19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 14 июля 2010 г. № 167
 

Введение

Рост технической оснащенности производства, постоянно возрастающая конкуренция на рынках производства и сбыта продукции вызывают резкое усложнение труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более перемещается на его внутреннюю психическую деятельность. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» (психологические науки) охватывает все основные области и разделы, сложившиеся в социально-психологическом знании на современном этапе, как в отечественной, так и в зарубежной традициях, во всем многообразии существующих подходов и направлений. Учет взаимоотношений производства и человека, совершенствование процессов управления, производства и сбыта продукции являются важнейшим резервом повышения эффективности производства и производительности труда. Важная роль в решении этих задач принадлежит различным отраслям психологии и, прежде всего психологии труда, инженерной психологии и эргономики. В этой связи возникает широкий спектр теоретических и прикладных проблем связанных с изучением и совершенствованием систем «человек-машина», которые и являются объектом инженерно-психологических исследований.

Соискатели, овладевшие материалом программы, способны по-деловому взаимодействовать с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач. Необходимым компонентом подготовки соискателя является знание им научно-упорядоченных базовых представлений о наиболее существенных аспектах активности человека как субъекта труда, понимаемого в широком смысле слова (в сферах производства материальных предметов или информации, оказания помощи и обслуживания людей, управления социальными процессами и т.п.), основательное знание основных – классических и современных – проблем психологии труда, инженерной психологии и эргономике, умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом. Особое внимание должно быть уделено формулированию позиции, в рамках которой инженерная психология, психология труда и эргономика рассматриваются не как частные прикладные дисциплины, а комплексная научная методология, обеспечивающая решение актуальных научно-практических задач в полном цикле исследований – от проблемы до внедрения способов ее решения.

Цель изучения дисциплины – подготовка аспирантов и соискателей к использованию современных психологических методов и технологий обеспечения высокоэффективную деятельность в системах «человек – человек», «человек – техника», к осуществлению гуманизации труда (профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма, создание условий для всестороннего развития человека, расцвета его способностей) и повышение его производительности.

Задачи. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • приспособление техники и условий труда к человеку (изучение процессов и свойств человека для выяснения требований к проектируемым устройствам);
  • приспособление человека к технике (изучение постов управления и их элементов, алгоритмов и процессов управления для выяснения требований к психофизиологическим свойствам операторов).
  • оптимальное использование свойств индивида и личности;
  • разработка систем профессионального психологического отбора для конкретных видов деятельности;
  • совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки;
  • рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих;
  • изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний.

Требования к уровню знаний. По окончанию курса обучающиеся должны:

  • знать методологические основы психологии труда, инженерной психологии и эргономики, результаты отечественных и зарубежных научных исследований в данной области;
  • иметь представление о психологических аспектах непрерывного профессионального обучения и переподготовки кадров, индивидуальном стиле деятельности как системообразующей функции интегральной индивидуальности,
  • знать психологические основы профессиональной ориентации и консультации, аспекты профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижения в кадровый резерв;
  • уметь использовать методы и средства оценки функциональных состояний человека, эргономики рабочего пространства;
  • уметь анализировать факторы эргономической оценки качества промышленной продукции, оптимизации средств и систем отображения информации, рабочих движений и органов управления, использовать стандартизацию эргономических норм и требований.

Обучение завершается сдачей кандидатского экзамена.

CОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Психология труда

Тема 1. Методологические основы психологии труда

Основные понятия и определения

Психология труда – раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

Инженерная психология (от франц. ingenieur – инженер, специалист в области техники) – отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Основной объект исследования эргономики – система «человек – машина – среда».

Профессия (лат. professio – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Ключевые слова

Психология труда, инженерная психология, Эргономика, Психотехники, Методы психотехнического отбора

Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда. Деятельность психотехников в Беларуси. Деятельность С.М. Василейского по разработке теории психотехнических исследований. Основные идеи А.А. Гайворовского о методах психотехнического отбора. Деятельность С.М. Вержбаловича в Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ). Методологические основы психологии труда как отдельной отрасли научного знания, решающей вопросы установления взаимодействия человека и профессии. Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике людей и находящая отражение в определённых формах общественного сознания. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования человека как субъекта труда. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики в целях обеспечения оптимальных взаимосвязей человека и трудового поста. Соотношение психологии труда и инженерной психологии, психологии управления, а также других наук о труде (эргономики, физиологии и гигиены труда, социологии и экономики труда и пр.).

Тема 2. Структура объекта и субъекта трудового процесса

Основные понятия и определения

Эргатическая система – сложная система управления, составной элемент которой – человек-оператор (или группа операторов), напр., система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.

Эргатическая функция – сложная функция управления, составной элемент которой – человек-оператор

Субъект труда – «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль).

Профессиональное самосознание рассматривается как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Трудовой процесс – совокупность действий исполнителя или группы по преобразованию предметов труда в его продукт, выполняемых на рабочих местах. Трудовой процесс тесно связан с технологическим процессом, они взаимно влияют друг на друга.

Ключевые слова

эргатическая система, эргатическая функция, Трудовой процесс, Субъект труда, Структура субъекта труда

Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция» и их эволюция в истории человеческого общества. Трудовой процесс и его структура. Объект труда и его основные виды (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Социально фиксированная система признаков объекта труда, система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек мысленно или практически оперирует в процессе профессиональной деятельности. Предмет труда как ориентирующий психический образ. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Характеристика условий труда (профессиональная среда). Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах: физической, социальной и организационной среды. Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент системы «трудовой процесс». Структура субъекта труда – мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые составляющие профессиональной деятельности человека. Внешняя структура как целостный цикл (этап) трудовой деятельности, внутренняя структура как знания, представления, ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы (профессиональные), профессиональное самосознание индивидуально-типологические особенности и профессионально обусловленные способности (психические процессы и профессионально-важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда), функциональные состояния.

