13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 238
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ

 

Цель программы-минимум кандидатского экзамена – выявить уровень готовности соискателей ученой степени кандидата педагогических наук к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, системного представления и научного обоснования современных научно-педагогических и образовательных проблем и путей их разрешения (применительно к специальности – 13.00.08 – теория и методика профессионального образования).

Программа разработана в соответствии с паспортом специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, утвержденным приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 марта 2017 г. № 67.

Теория и методика профессионального образования – отрасль педагогической науки, которая направлена на выявление закономерностей высшего, среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования взрослых; на обоснование и развитие научно-теоретических основ профессионального образования, разработку методик (технологий) и другого учебно-методического обеспечения образовательного процесса подготовки кадров с учетом социально-государственного заказа.

 

Задачи программы-минимум:

  1. формировать у соискателей ученой степени кандидата педагогических наук методологическую культуру, направленную на качественное осуществление гносеологических, праксеологических, аксиологических и других методологических процедур;
  2. содействовать развитию исследовательской культуры соискателей, обеспечивающей повышение качества научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
  3. способствовать дальнейшему формированию компетенций в области теории и методики профессионального образования, направленных на проектирование и реализацию актуального содержания, перспективных форм, технологий, средств обучения и воспитания, организацию образовательного процесса и управление его качеством;
  4. стимулировать развитие навыков системного и рефлексивного анализа, синтеза и междисциплинарной интеграции различных концептуальных подходов, образовательных стратегий и инновационных практик, способствующих повышению уровня научно-педагогических исследований.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКЗАМЕНУЕМОГО

 

В области теории и методики профессионального образования соискатель должен:

знать:

  • роль и значение профессионального образования в общественно-экономическом развитии страны, место педагогики профессионального образования в системе педагогических наук;
  • теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования, научно-исследовательской деятельности в области профессионального образования;
  • структуру системы профессионального образования в Республике Беларусь;
  • способы учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся в профессиональном образовании, позволяющие персонифицировать их образовательные траектории; новые требования к компетенциям выпускников, связанные с цифровизацией общества, изменениями на рынке труда, совершенствованием Национальной системы квалификаций; условия мотивации и адаптации обучающихся к обучению и социально-трудовой деятельности;
  • профессионально обусловленные требования к педагогу профессионального образования как мастеру, преподавателю, воспитателю, методисту и исследователю;
  • методологические подходы к конструированию целей, результатов и содержания профессионального образования; учебно-планирующую документацию, определяющую содержание обучения; подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе в цифровом формате;
  • теоретико-концептуальные, методические и психологические основы профессионального обучения и воспитания, сущность педагогических и информационно-коммуникационных технологий организации образовательного процесса и управления им, а также способы диагностики результатов профессионального образования;
  • теоретико-практические основы педагогического менеджмента и мониторинга в профессиональном образовании;
  • нормативные правовые документы, регулирующие деятельность системы профессионального образования (по специализации);

уметь:

  • осуществлять гносеологические, праксеологические, аксиологические, рефлексивные методологические процедуры и научно обосновывать актуальные проблемы профессиональной педагогики и практики профессионального образования, определять пути их разрешения;
  • осуществлять системный и рефлексивный анализ, синтез и междисциплинарную интеграцию в ходе проводимого научно-педагогического диссертационного исследования;
  • понимать и определять методологическую базу научно-педагогических исследований в области профессионального образования, их задачи и пути решения с целью повышения качества и эффективности исследуемых процессов обучения и воспитания будущих специалистов, развития и формирования личности в современных социокультурных условиях и с учетом тенденций развития профессионального образования;
  • реализовывать в содержательно-технологической взаимосвязи прогностическую, проектно-конструкторскую и диагностическую деятельность в ходе выполнения научно-педагогического исследования;
  • проектировать, организовывать и исследовать образовательный процесс подготовки специалистов; реализовывать различные формы учебных и внеаудиторных занятий в очной, смешанной и дистанционной формах на основе использования эффективных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и другого инновационного учебно-методического обеспечения, установления педагогически целесообразного взаимодействия в информационно-образовательной среде;

владеть:

  • технологиями (включая информационные) поиска, получения и обработки информации, работы с разными источниками, необходимыми для проведения научно-педагогического исследования;
  • системой научных знаний и методов в сфере организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности в области профессионального образования;
  • методиками организации и проведения педагогического эксперимента, обработки экспериментальных данных, научного анализа результатов педагогического эксперимента;
  • культурой речи и техникой педагогического общения с субъектами образовательного процесса.

