13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 28 июня 2021 г. № 187
 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ

 

Цель программы-минимум кандидатского экзамена – выявить уровень теоретической и практической подготовки соискателей ученой степени кандидата педагогических наук к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, системного представления и научного обоснования современных научно-педагогических и образовательных проблем и путей их разрешения (применительно к специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования).

Программа разработана в соответствии с паспортом специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, утвержденным приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 октября 2018 г. № 245.

Общая педагогика, история педагогики и образования – отрасль педагогической науки, которая направлена на исследование проблем философии и практики образования, методологии педагогики, теории педагогики (концепции, системы, модели, общепедагогические закономерности, условия, формы, методы организации образовательного процесса, способствующие развитию и формированию личности), истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики, практической педагогики, образовательного менеджмента.

 

Задачи программы-минимум:

  1. содействовать развитию исследовательской культуры соискателей, обеспечивающей повышение качества научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
  2. способствовать дальнейшему формированию системных научно-теоретических знаний в области общей педагогики, истории педагогики и образования, теории и практики обучения и воспитания; компетенций, направленных на проектирование и реализацию актуального содержания, перспективных форм, технологий, средств обучения и воспитания, организацию образовательного процесса и управление его качеством;
  3. стимулировать развитие навыков системного и рефлексивного анализа, синтеза и междисциплинарной интеграции различных концептуальных подходов, образовательных стратегий и инновационных практик, способствующих повышению уровня научно-педагогических исследований.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКЗАМЕНУЕМОГО

 

В области педагогики, истории педагогики и образования соискатель должен:

 

знать:

  • роль и значение педагогики в обществе и государстве, в системе антропологических и социокультурных знаний, других наук о человеке;
  • историческое развитие институализированной и неинституализированной практики образования; тенденции и закономерности развития советской, отечественной, зарубежной педагогики и образования в контексте историко-педагогического знания и современных образовательных преобразований;
  • сущность образования как социокультурного и педагогического феноменов;
  • теоретико-методологические основы педагогики, сравнительной педагогики, образовательного менеджмента; научные положения педагогической профессии и научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики и образования;
  •  теоретико-концептуальные и методические основы реализации и исследования образовательного процесса с целью создания оптимальных условий развития и формирования личности; сущность педагогических и информационно-коммуникационных технологий, другого инновационного обеспечения организации образовательного процесса и управления им, а также диагностики результатов образования;
  • теоретико-практические основы психологии образования, психологии личностного развития для выявления индивидуальных особенностей личности обучающегося, психических познавательных процессов, обеспечения полноценного развития, воспитания и формирования личности, а также установления продуктивного взаимодействия в информационно-образовательной среде;

 

уметь:

  • осуществлять гносеологические, праксеологические, аксиологические, рефлексивные методологические процедуры и научно обосновывать актуальные проблемы педагогической науки и практики, определять пути их разрешения;
  • осуществлять системный и рефлексивный анализ, синтез и междисциплинарную интеграцию в ходе проводимого научно-педагогического диссертационного исследования;
  • понимать и определять методологическую базу научно-педагогических исследований, их задачи и пути решения с целью выявления закономерностей и повышения качества и эффективности исследуемых процессов обучения и воспитания, развития и формирования личности с учетом современных социокультурных условий и тенденций развития образования;
  • осуществлять в содержательно-технологической взаимосвязи прогностическую, проектно-конструкторскую и диагностическую деятельность в ходе выполнения научно-педагогического исследования в сфере образования;
  • проектировать, организовывать и исследовать образовательный процесс, управлять им на основе использования эффективных технологий (включая информационно-коммуникационные) и инновационного учебно-методического обеспечения, учета индивидуальных особенностей обучающихся и установления продуктивного педагогического взаимодействия в информационно-образовательной среде с целью развития и формирования личности;

 

владеть:

  • технологиями поиска, получения и обработки информации, работы с разными источниками, необходимыми для проведения научно-педагогического исследования;
  • системой методов и средств организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
  • методиками организации и проведения педагогического эксперимента, обработки экспериментальных данных, научного анализа и обобщения результатов педагогического эксперимента.
 

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. История педагогики и образования

Концепции происхождения первобытного воспитания: эволюционно-биологическая и психологическая. Характеристика типов воспитания и элементов обучения в первобытном обществе. Возникновение семьи, становление семейно-сословного воспитания. Значение первобытного воспитания для развития образования в условиях цивилизованного человеческого общества.

Воспитание и обучение в древневосточных государствах. Основные типы школ, получившие развитие в странах Древнего Востока (Древнем Китае, Индии, Египте). Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян и их отражение в народной педагогике.

Система образования и педагогическая мысль в античном мире. Влияние экономических, социальных, культурных и идеологических факторов на развитие воспитательных и образовательных систем античного мира. Знаменитые афинские школы: Академия (Платон), Ликей (Аристотель), Киносарг (Антисфен). Педагогическая проблематика в трактатах «Государство» и «Законы» Платона. Просветительская деятельность софистов. Просвещение в эпоху эллинизма. Вопросы воспитания и образования в трудах древнеримских мыслителей (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан). Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии (Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Симеон Богослов, Григорий Палама).

