09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Цель и задачи программы-минимума:

Данная программа написана с учетом выводов и положений, содержащихся в основных методических разработках Министерства образования Республики Беларусь по учебным дисциплинам религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Цель программы – усвоение и  систематизация знаний обучаемых в области религиоведения, философской антропология и философии культуры,  приобретение ими исследовательских навыков в данной сфере гуманитарного знания.

Цель первого раздела программы-минимума –  усвоение и  систематизация знаний обучаемых в области религиоведения.

В первом разделе программы уделяется большое внимание концептуальной разработке проблем религиоведения. Религиоведение трактуется как наука о религии, ее историческом генезисе, современных формах. Объектом религиоведения выступает религия в качестве феномена человеческого бытия и культуры. Предмет религиоведения – логика становления и развития религиозных взглядов и представлений, современное состояние религии, вероучения и организационных форм.

Важный аспект раздела – установка по формированию у будущих научных работников методически правильных, научно выверенных взглядов на религию, ее современное состояние и динамику. Поэтому в программе представлены ключевые термины, категории и понятия, используемые при изучении религиоведения.

Программой раздела предусмотрен анализ различных концептуально-методологических подходов в трактовке религии, что должно способствовать мировоззренческому самоопределению  будущего исследователя.

Задачи раздела:

  1. Усвоение базовых понятий религиоведения,  формирование навыков работы с религиозными текстами;
  2. Содействовать мировоззренческому становлению обучаемых;
  3. Углубить представление в области религиоведения, расширить тем самым духовно-культурный кругозор обучаемых;
  4. Систематизировать знания по истории, вероучению, организации основных религиозных направлений;
  5. Сформировать умение правильно оценивать противоправную деятельность некоторых новых религиозных организаций.

Экзаменуемый должен:

  • иметь представление о религии как социокультурном феномене, ее особенностях и генезисе, знать ее мировоззренческие альтернативы (свободомыслие и атеизм);
  • иметь целостное представление об истории, основах вероучения, культовой практике мировых религий (христианство, ислам, буддизм);
  • оценивать направленность деятельности  новых религиозных организаций, видеть опасность их воздействия на психику человека;
  • знать особенности конфессиональной истории Беларуси, динамику и состояние религиозности в нашей стране, законодательные акты Республики Беларусь, регулирующие деятельность религиозных организаций;
  • анализировать суть проблемы свободы совести, видеть основные тенденции развития религии в современном мире.

Цель изучения второго раздела дисциплины – усвоение,  систематизация знаний обучаемых в области философской антропологии и приобретение ими исследовательских навыков в данной сфере гуманитарного знания.

Задачи программы:

  • сформировать системное представление о философской антропологии как философской дисциплине, истории ее становления и развития;
  • овладеть понятийно-категориальным аппаратом философской антропологии как теоретической формы постижения сущности человека; 
  • уяснить природу и сущность человека в контексте общественного бытия;
  • овладеть методологией анализа философско-антропологической проблематики;
  • приобрести навыки самостоятельного исследования философско-антропологической проблематики;

Предъявляемые требования:

  • владение понятийно-категориальным аппаратом философской антропологии;
  • понимание сущности философской антропологии как философского учения, ее предмета, структуры, методов, места и роли в истории человеческой культуры;
  • знание основных исторических этапов становления и развития философской антропологии;
  • понимание природы и сущности человека в контексте общественного бытия;
  • владение методологией анализа философско-антропологической проблематики;
  • обладание навыками самостоятельного философского исследования актуальных проблем человека;
  • системное знание содержания оригинальных философских текстов, в которых представлены те или иные способы осмысления человека;

Цель изучения третьего раздела дисциплины – овладение основными философскими концепциями культуры, подходами к ее исследованию и формирование на этой основе философского анализа а) теорий и концепций в области философии культуры, б) конкретной социокультурной реальности.

Задачи:

  1. Определение основного понятийно-категориального ряда и методов анализа, сформировавшихся в конкретной философской теории (концепции, направлении) культуры;
  2. Выявление специфики подхода, философской проблематизации и исследования состояния и динамики культуры;
  3. Применение полученных знаний в анализе и прогнозировании культурной реальности, формировании социокультурных проектов.

Предъявляемые требования:

  • знание оригинальных философских текстов;
  • овладение понятийно-категориальным аппаратом и методологией анализа;
  • формирование собственной культуры философской рефлексии.

Раздел І. Религиоведение

1. Предмет и структура религиоведения.

Основные понятия: религиозный опыт, мистика, Бог, вера, религиозное сознание, теоретическое религиоведение, философия религии.

Религиоведение – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования религии как социокультурного феномена. Многообразие исследовательских установок и подходов к изучению религии.

Структура религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, история религии, история свободомыслия. Религиоведение как комплексное знание, его связь с другими областями научного знания.

Философия религии – область философского знания, ориентированного на комплексное исследование философских установок по отношению к религии, представленная определенными логико-концептуальными моделями ее объяснения. Философия религии как философско-эпистемологическое исследование теизма. Философско-методологические проблемы истории религии, теизма, атеизма (методы концептуализации природы и функции религиозной веры, модели историко-культурной экспликации философских суждений о боге, историческая специфика и сущностные характеристики сакрализации). Специфические особенности формирования и развития философско-эпистемологического исследования религии, теизма и атеизма в различных культурных регионах. Сравнительный анализ исторически конкретных моделей религиозных верований. Проблема исследования религиозно-философских текстов различных культурных традиций.

2. Основные подходы к пониманию сущности религии.

Основные понятия: религиозный опыт, мистика, Бог, вера, религиозное сознание, теоретическое религиоведение, философия религии.

Представления религии в античной мысли. Подходы к решению проблемы веры в средневековом богословии. Доказательства бытия Бога. Воззрения на религию в эпоху Возрождения.

Проблематизация религии в трудах французских просветителей.

Анализ религиозных феноменов в немецкой классической философии (И.Кант, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель). Понятие религии в трудах Л.Фейербаха. Марксистская концепция религии.

Позитивистская методология. Основные подходы к пониманию сущности религии в гуманитарной мысли ХХ века (аналитическая философия, прагматизм, феноменология, герменевтика, психоанализ, культурная антропология, структурализм и постструктурализм).

3. Религия как социокультурное явление.

Основные понятия: символ, культ, религиозная вера, мировоззрение, ценности.

Религия и общество. Основные социальные функции религии: смыслополагающая, аксиологическая, регулятивная, социально-консолидирующая и др.

Религия в системе культуры. Религия как тип культуротворчества (культовая архитектура, живопись, духовная музыка). Религиозные предписания, нормы, идеалы, их влияние на формирование культурных и морально-нравственных ценностей. Роль религии в сохранении и трансляции культурных традиций, стиля жизни.

4. Понятие религии.

Основные понятия: религиозная вера, символ, культ, религиозный опыт, религиозная организация, церковь, деноминация, секта.

Проблема определения религии в современном гуманитарном знании.

Понятие религиозного мировоззрения. Специфика религиозного мировоззрения, его отличия от других типов мировоззрения.

Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозная вера, ее особенности. Проблема человека, жизни и смерти, смысла бытия – одна из центральных в религии.