Тема 3. Характеристика методов психологии труда

Основные понятия и определения

Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов.

Метод экспертной оценки – метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку.

Праксиметрический метод – психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты.

Человеческий фактор – устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой (коллизий) при использовании этим человеком современных технологий.

Профессиограмма – система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Ключевые слова

Эмпирико-познавательные методы, Метод построения эксперимента имитационные игры, Игры – тренажеры, Метод экспертных оценок

Методы построения теории в психологии труда (методы построения простых и сложных теоретических объектов, методы интерпретации, номологизации, определения, верификации, доказательства, объяснения). Эмпирико-познавательные методы: наблюдение как деятельность, как методика и метод, виды наблюдения; опросные методы (беседа, интервью, анкета); метод изучения документации; метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок, трудовой метод; биографический метод; алгоритмический метод; метод обобщения независимых характеристик. Метод построения эксперимента (лабораторного и естественного). Методы анализа и обработки эмпирических данных: сравнительный анализ качественных характеристик; методы статистического и графического анализа. Методы интерпретации эмпирических данных. Преобразующие, или конструктивные методы психологии труда, обучающий метод (имитационные игры, тренажеры) – как метод, формирующий профессионала или субъекта труда. Метод реконструкции – метод преобразования, рабочего пространства, органов управления, режима труда и отдыха, темпа работы, планирования, нормирования и контроля труда и трудового коллектива. Методы интерпретации в психологии труда. Метод экспертизы в трудовой деятельности. Метод экспертных оценок. Процедура организации преобразующих и конструктивных методов психологии труда и правила их применения.

Тема 4. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности

Основные понятия и определения

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики

Управленческая деятельность – это совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Функции управления – назначение и виды управленческой деятельности. Управление включает такие функции, как анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, учет.

Конструктивные (преобразующие) методы психологии труда – совокупность способов преобразования психики посредством регуляции и саморегуляции функциональной и операциональной стороны трудовой деятельности (действий, умений, навыков), работоспособности, общего и профессионального развития, межличностных отношений.

Метод учета затрат рабочего времени – способ непосредственного измерения затрат рабочего времени. Наиболее распространенными методами являются: фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж.

Ключевые слова

Подбор кадров, отбор кадров, функциональная надежность, Феноменология индивидуальных стилей, Информационный кризис

Методология системного исследования профессиональной деятельности. Роль отечественных ученых в развитии фундаментальных и прикладных исследований в изучении психологии труда. Методологические требования и подходы к изучению управленче­ской деятельности, которые включают микро­анализ деятельности на уровне действий, контактов, вербальных коммуникаций, совмещенной деятельности, ин­терференции информации; эмпириче­ский анализ как выделение и описание компонентов деятельности; ролевой подход (набор определенных поведенческих пра­вил) – межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений; норматив­ный подход (нормативно одобренный способ дея­тельности); функциональный подход (анализ главных функций управления). Роль "человеческого фактора" в обеспечении эффективности и надежности профессиональной деятельности. "Функциональная надежность" человека как энергети­ческое и информационное приспособления человека к процессу управления объектом. Структура эрготиче­ской системы как логическая модель поведенческого акта и схема долговременной целевой функциональной системы. На­дежность сложных систем управления, аспекты ее обеспечения: управле­ние по количественным критериям в формализу­емых областях и по содержательным, качествен­ным критериям в неформализуемых областях. Концепция "рав­нозначного подхода" как методология инженерно-психологического проектирования сложной техники. Принцип взаим­ного резервирования оператора и автоматики. Информационный кризис в профессиографии, пути его преодоления. Многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий. Концепция интегрального исследования индивидуальности. Феноменология индивидуальных стилей. Психологические проблемы формирования профессиональных кадров. Профориентация и профконсультация – комплексные социальные проблемы, их психологические аспекты. Диагностика уровня профессиональной готовности человека. Профессиография как средство организации психологического изучения профессии и профессиональной деятельности человека в целях ее диагностики, формирования, коррекции, регуляции, оптимизации и гуманизации при решении практических задач: профориентации и профконсультации, профессионального отбора, подбора и расстановки кадров, профессионального обучения и работоспособности, безопасности труда, рационализации и проектирования труда, трудовой реабилитации и др.

Тема 5. Психологические аспекты непрерывного профессионального обучения и переподготовки кадров

Основные понятия и определения

Оптимизация управленческой деятельности – это процесс выявления и установления соответствия данной деятельности принципам оптимальности, которые выражают требования объективных законов осуществления управления; она призвана обеспечить наилучшее выполнение руководителем управленческих функций.

Оптимизация – выбор наилучшего варианта из всех возможных, приведение системы к состоянию наибольшей эффективности.

Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание – формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека – основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.

Профессиональная компетентность – отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.

Ключевые слова

Оптимизация, Профессиональные компетенции, Активные методы обучения, Профессиононально важные качества, Подготовка и переподготовка кадров

Психологические принципы оптимизации методов профессионального обучения. Теоретические основы производственного обучения, непрерывного профессионального образования, переподготовки кадров. Зависимость результативности обучения исполнительным приемам действий в зависимости от усвоения информационной основы действий. Значение психологического анализа профессиональных компетенций в совершенствовании содержания программы обучения профессии. Активные методы обучения. Профессиональный опыт, квалификация, умения, навыки, знания. Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления переноса навыков (положительного и отрицательного). Тренажеры и их виды. Возможности формирования и развития профессионально-важных качеств, способностей, умений (сенсомоторных, перцептивных, мнемических), видов профессионального мышления, навыков саморегуляции. Возможности формирования системы профессиональных ценностей, профессиональных интересов, направленности личности. Методика дифференцированной оценки психологической структуры труда и ее использование в практике трудового и профессионального воспитания. Принципы и методы оценки уровня профессиональной квалификации, профессиональных достижений. Психологические вопросы подготовки и переподготовки руководящих кадров, психологического обеспечения нововведений. Инвариант профессионально-важных качеств современного руководителя.