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху средних веков. Характеристика церковных школ, содержания образования и методов обучения. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания. Развитие светского знания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья. Основы рыцарской системы воспитания. Социально-экономические обстоятельства возникновения новых типов школ: медицинская школа (Салерно), юридическая школа (Падуя), цеховые и гильдейские школы. Университет как центр средневековой культуры, образования, науки. Изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения. Основные педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла. Возникновение гимназий. Влияние идей Реформации на систему воспитания и образования. Педагогические идеи М. Лютера, Р. Агриколы, Ф. Меланхгона).

Гуманистические традиции в педагогической мысли и образовании на белорусских землях (IX – XIII вв.). Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских городах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Особенности развития образования на белорусских землях, входящих в состав Великого Княжества Литовского. Монастыри как центры развития культуры и образования. Развитие православных и католических школ. Представители белорусской философско-педагогической мысли эпохи Возрождения. Педагогические взгляды белорусских ученых и просветителей Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Историческая роль протестантских и католических школ в развитии образования и науки на белорусских землях. Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого.

Общая характеристика системы образования в странах Европы в эпоху Нового Времени. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая система Я. А. Коменского. Педагогические воззрения Дж. Локка. Вклад французских просветителей XVIII века в развитие педагогической мысли (Вольтер, Д. Дидро, К. А. Гельвеций). Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Педагогические идеи филантропизма (И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, И. Г. Кампе). Влияние идей неогуманизма (В. Гумбольдт) на содержание образования. Создание Э. Беллом и Дж. Ланкастером методики взаимного обучения (Англия).

Общая характеристика системы просвещения в России и на белорусских землях в XVIII веке. Просветительские реформы Петра I. Видные идеологи петровских образовательных реформ: Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев. Эпоха Екатерины Великой: влияние французских педагогических традиций, традиций германской педагогики и школы на образовательную политику России. Усиление сословно-дворянских тенденций в сфере образования. Просветительская деятельность и педагогические взгляды М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Ф. И. Янковича. Усиление влияния католицизма на систему образования на белорусских землях в XVIII веке. Характеристика основных типов школ: иезуитских, пиарских, базилианских. Изменения в системе образования на белорусских землях в последней четверти XVIII века. Прогрессивные начинания Эдукационной комиссии. Деятельность польских просветителей (С. Канарский, Я. Снядецкий, Ф. Карпинский) на белорусских землях. Открытие первых русскоязычных школ в Северо-Западном крае. Педагогические взгляды белорусских просветителей (И. Храптович, К. Нарбут, М. Пачобут, А. Яленский).

Основные тенденции и национальные особенности в развитии образования европейских государств в XIX веке. Смена сословной школы классовой. Создание системы массового образования. Развитие двух направлений в среднем образовании: классического и реального. Гуманистическая воспитательная система И. Г. Песталоцци. Вопросы воспитания и обучения в учениях социалистов-утопистов (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон). Теория воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта.

Педагогическая концепция природосообразного и культуросообразного воспитания А. Дистервега. Педагогические идеи Г. Спенсера (позитивизм).

Школа и педагогическая мысль в России и на белорусских землях в XIX – начале XX веков. Реформы и контрреформы в сфере образования Российской империи в XIX – начале XX столетия. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Педагогическая система К. Д. Ушинского. Педагогическая деятельность и концепция свободного воспитания Л. Н. Толстого. Основные черты русской революционно-демократической педагогики (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский). Педагогическая деятельность В. В. Розанова, С. А. Рачинского, В. П. Вахтерова. Просветительские идеи К. Калиновского. Педагогические взгляды А. Е. Богдановича, Н. Я. Никифоровского, Е. Р. Романова, Я. Ф. Карского. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Э. Пашкевич, Я. Коласа, К. И. Тихомирова.

Реформаторская педагогика зарубежных стран (конец XIX - начало XX веков), ее основные течения. Различные классификации реформаторской зарубежной педагогики: экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В. Лай, А. Бине, Э. Торндайк, С. Холл), педагогика свободного воспитания (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори), социальная педагогика (Э. Дюркгейм, П. Наторп), педагогика трудовой школы (Г. Шаррельман, Ф. Гансберг), прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), движение нового воспитания. (С. Редди, Э. Демолен, О. Декроли). Развитие идей реформаторской педагогики в России (К. Н. Вентцель, Ю. И. Фаусек, П. П. Блонский).

Создание системы образования и разработка ее теоретических основ в СССР и БССР (1917 – 1945 гг.). Характеристика основных принципов образовательной политики советского государства. Новые типы школ. Белорусизация в области образования. Плюрализм как основа развития педагогики 20-х годов. Введение всеобщего начального обучения (1930 г.). Партийные постановления о школе 30-х гг. и перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Создание научных основ советской педагогики. Педагогические взгляды Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского.