Понятие культа. Религиозная деятельность. Культ, обычай, традиция. Типы религиозных организаций. Церковь, деноминация, секта, их характеристика.

Классификация религий, критерий и разнообразие ее моделей.

5. Ранние формы верований и культа.

Основные понятия: анимизм, культ предков, ритуал, сакрализация, тотемизм.

Проблема возникновения религии: философский, теологический подходы. Современная наука о происхождении религии.

Религия в системе первобытной культуры. Особенности мифологического сознания. Миф и магия: мировоззренческие аспекты. Теория Дж.Дж.Фрезера. Аниматизм, анимизм, тотемизм, фетишизм. Анимистическая теория Э.Тайлора.

Шаманизм: онтологические и гносеологические аспекты мировоззрения, роль в культуре.

Служители культа: шаманы, маги, жрецы, священники, пророки, их роль в религиозной и социальной системах. Особенности культовых действий. Жертвоприношения.

Ранние формы верований и культа в современной культуре. Современные религии природы.

6. Национально-государственные религиозные системы.

Основные понятия: зооморфизм, космогония, мистерия, храм, политеизм, энотеизм.

Взаимосвязь социального, государственного, национального и религиозного пространств. Понятие национальных религий и современные проблемы их изучения. Миграции народов и трансляция религиозных систем. Формы синтеза культов и верований. Религии и национальные движения в современном мире.

Религии в системе культуры древних цивилизаций.

Религиозно-политический космос цивилизаций Двуречья. Особенности религиозных верований Др. Египта: космогония и космология. Учение о человеке и о загробном мире.

Религиозные традиции Китая. Философско-этическое учение Конфуция, его социокультурные и национально-государственные аспекты. Даосизм. Истоки и историческая судьба.

Синтоизм – традиционная национальная религия Японии. Эволюция синто. Синто в современной Японии.

Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма. Танах, его каноническое оформление. Талмуд.

Особенности вероучения и культа. Монотеизм. Идея завета. Идея богоизбранности еврейского народа. Современный иудаизм.

Зороастризм – государственная религия иранских империй. Особенности вероучения и культа. Влияние зороастризма на религиозные системы Ближнего Востока, Индии, Европы.

Религии Индии: индуизм, джайнизм, сикхизм. Веды и ведическая литература. Ведизм как религиозный и культурный феномен древности и современности. Направления индуизма: вишнуизм и шиваизм. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Кришнаизм и его влияние на культуру Европы.

Религиозные системы античного мира. Олимпийский пантеон Древней Греции. Особенности мистериальных культов. Эволюция религиозного пантеона Древнего Рима. Особенности формирования государственных пантеонов.     

Религиозные традиции Европы: викка, мистерии Северной Европы, система рун, кельтские огамы. Роль в становлении государственности.

Славянские руны и письмо «черт и рез». Эволюция религиозного пантеона славянских народов, национально-государственный аспекты.

7. Буддизм.

Основные понятия: бодхисаттва, архат, Веды, карма, ламаизм, махаяна, нирвана, сансара, типитака, тхеравада.

История возникновения. Священные тексты. Четыре «благородные истины». Восьмеричный путь спасения. Дхарма, сансара, карма – основные категории древнеиндийской философии и их отражение в буддизме. Понятие нирваны. Этика буддизма. Концепция человека.

Хинаяна и махаяна как основные направления в буддизме. Ваджраяна. Буддизм в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Дзэн-буддизм. Ламаизм.

Буддизм в современном мире.

8. Происхождение и сущность христианства. Основные христианские конфессии.

Основные понятия: символ веры, епархия, патриарх, русская православная церковь, экзархат, аджорнаменто, Второй Ватиканский собор, теократия, целибат, чистилище, адвентисты, баптисты, лютеранство, оправдание веры, свидетели Иеговы, христиане веры евангельской.

Исторические условия и культурные предпосылки возникновения христианства. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Иудаизм и раннее христианство.

Образ Иисуса Христа (мифологическая и историческая точки зрения). Роль апостола Павла в распространении христианства.

Эволюция первоначального христианства. Становление церкви. Библия – священная книга христиан. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Борьба против ересей. Никейский символ веры.

Условия и причины разделения церкви. Оформление раскола на восточную и западную ветви христианства в XI веке.

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства. Формирование православия. Патристика. Восточные отцы церкви.

Особенности вероучения, культа и организации православия. Православное монашество. Мистические тенденции в православном богословии. Исихазм.

Особенности духовной жизни, формы благочестия в православной традиции.

Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской Православной церкви. Основные исторические этапы ее развития. Старообрядчество. Православные секты. Православие в современном мире.

Католицизм – историческая форма западной ветви христианства. Сочетание динамизма и консерватизма как особенность развития католической традиции. Особенности вероучения и культа.

Западные отцы церкви. Проблематика католического богословия. Духовная традиция католицизма. Особенности западного благочестия.

Монашеские ордены, их роль в жизни церкви. Инквизиция. Папство в эпоху Возрождения. Контрреформация.

Католическая церковь в ХХ в. Современная социально-политическая доктрина Ватикана. ІІ Ватиканский собор. Аджорнаменто. Современное состояние католической церкви.

Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Предтечи реформационного движения. Мартин Лютер как основоположник реформационного движения. Критика Лютером церковных злоупотреблений и авторитета папства. Учение об оправдании верой и всесвященстве. Лютеранство – одно из основных направлений протестантизма.

Становление кальвинизма. Обоснование Ж. Кальвином идей абсолютного предопределения и мирского аскетизма. Ригоризм кальвинистской этики. Распространение кальвинизма. Континентальное (реформаты) и английское (пресвитериане, пуритане) направления кальвинизма.

Протестантская трансформация культа и административного устройства церкви.

Королевская Реформация в Англии. Англиканская церковь. Методизм.

Поздние протестантские направления – баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др.

Протестантизм в ХХ в. Философско-теологические концепции современного протестантизма.

9. Ислам.

Основные понятия: Коран, ислам, салат, саум, Сунна, хадж, шариат, закят.

Аравия до ислама. Исторические условия и предпосылки принятия ислама. Идейное влияние иудейских, христианских и национальных арабских верований на формирование мусульманского вероучения. Жизнь и деятельность пророка Мухаммада. Ислам после смерти пророка. Суннизм, шиизм, хариджизм.

Коран – священная книга, основной источник вероучения. Сунна – священное предание мусульман.

Развитие моральной и правовой проблематики в исламе. Основные школы исламского права: ханифиты, шафеиты, ханбалиты, иммамиты, маликиты.

Ислам как образ жизни, Народный ислам. Суфизм. Регламентация образа жизни в шариате.

Ислам в современном мире. Исламский фундаментализм и модернизм. Ислам на Беларуси (история и современное состояние).

10. Новые религиозные движения.

Новые религиозные организации и движения ІІ пол. ХХ в. в США, странах Европы, состояние, причины возникновения, ее специфика. Распространение и экспансия новых религиозных организаций (неокультов) в странах СНГ – цели, причины распространения и привлекательности; современное состояние новой религиозности в Беларуси. Проблемы классификации новых религиозных движений, основные ее критерии.

Особенности вероучения, культовой практики, организации неокультов.

