13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 238
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ

 

Цель программы-минимум кандидатского экзамена – выявить уровень готовности соискателей ученой степени кандидата педагогических наук к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, системного представления и научного обоснования современных научно-педагогических проблем и путей их разрешения (применительно к специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)).

Программа разработана в соответствии с паспортом специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), утвержденным приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 21 апреля 2017 г. № 92.

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) – отрасль педагогической науки, которая направлена на выявление закономерностей процессов обучения и воспитания, обусловленных особенностями учебного предмета; обоснование и развитие научно-теоретических основ обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи, разработку методик (технологий) и другого учебно-методического обеспечения по учебным предметам.

 

Задачи программы-минимум:

  1. сформировать у соискателей ученой степени кандидата педагогических наук методологическую культуры, направленную на качественное осуществление гносеологических, праксеологических, аксиологических и других методологических процедур в сфере научно-педагогических исследований;
  2. содействовать развитию исследовательской культуры соискателей, обеспечивающей повышение качества научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в области обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи;
  3. способствовать дальнейшему формированию компетенций соискателей в области теории и методики обучения и воспитания, направленных на проектирование и реализацию актуальных целей, содержания, перспективных форм, технологий, средств обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи; организацию и осуществление образовательного процесса и диагностику его результатов;
  4. стимулировать развитие навыков системного и рефлексивного анализа, синтеза и междисциплинарной интеграции различных концептуальных подходов, образовательных стратегий и инновационных практик, способствующих повышению уровня научно-педагогических исследований.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКЗАМЕНУЕМОГО

 

В области теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи соискатель должен:

знать:

  • роль и место теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи в системе педагогических наук, их значение в повышении качества и эффективности образовательного процесса в учреждениях образования;
  • теоретико-методологические основы обучения и воспитания (включая противоречия, закономерности и принципы этих процессов), научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи;
  • способы учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся, позволяющие персонифицировать их образовательные траектории; новые требования к компетенциям выпускников, связанные с цифровизацией общества и изменениями на рынке труда; условия мотивации обучающихся к обучению и овладению профессией, адаптации их к жизнедеятельности в изменяющемся социуме;
  • методологические подходы к проектированию и/или отбору целей, результатов и содержания обучения и воспитания; учебно-планирующую документацию, определяющую содержание процессов обучения и воспитания и требования к их организации  и осуществлению; подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе в цифровом формате;
  • психолого-педагогические и методические основы обучения и воспитания, сущность педагогических и информационно-коммуникационных технологий организации и осуществления образовательного процесса, способы диагностики его результатов;

уметь:

  • осуществлять гносеологические, праксеологические, аксиологические, рефлексивные методологические процедуры и научно обосновывать актуальные проблемы теории и практики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи, определять пути их разрешения;
  • осуществлять системный и рефлексивный анализ, синтез и междисциплинарную интеграцию в ходе проводимого научно-педагогического диссертационного исследования;
  • определять и обосновывать методологическую базу научно-педагогических исследований в области теории и методики обучения и воспитания, их задачи и пути решения с целью повышения качества и эффективности исследуемых процессов обучения и воспитания, развития и формирования личности в современных социокультурных условиях;
  • реализовывать в содержательно-технологической взаимосвязи прогностическую, проектно-конструкторскую и диагностическую деятельность в ходе выполнения научно-педагогического исследования;
  • проектировать, организовывать и исследовать процессы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи; реализовывать различные формы учебных и внеаудиторных занятий в очной, смешанной и дистанционной формах на основе использования эффективных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и другого инновационного учебно-методического обеспечения, установления педагогически целесообразного взаимодействия в информационно-образовательной среде;

владеть:

  • технологиями (включая информационные) поиска, получения и обработки информации, работы с разными источниками, необходимыми для проведения научно-педагогического исследования;
  • системой научных знаний и методов в сфере организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности в области теории и методики обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи;
  • методиками организации и проведения педагогического эксперимента, обработки экспериментальных данных, научного анализа результатов педагогического эксперимента.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Теория и методика обучения и воспитания в системе педагогических наук

Ключевые слова: педагогика как наука, основные категории педагогики, теория и методика обучения и воспитания, теория и методика обучения.

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Специфика объекта и предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации. Взаимосвязь и единство педагогической теории и практики. Сущностная характеристика основных педагогических категорий: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

Теория и методика обучения и воспитания как составляющие педагогической науки. Дифференциация педагогики.