Тема 6. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности

Основные понятия и определения

Индивидуальный стиль деятельности – достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью.

Психодиагностика профессиональная – область психологии, разрабатывающая методы и методики выявления и измерения индивидуальных особенностей психики индивида, перспектив развития личности и готовность к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий.

Индивидуальный стиль управления – оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями, требованиями управленческой деятельности; психологическая система активной индивидуальной адаптации руководителя к среде в ряду разных стилевых проявлений.

Профессиональная пригодность – комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.

Профессиональная мобильность – возможность или способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда.

Ключевые слова

Индивидуальные различия, Профессиональная пригодность, психодиагностика индивидуальных различий, Метаиндивидуальность, интраиндивидуальность

Проблема индивидуальных различий в психологии труда. Структура субъектных факторов профпригодности (гражданские качества, система отношений субъекта данной деятельности, общие и специальные способности, дееспособность – состояние здоровья по отношению к требованиям данной деятельности, подготовленность к профессии). Принципы и методы профессиональной психодиагностики индивидуальных различий на разных уровнях интегральной индивидуальности (образная характеристика). Феноменология индивидуальных стилей. Уровни исследования индивидуальности (биохимическая индивидуальность и свойства нервной системы, темперамент, особенности психологических процессов, свойства личности). Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность. Онтогенез интегральной индивидуальности. Методы исследования индивидуально-психологических различий на разных уровнях индивидуальности. Методы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности. Способности (общие и специальные профессиональные): профессиональная пригодность как свойство системы "субъект – объект". Пути и способы установления оптимального соответствия человека требованиям профессии.

Тема 7. Методы и принципы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности

Основные понятия и определения

Социально – психологический климат – система социально – психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей.

Коллектив производственный – группа работников предприятия, которые выполняют взаимосвязанные операции и объединены друг с другом непосредственными устойчивыми личными контактами в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная подготовка – совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области.

Профессиональная пригодность – комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Ключевые слова

Псевдостиль трудовой деятельности, Профессиональная подготовка, Профессиональная пригодность, Конфликт межличностный

Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и "псевдостиль". Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Опыт изучения и формирования индивидуального стиля в психологии труда. Возможности и ограничения трудовой и профессиональной подготовки. Нестандартность "человеческого фактора" труда как одно из условий эффектов кооперации работников, их взаимообогащения трудовым опытом, развития как членов общества, а также как одно из условий изменчивости и развития мира профессий. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. Конфликт, его структура, причины возникновения, методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе. Психологические аспекты организации производственных бригад. Факт множества индивидуально-своеобразных и социально-равноценных образцов построения трудовой деятельности.

Тема 8. Психологические основы профессиональной ориентации и консультации

Основные понятия и определения

Адаптация персонала – приспособление работников к условиям должностных обязанностей и работы в коллективе, совершенствование их деловых и личных качеств.

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная консультация – стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры.

Производственные процессы – совокупность целенаправленных технологических преобразований и трудовых действий по превращению сырья и исходных материалов в конечный продукт с помощью средств труда.

Оснащение и организация рабочего места – совокупность средств, необходимых для осуществления производственного процесса, система его оснащения и планировки, подчиненная целям производства

Ключевые слова

профориентация, профконсультация, Профессиональная ориентация, Профессиональная консультация, Производственные процессы Оснащение и организация рабочего места

Психологические аспекты профориентации и профконсультации. Исследования белорусских психотехников С.М. Василейского, А.А. Гайворовского. С.М. Вержбаловича в области теории и практики профориентации и профконсультации. Значение и принципы организации психологического профессиоведения в целях профориентации и профконсультации. Основные эмпирические феномены, обозначаемые терминами "профориентация", "профконсультация", ориентированность, ориентирование, консультирование, работа в контактных группах и на уровне незримых социальных общностей. Пути установления оптимального соответствия человека и требований профессии (профориентация и профконсультация, профотбор и расстановка кадров, профессиональная подготовка и адаптация персонала, оптимизация условий и организация трудовых процессов). Профориентация как комплексная социальная проблема. Индивидуальная профконсультация как условие активизации профессионального самоопределения подрастающего человека. Общая структура и типы индивидуальных ситуаций выбора профессий. Методы профконсультационной работы. Психодиагностика в профконсультировании. Принципы и методы работы психолога-практика в роли профконсультанта. Предметное, организационное, информационное оснащение рабочего места психолога-практика в роли профконсультанта. Анализ возможностей и ограничений в отношении точности и дальности профконсультационного прогноза. Прослеживание профессиональных судеб консультируемых (оптантов) как путь проверки качества заключений профконсультанта.

Тема 9. Профессиональный отбор, подбор, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров

Основные понятия и определения

Профессиональная пригодность – комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.

Факторы профессиональной пригодности – природные данные индивида и его мотивация в выбранной профессиональной деятельности.

Резерв кадров – специально сформированная группа работников, которая по качествам соответствует требованиям, предъявляемым к руководителям определенного ранга, которые прошли аттестационный отбор, специальную управленческую подготовку и достигли положительных результатов в производственной деятельности.

Аттестация кадров – кадровые мероприятия, призванные оценить уровень труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой работы, а также процедура определения соответствия сотрудников своей должности.

Расстановка кадров – рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой.

