19.00.10 – коррекционная психология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 10.11.2014 № 243
 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

Цель программы – выявление уровня научной и профессиональной подготовки аспирантов в области коррекционной психологии.

Задачи программы:

  • определение содержания и минимального объема знаний по коррекционной психологии, необходимых для получения ученой степени кандидата психологических наук;
  • информационное и научно-методическое обеспечение процесса подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по коррекционной психологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ АСПИРАНТА

Аспирант должен:

  • знать место и роль коррекционной психологии в структуре психологических наук, в системе междисциплинарных исследований проблем обучения и воспитания, абилитации, реабилитации лиц в условиях психофизической депривации;
  • уметь анализировать историю и современное состояние отечественной и зарубежной коррекционной психологии;
  • глубоко разбираться в основных теоретических проблемах современной коррекционной психологии и способов их решений;
  • владеть знаниями о специфических особенностях психического развития ребенка в условиях нормы, психофизической депривации;
  • применять знания основных категорий коррекционной психологии при решении практических задач воспитания,  обучения, абилитации и реабилитации лиц в условиях психофизической депривации;
  • уметь анализировать  теоретические и прикладные проблемы генезиса психики,  диагностики и коррекции в условиях  психофизической депривации;
  • применять научную методологию и важнейшие методы исследования, выработанные в психологической науке;
  • владеть математико-статистическими способами обработки фактического материала;
  • использовать практические методы работы с лицами, находящимися в условиях психофизической депривации.

Программа кандидатского экзамена по предмету «Коррекционная психология» предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени по специальности 19.00.10. – Коррекционная психология при подготовке к кандидатскому экзамену конкретизируется для специальностей: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с трудностями в обучении и др. в зависимости от изучаемой категории испытуемых.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. ВВЕДЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Ключевые слова: ребенок с особенностями психофизического развития, дизонтогенез, психофизическая депривация, органические и функциональные нарушения в работе центральной нервной системы ребенка.

1.1. Предмет, задачи, методы коррекционной психологии: понятия, определения, ключевые слова

Предмет коррекционной психологии. Коррекционная психология как отрасль психологической науки. Коррекционная психология как область науки, исследующей психологические особенности детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Характеристика объекта коррекционной психологии. Понятие “дети в условиях психофизической депривации”. Коррекционная психология: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с тяжелыми речевыми нарушениями, с интеллектуальной недостаточностью и др.

Методы, применяемые в коррекционной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, моделирование и др. Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в коррекционной психологии. Качественные и количественные методы диагностики.

1.2. История коррекционной психологии: понятия, определения, ключевые слова

Выделение коррекционной психологии как отдельной области психологического знания (Ж.Э.Д.Эскироль, Э.Сеген, А.Бине, В.П.Кащенко, Г.Я.Трошин, Г.И.Россолимо, А.А.Крогиус, А.М.Щербина и др.). Роль Л.С. Выготского в развитии коррекционной психологии.

Анализ научного наследия, основных научных работ советских ученых (Р.М. Боскис, А.П. Гозова, Г.Л. Зайцева, Л.В.Занков, М.И. Земцова, А.И. Зотов, С.А. Зыков, Т.В. Егорова, А.А. Катаева, Б.И. Коваленко, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Ж. Намазбаева, В.Г. Петрова, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, В.Н. Синев, И.М. Соловьев, Л.И. Солнцева, Б.И. Пинский, Л.И. Плаксина, У.В. Ульенкова, Ж.И. Шиф). Анализ научных работ белорусских ученых (Л.И. Алексина, З.А. Апацкая, Т.А. Григорьева, З.Г. Ермолович,  Т.И. Обухова, Т.А. Процко, Е.С. Слепович и др.). Современное состояние коррекционной психологии (И.А.Коробейников, Л.В.Кузнецова, В.В.Лебединский, Е.С.Слепович, А.В.Семенович, Л.М.Шипицына, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго и др.). Изучение детей с отклонениями в психофизическом развитии за рубежом (L.Kanner, A.Gesell, K.Lewin, R.C.Carson, J.N.Butcher, S.Mineka, E.J.Mash, D.A.Wolf, A.Adler, M.Rutter, R.Zazzo, R.A.Spitz и др.).

