17.00.03 – кино-, теле-, и другие экранные искусства

Загад Вышэйшай атэстацыйнай камісіі Рэспублікі Беларусь ад 23 жніўня 2007 г. № 138
 

ВВЕДЕНИЕ

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00 03. – кино-, теле- и другие экранные искусства разработана на основе последних достижений гуманитарной науки.

Кандидатский экзамен призван выявить уровень знаний экзаменующегося в области истории и теории кино и телеискусства, а также наличие данных для самостоятельной научно-исследовательской работы.

Экзамен должен показать способность экзаменующихся самостоятельно оценивать явления кинотелеискусства с принципиальных, гуманистических позиций.

Экзамен предполагает также выявление знаний экзаменующимся специальной литературы по истории кино и телевидения, справочно-библиографических материалов. Кроме того, от сдающего экзамен требуется знакомство с современными работами, ещё не включёнными в список.

Вопросы, предлагаемые экзаменующимся, должны охватывать все разделы и дисциплины науки о кино и телевидении: историю мирового кино, (в т.ч. советского и белорусского), теорию кино.

По телевидению включаются вопросы по следующим областям знаний:

  • вопросы телетеории художественного телевидения,
  • вопросы истории телевидения (мирового, советского и белорусского),
  • вопросы развития художественного и документального телефильма.

Ответ на вопрос должен включать в себя характеристику основной литературы по данной теме. Изложение материала должно сопровождаться ссылками на соответствующие источники.

Экзаменующемуся даётся 3 вопроса. При этом вопросы должны охватывать исторические периоды, а для специальных кафедр и вопросы теории и методики преподавания практических дисциплин. Третьим вопросом может быть вопрос по теме будущей диссертации. Беседа о теме исследования призвана дать более полное представление экзаменаторам о степени подготовки экзаменующегося.

Программа кандидатского минимума по кино и телевидению включает в себя вопросы по следующим дисциплинам, в зависимости от специальности экзаменующегося: «История мирового кино», «История советского кино», «История белорусского кино», «Современное кино России и стран СНГ», «История теорий кино», «Теория кинодраматургии», «Теория неигровых видов кино».

КИНОИСКУССТВО

Раздел І ВОПРОСЫ КИНОТЕОРИИ

Тесная связь кинотеории с новаторской творческой практикой. Выразительные средства кинематографа; понятие «натурщик» в кинотеории и практике. Теоретические взгляды Л.Кулешова: монтаж изображения человека на экране; «эффект Кулешова».

Эстетическое новаторство Д.Вертова: съёмки «жизни врасплох», строгая монтажная организация материала.

Осмысление природы киноискусства в трудах С.Эйзенштейна: концепция «монтажа аттракционов», разработка теории монтажа как метода осмысления изображаемой действительности, гипотеза об «интеллектуальном кино», обогатившая представления о возможностях сюжетосложения.

Значение трудов В.Пудовкина «Киносценарий» и «Кинорежиссер и киноматериал» в контексте проблем драматургии, режиссуры, актёрского творчества и монтажа.

Поэтически-литературная манера А.Довженко, его опыт в расширении творческих возможностей киноязыка, особенности использования метафоры и символики в его фильмах.

Вклад в теорию кино выдающихся киноисследователей Б.Балаша, А.Базена, З.Кракауэра.

Особенности современной кинотеории, связанной с развитием массовых коммуникаций. Проблемы взаимодействия кино и телевидения в контексте художественной культуры.

Раздел 2 ИСТОРИЯ МИРОВОГО КИНО

Зарождение и формирование кинематографии в Европе и США (1895 – 1918).

Кино Франции. Первый публичный киносеанс (1895). Вклад братьев Люмьер в развитие кинематографа. Ж.Мельес – родоначальник игрового кино. Рождение французской киноиндустрии. Фирмы «Пате» и «Гомон», монополизация производства и проката. Французская кинокомедия. Эксцентриада А.Дида, комедийная маска М.Линдера.

Кино Италии. Рождение национального кинопроизводства в 1904 – 1905 гг. Ведущие жанры – комедия, драма, фарс, экранизация. Костюмно-исторические фильмы, их роль в развитии национального кино и экранной мифологии. Фильм Д.Пастроне «Кабирия» – псевдомонументальность, патетика и пластическая экспрессия.

Кино Великобритании. Освоение технических возможностей кинокамеры и монтажа. Становление жанров: комедии, социальные драмы, уголовные фильмы, мелодрамы.

Кино Дании. Причины расцвета датского кино 1908 – 1915 гг. Его характерные особенности: связь с театром и литературой, сенсационность в изображении отношений полов. Любовные мелодрамы.

Кино США. Возникновение американского кинопроизводства (1896). Первые кинофирмы. Превращение кино в главный источник массового развлечения. Организация системы проката, расцвет «независимых». Компания кинопатентов, её борьба за монополию в сфере производства и проката. Д.Гриффит. Актёрская школа Гриффита, разработка принципов кинодраматургии и кинематографического языка. Т.Инс – актёр, режиссёр, организатор конвейерного производства фильмов. Мак-Сеннет – родоначальник американской «комической». Система звёзд как феномен массовой культуры. Первый полнометражный фильм США «Рождение нации» (режиссёр Д.Гриффит). «Нетерпимость» - реализация исторической философии Гриффита. Христианская мораль как путь к решению социальных, национальных, классовых противоречий. Эволюция образа в ранних комедиях Чаплина.

Кино Германии. Зарождение национального кинопроизводства (1909 – 1910). Популярность фарсов и фильмов-спектаклей. Развитие сети кинопроката. Строительство крупных студий перед войной. Пропаганда милитаризма и шовинизма.

1. Развитие кино в 1918 – 1929 годах.

Кино Германии. Коммерческая продукция. Эстетические принципы экспрессионизма в фильме Р.Вине «Кабинет доктора Калигари». Влияние экспрессионизма на немецкую операторскую и актёрскую школу. «Безопасный» фильм. Элементы социальной критики, сочувствие к «маленькому» человеку («Последний человек»).

Кино Франции. Ранний «Авангард» и его эстетическая платформа. Поздний «Авангард». Концепции «интегрального фильма»: отрицание сюжета и актёра. Идейно-эстетический кризис «Авангарда» и срастание с коммерческим кинематографом. Первые фильмы Р.Клера. «Страсти Жанны д’Арк» К. Дрейера.

Кино США. Место Голливуда в утверждении идеалов «американской мечты». Переезд в США ведущих кинематографистов Швеции, Германии, Франции. Основные жанры коммерческой продукции. Персонажи Д.Фербенкса. «Золотой век» американской кинокомедии. Ч.Чаплин, Б.Китон, Г.Ллойд.

2. Первый период в истории звукового кино (1929 – 1939).

Кино США. Переоборудование кинопромышленности. Особенности первых звуковых картин. Стандартизация киножанров: вестерны, гангстерские фильмы, ревю, эксцентрические комедии, любовные мелодрамы. Расцвет творчества Чаплина. Цикл фильмов Д. Форда о жизни бедняков. Критический фильм У.Уайлера. Мультипликационные фильмы студии У.Диснея. «Гражданин Кейн» О.Уэллса.

