13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки), педагогические науки, определяет содержание и структуру курса обучения, а также требования к уровню знаний аспиранта (соискателя). Программа-минимум соответствует паспорту специальности и отражает новые направления исследований по данной специальности и отрасли науки.

Целями и задачами программы-минимума являются:

  • системное овладение аспирантами (соискателями) курсом теории и методики обучения и воспитания (иностранные языки);
  • знакомство с действующими нормативными документами, определяющими цели, содержание, методическое обеспечение учебного процесса;
  • формирование у аспирантов научной картины мира, адекватной научно-техническому и социокультурному развитию общества;

развитие профессионально-методического мышления, способности к творческому применению своих знаний в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в системе непрерывного обучения иностранным языкам.

В ходе кандидатского экзамена аспирант должен продемонстрировать глубокие знания по следующим вопросам:

  • история становления и развития методики обучения иностранным языкам как науки;
  • взаимодействие теории и методики обучения иностранным языкам с другими отраслями науки и культуры (лингвистика, дидактика, психология, психолингвистика, культурология и др.);
  • концептуальные основы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования (требования государственных стандартов и учебных программ разных типов, содержание и особенности обучения иностранным языкам на разных уровнях языкового образования, проблемы подготовки кадров по иностранным языкам);
  • современные методические подходы и методы обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике;
  • основные положения теории обучения иностранным языкам в контексте «диалога культур»;
  • особенности планирования учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на разных уровнях языкового образования;
  • принципы разработки, особенности структуры и содержания учебно-методических комплексов (УМК) для разных ступеней непрерывного обучения иностранным языкам;
  • обучение языковому материалу и видам иноязычной речевой деятельности на разных этапах преподавания и уровнях языкового образования;
  • способы, приемы и средства управления самостоятельной работой по иностранному языку, развитие автономии обучающихся на разных этапах и уровнях языкового образования;
  • использование инновационных технологий обучения иностранным языкам с учетом требований личностно-ориентированного подхода;
  • критерии, формы и способы мониторинга качества обучения иностранным языкам, реализации развивающего и воспитательного потенциала данной учебной дисциплины;
  • прогнозирование основных направлений развития методики обучения иностранным языкам.

Сдающий экзамен должен иметь правильное представление о методах и основных этапах проведения научно-методического исследования, обработке его результатов, корректно использовать методическую терминологию.

Подготовка аспирантов (соискателей) к кандидатскому экзамену по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) осуществляется в процессе посещения лекций и семинаров спецкурсов «Методология педагогического исследования» и «Теория методики обучения иностранным языкам», а также в условиях самостоятельной работы.

Кандидатский экзамен включает три обязательных вопроса, касающихся:

  • одной из теоретических проблем методики обучения иностранным языкам;
  • методики обучения языковому материалу и/или видам иноязычной речевой деятельности (на материале английского, немецкого, французского, испанского или другого иностранного языка);
  • основных положений осуществляемого диссертационного исследования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. Методологические основы теории и методики обучения и воспитания (иностранные языки)

Тема 1. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Ключевые слова:  методология, педагогическое исследование, методы педагогического исследования

Методология педагогической науки, ее уровни и функции. Основные методологические подходы в педагогике. Методы педагогического исследования.

Тема 2. Образование как социокультурный феномен и как общечеловеческая ценность

Ключевые слова:  образование, концепция образования, содержание образования, образовательная парадигма

Цели и задачи образования в отечественной и зарубежной теории и практике. Понятие содержания образования. Различные концепции содержания образования. Основные положения современной образовательной парадигмы. Национальная система образования в Республике Беларусь.

Тема 3. Общие закономерности развития и воспитания личности

Ключевые слова:  психологическое развитие личности, закономерности воспитания

Развитие личности как педагогическая проблема. Деятельность как фактор развития личности. Концепция психического развития личности (по Л.С. Выготскому). Воспитание и формирование личности.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как наука

Ключевые слова:  объект методики, предмет методики, принципы обучения, метод, способ обучения, методический прием

Объект, предмет, цели и задачи методики как науки. Основные методические категории. Методы исследования процесса обучения иностранным языкам.

Тема 2. Связь методики обучения иностранным языкам с другими науками

Ключевые слова:  язык и мышление, образовательный, познавательный, развивающий и воспитательный аспекты, речь, речевая деятельность, общение, усвоение иностранного языка, поэтапное формирование умственных действий

Философские основы языкового образования. Дидактические основы обучения иностранным языкам: взаимосвязь образовательного, познавательного, развивающего и воспитательного аспектов в обучении. Лингвистические и психолингвистические основы обучения иностранным языкам: соотношение языка, речи и речевой деятельности в процессе обучения. Психологические основы обучения иностранным языкам: теории усвоения иностранного языка (теория деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий и др.).

Тема 3. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования

Ключевые слова:  концепция, образовательный стандарт, учебная программа, компетенция, компетентность, подготовка кадров

Концепция непрерывного обучения иностранным языкам в Республике Беларусь. Нормативно-методическое обеспечение непрерывного обучения иностранным языкам. Проблема разработки государственных образовательных стандартов и учебных программ разных типов. Содержание обучения иностранным языкам на разных уровнях образования. Особенности обучения иностранным языкам на разных этапах и уровнях непрерывного образования. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по иностранным языкам для разных ступеней системы непрерывного образования.

Тема 4. Методические концепции обучения иностранным языкам в истории отечественной и зарубежной методики

Ключевые слова:  прямизм, неопрямизм, сознательность, интуитивное овладение иностранным языком, взаимодействие видов речевой деятельности, взаимодействие родного и изучаемого языков

Основные подходы к описанию развития методов преподавания иностранных языков: хронологический, логико-хронологический, логический (моделирование). Психологические и лингвистические предпосылки возникновения методов обучения иностранным языкам.

Этапы развития зарубежной методики обучения иностранным языкам.

Этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам.

Основные проблемы обучения иностранному языку на разных этапах развития отечественной и зарубежной методики: соотношение сознательного и интуитивного, формы и функции; взаимодействие родного и изучаемого (иностранного) языков; взаимодействие видов речевой деятельности.

