17.00.06 – техническая эстетика и дизайн

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 27 марта 2019 г. № 85

 

1. Цели и задачи программы-минимум

 

Программа-минимум разработана с целью обеспечения подготовки аспиранта (соискателя) к осуществлению компетентной профессиональной научно-исследовательской деятельности в рамках специальности 17.00.06 –«Техническая эстетика и дизайн» (искусствоведение) и оценки степени подготовки.

 

Задачами программы-минимум являются:

  • анонсирование унифицированных в рамках специальности требований к знаниям, умениям и навыкам аспиранта (соискателя);
  • представление состава, содержания и объема базовых знаний, умений и навыков аспиранта (соискателя), необходимых для осуществления профессиональной научно-исследовательской деятельности в рамках специальности.

 

2.Требования к уровню знаний экзаменуемого

 

В процессе сдачи кандидатского экзамена по специальности аспирант (соискатель) должен продемонстрировать:

  • профессиональную эрудицию в области специальности:
  • понимание сущности и специфики дизайн-деятельности;
  • знание особенностей и качественных характеристик основных периодов становления мирового и отечественного дизайна;
  • владение методологическими основами и базовым понятийно-терминологическим аппаратом дизайн-деятельности;
  • знание основных этапов процесса дизайн-проектирования, принципов формирования проектной концепции в условиях как инновационного, так и аналогового проектирования, методов и средств дизайн-проектирования, методик реализации основных этапов формирования проектной концепции;
  • владение принципами проектного исследования в области дизайна, навыками сбора, анализа и систематизации фактологического материала;
  • умение осуществлять экспертную оценку уровня дизайнерского решения в разных типах искусственных систем по основным смысло- и формообразующим факторам;
  • профессиональную эрудицию в области осуществляемого исследования:
  • умение доказать актуальность исследования, его цели, объекта и предмета (показать востребованность исследования наукой или народным хозяйством, недостаточную изученность ряда вопросов в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ; показать практические задачи, решению которых будет способствовать или которые позволит решить данное научное исследование);
  • владение степенью научной проработанности темы исследования, и выбранных путей их решения;
  • умение продемонстрировать методологическую основу исследования (совокупность методов научного познания, используемых для достижения цели исследования).

 

3. Содержание курса

 

Раздел I. История дизайна

 

1.1. Исторические предпосылки дизайн-деятельности

 

Промышленная революция XVIII-XIX вв. и ее влияние на развитие материально-художественной культуры. Изменение отношений между техникой и искусством, произошедшее под влиянием промышленной революции. Эклектика в формообразовании предметного мира в XIX веке. Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее роль в развитии материально-художественной культуры.

 

Движение за обновление искусств и ремесел во второй половине XIX века. Джон Рескин – основатель движения за обновление искусств и ремесел в Англии. Теоретическая и практическая деятельность Уильяма Морриса. Влияние английского движения за обновление искусств и ремесел на развитие мировой материально-художественной культуры второй половины XIX века. Деятельность художников России по развитию художественных ремесел.

 

Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна. Теоретические труды Г. Земпера и У. Морриса. Работы Ф. Рело о стиле в машиностроении. Деятельность Э. Виолле-ле-Дюка. Функционалистические прозрения Г. Гриноу. Проповедники красоты технических форм П.С. Страхов, Я.В. Столяров, П.К. Энгельмейер.

 

1.2. Основные этапы становления дизайн-деятельности

 

Пионеры дизайна ХХ века. Деятельность Германа Мутезиуса. Создание германского Веркбунда – первого объединения художников, политэкономов и коммерсантов. Петер Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля. Вальтер Гропиус и его теория «тотальной архитектуры». Баухауз – дизайнерская школа нового типа. Функционализм – метод предметного формообразования нового века.

 

Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа. Витебский художественно-практический институт и его роль в развитии дизайна. Деятельность группы УНОВИС. Работа в Витебске
К. Малевича, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого. Разгром Витебского художественно-практического института.

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и «производственники». Роль ВХУТЕМАСа в формировании отечественного дизайна. Теория «производственного искусства». Деятельность художников-«производственников» – пионеров советского дизайна. Уничтожение тоталитарными советскими властями движения «производственников».