Кино Франции. Фильмы Р.Клера. Сценарное и режиссёрское мастерство Клера. Расцвет творчества Ж.Ренуара, М.Карне.

Кино Великобритании. Захват британского проката Голливудом. Закон о квоте (1927) и его результаты. Режиссёр и продюсер А.Корда и его костюмно-исторические фильмы. Детективы А.Хичкока. Английская документальная школа.

Кино Германии. Политическая и социальная острота фильмов Г.Пабста. Осуждение нацистских доктрин в фильмах Ф.Ланга. Гибель немецкого киноискусства после нацистского переворота. Нацистская идеология в развлекательных фильмах.

3. Кино в годы Второй мировой войны.

Кино Франции. Героико-патриотическая тема в фильме М.Карне «Вечерние посетители». Творческое достижение киноискусства – создание киноромана «Дети райка».

Кино США. Документальные фильмы о войне как антитеза голливудской продукции. Художественно-документальные фильмы. Тема России в фильмах США.

5. Мировое кино в 1945 – 2000 гг.

Кино Италии. Подъём неореалистического искусства, его место в кино Италии и роль в мировом кино. Идейно-эстетическая платформа неореализма. Творчество Ч.Дзаваттини, В. де Сика, Л.Висконти, Дж. де Сантиса. Политические проблемы 60-х гг. в итальянских фильмах. Проблемы разочарования в обществе в трилогии М.Антониони. Драматургия настроений и оттенков чувств. Эволюция Ф.Феллини. Сатирическое изображение верхушки общества, церкви, интеллигенции. Неприятие буржуазного общества в фильмах П.Пазолини. «Политический» фильм – ведущее направление в кинематографе 70-х гг. Творчество братьев Тавиани, М.Феррери, Э.Сколы. Последние фильмы Феллини. Экономический и художественный спад итальянской кинематографии.

Кино Франции. Новый этап в творчестве Р.Клера. Решение современной темы в фильмах Жана-Поля Ле Шануа. Творческие принципы и практика Р.Брессона. Тема духовной трагедии человека в его фильмах («Приговорённый к смерти бежал»). Экранизация классики («Красное и чёрное», «Жервеза»). Мастера короткометражных фильмов. «Группа 30-ти», её цели и задачи. Декларация группы (1953). «Новая волна» (1958 – 1968). «Открытая драматургия» - разрыв причинно-следственных связей, импровизационность диалогов и мизансцен. Ален Рене и поиски новых форм повествования. Бунтующий герой Ф.Трюффо. Анархический бунт личности против общества «потребления» в фильмах Ж-Л.Годара. Документальное кино. Появление терминов «синема верите» – «киноправда» (1961) и «прямое кино». Критика общества в творчестве Б.Тавернье. Социальная тема в фильмах А.Кайата. Попытки сохранить национальное лицо французского кино и его коммерциализация.

Кино Германии. Фильмы ФРГ и ГДР на антифашистскую тему: «Мы – вундеркинды» (ФРГ), «Убийцы среди нас» (ГДР). Творчество В.Вендерса, Р.Фассбиндера, В.Херцога, Ф.Шлендорфа. Социальная и политическая проблематика их фильмов. Глубина и широта отображения общественных процессов и метафоричность.

Кино США. Голливуд в период работы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Кризис Голливуда. Решение Верховного Суда (1947) об отделении производства фильмов от проката. Конкуренция с телевидением. Внедрение широкого экрана (1952). Стереофония, панорамное и широкоформатное кино. Реорганизация кинопромышленности (1949 – 1953). Новые тенденции в конце 50-х и начале 60-х годов. Группа «Нового американского кино» (НАК). Борьба с голливудскими стандартами и поиски новых выразительных средств. Творчество С.Креймера («На последнем берегу», «Нюрнбергский процесс»). Тема бунта молодёжи и элементы «контркультуры» («Выпускник», «Беспечный ездок»). Трансформация стандартных жанров, вызванная постановкой актуальных проблем и поисками новых форм («Вестсайдская история», «Маленький большой человек»). Особенности научной фантастики – «Космическая Одиссея: 2001 год» С.Кубрика. Фальсификация Второй мировой войны в суперколоссе «Самый длинный день». Голливуд в 70-е и 80-е годы.

Триллеры, фильмы-катастрофы, мистические картины, космические гиганты («Челюсти» С.Спилберга, «Звёздные войны» Д.Лукаса, «Механический апельсин» С.Кубрика и др.). Изображение мафии как бизнеса («Крёстный отец» Ф.Копполы). Превращение крупнейших кинофирм и киноотделения гигантских транснациональных корпораций. Неоконсерватизм и реставрация старых голливудских мифов. Мода на ретро. Дальнейшая монополизация американского кинопроизводства. Усиление позиций Голливуда в мировом кинопрокате. Ориентация на молодёжную аудиторию и подростков. Фантастические постановочные боевики и ведущие режиссёры этого жанра. Секс и насилие в триллерах 90-х. Модель распадающегося мира в фильмах К.Тарантино. Эклектизм американского кинематографа 90-х.

Раздел 3 ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО КИНО

1. РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО (1918 – 1921).

Декрет СНК «О переходе фотографической и кинематографической торговле и промышленности в ведение Наркомпроса» (1919). Кинофикация страны и прокатная политика. Первые хроникально-документальные фильмы. Агитфильм. Экранизация классических произведений русской литературы – «Отец Сергий» и «Поликушка».

2. КИНО ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ.

Национальная политика и кинематограф. Организация Госкино, Совкино и республиканских киноорганизаций: ВУФКУ (Украина), Госкинопром (Грузия), Белгоскино (Беларусь) и др. Организация АРК и ОДСК. Формирование жанрово-тематических и стилевых направлений. Ведущая роль «типажно-монтажного» кинематографа. Утверждение жанра историко-революционной эпопеи в фильмах С.Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь»), В.Пудовкина («Мать», «Потомок Чингисхана»), А.Довженко («Арсенал», «Земля»). Современная тема в фильмах Л.Кулешова («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»), Я.Протазанова («Аэлита», «Его призыв»), Ф.Эрмлера («Парижский сапожник»), А.Роома («Третья Мещанская»). Становление советской кинокомедии, исторического фильма. Экранизация литературной классики. Становление кинопублицистики. Отражение общественных событий в фильмах Д.Вертова. Историко-революционная публицистика Э.Шуб.

3. СОВЕТСКОЕ КИНО ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ.

Рождение звукового кино. Теория и практика «агитпропфильма». Экспериментальные работы со звуком в документальном кино. Опыты по озвучиванию игровых фильмов. Первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931). «Производственная» психологическая драма «Встречный» (1932). Поэтическое воплощение темы социалистического строительства в фильме «Иван» (1932). Дискуссия об «Иване» и «Встречном». Фильм «Чапаев» и его роль в дальнейшем развитии советского киноискусства. Политизация кинематографа. Новое понимание роли монтажа, ориентация на драматургию характеров и развитие повествовательно-драматических жанров. Негативное воздействие театра на художественную форму фильма. Освоение цвета в кино. Негативные тенденции в развитии киноискусства, влияние ошибочной концепции обострения классовой борьбы. История революции в фильмах «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», трилогии о Максиме, «Последняя ночь», обращение к современной жизни в фильмах «Великий гражданин», «Член правительства», «Учитель», «Большая жизнь». Кинокомедии Г. Александрова и И.Пырьева. Экранизация литературной классики – «Гроза», «Пётр Первый», «Детство».