Тема 5. Современные методические подходы и методы  обучения иностранным языкам

Ключевые слова:  методический подход, метод, коммуникативность, когнитивность, речемыслительная активность, функциональность, интенсивность, резервные возможности личности

Социальные предпосылки, психолого-дидактические и лингвистические основы развития современных методов обучения иностранным языкам. Коммуникативность и когнитивность как ведущие категории современной методики. Характеристика различных подходов к коммуникативному обучению иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике. Сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам (цели, принципы, приемы, упражнения, средства). Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам.

Характеристика интенсивных методов обучения иностранным языкам (суггестопедический метод, метод активизации резервных возможностей личности).

Тема 6. Обучение иностранным языкам в контексте «диалога культур»

Ключевые слова:  диалог культур, межкультурная коммуникация, социокультурная компетенция, аутентичность, иноязычная культура, лингвострановедение, фоновые знания, узус, речевой этикет,  адекватное речевое поведение

Формирование поликультурной многоязычной личности как стратегическая цель обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования в Республике Беларусь. Язык и культура, их взаимосвязь и взаимозависимость. Формирование и развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в контексте диалога культур. Пути и способы формирования социокультурных знаний, навыков и умений на разных этапах обучения и уровнях языкового образования.

Тема 7. Организация учебно-воспитательного процесса по иностранному языку

Ключевые слова:  урок (аудиторное занятие), внеаудиторное занятие, факультатив, курсы по выбору, тип и вид урока, виды планов, технология урока

Основные формы организации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку и их образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Урок (занятие) как основная организационная единица учебного процесса. Методическое содержание урока иностранного языка. Типология уроков иностранного языка. Структура и содержание уроков разных типов и видов. Технология проведения урока.

Особенности планирования учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на разных этапах и уровнях языкового образования.

Тема 8. Учебно-методическое обеспечение непрерывного обучения иностранным языкам

Ключевые слова:  цели обучения, содержание обучения, учебно-методический комплекс (УМК), принципы построения УМК, критерии анализа

Цели и содержание обучения иностранным языкам. Роль и место учебно-методического комплекса в учебном процессе. Дидактические и методические принципы построения УМК для разных ступеней непрерывного обучения иностранным языкам. Особенности структуры и содержания УМК. Критерии методического анализа и оценки УМК.

Тема 9. Отбор и методическая организация учебного материала для развития различных видов речевой деятельности

Ключевые слова: критерии отбора, методический подход, моделирование системы речи, единицы языка, единицы речи, структура/ модель, речевой образец, единица отбора, методическая типология

Различные подходы к отбору языкового и речевого материала. Коммуникативный минимум. Принципы отбора языкового и речевого минимума. Методическая типология. Способы методической организации языкового и речевого материала.

Тема 10. Система упражнений в обучении иностранным языкам

Ключевые слова:  упражнение, тип упражнения, вид упражнения, система упражнений, комплекс упражнений, структура упражнения, адекватность упражнений

Различные подходы к разработке системы упражнений в отечественной и зарубежной методике. Проблема типологии упражнений. Характеристика упражнений для а) формирования знаний и первичных умений; б) формирования и совершенствования навыков; в) развития речевых умений.

Тема 11. Методика обучения языковому материалу

Ключевые слова:  языковой и речевой навык, языковой минимум, аппроксимация,  лексическая единица, потенциальный словарь, семантизация, грамматическое правило, введение, тренировка, применение

Продуктивный и рецептивный минимум. Различные методические подходы к формированию слухо-произносительных, ритмико-интонационных, лексических и грамматических навыков. Методическая организация языкового материала. Этапы обучения. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования произносительных, лексических и грамматических навыков на разных этапах обучения в системе непрерывного языкового образования.

Тема 12. Общение как цель и как средство обучения иностранным языкам

Ключевые слова:  общение, коммуникативный, интерактивный, перцептивный аспекты, виды, функции общения, вербальные и невербальные средства общения, педагогическое общение

Общая характеристика общения на иностранном языке. Основные аспекты, формы и функции общения. Механизмы речевого общения. Предмет, цель, продукт, способы и средства общения. Педагогическое общение в процессе обучения иностранному языку.

Тема 13. Обучение восприятию и пониманию иноязычной речи на слух

Ключевые слова:  аудирование, психофизиологические механизмы аудирования, уровни понимания, трудности аудирования, аудитивные навыки и умения

Характеристика аудирования как вида речевой деятельности. Языковые, содержательные, смысловые и социокультурные трудности аудирования, способы их предупреждения и преодоления. Характеристика аудитивных навыков и умений. Этапы обучения аудированию, комплекс упражнений для формирования навыков и развития умений. Особенности обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух на разных уровнях языкового образования.

Тема 14. Обучение иноязычному говорению

Ключевые слова:  психофизиологические механизмы говорения, диалог, монолог, полилог, функциональные типы высказывания, единицы обучения, типы и виды опор

Характеристика говорения как вида речевой деятельности.

Психологические и лингвистические особенности монологической и диалогической речи. Функциональные типы и виды диалога и монолога. Различные методические подходы к обучению диалогической и монологической речи. Единицы обучения. Этапы обучения, комплекс упражнений для формирования навыков и развития умений диалогической и монологической речи. Характеристика опор, используемых в обучении диалогической и монологической речи. Обучение полилогу. Особенности обучения иноязычному говорению на разных уровнях языкового образования.

Тема 15. Обучение чтению на иностранном языке

Ключевые слова:  психофизиологические механизмы чтения, уровни понимания, полнота, точность, глубина понимания, трудности чтения, техника чтения, виды чтения, аутентичный текст, навыки и умения чтения

Чтение как цель и как средство обучения. Характеристика чтения как вида речевой деятельности. Качественные характеристики понимания читаемого. Особенности разных видов чтения. Трудности чтения, способы их предупреждения и преодоления. Характеристика навыков и умений чтения. Обучение технике чтения. Обучение разным видам чтения: этапы, комплекс упражнений. Особенности обучения чтению на разных уровнях языкового образования.

