19.00.13 – психология развития, акмеология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 10.11.2014 № 243
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психология развития – область психологической науки, предметом исследования которой являются факты, закономерности и механизмы развития человеческой психики в онтогенезе. 

Акмеология – комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Процесс становления психологической науки  характеризуется ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека. Наблюдается в психологии и обратная тенденция – к интеграции психологической науки, нуждающейся в обоснованных методах диагностики, сопровождения и коррекции процессов психического развития.  Наука и педагогическая практика показывают, что повышение эффективности   обучения и воспитания невозможно без  активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.

Настоящая программа кандидатского экзамена по предмету  «Психология развития, акмеология» предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13. – Психология развития, акмеология: Психологические науки. В ней отражены современные требования:

  •  к содержанию подготовки аспирантов (соискателей) на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях научного знания;
  •  к овладению понятийным аппаратом психологии развития, акмеологии;
  •  к  проведению системных и комплексных диагностических исследований психики;
  •  к разработке мер, направленных на профилактику отклонений в развитии психики индивида.

Кандидатский экзамен по специальности проходит в два этапа:

  • первый этап включает проверку знаний в объеме данной программы;
  • второй – проверку знаний в области исследований по направлению, к которому относится избранная аспирантом (соискателем) проблематика диссертационной работы.

Аспирант, готовящийся к сдаче кандидатского экзамена, руководствуется настоящей программой и консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант (соискатель) получают указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме. Кроме того, в задачу аспиранта (соискателя) входит необходимость самостоятельного поиска литературы по исследуемой теме. Эти дополнения вводятся в объем второго этапа кандидатского экзамена. Для сдачи этого этапа кандидатского экзамена аспирант (соискатель) готовит дополнительную программу, которая утверждается научным руководителем и кафедрой, на которой аспирант (соискатель) проходит обучение. Сдающий кандидатский экзамен по дисциплине «Психологии развития, акмеология» соискатель обязан:

  • знать место и роль психологии развития, акмеологии в  системе пси­хологических наук, а также связи этой отрасли психологии  с другими научными дисциплинами при решении   научных и практических вопросов обучения и воспитания;
  • анализировать историю и современное состояние отечественной и за­рубежной психологии развития, акмеологии,  а также основные  теории развития;
  • ориентироваться в основных теоретических проблемах современ­ной психологии развития и подходах к их разрешению;
  • знать и уметь применять научную методологию и   методы исследования, вырабо­танные в психологической науке для решения исследовательских и прикладных задач;
  • владеть знаниями об особенностях психического развития человека в течение всей жизни;
  • применять знания о закономерностях и механизмах   психического развития человека при решении прикладных задач;  
  • владеть математико-статистическими способами обработки фактического материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

1.1.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: развитие, рост, созревание, дифференциация, централизация, научение, запечатление, сензитивный период, социализация, филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез, функциональное развитие, возраст, возрастной символизм, возрастная субкультура, жизненный путь.

Место психологии развития в системе психологических наук. Детская и возрастная  психология в структуре психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития.

Понятие развития. Развитие человеческой психики: специфика процессов развития по отношению к иным процессам (изменение, созревание) в живой и неживой природе. Специфика развития психики по сравнению с  органическим развитием.  Специфика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных. Рост. Биологическое и психологическое понятия роста. Кривые роста. Количественные и качественные изменения. Созревание. Биологическое происхождение понятия созревания. Определение созревания путем исключения экзогенных факторов. Другие показатели созревания. Созревание в переносном смысле. Дифференциация. Определение понятия. Дифференциация и централизация. Концепции дифференциации. Понятие дифференциации сегодня. Научение. Определение понятия. Классическое обусловливание. Оперантное обусловливание. Научение на модели. Научение через опосредование. Запечатление. Этологическое понятие запечатления. Признаки процессов запечатления. Сензитивные периоды. Запечатление и научение. Значение запечатления для психологии развития. Социализация. Определение понятия. Модель социализации по И.Чайлду. Социализация как освоение ролей. Социализация как решение задач развития. Двунаправленная модель социализации. Значение социализации для развития.

Развитие как изменение во времени. Филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез. Количественные и качественные изменения. Характеристики развития: активность/пассивность, непрерывность/дискретность развития, стабильность, неравномерность, темп. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития, как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А.В.Запорожец). Прерывность - непрерывность характера психического развития в жизненном цикле человека.

Типы периодов развития.  Общие показатели развития. Онтологическая и хронологическая характеристика развития. Видовая специфика биологического в развитии человека. Активность/пассивность, непрерывность/дискретность развития, стабильность, неравномерность, ситуационное постоянство развития. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики развития. Общие закономерности онтогенеза организма человека: непрерывность, гетерохронность, гармоничность развития. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека: социально-экологические факторы, генетические факторы, образ жизни, активность человека как личности и субъекта деятельности. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики.

Факторы риска в психическом развитии. Анализ основных источников факторов риска и механизмов их действия. Классификация видов факторов риска. Биологические, социальные и психологические факторы риска. Возрастной принцип анализа действия факторов риска. Факторы риска однократного и хронического действия. Механизмы противодействия факторам риска и факторы психологической устойчивости. Нормативные и отклоняющиеся условия развития. Уязвимость развивающихся систем на ранних этапах онтогенеза. Факторы риска, действующие в период формирования центральной нервной системы. Влияние ранней стимуляции и активного опыта на формирование функциональных систем, сенситивные и критические периоды развития. Факторы риска, связанные с низким социально-экономическим статусом семьи. Неправильное воспитание и нарушение детско-родительских отношений как фактор высокого риска развития личности ребенка. Роль личностных особенностей родителей. Современная онтогенетика поведения о роли генетических предпосылок в психическом развитии ребенка и генетических факторах риска. Хроногенетический принцип. Тератология поведения и изучения вредных влияний среды на развивающиеся системы. Факторы риска и факторы психологической устойчивости на разных возрастных этапах онтогенеза.