 

Зарубежный дизайн 1930-х годов. Всеобщий экономический кризис 1929 года и его роль как стимула развития дизайна в странах Западной Европы и Америки. Создание специализированных дизайнерских фирм и служб дизайна на предприятиях. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Генри Дрейфус – продолжатель идей функционализма.

 

Советский дизайн 1930-х годов. Развитие дизайна в СССР после разгрома движения «производственников». Тенденция «украшательства» в создании форм предметного мира. «Инженерный» дизайн. Период стихийного дизайна. Дизайн транспортных средств СССР. Строительство Московского метрополитена – значительный этап в развитии советского дизайна. Работа дизайнеров в области производства товаров народного потребления.

 

Зарубежный дизайн послевоенного периода. Развитие дизайна зарубежных стран в послевоенное время. Создание ИКСИД – международной организации дизайнеров. Ульмская школа художественного конструирования и ее роль в развитии западного дизайна. Дизайн-программа фирмы «Браун», рождение «браун-стиля».

 

Советский послевоенный дизайн. Возрождение в СССР дизайнерского образования и профессиональной дизайнерской деятельности. Создание АХБ Наркомата транспортного машиностроения – важный этап в развитии советского дизайна. Начало периода организованного дизайна. Развитие дизайна в послевоенной Беларуси.

 

Зарубежный дизайн 1960-х годов. Дизайн западных капиталистических стран в 1960-е годы. Завершение сложения организационной структуры западного дизайна. «Органический», или «скульптурный» дизайн как реакция на стандартизацию предметной среды, создаваемой промышленным способом. Выход на мировую арену японского дизайна. Развитие дизайна в странах социалистического лагеря.

 

Советский дизайн 1960-х годов. Шаги советского правительства по внедрению дизайна «сверху». Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Создание в СССР системы ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Создание Белорусского филиала ВНИИТЭ и его роль в развитии белорусского дизайна.

 

Зарубежный дизайн 1970-х годов. От позиций функционализма в дизайне к «арт-дизайну». «Контрдизайн». Укрепление крупных дизайн-фирм. Взлет скандинавского дизайна. Развитие теории дизайна. Деятельность ИКСИД.

 

Советский дизайн 1970-х годов. Деятельность ВНИИТЭ. Конгресс ИКСИД в Москве. Практический семинар ИКСИД в Минске. Работа Белорусского филиала ВНИИТЭ. Развитие белорусского дизайна в области производства товаров народного потребления.

 

Зарубежный дизайн 1980-х – начала 2000-х годов. Направления зарубежного дизайна 1980-х – 2000-х годов («хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм» и др.). Специфические особенности европейского, американского дизайна и дизайна Юго-Восточной Азии.

 

Отечественный дизайн 1980-х – начала 2000-х годов. Создание Союза дизайнеров СССР и Белорусского союза дизайнеров. Развитие советского дизайна времени «перестройки». Кризис отечественного дизайна в постперестроечный период. Судьбы отечественного дизайна на современном этапе.

 

Ключевые слова: дизайн, техническая эстетика, история дизайна, этапы становления дизайна, белорусский дизайн, советский дизайн, зарубежный дизайн, традиции в дизайне, дизайнерский авангард.

 

Раздел II. Основы теории дизайна

 

2.1. Методологические основы дизайн-деятельности

 

Методологическое знание как научный способ представления и оперирования действительностью. Структура методологического знания дизайнера: философская, общенаучная, конкретно-научная (предметная) и технологическая методология. Современное философско-научное мировоззрение. Теория дизайна в контексте профессионального мировоззрения. Сущность и роль деятельностного и системного подходов в профессиональном творчестве дизайнера. Техническая эстетика как теоретическая основа дизайна. Концепция взаимодействия, как средство формирования модельно-теоретических представлений об объекте проектирования в дизайне. Формально-графическая модель взаимодействия, ее базовые элементы и логика построения. Механизм преобразовательного характера дизайн-деятельности. Базовые принципы дизайна. Функции дизайна.

