13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Пояснительная записка

Программа-минимум предназначена для подготовки аспирантов – соискателей ученой степени – к кандидатскому экзамену по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) по уровням образования: начальное образование, общее среднее образование, высшее образование – отрасль педагогической науки.

Цель программы-минимум – выявить систему лингвистических, дидактических и методических знаний и умений, необходимых соискателю ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) для научно-теоретической и практической деятельности в различных сферах современного языкового образования Республики Беларусь.

Задачи программы кандидатского экзамена по теории и методике обучения и воспитания (русский язык) по уровням образования обусловлены необходимостью определить степень сформированности:

  • методологических основ методики русского языка как науки;
  • теоретических основ методики изучения разделов школьного курса русского языка на базовом, повышенном и углубленном уровнях;
  • лингводидактических основ методики аспектного изучения разделов школьного курса "Русский язык";
  • коммуникативно-речевых основ методики развития речи, обучения речевому общению учащихся;
  • лингвистических основ формирования культуры речи учащихся;
  • лингводидактически основ методики профильного обучения учащихся в учреждениях общего среднего образования;
  • инновационных образовательных технологий обучения русскому языку на различных уровнях образования;
  • исследовательских умений: изучать и анализировать лингвометодическую и психолого-педагогическую теорию по избранной проблеме; видеть проблему, осознавая ее связь с другими проблемами, определять цели и задачи для ее реализации; отбирать адекватные методы исследования, организовывать и проводить педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный); диагностировать, корректировать, прогнозировать учебные достижения обучающихся в учреждениях различных уровней образования.

Требования к уровню знаний экзаменуемого.

Аспирант должен знать:

  • Основные положения концепции языкового образования в Беларуси;
  • Основные концептуальные положения современной русской лингвометодики по уровням образования;
  • Основные нормативные документы по языковому образованию (концепция, образовательный стандарт, программы по русскому языку);
  • Цель и задачи языкового образования;
  • Закономерности овладения языком и речью обучаемыми на разных уровнях образования;
  • методические подходы к обучению языку и речи и принципы их реализации;
  • методические принципы отбора языкового содержания для обучения на разных уровнях образования;
  • методы, формы и средства обучения языку и речи;
  • Основные лингвистические, методические и речеведческие понятия;
  • Особенности коммуникативной организации содержания и структуры нового поколения учебников по русскому языку для учреждений общего среднего образования;
  • Методолого-технологический "инструментарий" методической науки в совокупности общедидактических и частноаспектных принципов и методов обучения разделам лингвистики и речеведческим понятиям;
  • Компоненты вариативного обучения русскому языку в учреждениях общего среднего и высшего языкового образования.

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

1. Методика русского языка как наука.

Основные вехи развития методики со времен Ф.И.Буслаева до наших дней (качественный статус современной методической мысли: можно ли признать ее полностью эволюционировавшей, т.е. инновационной). Концепция языкового образования в учреждениях общего среднего образования РБ и классические традиции методического наследия XIX – XX вв. Цели, задачи, способы реализации Концепции в современной методике преподавания русского языка.

Реализация принципа антропоцентризма в "новом" структурировании школьного предмета "Русский язык. Культура устной и письменной речи" (коммуникативный потенциал нововведенных разделов: "Язык и речь", "Культура речи", "Стили речи", "Текст", "Жанры речи").

Понятия, определения и ключевые слова: традиционная методика, экспериментальная методика, инновационная методика; теоретические основы методики обучения русскому языку; концепция языкового образования, формирование грамматических понятий, развитие речи. систематизация лингвистической теории в учебниках по русскому языку, принцип антропоцентризма; особенности развития методики русского языка в Беларуси как прикладной науки.

2. Методические подходы к обучению русскому языку: системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный, лингвоукльтурологический, системно-функциональный подход как средство формирования языковой компетенции. Динамика формирования языковой способности личности в условиях реализации коммуникативно-деятельностного подхода. Коммуникативно-деятельностный подход как средство формирования коммуникативной компетенции в системе непрерывного языкового образования и развития. Лингвокультурологический подход как средство постижения русской, национальной и общемировой культуры.

Понятия, определения и ключевые слова: методический подход, системно-функциональный, коммуникативно-деятельностный, лингвокультурологический, непрерывное образование.

3. Характеристика программ по русскому языку для учреждений общего среднего, высшего образования. Проблемы реализации программы в практике школьного преподавания и проблемы оценивания уровня языковой / речевой личности выпускников школ как способной "оперировать целым текстом" в различных ситуациях общения. Формы проверки языковой (лингвистической) коммуникативной и лингвокультурологической компетенций у учащихся на базовом, повышенном и углубленном уровнях. Принципы отбора содержания для обучения.