Специфика «тоталитарных сект» (закрытого типа): авторитарность,  харизматизм, эклектичность вероучения, коррекция ментальности, активное миссионерство, спецметоды воздействия, меркантилизм и др. Меры предупреждения деструктивного влияния. Проблема реабилитации последователей  новых религиозных организаций.

Новая религиозность, свобода совести и меры защиты. Деструктивный потенциал новых религиозных организаций.

Основные понятия: новая религиозность, религиозный радикализм, деструктивная организация.

11. Религия в истории Беларуси.

Основные понятия: православие в Беларуси, католицизм в Беларуси, греко-католическая церковь (униатство), протестантизм в Беларуси, иудаизм в Беларуси, ислам в Беларуси, закон о свободе совести и религиозных организациях (2002 г.).

Дохристианские племенные и ранненациональные верования, мифология, аграрный и астральный культы, тотемистические, фетишистские, анимистические и другие верования.

Распространение христианства, создание епископских кафедр в гг. Полоцке и Турове. Христианские монастыри – центры церковно-христианской культуры. Просветительная деятельность игуменьи Евфросинии Полоцкой, святителя Кирилла Туровского.

Католицизм в Беларуси. Соперничество между православной и католической церквами в ВКЛ (с XIII в.).

Реформация и контрреформация в Речи Посполитой. Брестская церковная уния (1596): причины, характер, последствия.

Распространение иудаизма и ислама на территории ВКЛ.

Разделы Речи Посполитой и присоединение к России. Религиозные процессы на Беларуси в XIX – начале ХХ века.

Появление протестантизма, распространение разных течений протестантизма.

Свободомыслие в контексте белорусской национальной культуры (в фольклоре, в творчестве деятелей белорусской культуры).

Положение религии, церкви и верующих в советский период.

Религиозная ситуация в постсоветской Беларуси (конфессиональная структура, тенденции религиозной жизни, специфика религиозности населения, правовое регулирование отношений государства и религиозных организаций в Беларуси).

12. Свободомыслие как явление культуры.

Основные понятия: атеизм, деизм, пантеизм, свободомыслие.

Понятие свободомыслия. Свободомыслие как состояние сознания и концептуальное образование, (связь свободомыслия с естественными, философскими и гуманитарными знаниями). Культуротворческое значение свободомыслия.  

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии (боготворчество, скептицизм, индифферентизм, деизм, пантеизм, агностицизм, антиклерикализм, светский гуманизм, атеизм).

Исторические этапы развития свободомыслия (в античности, в средние века, в эпоху Возрождения, Реформация и свободомыслие, эпоха просвещения). Атеизм Л. Фейербаха, марксистский атеизм. Идеи свободомыслия и гуманизма в искусстве и народной культуре. Свободомыслие в философии. Современное свободомыслие. Свободомыслие в Беларуси.

13. Религия и свободомыслие в современном мире.

Основные понятия: секуляризация, свобода совести, экуменизм, религиозный фундаментализм, религиозный модернизм.

Закономерности и тенденции развития религии и свободомыслия в современном обществе. Традиционные конфессии в современном мире. Религиозный фундаментализм и модернизм. Тенденция универсализации религиозной жизни и преодоления конфессиональных различий. Экуменические процессы в христианстве. Всемирный Совет Церквей. Перспективы экуменизма.

Процессы секуляризации в современном обществе. Соотношение религиозного и светского в общественном сознании, социальной практике и художественном творчестве. Соотношение религиозной и научной картины мира в сознании современного человека. свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации.

Принцип свободы совести: от декларации к конституционному императиву. Характер правового регулирования деятельности религиозных организаций (примеры разных стран). Мировоззренческий плюрализм как тенденция развития современного общественного сознания.

Литература:

  1. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. – М., 1988.
  3. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
  4. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. – М., 1990.
  5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999.
  6. Введение христианства на Руси. – М., 1987.
  7. Гараджа В.И. Протестантизм. – М., 1971.
  8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. М., 1975, 1977.
  9. Гольбах П. Система природы. – М., 1976.
  10. Граница науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.
  11. Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. – М., 1978.
  12. Гусева Н.Р. Индуизм. Арии. Славяне. – М., 1995.
  13. Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства. – М., 1995.
  14. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995.
  15. Землякоў Л. Рэлігія і грамадства. – Мн., 1996.
  16. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. – Мн., 2001.
  17. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993.
  18. Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии. – Мн., 1978.
  19. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. – М., 1996.
  20. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
  21. Кимелев Ю.А. Философия религии. – М., 1998.
  22. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М., 1998.
  23. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991.
  24. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. – М., 1982.
  25. Ковальский Я.В. Папы и папство. – М., 1991.
  26. Культура, человек и картина мира. – М., 1987.
  27. Культура и религия. – М., 1992.
  28. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1992.
  29. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996.
  30. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1995.
  31. Маркс К. К критике человеческой философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
  32. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. Проблемы синкретизма. – М., 1987.
  33. Митрохан Л.Н. Философия религии. – М., 1993.
  34. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 1-10. – М., 1995-2001.
  35. Мифы народов мира: в 2 т. – М., 1989.
  36. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. – Белгород, 1997.
  37. Неокультовые объединения в Беларуси. – Мн., 2000.
  38. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1998.
  39. Попович И. Архимандрит. Православная церковь и экуменизм. – М., 1997.
  40. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск, 1991.
  41. Путь богов. (Синто в истории Японии). – М., 1985.
  42. Религиоведение. – Мн., 1997.
  43. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. – М., 1994.
  44. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
  45. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. – М., 1986.
  46. Гатуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М., 1987.
  47. Токарев С.А. Ранние формы религий. – М., 1983.
  48. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси. – Мн., 2000.
  49. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.
  50. Телушкин Дж. Еврейский мир. – М., Иерусалим, 1998.
  51. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
  52. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998.
  53. Томпсон М. Философия религии. М. 2001.
  54. Фейербах Л. Сущность христианства. – М., 1995, т.2.
  55. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980.
  56. Франк В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  57. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. – М., 1993.
  58. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. – М., 1999.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену

  1. Предмет, структура, методология религиоведения.
  2. Основные исследовательские установки и подходы к изучению религии. Трактовка религии в гуманитарной мысли ХХ века.
  3. Религия как социокультурный феномен. Религиозные предписания, нормы и их влияние на формирование культурных ценностей.
  4. Понятие религии. «Сакральное», «профанное», религиозный опыт.
  5. Религиозное сознание, его специфика и структура. Понятие религиозного мировоззрения.
  6. Структура религии. Функции религии.
  7. Типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.
  8. Религии древних цивилизаций: брахманизм, зороастризм, религии античного мира.
  9. Национальные религии: конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм.
  10. Социально-исторические условия формирования буддизма. Основы буддистского вероучения. Основные направления буддизма. Буддизм в современном мире.
  11. Общественно-исторические и идейные предпосылки формирования христианства. Библия. Эволюция первоначального христианства. Становление церкви.
  12. Православие: процесс становления, структура управления, канонические документы, догматы, культовая практика, праздники.
  13. Католицизм: структура управления, догматы, культовая практика. Аджорнаменто.
  14. Протестантизм: процесс становления, догматы. Современный протестантизм.
  15. Исторические условия возникновения ислама. Коран и Сунна. Культовая практика. Ислам в современном мире.
  16. Новые религиозные движения.
  17. Конфессиональная история Беларуси.
  18. Свободомыслие как явление культуры.
  19. Религия и политика. Фундаментализм.
  20. Религия в современном мире. Тенденции развития религии и свободомыслия. Секуляризация.