4. СОВЕТСКОЕ КИНО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ    ВОЙНЫ.

Кинопериодика и фронтовой кинорепортаж. Начало работы над «Боевыми киносборниками». Эвакуация крупнейших киностудий на восток страны. Хроникально-документальные фильмы о важнейших этапах войны – «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945). Игровые фильмы о войне «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Радуга», «Зоя», «Два бойца».

5. СОВЕТСКОЕ КИНО В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 – 1952)

Ориентация ведущих режиссёров на исторические и историко-биографические темы. Бесконфликтность, схематизм, парадность в художественном творчестве. Урон, нанесённый «малокартиньем» развитию национального кино. Фильмы о героях войны – «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Марите», «Константин Заслонов», «Подвиг разведчика». Схематизм образов «художественно-документальных» фильмов о крупнейших стратегических операциях войны – «Третий удар», «Сталинградская битва», «Падение Берлина». Иллюстративность, дидактика историко-биографических картин «Адмирал Нахимов», «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский».

6. СОВЕТСКОЕ КИНО 50-х – 60-х ГОДОВ.

Расширение кинопроизводства. Приход в кино новой генерации молодых кинематографистов. Борьба с бесконфликтностью, парадностью, схематизмом. Процесс обновления выразительных средств в киноискусстве. Освоение новых принципов сюжетосложения, монтажа. Усиление авторского начала в киноискусстве. Два основных направления жанрово-стилевых поисков – «документальное» и «живописно-поэтическое». Развитие вертовских принципов («Киноправда», «Жизнь врасплох») в кинодокументалистике. Обогащение выразительных средств научно-популярного кино некоторыми приёмами игрового. Расширение тематики и жанров в развитии мультипликационного кино. Новый уровень художественного постижения темы Великой Отечественной войны. Наиболее яркие кинопроизведения этого периода о современности – «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», «Председатель», «Мне двадцать лет», «Девять дней одного года», о минувшей войне – «Летят журавли», «Судьба человека», «Живые и мёртвые», экранизации – «Война и мир», «Дама с собачкой», исторические – «Андрей Рублёв».

7. СОВЕТСКОЕ КИНОИСКУССТВО 70-х – 80-х ГОДОВ.

Появление фильмов, глубоко выразивших новые тенденции перестройки общественного сознания: «Покаяние» Т.Абуладзе, «Легко ли быть молодым?» Ю.Подниекса. Глубина художественного постижения важных философско-нравственных проблем в фильмах А.Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Идейно-художественные особенности фильмов и опыт национальной культуры и фольклора в фильмах В.Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красная». Социально-нравственные проблемы фильмов Г.Панфилова «Начало», «Прошу слова», «Тема»; Ю.Райзмана «Странная женщина», «Частная жизнь», «Время желаний»; С.Герасимова «У озера», «Любить человека». Образ времени в фильмах Н.Михалкова «Пять вечеров», «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино». Героика и гротеск в образном строе фильма А.Алова и В.Наумова «Бег». Новизна исторического материала в фильме Э.Климова «Агония». Новые подходы к художественному осмыслению событий истории в фильмах А.Германа («Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин»), Л.Шепитько («Восхождение»). Традиции и поиски новых решений в кинокомедиях Э.Рязанова «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих». Кино России и стран СНГ в кризисные 90-е годы.

Раздел 4 ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОГО КИНО.

1. БЕЛОРУССКОЕ КИНО 20-х – 30-х ГОДОВ.

Постановление СНК БССР о создании треста Белгоскино (1924). Кинохроника. Киностудия «Советская Беларусь» в Ленинграде. Первый белорусский художественный фильм – романтическая киноповесть о событиях гражданской войны «Лесная быль» в постановке Ю.Тарича. «Кастусь Калиновский» В.Гардина, «Сосны шумят» Л.Молчанова. Литературная организация «Молодняк» и белорусское кино. Романтика подвига и острая публицистичность фильмов Ю.Тарича «Лесная быль», «До завтра», «Путь корабля», «Одиннадцатое июля». Творчество В.Корш-Саблина: эпический характер фильмов «В огне рождённая», «Первый взвод», лирические кинокомедии «Искатели счастья» и «Моя любовь». Судьба человека в переломный момент истории в фильме «Дважды рождённый» Э.Аршанского (сценарий Г.Кобеца).

2. БЕЛОРУССКОЕ КИНО 40-х – 50-х ГОДОВ.

Документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии» и его роль в развитии темы Великой Отечественной войны в киноискусстве республики. Движение от деклараций к исследованию в первых игровых картинах о минувшей войне «Константин Заслонов» А.Файнциммера и В.Корш-Саблина (сценарий А.Мовзона) и «Часы остановились в полночь» Н.Фигуровского (сценарий А.Кучара и Н.Фигуровского). Особенности детских фильмов Л.Голуба «Дети партизана», «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца». Кинематограф как популяризатор лучших работ национального тетра – «Павлинка», «Поют жаворонки», «Кто смеётся последним». Внимание к проблемам повседневности – «Счастье надо беречь», «Наши соседи», «Строгая женщина».

3. БЕЛОРУССКОЕ КИНО 60-х – 70-х ГОДОВ.

Расширение кинопроизводства. Приход на «Беларусьфильм» большой группы молодых кинематографистов. Новый взгляд на события Великой Отечественной войны в фильмах молодых режиссёров: В.Турова – «Через кладбище», «Я родом из детства», «Война под крышами», И.Добролюбова – «Иван Макарович», В.Виноградова – «Письма к живым», экранизациях произведений В.Быкова – «Третья ракета» Р.Викторава, «Альпийская баллада», «Волчья стая» Б.Степанова, «Западня» Л.Мартынюка. Поиски новых жанрово-стилистических решений – создание В.Четвериковым киноэпопеи «Пламя», В.Рубинчиком кинопоэмы «Венок сонетов». Традиционализм в решении историко-революционной темы – «Первые испытания» и «Крушение империи» В.Корш-Саблина. Кинопублицистика документальная («Хатынь, 5 км», «Штрихи к портрету», «Десять лет спустя, или Надежды и тревоги 10 «А») и игровая («Воскресная ночь», «Обочина», «Хроника ночи»).

4. БЕЛОРУССКОЕ КИНО 80-х – 90-х ГОДОВ.