 

Основные теоретические концепции дизайна (рационалистическая, артистическая, коммерческая, социокультурная). Функционализм как программа дизайна. Концепция экологического дизайна. Мифодизайн.

 

Дизайн в контексте смены научных, культурных и проектных парадигм. Парадигма предметного дизайна. Парадигма дизайна предметно-пространственной среды. Парадигма дизайна информационной среды.

 

2.2. Дизайн-деятельность как система

 

Система дизайн-деятельности и ее основные элементы. Основные типы связей вне системы дизайна (дизайн и архитектура, дизайн и изобразительное искусство, дизайн и прикладное искусство, дизайн и инженерная деятельность, дизайн и система производства, дизайн и маркетинг). Типология современного дизайна.

 

Субъект дизайн-деятельности. Дизайнер как носитель действия и автор проекта. Потребитель как исходный, побуждающий, и как конечный, принимающий, «элементы» системы деятельности.

 

Объект дизайн-деятельности и его основные типы (материально-вещественные, знаково-информационные, средовые и процессуальные системы). Объект дизайна в контексте парадигмы проектирования (вещь как единица проектирования в парадигме предметного дизайна; поведенческая ситуация как единица проектирования в парадигме средового дизайна; виртуальное событие как единица проектирования в парадигме дизайна информационной среды).

 

Предмет дизайн-деятельности. Потребительские свойства как предмет проектирования и их выраженность в форме.

 

Цель дизайн-деятельности как отражение в гармоничной, содержательной и выразительной форме потребительских свойств объекта проектирования, полученных на основании выявленных потребительских требований. Техническое совершенство, экономическая эффективность, полезность, удобство, целесообразность и красота как общественно-ценностные характеристики продукта, проявляемые в процессе потребления.

 

Средства дизайн-деятельности. Научный, материаловедческий, конструкторско-технологический, художественный, семиотический инструментарии деятельности.

 

Продукты дизайн-деятельности. Проект как продукт дизайна и модельный носитель потребительских свойств объекта проектирования. Материализованный посредством серийного производства проект как продукт дизайна, конечный итог деятельности и критерий правильности замысла проектировщика.

 

Условия дизайн-деятельности: внешние и внутренние.

 

2.3. Сущность и специфика дизайна как вида деятельности

 

Дизайн как культурное явление и ценностный феномен отражения и изменения действительности. Дизайн как форма социально-культурного проектирования.

 

Дизайн как проектная деятельность. Дизайн как специфический вид инновационной проектно-художественной деятельности (стремление к изобретательству, поиск новых принципов действия искусственных систем и способов их реализации).

 

Дизайн как художественная деятельность. Красота как художественная и эстетическая ценность. Эстетическое и художественное в дизайне. Форма как эстетическая ценность. Техника как эстетическая значимость. Знаково-коммуникативная сущность и социальный символизм произведений дизайна.

 

Дизайн как техническая деятельность. Дизайн как структурно организующая деятельность, обеспечивающая заданное качество продукта разработки, удовлетворяющее критериям функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации, рентабельности.

 

Дизайн как экономическая деятельность, элемент экономической политики, инструмент создания и обеспечения привлекательности товара, его продвижения на рынок и стимулирования его покупки. Роль дизайна в формировании образа жизни, ценностных представлений, художественных вкусов и манеры поведения потребителей, актуальных направлений в моде.

 

2.4. Базовые категории и понятия дизайна

 

Подходы к определению понятия «дизайна». Определение ICSID. Определение ВНИИТЭ. Определение дизайна с позиций системно-деятельностного подхода. Современные подходы.

 

Категория «образ». Проектный образ как единство чувственного и смыслового в объекте дизайна. Основные качественные характеристики проектного образа и его отличие от художественного образа. Проектный образ как художественная модель. Разновидности образных моделей в дизайне. Критерии качества образного решения в дизайне.

 

Категория «содержание». Смыслообразование объекта дизайна как процессформирования его содержания. Составляющие содержания объекта дизайна. Внутреннее содержание объекта проектирования как его объективное содержание и содержание, привнесенное дизайнером в процессе тематизации. Функциональная структура и способы ее реализации как внешнее содержание объекта проектирования.