Место частно-предметных методик обучения в системе педагогических наук. Теория и методика обучения конкретному учебному предмету (дисциплине) как частная предметная дидактика. Предмет теории и методики обучения учебному предмету (дисциплине). Взаимосвязь теории и методики обучения с фундаментальными научными идеями, теориями, концепциями и понятиями соответствующей науки.

Исторические периоды становления и развития теории и методики обучения (с учетом области, в которой специализируется соискатель). Причины выделения учебного предмета (дисциплины) как специального учебного предмета для изучения в учреждениях образования в историческом и современном контекстах. Сущность и специфика организации обучения в каждом из выделенных исторических периодов.

Вклад Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. в становление и развитие теории и практики обучения. Дидактические теории, определяющие теорию и методику обучения (на примере конкретного учебного предмета (дисциплины)). Вклады ученых конкретной научной области в развитие теории и методики обучения учебному предмету (дисциплине).

Наука, культура, современные технологии как источники обогащения теории и методики обучения. Развитие теории и методики обучения с учетом интеграционных процессов, глобальных гуманитарных и технологических вызовов. Современные образовательные тенденции, оказывающие влияние на совершенствование теории и методики обучения (инклюзивное образование в безбарьерном социуме, информатизация образования, формирование комбинированной информационно-образовательной среды, развитие смешанных и дистанционных форм обучения и открытого образования, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, реализация модели образования «От обучения к учению», повышение проблемно-исследовательского уровня обучения и др.). Установка на формирование предметных (профессиональных, специальных) и универсальных (ключевых, гибких) компетенций, востребованных в современном обществе. Образование в интересах устойчивого развития и научно-методические основы совершенствования процессов обучения и воспитания с целью достижения задач устойчивого развития. Междисциплинарность и механизмы ее реализации в обучении конкретным учебным предметам (дисциплинам) на различных уровнях образования. STEM, STEAM-подходы в международной и отечественной практике обучения. Проблемы прогнозирования и развивающий, опережающий характер обучения.

Современное состояние и перспективы развития теории и методики обучения в конкретной области знания (с учетом специализации соискателя) в Республике Беларусь. Международный и отечественный инновационный опыт обучения в рассматриваемой предметной области.

 

Тема 2. Методология и методы научно-педагогических исследований

Ключевые слова: методология педагогики, уровни методологии, методы научно-педагогического исследования, педагогическая инноватика.

Понятие о методологии и ее уровнях: уровень практической деятельности, уровень науки. Научная иерархия методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни) и их реализация в научно-педагогическом исследовании. Методология педагогики: определение, задачи, уровни. Функции методологии педагогики: гносеологическая, праксеологическая, аксиологическая, рефлексивная, прогностическая, функция нормативного предписания, эвристическая. Философский, общенаучный уровни методологии в научно-педагогических исследованиях. Основные методологические подходы, образующие конкретно-научный уровень методологии педагогической науки (комплексный, гуманистический, культурологический, личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, компетентностный и др.). Технологический уровень методологии педагогики и требования к его реализации в научно-педагогических исследованиях в области теории и методики обучения и воспитания.

Сущность научно-педагогического исследования. Признаки научности педагогического исследования (актуальность темы исследования; новизна цели и задач исследования; адекватное определение объекта и предмета исследования; применение валидных методов научно-педагогического исследования, соответствующих его цели и задачам; непротиворечивость терминологии; достоверность и значимость полученных результатов; уровень апробации и внедрения результатов). Типология педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, научно-методические разработки). Логика педагогического исследования. Уровни научно-педагогического исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень исследования: формы (научный факт, эмпирический закон и др.) и методы (наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, педагогическое тестирование, эксперимент и др.). Теоретический уровень научно-педагогического исследования: формы (проблема, гипотеза, теория, концепция, закономерности и др.) и теоретические методы (теоретический анализ, педагогическое моделирование и др.). Статистические и математические методы педагогического исследования (вычисление элементарных статистик, математическое выявление связей, зависимостей, выражение педагогических явлений в количественных показателях и др.). Междисциплинарный характер педагогического исследования.

Теория познания как методологическая основа обучения и воспитания. Методы научно-педагогического исследования в области теории и методики обучения, характерные для конкретной науки и учебной дисциплины (учебного предмета).

Классификация и сертификация продуктов научного творчества в педагогике. Проблемы внедрения результатов педагогических исследований в практику. Специфика индивидуальных и групповых исследований в педагогике. Формы коопераций исследователей-педагогов и специалистов других областей знания.

Педагогическая инноватика. Теоретические и прикладные проблемы педагогической инноватики. Структура инновационно-педагогической деятельности. Виды и признаки педагогических инноваций. Управление инновационными процессами. Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность учителей (преподавателей) как один из источников развития теории и методики обучения по областям знаний и уровням образования.