Ключевые слова

Профессиональная пригодность, психограмма, профессииограмма, процедура отбора и подбора, управленческие компетенции

Теоретико-эмпирическое обоснование организации и решения психодиагностических задач в каждом из названных случаев. Профессиональная пригодность как свойство системы "субъект-объект". Структура субъектных факторов профпригодности. Разработка психограмм и профессииограмм белорусскими психотехниками. Типы профессиональной пригодности. Разновидности эмпирических феноменов установления взаимодействия человека и профессии. Процедура и методы профотбора, этапы организации работы по подбору кадров. Современные направления организации психодиагностических исследований: констатирующая и прогностичная (формирующая) психодиагностика. Тесты профпригодности. Психологические аспекты аттестации кадров. Определение критериев и принципов подбора, разработки и адаптации методов психодиагностического исследования уровня сформированности человека как субъекта труда. Управленческие компетенции кандидатов на руководящие должности. Методы оценки деловых и личностных качеств будущих руководящих кадров.

Тема 10. Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров

Основные понятия и определения

Реабилитация кадров – специальные мероприятия психологического сопровождения процесса сохранения психологического здоровья сотрудников организации в условиях хронического стресса или при других неблагоприятных эмоциональных состояний, которые появляются в процессе их профессиональной деятельности.

Стабилизация кадров – одно из основных средств повышения производительности труда, для чего требуется разработка специальных программ, в которых предусматриваются различные мероприятия направленные на создание максимально благоприятных условий трудовой деятельности.

Человеческие ресурсы – совокупная величина инвестиций в обучение, способности и будущее сотрудника, а также компетентность сотрудника, его способность к общению и созданию различных материальных и духовных ценностей.

Социальный капитал – это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами, которое может быть воплощено и в базовом социальном коллективе, отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурных механизмов таких, как религия, традиция, обычай.

Интеллектуальный капитал – знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов

Ключевые слова

врачебно-трудовая экспертиза, Человеческие ресурсы, оптимизация труда руководителей, стабилизация трудового коллектива

Психологические аспекты врачебно-трудовой экспертизы. Виды адаптации, обусловливающие процесс адаптации (внешние – объектные, внутренние – субъектные). Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров. Возможности компенсаторного приспособления человека к трудовым профессиям. Выдвижение кадрового резерва. Нормативно-правовая база постановки кандидата в кадровый резерв. Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Использование труда как терапевтического средства в психоневрологических клиниках. Условия подбора профессий и возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям профессии. Методы анализа и оптимизации труда руководителей, администраторов. Психологические и социально-психологические аспекты стабилизации трудового коллектива.

Тема 11. "Человеческий фактор" и безопасность труда

Основные понятия и определения

Безопасность труда – это часть общего комплекса мероприятий по охране труда, обеспечивающих здоровые, рациональные и безопасные условия труда на производстве.

Профилактика травматизма – специальные мероприятия направленные на удовлетворительное исполнение должностных обязанностей, соблюдение требований производственной, трудовой и технологической дисциплины сотрудниками организаций.

Экспертиза безопасности труда – это деятельность по сертификации работ по охране труда в организациях; оказание методической и практической помощи в организации охраны труда, а также разработка программ улучшения условий труда и мер по сохранению жизни и здоровья работников.

Трудовая дисциплина – сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе.

Ключевые слова

Трудовая экспертиза, Методы психологической экспертизы Профилактика травматизма, Трудовая дисциплина, Повышение безопасности поведения

Классификация причин ошибок человека в эргатических системах. Методы изучения и анализа причин несчастных случаев и аварий. Сущность и содержание психологического анализа и профилактики травматизма. Методы психологической экспертизы тяжести труда в травматизме и аварийности. Структура и содержание трудовой экспертизы. Инженерно-психологическая экспертиза проектов, изделий, аварий и происшествий. Особенности комплексной экспертизы безопасности труда и техники. Объективные и субъективные (субъектные) причины несчастных случаев. Психологически обоснованные методы воздействия в целях профилактики аварий и травм на производстве. Психологические средства повышения безопасности поведения человека в трудовой деятельности. Психологический анализ несчастных случаев, ошибок и брака в работе. Проблемы теории и методов поддержания трудовой дисциплины.

Тема 12. Оптимизация функциональных состояний человека и способы повышения его работоспособности

Основные понятия и определения

Деформация личности (профессиональная) – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Функциональное состояние Я человека – это интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности.

Синдром утомляемости – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, которое возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе, обеспечивающих деятельность систем.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.

Профессиональный стресс – состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Деформация личности, Функциональное состояние, Профессиональный стресс, Состояние снижения работоспособности

Профессиональные деформации личности. Закономерности (фазы) динамики работоспособности в процессе труда. Факторы (внешние и внутренние), обусловливающие работоспособность человека. Трудоспособность, работоспособность (актуальная, потенциальная). Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности. Функциональное состояние – основные подходы к изучению, определение с позиций системно-структурного подхода. Классификация функциональных состояний человека в труде (общие и специфические). Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний. Профессиональный стресс, синдром усталости. Состояния сниженной работоспособности: утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.). Способы преодоления монотонности труда в промышленности.

Раздел 2. Инженерная психология

Тема 1. Актуальные проблемы и задачи инженерной психологии

Основные понятия и определения

Инженерная психология – отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими которого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени.

Моделирование в психологии – построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.

Система «человек – машина» – сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации.

Автоматизированная система управления или АСУ – комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте.

Ключевые слова

Методы моделирования, должностная инструкция, система «человек – машина», Автоматизированная система управления, функции персонала

Возникновение и развитие инженерной психологии. Отношение инженерной психологии к другим отраслям знания. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Специфика предмета в отношении психологии труда. Методы инженерной психологии. Особенности наблюдения и эксперимента в инженерно-психологических исследованиях. Методы моделирования в инженерной психологии. Приборы и оборудование для проведения инженерно-психологических исследований. Система "человек-машина". Разработка должностных и эксплуатационных инструкций. Проблема распределения и согласования функций между человеком и машиной, взаимодействия в группе операторов. Место и роль человека в автоматизированных системах управления, информационных системах, функции персонала. Показатели деятельности персонала и выходные характеристики систем "человек – машина".

Тема 2. Деятельность оператора в системе «человек-машина»

Основные понятия и определения

Человек-оператор – статус индивида, занятого профессиональной деятельностью, связанной с управлением удаленными процессами или влиянием на них через пульт управления.