Развитие системы образования в СССР и БССР (1945-1991 гг.). Развитие педагогической науки и образовательной практики. Гуманистическая педагогика В. А. Сухомлинского. Проблемное обучение (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов и др.). Технологии развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин). Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Проблема оптимизации процесса обучения (Ю. К. Бабанский). Концепция развития познавательной активности учащихся (Г. И. Щукина). Теория педагогического стимулирования (З. И. Равкин, Л. Ю. Гордин). Развитие теории воспитания (Б. Т. Лихачев, Э. И. Моносзон, Н. К. Гончаров). Разработка теории коллектива (Л. И. Новикова, И. П. Иванов). Нарастание кризисных явлений в работе школы. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. Появление новых типов учебных заведений. Педагогика сотрудничества как идеология обновления школы (В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин и др.). Развитие педагогической науки в Белоруссии (И. Ф. Харламов, Д. И. Водзинский, И. Д. Чернышенко, А. И. Кочетов и др.).

Школа и педагогика в западной Европе и США (XX – начало XXI вв.). Характерные черты развития школьной системы западноевропейских стран после первой мировой войны. Антропософия Р. Штейнера. Педагогическая система Я. Корчака. Педагогическая система С. Френе. Педагогическое творчество Г. Гмайнера. Основные направления в развитии образования зарубежных стран во второй половине XX века. Тенденции развития школьных систем в мире: демократизация, диверсификация, дифференциация образования, гуманизация, гуманитаризация. Основные направления зарубежной педагогики: консервативное (Т. Брамельд, К. Роджерс); гуманистическое (П. Херст, Р. С. Питерс); иррационалистическое (О. Ф. Больнов); сциентистско-технократическое (Е. Моррис, М. Блэк). Зарубежные системы подготовки учителя. Проявление кризисных явлений в образовании зарубежных стран. Функциональная неграмотность.

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е гг. XX века. Реформа школы (1984) и ее результаты. Закон Республики Беларусь Об образовании (1991); Закон Республики Беларусь О правах ребенка (1993); Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь (1996).

Современное состояние и тенденции развития образования и педагогической науки в Республике Беларусь. Основополагающие нормативные и правовые документы о становлении и развитии образования в настоящее время: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2015); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе „Образование и молодежная политика“ на 2021–2025 годы»; Концепция развития педагогического образования (2021) и др.

 

Ключевые слова: возникновение педагогики как науки, педагогическая мысль в различные исторические периоды, общественно-педагогическое движение, образовательные реформы, педагогические концепции.

 

Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке

Общее представление о педагогике как социально-гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической науки. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории.

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации. Взаимосвязь и единство педагогической теории и практики.

Характеристика категориального аппарата педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Развитие понятийного аппарата современной педагогики.

Структура педагогической науки и ее основные отрасли. Связь педагогической науки с другими науками. Формы и типы связей педагогики с другими науками. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

Педагогика как наука и учебная дисциплина, направленная на исследование и изучение образования в качестве социокультурного и педагогического феномена.

Развитие современной педагогической науки с учетом глобальных гуманитарных и технологических вызовов. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике. Опережающий характер педагогических теорий и концепций, направленных на социализацию и воспитание, образование и развитие личности в новых условиях. Единство изменения и устойчивости в развитии педагогических теорий и практик.

 

Ключевые слова: педагогика как наука, объект и предмет педагогики, основные категории педагогики, отрасли педагогической науки.

 

Тема 3. Методология и методы педагогических исследований

Понятие о методологии и ее уровнях: уровень практической деятельности, уровень науки. Уровни научной иерархии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни) и их реализация в научно-педагогическом исследовании.

Методология педагогики: определение, задачи, уровни. Функции методологии в педагогике: гносеологическая, праксеологическая, аксиологическая, рефлексивная, прогностическая, функция нормативного предписания, эвристическая. Философский, общенаучный уровни методологии в научно-педагогических исследованиях. Основные методологические подходы, образующие конкретно-научный уровень методологии педагогической науки (гуманистический, культурологический, личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, компетентностный и др.). Технологический уровень методологии педагогики.

Сущность научно-педагогического исследования. Признаки научности педагогического исследования (актуальность темы исследования; новизна цели и задач исследования; адекватное определение объекта и предмета исследования; применение валидных методов научно-педагогического исследования, соответствующим его цели и задачам; непротиворечивость терминологии; достоверность и значимость полученных результатов; уровень апробации и внедрения результатов). Типология педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, научно-методические разработки). Логика педагогического исследования. Уровни научно-педагогического исследования: эмпирический и теоретический уровни. Эмпирический уровень исследования: формы (научный факт, эмпирический закон и др.) и методы (наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, педагогическое тестирование, эксперимент и др.). Теоретический уровень научно-педагогического исследования: формы (проблема, гипотеза, теория, концепция, закономерности и др.) и теоретические методы (теоретический анализ, педагогическое моделирование и др.). Статистические и математические методы педагогического исследования (вычисление элементарных статистик, математическое выявление связей, зависимостей, выражение педагогических явлений в количественных показателях и др.). Междисциплинарный характер педагогического исследования.

Система методологических характеристик педагогического исследования как интегрированный критерий его качества. Проблемное поле и тема педагогического исследования. Актуальность педагогического исследования (актуальность проблемы и темы; теоретическая и практическая актуальность темы  и результатов исследования). Новизна научных результатов исследования. Типы новизны (теоретическая и практическая новизна). Уровни новизны результатов научно-педагогических исследований: конкретизация, дополнение, преобразование. Научная значимость результатов педагогических исследований. Практическая, экономическая и социальная значимость результатов педагогического исследования. Содержание и структура результатов педагогических исследований – фундаментальных, прикладных и научно-методических разработок.