Понятия, определения и ключевые слова: образовательная программа, принципы обучения и отбора содержания для обучения, реализация, оценивание результатов обучения, знания, умения, навыки.

4. Характеристика содержания и структуры учебников по русскому языку для учреждений общего среднего образования, высшей школы РБ. Проблемы использования учебников в практике школьного преподавания. Анализ смысловой и языковой сторон организации основных и дополнительных текстов учебника, логики построения лингвистических заданий с точки зрения соответствия внутренней логике познающего и задачам формирования креативных речевых способностей учащихся. Возможность реализации учебником индивидуального подхода к обучению. Достоинства и недостатки современных учебников по русскому языку.

Понятия, определения и ключевые слова: языковое содержание, методическая система, логика структурирования учебного материала, средства реализации языковой (лингвистической), коммуникативной и лингвокультурологической компетенций, иллюстративный материал учебников.

5. Методы обучения русскому языку. Существующие критерии типологии в дидактике и лингводидактике, их характеристика. Проблема квалификации и выбора метода обучения. сочетание методов обучения в практике школьного преподавания. Метод "групповой динамики". Возможность систематизации методов обучения под эгидой антропоцентрического подхода.

Понятия, определения и ключевые слова: методы обучения: познавательные, практические (правописные и речевые), коммуникативные, формирования культуры речи, развития связной речи, контроля знаний; метод проблемного обучения; методы лингвокультурологического развития учащихся.

6. Средства обучения русскому языку. Сочетание традиционных и новых средств обучения в практике современной школы. Возможности компьютеризации поддающихся электронной обработке лингвистических заданий. Место и роль электронного учебника в изучении разделов лингвистики. Степень разработанности проблемы внедрения электронного учебника в практику школьного преподавания предмета "Русский язык. Культура устной и письменной речи".

Понятия, определения и ключевые слова: УМК – учебник русского языка, методические рекомендации к учебнику, тетрадь на печатной основе, дидактические материалы, сборники диктантов и изложений, тесты.

7. Уроки русского языка. Традиции и новаторство в организации уроков. Обусловленность компонентов обучения русскому языку системно-функциональным и коммуникативным подходами (характеристика содержательного, мотивационного, операционального и контрольно-регулировочного компонентов "нового" урока). Опыт учителей-практиков в "наполнении" этих компонентов.

Место и роль самоактуализаци языковой / речевой личности на уроках русского языка. Прогнозирование и реализация стратегии индивидуального и социального развития учащихся (социальная (лингвокультурологическая) цель урока и урочные этапы ее осуществления: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, творчество, рефлексия).

Понятия, определения и ключевые слова: урок, типология современных уроков; компоненты уроков: содержательный, современный, мотивационный, операциональный, контрольно-регулировочный; самоактуализация языковой / речевой личности на уроках русского языка; урочные этапы реализации социальной (лингвокультурологической) цели урока: индукция, дедукция, самоконструирование, социализация, творчество, рефлексия.

9. Развитие речи обучаемых.

Развитие речи учащихся как методическая проблема. Речевые разделы: "Текст", "Культура речи", "Стили речи", "Жанры речи". Многогранность понятия "развитие речи" в трактовке теории речевой деятельности как противостоящая редукционизму в определении данного понятия традиционной методикой: сужению его объема (обучение написанию сочинений и изложений). Виды речевой деятельности. Взаимосвязь процессов речевого и интеллектуального (лингво-когнитивного) развития учащихся. возможность методического прогнозирования интеллектуально-речевого развития личности (способы и приемы реализации).

Текст на уроках русского языка как объект многоаспектного лингвистического анализа, средство и ведущий метод развития лингво-когнитивного и мотивационно-прагматического уровней языковой личности современного школьника. Проблема отбора теории текстообразования. Методы работы с текстом как структурно-смысловым образованием. Принципы и методы обучения продуцированию речи с учетом основных признаков текста, его функционально-смысловых и жанрово-стилистических типов.

Культура устной и письменной речи. Нормы литературного русского языка; орфоэпические, акцентологические, грамматические, орфографические, пунктуационные. Качества речи: точность, логичность, уместность, богатство, чистота, выразительность. Методы формирования культуры речи обучаемых.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, художественный, официально-деловой). Речевая ситуация. Методы стилистической работы на уроках русского языка.