Психология функционального развития. Понимание функционального развития как развития (спонтанного) психических функций (по Б.Г.Ананьеву) и трактовка категории «Функциональное развитие» как развития возможностей функционирования субъекта, приобретаемых за счет усвоения им конкретных форм общественного опыта и заключающегося в формировании новых для данного субъекта действий, образов и понятий (по А.В.Запорожцу). Функционально-генетический подход, основанный на психологической доктрине П.Я.Гальперина. Стратегия и тактика практического использования функционально-генетического знания.

Проблема возраста в психологии развития. Неравномерность и гетерохронность развития. Феноменология возраста. Понятие возраста. Абсолютный и условный возраст. Биологи­ческий возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культур­ный возраст.

Образ человека в психологии и проблема содержания возрас­тов. Системы отсчёта, описывающие человеческий возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Нормативная и индивидуальная траектории психического развития. Феномен детства. Детство как историческая категория.  Феномен человеческого детства. Продолжительность современного человеческого детства. Проблема границ детства. Парадоксы детства.

Понятие жизненного пути. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Символизм возрас­тных процессов. Возрастная субкультура.

1.2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: психическое развитие, наблюдение, эксперимент, возрастная психология, психология развития, историография развития.

Описательный (донаучный) этап в становлении психологии развития. Античность: представления Платона об этапах образования, педагогика и философия Аристотеля, попытки научных экспериментальных представлений о развитии Эразистрата и Галена. Средневековая педагогическая философия Фомы Аквинского и У. Оккама. Семнадцатый век: педагогика (Я.А.Коменский, Дж.Локк), философия (Бэкон, Декарт, Паскаль, Спиноза, Голанд, Лейбниц), наука (Декарт, Гарвей). Педагогика восемнадцатого века (Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и др.), философия (К Фихте), развитие науки (Галлер, Ламетри, Гальвани, Кабанис, Бюффон) и практики. Развитие идей, касающихся психического развития ребенка (Тетенс, Карес и др.) в девятнадцатом веке. Этап развития наблюдений  Тидеман и др.

Объективные предпосылки формирования психологии развития как самостоятельной науки: требования педагогической практики, идеи в области развития биологии, появление экспериментальной психологии.

Научные основы становления психологии развития как науки. Появление в истории идеи развития. Биологические основы психологии развития в теории Ч.Дарвина и К.Линнея, философия Ф. Шеллинга и Г.В.Ф.Гегеля. Теория рекапитуляции С. Холла. Соотношение филогенеза и онтогенеза в трудах Э.Геккеля.

Появление в истории идеи развития. Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики. Предпосылки становления психологии развития и возрастной психологии. Работа В. Прейера «Душа ребёнка». Идеи С.Холла и А.Бине. Работы К.Гросса. Работы В.Штерна. Развитие психологии развития в России.

Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики. Предпосылки становления психологии развития  и возрастной психологии. Работа В. Прейера «Душа ребёнка». Идеи С.Холла и А.Бине. Работы К.Гросса. Работы В.Штерна. Развитие психологии развития в России.

Попытки осмысления развития в историко-культурной ретроспективе. Идеи Ф.Арьеса об историографии развития. «Психогенная теория истории» Л.Демоза.

1.3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: теоретическое направление, теория развития, модель развития, закономерности развития, созревание, бихевиоризм, психоанализ, психодинамика, когнитивное развитие, эгоцентризм, децентрация, высшие психические функции, зона ближайшего развития, движущие силы психического развития, предметная деятельность, центральное новообразование, социальная ситуация развития, системность.

Понятия направления, теории, модели в науке. Критерии оценки теорий развития. Научно-теоретические направления в психологии развития.

Общая характеристика теорий эндогенного направления. Концепция рекапитуляции (Г.С.Холл, Д.Болдуин). Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн). Преформизм Ф.Арьеса. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней развития К.Бюлера. Ортогенетическая концепция Х.Вернера. Теория развития А.Буземана. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). Нормативный подход к развитию психики ребенка Нормативный подход к исследованию развития (теории А.Гезелла, Л.Термена). Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен). Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка.

Этологические теории развития. Ч.Дарвин и теория эволюции. Современная этология К.Лоренца и Н.Тинбергена. Теория развития привязанности Д.Боулби и М. Эйнсворт.

Современные варианты теорий биологического созревания (Н.Хомский, Д.Хебб). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

Общая характеристика теорий экзогенного направления. Ранние   трактовки  влияния окружающей среды на психическое развитие (Д. Локк, Дж. Уотсон). Взгляды Б.Скиннера на процессы психического развития. Теория развития С.Бижу и Д.Баера. Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса).  Теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (Н.Миллер, Д.Доллард, Р.Уолтерс, Д.Гевирц). А.Бандура и теория социального обучения.

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна.

Психоаналитические модели развития. Возникновение психоанализа. Классический психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд). Формирование детского психоанализа. Развитие концепций З.Фрейда в работах А.Фрейд. Теория отделения/индивидуализации М.Малер. Теория развития детских переживаний Э.Шахтеля. Теории объектных отношений (М.Кляйн, Х.Кохут и др.). Теория зрелости К.Юнга.

Когнитивные модели развития. Возникновение когнитивных теорий развития. Ж.Пиаже и концепция генетической эпистемологии. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже, их характеристика.   Социальные фаторы развития интеллекта. Роль социальных взаимодействия в развитии интеллекта (А.Перре-Клермон). Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж.Пиаже (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова). Теория морального развития Л.Колберга. Теория развития умений К.Фишера. Развитие как решение задач: Р.Кейз. Моделирование когнитивного развития: Д.Клаар. Оценка когнитивных теорий.

Культурно-историческая теория Л.Выготского. Основные понятия теории. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Понятие высших психических функций. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для возрастной психологии.

Развитие идей о социальной обусловленности психики человека. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в советской психологии. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Внешняя и внутренняя плоскости деятельности. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец).  Понятие условий психического развития.

Модель развития общения М. И. Лисиной. Модель развития личности Л. И. Божович. Внешние и внутренние условия в понятии социальной ситуации развития. Центральное новообразование и потребности в понятии личностного новообразования.  Теория персонализации А.В.Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

Диалектическая теория развития А.Валлона. Анаболизм и катаболизм. Стадии онтогенетического развития ребенка.

