13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 13.04.2021 г. № 108
 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Целью программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (педагогические науки) является выявление у соискателей ученой степени уровня теоретических знаний, исследовательских умений и навыков, позволяющих продуктивно осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность в учреждениях социокультурной сферы.

Программа разработана в соответствии с паспортом специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности (педагогические науки).

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности – отрасль педагогики, изучающая историю становления и развития, теорию, методологию, методику и организацию социально-культурной деятельности на институциональном и индивидуальном уровнях. Исследования социально-культурной деятельности направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов, содержания, методик, технологий и организации процессов воспитания личности и развития общественных объединений в условиях досуга в контексте культурно-исторических и национально-культурных ценностей. 

Освоение содержания программы позволит решать следующие задачи:

– становление специалиста высшей научной квалификации, владеющего широким спектром научно-исследовательских компетенций, позволяющих решать проблемы теории, методики и организации социально-культурной деятельности;

– обогащение соискателей ученой степени знаниями теоретико-методологических основ педагогики и социально-культурной деятельности, истории становления и развития социально-культурной деятельности как науки, современных социокультурных технологий и менеджмента социально-культурной деятельности;

– формирование у соискателей ученой степени методологической культуры, позволяющей исследовать социокультурные процессы и явления, культурно-досуговую деятельность, фольклорные традиции, любительское творчество, социокультурное проектирование и реабилитацию человека;

– формирование у соискателей ученой степени умений и навыков научного осмысления теоретических положений, концепций, современных парадигм социально-культурной деятельности и создания на их основе инновационных технологий социально-культурной деятельности, направленных на преобразование личности и общества.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОИСКАТЕЛЯ

 

 

Соискатель ученой степени должен продемонстрировать высокий уровень профессиональной подготовки, а также должен

знать:

– теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности как отрасли педагогики;

– современные научные парадигмы, теории, закономерности и принципы социально-культурной деятельности;

– основные направления развития научного поиска в области социально-культурной деятельности как отрасли педагогики;

–  достижения зарубежных и отечественных научных школ социально-культурной деятельности;

– тенденции становления и развития социально-культурной деятельности как научной области;

– организационно-методические основы социально-культурной деятельности, ее формы, методы, средства, технологии;

– сущность, специфику, функции, принципы, формы организации и содержание культурно-досуговой деятельности, направленной на духовное развитие личности и продуктивный досуг различных возрастных категорий граждан;

– специфику исследования, способы сохранения, трансляции и перспективные направления развития народной художественной культуры и любительского творчества различных возрастных категорий граждан;

– вопросы теории и технологию социокультурного менеджмента;

уметь:

– выявлять, формулировать, научно обосновывать и ранжировать актуальные проблемы социально-культурной деятельности, определять среди них ведущие в ходе педагогического исследования;

– определять методологическую основу педагогических исследований в области социально-культурной деятельности, их задачи и способы решения с целью повышения эффективности исследуемых процессов воспитания, развития и формирования личности в современных учреждениях социокультурной сферы и с учетом условий удовлетворения потребностей подрастающего поколения в творческой самореализации;

– проектировать, организовывать и исследовать социокультурные процессы и явления в учреждениях социокультурной сферы с целью сохранения, трансляции и развития народной художественной культуры и любительского творчества различных возрастных категорий граждан;

– разрабатывать и применять методики исследования социально-культурной деятельности, создавать диагностический инструментарий для изучения различных социокультурных процессов и явлений;

владеть:

– современными технологиями поиска, получения и обработки информации для проведения педагогического исследования в области социально-культурной деятельности;

– методологией исследования, опытно-экспериментальной и поисковой работы в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности;

– технологиями организации и проведения педагогического эксперимента в области социально-культурной деятельности, научной обработки и интерпретации экспериментальных данных и полученных результатов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: предмет и объект педагогики, развитие, формирование, воспитание, образование, педагогический процесс, личность, педагогическая система.

 

Тема 1.1. Предметное поле современной педагогики

 

Процесс становления научной педагогики в контексте анализа объективных предпосылок возникновения и развития педагогической теории. Современное понимание педагогики как науки. Характеристика объекта и предмета педагогики. Задачи и функции педагогики в современном обществе.

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Социально-культурная деятельность как отрасль педагогической науки. Связь педагогики с другими науками в контексте интеграции и дифференциации педагогических знаний. Педагогика как наука и искусство воспитания.

 

Тема 1.2. Методология и методы педагогической науки

 

Методология как учение о методах, принципах и способах научного познания. Функции и уровни методологии педагогической науки. Основные методологические подходы и принципы в педагогическом исследовании социально-культурной деятельности.

Классификация методов педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.

 

Тема 1.3. Личность как объект и субъект воспитания

 

Характеристика процесса развития человека как количественных и качественных изменений в физиологической, интеллектуальной, психологической сферах под воздействием различных факторов. Филогенез и онтогенез развития человека. Биологические, социологические и биосоциальные концепции развития человека.

Движущие силы и основные закономерности развития личности. Условия и факторы развития личности. Наследственность и среда как детерминанты развития личности. Деятельность и активность как факторы развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития человека. Возрастные периодизации развития человека.

Саморазвитие, самореализация и самоидентификация личности в современном социуме.

 

Тема 1.4. Сущность, закономерности и принципы воспитания

 

Воспитание как предмет педагогической науки. Гуманистические и авторитарные концепции воспитания.

