синергия культуры: Труды Всерос. конф. Саратов, 2002.
  61. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.
  62. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
  63. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. Вып. 4. М., 2004.
  64. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Мн., 1984.
  65. Сороко Э.М. Человек во взрывающемся мире // Экологические и социокультурные аспекты устойчивого развития / Ин-т философии АН Беларуси. Мн., 1997.
  66. Сороко Э.М. Управление развитием социально-экономических структур. Мн., 1985.
  67. Сороко Э. М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем: Введение в общую теорию гармонии систем. Изд. 2. М., 2006.
  68. Сугаков В. И. Введение в синергетику. Учеб. пособие. Киев, 1992.
  69. Фролов В. С. Теория катастроф. М., 2005.
  70. Хиценко В. Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения. М., 2005.
  71. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
  72. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.
  73. Хакен Г., Хакен-Криль М. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. М., 2002.
  74. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М., 2003.
  75. Цымбал Л. А. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. М., 1995.
  76. Чернавский Д. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. Изд. 2. М., 2004.

4. Философские проблемы естествознания

Ключевые слова: естествознание; революции в естествознании; технознание; естественнонаучная картина мира; физический образ мира; микро- и мегамир; материя; квантовая механика; релятивистская физика; специальная и общая теория относительности; детерминизм и индетерминизм; пространственно-временной континуум; космология; антропный принцип; традиционная и эволюционная биология; теории эволюции; биосфера; ноосфера; коэволюция; жизнь; естественное и искусственное; биоэтика; химическая реальность; химический элемент; редукционизм и интегративизм в химии; периодическая система химических элементов; экология; природа; глобальные проблемы современности.

Специфика естественнонаучного знания, исторические предпосылки его возникновения. Объект, метод и познавательные средства в естествознании.

Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание. Особенности развития естественнонаучного знания. Революции в естествознании.

Место естествознания в системе наук. Специфика естественнонаучной рациональности. Взаимоотношение естествознания с техникознанием, философией, практикой. Значение естествознания в культуротворческом процессе; в формировании теоретически обоснованных моделей социального развития.

Сущность союза естествознания с философией; современное его состояние.

Философская картина мира и естественнонаучные картины реальности: их сущность, объектные и методологические различия, способы взаимовлияния. Мировоззренческая и практическая значимость естественнонаучных картин мира. Приоритеты современного естествознания, особенности его влияния на динамику и характер развития общества.

4.1. Философские вопросы физики, астрономии, космологии

Особенности наук о физических аспектах природы, ее отдельном, особенном и общем в микро- макро- и мегамирах. Проблема их единства; релятивистские, квантово-полевые подходы к ее решению. Вселенная как астрофизический объект. Понятия микро-, мегамира и категория материи, их гносеологические и онтологические различия.

Квантовая механика, специальная и общая теории относительности, физика «элементарных» частиц, концепции физических взаимодействий как ведущие отрасли физической науки. Проблемы динамических и статистических закономерностей механического и вероятностного детерминизма и индетерминизма, многообразий пространственно-временных континуумов в физике, космологии и их влияние на решение онтолого-мировоззренческих философских проблем.

Гносеологическая значимость квантовомеханических принципов неопределенностей, соответствия, дополнительности, корпускулярно-волнового дуализма, нерасторжимости субъект-объектных взаимоотношений, а также концепций единых теорий поля, «элементарных» частиц, физических взаимодействий в контексте теории познания, ее принципа неисчерпаемости. ЭПР – парадокс и парадоксы причинности в квантовой физике.

Специфика астрофизических объектов расширенной теории относительности (отонов). Концепция множественности миров, ее варианты в классической и релятивистской астрофизике. Проблема существования теоретически предсказанных объектов и миров, методологические особенности их обнаружения, идентификации, классификации. Онтологический статус многомерного пространства.