Экологическая теория развития У.Бронфенбреннера. Системы, в которые врастает человек при развитии.  Антиравновесная теория Ригеля. Развития как стремление к неравновесию. Уровни отношений, между которыми возникают конфликты. Модели развития К.Ф.Ригеля. Психологическая теория развития деятельности Р.Лернера, основные положения его теории. Виды деятельности по Р.Лернеру. Личностный контроль развития. Локус контроля.

Добавить теории психического развития через всю жизнь (life-span development). Всевозрастной подход П.Балтеса. Теории  психического развития Х. Риза, Л. Липситта, Д. Левинсона, Л. Райтсмена. Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона.

Идеи системности в науке. Принцип системности в психологии. Системность теории и системность объекта. Системные теории развития.

1.4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: стратегии исследования, парадигма, тип исследования, стратегии исследования, лонгитюд, план выборок, валидность, метод, наблюдение, тест, проективный метод, анализ продуктов деятельности, метод близнецов, эксперимент, социометрия, статистический метод, этические стандарты.

Стратегии и методы исследования психического развития. Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в исследовании психического развития. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии развития. Прикладная психология развития: достижения и проблемы.

Типы исследования (поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие). Этапы исследовательской программы и стратегии исследования.

Стратегии исследования психического развития: возрастные различия и возрастные изменения. Метод срезов. Метод лонгитюда. Конвергентная модель Белла. Модель Шайе и секвенциональные планы выборок. Двухфакторная модель Балтеса. Измерение возрастных изменений посредством одной переменной. Мультивариантные методы в психологии развития. Кросс-культурные и мультиэтнические исследования, кросс-видовые исследования, когортные исследования.

Идеальное и реальное исследование Определение и измерение зависимых и независимых переменных в психологии развития. Валидность исследования и его контроль. Причины искажения валидности исследования. Практические трудности проведения эмпирических исследований. Выборка и критерии отбора испытуемых.

Метод эксперимента. Общая характеристика психологического эксперимента. Эксперимент в психологии развития. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента. Построение формирующего эксперимента.

Неэкспериментальные психологические методы. Метод наблюдения. Общие положения. Планирование и проведение наблюдения. Преимущества и недостатки наблюдения. Опросные методы. Беседа: особенности ведения клинической беседы. Проективные беседы. Письменный опрос.

Стандартизированные тесты. Общая характеристика метода тестов. Тестирование в психологии развития.

Проективные методы. Общая характеристика проективных методов. Проективные методы в психологии развития.

Изучение продуктов деятельности личности.  Общая характеристика метода и применение его в психологии развития.

Близнецовый метод исследования фактов, влияющих на вариативность индивидуальных различий. Изучение пренатального и постнатального развития близнецов.

Социометрические методы. Общая характеристика социометрических методов. Социометрические методы в психологии развития.

Статистические методы обработки результатов исследования. Выбор и использование статистического показателя. Распределение показателей. Уровень измерения. Меры связи. Дисперсионный анализ. Множественный регрессионный анализ.

Этические проблемы исследования детей и подростков. Нормы и процедуры. Этические стандарты исследования детей. Права испытуемых: информационное согласие, конфиденциальность, ненанесение ущерба.

1.5. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: возраст, периодизация психического развития, сензитивный период, литический (стабильный) период, возрастной кризис, интериоризация, экстериоризация, психическое развитие.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Возрастная периодизация как теоретическая модель психического развития. Ее основные компоненты: научная картина мира как системное представление о психическом развитии, эмпирический материал как совокупность выявленных событий, фактов и закономерностей развития, теоретическая модель как единство непротиворечивых и взаимосвязанных исходных аксиоматических положений, формальный аппарат как сама схема возрастной периодизации, являющаяся основанием для дедуктивных умозаключений. Закон периодичности развития. Проблемы генетической (возрастной) и функциональной периодизации.

Проблема периодизации в зарубежной психологии (А.Гезелл, С.Холл, К.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон, А.Валлон, Ж.Пиаже). Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р.Хевигхерст). Проблема периодизации развития в зрелом возрасте (Д.Бромлей, Д.Левинсон, Э.Эриксон, Б. и Ф.Ньюмен). Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б.Эльконина. Оценка эффективности возраста. Циклический принцип построения системы возрастов. Периодизация развития А.В.Петровского. Функциональная периодизация М.Я.Басова.

Современные подходы к периодизации психического развития человека. Периодизация Э.Эриксона. Периодизация В.И.Слободчикова. Обобщенные критерии для классификации возрастных периодизаций психического развития.  Анализ вариантов «классических периодизаций» развития в работе Л.С.Выготского «Проблема возраста». Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития (биологических, исторических, педагогических и др.). Периодизации, построенные на одном или нескольких признаках развития. Периодизации, связанные с выделением существенных признаков самого психического развития. Идеи Л.С.Выготского о построении периодизации развития.  Деление возрастной шкалы на периоды через кризисы. Критерии периодизации. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Проблема сенситивных периодов.

1.6. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ  ОНТОГЕНЕЗА

Ключевые слова: социальная ситуация развития, возрастное новообразование, ведущая деятельность, возрастной кризис, пренатальный период, рождение, новорожденность, рефлекс, младенчество, комплекс оживления, сенсорное развитие, моторное развитие, когнитивное развитие, речевое развитие, личность, самосознание, Я-концепция, эмоциональное развитие, нравственное развитие, мотивация, общение, игра, учебная деятельность, трудовая деятельность, дошкольный возраст, психологическая готовность к школе, младший школьный возраст, подростковый возраст, чувство взрослости, юность, взрослость, геронтогенез, старость.

Пренатальный период и рождение. Факторы развития в разные триместры. Физиологическое развитие плода с момента зачатия до четырех месяцев внутриутробного периода. Морфологические предпосылки возникновения эмоционально-чувственной сферы ребенка. Развитие эмоциональных реакций плода с четырех месяцев внутриутробности до рождения.  Двигательная основа эмоционального поведения в период внутриутробного развития. Развитие нервной системы в период внутриутробного развития. Рецепторы к моменту рождения. Влияние среды на пренатальное развитие. Гомеостатический механизм как материальная основа физиологии эмоций. Психологическая связь плода с матерью. Влияние образа жизни матери на психическое развитие плода. Проблемы пренатальной психологии. Психологический аспект рождения. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребенка к миру в психоаналитическом понимании.