Воспитание как процесс. Характеристика воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, динамичность, подвижность, непрерывность, длительность, вариативность. Задачи процесса воспитания. Структура воспитательного процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.

Закономерности воспитания. Принципы воспитания: содержательно-целевые, методические и технологические, социально-психологические.

Самовоспитание как процесс становления личности.

 

Тема 1.5. Педагогическая система социально-культурной деятельности

 

Понятие о педагогической системе социально-культурной деятельности как устойчивом объединении элементов: цель, содержание, процессы, субъекты и объекты воспитания, организационные формы, результаты, управление, технологии.

Понятие объекта социально-культурной деятельности. Социально-демографические, возрастные и индивидуальные параметры участников социально-культурной деятельности.

Понятие субъекта социально-культурной деятельности. Человек как субъект этой деятельности. Характеристика социокультурных учреждений как обобщенного субъекта социально-культурной деятельности. Создатели и потребители культурных ценностей как субъекты социально-культурной деятельности.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: методология социально-культурной деятельности, аксиология социально-культурной деятельности, цель и задачи социально-культурной деятельности, функции социально-культурной деятельности, категории социально-культурной деятельности, культурно-досуговая деятельность, научные школы социально-культурной деятельности.  

 

Тема 2.1. Проблемное поле теории, методики и организации социально-культурной деятельности как отрасли педагогической науки

 

Сущность теории, методики и организации социально-культурной деятельности как науки об освоении, сохранении, создании и трансляции культурных ценностей, идеалов, обрядов, обычаев, характерных для определенных социальных групп и направленных на воспитание, образование и развитие творческого потенциала личности.

Объект теории, методики и организации социально-культурной деятельности как целенаправленный процесс воспитания человека в интересах его самого и общества в условиях специально организованного социокультурного пространства. Предмет теории, методики и организации социально-культурной деятельности как система закономерностей, принципов, методов и технологий воспитания детей и взрослых в условиях управляемого педагогического процесса социокультурных учреждений.

Цель, задачи и функции социально-культурной деятельности как науки. Связь социально-культурной деятельности с другими науками.

 

Тема 2.2. Методология социально-культурной деятельности

 

Сущность методологии социально-культурной деятельности как учения о методах, принципах и способах научного познания социокультурной действительности. Структура и функции методологии социально-культурной деятельности. Уровни методологии социально-культурной деятельности как отрасли педагогической науки: философский, общенаучный, конкретно научный и технологический.

Методологические требования к проведению педагогического исследования в рамках предметной области теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.

 

Тема 2.3. Теория социально-культурной деятельности как отрасль гуманитарных знаний

 

Сущность теории социально-культурной деятельности как систематизированного знания о закономерностях, принципах, содержании педагогического процесса, технологиях его осуществления, методах, приемах и формах его организации в учреждениях социокультурной сферы в условиях свободного времени.

Структура теории социально-культурной деятельности. Воспитание как фактор формирования и развития личности. Социально-культурная деятельность как объект исследования. Аксиологическая парадигма социально-культурной деятельности. Сущность аксиологического анализа и ценностно-смыслового содержания социально-культурной деятельности.

Основные категории теории социально-культурной деятельности. Диалектика понятий «просвещение», «внешкольное воспитание», «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность», «дополнительное образование».

Теория социально-культурной деятельности как учебная дисциплина и компонент образовательного стандарта подготовки специалистов для социокультурной сферы.

Содержание теории социально-культурной деятельности как многоаспектного явления, объединяющего сферы культуры, образования, искусства, досуга, народного творчества, социальной реабилитации, туризма. Этапы становления и развития теории социально-культурной деятельности как объекта научных исследований.

 

Тема 2.4. Научные школы социально-культурной деятельности

 

Научные подходы к изучению социально-культурной деятельности. Зарубежные научные теории социально-культурной деятельности. Научные школы в современной теории социально-культурной деятельности. Основные направления изучения социально-культурной деятельности российскими исследователями: педагогическое (социально-педагогические концепции), досуговое (культурно-досуговые концепции), организационно-технологическое (культурологические концепции).

Особенности развития отечественной научной мысли в предметной области социально-культурной деятельности. Основные направления изучения социально-культурной деятельности белорусскими исследователями: социокультурное, социально-педагогическое, социо-медико-психологическое.

Этапы становления и направления исследований в белорусской научно-педагогической школе социально-культурной деятельности. Основоположники белорусской научно-педагогической школы социально-культурной деятельности: В.С. Гончарова, Я.Д. Григорович. Направления научно-исследовательского поиска современных лидеров белорусской научно-педагогической школы социально-культурной деятельности: Л.И. Козловской, И.А. Малаховой. Тематика исследований основных представителей белорусской научно-педагогической школы социально-культурной деятельности: Н.И. Аксютика, Т.П. Бирюковой, С.А. Валаханович, Т.С. Гажевской, И.М. Громович, А.А. Корбут, Н.Н. Королева, Н.Л. Кузьминича, Е.А. Макаровой, Ю.В. Мицкевич, С.Б. Мойсейчук, В.Н. Наумчика, Н.В. Петуховой, О.В. Рогачевой, Т.Н. Родевич, Л.Л. Рожковой, Е.В. Рябовой, Н.В. Самерсовой, В.М. Ушаковой, О.В. Филистович.