Место релятивистской космологии в ряду иных, нерелятивистских, космологий. Структура и характер эволюции «релятивистской» Вселенной. Философский статус таких космологических, астрофизических и физических достижений, как антропный принцип в парадигме глобального эволюционизма и универсальной истории. «Антропный космологический принцип» Б.Картера и «Принцип Коперника» о месте и роли человека во Вселенной. Градации конечного и бесконечного для различных моделей Вселенной; структура, состояние физического универсуума на его мега- микрополюсах, концепции их единства и взаимопереходов. Проблема пространственно-временного «начала» универсума: космологическая гипотеза Большого Взрыва Леметра-Гамова и альтернативные ей гипотезы возникновения физической Вселенной в результате флуктуаций вакуума.

Литература

  1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
  2. Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М., 1988.
  3. Вселенная, астрономия, философия. М., 1988.
  4. Вейль Г. Пространство, Время. Материя. М., 2004.
  5. Венециано Г. Миф о начале времен // В мире науки, №8, 2004.
  6. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1968.
  7. Горолевич Т.А. Современные концепции бесконечности и реальность. Мн., 1984.
  8. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.
  9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
  10. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  11. Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1960.
  12. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.
  13. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  14. Казютинский В.В. Инфляционная космология: теория и научная картина мира // Философия науки. Вып. 6. – М., 2000.
  15. Кардашев Н.С. Скрытая масса и поиск внеземных цивилизаций // Математические структуры и моделирование. – Вып.6, 2000.
  16. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания. Мн., 2004.
  17. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсаль­ной истории (синергетика – психология – прогнозирование). М., 2004.
  18. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.
  19. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
  20. Проблемы причинности в современной физике. М., 1980.
  21. Процессы самоорганизации в Универсальной истории. Материалы Межд. симп. М., 2004.
  22. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М., 2003.
  23. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
  24. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2005.
  25. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006.
  26. Трофименко А.П. Теория относительности и астрофизическая реальность. Мн., 1992.
  27. Талбот М.Голографическая Вселенная. М., 2004
  28. Уитроу Дж. Естественная философия времени. Мн., 1964.
  29. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990.

4.2. Биологическое знание и познание

Биологическое знание и проблема лидерства в современной науке. Основные образы биологии в истории науки. Исторические закономерности развития биологического знания. Традиционная и эволюционная биология. Система классификации Линнея. Понятие таксона. Числовая таксономия. Дарвинизм и неодарвинизм; ламаркизм и неоламаркизм; генетический антидарвинизм, теория номогенеза; нейтралистическая теория эволюции. Методологические принципы исследования биологических объектов (принцип системности, целостности, целесообразности и другие). Понятие органического детерминизма.

Биология в системе наук о природе и человеке; социобиология, этология, биополитика, эволюционная эпистемология, генетика: выявляемые ими общность и различия в исследовании живого мира. Сущность концептуальных моделей холизма и редукционизма в русле исследования проблем эволюции. Концепция номогенеза Л.С.Бер­га. Современные концепции биологической эволюции, их подходы к осмыслению начала и природы социальности. Синтетическая теория эволюции. Понятие коэволюции. Биосфера и ноосфера. Сущность и определение жизни. Аксиоматические определения жизни А.Опарина и Б.Медникова. Фундаментальные свойства и признаки живого. Структурные уровни живой природы. Концепции происхождения жизни. Сущность естественного отбора; современные оценки его роли в эволюции; проблема «снятия» этого отбора в общественном процессе, в так называемом искусственном отборе, иерархия их соотношений. Понимание биосоциального, места «инстинктов» в человеческой жизнедеятельности; психоэтологические следствия активности «инстинктов».

Понятие «научная революция» в методологии современного биологического познания. Сущность революции в современной биологии. Характер перестроек современного биологического знания.

Биология и научно-технический прогресс. Социальные аспекты практического использования биотехнологий и генной инженерии. Биология и глобальные проблемы современности.

Идеи В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере и их роль в развитии современной биологии. Идея коэволюции человека и биосферы. Коэволюционная парадигма в современной биологии.

Генная инженерия как средство воздействия на биоприроду человека. Человек как объект биологического исследования. Проект «геном человека». Социокультурные и этические аспекты вмешательства в природу человека, его клонирования, определенного переструктурирования. Биоэтика как наука. Возможности искусственной, «медицинской», формы эволюции человека, философско-аксиологический анализ ее необходимости либо излишества. Проблема атрибутивности биологического (природного в целом) в структуре, функциях, динамике социальных организмов и систем.

