13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (география)

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138
 

Цель и задачи программы-минимума

Цель программы-минимума — способствовать установлению глубины профессиональных знаний соискателя ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02., уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций в области методики преподавания географии.

Задачи программы-минимума:

  • отразить приоритетные направления и этапы исторического развития методики преподавания географии;
  • способствовать раскрытию методологических основ методики преподавания географии как науки, проблем исследования в этой области;
  • выявить уровень сформированности представлений о системе современных научных знаний в области методики преподавания географии.

Требования к уровню знаний соискателя ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 — методика обучения географии.

В соответствии с содержанием программы-минимум соискатель (аспирант) должен:

  • иметь разносторонние научные знания по педагогике и основам педагогической психологии, дидактике, географии как учебном предмете, методике преподавания географии;
  • знать современные концепции содержания школьной географии, цели обучения географии;
  • знать основные направления развития школьной географии и ее вклад в формирование личности школьников
  • знать структуру и содержание школьных курсов географии;
  • свободно оперировать основными понятиями и категориями методики преподавания географии, терминами географической науки;
  • знать особенности и закономерности организации учебно – воспитательного процесса по географии в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования  с 12 – летним сроком обучения;
  • типологию методов обучения географии;
  • знать систему средств обучения географии, их дидактические особенности.

Теория обучения

Всестороннее развитие личности как цель образования.

Образование как общественно организуемый и нормируемый процесс передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта. Соотношение деятельности и процесса становления личности. Характеристика структуры личности.

Теория познания – методологическая основа процесса обучения. Принципы обучения. 

Вклад Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Т.А. Ильиной, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М. Н. Скаткина  в становление и развитие теории обучения.

Основные  тенденции развития мировой образовательной практики.

Краткая характеристика моделей организации  обучения: типы и виды образовательных учреждений, формы организации обучения.

Цели общего образования. Содержательный аспект целей общего образования. Краткий обзор основных дидактических теорий: поэтапного формирования умственных действий; развивающего обучения; личностно-ориентированного обучения; программированного обучения; дистанционного обучения.

Обучение как дидактическая система, обеспечивающая субъект – объект – субъектные  взаимодействия, направленные на решение образовательных задач. 

Двусторонний  характер процесса обучения.  Цикличность и ступенчатость процесса обучения.

Взаимосвязь образования и самообразования личности. Единство образования, воспитания, развития личности в процессе обучения. 

Содержание образования. Структура деятельности и ее влияние на структуру содержания общего образования. Соотношение структуры объекта изучения и структуры содержания общего образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Культурологическая составляющая современного образования. Функциональная полнота компонентов содержания общего образования.

Психологические закономерности и механизмы обучения.

Теория и методика предметного образования

Направления научных исследований в методике обучения географии связаны с проблемами определения целей обучения географии в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения, отбором учебного содержания, выбором методов, форм и средств обучения.

Методика обучения географии как педагогическая наука. История развития методики обучения географии

Методика обучения географии как частная, предметная дидактика. Предмет методики обучения географии. Структура науки. Цели, задачи и методы исследования. Теоретические и практические  проблемы  науки. Связь методики обучения географии с другими науками и практикой школы. Методы научного исследования в методике обучения географии: теоретические и эмпирические. Этапы исследования: выбор объекта и предмета, проблемные поля исследования в современной методике обучения географии, формулировка целей, гипотезы, задач; определение методов исследования, разработка и проведение эксперимента, выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

Цели изучения  истории развития школьной географии  и методики ее обучения; основные факторы, определяющие это развитие. Причины появления географии как специального учебного предмета в планах школ в конце 17 века. Развитие школьной географии и методики её обучения в 18 – начало 20 вв. Учебники А.А. Крубера, А.С. Баркова, С.Г. Григорьева, С.В. Чефранова, Г.И. Иванова. «Игнатьевские программы» (1914 г.).

Школьная география в СССР. Вклад Н.Н. Баранского в разработку теоретических основ методики обучения географии. Значение работ В.П. Буданова, А.А. Половинкина, М.К. Ковалевской, К.Ф. Строева, А.В. Даринского, В.П. Максаковского, А. Смолича, В.А. Жучкевича, С.И. Сидора и др. в развитии методики обучения географии. Концепция географического образования в Республике Беларусь. Состояние и перспективы развития среднего географического образования в Республике Беларусь.