Раздел ІІ. Философская антропология

1. Предмет философской антропологии.

Основные понятия: человек, природа человека, сущность  человека,  религиозная антропология, структурная антропология, философская антропология.

Философская антропология как учение о «сущности» и «природе» человека. Специфика философской антропологии, ее соотношение с религиозной антропологией, структурной антропологией, философией и конкретными науками о человеке. Принцип историзма. Проблема статуса философской антропологии в системе гуманитарного знания.

2. Антропологическая проблематика в различных философских направлениях прошлого.

Основные понятия: антропосоциогенез, человек, телесность, дух, душа,  индивид, индивидуальность, личность,  сознание, бессознательное, деятельность, поведение, жизненный мир, жизнь, бессмертие, смерть,  миф, образ жизни,  ответственность, повседневность, насилие, гуманизм, зло, экзистенция, религиозная антропология, свобода, пол, брак, семья, смысл, ценность.

Проблема человека в древнекитайской философии (конфуцианство, моизм, даосизм).

Человек в представлениях древнеиндийских философов (миманса, веданта, джайнизм, буддизм, санкхья, йога).

Антропологическая проблематика в древнегреческой философии (досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Лукрецкий Кар).

Христианская трактовка человека (А.Блаженный, Ф.Аквинский).

Учения о человеке в эпоху Возрождения (Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Макиавелли, Т.Мор).

Антропологические концепции в исследованиях западноевропейских философов XVI–XVIII вв. (Р.Декарт, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк).

Классический антропологизм XVIII–XIX вв. Проблема единства человека и природы. Факторы антропосоциогенеза (природа, климат, географическая среда, труд, законодательство, мораль, религия и др.). Идея совершенствования человека.

Проблема человека в философии И.Канта.

Идеалистическая традиция послекантовской философской антропологии (Фихте, Шеллинг, Гегель).

Материалистическая традиция послекантовской философской антропологии (Фейербах, Маркс, Чернышевский).

Человек в философской и социологической мысли Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации (Ф.Скорина, С.Будный, М.Смотрицкий и др.).

Проблема человека в белорусской общественно-политической мысли второй половины XIX – начала ХХ в.

Классический марксизм и проблема человека.

Трактовка человека в русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ в.

Специфика подходов к антропологической проблематике в современных философских течениях. Антропологизм и «антиантропологизм», гуманизм и «теоретический антигуманизм» в западноевропейской философии ХХ в. (структурная антропология, структурализм, постструктурализм и др.). Философско-антропологические разработки ХХ в. и психоанализ. Проекты синтеза марксизма и психоанализа; марксизма и экзистенциализма; психоанализа и экзистенциально-феноменологического метода описания человеческого опыта. Герменевтический проект универсальной философии человека.

3. Общее понятие о человеке.

Основные понятия: природа человека, человеческое бытие,  социальные качества человека.

Многомерность и противоречивость природы человека. Основные измерения человеческого бытия в философской антропологии. Человек и его социально значимые качества (физические, нравственные, психические, творческие, интеллектуальные). Биологическое, социальное и духовное измерения человека.

4. Проблема реализации социальных качеств человека.

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, социальность, сознание, бессознательное, душа, деятельность, труд, поведение, адаптация, жизненный мир, мировоззрение, образ жизни, стиль жизни, ответственность, повседневность, норма, девиантное поведение, свобода, смысл, ценность.

Труд, деятельность, практическая активность как способы преобразования человеком мира и самого себя. Специфика человеческого существования.

Основные сферы жизнедеятельности человека. Природная среда и ее роль в развитии человека. Социальность как способ жизнедеятельности человека. Человеческое содержание объективных общественных форм и отношений. Внутренний духовный мир человека как средоточие активности и индивидуальности.

Душа. Сознание. Разум. Истоки, детерминанты и специфика морфологической и нейропсихической организации человека и ее взаимоотношение с социально обусловленными свойствами человека. Общее представление о душе. Проблема души и тела в философской антропологии. Внутренний мир человека. Отчуждение, его истоки и пути преодоления.

Сознание и самосознание как специфицирующие характеристики человеческого существования. Основные философские подходы к интерпретации сознания и самосознания в истории философской антропологии. Изменения способов проблематизации сознания и самосознания в современных философских концепциях. Сознание и сфера бессознательного.

Источники и побудительные мотивы поведения человека. Натуралистически-рефлексологические и вульгарно-социологические концепции отношения человека к внешней среде. Внутренняя активность человека, ее формы и уровни. Материальные и духовные, неосознанные и осознанные, эмоциональные и рациональные стимулы активности. Реактивность и пассивность. Соотношение активности, реактивности и пассивности.

Учение об адаптации и адапциогенезе. Проблема формирования адаптации в онто- и филогенезе. Формы и виды адаптации (структурная и функциональная, биологическая и социальная, организменная и популяционная, индивидуальная и групповая, естественная и искусственная). Соотношение организации и адаптации в процессе функционирования саморазвивающихся систем в норме и патологии. Девиантное поведение и социум.

Принципиальная открытость, незавершенность и историчность человека. Творческий характер самоосуществления человека в мире. Образ жизни и стиль жизни как способ (форма) проявления социального в индивидуальном. Свобода и ответственность, самоопределение и выбор своего способа быть в мире как принципиальные онтологические характеристики человеческого существования. Философская антропология в поисках аутентичности человеческого бытия в мире. Понятие экзистенции.

5.Онтологический статус человека в универсуме.

Основные понятия: человек, индивид, личность, проектирующая деятельность, повседневность, человеческий опыт, личностные действия, индивидуальность, смерть, бессмертие.

Социально-историческая, культурная, биологическая и др. обусловленность человека и его проектирующая деятельность. Философская антропология о несводимости смысловых связей к связям каузально-генетическим и историческим. Детерминистские и недетерминистские методологии исследования человеческого опыта: их соотношение, эвристические возможности и границы. Личностное действие как необходимая онтологическая составляющая исторического процесса.

Философская антропология о смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни.

Ценностные регулятивы человеческого поведения. Природа и источники ценностей и норм. Смыслополагание как необходимый опосредующий момент функционирования социально-исторического и культурного пространства человеческой жизнедеятельности. Онтологический статус индивидуального понимания и решения. Данность и акт (действие, практика). Личность и ситуация. Человек и социум. Социальная среда человека. Структуры социума и индивидуальное поведение. Социальные типы личности. Феномен власти: институционализированные и неинституционализированные формы. Личность и «человек массы». Человек и культура. Человек как творец культуры, культура как среда становления человека. Традиция и творчество.

Человек как «общественное животное»: совместное бытие, совместная деятельность, сообщества. Я и Другой как проблемы философской антропологии. Философская антропология об основных феноменах человеческого бытия (труд, игра, стыд, любовь, страх, ненависть и др.). Повседневность и структуры жизненного мира. Телесность как проблема современной философии: способы проблематизации. Проблема интерсубъективности, коммуникации, диалога. Философская антропология в поисках универсальных принципов человеческого сосуществования. Философское обоснование прав человека.