Литература

  1. Афанасьев В.Г. Мир живого (системы, эволюция, управление). М., 1986.
  2. Биология в познании человека. М., 1989.
  3. Буровский А.М. Люди ли мы (О соотношении «естественного» и «искусственного» в современном человеке) // Общественные науки и современность. 1996. №4.
  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
  5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания М., 1997.
  6. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1998. Часть 1.
  7. Исаева В. В. Синергетика для биологов: вводный курс. Учебн. пособие. М., 2005.
  8. Карако П.С. Революция в современной биологии и ее социальные аспекты. Мн., 1982.
  9. Карако П.С. Философия и методология науки: В.И.Вернадский. Учение биосферы. Мн., 2007.
  10. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск. 1991. Глава 4.
  11. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: Критический анализ. М., 1988.
  12. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М., 1968.
  13. Методология биологии: новые идеи М., 2001.
  14. Научные революции в динамике культуры. Мн., 1987.
  15. Олескин А.В. Биополитика и ее приложение к социальным технологиям // Вопросы философии. 1995. №7.
  16. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.. 1997.
  17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006.
  18. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. М. 2002.
  19. Югай Г.А. Общая теория жизни. М., 1985.
  20. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. №1.
  21. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1988.
  22. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.
  23. Фурманов Ю.Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. 1991. №8.
  24. Эбелинг В., Файстель Р. Хаос и космос: синергетика эволюции. М., 2005.
  25. Эволюционная биология. Томск. 2001.

4.3. Философские вопросы химии

Химия как наука; ее объект, предмет, методы, теории, технологические модели. Место химии в системе наук о природе. Специфика междисциплинарных взаимоотношений химии с биологией, экологией, медициной, физикой. Иерархия форм движения материи: физическая – химическая – биологическая – социальная; место химической формы движения в этой иерархии. Специфика проявления физических форм движения в химических объектах. Редукционизм и антиредукционизм в интерпретации химической реальности. Химические явления как фундамент биологической формы движения. Химическая эволюция и происхождение жизни.

Исторические типы химической рациональности в общем контексте цивилизационного развития. Социокультурные и эпистемологические предпосылки для смены идеалов и норм исследований в химии. Алхимия и ремесленная химия как уникальное социокультурное явление. Феномен «запаздывания» в развитии химии на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Формирование количественных подходов химии. Открытие других системообразующих законов и начало формирования дисциплинарной матрицы теоретической химии (вторая половина ХIХ века). Утверждение институциональных понятий, идеалов и норм научного познания в химии.

Роль квантовомеханических идей в совершенствовании химического познания, его методологии. Философское осмысление категориального аппарата микромира: эпистемологические последствия внедрения в теоретическую химию основ квантовой механики, системного и эволюционного подходов, принципов равновесной и неравновесной структурной организации вещества, принципов самоорганизации и саморазвития неравновесных открытых каталитических систем и других основ синергетики.

Химия и современная научная картина мира. Мировоззренческие аспекты химии.

Идея развития в химии. Проблема эволюции вещества. Эволюционная химия и е место в системе глобального эволюционизма.

Проблема зарождения живого из неживого. Аргументы за и против случайного зарождения жизни и ее происхождения в результате химической эволюции. Идея вечности живой материи и ее равноправия с неживой субстанцией. Актуалистический и естественноисторический подходы к эволюционному возникновению жизни.

Философское осмысление химической рациональности на рубеже ХХ и ХХI веков: выбор новых стратегий исследования. Химия и глобальные проблемы современности. Противоречивый характер последствий применения в человеческой деятельности химических заменителей природных материалов. Химические средства в решении экологических проблем.

Сущность редукционистских и интегративистских подходов в современной химии, проблема их истинности и совместимости.

Химические структуры, процессы в природе, технике, технологиях. Проблема эволюции химических объектов. Особенности эволюционной химии, ее взаимосвязей с дарвинизмом и неодарвинизмом.