 

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Педагогика профессионального образования в системе педагогических наук

Ключевые слова: профессиональная педагогика, теория и практика профессионального образования, система профессионального образования.

Дифференциация педагогики и особенности развития педагогики профессионального образования (или профессиональной педагогики). Связи педагогики профессионального образования с другими науками. Акмеологические основы педагогики профессионального образования, ее объект, предмет, основные категории. Педагогика профессионального образования как отрасль педагогики, направленная на изучение и исследование проблем теории и практики профессионального образования.

Значение педагогики профессионального образования для подготовки научно-педагогических кадров и повышения их профессиональных компетенций. Становление и развитие педагогики профессионального образования в Республике Беларусь.

 

Тема 2. Система профессионального образования в Республике Беларусь

Ключевые слова: система профессионального образования, тенденции развития профессионального образования, уровни профессионального образования, непрерывность профессионального образования.

Профессиональное образование как общечеловеческая ценность и фактор социально-экономического развития. Закономерности и принципы профессионального образования. Современные тенденции развития профессионального образования. Обеспечение непрерывного, вариативного и опережающего профессионального образования.

Характеристика системы профессионального образования в Республике Беларусь. Профессиональная подготовка специалистов в структуре профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Компетентностный подход в профессиональном образовании.

Виды учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Беларуси; структурные подразделения учреждений образования, включая ресурсные центры, их функции и роль в развитии сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ разных уровней профессионального образования. Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников, формы её реализации и направления развития, профессиональная диагностика и ранняя профориентация.

Формы получения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь; индивидуальные траектории продолжения обучения в системе основного и дополнительного образования.

Кластеры «образование-наука-производство» и их значение для социально-экономического развития страны. Формирование моделей исследовательского университета. Развитие предпринимательских университетов в рамках модели «Университет 3.0».

Профессиональное образование за рубежом. Интеграционные процессы в сфере высшего образования, формирование Европейского пространства высшего образования и его значение для повышения качества подготовки специалистов. Международная некоммерческая ассоциация «WorldSkills» и мировые соревнования профессионального мастерства обучающихся и молодых рабочих (специалистов), их значение в развитии образовательных программ профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

 

Тема 3. Методология и методы исследований в сфере профессиональной педагогики

Ключевые слова: методология педагогики; уровни методологии, методы научных исследований в профессиональной педагогике.

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном, технологическом. Методологические основы профессиональной педагогики. Теория познания как методологическая основа обучения и образования.

Системный, аксиологический и междисциплинарный подходы к изучению педагогических явлений. Основные методологические подходы в педагогике, образующие конкретно-научный уровень методологии педагогической науки (комплексный, гуманистический, культурологический, личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный и др.).

Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогических процессов и явлений. Разновидности экспериментальных планов и методики изучения педагогических процессов и явлений.

 

Тема 4. Субъекты образовательного процесса в учреждениях профессионального образовании

Ключевые слова: личность обучающегося в профессиональном образовании, социально-профессиональное развитие личности, профессиональная деятельность педагога.

Личность студента, курсанта, учащегося, слушателя (далее – обучающегося). Факторы и условия, детерминирующие развитие личности. Деятельность как фактор развития личности. Роль обучения в развитии личности. Основные концепции развития личности. Самовоспитание в процессе формирования личности. Особенности психических познавательных процессов личности в разные возрастные периоды (в контексте профессионального образования). Индивидуализация и дифференциация процессов воспитания и обучения в профессиональном образовании. Учет ценностных ориентаций, интересов, потребностей личности обучающегося в процессе профессиональной подготовки. Способности, одаренность, талант, гениальность. Проблема диагностики профессиональных способностей.

Проблема соотношения общего и профессионального развития личности обучающегося. Структура, этапы и условия успешного профессионального самоопределения и становления обучающегося. Развитие профессионального самосознания и профессиональной направленности обучающегося. Психологические особенности трансформации познавательных мотивов в профессиональные мотивы, интересы, потребности.

Факторы, определяющие успешность в обучении и овладении специальностью. Адаптация обучающихся в системе профессионального образования.

Эмоциональный интеллект и его значение для развития социально-профессиональной компетентности специалиста.

Педагог (учитель, мастер, преподаватель) как субъект профессионально-педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогические способности в структуре деятельности преподавателя.