6. Брак. Семья. Любовь.

Основные понятия: семья, пол,  поколение, социальное наследование.

Семья как элемент социальной структуры общества, как его социальная ячейка. Исторические формы семьи. Природное и социальное, общественное и индивидуальное в семье. Семейно-брачные, семейно-бытовые отношения. Проблема пола и сексуальности в философской антропологии. Категория пола в гендерных исследованиях. Противоречия и проблемы современной семьи. Будущее семьи.

Поколение как социально-философское понятие. Исторические типы поколений. Социальное наследование. Культурное (социальное) и биологическое в смене поколений.

7. Знаково-символический характер человеческого универсума.

Основные понятия: язык, миф, религия, искусство, символический мир человека

Язык, миф, религия, искусство как части символического мира человека. Знаково-символические системы как опосредующие и специфицирующие человеческую деятельность.

8. Гуманизм как условие существования человека.

Основные понятия: гуманизм, абстрактный гуманизм, реальный гуманизм, зло, насилие.

Трактовка гуманизма в истории общественной мысли. Абстрактный и реальный гуманизм. Проблема практической реализации гуманных социальных проектов.

Зло и насилие как один из феноменов человеческой жизнедеятельности. Понятие зла. Категория «насилие» и ее содержание. Трактовка проблемы насилия и агрессивности в истории философии. Современные концепции насилия.

9. Человек в контексте современного глобализационного процесса.

Основные понятия: глобализация, антропологическая экспертиза.

Противоречия современного мирового сообщества и их проявление в индивидуальном человеческом бытии. Человек в поисках внеземной цивилизации. Проблема выработки критериев антропологической экспертизы социальных форм, отношений и преобразований.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
  2. Адуло Т.И., Павловская О.А. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ. – Мн., 2006.
  3. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. – СПб. – М., 1999.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как объект познания. – М., 2000.
  5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов. –  М., 1997.
  6. Антология гендерной теории. –  Мн., 2000.
  7. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1969–1972.
  8. Арьес, Филипп. Человек перед лицом смерти // Пер. с фр. В.К.Ронина. – М., 1992.
  9. Батенин С.С. Человек в его истории. – Л., 1976.
  10. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. – М., 2000.
  11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. – М., 1999.
  12. Бодалев А.А. Личность и общение. Избран. труды. – М., 1983.
  13. Бодрийар Ж. Символический обмен  и смерть. – М., 2000.
  14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  15. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история / Пер. с нем. М.И.Левиной, Г.Сонина. – М., 1995.
  16. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. – М., 1982.
  17. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: В 6 т. Т.4. – М., 1982.
  18. Говард Майкл. Сучасная культурная антрапалогія. – Мн., 1995.
  19. Грани глобализации. – М., 2003.
  20. Гуревич И.С. Проблема целостности человека // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.3. Вып.7.
  21. Гуревич И.С. Философия человека. Ч. 1. – М., 1999.
  22. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. –  СПб., 1998.
  23. Зиновьев А.А. Запад. М., 2000.
  24. Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учебник. – М., 2001.
  25. Ивин А.А. Философия истории. – М., 1999.
  26. Из истории философской и общественно-политической мысли  Белоруссии. Избран. произведения ХVI – начала XIX в. – Мн., 1962.
  27. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
  28. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. – М., 1998.
  29. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М., 1990.
  30. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. – М., 1980.
  31. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1998.
  32. Козловски, Петер. Культура постмодерна: [Обществ.-культур. последствия техн. развития / Пер. с нем. Л.В.Федоровой и др. – М., 1997.
  33. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
  34. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.
  35. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983.
  36. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
  37. Леонтьев А.Н. Избран. психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
  38. Ливехуд, Б. Человек на пороге: Биогр. кризисы и возможности развития: Пер. с нем. – Калуга, 1993.
  39. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
  40. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М.Лотман. – М., 1999.
  41. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.
  42. Мамардашвили М. Необходимость себя: Введение в философию: Докл., статьи, филос. заметки. – М., 1996.
  43. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. – М., 2004.
  44. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.
  45. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. – СПб., 1999.
  46. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956.
  47. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М., 1994.
  48. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М., 1955.
  49. Махлин В.Л. Я и Другой (истоки философии «диалога» ХХ века). – СПб., 1995.
  50. Мид М. Культура и мир детства. Избран. произведения. – М., 1988.
  51. Многомерный образ человека. – М., 2001.
  52. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. – М., 2005.
  53. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.
  54. От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. – Мн., 1997.
  55. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.
  56. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998.
  57. Парсонс Т. Человек в современном мире. – М., 1985.
  58. По ту сторону смерти: Сборник: перевод / Предисл. А.Борисова. – М., 1994.
  59. Падорога, В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992–1994 гг. – М., 1995.
  60. Прель, К.Д. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа / Карл дю Прель. – М., 1995.
  61. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
  62. Психология личности. Тексты. – М., 1982.
  63. Психология масс. Хрестоматия. – Самара, 1998.
  64. Психология развивающейся личности. – М., 1987.
  65. Радьяр, Дэйн. Планетаризация сознания: От индивидуал. к целому: Пер. с англ. – М., Киев, 1995.
  66. Рикёр П. Память, история, забвение. – М., 2004.
  67. Риккерт Г. Философия жизни. – Киев, 1998.
  68. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
  69. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – М., 1992.
  70. Семенов Ю.И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). – М., 2003.
  71. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
  72. Смит, Адам. Теория нравственных чувств / [Вступ. ст. Б.В.Мееровского. – М., 1997.
  73. Современная западная социология: Учеб. пособие. – Мн., 2000.
  74. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1995.
  75. Сорокин Питирим. Главные тенденции нашего времени. – М., 1997.
  76. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2001.
  77. Сумерки богов. – М., 1989.
  78. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
  79. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1993.
  80. Тоффлер А. Футурошок. – СПб., 1997.
  81. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999.
  82. Уорвик К. Наступление машин. Почему миром будут править новое поколение роботов. – М., 2000.
  83. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. – М., 1980.
  84. Феномен человека: антология. – М., 1993.
  85. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федор. чтений, 8–10 дек. 1995 г., Москва / Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького РАН, О–во им. Н.Федорова, Музей-читальня Н.Ф.Федорова. – М., 1996.
  86. Франк С. Реальность и человек. – СПб., 1997.
  87. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М., 1990.
  88. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991.
  89. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  90. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – СПб., 2001.
  91. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. – М., 1989.
  92. Хайдеггер М. Бытие и время. –  М., 1997.
  93. Харчев А.Г. Брак и семья. – М., 1997.
  94. Хейзинга Й. Хомо людене. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.
  95. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997.
  96. Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского: Материалы Междунар. симпоз. К 400-летию со дня рождения
  97. А.Я.Коменского, Москва, 1990 г. / Редкол.: Г.П.Мельников и др. – М., 1997.
  98. Человек и общество: основы современной цивилизации: Хрестоматия /
  99. Авт.-сост. П.А.Белоусов и др. – М., 1992.
  100. Человек: образ и сущность: Homo faber, homo oeconomicus: Гуманит.аспекты: Сборник / Рос. АН, ИНИОН, – М., 1993.
  101. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.
  102. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. – Мн., 1998–1999.
  103. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
  104. Это человек. Антология. – М., 1995.
  105. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
  106. Яковец Ю.В. История цивилизации. – М., 1995.