Социально-философские, социально-экологические аспекты развития химии; ее экологический идеал и основные препятствия для его достижения.

Химия и научно-технический прогресс. Гуманистические ориентиры химии.

Литература

  1. Бутлеров А.М. О химическом строении вещества. Избр.работы по орг.химии. М., 1961.
  2. Васильева Т.С., Орлов В.В. Химическая форма материи (химия, жизнь, человек). Пермь, 1983.
  3. Горбунов А.И. и др. Теоретические основы общей химии. М., 2001.
  4. Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблема химической эволюции // Вопросы философии. 1980. №2.
  5. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону. 1997. Раздел IV.
  6. Кольцова Э. М., Гордеев Л. С. Методы синергетики в химии. М., 1999.
  7. Корольков Д.В., Скоробогатов Г.А. Теоретическая химия. СПб, 2001.
  8. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.
  9. Кумачев А.И., Кузьменок Н.М. Глобальная экология и химия. Мн., 1991.
  10. Левицкий М.М. Язык химиков ХХ столетия //Российский химический журнал, 2000, т.XLIV, № 6.
  11. Мамчур Е.А., Печенкин А.Л. Научные революции в химии // Философские науки. 1980. №5.
  12. Менделеев Д.И. Основы химии. М., 1947. Гл.ХV.
  13. Методологические и философские проблемы химии. Новосибирск, 1981.
  14. Паничев С.А., Юффа А.Я. Химия. Основные понятия и термины. М., 2000.
  15. Пул Ч., Оуэнс Ф. Нанотехнологии. М., 2005.
  16. Рузавин Г.И. // Концепции современного естествознания. М., 1997. Гл. XIII-XIV.
  17. Скуратов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. М., 1994.
  18. Современное естествознание в системе науки и практики. Мн., 1990. Гл. IV.
  19. Федина Г.А. Проблема развития в химии. Л., 1989.
  20. Химия и мировоззрение. М., 1986.
  21. Устынюк Ю.А. Химия и химическое образование на рубеже веков: смена целей, методов и поколений специалистов //Российский хим. журнал, 2000, т. XLV №2.
  22. Штернберг М.И. Проблема Берталанфи и определение жизни // Вопросы философии. 1996. №2.

4.4. Экологическая парадигма в науке

Экология как наука: предмет, функции, задачи. Роль В.И.Вернадского в становлении экологии и современных экологических идей. Экологическая концепция динамической устойчивости биосферы, необходимого разнообразия ее живого вещества. Проблема истинности данной концепции для современной реальности. Экологический идеал и возможности его достижения.

Сущность экологизации современного научного знания. Экологическая парадигма в современном естествознании. Особенности экологизации гуманитарного знания.

Значение природы в выживании традиционного общества, поддержании его социальной жизнедеятельности, в культуро-природном взаимодействии. Соотношение искусственного и естественного в посттрадиционных обществах. Философско-естественнонаучное обоснование императива коэволюции общества с природой. Сущность естественнонаучных методов в оценке демографических, производственных, медицинских возможностей человечества; состояния биосферы относительно ее устойчивости, восстановления после воздействия антропогенных нагрузок.

Естественнонаучные основания экологического сознания и оценка прогресса естествознания в контексте возрастания масштабов экологического кризиса.

Современное состояние и связь элементов системы общество – наука – техника – природа – культура. Экологизация современной научно-технической и инженерной деятельности. Экология и глобальные проблемы современности.