Профессионально обусловленные требования к педагогу в системе профессионального образования (как преподавателю, методисту, исследователю, воспитателю). Условия повышения стрессоустойчивости педагога. Имидж педагога, в том числе и в виртуальном пространстве.

 

Тема 5. Психолого-педагогические основы профессионального обучения

Ключевые слова: профессиональная подготовка, процесс обучения, учение, мотивация, структура процесса обучения, компетентность.

Сущность, функции, этапы процесса обучения в профессиональном образовании. Проблема соотношения обучения и развития. Деятельностный подход в обучении.  Психологические основы процесса усвоения знаний и умений. Особенности организации и осуществления учебно-познавательной деятельности на разных уровнях профессионального образования. Проблема мотивации обучающегося в образовательном процессе. Виды мотивации, условия и приемы ее повышения. Мотивация трудовой деятельности.

Принципы обучения в системе профессионального образования.

Особенности использования теорий развивающего, проблемного, программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий в условиях различных видов учреждений профессионального образования. Организация обучения с опорой на опыт личности. Цикл обучения по Д. Колбу. Стили обучения и их учет в обучении. Условия, способствующие повышению успеваемости и качества обучения.

Формирование у обучающихся способов учебной и социально-профессиональной деятельности в информационной среде, в условиях дистанционного обучения. Условия, обеспечивающие развитие у обучающихся готовности к самообучению и непрерывному самообразованию в течение жизни. Механизмы развития в образовательном процессе критического и творческого мышления, умений совместно решать сложные комплексные задачи, осуществлять коммуникацию как важных личностных качеств современного специалиста любой сферы.

 

Тема 6. Проектирование целей, результатов и содержания обучения в учреждениях профессионального образования

Ключевые слова: цель профессионального образования, опережающее образование, содержание обучения, результаты профессионального образования, компетенции, стандарт, учебный план, учебная программа.

Факторы и условия, оказывающие влияние на разработку целей профессионального образования. Иерархия целей профессионального образования. Трактовка целей воспитания и обучения в важнейших директивных документах: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании. Преемственность образовательных целей (результатов) в системе профессионального образования.

Опережающее профессиональное образование как фактор социально-экономического развития страны. Принципы реализации идей опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучающихся (учащихся, студентов, слушателей) и др. Механизмы переподготовки трудовых ресурсов по новым специальностям.

Компетентностный подход как методическая основа проектирования целей, результатов и содержания обучения на разных уровнях профессионального образования. Профессиональные и социально-личностные компетенции как результаты профессионального образования. Проектирование содержания обучения в контексте проблем (задач) социально-профессиональной деятельности. Источники и факторы формирования содержания профессионального образования.

Модульная система проектирования содержания образования. Инвариантный и вариативный состав содержания профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Принципы отбора содержания обучения, структура изложения учебного материала. Учебно-профессиональные задачи компетентностного типа: особенности, структура, разработка и использование в профессиональной подготовке обучающегося.

Междисциплинарность в содержании профессионального образования. Виды междисциплинарных связей и способы их реализации.

Научно-методическое обеспечение образования: образовательный стандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы. Разработка авторских учебных программ и учебных курсов.

 

Тема 7. Методы, педагогические технологии и средства обучения в системе профессионального образования

Ключевые слова: метод обучения, средства обучения, педагогические технологии в профессиональном образовании, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке.

Понятие метода и приема обучения. Характеристика различных классификаций методов обучения. Традиционные и активные/ интерактивные методы обучения. Методы практического (производственного) обучения. Условия, определяющие выбор и сочетание методов обучения.

Понятие о педагогической технологии, классификации педагогических технологий. Показатели технологичности образовательного процесса. Сравнительная характеристика традиционного и технологического подходов в учебном процессе. Характеристика технологий, обеспечивающих проблемно-исследовательский характер образовательного процесса, повышение уровня самостоятельности учебно-познавательной деятельности обучающихся и их учебной коммуникации: технологии сотрудничества, обучения как исследования, проблемно-модульного, проектного обучения; игровые технологии, кейс-технология и др. Технологии знаково-контекстного обучения в профессиональном образовании.

Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на изменение подходов к разработке учебных материалов и совершенствование методик и технологий профессионального обучения и контроля учебных результатов. Новые возможности для интерактивного взаимодействия обучающихся, совместной работы, визуализации, моделирования и т.п., предоставляемые ИКТ. Формирование практических умений и навыков и осуществление контроля результатов обучения с использованием ИКТ.