Учебно-справочная литература:

  1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2001–2002.
  2. Философская энциклопедия: В 5 т. – М., 1960–1970.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.
  4. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998.
  5. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену

  1. Предмет и основные проблемы философской антропологии.
  2. Основные исторические этапы становления и развития философской антропологии.
  3. Проблема человека в философской и общественно-политической мысли Беларуси (XII ― XX вв.).
  4. Многомерность и противоречивость природы человека. Биологическое, социальное и духовное измерения человека.
  5. Я и Другой как проблемы философской антропологии. Проблема интерсубъективности, коммуникации, диалога.
  6. Современные концепции антропо-, социо- и культурогенеза.
  7. Проблема души и тела в философской антропологии. Душа. Сознание. Разум. Сознание, самосознание, бессознательное.
  8. Телесность как проблема современной философии.
  9. Источники и побудительные мотивы поведения человека. Нормы и ценности как регулятивы человеческой жизнедеятельности.
  10. Повседневность и структуры жизненного мира.
  11. Творческий характер самоосуществления человека в мире. Преобразующе-познавательное отншение к миру.
  12. Свобода и ответственность, самоопределение и выбор своего способа быть в мире как принципиальные онтологические характеристики человеческого существования.
  13. Человек как индивидуальность и как личность.
  14. Онтологический статус человека в универсуме. Антропный принцип в современной науке.
  15. Философская антропология о смысле жизни, о смерти и бессмертии.
  16. Философская антропология об основных феноменах человеческого бытия (труд, игра, стыд, любовь, страх, ненависть, забота и др.).
  17. Философская антропология в поисках универсальных принципов человеческого сосуществования.
  18. Проблема пола и сексуальности в философской антропологии. Категория пола в гендерных исследованиях.
  19. Философские проблемы семьи и брака. Историчность семейно-брачных отношений.
  20. Знаково-символический характер человеческого универсума. Язык, миф, религия, искусство как части символического мира человека.
  21. Проблема зла и насилия в философской антропологии.
  22. Проблема гуманизма и его формы.
  23. Человек в контексте глобализации. Проблема культурной идентичности.
  24. Космические рубежи философской антропологии. Человек в поисках внеземной цивилизации.
  25. Проблема выработки критериев антропологической экспертизы социальных реформ, отношений и преобразований.

Раздел ІII. Философия культуры

1. Специфика философского анализа культуры. Структура и функции культуры

Основные понятия: культурология, философия культуры и ее предмет, понятие культуры, структура культуры, типология культуры, функции культуры, универсалии культуры, философско-методологические стратегии анализа.

Междисциплинарный статус культурологии. Философия культуры в системе культурологического знания. Предметная область философии культуры. Становление культурологических школ и методов исследования культуры. Проблема понятия культуры в философии. Универсалии культуры и универсалии философии. 

Познавательные ориентации в современном философско-культурологическом знании. Многообразие философско-методологических подходов к определению понятия культуры. Классическая философия культуры и современные концепции. Современная культурная антропология: англо-американская и французская школы культурной антропологии. Психоаналитические концепции культуры. Структурализм как направление в исследовании состояния и динамики культуры. Аксиологическая трактовка культуры. Семиотико-семантическая концепция культуры. Деятельностный подход к культуре. Герменевтические интерпретации культуры.

Природа и культура. Культура – специфически способ бытия человека.

Культура как целостная система. Структура культуры. Человек – творец и творение культуры. Проблема усвоения и присвоения ценностей культуры, как условие саморазвития личности.

Социокультурогенез. Традиции и новации в культуре. Единство и многообразие культур. Типы культуры; проблема типологических признаков.

2. Становление идеи культуры

Основные понятия: культура, «colere», космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, гуманизм, тип культуры, античность, средневековье, Возрождение.

Возникновение идеи «культуры» в эпоху античности. Понятие «colere». Воспитание нравственного человека. «Пайдейя». «Гуманитос». «Калокагатия». Культура как возделывание человека. Идея блага и культура.

Христианство и античная культура.

Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения и его отражение в культуре.

Своеобразие синтеза античности и средневековья к культуре Возрождения.

Реабилитация земного бытия человека в эпоху Ренессанса. Гуманизм и антропоцентризм. Художественное видение мира. Человек как творческое существо. Приоритет личных достоинств. Формирование новой картины мира и гуманистического типа культуры. Оборотная сторона ренессансного гуманизма (А.Ф.Лосев). Диалогичность философии культуры эпохи Возрождения.

Гуманистическая деятельность Фр.Скорины, М.Гусовского, С.Будного, В.Тяпинского, М.Сарбевского.

3. Проблемы культуры в европейской философии Нового времени. Основные понятия: рационализм, Просвещение, культура и цивилизация, культурная преемственность, идеал, свобода выбора, абсолютная идея, человекотворческая деятельность.

Роль знания и науки в философии и культуре. Очищение сознания от идолов и предрассудков (Ф.Бэкон и Р.Декарт); идея всеобщности человеческого разума. Человек как субъект культуротворческой деятельности. Проблема метода. Рационализм как явление культуры.

Естественное и искусственное в культурно-цивилизационном развитии. Идея неизменности человеческой природы. Ж.-Ж.Руссо. Культура как отчуждение от природы. Идеи «естественного права». Программа культивирования разума. Гуманистические идеалы Просвещения и их отражение в культуре. «Энциклопедия» и энциклопедисты как явление культуры. Представления о прекрасном, художественном творчестве, истории и теории искусства. Культурно-исторический процесс в понимании мыслителей Просвещения.

Проблемы культуры в философии И.Канта. Оппозиция природы и свободы, сущего и должного. Категорический императив Канта и его культурно-этическое значение. Проблема свободы и ее человеческое измерение. Свобода выбора человека. Эстетическое содержание культуры..

Философия культуры в историческом измерении. «Идеи к философии истории человечества» И.Г.Гердера. Язык и традиция как механизм исторической трансляции культуры. Общечеловеческое и индивидуальное в культуре. Гуманизация как содержание и цель исторического процесса. Единство и многообразие культуры.

Гегелевские категории «духа», «разума», «мышления», «идей» и их значение для философского анализа культуры. Г.Гегель об историко-культурном процессе как осознании свободы. «Дух народов» в культуре. Культура как объективация духа.

Философская антропология Л.Фейербаха. Философский и культурологический смысл романтизма. Романтизм и критика просвещения (Шлегель, Новалис, Шлейермахер, Шиллер). Миф и культура  в творчестве романтиков.

Марксистская трактовка культуры.

4.Проблемы культуры в западной философии конца XIX – начала ХХ вв.

Основные понятия: ценности, морфология культуры, «воля к власти», европоцентризм, культурно-цивилизационная динамика, материалистическое понимание истории.

Критика классической модели западноевропейской философии культуры. Противоречия между познавательным и ценностным отношением человека к миру. Науки о природе и науки о культуре (Г.Рикерт).