Творческие достижения: экранизация В.Туровым романа И.Мележа «Люди на болоте», В.Рубинчиком повести В.Короткевича «Дикая охота короля Стаха», В.Рыбаревым романа В.Адамчика «Чужая батьковщина». Новое осмысление темы Великой Отечественной войны в фильмах «Иди и смотри» Э.Климова (сценарий А.Адамовича), «Знак беды» М.Пташука (по повести В.Быкова), в документальных киноциклах В.Дашука «Я из огненной деревни» и «У войны не женское лицо». Кризисная ситуация в кинематографе республики на рубеже XXI века. «Кооперативное кино». Снижение творческих критериев. Новые аспекты решения темы Великой Отечественной войны в фильме М.Пташука «В августе 44-ого».

Список основной литературы кандидатского минимума по кино и телеискусству

КИНОИСКУССТВО

1. МИРОВОЕ КИНО

  1. Кино: энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 640 с.
  2. История зарубежного кино (1945–2000): учебник / отв. ред. В.А. Утилов. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 568 с.
  3. Садуль, Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней / Ж. Садуль. – М.: Из-во иностранной лит-ры, 1957. – 438 с.
  4. Садуль, Ж. Всеобщая история кино / Ж. Садуль; под ред. С.И. Юткевича. – М.: Искусство, 1961. – 626 с.
  5. Теплиц, Е. История киноискусства / Е. Теплиц; пер. [сокр.] с польс.; предисл. Н.П. Абрамова. – М.: Прогресс, 1968–1974. – 1895–1927. – 1968. – 336 с.; 1927
  6. 1933. – 1971. – 2789 с.; 1933–1939. – 1973. – 271 с.; 1939–1945. – 1974. – 314 с.
  7. Комики мирового экрана / Сост. В.М. Головской. – М.: Искусство, 1966. – 288 с.
  8. Огнев, К.К. Звёзды мирового кино / К.К. Огнев. – М.: Знание, 1992. – 55 с.
  9. Звезды немого кино. – М.: Искусство, 1968. – 239 с.
  10. Авенариус, Г.А. Чарльз Спенсер Чаплин: Очерк раннего периода творчества / Г.А. Авенариус. – М.: Академия наук СССР, 1959. – 266 с.
  11. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей / А. Базен; вступ. ст. М.В. Вайсфельда. - М.: Искусство, 1972. – 383 с.
  12. Балаш, Б.С. Кино. Становление и сущность: новое искусство / Б.С. Балаш; пер. с нем.; предисл. Р.Ю. Юренев. – Москва: Прогресс, 1968. – 328 с.
  13. Долгов, К.К. Ф. Феллини, И. Бергман: Фильмы. Философия творчества / К.К, Долгов, К.М. Долгов. – М.: Искусство, 1995. – 237 с. – (Ге­нии мирового кино).
  14. Бергман о Бергмане: Ингмар Бергман в театре и кино / сост. А.В. Парина, В.В. Гульченеко. – М.: Радуга 1985.– 528 с.
  15. Висконти о Висконти: «Гибель богов», «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», «Мой театр» / пер. с ит., комм. О. Бобровой. – М.: Радуга, 1990. – 445 с.
  16. Висконти Лукино: Статьи. Свидетельства. Высказывания / сост., ред., авт. комм. Л. Козлов. – М.: Искусство, 1986. – 297 с.
  17. Савицкий, Г. Этот простой и сложный язык кино: беседы о выразительных средствах экранного искусства / Г. Савицкий. – М.: Просвещение, 1981г. – 174 с. – (Мир знаний).
  18. Монтегю, А. Мир фильма: Путеводитель по кино / А. Монтегю; пер. с фр. И. Разумовской. – М.: Искусство, 1969. – 280 с.
  19. Клер, Р. Размышления о киноискусстве. Заметки к истории ки­ноискусства с 1920 по 1950 гг. / Р. Клер; пер. с фр.; сост. Г.А. Авенариус. – М.: Искусство, 1958. – 230 с.
  20. Лепроон, П. Современные французские кинорежиссёры / П. Лепроон. – М.: Иностранная литература, 1960. – 842 с.
  21. Жанкола, Ж.-П. Кино Франции: Пятая республика (1958-78 гг.) / Ж.-П. Жанкола; пер. с фр. – М.: Искусство, 1984. – 405 с.
  22. Карцева, Е.Н. Сделано в Голливуде / Е.Н. Карцева. – М.: Искусство, 1964. – 260 с.
  23. Карцева, Е.Н. Голливуд: контраст 70-х: кинематограф и об­щественная жизнь США / Е.Н. Карцева. – М.: Искусство, 1987. – 316 с.
  24. Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр. – М.: Искусство, 1974. – 424 с.
  25. Трауберг, Л.З. Дэвид Уорк Гриффит / Л.З. Трауберг. – М.: Искусство, 1981. – 208 с. (Жизнь в искусстве).
  26. Ренуар, Ж. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарии / Ж. Ренуар; сост. И. Лещинский. – М.: Искусство, 1972. – 255 с.
  27. Дзаваттини, Ч. Слова через край: Сборник / Ч. Дзаваттини. – М.: Радуга, 1983. – 415 с.
  28. Дзаваттини, Ч. Дневники жизни и кино: статьи, интервью. / Ч.Дзаваттини; Пер. с ит.; вступ. ст. Г. Богемского. – М.: Искусство, 1982. – 302 с.
  29. Митта, А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... / А.Н. Митта. – М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002. – 475 с.
  30. Феллини, Ф. Делать фильм / пер. с итал. Ф.М. Двин / Ф. Феллини. – М.: Искусство, 1984. – 287 с.
  31. Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоми­нания / сост., вступ. ст. и комм. Г. Богемского. – М.: Искусство, 1968. – 288 с.
  32. Феллини о Феллини: Интервью. Сценарии / коммент. О. Бобровой, Г. Богемского. – М.: Радуга, 1988. – 478 с.