Тема 16. Обучение письму и письменной речи на иностранном языке

Ключевые слова:  письмо, письменная речь, техника письма, каллиграфия, орфография, репродуктивная письменная речь, продуктивная (творческая) письменная речь, виды письменной речи

Характеристика письменной речи как вида речевой деятельности. Проблема типологии письменной речи. Трудности письменной речи, способы их предупреждения и преодоления. Характеристика навыков и умений письменной речи. Обучение технике письма. Обучение репродуктивным и продуктивным видам письменной речи: этапы, комплекс упражнений. Особенности обучения письменной иноязычной речи на разных уровнях языкового образования.

Тема 17. Контроль качества обучения иностранным языкам

Ключевые слова:  оценка, отметка, уровень владения иностранным языком, функции контроля, самоконтроль, взаимоконтроль, объекты контроля, критерии оценки, формы и приемы контроля, тестирование, виды тестов

Контроль как методическая проблема. Функции, виды и объекты контроля в обучении иностранным языкам. Проблема выделения критериев оценки уровня сформированности знаний, навыков и умений. Общеевропейский подход к выделению уровней владения иностранным языком. Формы, приемы и средства контроля. Тестирование: сущность, функции, виды тестов и способы организации тестирования. Особенности контроля на разных этапах обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования.

Тема 18. Самостоятельная работа в процессе обучения иностранным языкам

Ключевые слова:  самостоятельная работа, виды и формы самостоятельной работы, автономия, автономное учение, учебно-познавательные умения, управление самостоятельной работой

Цели и функции самостоятельной работы в процессе овладения иностранным языком. Виды и формы самостоятельной работы на разных этапах обучения и уровнях языкового образования. Понятие автономности учения. Характеристика учебно-познавательных умений. Способы и средства управления самостоятельной работой и развития автономии на разных этапах обучения в разных типах учебных заведений.

Тема 19. Использование инновационных социальных технологий в обучении иностранным языкам

Ключевые слова:  инновация, социальные технологии, проект, взаимодействие, сотрудничество, проблемная задача (ситуация), Европейский языковой портфолио, рефлексия

Понятие «инновационные социальные технологии», их виды. Дидактические и методические возможности социальных технологий в обучении иноязычному общению. Возможности и преимущества использования проектной технологии, обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, «Языкового портфолио» в обучении иноязычному общению. Методическое обеспечение применения инновационных технологий в учебном процессе. Особенности использования социальных технологий на разных этапах обучения и уровнях языкового образования.

Тема 20. Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам

Ключевые слова:  информационные технологии, естественная языковая среда, мультимедийные программы, дистанционное обучение, компьютерные телекоммуникационные сети, Интернет-технологии

Роль и место современных информационных технологий в системе непрерывного обучения иностранным языкам. Виды информационных технологий. Возможности и преимущества информационных технологий в обучении иноязычному общению. Методическое обеспечение информационных технологий. Особенности применения информационных технологий и сети Интернет для обучения иноязычному общению на разных уровнях языкового образования.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные документы

  1. Баранова, Н.П. Концепция обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь / Н.П. Баранова,
    П.К. Бабинская [и др.] // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2002. – № 3. – С. 21 – 28.
  2. Баранова, Н.П. К проблеме разработки концепции учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2005. – № 2. – С. 3 – 7.
  3. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (общие положения) // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. –2003. – № 3. – С.49 –59.
  4. Концепция образования и воспитания в Беларуси // Адукацыя i выхаванне/ Под ред. В.П. Пархоменко; пер. с белор. Н.Ю. Зайцевой. – 1995. – № 6. – С. 113 – 160.
  5. Методика преподавания иностранных языков: учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 06 01-01 – «Современные иностранные языки (преподавание)» / Сост.: Т.П.Леонтьева [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2005. – 38 с.
  6. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с углубленным изучением иностранного языка с 12-летним сроком обучения: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский). Подготовительный – XI классы. / Сост.:
    Т.П. Леонтьева [и др.]. – Минск: НИО, 2003. – 64 с.
  7. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего  образования, с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения, с повышенным уровнем изучения  иностранного  языка: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский). I – XII классы. / Сост.: Е.А. Маслыко [и др.]. – Минск: НИО, 2004. – 64 с.
  8. Иностранный язык: учебная программа для непрофильных спец. классических университетов / Л.В. Хведченя, И.М. Андреасян, Г.П. Савченко. – Мн.: БГУ, 2005. – 47 с.