Новорождённость. Новорожденность как критический период. Социальная ситуация развития. Границы возраста. Психофизические особенности новорожденности. Рефлексы и их значение для психического развития. Особенности психической жизни новорожденного. Реактивность новорожденного. Новообразования новорожденности. Кризис новорожденности: внутренний и внешний факторы.

Период младенчества. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Границы возраста. Кризис первого года жизни. Потребность общения – ведущий вид потребностей. Мотивы, цели и средства деятельности общения. Характеристика форм общения (М.И.Лисина). «Комплекс оживления» и его значение. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве Предпосылки развития внимания, памяти, мышления. Развитие зрительной, слуховой и кожной чувствительности. Избирательность восприятия. Узнавание близких как предпосылка развития социальной перцепции. Роль ориентировочного рефлекса в развитии внимания младенца. Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. Переход от внешних ориентировочных действий руки к более сложным и точным движениям рук и пальцев. Роль зрительного контроля за движением руки в развитии зрительно-двигательной координации. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребенка. Овладение передвижением в пространстве. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребенка. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца  (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева). Госпитализм как следствие депривации общения.  Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Формирование предпосылок развития речи. Подготовительные этапы в развитии речи: гукание, гуление, лепет, понимание речи взрослых, появление первых слов младенца. Особенности эмоциональной жизни младенца. Кризис первого года жизни.

Период раннего детства. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Ведущий вид деятельности в раннем детстве. Ранний возраст как отправной пункт речевого развития человека. Общепсихологическая характеристика периода раннего детства. Основные линии психического развития. Основные новообразования раннего детства. Овладение прямохождением и формирование предметной деятельности. Предметно-орудийная деятельность – ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Логика развития предметных действий в раннем возрасте. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных. Формирование знаковой функции сознания в раннем детстве и появление игровых и графических действий. Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого. Социальный контекст раннего речевого развития. Развитие восприятия, памяти, мышления и воображения в раннем возрасте. Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Закономерности развития речи в раннем возрасте. Развитие словаря ребенка и овладение синтаксисом в раннем возрасте. Основные теории развития речи в раннем возрасте. Эмоциональная сфера ребенка от 1 до 3 лет. Начало управления своими чувствами: совладение со страхом и тревогой, механизмы защиты, рост эмоциональной регуляции. Становление элементов самосознания. Формирование элементов нравственного поведения. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д. Боулби). Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии восприятия, памяти, мышления. Возникновение стремления к самостоятельности. Характеристика кризиса трех лет.

Дошкольный возраст. Дошкольный возраст как отправной пункт развития сознания человека. Границы возраста. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Смена ведущего вида деятельности. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Психологическая характеристика и сущность игры. Анализ теорий детской игры (К.Грооса, В.Штерна, К.Бюлера, З.Фрейда, А.Адлера, Ж.Пиаже). Взгляды К.Д.Ушинского, Д.Н.Виноградова, П.П.Блонского, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского на психологическую сущность игры. Современная классификация детских игр, социокультурные аспекты развития игры. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, сюжет, игровые действия и операции, правила, воображаемая ситуация. Развитие и уровни становления игры по Д.Б.Эльконину. Игровые и реальные взаимоотношения. Влияние ролевой игры как ведущего вида деятельности на психическое развитие ребенка. Развитие психических процессов у дошкольников. Овладение сенсорными эталонами. Развитие движений глаз и рук. Формирование обследовательских действий. Развитие основных видов чувствительности. Развитие слухового и зрительного восприятия. Кинестетическая и тактильная чувствительность. Обоняние. Восприятие пространства, формы и движения. Ориентировка во времени. Развитие перцептивных действий. Восприятие художественных произведений. Развитие социальной перцепции. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, образно-схематического и словесно-логического. Развитие внутреннего плана действий, его этапы становления. Развитие форм мыслительной деятельности: развитие суждений и понятий, индуктивного и дедуктивного умозаключений, психология детских вопросов. Мыслительные операции: сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование, систематизация, классификация, конкретизация и операция понимания. Психологические вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Факторы, обуславливающие развитие мышления ребенка. Теория развития мышления Н.Н.Поддъякова. Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта. Учение Э.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Экспериментальные исследования детского мышления. Проблема развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С.Выготского. Гипотеза Л.С.Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Общая характеристика внимания ребенка-дошкольника. Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной памяти, ее связь с другими познавательными процессами, эмоциональным состоянием и деятельностью. Произвольное запоминание: особенности механического и логического запоминания. Общая характеристика речи дошкольника. Характеристика образов воображения ребенка-дошкольника. Виды воображения (непроизвольное, произвольное, непосредственное, опосредованное, репродуктивное, творческое, аффективное). Типы решений экспериментальных задач на воображение. Индивидуальные особенности воображения дошкольника. Функции воображения. Развитие эмоций у ребенка-дошкольника. Сочувствие и сопереживание как выражение осознания собственных переживаний и переживаний других. Развитие общения и отношений со сверстниками и взрослыми. Основные психологические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста: самосознание, появление этических и эстетических оценок, соподчинение мотивов, возникновение произвольного поведения. Усвоение нравственных норм. Мотивационная регуляция поведения. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте. Виды самооценки (прогностическая, актуальная и ретроспективная) и их развитие у дошкольников. Симптом потери непосредственности. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, восприятие сказки, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка. Изобразительная деятельность дошкольника. Концепции психологии детского рисунка. Стадии детского рисунка. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Понятие готовности к обучению в школе. Общая, специальная и личностная готовность. Требования к детям, поступающим в школу со стороны познавательной, волевой и эмоционально-этической сферы. Дети, которым трудно учиться. Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Готовность к социальной позиции школьника, мотивационная и коммуникативная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Упреждающая адаптация к школьному обучению. Характеристика кризиса 7 лет и основные психологические новообразования к концу дошкольного возраста. Основные теории и направления развития личности в детстве.