 

Тема 3. Цели обучения и воспитания

Ключевые слова: цели образования, цели воспитания, таксономия целей обучения.

Понятие цели в педагогике. Цели обучения и цели воспитания. Исторический характер и социальная обусловленность целей воспитания и образования в обществе. Генезис идеи гармоничного и всестороннего развития личности в истории педагогики.

Факторы и условия, оказывающие влияние на разработку целей воспитания и образования в современном обществе. Иерархия целей образования. Трактовка целей воспитания и образования в важнейших нормативных документах: Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Функциональная грамотность и компетентность выпускника как новые образовательные цели и результаты. Понятие компетенций/компетентности выпускника как целей-результатов образовательного процесса в учреждениях образования. Основные и дополнительные компетенции как результаты образования, проверяемые в международном сравнительном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Цели школьного образования в странах, учащиеся которых демонстрируют высокие результаты в международных проектах.

Цель как системообразующий компонент педагогической деятельности. Типы и этапы целеполагания как вида деятельности педагога (учителя, преподавателя) в процессе обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи. Способы включения обучающихся в целеполагание. Понятие «диагностируемые цели». Приемы и примеры формулировки диагностируемых целей и критериев их достижения в обучении и воспитании.

Цели и задачи обучения конкретному учебному предмету (дисциплине).  Учебный предмет (дисциплина) как дидактическая конструкция, создаваемая на основе целей и задач образования на различных его уровнях (с учетом специализации соискателя). Таксономия педагогических целей по Б. Блуму и их использование для проектирования целей-результатов обучения.

Определение целей и результатов обучения и воспитания в виде системы компетенций обучающихся (на примере конкретного учебного предмета (дисциплины) или уровня образования).

Механизмы реализации целевых установок в обучении и воспитании (с учетом специализации соискателя).

 

Тема 4. Дидактика как теория и практика обучения

Ключевые слова: дидактика, закономерности процесса обучения, принципы обучения, функции обучения, продуктивность процесса обучения.

Общее понятие о дидактике как разделе педагогики, направленном на изучение и исследование проблем теории и практики обучения; предмет, основные понятия дидактики. Историко-сравнительный анализ основных дидактических концепций и моделей: традиционной (XVII – нач. XIX вв.) (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт и др.), реформаторской, или педоцентристской (конец XIX – нач. ХX вв.) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. А. Лай и др.), современных. Главные установки и научно-методические положения современной дидактики («От обучения к учению»; обеспечение повышения проблемно-исследовательского уровня процесса обучения; развивающее обучение; непрерывное, вариативное образование; персонализация образовательных траекторий обучающихся; компетентностные модели обучения; междисциплинарность и метапредметность содержания обучения; опережающий характер образования; инклюзивная информационно-образовательная среда; смешанное и дистанционное обучение и др.).

Характеристика современных дидактических теорий и концепций с учетом особенностей области знаний и уровня образования, в которых специализируется соискатель ученой степени: теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. И. Ильясов, А. Н. Леонтьев, Е. И. Машбиц и др.), содержательного обобщения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.), проблемного обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.), теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин) и др. Особенности реализации названных теорий и концепций в процессе обучения  конкретному учебному предмету (дисциплине).

Научные основы (культурологические, психолого-педагогические, информационные и др.) совершенствования процесса обучения и методики обучения конкретному учебному предмету или дисциплине. Двусторонний характер процесса обучения. Функции процесса обучения, их характеристика. Значение культурно-исторической концепции психического развития человека по Л. С. Выготскому для организации обучения и воспитания. Роль обучения в развитии личности. Потенциал конкретного учебного предмета в развитии личности обучающегося.

Проблема целостности в реализации функций обучения. Структурные компоненты процесса обучения и их характеристика (целевой, мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный). Учет указанных компонентов процесса обучения при проектировании учебного занятия как условие его качества и эффективности.

Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как звенья, опосредующие цели и закономерности обучения; как дидактические регулятивы организации и осуществления образовательного процесса.

Специфика и преемственность обучения на разных уровнях образования. Необходимость и способы включения обучающихся в основные процессы при усвоении знаний на конкретном учебном предмете или дисциплине (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация). Условия, обеспечивающие глубокое понимание и стойкое запоминание учебного материала (с учетом специфики предметной области). Факторы, влияющие на продуктивность и качество процесса обучения конкретному учебному предмету (дисциплине).