Литература

  1. Антология экологической мысли. В 4-х томах. Под ред. А.И.Зеленкова. Мн. Т.1, 2003; Т.2, 2004; Т. 3, 2005.
  2. Бэйтсон Г. Экология разума. М., 2000.
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  4. Гиляров А.Д.. Перестройка в экологии: От описания видимого к пониманию скрытого //Вестник РАН, 2005, № 3.
  5. Гор Э. Земля на чаше весов: Экология и человеческий дух. М., 1993.
  6. Горолевич Т.А. Философия естествознания: советский и постсоветский периоды. Мн., 1996.
  7. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995.
  8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  9. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции // Философия и общество: 1) 1998. №№ 1,6; 2) 1999. №1.
  10. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.
  11. Карако П.С. Философия и методология науки: В.И.Вернадский. Учение о биосфере. Мн., 2007.
  12. Колчинский Э.И. Эволюционный процесс в современной биосфере // Философские науки. 1990. №1.
  13. Кутырев В.А. Любовь к мудрости на пороге Нового века // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. №3.
  14. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен). М., 2004.
  15. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. М., 2003.
  16. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. №8.
  17. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Р., Рандерс И. За пределами роста. М., 1994.
  18. Мікуліч Л.І., Гусева І.С. Прырода чалавека, чалавек у прыродзе. Мн., 1992.
  19. Назаретян А.П. Технология и психология // Общественные науки и современность. 1993, №3.
  20. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Мн., 2006.
  21. Одум Ю. Экология: в 2-х тт. М., 1986.
  22. Социальная экология: новые подходы в теории и практике. Мн., 2005.
  23. Философия науки. Вып.11: Этос науки на рубеже веков. М., 2005.
  24. Философия экологического образования. М., 2001

5. Философские проблемы социальных и гуманитарных наук

Ключевые слова: социальные и гуманитарные науки; социальное прогнозирование; социальный прогресс; постиндустриальное общество; гуманизация науки; исследовательские программы в социально-гуманитарном познании; социологизм и историцизм; ценность и оценка; идеальный тип; индивидуализирующий и генерализирующий методы; объяснение, понимание, интерпретация; герменевтический круг; жизненный мир; социальное конструирование реальности; концепции «новой рациональности».

Предмет социальных и гуманитарных наук, их место в системе современного научного знания. Основные понятия и категории социальных и гуманитарных наук. Методология социальных и гуманитарных наук.

Сравнительный анализ структуры и содержания социогуманитарного и естественнонаучного знания. Взаимосвязь наук о природе с науками об обществе и человеке в контексте проблемы единства знания. Социогуманитарная и естественнонаучная картины мира. Проблема синтеза наук о природе и наук о человеке.

Современные проблемы социальных и гуманитарных наук, собственная целесообразность и «внешняя» обусловленность их развития. Особенности возникновения социальных теорий, их структура, функции и закономерности развития. Социальное творчество и прогнозирование. Проблема истинности и верификации социогуманитарного знания. Проблема полноты социогуманитарного знания и соответствия его динамике социальных и культурных изменений. Идеалы социогуманитарного знания и причины изменений его содержания и предметной направленности. Основания социогуманитарного знания и проблема его обоснования. «Диспут о методе» и стратегии социологизма и историцизма (противопоставление идеографического и номотетического подходов, индивидуализирующего и генерализирующего методов; объяснение, понимание, интерпретация). Понятие идеального типа. Рациональное и иррациональное в содержании социогуманитарного знания; ценность и оценка. Современные тенденции в развитии социогуманитарной рациональности. Исследовательскиe программы и стратегии в социально-гуманитарном познании (натуралистическая, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская, структуралистская и реалистская). Новые попытки формирования «большой социальной теории»: Э.Гидденс, Н.Луман, Ю.Хабермас, П.Бурдье.

Проблема гуманизации современного знания, антропоцентризм и экоцентризм. Гуманистические приоритеты в структуре общественно-политических, социально-экономических и научно-технических ценностей. Антигуманистические тенденции индустриального прогресса и стратегия постиндустриального общества. Социальный и естественнонаучный прогресс, проблема гуманитарной экспертизы естественнонаучного прогресса.

Механизмы освоения социогуманитарного знания. Гуманитарное образование и его содержательные приоритеты. Снятие границ между субъектом и объектом в современных процессах познания и социокультурного творчества. Герменевтика и социальная феноменология (М.Хайдеггер, Х-Г.Гадамер, К.-О.Апель, П.Рикер; А.Шюц, Н.Лукман, П.Бергер). Понятие герменевтического круга и жизненного мира; социальное конструирование реальности. Концепции «новой рациональности»: «новый рационализм» (М.Мамардашвили) и принцип включенного наблюдателя. Постмодернистские теории «номада-странника», критики «логофаллоцентризма», «шизоанализа» (Гваттари, Делез и др.), «смерти автора» (Р.Барт), «власти-знания» (М.Фуко). Перспективы развития социогуманитарного знания.