Единство теории, методики и практики обучения географии

Школьная география как дидактическая конструкция, создаваемая на основе новых целей и задач среднего образования. Цели и задачи обучения географии. Формирование мировоззрения; нравственное, идейное, эстетическое, политехническое воспитание; умственное развитие школьников на основе изучения отобранных объектов географической действительности.

Место географии как учебного предмета  на разных ступенях средней общеобразовательной школы. Государственный образовательный стандарт как ориентир для конструирования содержания среднего географического образования.

Географические знания и умения в содержании учебных дисциплин в начальной школе. География как самостоятельная предмет в базовой и полной средней школе. Структура географического образования: природоведение –  начала физической и экономической географии – страноведение – комплексная география Республики Беларусь – общая география.

География в профильном обучении старшеклассников.

Курсы по выбору; повышенный и углубленный уровень изучения географии.

Преемственность школьных курсов географии и географического образования в высшей школе.

Отражение структуры географической науки в структуре курсов школьной географии. Построение содержания в школьных программах. Удельный вес в основном содержании программы по географии теоретического и эмпирического материала. Место программы в работе учителя географии.

Содержание школьной географии – основной объект профессиональной деятельности учителя – географа и познавательной деятельности учащихся.

Методологические подходы к построению содержания школьной географии.

Школьная география – особая дидактическая конструкция, разрабатываемая и  создаваемая с учётом психолого– возрастных особенностей учащихся, опирающаяся на общедидактические принципы обучения и предполагающая единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Приоритетные направления школьной географии: социологизация, экономизация, экологизация и практическая направленность.

Школьная география – предмет, относящийся как к естественному, так и к общественному циклам учебных курсов, изучающий систему «Природа – человек – общество». Формирование понимания школьниками окружающего мира как комплекса с иерархической соподчиненностью территориально определенных природных и социально – экономических  систем. Особенности содержания школьной географии: интеграция физической и экономической географии, комплексность, конструктивность, краеведческая направленность в обучении школьников. Сущность краеведения. Задачи, формы школьного географического краеведения. Краеведческий принцип обучения географии. Внеклассное краеведение: краеведческий кружок, туристско – краеведческая работа. Подготовка учителя географии к краеведческой работе. 

Психологические основания организации процесса обучения  географии.  Учет психо – физиологических особенностей учащихся разного возраста при отборе учебного содержания и выборе форм и методов обучения географии.  Обучение и развитие школьников в учебном процессе по географии. Организация учебной  работы учащихся на разных уровнях познавательной деятельности. Мотивы учения. Основные положения работ психологов разных школ: Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой–Меллер, их реализация в школьной географии. Взаимообусловленность мыслительной и практической деятельности школьников при изучении школьной географии. Единство воображения и мышления в учебной деятельности школьников – неотъемлемое условие формирования в сознании обучаемых целостной картины об изучаемых географических объектах. 

Компоненты содержания школьной географии: знания и умения. Этапность формирования знаний и умений. Проблемы методики формирования знаний и умений.

Критерии отбора сведений географической науки для определения структуры и содержания школьной географии.

Системы географических знаний и умений в содержании школьной географии: картографические, геолого – геоморфологические, климатологические, гидрологичесике,  этнодемографические, знания по географии общественного производства. Методические проблемы формирования знаний и умений в рамках данных систем. Геоэкологическое образование школьников на примерах конкретных территорий. Пути реализации внутрипредметных и межпредметных связей в процессе обучения географии в школе и в вузе.

Методы обучения географии. Роль классификации методов обучения для конструирования и оценивания эффективности учебного процесса. Бинарная классификация методов.

Проблемное обучение  как система, позволяющая развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа учащихся на уроках географии. Признаки самостоятельной работы.  Соотношение между алгоритмической и творческой деятельностью учащихся.

Средства обучения географии. Классификация средств обучения географии. Функции средств обучения. Методические проблемы использования средств обучения географии на уроке. Проблемы разработки и создания учебников географии как средств обучения комплексного характера. Картографическое обеспечение учебно–воспитательного процесса по географии. Методические приемы работы с картографическим материалом на уроках географии.

Проблемы создания учебно-методических комплексов по отдельным курсам географии.

Особенности контроля за усвоением знаний       и уровнем сформированности умений при обучении географии. Функции контроля. Виды и формы контроля. 10 – балльная система оценивания результатов учебных достижений учащихся.

Формы организации учебного процесса по географии. Проблемы выбора типов уроков в соответствии с целями обучения, учебным содержанием,  выбранными методами обучения, отобранными средствами обучения.  Основные признаки традиционного обучения географии.  Лекционно–семинарская система обучения школьной географии.