Мотивация обучающихся как фактор успешного обучения. Виды мотивации в процессе обучения и способы их формирования с учетом возможностей и специфики учебного предмета (дисциплины). Способы формирования внутренней мотивации к учению (проблемные вопросы и задачи, практическая и актуальная прикладная направленность содержания обучения, активизация поисковой и проектной деятельности, постановка личностно и социально значимых целей обучающихся и др.). Ситуация успеха, обратная связь, перспективное позитивное оценивание и способы их реализации с целью повышения эффективности и качества обучения (на примере конкретного учебного предмета или дисциплины).

 

Тема 5. Содержание обучения

Ключевые слова: содержание обучения, компетенции, образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, дифференциация обучения, индивидуализация обучения.

Социально-педагогическая и дидактическая интерпретация содержания обучения на различных уровнях образования. Теории формирования содержания образования. Источники и факторы, детерминирующие содержание образования в современных условиях. Принципы и критерии отбора содержания образования в целом и по конкретному учебному предмету или дисциплине.

Трансформация содержания обучения по конкретному направлению или учебному предмету (дисциплине) в исторической ретроспективе.

Современные научные, социокультурные, технологические тренды и их отражение в содержании конкретного учебного предмета (дисциплины). Принципы совершенствования содержания образования: дифференциация, вариативность, фундаментальность, практико-ориентированность, прикладная направленность, междисциплинарность и др. Представленность идей и принципов устойчивого развития в содержании обучения. Образование в интересах устойчивого развития как методологическая основа интеграции содержания обучения на всех уровнях образования. Условия реализации названных принципов при проектировании содержания обучения по конкретному предмету (дисциплине).

Оценка актуальности и эффективности учебных программ по конкретному учебному предмету (дисциплине). Участие заказчиков кадров в разработке учебных программ по учебному предмету или дисциплине.

Компетентностный подход как методическая основа проектирования целей, результатов и содержания обучения на разных уровнях образования. Предметные, метапредметные и социально-личностные компетенции выпускника учреждений общего среднего образования. Универсальные профессиональные, специальные и социально-личностные компетенции как результаты профессионального образования. Компетенции по конкретному учебному предмету на разных уровнях и ступенях образования.

Проектирование содержания обучения в контексте проблем (задач) социально-профессиональной деятельности. Учебно-социально-профессиональные задачи компетентностного типа как важный элемент содержания обучения, их характеристика, структура, алгоритм разработки и использование в учреждениях общего среднего и профессионального образования.

Обеспечение содержательной преемственности изучения учебного предмета по уровням и ступеням образования. Внутрипредметные, межпредметные связи учебного предмета (дисциплины) и способы их реализации. Метапредметность в содержании обучения.

Модульная система проектирования содержания образования. Инвариантный и вариативный составы содержания учебного предмета или дисциплины.

Учет возрастных особенностей обучающихся в формировании содержания учебного предмета (дисциплины).

Воспитательный потенциал учебного предмета или дисциплины и пути его реализации.

Документы, определяющие содержание образования на всех его уровнях: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, другое учебно-методическое обеспечение. Особенности современных учебных планов и программ. Экспериментальная учебная программа.

Соотношение в содержании учебных программ по конкретному учебному предмету (дисциплине) теоретического и эмпирического материала, теоретической и практической подготовки.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения, их сущность и взаимосвязь. Образовательные потребности и возможности учащихся. Разграничение учащихся по различным основаниям. Проблемы индивидуализации обучения. Этапы развития дифференцированного обучения в истории педагогики, методики преподавания конкретного учебного предмета или дисциплины. Внутренняя и внешняя дифференциация и ее реализация в контексте конкретного учебного предмета или дисциплины. Методы, формы и средства, используемые при дифференцированном обучении по конкретному учебному предмету или дисциплине.

Базовый и повышенный уровни изучения учебного предмета в системе общего среднего образования. Профильное обучение учебному предмету. Направления специальности, специализация и профилизация в высшем образовании.

Особенности организации образовательного процесса с одаренными обучающимися по конкретному учебному предмету (дисциплине). Неуспеваемость обучающихся как комплексная проблема. Причины неуспеваемости по конкретному учебному предмету (дисциплине).

Условия персонализации образовательных траекторий обучающихся в информационно-образовательной среде.

Международный опыт в реализации дифференциации и индивидуализации по конкретному учебному предмету (дисциплине).

 

Тема 6. Методы, организационные формы и средства обучения

Ключевые слова: метод обучения, организационная форма обучения, учебное занятие, самостоятельная работа обучающихся, средство обучения, учебно-методическое обеспечение, электронные средства обучения.