Классификация и сертификация продуктов научного творчества в педагогике. Проблемы внедрения результатов педагогических исследований в практику. Специфика индивидуальных и групповых исследований в педагогике. Формы коопераций исследователей-педагогов и специалистов других областей знания.

Педагогическая инноватика. Теоретические и прикладные проблемы педагогической инноватики. Структура инновационно-педагогической деятельности. Виды и признаки педагогических инноваций. Управление инновационными процессами.

Правовое регулирование опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

Социально-этические проблемы научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики и образования.

 

Ключевые слова: методология педагогики, научно-педагогическое исследование, методы научно-педагогического исследования, педагогическая инноватика.

 

Тема 4. Образование как социокультурный и педагогический феномен

Образование в социокультурном контексте. Повышение роли образования в современных условиях. Образование как механизм развития и воспроизводства человеческого капитала, выступающего ведущей движущей силой устойчивого социально-экономического развития на страновом, региональном и глобальном уровнях.

Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Вызовы XXI века, стоящие перед личностью и образованием и детерминирующие актуальность модернизации образования. Новые подходы к совершенствованию образования в условиях глобализационных процессов, цифровой трансформации и креативной экономики. Инклюзивное и непрерывное образование и его роль в развитии личности. Интеграционные процессы в высшем образовании и их значение в повышении качества и доступности образования. Информатизация образования.

Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Фундаментальность, вариативность, личностно ориентированный и опережающий характер образования. Направленность образования на развитие гибких навыков как требование XXI века: компетенции целеполагания; принятия нестандартных решений; способность к критическому, креативному мышлению; навыки продуктивной коммуникации и сотрудничества; умение самостоятельно учиться в течение жизни, эмоциональный интеллект, лидерские качества и навыки управления временем.

Образование как система, процесс и результат. Система образования Республики Беларусь в контексте мировых тенденций. Динамика традиций и инноваций, сочетание национального и интернационального в совершенствовании системы образования. Общая характеристика современного состояния системы образования в Республике Беларусь. Позитивные и негативные тенденции в развитии современного образования в стране. Направления совершенствования системы образования в Республике Беларусь. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Возрастающая роль системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования.

Зарубежный опыт реформирования систем образования.

 

Ключевые слова: образование, тенденции развития образования, система образования, образование как педагогический процесс.

 

Тема 5. Личность, ее целенаправленное развитие и формирование

Система понятий, необходимых для раскрытия сущности личности: человек, индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное, психологическое и поведенческое в структуре личности.

Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие развитие личности. Наследственность и ее влияние на развитие личности. Социальная среда и ее роль в развитии личности. Сущность социализации. Воспитание и формирование личности. Самовоспитание.

Основные парадигмы развития личности. Значение культурно-исторической концепции психического развития человека по Л. С. Выготскому. Деятельность как фактор развития личности. Роль обучения в развитии личности.

Учет индивидуальных особенностей личности как один из основополагающих педагогических принципов. Характеристика индивидуальных различий обучающихся в разные возрастные периоды. Понятие о возрастной сензитивности. Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп.

Неуспеваемость обучающихся как комплексная проблема. Особенности организации педагогического процесса с обучающимися, имеющими проблемы с успеваемостью.

Общее понятие об одаренности. Современные концепции одаренности. Общие и социальные факторы одаренности. Возрастной аспект проблемы одаренности. Типология одаренности. Классификация одаренности по видам деятельности: интеллектуальная, академическая, художественная, творческая, психомоторная, социальная. Характеристика отдельных видов одаренности. Проблема диагностики детской одаренности. Особенности организации педагогического процесса с одаренными, высокомотивированными обучающимися.

 

Ключевые слова: человек, личность, индивидуальность, теории личности, социализация, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности.

 

Тема 6. Теоретические основы педагогической деятельности

Педагогическая деятельность как деятельность педагога по реализации образовательных программ и достижению определенных целей и результатов обучения и воспитания. Объективный и субъективный характер педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как деятельность по организации и осуществлению образовательного процесса и управлению им. Обучение и воспитание как важнейшие составляющие образовательного процесса.

Целеполагание как системообразующий фактор образовательного процесса. Взаимосвязь педагогических целей и задач. Иерархическая структура педагогических целей. Типология педагогических целей. Требования, предъявляемые к педагогическим целям.

Педагогический мониторинг как системная диагностика результатов образовательного процесса. Функции диагностики в обучении и воспитании. Процедура диагностики и ее методы, средства и формы. Показатели образованности (обученности и воспитанности) личности. Критерии качества образовательного процесса.

Педагогическое прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование в профессионально-педагогической и научно-исследовательской деятельности педагога. Педагогическое прогнозирование и научный педагогический прогноз. Функции педагогического прогнозирования (теоретическая, методологическая, мировоззренческая, преобразующая, управленческая, интегративная, коммуникативная). Объекты педагогического прогнозирования. Виды педагогического прогнозирования: поисковое и нормативное, стратегическое, тактическое и оперативное. Принципы осуществления педагогического прогнозирования. Методы педагогического прогнозирования: метод экспертных оценок, моделирование, экстраполяция и др.