Монографии, учебники и учебные пособия

  1. Алхазишвили, А.А. Психологические основы обучения устной иностранной речи / А.А. Алхазишвили. – Тбилиси: Гантлеба, 1974. – 218 с. 
  2. Андреева, Г.И. Социальная психология / Г.И. Андреева. – М.: МГУ, 1980. – 415 с.
  3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
  4. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /
    Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 227 с.
  5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989.
  6. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие / И.Л. Бим. – Обнинск: Титул, 2001. – 48 с.
  7. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  8. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод. пособие / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999. – 112 с.
  9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования /
    Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1956. – 504 с.
  10. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе /
    К.В. Гавриловец. – Мн.: Полымя, 2000.
  11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165с.
  12. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. –  М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
  13. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высших пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 336 с.
  14. Гурвич, П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков / П.Б. Гурвич. – Владимир: Владим. госпединститут им. Лебедева-Полянского, 1980. – 104с.
  15. Дейк, Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация: Сб. работ / Сост. В.В. Петрова. – М.: Прогресс, 1989. – 290 с.
  16. Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М.Я. Демьяненко, К.Я. Лазаренко, С.Ф. Мельник. – Киев: Вища школа, 1984. – 255 с.
  17. Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи учителя: уч.-методическое пособие / Н.Т. Ерчак. – Мн.: МГЛУ, 2004. – 143 с.
  18. Есипович, К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе / К.Б. Есипович. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
  19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 371 с.
  20. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук,
    И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.
  21. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2003. – 383 с.
  22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебн. для вузов / И.А. Зимняя. –  2-е изд, доп. и перераб. – М.: Логос, 2001. – 384с.
  23. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. –  М.: Рус. яз., 1989. – 219с.
  24. Зубов, А.В. Дистанционное обучение иностранным языкам / А.В. Зубов, Р. Хайчук. – Белосток: Trans Humana, 2005. – 176 с.
  25. Индивидуализация в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 19. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 
    40 с.
  26. История методики: учебное пособие: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 20. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч. 1.– 40 с.
  27. История методики: учебное пособие: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 21. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч.2. – 40 с.
  28. Кабинет иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.
  29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 364 с.
  30. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Высш. шк., 1986. – 101 с.
  31. Кларин, М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин. – М., 1989.
  32. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. – М.: Просвещение, 1973. – 223 с.
  33. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264с.
  34. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков /
    И.Ф. Комков. – Минск: Выш. шк., 1979. – 350 с.
  35. Коммуникативность в обучении современным языкам. – Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995. – 309 с.
  36. Контроль в обучении иностранным языкам / Под ред. Е.И. Пассова, 
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», 
    № 17. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  37. Кубрякова, Е.С. Язык и знание / Е.С. Кубрякова // На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН. Ин-т языкознания. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.
  38. Ладо, Р. Обучение иностранному языку / Р. Ладо // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – М.: Просвещение, 1967. – С. 52 – 85.
  39. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
  40. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: МПСИ, 2001. – 448 с.
  41. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  42. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  43. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Мн.: Выш. школа, 1999. – 522 с.
  44. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
    А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 193 с.
  45. Методика как наука: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова,
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 1. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  46. Методическое мастерство учителя: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 18. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  47. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку /
    Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
  48. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. – М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2002. – 420 с.
  49. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
  50. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 11. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  51. Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 15. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  52. Обучение письму: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, 
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», 
    № 14. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  53. Обучение чтению: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, 
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», 
    № 13. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  54. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 360 с.
  55. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. – М.: изд-во МГЛУ, 2003. – 245 с.
  56. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв./ Под ред. И.В. Рахманова. – М.: Педагогика, 1972. – 320 с.
  57. Пальмер, Г. Устный метод обучения иностранным языкам / Г. Пальмер. – М.: Учпедгиз, 1961. – 161 с.
  58. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е.И. Пассов. – Мн.: Лексис, 2003. – 182с.
  59. Пассов, Е.И. Методология методики: теория и опыт применения (избранное) / Е.И. Пассов. – Липецк: Методическая школа Пассова, 2002. – 226с.
  60. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – 198 с.
  61. Пассов, Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере деятельности учителя иностранного языка / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев [и др]. – М.: Флинта; Наука, 2001. – 220 с.
  62. Принципы обучения иностранным языкам / Под ред. Е.И. Пассова, 
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 4. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  63. Проблема навыков и умений в обучении иностранному языку / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 7. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  64. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке /
    И.В. Рахманов.– М.: Высш. школа, 1980. – 120 с.
  65. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  66. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: изд-во АН СССР, 1976. – 328 с.
  67. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.
  68. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях: о чем спорят в языковой педагогике.  / В.В. Сафонова. – М.: Еврошкола, 2004. – 236с.
  69. Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе / В.В. Сафонова. – М.: Еврошкола, 2001. – 271 с.
  70. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.
  71. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 3. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  72. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
  73. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
  74. Тарасюк, Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка) / Н.А. Тарасюк. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2000. – 112 с.
  75. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово/ Slovo, 2000. – 264с.
  76. Упражнения как средства обучения: учебное пособие: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 5. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч. 1.– 40 с.
  77. Упражнения как средства обучения: учебное пособие: в 2 ч. / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 6. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч.2. – 40 с.
  78. Урок иностранного языка: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, 
    Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», 
    № 16. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  79. Уэст, М. Обучение английскому языку в трудных условиях / М. Уэст. –М.: Просвещение, 1966. – 116 с.
  80. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. – М.: Высшая школа, 1987. – 207 с.
  81. Формирование грамматических навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 9. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч.2. – 40 с.
  82. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. 
    Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 8. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч.2. – 40 с.
  83. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 10. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – Ч.2. – 40 с.
  84. Фриз, Ч. Преподавание и изучение английского языка как иностранного / Ч. Фриз // Методика обучения иностранным языкам за рубежом. – М.: Педагогика, 1967. – С. 33 –52.
  85. Хведченя, Л.В. Содержание иноязычного образования: история и современность / Л.В. Хведченя. – Мн.: БГУ, 2002. – 276 с.
  86. Цели обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред.
    Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 2. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
  87. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
  88. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – Л.: Просвещение, 1986. – 223 с.
  89. Штульман, Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам / Э.А. Штульман; под ред. З.Д. Поповой. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1971. – 144 с.
  90. Шубин, Э.П. Языковая коммуникация в обучении иностранному языку / Э.Л. Шубин. – М.: Просвещение, 1974. – 351 с.
  91. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в школе: Общие вопросы методики: учеб. пособие для студентов филол. фак-тов / Л.В. Щерба. – М.: СПб.: Филологич. фак-т СПбГУ; М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 160 с.
  92. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
  93. English Proficiency Testing for School Leavers: пособие для учителей / Авт.-сост. Е.А. Маслыко и др. – Мн.: НМЦентр, 1999. – 224 с.