Жанры речи. Особенности обучения жанрам речи. Проблема отбора жанров для школьного изучения и реализации жанрово-коммуникативного подхода в современной общеобразовательной школе. Операциональная структура работы над жанровой рамкой (фреймом) текстов различных функциональных стилей и типов речи (анализ внутренней формы текста: содержания и композиционного построения, переходящий в анализ внешней окаймовки текста: языковых средств оформления речи).

Понятия, определения и ключевые слова: теория текста, теория речевой деятельности, текст как фактор постижения национальной, русской и общемировой культуры; основные методические подходы, реализующие речевое развитие учащихся (когнитивный, лингвокультурологический, коммуникативно-деятельностный).

Методика изучения разделов предмета "Русский язык" в образовательных учреждениях среднего общего образования.

10. Особенности изучения фонетики и орфоэпии на уроках русского языка и школах Беларуси. Содержание и место работы над звуковой стороной речи на уроках фонетики, орфографии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Принципы изучения звуковой стороны речи (опоры на речевой слух учащихся, рассмотрения звука в морфеме, сопоставления звуков и букв, сопоставления интонации фразы и ее пунктуационного оформления). Характер и типология фонетических упражнений (упражнения аналитического и аналитико-синтетического типов).

11. Особенности изучения лексики. Цели и задачи изучения лексики. Основные направления в изучении данного раздела. Вопрос о соотношении нормативного и "креативного" в обучении школьников словоупотреблению. Формирование представлений о способах семантизации слов и коммуникативных умений на уроках изучения лексики. Изучение лексики в разделах школьного курса русского языка (опыт учителей-практиков).

12. Особенности изучения графики и орфографии. Лингвистические и методические основы изучения русской орфографии. Особенности изучения орфографии в школах Республики Беларусь. Работа над орфограммой и орфографическим правилом. Практические методы осмысления знаний и формирования орфографических умений. Предупреждение орфографических ошибок.

13. Особенности изучения словообразования. Традиционные и инновационные подходы к изучению вопросов морфемики и дериватологии в общеобразовательной школе. Основные задачи и пути реформирования современной системы обучения словообразованию в связи с принципом антропоцентризма. Проблема речевого развития учащихся на уроках изучения состава слова. Принципы методики изучения словообразовательных понятий в разделах школьного курса русского языка.

14. Особенности изучения морфологии на уроках русского языка в школах Беларуси. Функциональный и антропоцентрический принципы изучения частей речи. Частнометодические принципы: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтаксический. Формы и методы учебной работы на уроках изучения морфологии. Проблема интерференции в усвоении грамматической природы некоторых частей речи. Типология упражнений.

Понятия, определения и ключевые слова: классификация звуков, сильная и слабая позиция звуков; интонация, мелодика речи, тон, темп, тембр речи; опора на речевой слух; морфема, словообразование, формообразование; производное, непроизводное слово; производящее слово (основа), значимые части слова; методика морфологии, морфологическая форма слова; самостоятельные и служебные части речи, текстообразующая роль различных частей речи, морфологическая норма.

15. Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации. актуальные задачи изучения синтаксиса (переход от грамматики предложения к грамматике текста). Лингводидактические основы школьного курса синтаксиса. Проблема коммуникативной направленности школьного синтаксиса. Принципы и методы изучения синтаксиса. Синтаксические упражнения. Системность русской пунктуации. Принципы методики обучения пунктуации в школе. Пунктуационные умения, их формирование. Методика работы над пунктуационным правилом. Работа над пунктуационными ошибками.

Понятия, определения и ключевые слова: методика синтаксиса, синтаксическая конструкция, коммуникативная направленность курса синтаксиса, разграничение членов предложения. синтаксическая норма.

16. Экспериментальные и инновационные методики в преподавании русского языка. Коммуникативные методики, обеспечивающие риторизацию лингвистических знаний; "концептные" методики, формирующие уровень "тезауруса" языковой / речевой личности школьника; экспериментальные образовательные проекты, выявляющие мотивационный уровень языковой / речевой личности современного учащегося.

Методика преподавания русского языка как учебный предмет на филологических факультетах в университетах. Принципы построения предмета "методика русского языка в высшей школе (поиск соответствий). Проблема преемственности школьного и вузовского языкового образования и развития.

17. Современные научные исследования в методике преподавания русского языка (проблематика, важнейшие итоги). Теоретическая модель языковой личности в концепциях Г.И.Богина, Ю.Н.Караулова, Н.Г.Еленского, А.И.Севрук и Е.А.Юниной. Проблемы разработки прикладной модели языковой личности в связи с изучением лингвистичесикх дисциплин и задачи формирования коммуникативной компетентности учителя-филолога: степень решенности, пути реализации этого направления.