Младший школьный возраст. Младший школьный возраст как отправной пункт интеллектуального развития человека. Границы возраста. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школе. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Познавательное развитие: развитие внимания, восприятия, речи, памяти и воображения в младшем школьном возрасте. Характеристика мышления младшего школьника. Информационный подход к когнитивному развитию. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я. Гальперин). Научение и мышление в процессе школьного обучения. Формирование мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности нравственного развития. Моральные суждения младшего школьника и их аргументация. Понимание морали. Представления о дружбе и развитие социального познания. Общение с учителем и отношения со сверстниками. Социальная компетентность младшего школьника. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Подростковый возраст. Границы возраста. Социальная ситуация развития и важнейшие новообразования подросткового возраста. Подростковый кризис развития. Психологические аспекты созревания. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Культурно-исторические аспекты понятия «взросление» в подростковом возрасте как выражение биологических, психологических и социальных его сторон. Общение сверстниками как ведущий вид деятельности подростка. Общение со взрослыми, отношения с родителями и формирование автономности. Изменение моделей взаимодействия в семье. Социальные группы в среде подростков. Подростковая группа как источник и условие возникновения важнейших новообразований подросткового возраста. Понятия «психическая телесность» и «Мы-сознание» подростка. Становление и развитие идентичности как важнейшее итоговое новообразование подросткового возраста. Варианты статусов идентичности. Кризис идентичности. Вхождение в мир профессиональных обязанностей. Нравственное развитие и ценности подростка. Принятие решений в социальном контексте. Переоценка ценностей. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста. Когнитивные изменения в подростковом возрасте. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных интересов. Изменения в диапазоне и содержании мышления. Информационный подход к когнитивному развитию подростка. Понятие социального интеллекта. Самосознание как важнейшее новообразование подростка. Основные стратегии решения задач развития в подростковом возрасте. Специфика защитных механизмов в подростковом возрасте. Подростковая сексуальность. Романтические отношения. Рискованное поведение в подростковом возрасте.

Юношеский возраст. Границы возраста. Социальная ситуация развития. Юность и юношество в исторической перспективе: рассмотрение этого возраста как социального явления, имеющего свою субкультуру (контркультуру). Юность в контексте жизненного пути личности. Психологические трактовки юности. Два периода эпохи юности – переход от самоопределения к самореализации. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Два периода эпохи юности. Период личностного самоопределения через установление дружеских связей, поиск «alter ego», слияние своего «я» с «ты» в межличностном общении. Уход из родительского дома и ранние браки как способ самоутверждения и самопознания. Основные новообразования в юношеском возрасте. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Эмоциональное развитие в юношестве. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек. Способы самовыражения и самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Проблема юношеского одиночества. Неформальные молодежные объединения. Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение.

Возраст ранней взрослости. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте. Теории развития взрослого человека. Ранняя взрослость как социально-историческая категория. Общие закономерности развития в возрасте ранней зрелости. Границы возраста. Социальная ситуация развития. Центральные линии развития, основные новообразования в возрасте ранней взрослости. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком – основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Преемственность и изменения в познании: когнитивный рост или спад, развитие профессионального мышления, гибкое использование взрослого интеллекта. Профессиональная деятельность – задача специализации в избранной профессии, приобретение мастерства, либо смена профессии, вуза и т.п. Этапы профессионального пути. Профессиональная адаптация. Упрочнение, сохранение и изменение карьеры. Расширение сферы социальной активности и ответственность в зрелости. Основные проблемы возраста: поиск себя, выработка индивидуальности, осознание себя взрослым человеком со всеми правами и обязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских (подростковых) мечтаний, конкретизация представлений о будущей жизни, вступление в брак. Психосоциальное развитие в ранней взрослости. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости: диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления. Развитие личности в возрасте ранней взрослости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций. Становление индивидуального жизненного стиля. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Ревность, ее психологическая характеристика. Семейный цикл, переход к родительству, воспитание ребенка и изменение родительских ролей. Эмоции в родительско-детских взаимоотношениях. Проблема одиночества в возрасте ранней взрослости. Кризис молодости.

Возраст средней взрослости. Границы возраста. Социальная ситуация развития. Центральные линии развития, основные новообразования в возрасте средней взрослости. Социально-ролевая ориентация личности в возрасте средней зрелости. Статусная иерархия: поиски места в социальной структуре. Профессиональный статус. Притязания на успех, признание, статус. Мировоззренческая основа культурно-исторического развития личности. Мировоззрение как совокупность взглядов личности на себя, социальную микросреду, общество в целом, достижения цивилизации. Определение своего положения в обществе в целом. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Аффективная сфера в период средней взрослости. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Стресс в жизни человека в период средней взрослости. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте. Мотивационный кризис. Мотивация достижения и мотивационный кризис. Смысл жизни. Роль метапотребностей в выходе из кризиса. Мотивация семейной жизни. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости.  Самореализация и самоактуализация личности в возрасте средней зрелости. Личность и творчество. Творческое развитие личности в возрасте зрелости. Личностные установки и притязания. Социальная микросреда, личные взаимоотношения. Отношение к жизни и смерти. Социальное поведение, трудовая деятельность и досуг в период средней зрелости. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в возрасте средней взрослости.  Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.

Возраст поздней взрослости.  Общая характеристика периода поздней взрослости. Границы возраста. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в возрасте поздней взрослости. Психофизиологические и морфофункциональные изменения. Менопауза и климактерий. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возрастные особенности познавательных процессов в период поздней зрелости. Возможности обучения в зрелых возрастах. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Причины появления нормативного возрастного кризиса 50 - 55 лет: изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройки организма и др.