Статьи

  1. Акопянц, А.М. Лингвопрагматика и методика обучения иностранным языкам / А.М. Акопянц // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – 
    С. 15 – 19.
  2. Алексеева, Г.Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи / 
    Г.Г. Алексеева //  Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 51 – 54.
  3. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18 – 22.
  4. Андреасян, И.М. Технологии обучения как средство оптимизации иноязычного образовательного процесса / И.М. Андреасян, 
    М.В. Кравченко // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2004. – № 6. – С. 54 – 62.
  5. Андрюхина, И.А. Работа с аутентичными письмами на уроках немецкого языка / И.А. Андрюхина, Г.Г. Латыш // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 3. – С. 23 – 27.
  6. Аниськович, Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия / Н.Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2002. – № 2. –С. 38 – 49.
  7. Аппатова, Р.С. Проблемы обучения полилогу на уроке иностранного языка / Р.С. Аппатова // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 5. – 
    С. 23 – 26.
  8. Ариян, М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 2. – С. 9 – 12.
  9. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 17 – 22.
  10. Бабинская, П.К. Коммуникативно-когнитивный подход к овладению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации / 
    П.К. Бабинская, А.А. Мирский // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2001. – № 1. – С. 4 – 6.
  11. Бабинская, П.К. Некоторые пути создания проблемных задач в процессе овладения иноязычной речью / П.К. Бабинская // Методика обучения иностранным языкам: Романское и германское языкознание. – Мн.: Выш. школа, 1986. – Вып. 1. – С. 26 – 31.
  12. Бабинская, П.К. Некоторые тенденции реализации методических подходов в учебниках по иностранным языкам / П.К. Бабинская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2002. – № 2. – С. 50 – 56.
  13. Бабинская, П.К. Особенности построения учебно-методического комплекса по иностранному языку для средней школы / П.К. Бабинская // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2002. –
    № 4. – С. 60 – 69.
  14. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 3. – С. 20 – 25.
  15. Баценко, И.В. Лингво-психологическая модель лексикона как основа обучения лексическому аспекту речи / И.В. Баценко // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2002. – № 2. – С. 10 – 16.
  16. Баценко, И.В. Семантическое картирование как способ работы над лексическим материалом / И.В. Баценко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2002. – № 2. – С. 26 – 31.
  17. Бендецкая, М.Е. Учебные дебаты как способ моделирования общения для обучения иноязычной убеждающей речи / М.Е. Бендецкая // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика обучения иностранным языкам. – 2006. – №1 (9). – С. 92 – 101.
  18. Береговская, Э.М. Путь к чтению без принуждения / Э.М. Береговская // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 1. – С. 45 – 49.
  19. Бим, И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // И.Л. Бим, О.В. Афанасьева, О.А. Радченко // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 13 – 17.
  20. Бим, И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 6. – С. 8 – 14.
  21. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. – 
    № 3. – С. 3 – 7.
  22. Брейгина, М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / 
    М.Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. – С. 23 – 28. – № 2. – С. 10 – 14.
  23. Бубнова, И.А. Иерархия коммуникативно-грамматических заданий для формирования культурологически маркированного концепта времени /
    И.А. Бубнова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – № 3. – С. 3 – 18.
  24. Будько, А.Ф. Как обучать грамматике немецкого языка в школе /
    А.Ф. Будько // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2002. – № 2. – 
    С. 31 – 37.
  25. Будько, А.Ф. Стратегии учения в процессе обучения иностранным языкам в школе на основе личностно-ориентированного подхода / А.Ф. Будько // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2003. –
    № 5. – С. 90 – 97.
  26. Букичева, О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе (четырехлетняя начальная школа) /
    О.А. Букичева // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – 
    С. 50 – 53.
  27. Бухаркина, М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? / М.Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 29 – 33.
  28. Вайсбурд, М.Л. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / М.Л. Вайсбурд, С.А. Блохина // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 1. – С. 19 – 24; № 2. – С. 33 – 38.
  29. Вайсбурд, М.Л. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроках иностранного языка / М.Л. Вайсбурд, Л.Н. Пустосмехова // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – С. 3 – 8.
  30. Веренинова, Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков / 
    Ж.Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5. – С. 10 – 16.
  31. Верисокин, Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 31 – 34.
  32. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23 – 29, 61.
  33. Волондина, Л.А. Контроль на уроках английского языка в младших классах / Л.А. Волондина // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – С. 53 – 56.
  34. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 6. – С. 56 – 61.
  35. Гальскова, Н.Д. Проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3 – 8.
  36. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 6 – 11.
  37. Гец, М.Г. Некоторые лингвистические особенности обучения творческой письменной речи / М.Г. Гец // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 2002. – № 2. – С. 56 – 63.
  38. Горлова, Н.А. Подготовка преподавателей иностранного языка для дошкольных образовательных учреждений / Н.А. Горлова // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6. – С. 70 – 77.
  39. Грибанова, К.И. Обучение письменной речи на начальном этапе /
    К.И. Грибанова // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 2. – С. 18 – 22.
  40. Грицкевич, Н.П. Использование электронной почты в обучении иноязычной коммуникации / Н.П. Грицкевич, С.Е. Гридюшко // Обучение иностранным языкам на рубеже столетий: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 12 – 13 декабря 2000 г: в 2-х ч. / МГЛУ; под ред. Н.П.Барановой. – Минск: МГЛУ, 2000. – Ч.1. – С. 14 – 15.
  41. Дружинина, М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку / М.В. Дружинина // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 2. – С. 67 – 69.
  42. Елухина, Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 2. – С. 28 – 36.
  43. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н.В. Елухина // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев; под ред. И.Л. Бим [и др.]. – М.: Рус. яз.,1991. – С. 226 – 271.
  44. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С.9 – 12.
  45. Захарова, Г.В. Педагогическое обоснование коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в Германии / Г.В. Захарова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – С. 75 – 81.
  46. Зимняя, И.А. Условия формирования навыка говорения на иностранном языке и критерии его отработанности / И.А. Зимняя // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев; под ред. И.Л. Бим [и др.]. – М.: Рус. яз., 1991. – 360с.
  47. Ильина, Л.Е. Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учет знаний / Л.Е. Ильина // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 6. – С. 44 – 48.
  48. Исаева, Н.П. Проведение промежуточного контроля навыков и умений учащихся в письменной речи / Н.П. Исаева // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 54 – 56.
  49. Капаева, А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А.Е. Капаева // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 12 – 17.
  50. Колесникова, И.Л. Что такое аутентичное речевое поведение / 
    И.Л. Колесникова, О.А. Долгина // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 33 – 38.
  51. Копцюг, Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся / Н.М. Копцюг // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 62 – 67.
  52. Коржачкина, О.М. Соотношение сознательного и бессознательного при обучении иностранному языку / О.М. Коржачкина // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 24 – 30.
  53. Короткевич, Ж.А. Методическая последовательность предъявления лингвострановедческих текстов во взаимосвязанном обучении видам речевой деятельности / Ж.А. Короткевич // Вестник МГЛУ. Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. Серия 2. – 2006. – № 1 (9). –
    С. 142 – 149.