1.3. Связь коррекционной психологии с другими науками: понятия, определения, ключевые слова

Связь коррекционной психологии с другими отраслями психологии: общей психологией, психологией развития, педагогической психологией, социальной психологией, нейропсихологией, патопсихологией, дифференциальной психологией.

Связь коррекционной психологии с медицинскими науками: патофизиологией, невропатологией, психиатрией, восстановительной медициной.

Связь коррекционной психологии с педагогическими науками: педагогикой, коррекционной педагогикой, теорией и методикой дошкольного образования.

1.4. Естественно-научные основы коррекционной психологии: понятия, определения, ключевые слова

Общая характеристика особенностей высшей нервной деятельности детей в условиях психофизической депривации.

Изменение нейродинамики у детей с разными психофизическими особенностями. Особенности аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

Снижение функциональной активности коры головного мозга при разных формах отклоняющегося развития. Слабость, инертность и неуровновешенность нервных процессов при интеллектуальной недостаточности, при сенсорных нарушениях; снижение этих качеств у детей с трудностями в обучении. Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем и их причины у детей с разными формами отклоняющегося развития. Бедность, недостаточная дифференцированность нервных связей. Учет рассмотренных особенностей в организации коррекционно-развивающего, психолого-педагогического воздействия.

Структурно-функциональная организация мозга при нормальном и отклоняющемся развитии.

2. ПСИХИКА В УСЛОВИЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Ключевые слова: психологическая структура дефекта, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, нарушения в  когнитивной, эмоционально- волевой сфере, отклоняющееся поведение.

2.1. Психологическая структура дефекта: понятия, определения, ключевые слова

Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития психики в условиях психофизической депривации. Первичный дефект, отклонения второго, третьего порядка. Специфичность вторичных отклонений для каждого из вариантов первичного нарушения. Факторы, обусловливающие тяжесть вторичных нарушений (время, степень, локализация поражения, социальная ситуация развития, своевременность вмешательства, индивидуальные способности ребенка). Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.

Причины отклонений в психическом развитии. Классификация отклонений в психофизическом развитии.

Компенсация и ее физиологические основы. Компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П.Павлова. Основные принципы рефлекторной теории (детерминизм, единство анализа и синтеза, структурность) – естественно-научная основа специальной психологии. Принципы компенсаторного приспособления по П.К.Анохину: сигнализация дефекта, прогрессивная мобилизация, непрерывное обратное афферентирование, санкционирующая афферентация, относительная устойчивость компенсаторных приспособлений.

Современная теория компенсации (Р.М. Боскис, М.И. Земцова, Р.Е. Левина, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский). Внутрисистемная и межсистемная компенсация отклонений развития отдельных функций и психики в целом. Депривационные феномены как причины и следствия отклоняющегося развития.

Коррекция и реабилитация как категории коррекционной психологии.

2.2. Познавательная сфера: понятия, определения, ключевые слова

Специфичность становления у детей с отклоняющимся развитием ощущений и восприятия. Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов. Бедность, недостаточная дифференцированность и обобщённость образов восприятия, недостаточная опосредствованность их речью. Ограниченная представленность в предметных образах частей и свойств предметов, их пространственных связей, временных изменений объектов.

Характер образов-представлений в условиях психофизической депривации (фрагментарность, схематичность, низкий уровень обобщения, вербализм и др). Особенности формирования представлений. Зрительные представления.

Общие закономерности развития памяти у детей с особенностями психофизического развития. Виды памяти. Характеристика образной памяти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании наглядного материала. Особенности двигательной, образной, эмоциональной, словесно-логической памяти и их развитие у школьников с психофизическими нарушениями. Особенности запоминания слов, предложений, текстов.