Дистанционное и смешанное обучение. Перевернутое обучение. Массовые открытые онлайн курсы в образовательной практике профессионального образования. Электронные системы управления обучением: назначение и возможности.

Понятие о средствах обучения, их функции и классификация. Понятие учебно-методического комплекса как средства обучения и его составные компоненты. Электронный учебно-методический комплекс.

 

Тема 8. Организационные формы обучения в профессиональном образовании

Ключевые слова: лекция, семинарское (практическое) занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа обучающихся, научно-исследовательская работа обучающихся, учебная и производственная практика.

Лекция как метод и форма организации учебного процесса. Требования к современной лекции и условия повышения ее проблемно-исследовательского характера. Содержание, виды и структура лекции. Психологические приемы активизации учебной деятельности обучающихся на лекции. Критерии качества лекции. Педагогическое взаимодействие лектора-преподавателя с аудиторией. Коммуникативная компетентность преподавателя.

Семинарское занятие как форма углубления теоретических знаний и формирования академических, профессиональных и социально-личностных умений обучающихся. Практические занятия и требования к их организации и проведению.

Лабораторные занятия как форма закрепления и применения знаний, формирования и совершенствования практических умений.

Классно-урочная система обучения и особенности ее внедрения в учреждения профессионального образования. Урок как важнейшая форма обучения в системе профессионально-технического и среднего специального образования.

Проектная форма обучения в системе профессионального образования и значение для развития универсальных социально-профессиональных компетенций будущих специалистов.

Особенности организации учебных занятий в дистанционной и смешанной формах. Учебная коммуникация и организация контроля и обратной связи при использовании дистанционных форм обучения.

Понятие о самостоятельной работе обучающихся, ее виды и уровни. Составляющие готовности обучающегося к самостоятельной работе: мотивация, навыки планирования и самоменеджмент, адекватная самооценка личностных и других ресурсов, умение организовывать проектную деятельность, развитие эмоционально-волевых качеств, рефлексивные умения. Самообразование как высший уровень самостоятельной работы. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Рациональное использование электронных средств в организации самостоятельной работы и управлении ею.

Сущность научно-исследовательской работы обучающихся и ее роль в подготовке будущих специалистов. Формы и способы организации научно-исследовательской работы обучающихся в учреждениях среднего специального и высшего образования.

Требования к организации курсового и дипломного проектирования, обеспечивающие самостоятельное выполнение обучающимися актуальных учебно-исследовательских проектов прикладного характера.

Роль учебных и производственных практик в профессиональном становлении будущего специалиста.

Инклюзивная образовательная среда и организация учебного процесса с обучающимися, имеющими особенности психофизического развития.

 

Тема 9. Воспитание учащейся молодежи в системе профессионального образования

Ключевые слова: воспитание в профессиональной подготовке, содержание воспитания, методы, формы и средства воспитания, интеграция процессов обучения и воспитания.

Воспитание как целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности обучающегося, готового к самостоятельной жизнедеятельности и труду в современном обществе. Цель, задачи, сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в условиях профессионального образования. Особенности социализации современной молодежи и характеристика ее ценностных ориентаций.

Современные методы, формы и средства воспитания в учреждении профессионального образования. Роль личности педагога в воспитании учащейся молодежи. Самовоспитание, саморазвитие, самореализация личности обучающегося. Структура и функции самовоспитания. Социально-профессиональная направленность процесса воспитания обучающихся в учреждении профессионального образования. Создание условий в учреждении образования для самореализации личности обучающегося. Проектная деятельность как условие развития инициатив и социально-профессионального опыта обучающихся. Формирование у будущих специалистов потребностей к постоянному самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Решение задач воспитания в процессе учебной деятельности. Содержательно-технологическая взаимосвязь аудиторных (учебных) и внеаудиторных средств как условие эффективности образовательного процесса. Воспитательный потенциал активных, коллективных, проектных форм и методов обучения.

Направленность процесса воспитания для достижения целей устойчивого развития. Формирование у обучающихся готовности к жизнедеятельности в безбарьерной и поликультурной среде.

Использование возможностей взаимодействия в цифровом формате для повышения эффективности воспитательной работы в учреждении профессионального образования.

 

Тема 10. Психолого-педагогические основы работы с коллективом обучающихся в учреждениях профессионального образования

Ключевые слова: коллектив, стили педагогического общения и управления, самоуправление, общественно-молодежные организации и объединения.