2. СОВЕТСКОЕ КИНО

  1. История советского кино 1917-1967: в 4 т. – М. : Искусство. – Т.1.: Рождение Советского кино. Зрелость немого кино / Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург, И.Долинский, С.Дробашенко. - 1969. – 756 с.
  2. Плахов А.С. Советское кино / А.С. Плахов. – М.: Изд-во агентства печати "Новости", 1988. – 95 с.
  3. История советского кино 1917-1967: в 4 т. – М. : Искусство. – Т.2.: Русское кино 30-х годов. Рисованный и кукольный фильм. Хроникально-документальное кино. Научное кино. Кино союзных республик / Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург, И.Долинский, С.Дробашенко. - 1972. – 512 с.
  4. История советского кино 1917-1967: в 4 т. – М. : Искусство. – Т.3.: Кино в годы войны. Послевоенное кино. Кино Советских республик / Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург, И.Долинский, С.Дробашенко. - 1975. – 320 с.
  5. История советского кино 1917-1967: в 4 т. – М. : Искусство. – Т.4.: Кино союзных республик, а также детское, документальное, научно-популярное кино, рисованный и кукольный фильм / Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург, И.Долинский, С.Дробашенко. - 1978. – 486 с.
  6. Юренев, Р. Краткая история советского кино: 60 лет советского кино / Р. Юренев. М.: Союз кинематографистов СССР, 1978. – 230 с.
  7. Лебедев, Н.А. Очерк истории кино СССР: Немое кино / Н.А. Лебедев. – М.: Искусство, 1965. – 584 с.
  8. Скендеров Д. Советское кино, 1919-1991 / Д. Скендеров. – М.: Интеррос, 2006. – 431 с.
  9. Мельвиль, Л.Г. Советское кино: история и современность. Сб. научн. трудов / Л.Г. Мельвиль. – М.: ВНИИ киноискусства, 1982. – 143 с.
  10. Маматова, Л.Х. Многонациональное советское киноискусство / Л.Х. Маматова. – М.: Знание, 1982. – 159 с.
  11. Фрейлих, С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского / С.И. Фрейлих. – М.: Искусство: ТПО Истоки, 1992. – 351 с.
  12. Фрейлих, С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб. для вузов / С.И. Фрейлих. – М.: Академ. проект, 2002. – 508 с.
  13. Шкловский, В.Б. Эйзенштейн / В.Б. Шкловский. – М.: Искусство, 1973. – 298 с.
  14. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения: в 6 т. / С.М. Эйзенштейн. – М.: Искусство, 1964–1970. – 6 т.
  15. Пудовкин, В.И. Собр. соч.: в 3 т. / В.И. Пудовкин; сост. и авт. примеч. Т. Запасник и А. Петрович; редкол. А. Грошев [и др.]. – М.: Искусство, 1974 - 1976. – 3 т.
  16. Довженко, А.П. Избранные произведения / А.П. Довженко. Львов: Камнеяр, 1980. – 302 с.
  17. Ромм, М.И. Избранные произведения: в 3-х т. / М. Ромм. – М.: Искусство, 1982. – 573 с.
  18. Трауберг, Л. Избранные произведения в двух томах. – М.: Искусство. – Т.1.: Фильм начинается… Трубы, входит Зритель… Статьи. – 1988. – 496 с.
  19. Трауберг, Л. Избранные произведения в двух томах. – М.: Искусство. – Т.2.: Дэвид Уорк Гриффит. Мир наизнанку. – 1988. – 544 с.
  20. Громов, Е.С. Лев Владимирович Кулешов / Е.С. Громов. – М.: Искусство, 1984. – 321 с. (Жизнь в искусстве).
  21. Рощаль, Л.М. Дзига Вертов / Л.М. Рошаль. – М.: Искусство, 1982. – 266 с. – (Сер. «Жизнь в искусстве»).
  22. Эсфирь Шуб. Крупным планом. М., 1959.
  23. Гинзбург, С.С. Кинематография дореволюционной России / С.С. Гинзбург. – М.: Искусство, 1963. – 400 с.
  24. Гинзбург, С.С. Рисованные и кукольные фильмы: очерки развития советской мультипликационной кинематографии / С.С. Гинзбург. – М.: Искусство, 1957. - 286 с.: ил.
  25. Лебедев, Н. Внимание, кинематограф! О кино и телевидении. Статьи, исследования, выступления / Н. Лебедев. – М.: Искусство, 1974. – 167 с.
  26. Караганов, А.В. Всеволод Пудовкин. – М.: Искусство, 1973. – 232 с. – («Жизнь в искусстве»).
  27. Соболев, Р.П. Александр Довженко. – М.: Искусство, 1980. – 304 с. – («Жизнь в искусстве»).
  28. Юренев, Р.Н. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: в 2-х ч. / Р. Юренев. – Ч. I: 1898-1929 гг. – М.: Искусство, 1985. – 303 с.
  29. Юренев, Р. Н. Сергей Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: в 2-х ч. / Р. Юренев. – Ч. II: 1930-1948. – М.: Искусство, 1988г. – 319 с.
  30. Вейцман, Е. Очерки философии кино / Е. Вейцман. – М.: Искусство, 1978. – 232 с.
  31. Гинзбург, С.С. Очерки теории кино / С.С. Гинзбург. – М.: Искусство, 1974. – 264 с.
  32. Козинцев, Г.М. Глубокий экран / Г.М. Козинцев. – М.: Искусство, 1971. – 256 с.
  33. Козинцев, Г.М. Пространство трагедии: Дневник режиссера / Г.М. Козинцев. – Л.: Искусство, 1973. – 232 с.
  34. Вайсфельд, И.В. Искусство в движении: современный кинопроцесс: исследования, размышления / И.В. Вайсфельд. – М.: Искусство, 1981. – 240 с.
  35. Л.Маматова. Многонациональное советское киноискусство. М., 1982.
  36. Хейфиц, И.Е. О кино. / И.Е. Хейфиц; вступит. статья и сост. И. Сэпман. – Л.-М.: Искусство, 1966. – 231 с.
  37. Юткевич, С.И. Поэтика режиссуры: Театр и кино / С.И. Юткевич. – М.: Искусство, 1986. – 467 с.
  38. Юренев, Р. Краткая история киноискусства / Р. Юренев. – М.: Академия, 1997. – 288 с.