Неклассическая философия культуры. Становление «философии жизни». «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра. Проблема культуры в «философии жизни» Ф.Ницше. «Аполлоническое» и «дионисийское» в культуре. Воля к власти как воля к жизни.

Кризис европоцентрической модели культурно-исторического развития. Критика идеи прогресса. «Закат Европы» О.Шпенглера. Проблема мировой истории и идея сравнительной морфологии культур. Критика О.Шпенглером историзма, панлогизма и европоцентризма. Культуры как целостные организмы. Антиномия культуры и цивилизации.

Материалистическое понимание истории и его значение для анализа культуры Классовый подход к культуре. Феномен отчуждения и особенности его проявления в культуре. 

5. Культурологическая мысль в России XIX – начала ХХ вв.

Основные понятия: культурно-исторический тип, русская культура, религиозная культура, всеединство, символ, национальная культура.

Славянофилы и западники о культурно-религиозном своеобразии России. Поиск исторических путей развития России. Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского. Славянофильство и западничество в контексте русской и европейской культуры ХІХ века.

Духовно-нравственные искания в русской культуре и философии. Идея соборности. Концепция всеединства и религиозного космизма. Вл.Соловьев, Н.Федоров. Историософия В.С.Соловьева. Идея христианской культуры. Единство Истины, Добра и Красоты. Вопросы национальной культуры.

Софиология С.Н.Булгакова. Культурологические исследования П.Флоренского: учение о символе, семиотика пространства и времени. Е.Трубецкой: исследования русской религиозной культуры. Проблемы культурно-исторического развития в работах С.Л.Франка и А.И.Ильина. Н.А.Бердяев: смысл творчества.

Гуманистический идеал и судьбы национальной культуры в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, К.Калиновского, Ф.Багушевича, А.Борщевского, Я.Чечета. 

6. Философия культуры ХХ в.

Основные понятия: сознательное и бессознательное, «либидо», коллективное бессознательное, игра, «неудовлетворенность культурой», архетип, социальный тип, индивидуализация, сущность и существование, миф, культурная коммуникация, деконстркуция, интертекстуальность,  понимание.

Психоаналитические концепции культуры.

Становление психоанализа и его основные понятия. З.Фрейд. Концепция уровней человеческой психики. Сознание и бессознательное. Принципы «удовольствия» и «принципы реальности», их отражение в деятельности субъекта. Идея «репрессивности культуры». Феномен сублимации в творчестве. Природное и культурное. Эрос и Танатос.

Аналитическая психология К.-Г.Юнга. «Коллективное бессознательное». Архетип и символ. Проблема репродукции архетипического в культуре.

Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Культура как истинная «стихия жизни». Понятие социального типа и типологическое многообразие культуры. Человек в современной культуре: индивидуализация, деиндивидуализация, индивидуация.

Проблемы культуры в философии экзистенциализма.

Историко-культурный контекст философии экзистенциализма. Категории «сущности» и «существования» и их соотношение. Подлинное и неподлинное существование. Отчуждение индивида в современной культуре и его смысл. Свобода как онтологический принцип бытия человека. М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю Смысл и назначение истории (К.Ясперс). Влияние экзистенциализма на литературу и искусство.

Структурно-семиотические концепции культуры.

Основные этапы становления структурализма. Структурная антропология К.Леви-Стросса. Основные принципы и методы структурного анализа культурной реальности. Первичные модели коммуникации. Структурный анализ мифов.

Семиологическая концепция культуры (Р.Барт, Ю.М. Лотман, Вяч. Иванов и др.). Тексты и контексты культуры. Феномен кодирования и кодовые структуры культуры. Семиосфера культуры. Проблема автора. Культурная коммуникация. Культура как разделенные смыслы текстов. Философия символических форм в культуре (Э. Кассирер).«Археология знания» М.Фуко. Культурологический смысл идеи симулякров Ж.Бодрийяра.

Проблемы культуры в постмодернизме.

Происхождение и смысл понятия «постмодернизм». Постмодерн и модерн. «Ситуации постмодерна» (Ж.Ф.Лиотар). Постмодернизм и современная культура. Проблема субъекта в постмодернизме. Понятие деконструкции Ж.Деррида. 

Постструктурализм и границы структурного анализа культуры.

Игровая интерпретация культуры.

Феномен игры в культуре. Понятие игры у Й.Хейзинги; «Homo Ludens». Многоаспектность игры. Игра как вид деятельности; ее роль в происхождения культуры. Игра как свободно-творческая активность и способ организации деятельности и культурной коммуникации.

Герменевтический подход к культуре.

Философия культуры и философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Язык и культура. Культура как текст. Текст и контекст. Историчность человека как предпосылка понимания. Человек, традиция, культура. Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте культурной коммуникации. Структуры понимания.

7. Разработка проблем культуры в русской  философии ХХ в.

Основные понятия: «серебряный век», язык и культура, знак, символ, миф, диалог культур, семиосфера культуры, этногенез, пассионарность, надбиологическая программа.

Ориентация на философско-культурологическое и художественное познание. Осмысление русской философской эмиграцией проблем культуры. Концепция евразийства. Критика вестернизации культуры. Н.С.Трубецкой,  Л.П.Карсавин.

Философские тенденции в культуре «серебряного века».

Проблемы языка и культуры в русской «формальной школе» (Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский, Б.М.Эйхенбаум, Р.Якобсон).

Философско-семиотический анализ культуры в трудах А.Ф.Лосева. Знак, символ, миф.

Концепция диалога М.М.Бахтина, ее значение для теории культуры. Язык, текст, автор. Монологизм, диалогизм и полифония в культуре. Анализ «высокой и низкой» культур. Проблема диалога культур у М.М.Бахтина.

Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева. Понятие этноса как системы. Этногенез и культура. Пассионарность в этногенезе.

Семиотические интерпретации культуры (Ю.М.Лотман, Б.Н.Успенский, Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров). Понятие семиосферы и проблема границ культуры.

Деятельностный подход к культуре в отечественной философии (В.М.Межуев, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, В.С. Степин).

Анализ проблем культуры в работах белорусских философов и деятелей культуры (Я.Купала, Я.Колас, М.Багданович, М.Борецкий); «Наша Ніва», «Рунь», «Наша доля», «Узвышша», «Полымя». 

8. Проблемы культуры на рубеже тысячелетий.

Основные понятия: информационное общество, глобализация, национальная культура, «массовая культура», мультикультурализм, диалог культур, философия как самосознание культуры.

Тенденции глобализации в современном мире. Культура и научно-технический прогресс. Стратегические угрозы человечеству. Глобальный экологический кризис, его сущность, мировоззренческие истоки и пути преодоления. Необходимость формирования экологической культуры. Экологические ценности и их место в иерархии ценностей. Пределы роста и культура.

Типологические ориентации современной культуры.

Проблема формализации межличностных отношений в информационном обществе. Симптомы духовно-нравственного кризиса. Феномен «массовой культуры».

Сохранение разнообразия культур как проблема. Национальная и общечеловеческая культура. Многообразие культур и ценность диалога. Диалог культур и его роль в поисках новой стратегии человеческого развития в третьем тысячелетии. Философия как самопонимание культуры и посредник в диалоге культур.