 

Тема 2.5. Социально-культурная деятельность как вид педагогической деятельности

 

Социально-культурная деятельность как процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов – носителей культуры, искусства, образования, досуга.

Педагогическая детерминанта социально-культурной деятельности. Закономерности, принципы, методы и средства воспитания в современной педагогической науке как теоретическая основа практической организации социально-культурной деятельности.

Виды социально-культурной деятельности относительно различных критериев: индивидуальная и коллективная, профессиональная и любительская, духовная и материально-преобразующая, а также познавательная, ценностно-ориентационная, творческая, проектная, коммуникативная, художественная, техническая и др. – в соответствии с интересами и потребностями личности.

 

Тема 2.6. Принципы социально-культурной деятельности

 

Принципы социально-культурной деятельности как исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению социокультурных процессов в учреждениях социокультурной сферы. Эволюция взглядов ученых на принципы социально-культурной деятельности.

Построение современной парадигмы социокультурной деятельности на принципах приоритета общечеловеческих интересов, всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации и самоутверждения личности, гуманизации содержания и воспитательного потенциала этой деятельности, подчинения этой деятельности интересам, потребностям и установкам личности, общественно-государственного соуправления этой деятельностью и др.

 

Тема 2.7. Функции социально-культурной деятельности

 

Характеристика основных функций социально-культурной деятельности как формы социальной практики, которая обеспечивает реализацию воспитательных целей, задач, механизмов освоения и создания культурных ценностей: адаптационная, развивающая, образовательная, культуроориентационная, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная, коммуникативная.     

Направленность социально-культурной деятельности как процесса на активное освоение, распространение и создание культурных ценностей, формирование культурной среды жизнедеятельности человека, разработку механизмов его социализации, инкультурации и самореализации.

 

Тема 2.8. Культурно-досуговая деятельность в современной теории социально-культурной деятельности

 

Специфика культурно-досуговой деятельности как пространства социализации и инкультурации личности. Теоретические взгляды и концепции современных исследователей о сущности и специфике культурно-досуговой деятельности.

Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности как составляющей социально-культурной деятельности.

Воспитательный потенциал досуга в развитии личности. Современные концепции досуга: деятельностная, культурологическая, техноэкономическая и др. Принципы и функции культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая программа как инструмент трансляции ценностно-смысловых мировоззренческих ориентаций.

Характеристика уровней досуга: отдых, развлечение, просвещение, созерцание, творчество, праздник. Культурно-досуговая деятельность в социокультурных учреждениях: содержание, формы, технологии.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: обрядовые традиции, досуг сельской общины, городская развлекательная культура, скоморошество, батлейка, белорусские просветители, народные гуляния, посиделки, музыкальные бурсы, хоровые православные братства, городские и поместные театры, изба-читальня, клуб, культурная революция, внешкольное образование, реформа социокультурной деятельности, социокультурная сфера, учреждения социокультурной сферы.

 

Тема 3.1. Зарождение и развитие форм досуга в догосударственный период

 

Система повседневного досуга в условиях сельской общины. Традиционная народная культура как общий фундамент различных форм досуга. Социально-педагогическая ценность традиционных форм деревенского досуга.

Обрядовые традиции и формы праздничной деятельности. Становление праздничного календаря.

 

Тема 3.2. Истоки становления социально-культурной деятельности в Беларуси (IX – XIII вв.)

 

Культура белорусских земель в IX – XIII вв. Церковь как своеобразный культурный центр. Религиозно-просветительский характер деятельности первых библиотек. Устное народное творчество, героический былинный эпос.

Певческие школы. Становление городской развлекательной культуры. Первое упоминание о скоморохах как о первых профессиональных музыкантах и актерах в XII в. на территории Беларуси.

Батлейка – древний театр кукол: особенности репертуара, организация деятельности и осуществление театральных постановок. Социально-культурная направленность деятельности белорусских просветителей Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского.

 

Тема 3.3. Развитие социально-культурных инициатив в Великом Княжестве Литовском (ХІІІ – XVІ вв.)

 

Особенности формирования белорусской народности. Рост городов и развитие городской развлекательной культуры.

Храмы и монастыри как центры развития белорусской культуры. Ярмарка как разновидность гулянья и народного праздника. Сморгонская академия скоморохов и основные направления ее деятельности. «Вождение медведя». Народные драмы и театральные игрища.

Сословные формы досуга. Княжеские имения как первые центры развития музыкальной и театральной культуры.

Зарождение книгопечатания в Беларуси. Просветительская и издательская деятельность Ф. Скорины.

 

Тема 3.4. Структура социально-культурной деятельности и формы ее организации в Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.)

 

Храмы и монастыри как центры культурного просветительства. Музыкальные бурсы иезуитов и хоровые православные братства.

Социально-культурная жизнь белорусских городов и особенности форм организации праздничной и развлекательно-зрелищной деятельности. Школьный театр в Беларуси.

Особенности социально-культурной жизни магнатско-шляхетской среды. Светско-религиозный характер содержания и организации досуга. Придворная музыкально-театральная культура. Городские и поместные театры. Театры Радивиллов, Тизенгауза, Огинского, Зорича и др.

 

Тема 3.5. Основные тенденции развития социально-культурной деятельности на белорусских землях во время вхождения в состав

Российской империи (XVIII – нач. ХХ вв.)