3. БЕЛОРУССКОЕ КИНО

  1. История белорусского кино (1924 – 1945)/ Авт. А.В. Красинский, В.И. Смаль, О.Ф. Нечай, Г.В. Ратников, Г.П. Подберезский. Ред. проф. В.И. Нефед, проф. И.Л. Долинский. – Минск: Наука и техника, 1968. – 240 с.: ил.
  2. История белорусского кино (1945 – 1967)/ Авт. А.В. Красинский, В.И. Смаль, О.Ф. Нечай, Г.В. Ратников, Г.П. Подберезский. Ред. проф. В.И. Нефед, канд. искусствоведения А.В. Красинский. – Минск: Наука и техника, 1970. – 256 с.: ил.
  3. Современное белорусское кино / А.В. Красинский [и др.]; ред. А.В. Красинский, Е.Л. Бондарева. – Мн.: Наука и техника, 1985.– 312 с.
  4. Экран и культура: Белорусское кино и телевидение в системе художественной культуры / А.В. Красинский, Г.В. Ратников, Л.Н. Зайцева; ред. А.В. Красинский; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1988. – 255 с.
  5. Все белорусские фильмы: Каталог-справочник / авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева. – Мінск: Беларуская навука, 1996–2000. – Т.1.: Игровое кино (1926–1970) / Авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева. – 1996. – 239 с.
  6. Все белорусские фильмы: Каталог-справочник / авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева; науч. ред. А.В. Красинский. – Мінск: Беларуская навука, 1996–2000. – Т.2.: Игровое кино (1917–1983) – 2000. – 299 с.
  7. Бондарева, Е.Л. В кадре и за кадром: О людях и фильмах белорусского кино / Е.Л. Бондарева. – Минск: Изд-во БГУ, 1973. – 208 с.
  8. Бондарева, Е.Л. Время, экран, критика: Проблемы соврем. белорус. киноискусства и кинокритики / Е.Л. Бондарева. – Минск: Изд-во БГУ, 1975. – 255 с.
  9. Бондарева, Е.Л. Кинолента длиною в жизнь: Очерк творч. биографии нар. артиста СССР кинорежиссера В.В. Корш-Саблина. – Минск: Изд-во БГУ, 1980. – 207 с.
  10. Бондарева, Е.Л. Экран в разных измерениях / Е.Л. Бондарева. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 271 с.
  11. Бондарава, Е.Л. Кінематограф і літаратура: творы беларускіх пісьменнікаў на экране / Е.Л. Бондарава. – Мінск: Універсітэцкае, 1993. – 175 с.
  12. Красінскі, А.В. Беларускае кіно: кароткі нарыс / А.В. Красінскі, В.І. Смаль, Г.П. Тарасевіч. – Мінск: Выдавецтва Акадэміі навук БССР, 1962. – 220 с.
  13. Красинский, А.В. Юрий Тарич: творческая биография / А.В. Красинский; под ред. В.И. Нефеда; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1971. – 148 с.
  14. Красінскі, А.В. Беларускія акцёры ў кіно: У.Крыловіч, Г.Глебаў, Л.Мазалеўская / А.В. Красінскі. – Мінск: Навука і тэхніка, 1973. – 88 с.
  15. Красинский, А.В. Фильмы. Герои. Время: некоторые тенденции развития современного белорусского киноискусства / А.В. Красинский; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1975. – 160 с.
  16. Красинский, А.В. Кинодокумент и образ времени / А.В. Красинский; ред. Е.Л. Бондарева. – Минск: Наука и техника, 1980. – 168 с.
  17. Красинский, А.В. Кино: игровое плюс документальное / А.В. Красинский; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1987. – 136 с.
  18. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учеб. пособие для некинематограф. вузов / О.Ф. Нечай, Г.В. Ратников. – Минск: Выш. шк., 1985. – 368 с.
  19. Павлючик, Л. От исповеди к эпосу: Судьба и фильмы Виктора Турова / Л. Павлючик. – М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1985. – 112 с.
  20. Ратников, Г.В. Жанровая природа фильма / Г.В. Ратников. – Минск: Наука и техника, 1990. – 181 с.
  21. Все белорусские фильмы: Каталог-справочник / авт.-сост. И.Авдеев, Л.Зайцева. – Мінск: Беларуская навука, 1996 – 2000. – Т.1.: Игровое кино (1926 – 1970) / Авт.-сост. И.Авдеев, Л.Зайцева. – 1996. – 239 с.
  22. Все белорусские фильмы: Каталог-справочник / авт.-сост. И.Авдеев, Л.Зайцева; науч.ред. А.В.Красинский. – Мінск: Беларуская навука, 1996 – 2000. – Т.2.: Игровое кино (1917 – 1983) – 2000. – 299 с.
  23. Гісторыя кінамастацтва Беларусі: у 4 т. – Мінск: Беларуская навука. – Т.1.: 1924 -1959 гг. / А.В. Красінскі. – 2001. – 278 с.
  24. Гісторыя кінамастацтва Беларусі: у 4 т. – Мінск: Беларуская навука. – Т.2.: 1960 -1985 гг. / Г.В. Ратнікаў, А.А. Карпілава, А.В. Красінскі. – 2002. – 372 с.
  25. Гісторыя кінамастацтва Беларусі: у 4 т. – Мінск: Беларуская навука. – Т.3. Тэлевізійнае кіно: 1956 – 2002 гг. / В.Ф. Нячай, В.А. Мядзведзева, Н.А. Агафонава; навук. рэд. В.Ф. Нячай. – 2004. – 374 с.
  26. Гісторыя кінамастацтва Беларусі: у 4 т. – Мінск: Беларуская навука. – Т.4.: 1986 – 2003 гг. / Л.М. Зайцава [і інш.]; навук. рэд. Л.М. Зайцава. – 2004. – 335 с.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Раздел 1 ВОПРОСЫ ТЕЛЕТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Телевизионное искусство как часть системы искусств. Взаимосвязь телеискусства с традиционными искусствами (фольклором, литературой, театром, музыкой, изобразительным искусством). Телеискусство в семье техногенных искусств (фотоискусство, киноискусство, радиоискусство, компьютерное творчество).

Телевидение как целостная художественная система. Роды телеискусства: телекино, телетеатр, телепередача.

Телевизионный фильм. Виды телефильма: художественный, документальный, научно-популярный, анимационный, музыкальный. Видеофильм, его разновидности. Кассетное ТВ. Мультимедийное искусство.

Телевизионные профессии. Драматург ТВ. Режиссёр ТВ. Редактор ТВ. Репортёр ТВ. Диктор ТВ. Композитор ТВ. Художник ТВ. Дизайнер ТВ. Оператор ТВ. Актёр ТВ. Видеоинженер. Видеорежиссёр.

Телевидение и проблемы социологии.

Телевидение и проблемы психологии.

Влияние новых технологий на выразительные средства ТВ и телеэстетики. Компьютерные технологии и аудитория ТВ.

Раздел 2 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ТЕЛЕФИЛЬМА

ТЕОРИЯ ТЕЛЕФИЛЬМА.

Влияние родовых свойств телепрограммы на телефильм (протяжённость телепрограммы во времени, сочетание в ней фиксированных «текстов» и прямой трансляции, целостность пространственно-временного континуума).

Телефильм как элемент телепрограммы. Влияние родовых свойств телепрограммы на эстетику телефильма.

Художественный телефильм. Влияние на него родовых свойств кинофильма и новые качества, определяемые его включённостью в телепрограмму. Его виды и жанры.

Документальный телефильм. Его связи с кинодокументалистикой, электронной журналистикой и документальными жанрами телевидения. Его виды и жанры.

Музыкальный телефильм. Влияние на него музыкальной и экранной культуры и музыкального театра. Специфика музыкального телефильма. Его виды и жанры.

ИСТОРИЯ ТЕЛЕФИЛЬМА.

История белорусского телефильма (художественного и документального) в контексте развития Белорусского телевидения. Этапы развития телекино Беларуси. Связь телефильма с развитием кино, литературы, театра и всей художественной культуры Беларуси.

Телефильмы-экранизации белорусской, русской и зарубежной литературы.

Драматургия телефильма.

Режиссура телефильма.

Изобразительное решение телекино.

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального телекино.

Актёрское искусство в телефильме.

Телекино и телеаудитория.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Телевидение в системе искусств (общие вопросы теории искусств)

1. Телевидение и традиционные искусства (литература, живопись, театр, музыка).