Старческий возраст. Старость как социальная проблема. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Условность проводимых границ. Внутреннее деление на старость и дряхлость. Причины и факторы, влияющие на процессы старения. Длительность жизни. Социальная среда старых людей. Их интересы, установки, взаимоотношения. Отношения с детьми, внуками. Выполняемые социальные роли. Морфологическое развитие в старческом возрасте. Изменения в опорно-двигательном аппарате. Структура тканей и органов. Физиологическое развитие в старческом возрасте. Моторное развитие в старческом возрасте. Структура мотивов, ее изменения. Смена мотивов у пенсионеров. Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Мотивация семейных отношений. Возрастная динамика интересов. Половая сфера. Сенсорное развитие в старческом возрасте. Характеристика динамики восприятия, двигательной сферы, действий. Речевое развитие в старческом возрасте. Комплексность нарушений развития как причина старения. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости.  Изменения в функционировании психических функций в старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости. Различные подходы к оценке и динамике интеллекта пожилых людей. Мудрость. Другие функциональные системы и интеллект. Общий интеллект и специальные интеллектуальные навыки. Творческие способности в старости. Старение и память. Старение и кратковременная (долговременная) память. Отдаленные воспоминания. Семантическая память. Имплицитная память. Метапамять и старение. Комплексность нарушений развития в старости. Эмоционально-чувственная сфера. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Старость и одиночество. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Личностные новообразования в старости. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения.. Специфика Я-образа на этапе старения. Изменения временной перспективы в старости. Возрастная динамика социально-ролевой структуры личности в старческом возрасте. Потеря статуса и ее осознание. Инволюция личности: регресс психических функций и распад их структуры. Применение принципа «компенсации дефекта» к специфике старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Роль общественных интересов в формировании деятельной старости. Возрастная динамика творческих способностей в старческом возрасте. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.  Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Смерть и умирание.

2. АКМЕОЛОГИЯ

2.1. ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

Ключевые слова: акме, социум, человекознание, человек, субъект, взрослость, зрелость, развитие.

Социум как акмеологическое пространство бытия, развития, жизнедеятельности человека. Акмеологические противоречия современного социума. Необходимость системы акмеологических знаний для научного обеспечения деятельности и оптимизации работы всех форм социальной жизни общества. Сущность понятия акмеологичности развития. Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного пути человека. Человек как субъект познания, общения и труда. «Акме» человека и человеческие «акме» в разные возрастные периоды развития, на разных этапах его развития и профессионального становления. Области развития человека и их носители. Человеческая индивидуальность.

Этапы становления акмеологии. Определение акмеологии. Акмеология как интегративная развивающая наука. Предмет, объект, проблемное поле, главные цели и задачи акмеологии на современном этапе ее развития.

Характеристики акмеологии как науки: фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративный характер. Междисциплинарные связи акмеологии. Социальная сущность акмеологии, ее функции и роль в системе человекознания. Общие и конкретные методологические принципы акмеологии: детерминизма, гуманизма, развития, комплексности, системности, субъектности, потенциального и актуального, активности, единства личности и деятельности и другие. Методологические проблемы и задачи акмеологии.

Естественно-научная, общественно-гуманитарная и технологическая ориентации акмеологии. Онтологический, гносеологический, аксиологический и методологический планы акмеологии.

2.2. СИСТЕМА АКМЕОЛОГИИ КАК ТИПА ЗНАНИЯ

Ключевые слова: человек, взрослость, индивидеальность, акмеология, концепция, развитие, культура, активность, креативогенез, творчество, духовность, детерминанты развития, закономерности развития, принципы развития, личностно-профессиональное развитие.

Научные предпосылки разработки акмеологических концепций. Содержание акмеологической концепции развития профессионала. Акмеологические концепции развития профессионализма личности и деятельности. Специальные акмеологические концепции.

Базовые категории и понятия акмеологии, их эволюция, связи с понятийным аппаратом других наук. Содержание базовых акмеологических категорий на современном этапе развития науки.

Человек как феномен, фактор, условие существования и развития цивилизации.  Феномен распредмечивания культуры. Интеграция культуры, науки, образования как базовое условие развития и саморазвития конкретного человека, национальных культур, диалога культур и цивилизации. Понятие общекультурной компетентности. Феномены «вызревания» человека в культуре, воспроизводства культуры и порождения культуры. Процесс становления культурного человека, его критерии и базовые характеристики. Креативогенез и духовность. Развитие активности, творческого потенциала и духовности человека.

Базовые детерминанты и закономерности, основные принципы и механизмы развития человека. Проблема соотношения общего, частного и единичного в развитии человека. Основные виды развития человека.  Акмеологическая система координат развития, саморазвития, самоутверждения.

Предпосылки и основы продуктивного развития человеческой индивидуальности. Акмеологические пути и механизмы оптимизации, гармонизации и гуманизации процесса развития неповторимой человеческой индивидуальности.

Акмеологические и психологические аспекты феноменологии развития взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности. Личностно- профессиональное развитие человека и его оптимизация. Зрелое профессиональное отношение к деятельности и развитию. Акмеологическое пространство личностно-профессионального самоопределения и развития. Психолого-акмеологические основы, предпосылки, условия и механизмы самоактуализации, самореализации и саморазвития человека в профессии. Непрерывное самообразование и  личностно-профессиональное развитие. Представление о психолого-акмеологической помощи, содействии, посредничестве человеку в личностно-профессиональном развитии.

Тенденции к дифференциации в акмеологии и интеграция акмеологического знания. Прикладная акмеология и ее характеристики. Основные направления прикладной акмеологии и их общие характеристики. Педагогическая акмеология. Военная акмеология. Управленческая акмеология. Акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях. Медицинская акмеология. Юридическая акмеология. Юридическая акмеология. Другие направления прикладной акмеологии. Сферы научной и практической деятельности акмеолога. Этическая проблема профессиональной деятельности акмеолога.

2.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: акмеологическое исследование, эксперимент, акмеологические закономерности развития, акмеологические методы, акмеологические технологии, моделирование, акмеологические тренинги, развивающая среда, образовательно-акмеологические технологии.

Концептуальность акмеологического исследования. Общие и особенное в характеристиках акмеологического знания. Теоретическое и практическое акмеологические знания. Стратегия акмеологических исследований. Экспериментальная акмеология.