 

Народные гуляния. Посиделки. Белорусская корчма как прообраз деревенского клуба. Праздники и обряды в жизни белорусского села. Белорусский кирмаш.

Любительские объединения второй половины XIX в. (литературные, музыкальные, драматические общества). Деятельность народных домов, народных университетов, школ выходного дня, публичных библиотек и др. Благотворительные и добровольные общества, сословные и сословно-профессиональные клубы. Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность «беларускіх хатак».

Развитие культуры на белорусских землях во второй половине XIX – начале ХХ вв.

 

Тема 3.6. Политико-просветительная и агитационно-пропагандистская работа в контексте революционных событий начала ХХ века

 

Программа национально-культурного возрождения. Первые декреты советской власти о национализации музеев, театров, библиотек, клубов, народных домов и др. Организация внешкольной и культурно-просветительной работы. Создание сети государственных культурно-просветительных учреждений.

Деятельность Наркомата просвещения. Политическое просвещение в деятельности общественных организаций (Пролеткульта, профсоюза, Главполитпросвета и др.). Политическая учеба, борьба с неграмотностью, организация досуговой деятельности (художественные кружки, музыкальные школы, самодеятельный театр).

Культурная революция. Роль изб-читален в развитии культурных традиций белорусской деревни.

 

Тема 3.7. Культурно-просветительная деятельность в БССР: общие черты и направления развития

 

Культурное строительство в Беларуси (30–40-е гг. ХХ в.). Культурно-просветительная работа на фронтах Великой Отечественной войны. Основные направления развития культуры в первое послевоенное десятилетие.

Развитие любительского творчества. Деятельность народных университетов, учебно-образовательных объединений. Деятельность учреждений культуры в 60–80-е гг. ХХ в. Развитие праздничной деятельности, организации отдыха и любительского художественного творчества.

Структура государственного управления культурно-просветительной работой. Подготовка кадров культпросветработы. Система информационно-методического управления деятельностью учреждений культуры клубного типа. Общее состояние развития социокультурной сферы в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в.

 

Тема 3.8. Социально-культурная деятельность в конце ХХ – начале ХХI века

 

Социально-культурная деятельность в Беларуси в условиях общественно-политических преобразований в конце ХХ в. – начале ХХI в. Педагогический статус социально-культурной деятельности в современном обществе.

Основные направления современной социально-культурной деятельности в Республике Беларусь, ее особенности, проблемы и перспективы.

Сеть учреждений культуры и досуга. Общая характеристика субъектов социально-культурной деятельности в Беларуси на современном этапе.

 

Тема 3.9. Социокультурная сфера: сущность, структура

 

Сущность социокультурной сферы как системы социокультурных институтов, координирующих деятельность человека по освоению, интериоризации, сохранению, трансляции, развитию культурных ценностей и воздействующих на воспитание и формирование личности.

Социокультурные институты как носители и проводники гуманистических идей, трансляторы и хранители национальной культуры, народных традиций, общечеловеческих ценностей.

Понятие инфраструктуры социокультурной сферы как совокупности материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для осуществления социально-культурной деятельности.

Учреждения социокультурной сферы: искусства, культурно-досуговые, научно-просветительные, туристско-экскурсионные, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, театрально-зрелищные, художественно-образовательные, культуроохранные.

 

 

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: методы, формы и средства социально-культурной деятельности; технология социально-культурной деятельности; классификация технологий социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование.

 

Тема 4.1. Формы, методы и средства социально-культурной деятельности

 

Форма социально-культурной деятельности как организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного педагогического процесса в условиях свободного времени. Форма социально-культурной деятельности как внешняя сторона организации деятельности личности и социальных групп в условиях свободного времени. 

Классификация форм социально-культурной деятельности по различным критериям: количественный охват населения; способы воздействия; содержание и виды деятельности и др.

Методы социально-культурной деятельности как способы ее организации в различных социокультурных учреждениях. Сущность педагогики сотрудничества в организации социально-культурной деятельности.

Классификация методов организации социально-культурной деятельности по различным критериям. Методы формирования гражданской сознательности. Методы стимулирования социально-культурной активности. Методы организации творческой деятельности личности и коллектива.

Средства социально-культурной деятельности как источники ее осуществления. Классификация средств социально-культурной деятельности. Характеристика средств социально-культурной деятельности: технических, видов искусства, средств массовой информации, любительского творчества и др.

 

Тема 4.2. Технологии социально-культурной деятельности: сущность, структура, критерии классификации

 

Сущность и специфика технологий социально-культурной деятельности. Общая характеристика основных типов и видов технологий социально-культурной деятельности. Теоретические взгляды, концепции и подходы современных исследователей о сущности, специфике педагогических и социально-культурных технологий.

Игровые, рекреационно-анимационные, празднично-обрядовые, реабилитационные технологии. Структура технологий социально-культурной деятельности: социальный заказ, цели, содержание, формы, методы, средства, материально-техническая база, финансовое обеспечение, объект, субъект, диагностика.

Воспитательный потенциал социокультурных технологий. Особенности организации технологий социально-культурной деятельности с учетом их специфики. Условия мотивированного выбора личностью технологий социально-культурной деятельности в зависимости от ее интересов и потребностей.

Социально-культурные технологии в контексте теоретико-методологических основ педагогических исследований.

 

Тема 4.3. Социокультурное проектирование: сущность, содержание, принципы и функции

 

Роль проектирования и программирования в выработке стратегического решения социокультурных проблем. Теоретико-методологические подходы к социокультурному проектированию: программно-целевой, проблемный, ситуационный, системный, региональный.