Моделирование, проектирование и конструирование в профессионально-педагогической и научно исследовательской деятельности педагога. Педагогическая модель. Объекты педагогического моделирования. Виды педагогических моделей (теоретическая, функциональная, нормативная; модель-гипотеза, модель-концепция) и предъявляемые к ним требования. Технологические этапы педагогического моделирования. Принципы осуществления педагогического проектирования. Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная составляющие педагогического конструирования. Этапы работы над педагогическим проектом. Формы представления результатов проектно-конструкторской деятельности педагога (план, программа, концепция и др.).

 

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое целеполагание, педагогический мониторинг, педагогическое проектирование.

 

Тема 7. Теория и практика обучения

Общее понятие о дидактике как разделе педагогики, направленном на изучение и исследование проблем теории и практики обучения; предмет, основные понятия дидактики. Исторический анализ основных дидактических концепций. Главные положения современной дидактики.  

Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения. Теории формирования содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание образования в современных условиях. Принципы и критерии отбора содержания образования. Документы, определяющие содержание образования на всех его уровнях: образовательный стандарт, учебный план, учебные программы и другое учебно-методическое обеспечение.

Научные основы процесса обучения (культурологические, психолого-педагогические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные). Двусторонний характер процесса обучения. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостно­сти в реализации функций обучения. Структурные компоненты процесса обучения и их характеристика (целевой, мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный). Психологические этапы процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация). Факторы, влияющие на продуктивность и качество процесса обучения.

Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как звенья, опосредующие цели и закономерности обучения; как дидактические регулятивы организации и осуществления образовательного процесса.

Понятие метода обучения как многомерного явления. Объективная и субъективная части метода. Бинарный характер методов обучения, обусловленный целенаправленным взаимодействием педагога и обучающихся как субъектов образовательного процесса. Историческая обусловленность содержания методов обучения. Многообразие подходов к классификации методов обучения. Характеристика методов обучения, направленных на реализацию стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения и обеспечивающих стимулирование учебно-исследовательской деятельности обучающихся и ее рефлексивно-деятельностный характер. Научные основы отбора и рационального применения методов и приемов обучения.

Организационные системы и формы обучения, исторический характер их возникновения и развития. Характеристика организационных форм процесса обучения в учреждениях общего среднего, среднего специального и высшего образования. Основные формы организации учебного процесса в учреждениях общего среднего и высшего образования. Дополнительные или внеаудиторные формы организации учебной деятельности (факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, кружки, олимпиады, экскурсии, управляемая самостоятельная  работа обучающихся и др.). Преемственность и особенности форм организации процесса обучения в системах общего среднего, среднего специального и высшего образования. Пути совершенствования организационных форм обучения в условиях информационно-образовательной среды.

Средства обучения. Понятие «средство обучения». Классификация средств обучения. Идеальные и материальные, искусственные и естественные, простые и сложные, динамические и статические, плоские и объемные, бумажные, магнитооптические, электронные средства обучения. Дидактические основы дистанционного обучения. Условия и критерии выбора электронных средств обучения с целью оптимального сочетания очных, смешанных и дистанционных форм обучения.

Сравнительная характеристика понятий: «метод обучения», «методика обучения», «педагогическая технология». Теоретико-практические основы интенсификации и повышения проблемно-исследовательского уровня учебного процесса, усиления учебной коммуникации посредством использования эффективных педагогических технологий. 

Дидактическое проектирование и реализация принципов, методов (приемов), форм и средств обучения, педагогических технологий с целью достижения образовательных целей и задач.

Условия развития личности обучающегося в процессе обучения. Сущность управляемого развития и целенаправленного формирования личности в учебном процессе. Содержательно-технологическая интеграция процессов обучения и воспитания как условие эффективного формирования личности в образовательном процессе.

Диагностика учебных результатов и компетенций обучающихся. 

Индивидуализация и дифференциация обучения. Базовый и повышенный уровни изучения учебного предмета в системе общего среднего образования. Профильное обучение. Специальности и профилизация в высшем образовании. Структура системы подготовки кадров в системе высшего образования. Условия персонализации образовательных траекторий обучающихся в информационно-образовательной среде.

 

Ключевые слова: процесс обучения, содержание образования, методы обучения, организационные формы обучения, педагогические технологии.

 

Тема 8. Теория и практика воспитания

Воспитание как социальное и педагогическое явление.

Приоритеты и целевые установки воспитания в современном обществе. Сущностные признаки воспитания: целенаправленность, соответствие гуманистическим и социально-культурным ценностям, наличие системы организуемых влияний. Социокультурные факторы и онлайн-риски, оказывающие влияние на социализацию и воспитание личности в информационном обществе.

Воспитательный процесс как динамическая система. Общая структура воспитательного процесса. Характеристика целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов воспитательного процесса. Основные стадии реализации воспитательного процесса.