Литература

  1. Адуло Т.И., Павловская О.А.. Человек в условиях социальной трансформации. Мн., 2006.
  2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа гуманитарных наук. М., 1977.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  4. Антология современной философии. М., 1988.
  5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  6. Аутвейт У. Реализм и социальная наука / Социо-логос. М., 1991.
  7. Борзенков В. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России. // Человек, 1966. − №3..
  8. Бурдье П. Практический смысл. М., 2001.
  9. Вагурин В. А. Синергетика эволюции современного общества. Серия «Синергетика в гуманитарных науках». Изд.2. М., 2006.
  10. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 2004.
  11. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006.
  12. Воронцов С.П. Способность умолчания (о гуманитарной социологии) // Человек, 1966. − №3.
  13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  14. Гадамер Х.-Г. Истина в науках о духе // Топос, − №11.
  15. Гайденко П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
  16. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.
  17. Гидденс Э. Устроение общества. М., 2005.
  18. Гроувс К. Происхождение современного человека // Человек, 1996. -- №3.
  19. Делез Ж Логика смысла. М., 1995.
  20. История культуры стран Западной Европы в эпоху возрождения: Учебн.для вузов / Под ред. Л.М.Брагиной. М., 1999.
  21. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр.статьи. Л., 1991.
  22. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  23. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
  24. Камю А. Избранное. Ростов-на-Дону, 1998.
  25. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.
  26. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.
  27. Латышева Д. Гуманитарное содержание образования // Прикладная психология и психоанализ, 1999. − №4..
  28. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.
  29. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.
  30. Луман Н. Эволюция. М., 2005.
  31. Луман Н. Власть. М., 2001.
  32. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.
  33. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопр.философии, 1977. − №5.
  34. Микешина Л. Теория познания. Полемические главы. М., 2002.
  35. Наука глазами гуманитария. М., 2005.
  36. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Мн., 2006.
  37. Никитенко П.Г. Ноосферная экономика и социальная политика. Мн., 2006.
  38. Познание социальной реальности. М., 1995.
  39. Полякова Н. ХХ век в социологических теориях общества. М., 2004.
  40. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  41. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997.
  42. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998
  43. Сен-Симон. Очерк науки о человеке // Избр.соч.: в 2-х т. Т.1. Л., 1948.
  44. Сергейчик Е.М. Философия истории. СПб., 2002.
  45. Смирнова Р.А. Природа социальной реальности. Минск, 1991.
  46. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  47. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006.
  48. Сокулер З.А. Методология гуманитарного познания и концепция “власти-знания” Мишеля Фуко // Философия науки. Вып. 4. М., 1998.
  49. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  50. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
  51. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
  52. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
  53. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996.
  54. Теория познания: В 4 т. Познание социальной реальности. М., 1995.
  55. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
  56. Философия истории: Антология. М., 1995.
  57. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  58. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.
  59. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  60. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  61. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
  62. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  63. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону, 1988.
  64. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.
  65. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

6. Философские проблемы техники

Ключевые слова: техника; технология; инженерия; технознание; техническое творчество; техногенная цивилизация; информационное общество; техноценоз; техногенез; техницизм и антитехницизм; технический детерминизм; экспертократия; индустриализм; модернизация; научно-технический прогресс; научно-техническая революция; технократия; техносфера; виртуальная реальность; информатизация; информационно-компьютерные технологии; глобальная сеть Интернет; экологическая индустрия; технополисы; технопопуляция.

Методологические процедуры формирования технознания. Картина мира технознания. Культурология техники (О.Шпенглер, Н. Бердяев, А.Тофлер, Л.Мемфорд)

Историко-культурные, социоприродные, деятельностные основания техники. Основные этапы становления техники и технологической культуры: орудийно-механический, машинный, информационно-технологический. Техника в контексте процессов антропо- и социогенеза; в структуре современной техногенной цивилизации; как социопреобразующий фактор.