Информационная модель – это система сигналов, свидетельствующих о динамике объекта управления, условиях внешней среды и состоянии самой системы управления, в качестве информационной модели могут служить наглядные изображения, знаки, графические модели и комбинированные изображения.

Надежность человека – оператора – психологическая характеристика человека, за счет которой обеспечивается работоспособность регулируемой им системы человек машина в диапазоне различных условий ее существования.

Психофизиологическая характеристика – специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации.

Ключевые слова

модели деятельности оператора, психофизиологические характеристики, Информационная модель надежности человека-оператора, операторская деятельность.

Структура деятельности оператора в системе "человек – машина". Типология операторских задач. Теоретико-информационные и структурно-алгоритмические модели деятельности оператора. Психологические и психофизиологические характеристики человека-оператора. Психологический анализ деятельности оператора. Инженерно-психологические характеристики анализаторных систем. Информационный и когнитивный подходы в анализе деятельности оператора. Управляющие действия человека-оператора. Информационная модель. Концептуальная модель, ее роль в труде оператора. Понятие надежности человека-оператора и техники. Временные характеристики операторской деятельности.

Тема 3. Информационно взаимодействие между человеком и машиной

Основные понятия и определения

Переработка информации оператором – совокупность когнитивных процессов, с помощью которых человек-оператор осуществляет преобразование воспринятой информации об объекте управления в целесообразное воздействие на него.

Информационное поле рабочего места человека–оператора – субъективное пространство человека оператора, в котором размещены ключевые источники поступающих сигналов о выполняемых в его деятельности операциях.
Управляющие действия человека оператора – это процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Типология решений – это волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности.

Ключевые слова

Психическая надежность, Вероятностно-временная характеристика, Прием и переработка информации,Типология решений, Ошибочные реакции оператора

Закономерности и характеристики переработки информации человеком. Познавательные процессы и их связь с процессами приема и переработки информации. Прием и переработка информации оператором. Основные закономерности и характеристики приема, хранения и переработки информации. Кодирование сообщений для предъявления оператору. Особенности обработки речевых сообщений. Особенности профессионального мышления и памяти оператора. Принятие решений в деятельности оператора. Психологические факторы и условия принятия и реализации решений. Типология решений. Особенности решений на перцептивно-познавательном и речемыслительном уровнях. Индивидуальные особенности принятия решений в операторской деятельности. Управляющие действия человека – оператора. Рабочие движения. Темп, зоны, усилия управляющих воздействий. Ошибочные реакции оператора. Характеристики слежения. Антропометрические характеристики и их связь с рабочими движениями оператора. Надёжность деятельности оператора и её показатели. Психическая надёжность оператора. Вероятностно-временные характеристики деятельности оператора.

Тема 4. Основные прикладные проблемы инженерной психологии

Основные понятия и определения

Кодирование информации – процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.

Нормативная документация – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Проектирование средств управления – деятельность социальных сфер, технологии прогностических исследований и социального проектирования, выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации.

Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Ключевые слова

Информационная нагрузка, Проектирование информационных моделей, Нормативная документация, Инженерно-психологическая оценка, пространственно-временное взаимодействие

Концепция оперативности отражения в инженерной психологии. Психологические вопросы технического обеспечения гибких автоматизированных систем. Проектирование информационных моделей. Инженерно-психологические требования к структурным и объемным характеристикам информационных моделей. Принципы и способы кодирования информации. Виды средств отображения информации. Инженерно-психологические требования к структурным и объемным характеристикам информационных моделей индивидуального и коллективного пользования. Проектирование алгоритмов деятельности оператора и учет закономерностей протекания психических процессов при проектировании. Инженерно-психологические вопросы обеспечения диалога, диалоговые системы. Процедуры диалогового взаимодействия. Перспективы развития структурных и объемных информационных моделей. Инженерно-психологическая оценка различных типов информационных моделей. Вопросы оптимизации знаковых алфавитов. Проектирование средств управления и ввода информации. Инженерно-психологические требования к отдельным типам органов управления. Инженерно-психологические принципы организации рабочего места оператора. Учет факторов на рабочем месте. Инженерно-психологические аспекты безопасности труда операторов. Требования к профессиональному отбору операторов и их профессиональной подготовке. Организация деятельности группы операторов. Типы взаимодействия в группе. Вопросы организации пространственно-временного взаимодействия персонала систем "человек-машина". Вопросы инженерно-психологического обеспечения и психологической поддержки деятельности операторов. Ситуации, содержание и приемы психологической поддержки. Инженерно-психологическая система в процессе проектирования. Принципы, этапы и методы оценки. Априорные методы оценки ожидаемой информационной нагрузки, точности, надежности деятельности. Аналитические и экспериментальные методы оценки эффективности взаимодействия оператора с программным и техническими средствами автоматизации. Инженерно-психологическая оценка на этапе испытаний, этап эксплуатации. Содержание, структура, показатели, критерии инженерно-психологической оценки. Некоторые вопросы стандартизации в области эргономики и инженерной психологии. Нормативная документация.

Раздел 3. Эргономика

Тема 1. Эргономика и ее место в системе других наук

Основные понятия и определения

Эргономика – научная и проектировочная дисциплина, изучающая человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук.

Мидиэргономика  раздел эргономики, занимающийся исследованием и проектированием систем "человек – рабочая группа, коллектив, экипаж, организация", "коллектив – машина", "человек-сеть, сетевое сообщество", "коллектив – организация".

Микроэргономика – раздел эргономики, занимающийся исследованием и проектированием систем "человек-машина".

Проектирование и организация эргономических систем – процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта человеко-машинной системы и ее планомерное, продуманное устройство.

Эргономическая система – сложная целеустремленная система, включающая

человека или группу людей, техническое устройство (средство деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек или группа людей.