Противоречия воспитательного процесса. Особенности, закономерности процесса воспитания, его функции (развития, формирования, социализации, индивидуализации, психолого-педагогической поддержки и др.). Принципы воспитания и условия их реализации. Взаимосвязь закономерностей развития личности, закономерностей воспитательного процесса и принципов воспитания.

 Проблема содержания воспитания в современной педагогической теории и практике. Разнообразие концепций воспитания, определяющих содержание воспитания. Программа воспитания как основа отбора содержания воспитания.

Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь как теоретическо-методическая основа для организации и реализации процесса воспитания в учреждениях образования.

Общечеловеческие ценности, культурные и духовные национальные традиции, государственная идеология как основа содержания воспитания детей и учащейся молодежи. Основные составляющие содержания воспитания в Республике Беларусь: идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; поликультурное воспитание; экономическое воспитание; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности; эстетическое воспитание; воспитание психологической культуры, воспитание культуры здорового образа жизни; экологическое воспитание; семейное и гендерное воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; воспитание культуры быта и досуга.

Методы, средства и формы воспитания, многообразие подходов к их классификации. Факторы, предопределяющие выбор методов, средств и форм воспитания. Организационно-педагогические условия эффективного применения различных методов, средств и форм воспитания. Сущность понятия педагогической технологии в процессе воспитания. Критерии гуманистически ориентированных технологий воспитания.

Основные требования к организации процесса воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь. Непрерывность и преемственность, сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитании как важнейшие требования к организации воспитательного процесса в учреждениях образования на всех его уровнях. Социально-профессиональная направленность процесса воспитания в учреждениях образования. Решение задач воспитания в учебном процессе. Воспитательный потенциал учебных дисциплин и активных, коллективных, проектных форм и методов обучения. Совершенствование процесса воспитания для достижения целей устойчивого развития.

Активные формы и методы воспитания, способствующие вовлечению обучающихся в личностно и социально значимую деятельность и приобретению ими ценностного опыта, в том числе самостоятельного опыта разрешения разнообразных ситуаций (дискуссии и дебаты, тренинги, деловые и ролевые игры, проекты, самоуправленческая деятельность, трудовой десант, шефская работа, волонтерская деятельность и др.).

Педагогическое взаимодействие  и общение в процессе воспитания, его сущность и этапы. Технология педагогической поддержки обучающихся. Тьюторское сопровождение процесса воспитания в учреждении образования. Использование возможностей взаимодействия в цифровом формате для повышения эффективности воспитательного процесса в учреждениях образования. Проблемы этики взаимодействия и медиабезопасности обучающихся в цифровой среде.

Условия развития коллектива и его роль в воспитании обучающихся. Условия развития самоуправления обучающихся; сочетание педагогического руководства и самоуправленческой деятельности обучающихся. Психолого-педагогические основы развития институтов классного руководства и кураторства в учреждениях образования.

Детские, юношеские и молодежные общественные организации и их роль в воспитании детей и учащейся молодежи.

Роль и функции семьи в воспитании личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Модели семейных взаимоотношений. Условия успешного воспитания детей в семье.

Понятие о качестве воспитательного процесса. Критерии качества воспитания. Диагностика уровня воспитанности личности. Использование данных диагностики в планировании и реализации воспитательного процесса.

Самовоспитание, перевоспитание. Диалектическое единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.

 

Ключевые слова: процесс воспитания; направления воспитания; методы, формы, средства воспитания.

 

Тема 9. Управление в сфере образования

Сущность и функции управления образованием. Государственно-общественный характер управления системой образования. Основные признаки государственного управления. Общие принципы управления образованием: гуманизация и демократизация, системность и целостность, рациональное сочетание централизации и децентрализации. Единоначалие и коллегиальность в управлении, объективность, полнота информации при принятии управленческого решения.

Учреждение образования как педагогическая система и объект научного управления. Основные функции управления учреждением образования: анализ, целеполагание и планирование, организация деятельности, контроль и регулирование.

Управленческая культура руководителя учреждения образования. Аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты управленческой культуры. Стили педагогического управления и общения. Причины конфликтов в педагогическом коллективе, образовательном процессе и пути их разрешения.

Управление как процесс. Универсальный цикл управленческой деятельности. Педагогический анализ и его роль в управлении целостным педагогическим процессом. Виды и содержание педагогического анализа: параметрический, тематический, итоговый. Основные объекты педагогического анализа. Целеполагание и планирование как функции управления. Управленческая деятельность и ее организационные формы и методы в учреждении образования: методы диагностики и проверки эффективности и качества образовательного процесса (наблюдение, собеседование, опрос, анкетирование, тестирование и др.). Регулирование процессами на основе результатов мониторинга и учета индивидуальных особенностей личности, коллективном характере управления, самоуправлении сотрудников и обучающихся.

Научные основы управления качеством образования в учреждении образования.

Информационные технологии в управленческой деятельности.

Научные основы процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и управления им. 

Управление внедрением образовательных инноваций.