Понятие метода обучения как многомерного явления. Объективная и субъективная части метода. Бинарный характер методов обучения, обусловленный целенаправленным взаимодействием педагога и обучающихся как субъектов образовательного процесса. Историческая обусловленность методов обучения в конкретной области (с учетом специализации соискателя). Многообразие подходов к классификации методов обучения. Характеристика методов обучения, направленных на реализацию стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения и обеспечивающих стимулирование самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся и ее рефлексивно-деятельностный характер.

Научные основы отбора и рационального применения методов и приемов обучения. Имплементация методов обучения в учебном процессе (на примере конкретного учебного предмета или дисциплины).

Организационные системы и формы обучения, исторический характер их возникновения и развития. Характеристика организационных систем и форм процесса обучения в конкретной предметной области.

Основные формы организации учебного процесса (на примере конкретного учебного предмета или дисциплины). Современные требования к проектированию и проведению учебного занятия как основной формы организации обучения (с учетом специфики предметной области). Постановка диагностических целей учебного занятия и планирование деятельности обучающихся на каждом его этапе. Критерии достижения обучающимися целей учебного занятия. Ключевые вопросы и проблемные ситуации-задачи к теме и конкретному учебному занятию как средства мотивации обучающихся и усиления проблемно-исследовательской и практико-ориентированной направленности обучения. Обратная связь на учебном занятии как механизм управления учебно-познавательной и исследовательской деятельностью обучающихся и коррекции деятельности педагога. Подготовка педагога к учебному занятию, его планирование. Методический анализ и самооценка педагогом эффективности и качества учебного занятия.

Дополнительные или внеаудиторные формы организации учебной деятельности (факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, кружки, олимпиады, экскурсии, управляемая самостоятельная работа обучающихся и др.) и их специфика для конкретной предметной области. Понятие о самостоятельной работе обучающихся, ее виды и уровни. Составляющие готовности обучающегося к самостоятельной работе: мотивация, навыки планирования и самоменеджмент, умение организовывать проектную деятельность, развитость эмоционально-волевых качеств, рефлексивных умений, адекватная самооценка личностных и других ресурсов. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения конкретного учебного предмета (дисциплины).

Преемственность и особенности форм организации процесса обучения в предметной области в системах общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Проектная форма обучения, ее значение для развития универсальных социально-личностных и профессиональных компетенций обучающихся и условия применения с учетом предметной области и уровня образования.

Понятие «средство обучения». Классификация средств обучения. Идеальные и материальные, искусственные и естественные, простые и сложные, динамические и статические, плоские и объемные, бумажные, магнитооптические, электронные средства обучения. Специфические средства обучения для конкретной предметной области, учебного предмета, дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса как комплексное средство, определяющее содержание, методы и формы обучения и самостоятельной работы обучающихся. Состав и назначение учебно-методического обеспечения учебного процесса. Характеристика учебных изданий различных типов, которые используются в процессе обучения. Основные требования к разработке учебных пособий и учебников (в том числе по конкретному учебному предмету, дисциплине). Электронный учебник, его характеристика и требования к разработке (в том числе на примере конкретного учебного предмета или дисциплины). Учебно-методический комплекс (УМК), электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) и их назначение и особенности (с учетом предметной области).

Пути совершенствования организационных форм обучения в условиях информационно-образовательной среды (в том числе на примере конкретной предметной области). Влияние электронных средств на изменение подходов к разработке учебно-методического обеспечения и совершенствование методик и технологий обучения, контроля и диагностики образовательных результатов. Новые возможности для интерактивного взаимодействия обучающихся, совместной работы, визуализации, моделирования и т.п., предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Условия и критерии выбора электронных средств обучения с целью оптимального сочетания очных, смешанных и дистанционных форм обучения (на примере учебного предмета, дисциплины).

 

Тема 7. Педагогические технологии в обучении

Ключевые слова: педагогическая технология, информационно-коммуникационные технологии в обучении, дистанционное обучение, смешанное обучение, педагогическая диагностика.

Понятие о педагогической технологии как способе системной организации учебного процесса и проекте педагогической деятельности. Характерные признаки педагогической технологии по Г. К. Селевко (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость). Сравнительная характеристика понятий: «метод обучения», «методика обучения», «педагогическая технология». Показатели технологичности учебного процесса (четкое соответствие диагностируемых целей прогнозируемым результатам; реализация этапов деятельности (или действий и операций) педагога и обучающихся в определенной последовательности; наличие обратной связи; реализация механизмов контроля и диагностики, переходящих в самоконтроль и самооценку результатов; гарантированное достижение поставленных образовательных целей и др.). Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов в учебном процессе. Многообразие классификаций педагогических технологий.