  1. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М.: Худ. литература, 1975. – 504 с.
  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
  3. Взаимодействие и синтез искусств / под ред. Благой, Егоров, Кедров. – М.: Наука, 1978. – 268 с.
  4. Лотман, Ю.М. Диалог с экраном / Ю.М. Лотман, Ю. Цивьян. – Таллинн: Александра, 1994. – 216 с.
  5. Лотман, Ю.М. Об искусстве / М.Ю. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 1998. – 704 с.
  6. Лотман, Ю М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1972. – 271с.
  7. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. – Таллин: Ээсти раамат, 1973. – 140 с.
  8. Лотман, Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Ю.М. Лотман. – СПб:. Искусство-СПБ, 2004. – 704с.
  9. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста: Статьи. Исследования. Заметки / Ю.М. Лотман, СПб.: Искусство-СПБ, 1996. – 848с.
  10. Марченко, Г. Телевизионный театр. Возможности. Специфика / Г. Марченко. – М.: Искусство, 1978. – 154 с.
  11. Нечай, О.Ф. Телевидение как художественная система / О.Ф. Нечай. – Минск: Наука и техника, 1981. – 256 с.
  12. Нечай, О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике / О.Ф. Нечай. – М.: Искусство, 1990. – 119 с.
  13. Николов, Е. Искусство видеть мир / Е. Николов; пер. с болгарского. – М.: Искусство, 1971. – 135 с.
  14. Саппак, В. Телевидение и мы: четыре беседы / В. Саппак. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1988. – 167 с.
  15. Чубасов, В.Л. Импровизационность в художественном телевидении // Вопросы истории и теории кино, вып. 4. – М.: ВГИК, 1970. – 78 с.

2. Виды телевизионного искусства (документальный телефильм, художественный телефильм, мультипликация).

Документальный телефильм

  1. Эльманович, Т.В. Образ факта: От публицистики к фильму на эст. телевидении / Т.В. Эльманович. – М.: Искусство, 1975. – 152 с.
  2. Колосов, С.Н. Документальность легенды: Из творческого опыта режиссёра / С.Н. Колосов. – М.: Искусство, 1977. – 183 с.
  3. Косач, Ю.А. Проблемы современного украинского документального телевизионного фильма: Специфика. Жанровые разновидности. Мастерство создания образа человека / Ю.А. Косач / Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. искусствовед. / 17.00.03. – Киів: АН УССР, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Рыльского, 1974. – 25 с.
  4. Луньков, Д.А. Наедине с современником. Заметки режиссёра документальных телефильмов / Д.А. Луньков. – М.: Искусство, 1978. – 175 с.
  5. Муратов, С.А. Пристрастная камера / С.А. Муратов. – М.: Искусство, 1976. – 151 с.
  6. Нечай, О.Ф. Фильм у нас дома. О телевизионном документальном фильме / О.Ф. Нечай; ред. Р.Н. Ильин. – Минск: Наука и техника, 1974. – 239 с.
  7. Руденко, А.А. Пределы видимости. Заметки о документальном телефильме последних лет / А.А. Руденко. – М.: Искусство, 1973. – 142 с.
  8. Фрольцова, Н.Г. Телевидение: хроника, документ, образ / Н.Г. Фрольцова. – Минск: Наука и техника, 1977. – 134 с.

Художественные фильмы

  1. Болгарин, И.А. Феномен многосерийного телефильма / И.А. Болгарин. – М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1978. – 53 с.
  2. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на ТV подмостках: учеб. пособие / А.С. Вартанов. – М.: ЛДУ, Высшая школа, 2003. – 320 с.
  3. Демин, В.П. Первое лицо: Художник и экранные искусства / В.П. Демин. – М.: Искусство, 1977. – 287 с.
  4. Ильин, Р.Н. Мастерство оператора кино и телевидения: Учеб. пособие / Р.Н. Ильин; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии, Каф. кинооперат. Мастерства. – М.: ВГИК, 1985. – 53 с.
  5. Михайлова, Г. Многосерийный телефильм: Истоки. Практика. Перспектива / Г. Михайлова. – М.: Искусство, 1976. – 254 с.
  6. Нечай, О.Ф. Становление художественного телефильма / О.Ф. Нечай; АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск: Наука и техника, 1976. – 228 с.
  7. Музыка ХХ века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации / ВНИИ искусствознания; М-во культуры СССР; отв. ред. Н. Зоркая, Ю. Богомолов. – М.: Искусство, 1978. – 304 с.
  8. Данн, Д.Р. Цифровое видео : Выбор видеокамеры, постановка, композиция, оцифровка, монтаж, титры и музыка, запись фильма на CD или DVD / Д.Р. Данн. – М.: Питер, 2005. – 318 с. – (Быстро и эффективно).
  9. Хангельдиева, И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение / И.Г. Хангельдиева. - М.: Сов. композитор, 1991. – 154 с.
  10. Жукоцкая, З.Р. Музыка и телевидение: Учеб. пособие к спецкурсу «Искусство XX в.» / З.Р. Жукоцкая. – Нижневартовск: Приобье, 1999. – 95 с.
  11. Образцов, С.В. Эстафета искусств / С.В. Образцов. – М.: Искусство, 1988. – 238 с.
  12. Сорок мнений о телевидении: Зарубежные деятели культуры о телевидении. – М.: Искусство, 1978. – 167 с.
  13. Шабоук, С. Искусство – система – отражение / С. Шабоук. – М.: Прогресс, 1976. – 132 с.

2. Телевидение и экранные искусства (телевидение и кино).

Фильм и телевидение (общие вопросы)

  1. Вейцман, Е.М. Очерки философии кино / Е.М. Вейцман. – М.: Искусство, 1978. – 232 с.
  2. Саппак, В. Телевидение и мы / В. Саппак. – М.: Искусство, 1988. – 154 с.
  3. Ждан, В.Н. Эстетика фильма / В.Н. Ждан. – М.: Искусство, 1982. – 375 с.
  4. Ильин, Р.Н. Телевизионный фильм и кинофильм по телевидению / Р.Н. Ильин. – М.: ВГИК, 1978. – 50 с.
  5. Иоскевич, Я.Б. Общественная роль кинематографа / Я.Б. Иоскевич. – Л.: о-во «Знание» РСФСР, Ленинградское отделение, 1981. – 16 с.
  6. Копылова, Р.Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог / Р.Д. Копылова. – СПб.: РИИИ, 1992. – 181 с.
  7. Копылова, Р.Д. Кинематограф плюс телевидение: Факты и суждения / Р.Д. Копылова. – М.: Искусство, 1976. – 135 с.
  8. Лотман, Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста: Семиотика кино и проблемы киноэстетики: Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – 704 с.
  9. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. – Таллин: Ээсти раамат, 1973. – 140 с.
  10. Нечай, О.Ф. Большой мир малого экрана / О.Ф. Нечай. – Минск: Народная асвета, 1979. – 112 с.
  11. Пензин, С.Н. Уроки кино / С.Н. Пензин. – М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1986. – 64 с.
  12. Соколов, А.Г. Кинематографическая природа множественной композиции: Полиэкран, его природа и принципы режиссуры / А.Г. Соколов. – М.: 1977. – 21 с.

ЯЗЫК ТЕХНОГЕННЫХ ИСКУССТВ

  1. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский. – М.: Издательство московского университета, 1987. – 240 с.
  2. Борецкий, Р.А. Основы телевизионной журналистики / Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский. М.: Изд. Московского университета. 1966г. 338 с.
  3. Ильин, Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана / Р.Н. Ильин. – М.: Искусство, 1973. – 176 с.
  4. Муратов, С.А. Пристрастная камера / С.А. Муратов. – М.: Искусство, 1976. – 151 с.
  5. Муратов, С.А. Репортаж с линии горизонта / С.А. Муратов, Г.В. Фере. – М.: Искусство, 1975. – 192 с.
  6. ТВ-репортер: Сборник статей. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 86 с.
  7. Михалкович, В И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В.И. Михалкович. – М.: Наука, 1986. – 223 с.
  8. Харрел, Р. Телевизионная графика / Р. Харрел. – М.: Искусство, 1979. – 142 с.