Философия культуры в контексте культурно-цивилизационной ситуации начала ХХІ столетия.

Литература:

  1. Барт Р. Удовольствие от текста. Структурализм как деятельность. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. – М., 1989.
  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1999.
  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 2000.
  4. Библер В.Г. От наукоучения к логике культуры. – М., 1991.
  5. Бодрийар Ж. Система вещей. – М., 2001.
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
  7. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.
  8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб., 1992.
  9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.
  10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1989.
  11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.
  12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа (Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). – М., 2003.
  13. Деррида Ж. Эссе об имени. – СПб., 1998.
  14. Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. – М., 1996.
  15. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  16. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.
  17. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
  18. Камю. Бунтующий человек. - М., 1990.
  19. Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993.
  20. Кребер А., Клакхон К. Культура: критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1999.
  21. Культура: Теория и проблемы. – М., 1995.
  22. Культурология ХХ в.: Антология. В 4 т. – М., 1994.
  23. Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб, 1997.
  24. Левинас Э. Философское определение культуры. Ч.1. – М., 1988.
  25. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983.
  26. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
  27. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М., 1994.
  28. Лотман Ю.М. Семиосфера. – М., 2002.
  29. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. – Таллинн, 1992.
  30. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.
  31. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Избр.соч. в 9 т. Т.2. – М., 1985.
  32. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М., 1994.
  33. Мир философии. В 2-х т.т. – М., 1991.
  34. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.
  35. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. – Соч., Т.2. – М., 1990.
  36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
  37. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
  38. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
  39. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.
  40. Современная западная культурология: самоубийство дискурса. – М., 1993.
  41. Сорокин П.П. Социокультурная динамика // Сорокин П.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  42. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.
  43. Трубецкой Е.Н. Избранное. – М., 1995.
  44. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М., 1993.
  45. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн., 1991.
  46. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2 т. – М., 2000.
  47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
  48. Бегство от свободы. – М., 1990.
  49. Философия и история культуры. – М., 1985.
  50. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.
  51. Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.
  52. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. – М., 1996.
  53. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 2002.
  54. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии. Историко-критическое введение в философию мифологии. Книга первая. – Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2 т. Т.2. – М., 1989.
  55. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. – Собр.  сочинений в 7 т. Т.6. – М., 1998.
  56. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1988.
  57. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т.1. – М., 1993; Т.2. – М., 1998.
  58. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – М., 2003.
  59. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1999.
  60. Якобсон Р.О.  Работы по поэтике. – М., 1987.
  61. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену

  1. Философия культуры в системе культурологического знания. Предмет философии культуры. Становление культурологических школ и методов исследования культуры.
  2. Единство и многообразие культур. Типы культуры; проблема типологических признаков. Национальная и общечеловеческая культура. Диалог культур. 
  3. Возникновение идеи «культуры» в эпоху античности. Воспитание нравственного человека. «Пайдейя». «Гуманитос». «Калокагатия».
  4. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения и его отражение в культуре.
  5. Своеобразие синтеза античности и средневековья к культуре Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм. Гуманистическая деятельность Фр.Скорины, М.Гусовского, С.Будного, В.Тяпинского, М.Сарбевского.
  6. Проблемы культуры в европейской философии Нового времени. Очищение сознания от идолов и предрассудков (Ф.Бэкон и Р.Декарт).
  7. Гуманистические идеалы Просвещения. Естественное и искусственное в культурно-цивилизационном развитии. Ж.-Ж.Руссо. Программа культивирования разума.
  8. Представления просветителей о прекрасном, художественном творчестве, истории и теории искусства. Культурно-исторический процесс в понимании мыслителей Просвещения.
  9. Проблемы культуры в философии И.Канта. Оппозиция природы и свободы, сущего и должного. Эстетическое как высшее проявление культуры. Категорический императив Канта и его культурно-этическое значение.
  10. Философия культуры в историческом измерении. «Идеи к философии истории человечества» И.Г.Гердера. Язык и традиция как механизм исторической трансляции культуры. Гуманизация как содержание и цель исторического процесса.
  11. Гегелевские категории «духа», «разума», «мышления», «абсолютной идеи» и их значение для философского анализа культуры. Г.Гегель об историко-культурном процессе как осознании свободы. «Дух народов» в культуре.
  12. Философско-культурологическая интерпретация романтизма. Романтизм и критика просвещения (Шлегель, Новалис, Шлейермахер, Шиллер). Миф и культура  в творчестве романтиков.
  13. Проблемы культуры в постклассической западной философии конца XIX – начала ХХ вв. (Г.Рикерт, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше). «Аполлоновское» и «дионисийское» в культуре.
  14. Неклассическая философия культуры. Кризис европоцентрической модели культурно-исторического развития. «Закат Европы» О.Шпенглера. Антиномия культуры и цивилизации.
  15. Культурологическая мысль в России XIX – начала ХХ вв. Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского. Славянофильство и западничество в контексте русской и европейской культуры ХІХ века.
  16. Духовно-нравственные искания в русской культуре и философии. Концепция всеединства и религиозного космизма (Вл.Соловьев, Н.Федоров, В.С.Соловьев). Софиология С.Н.Булгакова. Вопросы национальной культуры в ресской философии.
  17. Семиотико-культурологические исследования П.Флоренского: учение о символе, семиотика пространства и времени.
  18. Е.Трубецкой: исследования русской религиозной культуры. Проблемы культурно-исторического развития в работах С.Л.Франка и А.И.Ильина. Н.А.Бердяев: смысл творчества.
  19. Гуманистический идеал и судьбы национальной культуры в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, К.Калиновского, Ф.Багушевича, А.Борщевского, Я.Чечета. 
  20. Философия культуры ХХ в. Психоаналитическая концепция культуры. З. Фрейд. «Неудовлетворенность культурой».
  21. Культурфилософия Э. Фромма. Человек в современной культуре. Работа Э Фромма «Иметь или быть?»
  22. Проблемы культуры а аналитической психологии К.-Г.Юнга. «Коллективное бессознательное». Архетип и символ. Репродукции архетипического в культуре.
  23. «Игровые» интерпретации культуры. Й.Хейзинга. «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры».
  24. Структурно-семиотические концепции культуры. Семиотическая  концепция культуры Р.Барта. Постструктурализм и границы структурного анализа культуры.
  25. Проблемы культуры в философии экзистенциализма. Категории «сущности» и «существования»; свобода как онтологический принцип бытия человека. Влияние экзистенциализма на литературу и искусство.
  26. Философия культуры и философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте культурной коммуникации. Структуры понимания.
  27. Постмодернизм и современная культура. Проблема субъекта в постмодернизме. Понятие деконструкции Ж.Деррида.  Культурологический смысл идеи симулякров Ж.Бодрийяра.
  28. Разработка проблем культуры в отечественной философии ХХ в. Философские тенденции в культуре «серебряного века». Концепция диалога М.М.Бахтина, ее значение для теории культуры.
  29. Семиотические интерпретации культуры (А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Б.Н.Успенский, Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров). Понятие семиосферы и проблема границ культуры.
  30. Деятельностный подход к культуре в отечественной философии (В.М.Межуев, Э.С.Маркарян, М.С.Каган). Культура как программы деятельности (В.С. Степин).