Характеристика педагогических технологий, обеспечивающих проблемно-исследовательский характер учебного процесса, повышение уровня самостоятельности учебно-познавательной и исследовательской деятельности обучающихся и их учебной коммуникации: технологии проблемного обучения, эвристического обучения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, сотрудничества, обучения как исследования, проблемно-модульного обучения, проектного обучения; игровые технологии, кейс-технология и др. Особенности внедрения названных технологий в учебный процесс с учетом предметной области. Частно-предметные технологии обучения (на примере конкретного учебного предмета или дисциплины).

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе. Дидактические основы дистанционного и смешанного обучения. Возможности и ограничения дистанционных форм организации учебных занятий в условиях удаленного взаимодействия с учетом конкретной учебной области. Модели смешанного обучения. Универсальные технологические этапы перевернутого обучения (на примере конкретного учебного предмета или дисциплины). Использование средств компьютерного моделирования для активизации процесса обучения. Совместная (удаленная) работа обучающихся над проектом (облачные средства, сервисы). 

Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики в обучении. Процедура диагностики. Технологические основы педагогической диагностики. Диагностика обучаемости и обученности обучающегося. Диагностика образовательных результатов обучающихся на примере конкретного учебного предмета или дисциплины. Требования к диагностике компетенций обучающихся. Технологические основы педагогической диагностики с учетом предметной области.

Десятибалльная система оценки учебных достижений обучающихся. Альтернативные подходы к оценке учебных достижений учащейся и студенческой молодежи (учебное портфолио, рейтинговая система и др.). Активная (формирующая) оценка в учебном процессе как педагогическая технология.

Дидактическое проектирование содержания, методов, организационных форм и средств обучения, педагогических технологий с учетом конкретной предметной области, учебного предмета или дисциплины.

 

Тема 8. Теория и методика воспитания учащейся и студенческой молодежи

Ключевые слова: процесс воспитания; направления воспитания; методы, формы, средства воспитания.

Воспитание как социальное и педагогическое явление.

Приоритеты и целевые установки воспитания в современном обществе. Сущностные признаки воспитания: целенаправленность, соответствие гуманистическим и социально-культурным ценностям, наличие системы организуемых влияний. Социокультурные факторы и онлайн-риски, оказывающие влияние на социализацию и воспитание личности в информационном обществе.

Противоречия воспитательного процесса. Особенности, закономерности процесса воспитания, его функции (развития, формирования, социализации, индивидуализации, психолого-педагогической поддержки и др.). Принципы воспитания и условия их реализации. Воспитательный процесс как динамическая система.

Общая структура воспитательного процесса. Характеристика целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов воспитательного процесса. Основные стадии реализации воспитательного процесса.

Проблема содержания воспитания в современной педагогической теории и практике. Разнообразие концепций воспитания, определяющих содержание воспитания. Программа воспитания как основа отбора содержания воспитания. Особенности воспитательного процесса в различных учреждениях образования.

Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь как теоретико-методическая основа для организации и реализации процесса воспитания в учреждениях образования.

Общечеловеческие ценности, культурные и духовные национальные традиции, государственная идеология как основа содержания воспитания детей и учащейся молодежи. Основные составляющие содержания воспитания в Республике Беларусь: идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; поликультурное воспитание; экономическое воспитание; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности; эстетическое воспитание; воспитание психологической культуры; воспитание культуры здорового образа жизни; экологическое воспитание; семейное и гендерное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; воспитание культуры быта и досуга.

Основные требования к организации процесса воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь. Непрерывность и преемственность, сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитании как важнейшие требования к организации воспитательного процесса в учреждениях образования на всех его уровнях. Социально-профессиональная направленность процесса воспитания учащейся и студенческой молодежи в учреждениях образования.

Понятие о методе и приеме воспитания. Основные классификации методов воспитания. Характеристика основных методов воспитания (методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и опыта общественного поведения; методы стимулирования деятельности и отношений; методы контроля и самоконтроля в воспитании).

Сущность понятия педагогической технологии в процессе воспитания. Характерные особенности гуманистически ориентированных технологий воспитания.

Понятие о средствах воспитания. Многообразие средств воспитания, их ключевые функции (наглядная, стимулирующая, инструментальная и др.) и характеристика.

Понятие об организационных формах воспитания. Их многообразие и общая характеристика. Универсальный алгоритм организации и проведения воспитательного мероприятия.

