22.00.01 – теория, история и методология социологии

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 4 января 2012 г. № 1
 

Данная программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 22.00.01 – теория, методология и история социологии охватывает основные предметные области, сложившиеся в социологическом знании на современном этапе, как в отечественной, так и в зарубежной традициях, во всем многообразии существующих подходов и направлений, отражает широкий спектр теоретических и прикладных проблем связанных с изучением общества и его подсистем, которые и являются объектом социально-гуманитарных исследований. Полнота и качество данных знаний определяет уровень профессиональной подготовки современного социолога, обладающего информацией, умениями и навыками применять современные методы социального прогнозирования и управления с их конкретизацией для различных сфер развития современного общества

Цель изучения дисциплины – овладение систематизированным знанием научных концепций социальной структуры общества, сущности и критериев стратификации, особенностей социальной мобильности в современном обществе, сущности, значимости и роли социальных институтов в осуществлении современных социальных процессов.

Задачи. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • сформировать и развить навыки социологического анализа процессов социальной стратификации, ее критериев и форм проявления в современном обществе с использованием методологии и системы категорий теоретической и прикладной социологии;
  • сформировать научное представление о сущности, специфике и формах проявления основных социальных процессов в развитии общества;
  • изучить сущностные особенности и сферы действия социальных институтов, особенности, характер и направленность их влияния на социальные процессы современного общества, на его социально-структурные трансформации.

Требования к уровню знаний. По окончанию курса обучающиеся должны:

  • знать основные социологические концепции западных и отечественных школ XIX и XX века;
  • знать логику преемственности концепций при формировании научного знания; место и роль каждой из концепций в предметном поле социологии;
  • знать актуальные проблемы и тенденции развития социологии в XXI веке;
  • знать основные социально-структурные процессы, социальные институты в обществе, сущность и формы их существования и развития в современный период;
  • знать систему категорий социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов;
  • знать сущность, основные особенности и типологию социальных процессов;
  • знать специфику деятельности социальных институтов общества, сферу их регулятивного воздействия на жизнедеятельность современного белорусского общества;
  • уметь ориентироваться во всем многообразии материалов мировой и государственной статистики Республики Беларусь с тем, чтобы правильно анализировать социально-структурные процессы, происходящие в обществе, тенденции их развития в перспективе;
  • уметь пользоваться методами социологического анализа социальных процессов, типологизировать, классифицировать их, уметь объяснить происходящие социоструктурные изменения в обществе;
  • уметь анализировать проблемы, возникающие при стратификационных трансформациях, уметь предвидеть их последствия;
  • уметь использовать метод социологической экспертизы для анализа социальных последствий тех или иных социоструктурных преобразований

Обучение завершается сдачей кандидатского экзамена.

CОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Социальная структура общества и ее основные компоненты

Социальная структурированность общества – его неотъемлемое качество. Сущность социальной структуры как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций  и взаимодействий между ними. Тождественность социальной структуры системным (эмерджентным) свойствам составляющих ее элементов, но не сумме этих элементов. Социальная группа как исходная «клеточка» социальной структуры. Определение Р. Мертоном социальной группы как совокупности людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Характерные особенности и признаки социальной группы. Введенное Ч. Кули различение первичных и вторичных групп, их специфические характеристики. Особенности реальных, экспериментальных и референтных, больших и малых групп. Своеобразие квазигрупп (аудитория, толпа, социальные круги), их социальные характеристики. Ингруппы и аутгруппы. Многообразная и сложная конфигурация различных групп и их взаимодействий в современном обществе.

Социальные слои как составные компоненты социальной структуры общества. Сущностная характеристика социального слоя (страты), представляющего собой большую группу людей, отличающихся неравенством  в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах социальными статусами и ролями.

Социальная общность – ключевой элемент социальной структуры. Типология социальных общностей: 1) социально-стратификационные; 2) этно-национальные; 3) территориальные; 4) профессиональные; 5)социально-демографические; 6) вероисповедальные; 7) культурные и субкультурные; 8) политические; 9) семейные. Их отличительные признаки и особенности.