 

Категория «функция». Функциональность как свойство объекта дизайна. Основные виды функций объекта дизайна. Функциональный анализ как средство формирования аксиологии объекта дизайна. Функциональная модель объекта проектирования как описание его содержания посредством иерархии функций отдельных элементов и функциональных связей между ними. Дерево функций как графический способ функционального описания объекта проектирования.

 

Категория «форма». Формообразование как процесс материализации содержания объекта проектирования и достижения качеств тектоничности. Качественные уровни тектоничного решения. Внутренняя и внешняя форма объекта дизайна. Понятия «морфология» в дизайне. Основные планы морфологической структуры: функционально-техническая структура и объемно-пространственная структура.

 

Ключевые слова: теория дизайна, методология дизайна, субъект дизайн-деятельности, объект дизайн-деятельности, предмет дизайн-деятельности, средства дизайн-деятельности, категории и понятия дизайна.

 

Раздел III. Процесс дизайн-проектирования

 

3.1. Дизайн-проектирование как процесс

 

Процесс дизайн-проектирования, его механизм и основной операциональный модуль (исследование, критика и оценка, проектирование).

 

Типы проектирования в зависимости от подхода к решению проектных задач. Инновационное проектирование как проблематизирующий подход– установка на разрешение проблемы. Аналоговое проектирование как прототипический подход –  установка на решение задачи.

 

Дизайн-концепция как основа проектного решения. Основные типы концепций в дизайне (деятельности, совокупного объекта деятельности, части совокупного объекта деятельности, проектная концепция). Проектная дизайн-концепция и ее структурные уровни (постановки проблемы, описание прогностической модели объекта, проектной реализации).

 

Подходы к структурированию процесса дизайн-проектирования. Структура процесса дизайн-проектирования в контексте преобладания определенных типов логической деятельности. Аналитический этап как преобразование неопределенной исходной ситуации с отрицательным ценностным сигналом в осознанный объект проектирования, и его составляющие. Этап проектного «синтеза» как преобразование объекта проектирования в новую проектную ситуацию с положительным ценностным сигналом, и его составляющие.

 

Процесс проектирования в виде этапов реализации проектных процедур (предпроектный анализ и составление технического задания, дизайн-предложение, эскизный дизайн-проект, технический дизайн-проект), завершающихся документальным представлением проектных результатов.

 

3.2. Основные этапы процесса дизайн-проектирования

 

Предпроектный анализ. Проблематизация. Анализ исходной ситуации, расширение ее смыслового контекста и выяление объективных противоречий, связанных с объектом проектирования. Формирование проблемного поля и составление первичного каталога проблем. Структурирование проблемного поля, агрегатирование проблем и построение их графа. Формулирование ведущей проблемы и трансформация ее в задачу проектирования.

 

Исторический анализ объекта проектирования. Выявление потенциальных факторов, влияющих на смысло- и формообразование объекта проектирования на основе особенностей его смысло- и формообразования в рамках исторической эволюции. Прогноз функционирования проектируемого объекта в системе «человек-предмет-среда».

 

Определение целевой аудитории проекта и формирование «портрета» потребителя (определение социодемографических характеристик, поведенческих особенностей, потребительских требований и предпочтений, «ценностных фильтров»).

 

Функциональное описание объекта проектирования, выявление комплекса социально-функциональных требований к нему и формирование его функциональной структуры. Функциональный анализ стадий и форм существования объекта проектирования и особенностей его взаимодействия с человеком на различных уровнях жизненного цикла объекта (производство, распределение, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация). Выявление технологических и операциональных циклов обслуживания, ремонта и утилизации объекта, ограничивающих условий внешней среды.

 

Анализ предметных аналогов и прототипов (морфологический, эргономический, экологический, художественно-композиционный и семантический).

 

Формирование теоретической модели объекта проектирования: постановка проектных целей и задач, составление технического задания на разработку.