Акмеологические законы и закономерности. Виды акмеологических закономерностей, их общие характеристики, сходство с психологическими закономерностями и отличия. Акмеологические закономерности личностно – профессионального развития в различных профессиональных сферах. Законы акмеологии: личностно – профессионального развития; умножения личностного потенциала. Применение законов в акмеологической практике.

Акмеологические методы. Отличительные особенности методов акмеологических исследований. Характеристика методов других наук, применяемых в акмеологических исследованиях. Метод сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Акмеологический, акмеографический, акмеоцентрический подходы. Акмеологические критерии и показатели. Акмеологические описания, разработка акмеограмм. Системная методология в построении акмеологических описаний и моделей. Акмеологическая экспертиза.

Акмеологические технологии. Категория «технология» в психологии и акмеологии. Отличительные особенности акмеологических технологий. Виды акмеологических технологий. Акмеологическое воздействие в акмеологических технологиях. Моделирование в акмеологии. Системные описания в процессе разработки акмеологических моделей. Виды акмеологических моделей.

Особенности гуманитарно-технологического развития. Акметектоника. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности. Игромоделирование как особый вид акмеологической технологии. Акмеологические тренинги и технологии в развитии профессионализма личности.

Развивающие среды и образовательно-акмеологические технологии. Понятие развивающей среды и ее уровни. Прямой и побочный эффекты взаимодействий человека с действительностью. Психологические условия актуализации развивающего эффекта взаимодействий. Механизмы действия развивающей среды. Понятие образовательно-акмеологической технологии. Виды образовательно-акмеологических технологий. Основные психолого-акмеологические характеристики развивающих, предупреждающих и коррекционных методов воздействия на человека в соответствии с возрастом, родом занятий, образом жизни, особенностями среды обитания.

2.4.АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ИНДИВИДА, ЛИЧНОСТИ, СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: индивид, личность, субъект, индивидуальность, гражданин, гражданственность, гражданская зрелость, акме, профессиональная компетентность, жизненный путь, жизненная стратегия.

Акмеологическое понимание человека как индивида. Акмеологическое понимание личности. Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности. Акмеологическое понимание субъекта. Субъектная парадигма в психологии и акмеологии. Основные направления изучения субъекта в акмеологии.

Феномен «акме» и его главные характеристики. Сущность феномена «акме» в профессиональном развитии. Виды и общие межпрофессиональные компоненты профессиональной компетентности. Акмеологические показатели профессионализма. Феномен духовного наполнения профессии у профессионала. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Соотношение социализации и профессионализации в современной социокультурной ситуации.

Архитектоника социума и современные требования к субъекту труда. Акмеологическая составляющая трудовой, профессиональной деятельности. Акмеологическое воздействие. Профессиональная и акмеологическая компетентность. Структура акмеологической компетентности. «Акме» в групповой профессиональной деятельности.

«Акме» в контексте жизненного пути человека. Личность как субъект жизненного пути. Жизненная стратегия. Высшие достижения – «акме» в жизненном пути.

«Акме в личностном развитии» «Акме» в контексте индивидуального развития человека. Индивидуальность в системе качеств человека и акме. Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека. Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой. Типология стилей.

«Акме» гражданственности. Актуальность проблемы гражданского становления в обществе. Историко-акмеологический анализ понятий «гражданин», «гражданственность». Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства. Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности. «Акме» гражданственности как вершина гражданской зрелости личности и профессионала.