Условия и этапы развития коллектива обучающихся в системе высшего и профессионального образования и его роль в воспитании учащейся молодежи. Психологический климат, стили педагогического общения и управления в коллективе обучающихся. Способы поведения в конфликте и разрешения конфликтных ситуаций. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Педагогическая поддержка деятельности актива коллектива. Самоуправление обучающихся как фактор воспитания и профессионального становления будущего специалиста. Психологические и педагогические основы работы куратора в академической (учебной) группе. Сочетание самоуправленческой деятельности обучающихся и педагогического руководства.

Условия развития социальной активности и молодежных инициатив обучающихся. Развитие ученического (студенческого) самоуправления. Общественно-молодежные организации и объединения и их роль в воспитании студентов и учащейся молодежи.

 

Тема 11. Образовательный менеджмент в профессиональном образовании

Ключевые слова: управление, принципы и функции управления, цикл управленческой деятельности, система менеджмента качества образования.

Понятие педагогического менеджмента (управления). Государственно-общественный характер управления в системе образования. Общие принципы управления образованием: гуманизация и демократизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации. Единоначалие и коллегиальность в управлении, объективность, полнота информации при принятии управленческого решения. Иерархическая структура системы управления в образовании Республики Беларусь. Министерство образования: основные задачи и функции.

Учреждение образования как педагогическая система и объект научного управления. Основные цели и задачи управления учреждением образования. Функции управления учреждением образования: анализ, целеполагание и планирование, прогнозирование, проектирование, организация деятельности, контроль и регулирование. Управленческие структуры учреждений образования разных уровней (на примере учреждения профессионального образования).

Управление как процесс. Универсальный цикл управленческой деятельности. Педагогический анализ и его роль в управлении целостным педагогическим процессом. Виды и содержание педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Основные объекты педагогического анализа. Целеполагание и планирование как функции управления. Управленческая деятельность в учреждении образования и ее организационные формы и методы: методы диагностики и проверки эффективности и качества образовательного процесса (наблюдение, собеседование, опрос, анкетирование, тестирование и др.). Регулирование процессов на основе результатов мониторинга и учета индивидуальных особенностей личности, коллективного характера управления, самоуправления сотрудников и обучающихся.

Функции управления процессом обучения. Управление на основе диагностики учебных результатов. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка в учебном процессе. Обратная связь как средство управления обучением.

Нормативное правовое обеспечение воспитания в Республике Беларусь. Управление воспитательной процессом в учреждении профессионального образования.

Управленческая культура руководителей учреждения образования. Аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты управленческой культуры. Стили педагогического управления и общения.

Управление внедрением педагогических инноваций.

Управление качеством образования в учреждении образования.

Информационные технологии в управленческой деятельности.

Система работы с персоналом учреждения образования и оценка эффективности деятельности педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Анализ и планирование развития кадрового потенциала учреждения образования. Особенности организации аттестации педагогических работников в Республике Беларусь. Планирование (прогнозирование) карьерного и профессионального роста педагогических работников. Организация повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управления им. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