Наука и техника в структуре социального заказа. Техника как предмет философской рефлексии. Основные философские концепции техники: аристотелевская, новоевропейская, русского космизма, марксистская, технологического детерминизма, экзистенциализма. Понятие техноценоза (Кудрин).

Онтологическая сущность техники (К.Маркс, М.Хайдеггер), понятие технической реальности. Традиции техницизма и антитехницизма в философии техники. Парадигма технического детерминизма в философии техники, концепция «культурного отставания» (Веблен, Огборн). Концепция экспертократии. Неоконсервативное и радикальное направления в концепции «нового класса» (Гоулднер). Техника и творчество; техника и наука; структура технического знания. Философские проблемы проектирования, конструирования и функционирования технических систем. Прогностическая линия технико-технологического оснащения человечества как единого преобразующего мир субъекта. Понятия модернизации (технико-технологической, социокультурной); научно-технической революции и научно-технического прогресса. Социальные аспекты инновационной деятельности. Человек в техносфере. Технократизм как идеология. Экологические аспекты функционирования техносферы. Сущность компьютерной революции, ее проблемы, перспективы, правовые и моральные аспекты. Специфика виртуальной реальности; глобальная сеть Интернет. Технико-технологические проблемы информатизации современного общества.

Антропологические и социальные аспекты отношений техники, природы и общества. Ценностные детерминанты в процессах индустриализации и модернизации. Понятия технократии и технократического мышления. Инструментальная рациональность в системе мотивационных установок современного инженера. Социальные аспекты трансформации индустриального общества в постиндустриальное и информационное общество. Амбивалентность техники. Понятие природоохраняющей экологической индустрии в рамках рекреационной деятельности общества в глобальном и локальном масштабах.

Техника, технология, коммуникация. Информационно-технологическое пространство современного общества. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Коэволюционный императив и перспективы формирования техноаксиологической программы человеческой деятельности; ориентация на исследование человекоразмерных объектов в современном естествознании и технике. Футурология техники. Технополисы и технопопуляции.

Литература

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Мн., 1994.
  2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
  3. Алексеева И.Ю. Американская философия техники в конце ХХ века // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1997, №1.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М, 1999.
  5. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.
  6. Буторин В.Я. Философия, логика и методология науки и техники. Ч. 1.- Новосибирск: НГТУ, 2000.
  7. Виртуальная реальность. М., 1997.
  8. Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии, 1997, №5.
  9. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. Учебное пособие. М., 1998.
  10. Грядущее информационное общество/под ред. А.А.Лазаревича. Мн., 2006.
  11. Кудрин В.И. Зачем технарю Платон: Постклассическое видение философии техники. М., 1996.
  12. Курашов В.И. Философия: Познание мира и феномены технологии. Казань, 2001.
  13. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.
  14. Лазаревич А.А. Научное знание в информационном обществе. Мн., 1993.
  15. Лойко А.И. Модернизация деятельности. Философско-аксиологический аспект. Мн., 1997.
  16. Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.
  17. Модернизация и национальная культура. М., 1995.
  18. Негодаев И.А. Основы философии техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1995.
  19. Негодаев И.А. Основы философии техники: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1995.
  20. Негодаев И.А. Философия техники: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1997.
  21. Нехорошева Л.Н. Технологическое развитие и рынок. Мн., 1996.
  22. Новая технократическая волна на Западе. М., 1996.
  23. Розин В.М. Понятия и современные концепции техники. М., 2006.
  24. Степин В.В., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.
  25. Техносфера и биосфера: социально-философские и политические аспекты взаимосвязи: (Материалы «круглого стола») // Вестник МГУ. Серия 12. Политич.науки. М., 1997, №3.
  26. Хрестоматия по философии техники. СПб., 1998.
  27. Шалак В.И. Логический анализ сети Интернет. М., 2005.
  28. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998.
  29. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
  30. Философия науки и техники: итоги ХХ века. Новосибирск: НГТУ, 2000.