  54. Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / 
    Н.Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9 – 14.
  55. Крутских, А.В. Коммуникативно-направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно-лингвистической гимназии / А.В. Крутских // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 6. – С. 12 – 20.
  56. Кубарева, В.В. Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе / В.В. Кубарева, 
    А.Ю. Старикова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С. 16 – 19.
  57. Кубрякова, Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: Обзор / Е.С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность. – М.: Инион РАН, 2000. – С. 7 – 25.
  58. Куклина, С.С. Диалог культур становится реальностью / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 6. – С. 82 – 86.
  59. Леонтьев, П.М. Структура и основные характеристики устного аргументативного дискурса как вида иноязычного общения / 
    П.М. Леонтьев // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – № 5. – С. 50 – 53.
  60. Леонтьева, Т.П. Белорусская модель европейского языкового портфеля: перспективы разработки и внедрения / Т.П. Леонтьева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2003. – № 3. – С. 3 – 9.
  61. Леонтьева, Т.П. Дидактические возможности использования интерактивного видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков.– Минск, 1999. – № 1. – С. 127 – 133.
  62. Леонтьева, Т.П. Принципы использования видеотехнологий в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Непрерывное обучение ин. языкам: методология, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 17 -18 декабря 2002г.: в 3-х ч. / МГЛУ; под ред. Н.П.Барановой. – Минск : МГЛУ, 2002. – Ч. 1. – С. 53 – 56.
  63. Мильман, Р.Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков / Р.Г. Мильман // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 5. – С. 61 – 66; № 6. – С. 44 – 48.
  64. Мильруд, Р.П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, А.В. Матиенко,
    И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 7. – С. 32 – 41.
  65. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / 
    Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 2. – С. 5 – 11.
  66. Мильруд, Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 6. – С. 7 – 12.
  67. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд,
    И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 9 – 15; № 5. – С. 17 – 22..
  68. Мильруд, Р.П. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста / 
    Р.П. Мильруд, А.А. Гончаров // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 1. –
    С. 12 – 18.
  69. Мильруд, Р.П. Языковой тест: проблемы педагогических измерений / Р.П. Мильруд, А.В. Матиенко // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – С. 7 – 13.
  70. Мишина, Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г.С. Мишина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54 – 57.
  71. Мыльцева, Н.А. Подготовка специалистов со знанием иностранных языков в высших учебных заведениях / Н.А. Мыльцева // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 7. – С. 11 – 19.
  72. Ощепкова, Т.В. Приемы обучения различным видам чтения /
    Т.В. Ощепкова, М.М. Пролыгина, Д.А. Старкова // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 3. – С. 14 – 21.
  73. Петрова, Н.В. Текст и дискурс / Н.В. Петрова // Вопросы языкознания. – 2003. – № 6. – С. 123 – 131.
  74. Полат, Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 2. – С. 26 – 33.
  75. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14 – 19.
  76. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 5. – С. 6 – 11; № 6. – С. 18 – 24.
  77. Поляков, О.В. Самоконтроль в обучении иностранному языку / 
    О.В. Поляков // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 7. – С. 49 – 52.
  78. Поляков, О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку / О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 12 – 16.
  79. Пониматко, А.П. Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы / А.П. Пониматко // Теория и практика подготовки к межкультурной коммуникации в системе непрерывного обучения иностранным языкам: материалы докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 – 21 декабря 2005г.: в 3 ч. / МГЛУ; отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск, 2006. – Ч. 1. – С. 17 – 23.
  80. Рабинович, Ф.М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 1. – С. 9 – 17.
  81. Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. – 2001. – 
    № 3. – С. 17 – 21.
  82. Силкович, Л.А. Некоторые психолингвистические особенности целевого поиска информации в процессе чтения иностранной литературы по специальности / Л.А. Силкович // Вестник МГЛУ. Серия 2. Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 1999. – № 1. – С. 12 – 19.
  83. Ситнов, Ю.А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма / Ю.А. Ситнов // Иностранные языки в школе. – 2005. – 
    № 7. – С. 42 – 48.
  84. Смирнов, И.Б. К вопросу о разграничении методических понятий «антиципация» и «прогнозирование» / И.Б. Смирнов // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 1. – С. 3 – 6.
  85. Смирнов, И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И.Б. Смирнов // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 6. – С. 11 – 14.
  86. Соловова, Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 2. – С. 11 – 17; № 3. – С. 41 – 44.
  87. Соловова, Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8 – 11.
  88. Соловова, Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 8 – 12.
  89. Сорокина, И.Н. Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения / И.Н. Сорокина // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 3. – С. 54 – 56.
  90. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях поликультурного образования / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 4. – С. 14 – 20.
  91. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 4. – С. 81 – 86.
  92. Тазьмина, Л.В. Планирование урока английского языка / Л.В. Тазьмина // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 5. – С. 5 – 10.
  93. Тамбовкина, Т.Ю. О некоторых методах самообучения иностранным языкам / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 5. – С. 29 – 34.
  94. Тамбовкина, Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов /
    Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63 – 68.
  95. Тен, Э.Г. Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения / Э.Г. Тен // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 23 – 26.
  96. Ухванова-Шмыгова, И.Ф. Дискурс-анализ в контексте современных исследования / И.Ф. Ухванова-Шмыгова // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов / Под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. – Минск: Технопринт, 2002. – Вып. 3. – 360 с.
  97. Федотова, И.М. Об изучении транскрипции на начальном этапе обучения/ И.М. Федотова // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 1. – С. 28 – 29.
  98. Фрейдлин, Е.Г. Обучение работе с прессой в старших классах лингвистического лицея / Е.Г. Фрейдлин // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 38 – 43.
  99. Чернова, Г.М. Коммуникативная грамматика на уроках французского языка: степени сравнения наречий / Г.М. Чернова // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 78 – 82.
  100. Чепик, И.В. О приемах работы с газетными текстами на французском языке / И.В. Чепик // Теория и практика подготовки к межкультурной коммуникации в системе непрерывного обучения иностранным языкам: материалы докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 – 21 декабря 2005г.: в 3 ч. / МГЛУ; отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск, 2006. – Ч. 2. – С. 150 – 152.
  101. Шамов, А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 6. – С. 56 – 63.
  102. Швецова, Г.П. Работа с текстом прагматического характера на французском языке / Г.П. Швецова // Иностранные языки в школе. – 2000. –
    № 4. – С. 36 – 39.
  103. Щепилова, А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании / 
    А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 2. – С. 4 – 11.
  104. Шимчук, Л.В. Современные компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / Л.В. Шимчук, С.В. Ястребова // Вестник МГЛУ. Серия Психология обучения иностранным языкам. Педагогика. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, 1999. – № 1. – С. 120 – 127.
  105. Яковлева, Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку / Л.Н. Яковлева // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6. – С. 4 – 7.
  106. Якушев, М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка / М.В. Якушев // Иностранные языки в школе. – 2000. –
    № 1. – С. 16 – 23.