Особенности становления мышления у детей с особенностями психофизического развития. Специфичность становления у детей с особенностями развития разных видов мышления (недоразвитие при интеллектуальной недостаточности, своеобразие при сенсорных и речевых нарушениях). Роль речи в развитии мышления. Черты сходства и различия в становлении мышления у детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Специфичность становления воображения у детей с особенностями психофизического развития.

Особенности становления речи у детей с отклонениями в психофизическом развитии. Механизм порождения и понимания устной и письменной речи. Особенности фонетико-фонематической, логико-грамматической, лексико-семантической сторон речи.

Специфические средства общения (дактильная, жестовая речь, письмо по Брайлю). Их роль в развитии познавательной деятельности отдельных категорий лиц с сенсорными нарушениями.

Основные виды нарушений речевой деятельности. Особенности коммуникативного опыта у детей с особенностями психофизического развития.

2.3.  Эмоционально-волевая сфера: понятия, определения, ключевые слова

Отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с особенностями психофизического развития: аутизм, неадекватное эмоциональное реагирование, агрессия, тревожность, депрессивные расстройства и др. Роль речи в формировании эмоционального опыта. Особенности понимания и выражения эмоций детьми и взрослыми с особенностями психофизического развития.

Особенности произвольной и волевой регуляции поведения у лиц с отклонениями в психофизическом развитии.

2.4. Поведенческая сфера: понятия, определения, ключевые слова

Отклонения в поведенческой сфере детей с особенностями психофизического развития. Виды нарушения поведения детей. Факторы, вызывающие нарушения поведения. Агрессивные  проявления поведения. Особенности социальной адаптации у детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Коррекция поведенческих проблем у лиц с отклоняющимся поведением.

3. ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ В УСЛОВИЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Ключевые слова: дизонтогенез, синдром детского госпитализма.

3.1. Понятия, определения, ключевые слова

Развитие психических функций в условиях психофизической депривации на разных возрастных этапах.

Особенности сензитивных периодов при отклоняющемся развитии.

Сущность феномена нарушенного развития: анормальное развитие, ненормальное развитие, ненормативное развитие, ограниченное развитие, нестандартное развитие, отставание в развитии. Структура нарушенного развития (по В.В.Лебединскому).

Явление «госпитализма». Детерминанты синдрома госпитализма: ограниченная социальная среда, дефицит языкового общения.   Характеристика синдрома госпитализма: специфика типа учреждения, возраст ребенка, особенности разных сфер психического развития ребенка. Обратимость “госпитальных” симптомов.

4. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Ключевые слова: недоразвитие общих структур деятельности, личностная незрелость, особенности интеллектуально мнестической сферы ребенка с ОПФР.

4.1. Мотивационно - потребностная сфера личности: понятия, определения, ключевые слова

Мотивационно-потребностная сфера ребёнка в условиях психофизической депривации. Характер  и динамика потребностей личности при депривации. Своеобразие мотивационной сферы личности.

Познавательные интересы детей в условиях психофизической депривации.

Ценностности, ценностные ориентации и личностные смыслы у детей в условиях психофизической депривации. Формирование социальных мотивов, потребностей, интересов в процессе специального обучения и воспитания.

4.2. Самосознание личности: понятия, определения, ключевые слова

Самосознание, образ «Я», Я-концепция, самооценка, саморегуляция детей и взрослых в условиях психофизической депривации.

Возможности и условия полноценного развития личности в условиях психофизической депривации.

Своеобразие становления «образа мира»: недостаточная адекватность, обедненность, слабая дифференцированность и обобщенность.

4.3. Индивидуальные свойства личности: понятия, определения, ключевые слова

Формально-динамические и содержательные характеристики личности детей в условиях психофизической депривации: темперамент и характер. Нравственное самосознание в условиях психофизической депривации. Способности и задатки в условиях психофизической депривации.