«Акме» как феномен развития группы, организации, общности. «Акме» в художественно-творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова_ Славская. - М., 1991. – 299 с.
  2. Аверин,  В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. Пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  3. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. -330с.
  4. Акмеология / Под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева. – СПб: СПбАА., 2000. – 248 с.
  5. Акмеология /под ред. Деркача А.А. – М.: РАГС, 2006. – 424 с.
  6. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб: Речь, 2003. – 368с.
  7. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г.Ананьев. - М.:  МПСИ, 2008. – 432 с.
  8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – СПб.:Питер, 2010. – 288 с .
  9. Анцыферова, Л.И. Принцип развития в психологии / Л.И.Анциферова. – М.: Наука, 1978. – 368с.
  10. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И.Анциферова. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 512с.
  11. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития / Дж. Баттерворт, М. Харрис М. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с.
  12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс.– М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
  13. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т.Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. – 318 с.
  14. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / О.В.Белановская. – Мн. : Вышейшая школа, 2004. – 102 с.
  15. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб.: Питер, 2004. – 786 с.
  16. Бодалев, А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. Характеристики и условия достижения / А.А.Бодалев. – М.:  Флинта: Наука, 1998. – 166 с.
  17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400с.
  18. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. – М.: ИПП / Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352с.
  19. Боулби, Дж. Привязанность / Дж.Боулби. - М.: Гардарики, 2003. – 477с. 
  20. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.  – 193 с.
  21. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М.Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  22. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения: Эмбриология человека / А.И.Брусиловский. – М.: Знание, 1991. – 224 с.
  23. Бурменская, Г.В. Современная американская психология развития / Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова, А.И.Подольский. – М.: МГУ, 1986.
  24. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М.: Просвещение, 1968. – 196 с.
  25. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 
  26. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М: Просвещение, 1979. – 228 с.
  27. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.
  28. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Детская психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. -  432 с.
  29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Научное наследство / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - 400 с.
  30. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Проблемы развития психики / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 468 с.
  31. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др., - М., 1999. – 272 с.
  32. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я.Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», «Высшая школа», 2002. – 396 с.
  33. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. – Мн.: Изд-во Университетское, 1985. – 207 с.
  34. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгера, К.Н. Политовой, Е.Ю. Сушкова. – М.: ВНИК «Школа», 1989.  – 90 с.
  35. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М.Гуревич. – М.: Знание, 1988. – 79 с.
  36. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. – М.: НПО "Образование", 1996. – 157 с.
  37. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  38. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – М.: Издательства Московского психолого-социального института; Воронеж НПО "МОДЭК", 2004. – 752 с.
  39. Деркач, A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А. Деркач, Л.Э. Орбан.– М.: РАГС, 1995. - 208 с.
  40. Деркач, А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А.Деркач. - М.: РАГС, 2000. – 536 с.
  41. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А.Деркач. Кн. 1-5. - М., 2000-2002.
  42. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А.Деркач. – М.: РАГС, 2000. – 391 с.
  43. Деркач, А.А. Акмеология. Учебное пособие / А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  44. Детская психология: Учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1986. – 399 с.
  45. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997. – 237 с.
  46. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У.Диксон. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 448 с.
  47. Джемс, У. Психология / У.Джемс / Под ред. Л.А.Петровской. - М.: Педагогика, 1991.- 368 с.
  48. Дольто, Ф. На стороне ребенка: Пер. с фр./ Ф.Дольто. – СПб.: Петербург-XXI век; М.: Аграф, 1997. – 526 с.
  49. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ./ М.Дональдсон / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1985. -192 с.
  50. Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. - М.: Гардарики, 2001. – 622 с.
  51. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. / А.В.Запорожец – М.: Педагогика, 1986.
  52. Зеньковский, В. В. Психология детства / В.В. Зеньковский  / Ответственный ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с. 
  53. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И.Иващенко. –  М.: Просвещение, 1987. – 92
  54. Исенина, Е.И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И.Исенина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1986. - 162 с.
  55. Карандашев, Ю.Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: Уч. пособие / Ю.Н.Карандашев, Ю.Ховер. – Мн, 2003. –304 с.
  56. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб. пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.
  57. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие / М.Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
  58. Коломинский, Я.Л.. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.
  59. Кон, И.С. Мальчик – отец мужчины / И.С.Кон. – М.: Время, 2009. – 704 с. 
  60. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
  61. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С.Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с. 
  62. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  63. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.
  64. Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
  65. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У.Крейн. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
  66. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З.  Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
  67. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. / В.Т.Кудрявцев – Рига: Педагогический центр "ЭКСПЕРИМЕНТ", 1999. – 160 с.
  68. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. Пос. / И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, , 1997. – 176 с.
  69. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.
  70. Лангеймер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангеймер, З. Матейчек - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
  71. Леонтьев, А.Н. Избранные психологическое произведения: В 2-х т. / А.Н.Леонтьев – М., 1983.
  72. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка / А.Н.Леонтьев // Проблемы развития психики. – М.: Издательство Московского университета, 1981. – С. 509 – 537.
  73. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
  74. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни / Б.Ливехуд. – Калуга:  Духовное познание, 1994. – 221 с.
  75. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  76. Ломов, Б. Ф. О системном подходе в психологии  / Б.Ф.Ломов// Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С. 77 – 91.
  77. Лурия, А.Р. Умственное развитие близнецов / А.Р. Лурия // Этапы пройденного пути. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 70-93.
  78. Лысюк, Л.Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2 - 4 лет в онтогенезе: Дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. – Мн.: БГПУ, 1997. – 188 с.
  79. Массен, П. Развитие личности ребенка / П.Массен, Дж. Конджер,  Дж. Каган, А. Хьюстон. – М.: Прогресс, 1987. – 269 с.
  80. Марищук В.Л., Романенко Н.В., Панасюк В.П. Вопросы общей, военной и спортивной акмеологии: Учеб. пособие. – С.Пб.: ВИФК, 2001. – 160 с.
  81. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
  82. Миллер, С. Психология развития. Методы исследования / С.Миллер. – СПб: Питер, 2002. – 464 с.
  83. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
  84. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1986.
  85. Моргун, В.Ф.Проблема периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М.: МГУ, 1981. – 84 с.
  86. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И.Непомнящая.- М.: Педагогика, 1992. – 160 с.
  87. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
  88. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 448 с.
  89. Общая и прикладная акмеология / Под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 279 с.
  90. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
  91. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология  /  Л.А. Пергаменщик. –Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 239 с.
  92. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж.Пиаже, Б. Инхельдер. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
  93. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Н. Поливанова – М., 2000. – 184 с.
  94. Поляков, А.М. Психология развития / А.М.Поляков. – Минск, 2009. – 304 с.
  95. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 339 с.
  96. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  97. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Мн.: Харвест, 2000. – 560 с.
  98. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, - 352 с.
  99. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 238 с.
  100. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А.Реана. – М., 2007. – 384 с.
  101. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
  102. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 656 с.
  103. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003. – 416 с.
  104. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
  105. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
  106. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.
  107. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
  108. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
  109. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей /  Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1972. - 246 с.
  110. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  111. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пос. / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 650 с.
  112. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012. – 224 с.
  113. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2001. – 224 с.
  114. Савельева, Т.М. Психологические вопросы овладения русским языком / Т.М. Савельева. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1983. – 112 с.
  115. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
  116. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М., 2003. – 368 с.
  117. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н.  Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова.  – М.: АНО «ПЭБ», 2007.– 128 с.
  118. Степанова, Е. И. Психология взрослых – основа акмеологии / Е.И.Степанова. – СПб.: СПб. акмеологическая академия, 1995. – 168 с.
  119. Степанова Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология / Е.И.Степанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.
  120. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения: Учеб. пос. / Я. Стюарт-Гамильтон – СПб., 2002. – 256 с.
  121. Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. / Р.Тайсон, Ф.Тайсон. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.
  122. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн, - М., 2003. – 432 с.
  123. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. – М., 1981.
  124. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г.Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  125. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пос. для студ / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МОДЭК, 1994. – 210 с.
  126. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений О.В. Хухлаева, - М., 2004. – 160 с.
  127. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М., 2002. – 208 с.
  128. Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В.Д.Шадриков. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
  129. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития: Учеб. пос. / Д. Шэффер - СПб.: Питер, 2003. – 976 с.
  130. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития  (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского) / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 324 с.
  131. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. 
  132. Эльконин,  Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин.. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
  133. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. – 592 с.
  134. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г.Якобсон. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  135. Обзор диссертаций, защищенных по психологии развития, акмеологии в БГПУ им.М.Танка по проблемам психологии развития, (за последние пять лет).
  136. Обзор материалов научных конференций по проблемам психологии развития, акмеологии за последние пять лет.
  137. Обзор научных статей по проблемам психологии развития и акмеологии в научных журналах и материалах научных конференций (за последние пять лет).