Основные структурные компоненты социокультурного проектирования. Этапы создания, ресурсное обеспечение социокультурных программ и пути реализации их в условиях информационного общества.

Разработка региональных социокультурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ. Координация усилий государственных и негосударственных (общественных, коммерческих и др.) субъектов социально-культурной деятельности для реализации этих программ.

 

 

РАЗДЕЛ 5. ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

Ключевые слова: любительское творчество, любительская деятельность, художественная культура, народная художественная культура, народное творчество, фольклор, фестиваль, смотр, конкурс, любительский художественный коллектив.

 

Тема 5.1. Любительское творчество: сущность и тенденции развития

 

Любительское творчество как социально значимая деятельность личности или коллектива по созданию, сохранению, освоению и распространению культурных ценностей и технических достижений в условиях свободного времени. Любительское творчество как средство воспитания духовности, толерантности, гуманистического отношения к действительности, формирования творческого потенциала и креативности, проявления самореализации и самоактуализации личности.

Тенденции развития любительского творчества в Беларуси. Влияние на любительское творчество современного шоу-бизнеса и индустрии досуга.

Любительское творчество как объект научного анализа. Специфика художественного, педагогического и социокультурного осмысления любительства. Любительская деятельность широких слоев населения как социально значимое явление и средство формирования личности.

 

Тема 5.2. Народная художественная культура: сущность и специфика

 

Диалектика содержания понятий «художественная культура», «народная художественная культура», «любительское творчество», «фольклор». Социально-культурная деятельность как пространство для решения проблем возрождения, сохранения, распространения и развития аутентичного фольклора и традиционной народной культуры.

Мифологические истоки народной художественной культуры и история ее развития. Народная художественная культура как объект изучения. Направления исследований народной художественной культуры.

Фольклор как элемент народной художественной культуры. Сущностные характеристики фольклора как художественного творчества народа в исторической ретроспективе. Специфические черты и жанры фольклора.

Взаимодействие фольклора, любительства и профессионального искусства в системе художественной культуры. Организация и научно-методическое обеспечение народного творчества. Характеристика празднично-обрядовой деятельности как компонента народного творчества.

 

Тема 5.3. Любительская художественная деятельность

 

Художественная деятельность как вид активности, направленной на реализацию потребностей и художественно-творческих способностей личности в разных видах искусства, где осуществляется эстетическое воспитание человека по законам красоты. Осмысление любительской художественной деятельности в научных исследованиях.

Многофункциональная природа любительской художественной деятельности личности в социокультурных учреждениях. Воспитательный потенциал любительской художественной деятельности личности.

Любительская художественная деятельность как средство развития креативности личности на различных возрастных этапах. Эффективность любительской художественной деятельности детей и взрослых.

Любительская художественная деятельность как форма организации досуга и проявления социально-культурной активности населения. Педагогически организованная и неорганизованная любительская художественная деятельность. Виды и формы любительской художественной деятельности.

Фестивали, смотры, конкурсы любительского художественного творчества. Фестиваль как социокультурное и художественное явление.

Организация учебно-воспитательного и творческого процессов в любительских объединениях художественного профиля. Любительский художественный коллектив как добровольное социокультурное объединение непрофессионалов в области музыки, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства. Принципы функционирования, методы, приемы, средства и содержание деятельности любительских художественных коллективов. Воспитательные возможности любительских художественных коллективов, объединяющих различные возрастные категории граждан.

 

 

РАЗДЕЛ 6. МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: менеджмент социально-культурной деятельности, культурная политика, управление сферой культуры, учреждения социокультурной сферы, функции управления, финансирование социально-культурной деятельности, маркетинг социокультурных учреждений.

 

Тема 6.1. Социокультурный менеджмент: сущность, специфика, эффективность

 

Компоненты социокультурного управления: цель, задачи, структура, функции, принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение.

Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики. Становление и развитие институтов управления культурой. Цели культурной политики государства. Разнообразие субъектов культурной политики.

Система управления учреждениями социокультурной сферы. Специфика управления учреждениями социокультурной сферы. Расширение спектра деятельности учреждений социокультурной сферы. Общая характеристика продуктов и услуг учреждений культуры.

 Проблема эффективности как центральная проблема управления. Виды эффективности в управлении.

 

Тема 6.2. Принципы и функции менеджмента социокультурных процессов

 

Специфика и принципы менеджмента социокультурных процессов: коллегиальность и единоначалие, научность, взаимосвязь с практикой, плановость, системность, эффективность, ориентация на результат.

Функции менеджмента: планирование, организация и контроль. Управление процессами и людьми. Методы и стили управления. Влияние стиля и методов управления на результативность труда.

 

Тема 6.3. Виды менеджмента в социокультурной сфере

 

Арт-менеджмент и его содержание. Менеджмент выставок и презентаций. Фестивальный менеджмент. Менеджмент социально-культурной деятельности и его особенности. Виды профессионализма менеджеров. Распределение функций менеджеров с учетом разных видов деятельности.

Критерии оценки деятельности руководителя социокультурных учреждений: результаты работы, вклад в деятельность организации, стиль управления, специальная подготовка, организаторский талант.