4.4. Структура деятельности: понятия, определения, ключевые слова

Формирование структуры различных видов деятельности у детей с особенностями психофизического развития. Специфика развития движений, операций, действий в условиях психофизической депривации. Роль игровой и учебной деятельности в развитии личности ребенка с отклонениями в психофизическом развитии.

Особенности различных видов деятельности лиц с отклонениями в психофизическом развитии: общения, игровой, учебной, трудовой.

5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Ключевые слова: ребенок с ОПФР в семье, межличностное взаимодействие.

5.1. Ребенок с отклонениями в психофизическом развитии в структуре семьи: понятия, определения, ключевые слова

Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.

5.2. Ребенок с отклонениями в психофизическом развитии в структуре межличностных отношений: понятия, определения, ключевые слова

Особенности коммуникации в условиях психофизической депривации. Специфика взаимодействия ребенка с отклонениями в психофизическом развитии с нормально развивающимися сверстниками. Специфика межличностного взаимодействия детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Нарушение операционно-технического и (или) мотивационного звеньев контроля взаимодействия. Возможные отклонения в психическом развитии при нарушениях операционно-технического звена.

Методы диагностики и коррекции  межличностного взаимодействия.

6. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Ключевые слова: психодиагностика, психокоррекция, социализация, психологическое и нейропсихологическое сопровождение ребенка с ОПФР, психолого-медико-педагогическая комиссия, дифференцированный подход.

6.1. Психодиагностика и изучение ребенка с отклонениями  в развитии: понятия, определения, ключевые слова

Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии. Возрастно–психологическая диагностика. Уровень актуального развития ребенка. Зона ближайшего развития. Метод наблюдения. Метод клинической беседы. Продукты деятельности ребенка и их психологический анализ. Метод эксперимента. Обучающий эксперимент в психодиагностике отклоняющегося развития. Психологические механизмы разных видов помощи в процессе экспресс-диагностики. Качественная и количественная психологическая диагностика. Патопсихологический метод в дифференциальной диагностике. Нейропсихологический метод в дифференциальной диагностике. Стандартизированные психометрические методики диагностики интеллектуального развития ребенка. Понятие о психологической экспресс-диагностике. Основные требования к созданию блока психодиагностических методик для экспресс-диагностики аномального развития. Интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования. Изучение ребенка с легким отклонениями в развитии как первый этап психокоррекционной работы. Изучение личности ребенка с отклонениями в психофизическом развитии. Изучение общих структур деятельности. Изучение игровой деятельности. Изучение учебной деятельности. Изучение познавательных процессов (восприятие, память, мышление). Психологическая характеристика ребенка с легкими отклонениями в развитии. Сравнительный анализ взглядов психолога и психиатра на аномальное развитие.

Психолого-медико-педагогические комиссии. Психолог в структуре комиссии. Протокол психолого-медико-педагогической комиссии. Педагогическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Психологическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Показания и противопоказания к приему в разные типы специальных учреждений.

6.2. Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии: понятия, определения, ключевые слова

Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. Психолог как субъект психокоррекционной работы. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой. Формирование общих структур деятельности. Формирование игровой деятельности. Формирование учебной деятельности. Формирование познавательных процессов. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

6.3. Психологические основы коррекционно-развивающего воспитания и обучения лиц в условиях психофизической депривации: понятия, определения, ключевые слова

Психологические механизмы усвоения знаний, умений и навыков в условиях психофизической депривации. Психологические закономерности развития познавательных процессов и усвоения знаний в школе. Современные теории обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Возрастные особенности усвоения знаний детьми в условиях психофизической депривации.

Специфика коррекционной помощи при разных формах дизонтогенеза. Методы коррекционной работы. Продолжительность коррекционной помощи. Компьютерные коррекционные технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития.

Психологические требования к организации образовательной среды ребенка с особенностями психофизического развития. Образовательные программы для детей с различными нарушениями развития. Индивидуальные психокоррекционные программы.