Характеристика личностно ориентированного обучения географии в школе и в вузе. Технологии обучения предмету как способы проектирования учебно – воспитательного процесса. Технологии личностно ориентированного обучения в методике обучения географии: формирование приёмов учебной деятельности, дифференцированное обучение, проблемно-диалоговое, модульное обучение, технология листов опорных сигналов, организация учебного исследования, создание учебных проектов, организация учебно-игровой деятельности, технология полного усвоения, технология интегрального обучения и пр. Гибкие модели процесса обучения.

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта преподавания географии в общеобразовательных учреждениях.

Роль географического образования в воспитании человека, гражданина страны как будущего рационального пользователя природными богатствами своей страны.

Роль школьной географии в формировании научного мировоззрения школьников, воспитании патриотизма и интернационализма, в  экологическом, экономическом, политехническом, эстетическом воспитании.

Подготовка учителя географии в области методики обучения географии.

Содержание и структура методической подготовки учителя географии. Организация самостоятельной работы студентов по методике обучения географии. Системный подход к формированию групп знаний (гидрологическая, климатологическая и др.) в общей научной подготовке учителя географии.

Система геоэкологической подготовки учителя географии. Формирование опыта творческой деятельности у будущих учителей географии.

Подготовка студентов-географов к проведению со школьниками полевых занятий. Подготовка учителя географии к краеведческой и туристско-экскурсионной работе с учащимися.

Педагогическая практика как этап становления учителя географии.

Исследовательская работа студентов – будущих учителей географии  в области методики обучения географии.

Структура и содержание школьных курсов географии

Цели начального курса географии, основное содержание, особенности структурирования. Методика обучения начальному курсу географии. Использование краеведческого подхода в процессе обучения начальному курсу географии.  Особенности проведения практических работ на местности.

Цели курса географии материков и стран, основное содержание, особенности структурирования. Методика обучения курсу географии «Материки и страны».

Методика работы с планами характеристик географических объектов.  Комплексный план географической характеристики страны, региона.

Цели курса географии Беларуси, основное содержание, особенности структурирования. Методика обучения курсу «География Беларуси». Комплексная географическая характеристика Республики Беларусь. Краеведческая направленность в изучении Беларуси. Методические особенности организации и проведения практикумов по изучению своего края. Воспитательные задачи курса.

Цели курса «Общая география», основное содержание, особенности структурирования. Методика обучения курсу

«Общая география». Соотношение теоретического и эмпирического содержания в курсе «Общая география». Преемственность курса «Общая география» с  предыдущими курсами школьной географии.  Формирование в сознании школьника целостной картины мира.

Содержание базового предмета «география».

Общие сведения

География - система наук, сочетающая в себе два цикла дисциплин - естественный и социально-экономический.

Объект и предмет физической географии. Географическая оболочка, ее компоненты и природные комплексы.

Социальная и экономическая география, объект ее изучения.

Картография с основами топографии

Связь картографии с географическими дисциплинами. Значение курса картографии в подготовке учителя географии. Карта как модель пространственно-временных отношений на поверхности Земли. Картографический метод исследования. Классификация карт. Основные элементы географической карты. Условные знаки, способы картографирования. Другие картографические произведения.

План; топографическая карта. Топографические условные знаки. Применение топографических карт и планов. Съемки местности, их виды: наземные дистанционные.

Картографические проекции. Картографическая генерализация. Общегеографические и тематические карты. Географические атласы. Использование карт. Школьные карты и атласы.

Общее землеведение

Земля во Вселенной. Солнечная система. Планета Земля, ее фигура, размеры, внутреннее строение, осевое вращение и его следствия. Движение Земли вокруг Солнца и его следствия. Гравитационное и магнитное поле Земли. Возраст Земли и периодизация геологических событий.

Геосфера. Литосфера. Рельеф поверхности Земли. Происхождение и строение литосферы. Минералы и горные породы. Литосферные плиты, их размеры, взаимодействие, отражение в рельефе Земли. Рельефообразование, источники энергии рельефообразования. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования. Факторы рельефообразования. Планетарный рельеф Земли.

Рельеф суши. Основные типы морфоструктур: равнины и горы. Классификации равнин и гор. Морфоскульптура. Классификация морфоскульптур суши по ведущему экзогенному рельефообразующему процессу.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материка, переходная зона, ложе океана, срединно-океанические хребты. Особенности проявления эндогенных и экзогенных процессов на дне океана.