Технология коллективного творческого воспитания детей и учащейся молодежи (методика коллективных творческих дел (КТД)) по И.П. Иванову, ее актуальность и значение для развития универсальных социально-личностных компетенций для жизнедеятельности в современном обществе. Условия применения технологии КТД в воспитательном процессе в современных социокультурных условиях.

Активные формы и методы воспитания, способствующие вовлечению обучающихся в личностно и социально значимую деятельность и приобретению ими ценностного опыта, в том числе самостоятельного опыта разрешения разнообразных ситуаций (проектная деятельность, дискуссии и дебаты, тренинги, деловые и ролевые игры, самоуправленческая деятельность, трудовой десант, шефская работа, волонтерская деятельность и др.).

Учебно-социально-исследовательский проект как средство интеграции процессов обучения и воспитания, эффективного формирования у обучающихся универсальных социально-личностных компетенций, востребованных в современном обществе. Создание условий в образовательном процессе, способствующих вовлечению обучающихся в личностно и социально значимые стартапы, развитию у них навыков проектной деятельности. Цели и задачи устойчивого развития как ориентиры для отбора направлений проектной деятельности обучающихся.

Условия и факторы отбора и сочетания методов, средств и форм воспитания в конкретной педагогической ситуации (коллективе). 

Организационно-педагогические условия эффективного применения различных технологий, методов, средств и форм воспитания в различных учреждениях образования с учетом образовательных целей и возрастных особенностей обучающихся.

Планирование и реализация воспитательной работы с обучающимися в учреждении образования.

Решение задач воспитания в учебном процессе. Воспитательный потенциал учебных дисциплин и активных, коллективных, проектных форм и методов обучения.

Совершенствование процесса воспитания для достижения целей и задач устойчивого развития.

Педагогическое взаимодействие и общение в процессе воспитания, его сущность и этапы. Технология педагогической помощи и поддержки обучающихся. Тьюторское сопровождение обучения и воспитания обучающихся в учреждениях образования (построение индивидуальной образовательной траектории, тайм-менеджмент, разработка проектов личностного роста и профессионального развития и др.). Использование возможностей взаимодействия в цифровом формате для повышения эффективности воспитательного процесса в учреждениях образования. Проблемы этики взаимодействия и медиабезопасности обучающихся в цифровой среде.

Условия развития коллектива и его роль в воспитании обучающихся. Условия развития самоуправления обучающихся; сочетание педагогического руководства и самоуправленческой деятельности обучающихся.

Психолого-педагогические основы развития институтов классного руководства и кураторства в учреждениях образования.

Принципы, методы и приемы организации внешкольной и внеклассной (внеаудиторной) воспитательной работы. Условия и особенности организации социально значимых воспитательных проектов.

Детские, юношеские и молодежные общественные организации и их роль в воспитании детей и учащейся молодежи. Волонтерское движение и его роль в воспитании личности.

Роль и функции семьи в воспитании личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Модели семейных взаимоотношений. Условия успешного воспитания детей в семье.

Понятие о качестве воспитательного процесса. Критерии качества воспитания. Диагностика уровня воспитанности личности. Использование данных диагностики в планировании и реализации воспитательного процесса.

Самовоспитание, перевоспитание. Диалектическое единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