 

Тема 6.4. Механизмы финансирования социально-культурной деятельности

 

Социокультурная сфера как объект экономических отношений. Экономический потенциал социокультурных институтов. Коммерческие и некоммерческие виды деятельности учреждений культуры.

Способы привлечения внебюджетных средств. Понятие благотворительности. Сферы благотворительной деятельности. Мотивация благотворительности.

Маркетинговые технологии социокультурных учреждений. Понятие маркетинга социокультурных учреждений. Социокультурные учреждения и рынок. Сегментация рынка. Рынок свободного и платного потребления. Виды платных услуг населению. Специфика социокультурного маркетинга.

 

Тема 6.5. Международные центры координации культурных процессов

 

Активизация деятельности международных межгосударственных и общественных организаций по координации культурных процессов (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.).

Нарастание интеграционных процессов в Европе, принципы и основные направления культурной политики Европейского союза, развитие культурного взаимодействия на внутреннем европейском рынке и общем рынке культуры. Расширение сотрудничества ЕС со странами Центральной и Восточной Европы в области культурных проектов.

 

Тема 6.6. Профессиональная подготовка и компетентность специалиста социокультурной сферы

 

Показатели профессиональной компетентности специалиста социально-культурной деятельности. Структура профессиональной компетентности. Профессиональное мышление специалиста. Этические нормы специалиста социально-культурной деятельности. Условия формирования профессиональной компетентности специалиста социокультурной сферы.

Диагностика профессиональных компетенций специалиста социокультурной сферы: методы, критерии, уровни.

Подготовка кадров для социокультурной сферы: сущность, специфика, содержание. Квалификационная характеристика специалиста по социально-культурной деятельности.

 

 

РАЗДЕЛ 7. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ключевые слова: методология и методы исследования, программа и этапы исследования, методики и процедуры диагностики, мониторинг, опытно-экспериментальная работа, апробация, внедрение.

 

Тема 7.1. Педагогическое исследование в предметной области «теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

 

Общие и частные методологические принципы научного исследования. Стратегия и тактика научного исследования в предметной области социально-культурной деятельности. Характеристика и содержание этапов исследования.

Научный аппарат педагогического исследования в социально-культурной деятельности: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования; положения, выносимые на защиту; научная новизна; теоретическая и практическая значимость.

Процедуры обоснования актуальности выбранной темы исследования. Эмпирические данные и их научная обработка. Понятие эффективности научного исследования. Принципы, факторы и показатели эффективности и результативности научного исследования. Критерии качества научной продукции.

 

Тема 7.2. Методы научного познания: сущность, содержание, характеристика

 

Классификация методов педагогических исследований. Характеристика общенаучных методов познания: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Характеристика эмпирических методов педагогического исследования.

Беседа как метод исследования. Функции, виды, методика проведения и техника фиксирования результатов беседы.

Методы опроса в структуре педагогического исследования. Функции методов опроса: анкетирования, тестирования, интервьюирования, социометрии.

Анкетный опрос: виды и процедура подготовки анкет, требования к содержанию вопросов. Интервью: сущность и специфика организации. Экспертный опрос: сущность, содержание, особенности проведения.

Тестирование в педагогическом исследовании: виды, надежность и валидность тестов. Сущность метода социометрии и особенности его использования в исследовательской работе. Изучение продуктов деятельности как метод педагогического исследования. Метод изучения педагогической документации. Контент-анализ документов.

Метод изучения и обобщения педагогического опыта. Передовой, новаторский и инновационный педагогический опыт.

Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Виды экспериментов. Разработка методики проведения эксперимента.

 

Тема 7.3. Методика проведения педагогического исследования социально-культурной деятельности

 

Замысел, структура и логика проведения исследования, вариативность его построения. Содержание и характеристика основных этапов исследования.

Выбор и обоснование методов педагогического исследования. Разработка программы экспериментального исследования. Создание и адаптация тестовых методик педагогической диагностики. Разработка схемы педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению и апробации педагогической методики (технологии) в практику деятельности учреждений социокультурной сферы. Обработка и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации социокультурных процессов. Использование результатов исследования в социокультурной практике.

 

Тема 7.4. Структура и логика диссертационного педагогического исследования

 

Этапы работы над диссертационным исследованием. Выбор темы, разработка плана работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, формулировка новизны. Создание научного аппарата исследования.

Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции и их соотношение. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии.

Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления результатов исследования.

Сущность педагогического мастерства исследователя: общая культура и эрудиция, профессиональные знания, исследовательские способности и умения, исследовательская педагогическая направленность.

Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

 
  1. Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь : Кодэкс Рэсп. Беларусь,
    20 ліпеня 2016 г. № 413-З. – URL: http: www. nlb.by.
  2. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления : монография / М. А. Ариарский. – СПб.: Концерт, 2008. – 792 с.
  3. Григорьева, Е.И. Потенциал досуговых общественных объединений в формировании толерантной культуры молодежи : монография / Е.И. Григорьева, А.А. Перегудов; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. – 240 с.
  4. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник / А. Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2013. – 456 с.
  5. Кириченко, А.Г. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов социокультурной сферы / А.Г. Кириченко // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2019. – № 2 (32). – С. 124–126.
  6. Козловская, Л.И. Игровые технологии в образовательном процессе кафедры педагогики социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств / Л.И. Козловская  // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 55–60.
  7. Козловская, Л.И. Научная школа кафедры педагогики социокультурной деятельности: состояние, перспективы / Л.И. Козловская // Культура Беларуси: реалии современности : IХ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летию учрежд. образ. «Белорус. гос. ун-т культуры и искусств», Минск, 8 окт. 2020 г. : сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; редкол.: Н.В. Карчевская (пред.) [и др.]. – Минск : БГУКИ, 2020. – С. 208–216.
  8. Козловская, Л.И. Специалист социально-культурной деятельности – профессия творческая / Л.И. Козловская // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. –  2020. – № 3 (37) – С. 175–182.
  9. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере : педагогический аспект : монография / И.А. Малахова. – Минск: БГУКИ, 2006. – 345 с.
  10. Малахова, И.А. Научная школа в области педагогики «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : монография / И.А. Малахова, Л.И. Козловская. – Минск : БГУКИ, 2014. – 46 с.
  11. Малахова, И.А. Развитие креативности учащихся и студентов как образовательная стратегия современной системы образования / И.А. Малахова // Diversity and Democracy – The Search for Identity in Challenging Times: Results and Impulses from an International Conference at the University of Hildesheim (Germany) / International Dialogues on Education, 2016. –Volume 3. – № 3. – P. 205–230.
  12. Малахова, И.А. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования в сфере культуры / И.А. Малахова // Навуковы пошук у сферы культуры і мастацтва : інавацыйныя падыходы: матэрыялы навуковай канферэнцыі прафесарска-выкладчыцкага складу, прысвечанай 40-годдзю заснавання Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў – Мінск, 25 лістап. 2015 г. / М-ва культуры Рэсп. Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў ; рэдкал.: Ю.П. Бондар (старш.). [і інш.]. – Мінск : БДУКМ, 2017. – С. 242–246.
  13. Малахова, И.А. Совершенствование дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры Республики Беларусь / И.А. Малахова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы IХ Междунар. науч.-практ. конф., Рязань, 05–07 октября 2017 г. / отв. редактор Л.А. Байкова. – Рязань : Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2017. – С. 74–80.
  14. Малахова, И.А. Образование в сфере культуры: сущностно-содержательные детерминанты / И.А. Малахова // Культура. Наука. Творчество = Культура. Навука. Творчасць = Culture. Science. Arts : сб. науч. статей : XII Междунар. научно-практ. конф. (Минск, 3 мая 2018 г.) / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств [и др.]. – Минск, 2018. – [Вып. 12]. – С. 387–391.
  15. Малахова, И.А. Университетская подготовка специалистов для социокультурной сферы: компетентностный подход [Электронный ресурс] / И.А. Малахова // Инновационные подходы в образовательном процессе высшей школы: национальный и международный аспекты : электрон. сборник статей междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Полоц. гос. ун-та, Новополоцк, 8–9 февр. 2018 г. / Полоц. гос. ун-т ; под. ред. Ю.П. Голубева, Н.А. Борейко. – Новополоцк, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  16. Малахова, И.А. Культурная интеграция и диалог культур в парадигме развития креативности личности (опыт Беларуси) / И. А. Малахова // Продвижение современной казахстанской культуры в глобальный мир: сб. материалов І междунар. научно-практ. конф. (Талдыкорган, 22–24 апреля, 2019 г.). – Талдыкорган, 2019. – С. 125–132.
  17. Малянов, Е.А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика: дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Е.А. Малянов. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 462 с.
  18. Наумчик, В.Н. «Резонанс» как универсальная модель воспитания взрослых / В.Н. Наумчик, Р.П. Наумчик / ПОСТДИП-2020 : современные технологии образования взрослых : сб. науч. статей / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Е.В. Концеал (гл.ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С. 107–112.
  19. Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к творческой и культуроохранной деятельности: сборник научных статей / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; сост.: Л.Г. Гудзенко: науч. ред. И.А. Малахова. – Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2016. – 133 с. – Библиогр.: с. 126–133 (55 назв.) – Рус. – Деп. в ГУ «Бел ИСА» 13.09.2016 № 08-15/5 384/4398.
  20. Психолого-педагогические основы развития креативности учащихся и студентов: учеб.-метод. пособие / Е.Ч. Алехнович [и др.]; под общ. ред. И.А. Малаховой; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2015. – 310 с.
  21. Рогачева О.В. История социально-культурной деятельности: учебное пособие / О.В. Рогачева. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 127 с.
  22. Рогачева, О.В. Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин специальности «социально-культурная деятельность» / О.В. Рогачева // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2020. – № 4 (38). – С. 134–141.
  23. Рябков, В.М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.) : монография / В.М. Рябков. – М.: МГУКИ; ЧГАКИ, 2009. – 480 с.
  24. Садовская, В.С. Культура научного творчества: монография / В.С. Садовская, В.А. Ремизов, З.Л. Бруккауф. – М.: Наука, 2012. – 94 с.
  25. Самерсова, Н.В. Социокультурные детерминанты формирования экологической культуры личности / Н.В. Самерсова // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 182–188.
  26. Самерсова, Н.В. Экологическая культура личности: социокультурный аспект : монография / Н.В. Самерсова. – Минск: БГУКИ, 2011. – 284 с.
  27. Самерсова, Н.В. Экологическое образование будущих специалистов социокультурной сферы: история, теория, практика / Н.В. Самсерсова // Культура Беларуси: реалии современности : IХ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летию учрежд. образ. «Белорус. гос. ун-т культуры и искусств», Минск, 8 окт. 2020 г. : сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; редкол.: Н.В. Карчевская (пред.) [и др.]. – Минск : БГУКИ, 2020. – С. 370–375.
  28. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и допол. : М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». – 2013. – 424 с.
  29. Сочнева, Е.С. Особенности организации педагогического процесса по формированию семейной культуры студенческой молодежи / Е.С. Сочнева // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2020. – № 2. – С. 106–112.
  30. Сочнева, Е.С. Педагогические методы формирования семейной культуры студенческой молодежи / Е.С. Сочнева // Искусство и культура. – 2020. – № 3. – С. 82–87.
  31. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.
  32. Технология социально-культурной деятельности : учеб.-метод. пособие / Л.И. Козловская [и др.] ; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2014. – 206 с.
  33. Тульчинский, Г.Л.  Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. – 544 с.
  34. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: монография / [Н.Н. Ярошенко и др.]; под научн. ред. Н.Н. Ярошенко; Московский гос. ин-т культуры; кафедра социально-культурной деятельности МГИК. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд. Дом МГИК, 2018. – 232 с.
  35. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 608 с.
  36. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2014. – 360 с.