Тема 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

Сущность социальной стратификации как процесс дифференциации индивидов и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах. Три критерия социальной стратификации, выделенные П. Сорокиным: 1) уровень дохода; 2) политический статус; 3) профессиональные роли. Дополнительные признаки стратификации, сформулированные Т. Парсонсом: 1) «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения; 2) ролевые характеристики (должность, уровень знаний, профессиональная подготовка и др.); 3) «характеристики обладания» (наличие собственности, материальных и духовных ценностей, привилегий и т.п.). Отличительные признаки социальной стратификации: 1) дифференциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои, классы общества; 2) разделение людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемленное в каком-либо отношении большинство; 3) стремление низших слоев переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что приводит к социальным противоречиям, конфликтам, потрясениям, революциям. Теория структуры и структурации, разработанная Э. Гидденсом.

Характерные особенности социальной мобильности как процесса изменения индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое, качественно от него отличное. Типология социальной мобильности: горизонтальная, вертикальная, восходящая, нисходящая, медленная, быстрая, экономическая, политическая, профессиональная, социокультурная. Деконструкция стратификационных процессов в постсоветском обществе, появление в нем новых критериев стратификации: владение капиталом, приносящим прибыль, перераспределение общественного богатства в процессе приватизации собственности, глубокая дифференциация людей по уровню личного дохода и потребления. П. Бергер о стратифицированном обществе и формах социальной мобильности. Взаимодействие в современном обществе имущественной, социально-стратификационной и социокультурной дифференциации в стратификационных процессах.

Тема 3. Социально-территориальная структура общества

Социально-территориальная структура как своеобразная социальная сеть, в которой взаимопереплетены две составляющие: 1) непосредственная пространственная среда жизнедеятельности индивидов и социальных групп (город, деревня, регион и т.п.); 2) социальная среда формирования, развития и повседневной жизнедеятельности индивидов. Поселенческая общность – совокупность людей, объединенных общим постоянным  местом жительства, зависящих друг от друга и осуществляющих разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных, культурных, и семейно-бытовых потребностей. Основные факторы жизнедеятельности индивидов и социальных групп в территориально-поселенческой структуре: 1) производственная среда (деятельность); 2) непроизводственная среда; 3) природная среда обитания; 4) искусственно созданная человеком среда.

Специфика города как исторически сложившейся полиструктурной высокоразвитой искусственной материально-вещественной и социокультурной среды, характеризующейся разнообразием трудовой и непроизводственной деятельности населения, специфическим городским образом жизни. Характерные особенности города как социально-территориальной поселенческой общности. Специфические особенности деревни как поселенческой структуры (доминирование природных условий над имущественной материально-вещественной средой; однообразие производственной деятельности, сосредоточенной главным образом в сельском хозяйстве, ограниченность социально-культурного развития и др.).

Отличительные особенности урбанизации, представляющие собой процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в городах, возрастание роли городов в развитии общества, всех сторон жизнедеятельности людей. Роль регионов и их структуры в развитии общества.

Тема 4. Этнонациональная структура общества

Социокультурная и общественно-политическая активизация этнических и национальных общностей в современном мире. Особенности современной этнонациональной структуры и ее динамика. Основные структурные компоненты этнонациональной структуры в ее историческом развитии – племя, народность, этнос, нация. Их социальные характеристики. Основные факторы, обусловившие формирование наций. Своеобразие нации как исторически сложившейся полиэтнической общности людей, возникшей и развивающейся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Особенности межэтнических и межнациональных взаимодействий в современном мире. Основные типы такого взаимодействия: консолидация, ассимиляция, кооперация, аккомодация, соперничество, конфликт, доминация (господство), подавление, этнодискриминация, этногеноцид. Специфика этнонациональной структуры современной Беларуси. Основные тенденции этнонациональных взаимодействий  в Беларуси в конце XX – начале XXI века.