Коррекционные образовательные программы и системы специального образования за рубежом. Психологические аспекты программ раннего вмешательства. Психологическое сопровождение инклюзивного образования.

6.4. Психология воспитания личности в процессе обучения: понятия, определения, ключевые слова

Социализация личности. Социально-бытовая адаптация личности. Психологические условия  самореализации, самопознания, саморегуляции, самовоспитания, саморазвития, самоактуализации лиц с особенностями психофизического развития.

Психологическая диагностика эффективности воспитательного и образовательного воздействия на детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Компенсаторно-коррекционная роль труда в развитии ребёнка с особенностями психофизического развития. Психологические основы трудового обучения детей в условиях психофизической депривации.

Профессиональная реабилитация лиц с психофизическими нарушениями: профориентация, профдиагностика, профконсультация и профподготовка.

6.5. Профилактика отклонений в психическом развитии детей: понятия, определения, ключевые слова

Психологическое сопровождение детей в детских дошкольных учреждениях с целью раннего выявления и профилактики отклонений в развитии: эмоциональные нарушения, интеллектуальные нарушения, нарушения коммуникации, поведения.

Понятие «нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития» (А.В.Семенович). Предупреждение трудностей в усвоении школьных навыков: чтения, письма, счета и др.

Специфика психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях разного типа (школы и школы-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, для детей, имеющих отклонения в поведении).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.
  2. Алексина, Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1977. – 23 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Б.Г. Ананьев. – М.: 1980. – Т.1. – 230 с., Т. 2. – 288 с.
  4. Апацкая, З.А. Особенности формирования графических действий и образов у умственно отсталых школьников: Автореф. дисс. канд. псих, наук / З.А.  Апацкая. – М., 1984. – 19 с.
  5. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов. /  И.Л.  Баскакова. – М., 1982. – 67 с.
  6. Бехтерев, В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Психология личности в трудах отечественных психологов / В.М. Бехтерев; под ред. Л.В.Куликов. – СПб., 2009. – 464 с.
  7. Блонский, П.П. Объяснение некоторых психопатологических фактов. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. – М., 1964. – 546 с.
  8. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С.  Братусь. – М., 1988. – 301 с.
  9. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов / Н.П. Вайзман. – М., 1976. – 104 с.
  10. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М., 1972. – 142 с.
  11. Власова, Т.А., О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,  М.С. Певзнер. – М., 1973. – 176 с.
  12. Выготский, Л.С. Сочинение В 6-ти т. Т. 4 / Л.С. Выготский.– М., 1984. – 433 с.
  13. Выготский, Л.С. Сочинение В 6-ти т. Т.5 / Л.С. Выготский. – М., 1983. – 369 с.
  14. Гаврилко, Т.И. Динамика понимания эмоциональных состояний младшими школьниками. Автореферат кандидатской диссертации / Т.И. Гаврилко. – Мн., 2003. – 23 с.
  15. Глезерман, Т.Б. Мозговые дисфункции у детей / Т.Б. Глезерман. – М., 1983. – 240 с.
  16. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Гломан, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – СПб., 2008. – 80 с.
  17. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей. Дефектология № 6 / А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова. – М., 1983. – С. 13–16.
  18. Головина, Г.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Г.Н. Головина. – М., 1974. – 119 с.
  19. Давидович, А.А. Усвоение понятия числа и счета операций первоклассниками с нейропсихологическими синдромами отклоняющегося развития: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 /  А.А. Давидович. – Мн., 2006. – 22 с.
  20. Егорова, Т.В. Особенности  памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова.– М., 1973. – 150 с.
  21. Егорова, Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология № 4  / Т.В. Егорова, В.А. Лонина,  Т.В.  Розанова.  М., 1975. – С. 3–15.
  22. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., 1958. – 378 с.
  23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах / А.В. Запорожец. – Мн., 1986. – 296 с.