Сходство и различия в рельефе суши и дна Мирового океана.

Атмосфера, ее происхождение, строение, значение. Взаимодействие с другими земными оболочками. Солнечная радиация, ее виды. Радиационный баланс, его географическое распределение на земной поверхности.

Тепловой режим подстилающей поверхности и атмосферы. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Тепловые пояса Земли.

Формы воды в атмосфере. Влагооборот. Облака. Атмосферные осадки и их виды. Географическое распределение осадков. Коэффициент увлажнения.

Атмосферное давление и ветер. Причины изменения давления. Ветер и его характеристики. Факторы, определяющие характеристики ветра.

Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Общая циркуляция атмосферы. Погода, ее элементы. Климат, факторы климатообразования. Классификации климатов. Климатические пояса.

Гидросфера. Происхождение гидросферы и ее эволюция. Свойства природных вод. Круговорот воды на Земле и его значение. Водные ресурсы Земли.

Мировой океан - главная часть гидросферы. Составные части Мирового океана. Свойства океанской воды. Термический режим океанов и морей. Динамика вод Мирового океана. Водные массы. Океан как среда жизни. Физико-географические зоны Мирового океана. Природные ресурсы Мирового океана.

Воды суши. Подземные воды, их происхождение и классификация. Роль подземных вод в природе. Охрана подземных вод.

Реки. Речная сеть и ее элементы, бассейн, водораздел. Питание и водный режим рек. Речной сток. Работа рек. Термический режим рек. Антропогенные изменения стока и режима рек. Каналы, водохранилища.

Озера. Происхождение котловин. Озера сточные, бессточные, проточные. Хозяйственное использование озер, их охрана от загрязнения.

Болота, их образование. Классификация болот. Болота как природные комплексы. Охрана болот. Ледники, их образование, питание и таяние. Работа ледников. Практическое значение ледников.

Современные проблемы пресной воды на Земле.

Биосфера. Роль живого вещества в природе. Состав и строение биосферы. История развития органической жизни, ее особенности. Биологическая продуктивность и биомасса различных природных комплексов. Экосистемы. Круговорот вещества и энергии в биосфере. Почва как особое природное образование. Роль живого вещества в развитии геосфер и географической оболочки в целом. Человек и биосфера. Понятие "ноосфера". Охрана биосферы от негативного антропогенного воздействия - важнейшая глобальная проблема современности.

Географическая оболочка, ее границы и строение, основные этапы развития. Соотношение между географической оболочкой и биосферой. Закономерности географической оболочки. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы (геосистемы) планетарного, регионального и локального уровней. Физико-географическое районирование. Понятие "ландшафт". Географические пояса Земли. Высотная поясность в различных географических поясах.

Географическая среда и общество. Единство природы и общества. Географический детерминизм и географический нигилизм. Значение географической среды для общественного производства. Влияние человеческого общества на географическую среду. Измененные и созданные человеком природные комплексы. Понятие "культурный ландшафт".

Природные условия и ресурсы. Классификация природных ресурсов. Проблема рационального природопользования и роль географии в ее решении.

География материков и стран

Общие закономерности природы земли. Географическая оболочка. Закономерности развития географической оболочки. Глобальные черты рельефа Земли. Климатические пояса Земли и климатические области. Природные зоны Земли. Закономерности размещения природных зон на Земле. Явление азональности.

Современное население мира и его хозяйственная деятельность. Современные демографические тенденции. География материальной и духовной культуры. География религий мира. Хозяйственная деятельность населения. Особенности современной структуры хозяйства мира. Международное экономическое сотрудничество.

Региональная физическая география и страноведение. Материки и океаны - крупнейшие части географической оболочки.

Океаны как крупнейшие аквальные комплексы Земли. Принципы районирования Мирового океана. Южный Ледовитый океан, проблемы его выделения.

Характеристика Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов: границы, размеры, конфигурация. Основные черты рельефа дна, климат, свойства вод, динамика водных масс, органический мир. Природные ресурсы. Физико-географическое районирование. Современное международное сотрудничество в изучении и освоении океанов.

Материки, их расположение на Земле. Основные признаки материков как крупнейших природных территориальных комплексов.

Группа северных материков. Размеры, конфигурация, общие черты и различия географического положения. Основные этапы формирования природы. Строение поверхности. Климат и воды. Органический мир. Структура почвенно-растительной зональности. Характеристика природных зон. Человек на Северных материках. Природные ресурсы. Внутренние различия в пределах каждого из Северных материков. Степень антропогенной изменяемости природных условий в пределах каждой из физико-географических стран и областей.