 

Разработка дизайн-предложения. Выявление подходов к решению проектной задачи и их воплощению в форме разных дизайн-концепций. Определение принципа действия и базовой морфологической структуры объекта проектирования. Выявление подходов к формированию технологического образа. Поиск композиционно-художественных и материально-технических средств воплощения предметного содержания в проектном образе.

 

Эскизный дизайн-проект. Детальная проработка выбранной дизайн-концепции и ее «доведение» до уровня принципиального дизайн-решения. Конструктивная, технологическая и эргономическая проработка формы. Определение параметров и габаритных размеров. Уточнение образных характеристик объекта, поиск вариантов компоновочного и пластического решения в рамках выбранной дизайн-концепции. Цвето-графическая проработка формы.

 

Технический дизайн-проект. Конструктивная проработка выбранного решения, разработка сборочных чертежей и создание материальных прототипов.

 

Авторский надзор дизайнера на стадии выполнения рабочего проекта и его внедрения в серийное производство.

 

Ключевые слова: процесс дизайн-проектирования, этапы дизайн-проектирования, предпроектный анализ, дизайн-предложение, эскизный дизайн-проект, технический дизайн-проект, авторский надзор.

 

Раздел IV. Методы и средства дизайн-проектирования

 

4.1. Методы дизайн-проектирования

 

Методы дизайна и их эволюция (ремесленный метод, чертежный метод, «новые» методы проектирования). Экспериментальные и формализованные (алгоритмические) методы в дизайне, их достоинства, недостатки и ограничения. Основные виды эвристических методов (метод мозговой атаки, ТРИЗ, метод ключевых вопросов, метод инверсии, метод аналогий, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многомерных матриц), их достоинства, недостатки и ограничения.

 

Основные методы дизайна в зависимости от характера задач, решаемых в процессе проектирования (исследования структуры проблемы; проектных классификаций; ретроспективного моделирования; моделирования портрета потребителя; функционального, структурно-морфологического, технологического, эргономического, художественно-композиционного анализа; морфологического, эргономического, технологического, художественно-образного проектирования; моделирования проектных действий; сбора информации; оценки уровня дизайн-решения).

 

4.2. Средства дизайн-проектирования

 

Конструкция, материал, технология как средства дизайн-проектирования. Средства и приемы смыслообразования. Средства и приемы композиционного формообразования. Средства визуализации и презентации проектных решений (проектно-графическое и объемное моделирование, компьютерное проектирование).

 

Ключевые слова: методы дизайн-проектирования, эвристические методы, метод ключевых вопросов, метод инверсии, метод аналогий, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многомерных матриц, средства дизайн-проектирования.

 

Литература

 