Ключевые слова

Эргономика, Мидиэргономика, Микроэргономика,Проектирование и организация эргономических систем, Эргономическая система

Методологические проблемы эргономики. Предмет эргономики и ее задачи. Классификация эргономических исследований: работы общего характера; человек как компонент системы; проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной; проектирование и организация систем; методы исследования и экспериментальная техника в эргономических исследованиях. Междисциплинарные связи эргономики.

Тема 2. История, принципы и методы развития эргономики

Основные понятия и определения

Моделирование в эргономике – исследование эргономических явлений и процессов путем построения и изучения их моделей, используемых для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых средств для систем «человек-машина», «человек-человек».

Информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Эргономические свойства – способность места и орудий труда создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.

Ключевые слова

Моделирование в эргономике Информационные технологии Эргономические свойства

Исторические предпосылки возникновения эргономики. Возникновение эргономики и ее современное состояние. Общая характеристика эргономических исследований и их методов. Методы исследования исполнительной и познавательной деятельности. Моделирование в эргономике. Использование информационных технологий в эргономических исследованиях. Принципы эргономического анализа трудовой деятельности. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий. Функциональная структура познавательных действий Эргономические основы проектирования техники. Структура эргономических свойств и показателей техники. Учет требований эргономики при проектировании техники.

Тема 3. Эргономика рабочего пространств

Основные понятия и определения

Рабочее место – это пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания.

Микроклимат рабочей среды – физическая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне (температура, влажность, давление, скорость движения воздуха, тепловое излучение и т.п.).

Проектирование рабочего места представляет собой структурирование основных элементов, задач и обязанностей, связанных с рабочим местом, с целью достижения оптимального выполнения служебных обязанностей и удовлетворения сотрудника.

Проприорецептивная чувствительность (или глубокая, мышечно-суставная чувствительность) представляет собой чувствительность, идущую из мышц, суставов, связок и костей, подразделяется на мышечно-суставное чувство, вибрационную чувствительность и чувство давления и веса.

Эргономический анализ – детальный анализ конкретных условий функционирования объекта и выявления наиболее важных эргономических показателей, позволяющий равномерно распределять психофизиологические нагрузки на человека-оператора, создавать естественность, плавность и последовательность рабочих операций.

Ключевые слова

Рабочее место, Микроклимат рабочей среды, Проектирование рабочего места, дискомфорт рабочей позы, векторно-координатный метод

Общие эргономические требования. Основные условия конструирования рабочих мест. Рабочее место и принципы его организации. Требования антропометрии и биомеханики. Микроклимат рабочей среды. Рабочие сиденья. Классификация рабочих мест. Проектирование рабочего места. Оборудование рабочих мест. Механические колебания и шум. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы. Сравнительная характеристика рабочих положений стоя и сидя. Психологические аспекты в изучении рабочей позы. Соматический комфорт и удобство рабочей позы. Пороги проприорецептивной чувствительности. Факторы, обеспечивающие поддержание рабочей позы в положении сидя. Объективные и субъективные признаки и методы исследования удобства и дискомфорта рабочей позы. Соматическая модель рациональной рабочей позы. Изучение рабочей позы и рабочего места в производственных условиях. Правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочих мест. Эргономический анализ и векторно-координатный метод оценки рабочих мест.

Тема 4. Оптимизация средств и систем отображения информации

Основные понятия и определения

Зрительная информация – зрительные изображения конкретные свойства внешней среды, которые проходят через первичное преобразование в электрический сигнал, предварительную переработку устройством обработки зрительной информации и компьютера, который реализует конкретные алгоритмы анализа внешней среды, распознавания ее зрительных образов, выявления конкретных свойств внешней среды и определения требуемых количественных ее параметров.

Временная характеристика зрительной информации – латентный (скрытый) период зрительной реакции, длительность инерции ощущения, критическая частота мельканий, время адаптации. Определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения при определенных условиях работы оператора.

Интегральные индикаторы – многоэлементные средства отображения информации (светоизлучающие цифро-знаковые индикаторы, профильные шкалы, многоцветные панели и плоские экраны).

Ключевые слова

Зрительная информация, Временная характеристика зрительной информации, кодирование информации, Интегральные индикаторы, индикация

Эргономические требования к приборным панелям. Пространственные характеристики зрительной информации. Яркостные характеристики зрительной информации. Временные характеристики зрительной информации. Кодирование зрительной информации. Требования к визуальным индикаторам. Интегральные индикаторы. Мнемосхемы. Табло коллективного пользования. Методы трехмерной индикации. Сигнализаторы звуковые (неречевых сообщений). Словесные сигналы предостережения.

Тема 5. Оптимизация рабочих движений и органов управления

Основные понятия и определения

Факторы среды – существенные обстоятельства в средовых явлениях, которые определяют работу функциональных систем организма и поведение человека.

Санитарно-гигиенические элементы среды – элементы условий труда, образующие предметную внешнюю среду: микроклимат, состояние воздушной среды (запыленность, загазованность), освещения, производственные излучения, шум, вибрации, механические колебания, излучения, температура и др.

Режим труда и отдыха – это система сочетания периодов работы и отдыха, определяющая их длительность, содержание и порядок чередования; различают внутрисменный, суточный, недельный и годовой режим труда и отдыха.

Ключевые слова

Факторы среды, психофизиологические элементы, Режим труда и отдыха, Санитарно-гигиенические элементы, социально-психологические элементы

Эргономика при проектировании машины. Оптимизация рабочих движений. Правила экономии движений. Скорость и точность рабочих движений. Экономия усилий. Общие требования к органам управления. Требования к отдельным видам органов управления. Учет факторов среды при оптимизации системы «человек – машина». Основные направления работ, термины и определения. Этапы анализа системы «человек – машина», описание системы. Общая характеристика факторов среды. Материальная среда и внешние условия на рабочем месте. Санитарно-гигиенические элементы. Психофизиологические ("трудовые") элементы. Эстетические элементы. Социально-психологические элементы. Оптимальное время работы, перерывы в работе, режимы труда и отдых в разных видах операторского труда.