Группа южных материков. Географическое положение, общие черты и различия между материками. Основные этапы формирования природы. Строение поверхности, климат и воды, органический мир. Человек на южных материках. Природные ресурсы. Внутренние различия.

Комплексная географическая характеристика отдельных стран или регионов: Египет, ЮАР, Австралийский Союз, Океания, Бразилия, Аргентина, Чили, США, Канада, Мексика; Северная Европа, Западная Европа (Великобритания, ФРГ, Франция), Восточная Европа (Украина, Польша), Южная Европа (Италия), Юго-западная Азия, Южная и Юго-восточная Азия (Индия), Центральная и Восточная Азия (Китай, Япония), Россия. Географическое положение, формирование территории (состав), общий обзор природы, природно-ресурсный потенциал, население (геодемографические процессы, трудовые ресурсы, рынок труда), особенности отраслевой структуры и размещения промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Внешнеэкономические связи. Экологические проблемы.

География Беларуси

Географическое положение и исследования Беларуси.

Оценка физико-, политико- и экономико-географического положения Республики Беларусь. Формирование территории Беларуси. История административного деления. Анализ современной схемы административного деления. Основные этапы развития географии в Беларуси. Географические исследования на дореволюционном этапе (до 1918 г.). Развитие географических исследований на довоенном этапе (1919-1941 гг.). Важнейшие направления географических исследований на современном этапе. Геолого-геоморфологические и ландшафтные исследования; исследования климата и гидрографии, почв и растительности; экономико-географические исследования. Роль географии в решении современных хозяйственных задач. Географические названия Беларуси.

Природные условия и ресурсы Беларуси.

Геологическое строение. Формирование кристаллического фундамента. Крупнейшие тектонические структуры. Особенности формирования платформенного чехла. Отложения верхнего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя. Крупнейшие морские трансгрессии. Формирование территории в антропогене. Моренные и водноледниковые отложения, современные аллювиальные и болотные отложения.

Полезные ископаемые. Общая характеристика минеральных ресурсов. Горючие полезные ископаемые.

Рельеф. Строение поверхности. Основные возвышенности, равнины и низины, их размещение и условия образования. Характеристика орографических объектов Беларуси. Влияние деятельности человека на изменение рельефа.

Климат и климатические ресурсы. Общие черты климата Беларуси. Характеристика основных климатических элементов.

Поверхностные и подземные воды. Гидрологическая характеристика крупнейших рек, их хозяйственное значение. Озера. Типы озерных котловин по происхождению. Хозяйственное значение озер. Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.

Почвы. Факторы и процессы почвообразования. Основные типы почв, их свойства и распространение. Мелиорация почв. Земельные ресурсы. Оценка земельных ресурсов.

Растительность. История формирования растительного покрова. Основные типы растительности.

Животный мир. История формирования и современный состав фауны. Основные фаунистические комплексы. Хозяйственное использование и охрана растительного и животного мира.

Охрана природы. Заповедники, природные национальные парки, заказники и памятники природы местного и республиканского значения. Характеристика заповедников и национальных парков.

Рекреационные ресурсы и их оценка.

Антропогенное воздействие на окружающую среду. Сущность геоэкологических проблем. Основные геоэкологические проблемы Беларуси.

Географические ландшафты. Распространение основных природных ландшафтов. Характеристика типичных и редких ландшафтов. Освоенность территории и ее виды.

Природное районирование Беларуси.

Сущность природного районирования и его виды: геоморфологическое, агроклиматическое, гидрологическое, геоботаническое, почвенно-географическое. Физико-географическое районирование Беларуси. Провинции, округа, физико-географические районы. Географическое положение и особенности природы Западно-Белорусской провинции, Восточно-Белорусской провинции, Предполесья и Полесья.

Население.

Динамика численности населения и его половозрастная структура. Натуральное и механическое движение численности населения. Миграции. Национальный и религиозный состав. Социальный состав. Уровень урбанизации. География материальной и духовной культуры. Трудовые ресурсы и их оценка. Рынок труда. Структура занятости населения. Исторические типы поселения. Проблема малых по численности населения поселений.

Общая характеристика хозяйства.

Факторы размещения производства Беларуси. Структура хозяйства. Модель социально-ориентированной рыночной экономики. Государственное регулирование процесса перехода к рыночным отношениям. Специализация хозяйства Беларуси. Современная структура хозяйства. Отраслевая структура. Производственная и непроизводственная сферы. Стадии экономического развития. Инфраструктура.