Основная литература

  1. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): Учебник / В.Т. Шимко, 2-е издание дополненное и исправленное. –– Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие. –– М.: «Архитектура-С», 2009. –– 408 с.: ил.
  2. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя / Майк Пресс, Рэйсел Купер; Пер. с англ. А.Н. Поплавская; Науч. ред. Б.П. Буландо. –– Минск: Гревцов Паблишер, 2008. –– 352 с.
  3. Генисаретский, О.И., Щедровицкий, Г.П. Методологическая картина дизайна / О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий // Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» [Электронный ресурс]. — 2005-2012. — Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/30— Дата доступа: 6.04.2014
  4. Глазычев, В.Л. Проектная картина дизайна // Сайт В.Л. Глазычева [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.glazychev.ru/books/design_issled/proj_kartina_design.htm— Дата доступа: 6.04.2014
  5. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б.  Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. –– 288 с.: ил.
  6. Боголюбов, А.Н. Творения рук человеческих: Естественная история машин / А.Н. Богомолов. — М.: Знание, 1988. – 176 с., ил.
  7. Виргинский, В.С. Очерки истории науки и техники XVI – XIX веков (до 70-х гг. XIX в.) / В.С. Виргинский. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с., ил.
  8. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм/ О.И. Генисаретский // Промета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/9 — Дата доступа: 6.04.2014
  9. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. –– М.: Мир, 1976. –– 374 с.
  10. История дизайна: учеб. пособие / А.Н.Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.: ил.
  11. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова. –– 2-е изд. стереотипное. –– М.: Омега-Л, 2006. –– 224 с.
  12. Курьерова, Г.Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период / Г.Г. Курьерова; гл.ред. Г.М. Зараковский. –– М.: ВНИИТЭ, 2008. –– 131 с.
  13. Ленсу, Я.Ю. Гісторыя дызайну Беларусі: вучэбны дапаможнік / Я.Ю. Ленсу. –– Мінск: БДАМ, 2013. –– 96 с.
  14. Ленсу, Я.Ю. История дизайна: учебное пособие / Я.Ю. Ленсу. –– Минск: БГАИ, 2013. –– 200 с., ил.
  15. Метафорическая образность в дизайне: Монография / Е.В. Жердев. –– М.: Изд-во: «МСХА», 2004. –– 227 с.: ил.
  16. Методика художественного конструирования /Отв. ред. Соловьев Ю.Б. –– М.: ВНИИТЭ, 1978. –– 334с.: ил.
  17. Методология и герменевтика современного дизайна: Учеб. пособие / Н.Н. Мосорова. –– Екатеринбург: Архитектон, 2003. –– 64с.
  18. Основы дизайна: Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды» / С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева Л.М.; Под. ред. Михайлова С.М. –– Казань: «Новое знание», 1999. –– 240 с.: ил.
  19. Основы теории дизайна: Учебник для вузов / И.А. Розенсон. –– СПб.: Питер, 2006. –– 219 с.: ил.
  20. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: в 2-х т. / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура-С, 2006-2007.
  21. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: Учеб. пособие / В.Ю. Медведев. –– 3-е изд., испр. и доп. –– СПб.: СПГУТД, 2009. –– 110 с.
  22. Хан-Магомедов, С.О. Пионеры советского дизайна. –– М.: Галарт, 1995. –– 423с.
  23. Хрестоматия по дизайну / Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев; под ред. Н.П. Дементьевой. –– Тюмень: Институт дизайна, 2005. –– 1056 с.: ил.
  24. Чижиков, В.В. Дизайн и культура: Монография. –– М.: МГУКИ, 2006. –– 361с.

 