 

Ключевые слова: управление образованием, принципы и функции управления образованием, цикл управленческой деятельности в учреждении образования, методы и формы управленческой деятельности в сфере образования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

  1. Андарало, А. И. Педагогическое исследование: методология, структура, содержание : пособие / А. И. Андарало, В. А. Листратенко, В. В. Чечет. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2015. – 92 с.
  2. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол.: С. П. Самуэль [и др.]. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2015. – 2 т.
  3. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – М. : Инфра-М, 2011. – 336 с.
  4. Гавриловец, К. В. Гуманистическое воспитание в школе : пособие для директоров шк., учителей, кл. рук. / К. В. Гавриловец. – Минск : Полымя, 2000. – 128 с.
  5. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов : учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. –
    2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2004. – 336 с.
  6. Жук, О. Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О. Л. Жук. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2003. – 383 с.
  7. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. – Минск : Респ. ин-т высш. шк., 2009. – 336 с.
  8. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 : пособие для учителей / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
  9. История образования и педагогической мысли : хрестоматия / авт.-сост. Е. А. Башаркина. – Могилев : Могилев. гос. ун-т, 2017. – 464 с.
  10. Кадол, Ф. В. Воспитательная и управленческая системы современной школы : тексты лекций по разделу «Основы управления современной школой» для студентов ун-та / Ф. В. Кадол. – 2-е изд. – Гомель : Гомел. гос. ун-т, 2010. – 232 с.
  11. Казимирская, И. И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике : учеб. пособие для студентов пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / И. И. Казимирская, А. В. Торхова. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 340 с.
  12. Король, А. Д. Основы эвристического обучения : учеб. пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2018. – 207 с.
  13. Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – 2-е изд. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. – 640 с.
  14. Орлова, А. П. История педагогики : курс лекций / А. П. Орлова, В. В. Тетерина. – Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2018. – 124 c.
  15. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений : в 2 ч. / Н. А. Березовин [и др.]. – Минск : Мин. гос. высш. радиотехн. колледж, 2007. – Ч. 2. – 502 с.
  16. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации : монография / под ред. В. П. Тарантея. – Гродно : Гродн. гос. ун-т, 2004. – 354 с.
  17. Педагогические основы самостоятельной работы студентов : пособие для преподавателей и студентов / О. Л. Жук [и др.] ; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск : Респ. ин-т высш. шк., 2005. – 112 с.
  18. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода : монография / О. Б. Даутова [и др.] ; под общ. ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. – СПб : С.-Петерб. политехн. ун-т, 2014. – 296 с.
  19. Северин, С. Н. Методология педагогического исследования : учеб. пособие / С. Н. Северин. – Брест : Брест. гос. ун-т, 2017. – 157 с.
  20. Сманцер, А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов / А. П. Сманцер. – Минск : Белорус. гос. ун-т, 2013. – 271 с.
  21. Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы: компетентностный подход / О. Б. Даутова [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. – 372 с.
  22. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.
  23. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Советы воспитателям) / В. А. Сухомлинский. – Минск : Нар. асвета, 1978. – 288 с.
  24. Торхова, А. В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя : монография / А. В. Торхова. – М. : Моск. гос. пед. ун-т, 2005. – 226 с.
  25. Харламов, И. Ф. Педагогика : крат. курс : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 3-е изд. – Минск : Высш. шк., 2005. – 272 с.
  26. Neudah, S. Pedagogics in questions and answers (for independent students’ work) : manual / S. Neudah, V. Punchyk, I. Tsaryk. – Minsk : Belarus. state ped. univ., 2018. – 76 р.

 