 

Дополнительная литература

  1. Богдановская, В.И. Досуговая деятельность в социальной работе: учебное пособие / В. И. Богдановская. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 85 с.
  2. Грыгаровіч, Я.Д. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам.  / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005. – С. 9–11, 183–212.
  3. Ивент-менеджмент в сфере индустрии досуга: методическое пособие для работников учреждений культуры / науч. ред. Е.А. Макарова, Д.Ю. Матуйзо / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; каф. менеджмента социально-культурной деятельности. – Минск : ГУ «Минский областной центр народного творчества», 2019. – 88 с.
  4. Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Г. Коленько. – М. : Юрайт, 2017. – 369 с.
  5. Курапина, Е.В. Дискуссионные технологии. Инновация в социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие / Е.В. Курапина. – СПб. : Планета музыки, 2020. – 152 с.
  6. Малахова, И.А. Тенденции развития образования в сфере культуры Республики Беларусь / И.А. Малахова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сб. науч. статей IV междунар. научно-практ. конф., Ярославль – Минск [12 марта 2020 г.] / под науч. ред. Е.В. Карповой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. – С. 73–75.
  7. Проектные технологии в социально-культурной сфере: пособие для работников культуры / Минский областной центр народного творчества; [науч. рук. Е.А. Макарова]. – Минск : Издатель Владимир Сивчиков, 2017. – 126 с.
  8. Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2011. – Вып. 2. – 240 с. 
  9. Сочнева, Е.С. Каравай. Тэатралізацыя на аснове традыцый вясельнай абраднасці / Е.С. Сочнева // Выхаванне і дадатковая адукацыя.  – 2020. – № 10. –  С.  30–32.
  10. Auslander, L. Cultural revolutions: everyday life and politics in Britain, North America, and France / L. Auslander. – Berkeley; Los Angeles : Univ. of California Press, 2009. – 243 р.
  11. Brighton, C. Socio-cultural values in the development of intercultural communication competence / С. Вrighton. – New York : Peter Lang, 2013. – 217 p.
  12. Malakhova, I.A. Methodological aspects applications of the competence approach to education in the field of culture of the Republic of Belarus / I.A. Malakhova // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences Scientific. – № 11–12. – 2016. – P. 15–24.
  13. Tiryakian, E.A. Sociological theory, values, and socio-cultural change : essays in honor of P.A. Sorokin / E.A. Tiryakian. – New Brunswick : Transaction Publ., 2013. – 307 p.
  14. Ussenova A. New approaches to model building of the specialist in the continuous education system of the Republic of Kazakhstan / A. Ussenova, I. Malachova, G. Mailybaeva, R. Assylova, D. Utegulov // Medwell Journals, The Social Sciences 11(16). – 2016. – Р. 4121–4130.
  15. Ussenova, A. Methodological aspects of higher education quality in the conditions of modernization of Kazakhstan / A. Ussenova, I. Malakhova, S. Imanbaeva [and others] // Man In India, 97 (17). – 2017. – P.141–156.
  16. Ussenova, A. Methodological basis of forming the interethnic tolerance of youth in the polycultural environment of Kazakhstan and Belarus / A. Ussenova, I. Malakhova, G. Mailybaeva, R. Assylova, D. Zhabykbayeva  // Revista Publicando 5. – № 18 (3). – 2018. – P. 282–303.
  17. Ussenova, A. Socio-cultural aspect of inter-ethnic tolerance of youth in the polycultural environment of Kazakhstan and Belarus / A. Ussenova, I. Malakhova, G. Mailybaeva, R. Assylova, D. Zhabykbayeva, A. Tynyskhanova  //  3rd ICRTEL-2018 Eurasia research international conference, Dubai, 2018 // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. – Dubai, 2019. – Volume 4, Issue 3. – P. 928–947.
  18. Ussenova, A. Conceptual framework of the model of forming interethnic tolerance in the multicultural environment of the university / A. Ussenova, I. Malakhova, M. Shmidt, S. Tuliepova, A. Tynyskhanova // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – № 8(2).– 2020. – P. 15–26. 
  19. Wang, X. The effect of face concert on university student’s leisure travel: a cross-cultural comparison / X. Wang, G. Walker // Journal of Leisure Research. – 2011. – № 1. – P. 133–147.