Тема 6. Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции

Основные понятия и определения

Эргономические нормы – комплексные критерии, отражающие степень эффективности (производительность, точность, надежность) и гуманности (соответствие возможностям человека, безопасность для здоровья, уровень напряженности функций физиологических систем и утомления человека, степень эмоционального воздействия на него процесса труда).

Эргономическая оценка – выявление степени соответствия эргономическим требованиям системы в целом, а равно ее компонентов, прежде всего машины (производственного оборудования) в конкретных условиях ее эксплуатации.

Эргономическая стандартизация – процедура выделения предельно допустимых и оптимальных диапазонов показателей внешних факторов с целью обеспечения безопасности, здоровья и благополучия работающего человека.

Ключевые слова

Эргономические нормы, Эргономическая стандартизация, Внедрение эргономических норм, Эргономическая оценка качества

Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции. Разработка нормативно-технических документов по эргономике. Стандарты на экономические нормы, требования и показатели. Внедрение эргономических норм, требований и показателей в массив стандартов. Эргономическая оценка качества промышленных изделий.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. – 256 с.
  2. Бодров, В. А. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / В. А. Бодров, А. Л. Журавлев. – М.: ИП РАН, 2008 г. – 592 с.
  3. Василиейский, С.М. Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике / С.М. Василейский. – Минск, 1927.
  4. Василиейский, С.М. Из теории и практики профориентации и профконсультации / С.М. Василиейский, А.А. Гайворовский, С.М. Вержболович. – Минск, 1929.
  5. Введение в эргономику / под ред. В.П.Зинченко. – М., 1974. – 352 с.
  6. Венда, В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации / В.Ф.Венда. – М.: Машиностроение, 1982. – 344 с.
  7. Горбунова, М. Ю. Кадровый менеджмент и психология управления / М. Ю. Горбунова. – М.: Владос-Пресс, 2008 г. – 224 с.
  8. Голиков, Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники / Ю.Я.Голиков. М.: ПЕР СЭ, 2003. – 220 с.
  9. Голиков, Ю.Я. Психология автома­тизации управления техникой / Ю.Я.Голиков, А.Н. Костин. – М.: ИП РАН, 1996. – 159 с.
  10. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология / М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нафтульев. – Л., 1979. – 220 с.
  11. Журавлев, АЛ. Психология совместной деятельно­сти. М.: Институт психологии РАН, 2005. – 342 с.
  12. Забродин, Ю.М. Психофизиология и психофизика / Ю.М.Забродин, А.Н.Лебедев. – М., 1977. – 178 с.
  13. Зараковский, Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г.М. Зараковский. – М., 1966. – 112 с.
  14. Захарова, Л.Н. Психология управления / Л. Н. Захарова. М.: Университетская книга, Логос, 2009 г. – 376 с.
  15. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005 г. – 216 с.
  16. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2009 г. – 384 с.
  17. Зинченко, В.П. Основы эргономики / В.П.Зинченко, В.М.Мунипов. – М., 1980. – 343 с.
  18. Иванова. Е. М. Психологическая системная профессиография / Е.М.Иванова. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 221с.
  19. Кандыбович, Л.А. История психологии в Беларуси: учеб. пособие / Л.А. Кандыбович; под ред Я.Л. Коломинского. – 3 изд. – Минск : Тесей, 2008. – 296 с.
  20. Климов, Е.А. Психология профессионала // Избранные психологические труды / Е. А. Климов. – М.: РАО, 2003 г. – 456 с.
  21. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение / под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубихина, В.Д.Венды. – М., 1977. – 304 с.
  22. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях/ А.В. Кириченко; науч. ред. А.А. Деркач. – Мн.: Тесей, 2003. – 334 с.
  23. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях: пер. с нем. /Э. Кирхлер, К. Родлер. – Х.: Гуманитарный Центр, 2003. – 144 с.
  24. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. – М., 1988. – 198 с.
  25. Кремень, М.А. Образ в системе психической регуляции познавательной и исполнительской деятельности / М.А.Кремень. – Мн.: НИО, 1997. – 122 с.
  26. Кремень, М.А. Инженерная психология / М.А.Кремень, В.Е.Морозов. – Мн., 2002. – 116 с.
  27. Медведев, В.И. Адаптация человека / Медведев В.И. – СПб.: Инсти­тут мозга человека РАН, 2003. – 221 с.
  28. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморе­гуляции / В.И.Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 112 с.
  29. Мунипов, В. М. Эргономика: учебник / В. М Мунипов, В. П. Зинченко. – М.: Логос, 2001 г. – 356 с.
  30. Носкова, О. Г. Психология труда / О.Г. Носкова, под ред. Климова. – М.: Академия, 2009 г. – 384 с.
  31. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда / К.К.Платонов. – М., 1970. – 264 с.
  32. Пономаренко, В. А. Профессия – психолог труда / В. А. Пономаренко. – М.: Институт психологии РАН, 2007 г. – 400 с.
  33. Психологические аспекты человеческой деятельности. Ч.1 Инженерная психология и психология труда / Под ред. Б.Ф Ломова. – М.: Изд. ИП АН, 1978. – 130 с.
  34. Психология менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова. – Х.: Гуманитарный центр, 2009 г. – 512 с.
  35. Психология труда / под ред. К.К.Платонова. – М., 1979. – 216 с.
  36. Пушкин, В.Н. Психология и кибернетика / В.Н.Пушкин. – М., 1971. – 231 с.
  37. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с. 
  38. Сергеев, С. Ф. Инженерная психология и эргономика / С. Ф. Сергеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2008 г. – 176 с.
  39. Скотт, П. Психология оценки и принятия решения / П.Скотт. – М., 1998.- 321 с.
  40. Смирнов, Б.А. Методы инженерной психологии / Б.А. Смирнов, А.М. Тиньков. – Х.: Гуманит. центр, 2008. – 528 с.
  41. Смирнов, В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях / В. Н. Смирнов. – М.: Академия, 2007 г. – 256 с.
  42. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. – М.: Академия, 2005 г. – 360 с.
  43. Толочек, В.А. Современная психология труда: учеб. пособие для вузов / В. А. Толочек. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 479 с. 
  44. Человеческий фактор. Эргономические основы проектирования рабочих мест / под ред. Г. Салвенди. Том 5. – М.: Мир, 2001. – 390 с.
  45. Человеческий фактор. Эргономика в автоматизированных системах / под ред Г. Салвенди. Том 6. – М.: Мир, 2001. – 522 с.
  46. Шермерорн Дж. Организационное поведение, 8 – е издание / Дж. Шермерорн, Дж.Хант, Р.Осборн / Пер. с англ. под. ред. Е.Г.Молл. – СПб.: Питер, 2006. – 637 с.