География производственной сферы.

Топливная промышленность, электроэнергетика, металлургия черная и цветная, машиностроение, химическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая, сельское хозяйство, транспорт: развитие, структура (состав), размещение, основные направления развития, роль в хозяйственном комплексе.

География непроизводственной сферы.

Структура непроизводственной сферы. Уровень развития непроизводственной сферы как показатель экономического развития страны.

Беларусь в мировом сообществе.

Место страны в международном разделении труда. Внешняя торговля Беларуси. Иностранные инвестиции, их роль в развитии страны. Свободные экономические зоны. Участие страны в международных политических и экономических организациях.

Региональный обзор.

Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилевская, Минская области: особенности географического положения, природные условия и ресурсы, население, структура промышленности и сельского хозяйства, специализация, крупнейшие промышленные и культурные центры.

Общая география

Современный этап развития географической науки; ее предмет, традиционные и новые методы исследования.

География - наука о территориальных системах. Учение о природно-территориальных комплексах. Уровни организации комплексов. Физико-географическое районирование. Принципы районирования.

Природно-хозяйственные системы. Формирование и функционирование ТПК. Ресурсные циклы, их адаптация и прогнозирование.

Географическая оболочка. Состав и размеры географической оболочки. Геологическое строение Земли. Рельеф Земли. Климаты Земли. Воды планеты. Почвы мира. Растительный и животный мир материков и океанов. Главные особенности природы Земли.

Человек и окружающая среда. Противоречивость взаимодействия общества и природы. 

Современная политическая карта мира. Типология стран по уровню социально-экономического развития; формы правления и политико-административного деления государств мира.

Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды. Географическая среда. Типы природопользования. Ресурсообеспеченность. География отдельных видов природных ресурсов. Антропогенные загрязнения окружающей среды. Обострение экологических проблем и пути их решения.

География населения мира. Комплекс наук о народонаселении, населенных пунктах и их системах. Численность, воспроизводство населения, его закономерности. Основные понятия демографии. Этнический состав населения. Национальный состав. Языковые семьи и группы народов.

Трудовые ресурсы; экономически активное население; профессиональный и социальный состав населения. Расселение населения; факторы расселения. Географические формы расселения. Урбанизация как глобальный процесс.

Мировое хозяйство и география его отраслей. Мировое хозяйство в эпоху научно-технической революции. Характерные черты современной НТР.

Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция и ее типы.

Промышленность мира, темпы развития; старые, новые и новейшие отрасли. Мировое сельское хозяйство; его типы. Мировой транспорт; изменения под влиянием НТР. Мировая транспортная система.

Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства. География растениеводства и животноводства.

Всемирные экономические отношения. Понятие об открытой экономике. Свободные экономические зоны. Основные формы международных экономических связей.