  24. Зейгарник, Б.В. Патопсихологический метод в изучении личности. Психология личности в трудах отечественных психологов / Б.В. Зейгарник; под ред. Л.В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 38–40.
  25. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986. – 287 с.
  26. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М., 1980. – 159 с.
  27. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. – М., 1982. – 224 с.
  28. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М., 1981. – 200 с.
  29. Коломинский, Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский. – Киев, 1978. – 88 с.
  30. Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М., 2002. – 192 с.
  31. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова.– М., 1997. – 124 с.
  32. Лангмейер, А.Г. Психическая депривация в детском возрасте / А.Г. Лангмейер, З. Матейчик. – Прага, 1984. – 334 с.
  33. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М., 1985. – 105 с.
  34. Леонтьев, А Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах /       А. Н. Леонтьев. – М., 1983. – 320 с.
  35. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. Дефектология № 6 / В.И. Лубовский. – 1971. – С. 15–19.
  36. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития /  В.И. Лубовский. – М., 1989. – 104 с.
  37. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии / В.И. Лубовский. – М., 1978. – 224 с.
  38. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2 / А.Р. Лурия. – М., 1969. – 431 с.
  39. Лурия, А.Р. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Нейропсихология / А.Р. Лурия.– М., 1984. – 215 с.
  40. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М., 1975. – 253 с.
  41. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М: МГУ, 1978. – 341 с.
  42. Лурия, А.Р. Развитие речи, формирование психических процессов. Психол. наука в СССР. Т.1 / А.Р. Лурия. –  М., 1959. – С. 516–575.
  43. Лурия, А.Р. Язык и сознание /  А.Р. Лурия. – М., 1979. – 320 с.
  44. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобра-зовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М., 2008. – 64 с.
  45. Мамайчук,  И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб., 2001. – 220 с.
  46. Манова-Томова, В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / В.С. Манова-Томова. – София, 1981. – 190 с.
  47. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М., 1993. – 198 с.
  48. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения, слуха /  В.Ф. Матвеев. – М., 1987. – 183 с.
  49. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей /  Н.Г.  Морозова. – М., 1969. – 280 с.
  50. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш,    Д. Вольф. – СПб., 2003. – 511 с.
  51. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.  Психология личности в трудах отечественных психологов / В.Н. Мясищев; под ред.  Л.В. Куликов. – СПб., 2009. – 464 с.
  52. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности /  Н.И. Непомнящая. – М., 2001. – 192 с.
  53. Непомнящая, Н.И., Психологический анализ обучения детей  3-7 лет (на материале математики) /  Н.И. Непомнящая. – М., 1983. – 104 с.
  54. Навицкая, В.М. Возрастная динамика визуальной семантики форм у подростков с умственной отсталостью / В.М. Навицкая. – Мн., 2009. – 57 с.
  55. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 87 с.
  56. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1965. – 343 с.
  57. Певзнер, М.С. Дети – олигофрены / М.С. Певзнер. – М., 1959. – 485 с.
  58. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития. Дефектология № 3 / М.С. Певзнер. – 1972. – С. 3–8.
  59. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский. – М., 1963. – 223 с.
  60. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова,  Е.М. Мастюкова. – М., 1982. – 104 с.
  61. Переслени, Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофозиологические исследования /  Л.И. Переслени.  – М., 1984. – 160 с.
  62. Переслени, Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. Дефектология № 4 / Л.И. Переслени. – 1972. – С. 23–29.
  63. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов /  В.Г. Петрова. – М., 1968. – 160 с.
  64. Петрова,  В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. – М., 1977. – 200 с.
  65. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной  школы Б.И. Пинский. – М., 1969. – 152 с.
  66. Пинский, Б.И. Формирование двигательных навыков у умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. – М., 1977.
  67. Поляков, А.М. Развитие продуктивных действий у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / А.М. Поляков. – Мн., 2002. – 22 с.