Телевидение как новое искусство.

Общие вопросы теории.

  1. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 238 с.
  2. Вачнадзе, Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика / Г.Н. Вачнадзе. – Тбилиси: Ганатлеба, 1989. – 627 с.
  3. Телевизионная журналистика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 237 с.
  4. Вильчек, В.Я. Под знаком ТВ / В.Я. Вильчек. – М.: Знание, 1987. – 214 с.
  5. Богомолов, Ю.А. Курьеры муз / Ю.А. Богомолов. – М.: Искусство, 1986. – 149 с.
  6. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 272с.
  7. Вильчек, В.А. Контуры. Наблюдение о природе телеискусства / В.А. Вильчек. – Ташкент: Фан, 1967. – 211 с.
  8. Вильчек, В.А. Под знаком ТВ / В.А. Вильчек. – М.: Искусство, 1987. – 239 с.
  9. Демин, В.П. Первое лицо: Художник и экранные искусства / В.П. Демин. – М.: Искусство, 1977. – 287 с.
  10. Иоскевич, Я. Методология анализа фильма: Становление системного подхода в киноведении / Я. Иоскевич. – Л.: Ленинградский гос. ин-т театра музыки и кинематографии, 1978. – 120 с.
  11. Копылова, Р.Д. Контакт: Заметки о феномене телевизионности / Р.Д. Копылова. – М.: Искусство, 1974. – 135 с.
  12. Тулякова, В.В. Работа над сценарием многосерийного телефильма: К вопросу о мастерстве теледраматурга / В.В. Тулякова. – М.: ВГИК, 1974. – 135 с. (Учебное пособие для студентов ВГИКа).
  13. Зоркая, Н.М. Зрелищные формы художественной культуры / Н.М. Зоркая. – М.: Знание, 1981. – 47 с.
  14. Каган, М.С. Морфология искусства: Ист.-теорет. исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. – Л.: Искусство, 1972. – 440 с.
  15. Муратов, С.А. Активные методы обучения в телевизионной журналистике: Сборник упражнений / С.А. Муратов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 62 с.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Телевидение как новое искусство

Телевизионные художественный профессии

Драматург

  1. Марченко, Т. Театр в каждом доме / Т. Марченко. – М.: Искусство, 1986. – 187 с.
  2. Марченко, Т. Искусство быть зрителем или приглашение к спору / Т. Марченко. – Л.: Искусство, 1966. – 238 с.

Режиссёр

  1. Глушенко, В. Диалоги о телевидении / В. Глушенко, В. Деревицкий, В. Тетерин. – М.: Искусство, 1974. – 254 с.
  2. Саруханов, В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов / В.А. Саруханов. – СПб.: Аспект Пресс, 2002. – 224 с.
  3. Колосов, С.Н. Документальность легенды: Из творческого опыта режиссёра / С.Н. Колосов. – М.: Искусство, 1977. – 183 с.
  4. Меллер, В.Л. Основы теории телевизионной режиссуры / В.Л. Меллер. – М.: ВГИК, ч. 2, 1971; ч. 3, 1973. – 175 с., 114 с.
  5. Тетерин, В.С. Особенности режиссуры телевидения при многокамерном методе съёмки / В.С. Тетерин. – М.: ВГИК, 1971. – 105 с.
  6. Телевизионный публицист: Сборник сценариев. – М.: «Искусство», 1971. – 293 с.
  7. Режиссёр на ТВ: Сборник статей / сост. Л.И. Подольская; вступ. статья В.М. Вильчека. – М.: Искусство, 1978. – 158 с.

Оператор и художник

  1. Головня, А.Д. Творчество оператора фильма: Учеб. Пособие / А.Д. Головня. – М.: ВГИК, 1978. – 235 с.
  2. Михалкович, В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В.И. Михалкович. – М.: Наука, 1986. – 223 с.

Композитор

  1. Воскресенская, И.Н. Звуковое решение фильма: Библиотека кинолюбителя / И.Н. Воскресенская. – М.: Искусство, 1978. – 126 с.

Актёр

  1. Актер на телевидении: Вып. 3. – М.: Искусство, 1983. – 160 с.

Люди телевидения (телевизионные индивидуальности).

  1. Андроников, И. А теперь об этом: Рассказы, портреты, статьи. / И. Андроников. 2-е изд., испр.и доп. – М.: Сов. писатель, 1985. – 542с.
  2. Андроников, И. А теперь об этом / И. Андроников. – М.: Советский писатель, 1981. – 448 с.
  3. Льюис, Б. Диктор телевидения / Б. Льюис. – М.: Искусство, 1973. – 204 с.
  4. Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. пособие / С.А. Муратов. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 201 с.
  5. Никулина, Г. Лица знакомые и незнакомые: Заметки о телевизионном портрете / Г. Никулина. – М.: Искусство, 1980. – 180 с.
  6. Юровский, А.Я. Телевидение – поиски и решения: очерки истории и теории советской тележурналистики / А.Я. Юровский. – 2-е изд., доп. – М.: Искусство, 1983. – 215 с.

Телевизионная передача.

  1. Муратов, С.А. Репортаж с линии горизонта / С.А. Муратов, Г.В. Фере. – М.: Искусство, 1975. – 192 с.
  2. Телевидение – репортёр / Под общей ред. Э.Г. Багирова. – М.: изд. МГУ, 1976. – 203 с.

Документальное телекино в системе средств массовой информации.

  1. Барщевский, Д. Влияние методов массовой информации на выразительные средства документального кинематографа / Д. Барщевский // Вопросы истории и теории кино. Труды ВГИК, вып. 11, М., ВГИК, 1972. – С. 84 – 96.
  2. История телевидения СССР
  3. Встречи с прошлым: Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. Вып. 3. – М.: Сов. Россия, 1986. – 445 с.
  4. Встречи с прошлым: Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. Вып. 7. – М. Сов. Россия, 1990. – 592с.

Белорусское телевидение

  1. Бондарева Е. Всегда – современники / Е. Бондарева // Нёман. – 1978. – № 12. – С. 134 – 144.
  2. Михайлова, С.Д. Активный экран / С.Д. Михайлова. – Мн.: Изд-во БГУ, 1978.
  3. Гісторыя кінамастацтва Беларусі: у 4 т. – Мінск: Беларуская навука. – Т.3. Тэлевізійнае кіно: 1956 – 2002 гг. / В.Ф. Нячай, В.А. Мядзведзева, Н.А. Агафонава; навук. рэд. В.Ф. Нячай. – 2004. – 374 с.
  4. Белорусское кино в лицах: Сборник статей о кино / науч. ред. О.Нечай, В.Скороходов. – Минск: БелГИПК, 2004. – 360 с.