Дополнительная литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для твор. саморазвития / В. И. Андреев. – 4-е изд. – Казань : Центр инновац. технологий, 2012. – 608 с.
  2. Антология педагогической мысли : в 3 т. / сост.: К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. – М. : Высш. шк., 1988. – Т. 1. – 440 с. ; Т. 2. – 462 с.
  3. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост.: Э. К. Дорошевич, М. С. Мятельский, П. С. Солнцев. – М. : Педагогика, 1986. – 468 с.
  4. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. – М. : Педагогика, 1985. – 480 с.
  5. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Арлова. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 120 с.
  6. Асвета i педагагічная думка ў Беларусі са старажытных часоў да 1917 г. / рэдкал.: A. M. Лазарук [i iнш.]. – Мінск : Нар. асвета, 1985. – 464 с.
  7. Асветнікі зямлі беларускай. X – пачатак ХХ ст : энцыкл. давед. / рэдкал.: Г. П. Шашкоў (гал. рэд.) [i інш.]. – Мінск : Беларус. Энцыкл., 2001. – 496 с.
  8. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – М. : Наука, 1973. – 128 с.
  9. Блинова, Т. Б. Иезуиты в Беларуси. Роль иезуитов в организации образования и просвещения / Т. Б. Блинова. – Гродно : Гродн. гос. ун-т, 2002. – 427 с.
  10. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов н/Д : Учитель, 1999. – 560 с.
  11. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М. : Логос, 2010. – 336 с.
  12. Гербарт, И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания / И. Ф. Гербарт // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. и авт. ввод. ст. А. И. Пискунов. – М., 1981. – С. 332–352.
  13. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.
  14. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая, У. В. Пашкевіч. – Мінск : Ул. М. Скакун, 1999. – 255 с.
  15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
  16. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 676 с.
  17. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистервег // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов ; сост. и авт. ввод. ст. А. И. Пискунов. – М., 1981. – С. 353–415.
  18. Жук, А. И. Менеджмент человеческих ресурсов – ключевой механизм развития национальной системы образования / А. И. Жук // Образование в интересах устойчивого развития в Беларуси: теория и практика / Белорус. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель, С. Б. Савеловой. – 2-е изд. – Минск, 2017. – С. 155–161.
  19. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Артаханов. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 208 с.
  20. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учеб. для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Юрайт, 2012. – 314 с.
  21. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – М. : Педагогика, 1989. – 206 с.
  22. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. – М. : Моск. гос. ун-т, 2005. – 216 с.
  23. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. / под ред. А. М. Арсеньева ; сост. П. А. Лебедев. – М., 1982. – С. 163–231.
  24. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г., № 231-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  25. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – М. : Кнорус, 2013. – 740 с.
  26. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
  27. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. : в 2 т. / редкол.: М. И. Кондаков (пред.) [и др.]. – М., 1982. – Т. 1 / под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. – С. 242–476.
  28. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобр. Генер. Ассамблеей ООН, 20 нояб. 1989 г. // Организация Объединенных Наций. Беларусь. – Режим доступа: https://un.by/dokumenty/mezhdunarodnye-dokumenty/86-konventsiya-o-pravakh-rebenka. – Дата доступа: 29.06.2020.
  29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82 // Минский городской методический портал. – Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.06.2020.
  30. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
  31. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие / В. В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
  32. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 348 с.
  33. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
  34. Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. и авт. ввод. ст. А. И. Пискунов. – М., 1981. – С. 163–195.
  35. Макаренко, А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А. С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. – М., 1977. – Т. 1. – С. 53–72.
  36. Малахова, И. А. Развитие личности : пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк. учреждений : в 2 ч. / И. А. Малахова. – Минск : Беларус. навука, 2002. – Ч. 1 : Способность к творчеству, одаренность, талант. – 158 с.
  37. Мандель, Б. Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 339 с.
  38. Математические методы в педагогических исследованиях : учеб. пособие / С. И. Осипова [и др.]. – Красноярск : Сибир. федер. ун-т, 2012. – 264 с.
  39. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1977. – 240 с.
  40. Педагогика современной школы : практикум : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна, Е. Н. Артеменок. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 132 с.
  41. Педагогика современной школы: основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2012. – 516 с.
  42. Педагогические проблемы личностно-ориентированного образования / Н. Ф. Гафурова [и др.] ; отв. ред. С. И. Осипова. – М. : МАКС Пресс, 2006. – 348 с.
  43. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких [и др.]. – М. : Дрофа, 2009. – 527 с.
  44. Песталоцци, И. Г. Лингард и Гертруда / И. Г. Песталоцци // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие / сост. и авт. ввод. ст. А. И. Пискунов. – М., 1981. – С. 276–322.
  45. Петти, Д. Современное обучение : практ. рук. / Д. Петти ; пер. с англ. П. Кириллова. – М. : Ломоносовъ, 2010. – 624 с.
  46. Подласый, И. П. Педагогика : учебник : в 2 т. / И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2013. – Т. 1 : Теоретическая педагогика. – 784 с.
  47. Подласый, И. П. Педагогика : учебник : в 2 т. / И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2013. – Т. 2 : Практическая педагогика. – 799 с.
  48. Поташник, М. М. Требования к современному уроку / М. М. Поташник. – М. : Центр пед. образования, 2007. – 272 с.
  49. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9 // Минский городской методический портал. – Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 07.07.2020.
  50. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Пед. соч. : в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе. – М., 1981. – Т. 1. – С. 20–60.
  51. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 2006. – Т. 1. – 816 с.
  52. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности : учеб. пособие / И. С. Сергеев. – СПб. : Питер, 2004. – 315 с.
  53. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2011. – 496 с.
  54. Снапкоўская, С. В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі (60-я гады XIX – пачатак XX ст.) : вучэб. дапам. / С. В. Снапкоўская. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2001. – 160 с.
  55. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – Изд. 2-е. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 335 с.
  56. Толстой, Л. Н. Воспитание и образование / Л. Н. Толстой // Пед. соч. / сост. Н. В. Вейкшан. – М., 1989. – С. 205–232.
  57. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Собр. соч. : в 2 т. / сост. В. Я. Струминский. – М., 1948. – Т. 2. – С. 333–362.
  58. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. – М., 1974. – Т. 1. – С. 229–263.
  59. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2008. – 255 с.
  60. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  61. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. – М. : Высш. шк., 2007. – 639 с.
  62. Цыркун, И. И.  Педагогика современной школы: основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2012. – 516 с.
  63. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству : пособие / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 311 с.
  64. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – 5-е изд. – М. : Академия, 2008. – 382 с.
  65. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М. : Бином. Лаб. знаний, 2015. – 224 с.
  66. Якубель, Г. И. История образования и педагогической мысли : практикум / Г. И. Якубель, А. А. Прохоров, Н. В. Самусева. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2008. – 220 с.