  68. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г.М.Дульнева и А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224 с.
  69. Процко, Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач: Автореф. дис.  канд. психол. наук: 19.00.10 / Процко Т.А. – М., 1980. – 25 с.
  70. Процко, Т.А. Особенности наглядного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом. Дефектология № 2-3 /  Т.А. Процко.  – М., 1992. – С. 26–31.
  71. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Т. 1 и Т.2. – М., 2002. – 744 с.
  72. Ратер, М. Помощь трудным детям / М. Ратер. – М., 1987. – 424 с.
  73. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно-отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М., 1986. – 192 с.
  74. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство / С.Я. Рубинштейн. – М., 1998. – 168 с.
  75. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М., 1988. – 288 с.
  76. Семаго, Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго.– М., 2000. – 76 с.
  77. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002. – 232 с.
  78. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе /  Э.Г. Симерницкая. – М., 1986. – 190 с.
  79. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития /  Е.С. Слепович. – М., 1990. – 96 с.
  80. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис.  докт. психол. наук: 19.00.10 / Е.С. Слепович. – М., 1994. – 45 с.
  81. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – Мн., 1989. – 64 с.
  82.  Слепович, Е.С.: Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии/ Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – М.: Речь, 2008. – 247 с.
  83. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности /  Е.Т.  Соколова. – М., 1989. – 216 с.
  84. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов / И.М. Соловьев.– М., 1966. – 222 с.
  85. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. –  М., 2002. – 215 с.
  86. Специальная психология / под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Мн., 2012. – 511 с.
  87. Спиваковская, А.С. Нарушения игровой деятельности / А.С. Спи-ваковская. – М., 1980. – 132 с.
  88. Стадненко, Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1980. – 143 с.
  89. Стребелева, Е.А. Формирование мышления детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М., 2002. – 121 с.
  90. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста /  Г.Е. Сухарева. – М., 1965. – 335 с.
  91. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития
    / У.В. Ульенкова. – М., 1990. – 184 с.
  92. Умственно отсталый ребенок / под ред. А.Р.Лурия. – М., 1960. – 312 с.
  93. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М., 2004. – 208 с.
  94. Хейсерман, Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей / Э. Хейсерман. – М., 1984. – 98 с.
  95. Цветкова, Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. – М., 2002. – 148 с.
  96. Цветкова, Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова. – М., 1972. – 270 с.
  97. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект / Л.С. Цветкова. – М.: 1995. – 304 с.
  98. Шванцара, Й.  Диагностика психического развития / Й. Шванцара – Прага, 1978. – 45 с.
  99. Шиор, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомо-гательных школ. Психологическая наука в СССР. Т. 2 / Ж.И. Шиор.– М., 1960. – 345 с.
  100. Ярошевский, М.Г. О роли дефектологических исследований Л.С. Выготского в становлении его общепсихологической концепции. Дефектология № 6 / М.Г. Ярошевский. – 1985. – С. 78–84.
  101. Bee, H. The Developing Child. — N.-Y., 1995. 270 р.
  102. Davison , Neale. Klinische Psychologie. — München und Weincheim, 1988. – 342 р.
  103. Educating Special Learners. Philip Cartweight, Carol. A Cartwright, Marjorie E. Ward. – Belmont, California, 1989. – 260 р.
  104. Kriz, J. Grundconzepte der Psychotherapie. – Weinheim,1991. – 312 р.
  105. Lamnek, S. Qualitative Sozialforschung: Band 2. Methoden und Techniken. – München, 1989. – 224 р.
  106. Mainstreaming Preschoolers: Children with Mental Retardation. / U.S. Department of Health, Education and Welfare. – Washington, 1978. – 254 р.
  107. Psychology  Applied to Teaching. R. F. Biehler. –  Snowman USA, 1989. – 365 р.
  108. Starting Points. Meeting the Needs of our youngest children. –  Carnegie corporation of New York, 1994. – 235 р.
  109. Обзор психологических статей в журнале «Дефектология» (Москва) с 1965 г. (конкретизируется для специальностей сурдопсихология, олигофренопсихология, логопсихология).