Рекомендуемая основная литература

  1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. -М., 1983.
  2. Александровский А.Л. и др. Главные направления долговременного развития географических исследований. (География и перестройка). Монографический сборник. -М., 1990.
  3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь,  1994.
  4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. -М., 1998.
  5. Анучин В.А. Основы природопользования, теоретический аспект. -М., 1978.
  6. Анучин В.А. Теоретические проблемы географии. -М.,1972.
  7. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избр. пед.труды.-М., 1989.
  8. Баранский Н.Н. Избранные произведения т. 1-2 под ред. В.А. Анучина и Ю.Г. Саушкина. -М, 1980.
  9. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М., 1990.
  10. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. -М., 1976.
  11. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. -М., 1985.
  12. Берлянт А.М. Образ пространства карта и информация. -М., 1986.
  13. Берлянт А.М. Теоретические проблемы картографии. – М., 1993.
  14. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.
  15. Бестужев -Лада И.В. Школа 21 века размышления о будущем. Педагогика, №6, 1993.
  16. Блауберг В.И., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  17. Будыко М.И. Глобальная экология. -М., 1977.
  18. Буткевич В.В. Формирование личности учителя в системе базового педагогического образования: теория и практика (1960-1990 гг.) / Под общ.ред. В.А. Сластенина; Бел. гос. пед. ун-т. - Минск, 1993.
  19. Вадзінскі Д.І. Асновы педагогікі вышэйшай школы: Вуч. дапаможнік для аспірантаў / Мин. гос. пед. ин-т. - Минск, 1993.
  20. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. -М.,1988.
  21. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М., 1991.
  22. Вернадский В.И. Биосфера Земли. -М., 1967.
  23. Витковский А.В. География промышленности зарубежных стран. -М., 1997.
  24. Володько В.Ф. Суть и содержание предстоящей реформы школы / М-во образования Республики Беларусь. - Минск, 1996.
  25. География и культура (Сб. материалов к 9 съезду Географического общества). -Л., 1990.
  26. География и перестройка. Монографический сборник. -М., 199О.
  27. География мирового хозяйства. Под ред. Н.С.Мироненко. –Смоленск, 1997.
  28. Герасимова Т.П. Основы обучения начальному курсу физической географии. -М., 1978.
  29. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе.- М.,1989.
  30. Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. -М., 1987.
  31. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.,1977.
  32. Григорьев А.А. Закономерности строения и развития географической среды. -М., 1966.
  33. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л., 1990.
  34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
  35. Давыдов О.В. Объект научного открытия. - Минск: Высш. шк., 1986.
  36. Даринский А. В. Краеведение. – М., 1985.
  37. Даринский А. В. Методика преподавания географии. -М., 1975.
  38. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Геаграфія: праблемы выкладання. - 2003, № 3, с. 114-127.
  39. Дидактика, Под ред. М.Н.. Скаткина и И.Я.Лернера, - М., 1989..
  40. Душина И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. -М., 1996.
  41. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М., 2002.
  42. Дьяконов К. Н. Современные методы географических исследований. -М., 1996.
  43. Жук А.И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя // Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / НИО, Ассоц. педагогов-исследователей. - Минск, 1993.
  44. Жучкевич В.А. О методах преподавания географии в школе. Мн., 1967.
  45. Жучкевич В.А. Наглядность в преподавании географии. Мн., 1983.
  46. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1982.
  47. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. -М.,1990.
  48. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.,1978.
  49. Зубр А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы / М-во образования и науки Республики Беларусь, НИО. - Минск, 1995.
  50. Идеалы и нормы научного исследования / Ред.-сост. В.С. Степин. - Минск, Изд-во Бел. гос. ун-та, 1981.
  51. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. -М.,1975.
  52. Исаченко Г.М. География сегодня. -М., 1979.
  53. Использование средств обучения в преподавании географии / Под. ред. Барышевой Ю. Г. -М., 1990.
  54. Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.,1968.
  55. Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. -М., 1970.
  56. Катович Н.К. Педагогические основы регионализации системы воспитания школьников в Беларуси. - Минск: НИО, 1999.
  57. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М.,1989.
  58. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. -М., 1969.
  59. Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. -М., 1979.
  60. Котляков В.М. География в меняющемся мире. Избранные сочинения. Книга 3, -М., 2001.
  61. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования / Бел. науч.-исслед. ин-т образования. - Минск, 1992.
  62. Кочуров Б.И. География экологических ситуаций. – М., 1997.
  63. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический аспект). -М.,1977.
  64. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. - М.,1976.
  65. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. -М., 1985.
  66. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. -Минск, 1996.
  67. Леднев В.С. Содержание образования сущность, структура, перспективы. -М.,1991.
  68. Леднев В.С. Содержание образования. - М.,1989.
  69. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.,1979.
  70. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознания, личность. -М., 1977.
  71. Лернер И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования. -М.: Педагогический вестник. 5(59),1982.
  72. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М., 1980.
  73. Логика научного исследования. Отв. ред. П.В. Копнин и М.В. Попович. -М., 1965.