  1. Андарало, А. И. Педагогическое исследование: методология, структура, содержание : пособие / А. И. Андарало, В. А. Листратенко, В. В. Чечет. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ, 2015. – 92 с.
  2. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол.: С. П. Самуэль [и др.]. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2015.
  3. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подгот. к экзаменам / А. А. Брасс. – Минск : Современная школа, 2016. – 352 с.
  4. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2006. – 416 с.
  5. Ермолич, С. Я. Менеджмент в социально-педагогической сфере : учеб.-метод. пособие / С. Я. Ермолич ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : РИВШ, 2015. – 196 с.
  6. Жук, А. И. Менеджмент человеческих ресурсов – ключевой механизм развития национальной системы образования / А. И. Жук // Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2017. – 640 с. – С. 155–161.
  7. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. – 2-ое изд. – Минск : Аверсэв, 2004. – 336 с.
  8. Жук, О. Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О. Л. Жук, С. Н. Сиренко; под общей ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.
  9. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 363 с.
  10. Инновационное образование педагога : на пути к профессиональному творчеству : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2011. – 309 с.
  11. Казимирская, И. И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике : учеб. пособие для студентов пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / И. И. Казимирская, А. В. Торхова. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 340 с.
  12. Король, А. Д. Основы эвристического обучения : учеб. пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. – Минск : БГУ, 2018. – 207 с.
  13. Краевский, В. В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд. – М. : Академия, 2008. – 400 с. 
  14. Научно-методические основы кластерного развития непрерывного педагогического образования : монография / А. И. Жук [и др.]. – Минск : БГПУ, 2019. – 184 с.
  15. Невдах, С. И. Педагогика в вопросах и ответах: для самостоятельной работы студентов : пособие / С. И. Невдах, В. Н. Пунчик, И. А. Царик. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. – 76 с.
  16. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с.
  17. Педагогика профессионального образования / Респ. ин-т проф. образования, Нац. наблюдат. центр за развитием рынка труда и проф. образования ; авт.-сост. Ю. И. Кричевский ; науч. ред. А. Х. Шкляр. – Минск : РИПО, 2003. – 377 с.
  18. Педагогическая практика студентов : теоретические основы и опыт организации : монография / В. П. Тарантей, И. И. Прокопьев, И. А. Карпюк и др.; под ред. В. П. Тарантея. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 354 с.
  19. Педагогические основы самостоятельной работы студентов : пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2005. – 112 с.
  20. Северин, С. Н. Методология педагогического исследования: учеб. пособие / С. Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2017. – 157 с.
  21. Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы : компетентностный подход / О. Б. Даутова [и др.] / под общ. ред. А. И. Жука. – Минск : БГПУ, 2017. – 372 с.
  22. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2013 – 271 с.
  23. Торхова, А. В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя : монография / А. В. Торхова. – М. : Мос. гос. пед. ун-т., 2005. – 226 с.
  24. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога : на пути к профессиональному творчеству / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. – Минск : БГПУ, 2006. – 311 с.

 

Дополнительная литература

  1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Я Батышев, А. М. Новиков – М. : Академия, 2006. – 400 с. 
  2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 680 с.
  3. Джуринский, А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы / А. Н. Джуринский. – М. : Прометей, 2017. – 240 с.
  4. Жук, А. И. Профессионально-квалификационный стандарт педагога : вопросы практической реализации / А. И. Жук, А. В. Торхова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 9. – С. 3–10.
  5. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учеб. для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Юрайт, 2012. – 314 с.
  6. Зеер, Э. Ф. Инновации в профессиональном образовании : научно-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. – Екатеринбург : РГППУ, 2007. – 214 с.
  7. Зеер, Э. Ф. Проективная дидактика : монография / Э. Ф. Зеер, С. Н. Уткина ; [рец.: Э. Э. Сыманюк, Н. К. Чапаев] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2017. – 131 с.
  8. Ильин, М. В. Разработка содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода / М. В. Ильин, Э. М. Калицкий. – Минск : РИПО, 2016. – 89 с.
  9. Костюк, Н. В. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие / Н.В. Костюк – Кемерово : Кемеровский гос. ин-т культуры, 2016. – 136 с.
  10. Лобанов, А. П. Образовательные инновации в 4D – формате : учеб.-метод. пособие / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. – Минск : РИВШ, 2016. – 110 с.
  11. Методика производственного обучения и проведения учебных практик : учеб.-метод. пособие / Л. Л. Молчан, И. Е. Жабровский, С. М. Барановская. – Минск : РИПО, 2021. – 148 с.
  12. Митина, Л. М. Психологу об учителе : личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л. М. Митина. – М. : ПИ РАО, 2010. – 386 с.
  13. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Н. А. Морева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
  14. Новиков, Д. А. Методология : словарь системы основных понятий / Д. А. Новиков, А. М. Новиков. – М. : Либроком, 2013. – 208 с. 
  15. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. – М. : МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
  16. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси : теория и практика / под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2017. – 640 с.
  17. Педагогическая психология: учеб. пособие / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : Флинта: Наука, 2011. – 320 с.
  18. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2015. – 573 с.
  19. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 366 с.
  20. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В. П. Симонов. – М. : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
  21. Сластёнин, В. А. (ред.) Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. — М. : Академия, 2004. — 368 с.
  22. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2018. – 352 с.
  23. Технологии оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода : учеб. пособие для преподавателей и студентов / под. ред. А. А. Орлова. – 2-е изд. стер. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 126 с.

 

 

Нормативные правовые акты

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г. № 243-З. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 06.09.2021.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г. № 82. – Режим доступа:  http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.06.2020.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь, 2 мая 2017 г. № 10. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. – Дата доступа : 25.05.2019.