  1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
  2. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол.: С. П. Самуэль [и др.]. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2015.
  3. Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 98 с.
  4. Воспитание в замещающей семье : пособие для пед. работников учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения, специалистов соц.-пед. учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей / В. В. Мартынова [и др.]. – Минск : Национальный институт образования. – 2018. – 168 с.
  5. Ермолич, С. Я. Менеджмент в социально-педагогической сфере : учеб.-метод. пособие / С. Я. Ермолич ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск : РИВШ, 2015. – 196 с.
  6. Жук, О. Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О. Л. Жук, С. Н. Сиренко; под общей ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.
  7. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 363 с.
  8. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
  9. Закирова, А. Ф. Основы педагогической герменевтики / А. Ф. Закирова. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2011. – 286 с.
  10. Залыгина, Н. А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования. – 2019. – 192 с.
  11. Казимирская, И. И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике : учеб. пособие для студентов пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / И. И. Казимирская, А. В. Торхова. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 340 с.
  12. Катович, Н. К. Диагностика воспитания в школе : пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, классных руководителей, воспитателей / Н. К. КатовичТ. П. Елисеева. – Минск : Нац. ин-т образования (НИО), 2008 . – 151 с. 
  13. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии : моногр. / И.А. Колесникова. –  СПб. : СПбГУПМ, 1999. – 242 с.
  14. Король, А. Д. Основы эвристического обучения : учеб. пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. – Минск : БГУ, 2018. – 207 с.
  15. Краевский, В. В. Методология педагогики : новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд. – М. : Академия, 2008. – 400 с. 
  16. Краевский, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 10-е изд., стер. – М. : Академия, 2015. – 124 с.
  17. Максакова, В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  18. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981. ‒ 186 с.
  19. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
  20. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; [Предисл. Т. А. Хмель]. – М. : Высш. шк., 1990. – 381 с.
  21. Педагогика современной школы : Основы педагогики : Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2013. – 516 с.
  22. Педагогические основы самостоятельной работы студентов : пособие для преподавателей и студентов / О. Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2005. –  112 с.
  23. Северин, С. Н. Методология педагогического исследования : учеб. пособие / С. Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2017. – 157 с.
  24. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  25. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе / В. В. Сериков. – М. : Логос, 2012. – 321 с.
  26. Систематика терминологического аппарата педагогики в условиях парадигмальных изменений как фактор обновления содержания педагогического образования : монография / А. И. Жук [и др.] ; под науч. ред. А. В. Торховой, О. Б. Даутовой. – Минск : БГПУ, 2019. – 308 с.
  27. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  28. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики : Стратегемы развития педагогической теории и практики / Н. М. Таланчук. – Казань : ИССО РАО, 1996. – 71 с.
  29. Технологии оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода : учеб. пособие для преподавателей и студентов / под. ред. А. А. Орлова. – 2-е изд. стер. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 126 с.
  30. Торхова, А. В. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся / А. В. Торхова, И. А. Царик. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 192 с.
  31. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. – 3-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2021. – 406 с.
  32. Орлова, А. П. История педагогики : курс лекций / А. П. Орлова, В. В. Тетерина. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. – 124 c.
  33. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; Международная академия наук пед. образования. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 382 с.

 

 

Дополнительная литература

  1. Буйко, Т. Н. Философия образования: старая традиция или новая дисциплина? : монография / Т.Н. Буйко. – Минск : НИО, 2000. – 210 с.
  2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 680 с.
  3. Джуринский, А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы / А. Н. Джуринский. – М. : Прометей, 2017. – 240 с.
  4. Зеер, Э. Ф. Проективная дидактика : монография / Э. Ф. Зеер, С. Н. Уткина ; [рец.: Э. Э. Сыманюк, Н. К. Чапаев] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2017. – 131 с.
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – М. : Кнорус, 2013. – 748 с.
  6. Лобанов, А. П. Образовательные инновации в 4D – формате : учеб.-метод. пособие / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. – Минск : РИВШ, 2016. – 110 с.
  7. Луговцова, Е. И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования. – 2010. – 192 с.
  8. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с.
  9. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. – М. : МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
  10. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2017. – 640 с.
  11. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  12. Педагогическая психология : учебное пособие / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. – 2-e изд., перераб. и доп. – М. : Флинта: Наука, 2011. – 320 с.
  13. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2015. – 573 с.
  14. Позняк, А. В. Педагогическая профилизация в школе : теория и практика / А. В. Позняк. – Минск : УИЦ БГПУ, 2020. –  212 с.
  15. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 366 с.
  16. Профессионально-квалификационный стандарт педагога и вопросы его реализации : методические рекомендации / А. В. Торхова [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. – Минск : БГПУ, 2018. – 140 с.
  17. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
  18. Симонов, В. П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учебное пособие / В. П. Симонов. – М. : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
  19. Социальное партнерство в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности : коллект. моногр. / В. И.Козел [и др.]. – Барановичи : БарГУ, 2019. – 182 с.
  20. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие / И. Ф. Харламов. – Изд. 4-е, пер. и доп. – Москва : Гардарики, 2007. – 519 с.

 

 

Нормативные правовые акты

  1. О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 января 2021 г. № 57. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100057&p1=1. – Дата доступа: 06.09.2021.
  2. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-3. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=H10900065. – Дата доступа: 06.09.2021.
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г. № 243-З. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 06.09.2021.
  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г. № 82. – Режим доступа:  https://method.nchtdm.by/dokumenty_ministerstva_obrazovaniya_respubliki_belarus/. – Дата доступа: 06.09.2021.
  5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : протокол заседания Президиума Совета Министров Респ. Беларусь, 2 мая 2017 г. № 10. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. – Дата доступа : 25.05.2019.
  6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 31 декабря 2020 г. № 312. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/programmy-vospitaniya/. – Дата доступа: 06.09.2021.