Дополнительная литература

  1. Аронов, В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В.Р.Аронов // Библиотека дизайнера. Серия «Зарубежный дизайн» –– М.: ВНИИТЭ, 1992. –– 122с.
  2. Базилевский, А.А. Дизайн. Технология. Форма: учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / А.А. Базилевский, В.Е. Барышева — Москва: Архитектура-С, 2010. — 246 с.
  3. Безмоздин, Л.Н. В мире дизайна. —Ташкент; Фан, 1990. —311с.
  4. Воронов, Н.В. О сегодняшнем понимании дизайна / Н.В. Воронов //Дизайн: Сб. науч. тр. / НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. — М., 1996. — Вып. IV. — С.3-13.
  5. Воронов, Н.В. Основной метод/ Н.В. Воронов //Дизайн: Сб. науч. тр. / ВНИИТЭ.— М., 2000.—Вып. VI.—С.13-19.
  6. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне /В.Ф. Колейчук и др. // Библиотека дизайнера и эргономиста. ––М.: ВНИИТЭ, 1990. –– 88с.
  7. Генисаретский, О.И. Философия проектирования: Лекция/ О.И. Генисаретский // Школа культурной политики [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/2 — Дата доступа: 6.04.2014
  8. Глазычев, В. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. –– М.: Искусство, 1970. –– 190с.
  9. Грашин, А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: Уч. пособие / А.А. Грашин. –– М.: Архитектура-С, 2004. –– 232 с.: ил.
  10. Гропиус, В. Границы архитектуры. –– М.: Искусство, 1971. –– 286с., ил.
  11. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев. –– М.: Архитектура-С, 2005. –– 504 с.: ил.
  12. Дизайн: Очерки теории системного проектирования /ЛГУ; Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев Е.Н., Михайленко В.И.; Науч. ред. Каган М.С. –– Л.: Изд-во ун-та, 1983. –– 188с.
  13. Дизайн знаковых систем. //Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1987. –– Вып.51. –– 120с.
  14. Дизайн: опыт метафизической транскрипции / Г.Н.Лола; авт. послесл. Н.Б. Иванов. — М.: Изд-во МГУ,1998. — 264с.
  15. Земпер, Г. Практическая эстетика. /Пер. с нем. –– М.: Искусство, 1970. –– 320с.
  16. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. –– М.: Интарда, 1998. –– 255с.
  17. Иттен, И. Искусство цвета/ Пер. с нем.;2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. –– М.:Изд.Д.Аронов,2001.–– 96с.; ил.
  18. Кантор, К.М. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры. –– М.: Искусство, 1967. –– 279с.
  19. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. /Ред. кол.: С.О. Хан-Магомедов (отв.ред.) и др. //Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1980. –– Вып.23 –– 140с.
  20. Курьерова, Г.Г. Итальянская модель дизайна: Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ в.: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06. –– М., 1990. –– 276с.
  21. Лазарев, Е.Н. Дизайн машин. –– Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. –– 256с.: ил.
  22. Лотман, Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера / Ю.М. Лотман. –– СПб.:«Искусство-СПб», 2000. –– С.676–682.
  23. Мартынов, Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: Уч. пособие / Ф.Т. Мартынов. — Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. — 107с.
  24. Минервин, Г.Б. Архитектоника промышленных форм: Принципы образования промышленных форм / Г.В. Минервин. –– М.: ВНИИТЭ, 1970. –– Вып.1. –– 157с., ил.; 1974. –– Вып.2. –– 180с., ил.
  25. Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования (дизайн архитектурной среды): Уч. пособие –– М.: Архитектура-С, 2003. –– 111 с.: ил.
  26. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Пер. Куниной Д.Э. и Сильвестрова Д.В., предислов. Кантора К.М. –– М.: Прогресс, 1971. –– 207с.
  27. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. — М.: издатель Д.Аронов, 2004. — 414с.
  28. Проблемы дизайна– 2: Сб. ст. в 2 ч. / В.Л. Глазычев и др. — М.: «Архитектура–С», 2004. — 400с.
  29. Проблемы дизайна: Сб. ст. / В.Л.Глазычев. — М.: Союз дизайнеров России, 2003. — 256с.
  30. Проблемы формирования дизайн-программ //Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1982. –– Вып.36. –– 112с.
  31. Проблема формирования эстетической ценности и эстетическая оценка //Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1983. — Вып. 43. — 93с.
  32. Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма / Н. Райли, П. Байер. — М.: Магма, 2004. — 544с.
  33. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. –– М.: Искусство, 1974. –– 176с.: ил.
  34. Сомов, Ю.С. Композиция в технике / Ю.С. Сомов. –– 3-е изд., перераб. и доп.–– М.: Машиностроение, 1987. –– 288с.: ил.
  35. Стрикелева, К.А. Информационные технологии в дизайне: Основные понятия и термины. Терминологический словарь / К.А. Стрикелева. Минск: БГАИ, 2012. –– 184 с., ил.
  36. Тимофеева, М.А. Дизайн в Швеции. История концепций и эволюция форм. –– М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. –– 286 с.
  37. Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы. // Труды ВНИИТЭ, Сер. «Техническая эстетика» –– М.: ВНИИТЭ, 1990. –– Вып. 60. –– М.: ВНИИТЭ, 1990. – 162с.
  38. Ульяновский, А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. –– СПб.: Питер, 2005. –– 544 с.: ил.
  39. Функция вещи как предмет исследования в дизайне // Труды ВНИИТЭ, Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1982. –– Вып.39. –– 81с.
  40. Ценности, образ жизни и жилая среда. //Труды ВНИИТЭ, Сер. «Техническая эстетика». –– М.: ВНИИТЭ, 1987. –– Вып.51. –– 120с.
  41. Чернышев, О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. –– Мн: Харвест, 1999. –– 312 с.
  42. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Каган, В. Р. Пилипенко и др. — М.: Стройиздат, 1990. — 336 стр.
  43. Эшфорд, Ф.К. Дизайн и промышленность /Пер. кн. Ф.К. Эшфорд  «Designing for industry». –– М.: Мысль, 1968. –– 177 с.: ил.