Авторефераты диссертаций

  1. Баценко, И.В. Формирование у студентов неязыкового вуза иноязычного лексикона (на материале англ. языка): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / И.В. Баценко; МГЛУ. – Минск, 2003. – 16 с.
  2. Горская, И.А. Методика предупреждения и коррекции языковых ошибок в речи учащихся (англ. язык; педагогический колледж): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / И.А. Горская; МГЛУ. – Минск, 2003. – 16 с.
  3. Кочукова, О.В. Обучение пониманию социокультурного содержания иноязычного дискурса художественных видеофильмов, языковой вуз): автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Кочукова; ТГУ им. Г.Р.Державина. – Тамбов, 2004. – 17с.
  4. Крючкова, Н.Е. Формирование взаимодействия между учителем и учащимися на основе личностно-ориентированного подхода (на раннем этапе обучения английскому языку): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Е. Крючкова; ТГУ им. Г.Р.Державина.  – Тамбов, 2006. – 22 с.
  5. Лаптева, Н.Е. Формирование речевого лексического навыка на основе дифференцированного использования знаний (нем. язык, неязыковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Е. Лаптева; МГЛУ. – Минск, 2004. – 16 с.
  6. Могилевцев, С.А. Формирование социокультурной компетенции на основе англоязычных информационных материалов спутникового телевидения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Могилевцев; МГЛУ. – Минск, 2002. – 16 с.
  7. Панкратова, Е.Н. Обучение профессионально-ориентированному чтению как когнитивно-информационной деятельности на 3-5 курсах неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Панкратова; ТГУ. – Тамбов, 2006. – 21 с.
  8. Параева, Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Б. Параева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2001.
  9. Покусаева, Т.Н. Обучение студентов-лингвистов монологическому высказыванию на основе проектной деятельности (на материале англ. языка): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.Н. Покусаева. – Пятигорск, 2006. – 18 с.
  10. Силкович, Л.А. Обучение студентов агротехнического вуза целевому поиску информации в процессе чтения англоязычной литературы по специальности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / 
    Л.А. Силкович; МГЛУ. – Минск, 2001. – 16 с.
  11. Смирнова, Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности (языковой и неязыковой вузы): автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.П. Смирнова. – М., 1982. – 18с.

Литература на иностранных языках

Английский язык

  1. Brown, D. Teaching by Principles: an Interactive Approach to Language Pedagogy. – 2nd edition / D. Brown. – Addison Wesley; Longman, 2001. – 480 p.
  2. Communication in the Modern Languages Classroom / J. Sheils. – Strasbourg: Council of Europe Press, 1993. – 309 p.
  3. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. – New Edition. – London and New York: Longman Group, 1997. – 296 p.
  4. Krashen, S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition /
    S.P. Krashen: Language Teaching Methodology Series / General ed. C.N. Candlin. – New-York – London: Prentice-Hall International, 1987. – 202 p.
  5. Larsen-Freeman, D. Techniques and Principles in Language Teaching /
    D. Larsen –Freeman. – Oxford: Oxford University Press, 1986. – 142 p.
  6. Modern Media in Foreign Language Education: Theory and Implementation / Ed. by Wm. F. Smith. In conjunction with the American Council on the Teaching of Foreign Languages. – Lincolnwood: National Textbook Company, 1994. – 295 p.
  7. Richard-Amato, P.-A. Making It Happen. Interaction in the Second Language Classroom: From Theory to Practice / P.-A. Richard-Amato. – New York and London: Longman, 1988. – 426 p.
  8. Rodgers, T. Methodology in the New Millennium / T. Rodgers // English Teaching Forum. –  № 2. – April, 2000. – P. 2 – 12.
  9. Ur, P. Discussions that Work: Task-centered Fluency Practice / P. Ur. – Cambridge: Cambridge University Press, 1988. – 122 p.
  10. Ur, P. Teaching Listening Comprehension / P. Ur. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – 173 p.