  74. Лямин В.С. География и общество. -М.,1980.
  75. Максаковский В. П. Географическая картина мира (в трех томах). -Ярославль, 1996.
  76. Максаковский В. П. Историческая география мира. -М., 1997.
  77. Максаковский В. П. Научные основы школьной географии. -М., 1982.
  78. Максаковский В. П. О новой концепции школьного географического образования. География в школе 1989, №2.
  79. Максаковский В. П. Страноведение в школьной географии. Вопросы географии. Сб. Ма106, -М., 1981.
  80. Максаковский В.П. Географическая культура. -М., 1998.
  81. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. -М., 2001.
  82. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. –М., 1975.
  83. Марков К.К. Два очерка о географии. -М., 1978.
  84. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании / Под ред. Профессора Б.В. Пальчевского. - Минск: Технопринт, 1999.
  85. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М., 1975.
  86. Машбиц Я.Г. Основы страноведения.- М., 1999.
  87. Методика обучения географии в средней школе / Под. ред. Матрусова И. С., -М.., 1985.
  88. Методика обучения географии в школе / Под. ред. Панчешниковой Л. М., -М., 1997.
  89. Мешечко Е.Н. Географическое краеведение. Мн. 2002.
  90. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. -М., 1977.
  91. Минц А.А. Экономическая оценка природных ресурсов. -М., 1972.
  92. Общее среднее образование. Руководящие документы Республики Беларусь (образовательные стандарты). Часть III. Естественно-математические и технологические дисциплины, физическая культура / М-во образования Республики Беларусь. - Минск, 1999.
  93. Обух Р.Г., Пугач В.В. Практыкум па методыцы навучання геаграфіі. Мн. 2000.
  94. Оконь В. Введение в общую дидактику. –М.,1990.
  95. Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания / НИО. - Минск, 1994.
  96. Пальчевский Б.В. Системы и элементы учебно-воспитательного обеспечения. - Минск: Высш. шк., 1986.
  97. Пальчевский Б.В., Фридман Л.С. Концепция учебно-методического комплекса. - Минск: Изд-во «Университетское», 1993.
  98. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М., 1995.
  99. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др. - Минск: Нар. Асвета, 1987.
  100. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе. Под ред.Т.И.Шамовой, Б.И.Третьяковой. – М., -Тюмень, 1994.
  101. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии: основные понятия и обзор. - Минск: НИО, 2000.
  102. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М., 1980.
  103. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М., 1991.
  104. Преображенский В.С., Александрова Т.Д. Максимова Л.В. География в меняющемся мире. Век 20. -М., 1997.
  105. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И.Калмыковой. -М., 1975.
  106. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Моносзона. -М., 1980.
  107. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. -М., 2000.
  108. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-8 классы. -М., 1996.
  109. Ретеюм А.Ю. Земные миры (о целостности изучения геосистем).- М., 1988.
  110. Рябчиков А. М. Структура и динамика геосферы. -М.,1972.
  111. Садовский В.Н. Основы общей теории систем. -М., 1974.
  112. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. -М., 1980.
  113. Сафиуллин А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. -М., 1979.
  114. Сватков Н. М. География как наука и школьный предмет. -М., 1989.
  115. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М., 1980.
  116. Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика / БГУ, Ин-т повышения квалификации и переподгот. руковод. работников и специалистов образования. - Минск, 1995.
  117. Сорохтин О.Г. Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. –М.,1991.
  118. Строев К. Ф. Краеведение. -М., 1974.
  119. Студентов Н. Н. Теоретические основы школьного страноведения. -Саратов, 1964.
  120. Тайн П. Методы географических исследований. -М., 1977. Вып.1.
  121. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975.
  122. Тимоховец Е.А., Цыркун И.И. Педагогическая практика студентов: организация, проектирование эффективного обучения: Метод. пособие / БГПУ им.М.Танка. - Минск, 1997.
  123. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. - 1999, № 8.
  124. Управленческие и дидактические аспекты технологизации образования: Учеб.-метод. пособие / М-во образования Республики Беларусь. Акад. последипломного образования; Авт.-сост.: А.И. Жук, Н.И. Запрудский, Н.Н. Кошель; Под ред. А.И. Жука.- Минск, 2000.
  125. Ханвелл, Ньюсон. Методы географических исследований. -М., 1977, Вып.2.
  126. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Общая методология науки и методология географии. -М.,1974.
  127. Цыркун И.И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся: Метод. пособие / МГПИ; - Минск, 1987.
  128. Цыркун И.И. Инновационная культура учителя предметника / БГПУ. - Минск, 1996.
  129. Цыркун И.И. Методическая инноватика: Научно-методическое пособие / БПГУ. - Минск, 1996.
  130. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. - Минск: Тэхналогія, 2000.
  131. Чередов И.М. Система форм организаций обучения в советской общеобразовательной школе. -М., 1987.
  132. Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии.- М., 1980.
  133. Шапоринский В.С. Обучение как учебное познание. - М., 1981.
  134. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
  135. Щенев В. А. Приемы учебной работы в курсе физической географии. - М., 1979.
  136. Щукина Г.И. Активизация показательной деятельности и учащихся. - М., 1979.
  137. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.
  138. Экономическая и социальная география России. /. Под ред. А.Т.Хрущева. - М., 1997.
  139. Якиманская И.С. и др. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. -М., 1989.
  140. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Вопросы психологии. №2, 1994.
  141. Школьные программы, учебники и специальные методические пособия к ним.