Дополнительная литература

  1. Антология организационной психологии / под ред Барри М. Стоу. – М.: Вершина, 2005 г. – 712 с.
  2. Борисюк, А.А. Эргономика приборостроения / А.А. Борисюк. – К.: Техника, 1985. – 167 с.
  3. Бочарова, С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности / С.П.Бочарова. – Тернополь: Астан, 1998. – 351 с.
  4. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / под общей ред. А.В.Либина. – М., 1998. с.
  5. Губинский, А.И. Надежность и качество функционирования эрготических систем / А.И. Губинский. – Л.: Наука, 1982. – 270 с.
  6. Дубинко, Н.А. Психология профессиональной деятельности руководителя / Н.А. Дубинко. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008 – 226 с.
  7. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект- Пресс, 2002. – 399 с.
  8. Денисов, В.Г. Авиационная инженерная психология / В.Г.Денисов, В.Ф. Онищенко, А.В. Скрипец. – М.: Машиностроение, 1983. – 233 с.
  9. Джуэл, Л. Индустриально-организационная психология / Л.Джуэл. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
  10. Душков, Б.А., Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности / Б.А.Душков, Б.А. Смирнов, В.А. Терехов. – М.: Высшая школа, 1990. – 271 с.
  11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э. Ф. Зеер. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008 г. – 256 с.
  12. Инженерно-психологические требования к системам управления / Под ред. В.М.Мунипова. – М., 1967. – 264 с.
  13. Кирхлер, Э. Психология труда и организационная психология. Принятие решений в организациях Т. 4. / Э. Кирхлер, А. Шрот. Х.: Гуманит. Центр, 2009 г. – 176 с.
  14. Климов, Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд / Е.А.Климов. – М.: Фланта, 2003. – 318 с.
  15. Козлова, А. В. Психология управления коллективом и психология профессионального развития руководителя / А. В. Козлова. – М.: Медицинская книга, 2009 г. – 160 с.
  16. Королев, А.В. Методы и средства обработки информации / А.В.Королев. – Харьков: изд. ХВУ, 1996. – 398 с.
  17. Косилов, С.А. Психофизиологические основы научной организации труда / С.А.Косилов. – М.: Экономика, 1979. – 175 с.
  18. Крылов, А.А. Человек в автоматизированных системах управления /А.А.Крылов. – Л., 1972. – 192 с.
  19. Кудрявцев, А.В. Структурно-алгоритмический анализ эрготических систем / А.В.Кудрявцев. – Рига: изд. МО СССР, 1979. – 87 с.
  20. Лебедев, В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельности в технических и экологических замкнутых системах / В.И.Лебедев. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 431 с.
  21. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М., 1984. – 444 с.
  22. Макаренко, Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко. К.: Навукова думка, 1991г. – 216 с.
  23. Меньшов, А. И. Космическая эргономика / А. И. Меньшов. – Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1971 г. – 291с.
  24. Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1986. – 448 с.
  25. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ /Д.А.Ошанин. – М., 1999. – 512 с.
  26. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер / Дж. Панеро, М. Зелник. – АСТ, Астрель, 2006 г. – 320 с.
  27. Повышение эффективности управления производством путем формирования образа производственного процесса / М.А.Кремень. – Мн., РМ ИПК, 1990. – 68 с.
  28. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. – М.: Речь, 2006 г. – 480 с.
  29. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова М.: Академия, 2001 г. – 480 с.
  30. Родлер, К. Управление в организациях: пер. с нем. / К. Родлер, Э. Кирхлер. – Х.: Гуманит. Центр, 2003. – 128 с.
  31. Рунге, В. Ф. Эргономика и оборудование интерьера / В. Ф. Рунге. – М.: Архитектура – С, 2006 г. – 160 с.
  32. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
  33. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности: [монография]/ В.А. Толочек. – М.: Смысл, 2000. – 199 с.
  34. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления / Под ред. Б.Ф.Ломова, В.Ф.Венди. – М., 1981. – 285 с.
  35. Фролов, М.В. Контроль функционального состояния человека – оператора. – М.: Наука, 1987. – 196 с.
  36. Фукин. А.И. Психология конвейерного труда / А. И. Фукин. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 240 с.
  37. Ходкинсон, Дж. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента /Дж. Ходкинсон, П.Сперроу. – Х.: Гуманит. центр, 2007. – 392 с.
  38. Человеческий фактор. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов. Том 3. / Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. – 487с
  39. Шибанов, Т.П. Количественная оценка деятельности человека в системах «человек – техника» / Т.П.Шибанов. – М.: Машиностроение, 1983. – 263 с.
  40. Шэрман, Е.И. Изучение и проектирование трудовых процессов. М.: Машиностроение, 1971. – 119 с.
  41. Шульц, Д. Психология и работа / Д.Шульц, С.Шульц. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.