Немецкий язык

  1. Apeltauer, E. Grundlagen des Erst- und Fremdsprachenerwerbs: Eine Einführung. Fernstudieneinheit 15 / E. Apeltauer // Red. L. Neuner. – Langenscheidt, 2003. – 176 S.
  2. Bolton, S. Probleme der Leistungsmessung: Lernfortschrittstests in der Grundschule Fernstudieneinheit 10 / S. Bolton // Red. E.-M. Jenkins. – Langenscheidt, 2002. – 200 S.
  3. Brandi, M.-L. Video im Deutschunterricht. Fernstudieneinheit 13 /
    M.-L. Brandi // Red. H. Meese. – Langenscheidt, 2001. – 189 S.
  4. Kast, B. Fertigkeit Schreiben: Fernstudieneinheit 12 / B.Kast // Red.
    E.-M. Jenkins. – Langenscheidt, 1999. – 232 S.
  5. Westhoff, L. Fertigkeit Lesen. Fernstudieneinheit  17 / L. Westhoff // Red. E.-M. Jenkins. – Langenscheidt, 2002. – 176 S.
  6. Wicke, R.E. Kontakte knüpfen. Fernstudieneinheit 9 / R.E. Wicke // Red.
    H. Meese. – Langenscheidt, 1999. – 168 S.
  7. Sheils, J. Kommunikation im Fremdsprachenunterricht / J. Sheils // Rat für kulturelle Zusammenarbeit. – Council of Europe Press, 1994. – 334 S.
  8. Bimmel, P. Lernerautonomie und Lernstrategien. Fernstudieneinheit 23 /
    P. Bimmel, U. Rampillion // Red. H. Meese. – Langenscheidt, 2001. – 208 S.
  9. Neuner, G. Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht /
    G. Neuner,  M. Krüger, U. Grewer // Herausgeber G. Neuner. – Langenscheidt, 1985.
  10. – 184 S.
  11. Dahlhaus, B. Fertigkeit Hören. Fernstudieneinheit 15 / B. Dahlhaus // Red. E.-M. Jenkins. – Langenscheidt, 2001. – 192 S.
  12. Funk, H. Grammatik lehren und lernen. Fernstudieneinheit 1 / H. Funk,
    M. Koenig // Red. E.-M. Jenkins. – Langenscheidt, 2000. – 176 S.
  13. Bohn, R. Probleme der Wortschatzarbeit. Fernstudieneinheit 22 / R. Bohn // Red. H. Meese. – Langenscheidt, 2001. – 192 S.
  14. Gemeinsamer Europäischer Referenzrahmen für Sprachen: lernen, lehren, beurteilen. – Langenscheidt, 2001. – 244 S.
  15. Kontaktschwelle Deutsch als Fremdsprache. – Langenscheidt, 1996. – 503 S.

Французский язык

  1. André, B. Autonomie et enseignement / B. André // Apprentissage des langues. – Paris : Didier-Hatier-Alliance Française, 1989.
  2. Besse, H. Grammaire et didactique des langues / H. Besse, R. Porquier. – Paris : Hatier, 1984.
  3. Bolton, S. Evalution de la compétence communicative en langue étrangère / S. Bolton. – Paris : Crédit – Hatier, 1987.
  4. Calbamand, M. Méthodology de l’enseignement de la prononciation de la matière phonique du français et correction phonétique / M. Calbamand. – Paris : Clé International, 1981.
  5. Calbris, G. Geste et Communication / G. Calbris, L. Porcher. – Paris : Hachette, 1989.
  6. Charnet, C. Rédiger un résumé, un compte rendu, une synthèse / C. Charnet,
    J. Robin-Nipi. – Paris : Hachette, 1997.
  7. Conseil de l’Europe : Cadre européen commun de Référence pour les langues. Apprendre, enseigner, évaluer / Conseil de l’Europe. – Les Editions Didier, 2001. – 245 р.
  8. Jones, C. L’éducation interculturelle : consept, contexte et programme / C. Jones, K. Kimberly. – Strasbourg : Conseil de l’Europe, 1989.
  9. Lemeunier, A. Approche méthodique des textes argumentatifs / A. Lemeunier. – Paris : Hatier, 1997.
  10. Niquet, G. Ecrire avec logique et clarté / G. Niquet. – Paris : Hatier, 1996.
  11. Porcher, L. La civilisation / L. Porcher. – Paris : Clé International, 1986.
  12. Zarate, G. Enseigner une culture étrangère / G. Zarate. – Paris : Hachette, 1986.

Испанский язык

  1. Alvarez, Baz Antonio. El papel del profesor como motivador en la  práctica de la conversación en niveles iniciales / Baz Antonio Alvarez, Ana Ma Hernandez Herrero // II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1993. – P. 41-48.
  2. Arno, Giovannini. Autonomía en el aprendizaje / Giovannini Arno // Aprendizaje y enseñanza del español-lengua extranjera en la enseñanza secundaria y la educación de los adultos. –  Universidad  de Salamanca, 1992. – P. 17-71.
  3. García Barros, Pedro. Propuesta de actividades para la enseñanza de una L2 en niveles avanzados / Pedro Barros García // II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1993. – P. 23-31.
  4. García Fernández, Ma del Mar. La comprensión auditiva en el aula de E/LE: propuesta de actividad / Ma del Mar García Fernández, Isabel Gómez Rubio, Ma Gutiérrez Montes Rosa // II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada,  1993. – P. 79-88.
  5. García Marcos, F. J.  Sociolingüística y didáctica de la lengua extranjera / F. J. García Marcos // Cuestiones metodológicas. Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1992. – P. 99-107.
  6. García, Pedro Barros. La integración de actividades en el aula / Pedro Barros García // Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada,1992. P. 59-66.
  7. Guzmán, Tirado Rafael. Dificultades en el aprendizaje del sistema verbal español para los alumnos rusoshablantes / Tirado Rafael Guzmán, Manuela Herrador del Pino // II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1993. – P. 89-94.
  8. Morales, Ma. La motivación afectiva y social como recurso para la expresión oral en el aula de L2 / Ma Morales, Carmen Alonso //  II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1993. – P. 17-22.
  9. Ortega Arjonilla, Emilio. La potenciación de la producción oral y escrita en una segunda lengua a partir de un enfoque traductológico / Emilio Ortega Arjonilla // II Jornadas sobre aspectos de la enseñanza del español como lengua extranjera. – Granada, 1993. – P. 109-113.
  10. Peris, Martín. La enseñanza mediante tareas / Martín Peris // Aprendizaje y enseñanza del español-lengua extranjera en la enseñanza secundaria y la educación de los adultos. –  Universidad  de Salamanca, 1992. – P.17-71.
  11. Ventura, Salazar. Gramática y enseñanza comunicativa del español-lengua extranjera / Salazar Ventura // Aprendzaje y enseñanza del español-lengua extranjera en la enseñanza secundaria y la educación de los adultos. – Universidad  de Salamanca, 1992. – P. 73-86.