Тема 5. Социально-культурная структура общества

Роль культуры  в социокультурной динамике общества. П. Сорокин, Т. Парсонс и Р. Мертон о взаимообусловленности социально-структурных и социокультурных трансформаций в обществе. Р. Мертон о пяти типах социального структурирования в зависимости от предписываемых культурой средств достижения целей в обществе. Структурная матрица духовной культуры. Основные компоненты социокультурного пространства, их отражение в структурной архитектонике культуры. Теория П. Сорокина о структурной динамике культуры и ее основных типов. Специфика социокультурной стратификации в современном белорусском обществе. Необходимость сохранения и упрочнения социокультурной самобытности национальных культур в условиях глобализации современного мира.

Тема 6. Предпринимательство, его роль в становлении и развитии рыночного общества

М. Вебер о роли предпринимательского духа в становлении капитализма. Сущность предпринимательства как самостоятельной инициативной, рискованной деятельности лиц, являющихся владельцами средств производства, направленной на производство материальных благ и услуг в целях получения прибыли или личного дохода. Основные черты социального портрета предпринимателя, их воплощение в различных предпринимательских статусах и ролях. Социально-экономические, правовые, психологические, социокультурные предпосылки успешной предпринимательской деятельности. Основные формы предпринимательства. Три основных типа организации предпринимательской деятельности. Социальная динамика развития предпринимательства в Беларуси. «Лестница» проблем, тревожащих белорусских предпринимателей. Отношение населения Беларуси к развитию предпринимательства. Необходимость создания эффективно действующей системы поддержки и защиты предпринимательства как социального слоя.

 

 

Тема 7. Менеджмент, роль менеджеров в структурно-трансформационной трансформации постсоветского общества

Сущность менеджмента как системы управленческой деятельности в производственно-коммерческих и других организациях. Основные особенности повседневной деятельности менеджера. Т. Парсонс о дифференциации менеджеров по трем уровням управленческой деятельности. Основные направления работы менеджера с людьми. Совокупность функций, выполняемых менеджером. Типичные циклы («петли») систематизированного принятия и осуществления управленческих решений менеджерами. Основные группы социальных качеств, необходимых менеджеру в его деятельности. Основные навыки, необходимые для эффективной управленческой деятельности. Классификация деятельности менеджера в зависимости от важности, срочности и несрочности осуществляемых им действий. Взаимодействие уровней компетенции, коммуникации и кооперации с эффективностью (результативности) деятельности менеджеров.

Тема 8. Роль интеллектуальной элиты в стратификационных трансформациях современного белорусского общества

Д. Белл, П. Дракер, И. Валлерстайн, Э. Тоффлер, Э. Кастельс о реашющей роли интеллектуальной элиты в создании нновационных технологий, в развитии современного общества. Характерные социальные особенности современной интеллектуальной элиты. Приоритетные функции, выполняемые людьми, принадлежащими к интеллектуальной элите. Роль современной высшей школы в формировании высококвалифицированных работников интеллектуального труда, способных обеспечить инновационное развитие общества. Основные направления деятельности интеллектуальной элиты в сфере образования. Ведущая роль Национальной академии наук в формировании и  функционировании интеллектуальной элиты в Беларуси. Динамика численности и структуры научных кадров Беларуси в конце XX – начале XXI вв. Основные принципы научной политики, реализуемой в Беларуси.

Тема 9. Изменение стратификационных характеристик совокупного наемного работника в постсоветском обществе

Сущность занятости как совокупности действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность и одновременно как соответствие (несоответствие) предложения труда и спроса на труд. Деконструкция стратификационных характеристик наемного работника в постсоветском обществе. Особенности современного разделения труда и роль социальных связей в поисках и смене мест деятельности наемных работников. Основные элементы системы занятости и функционирование рынка труда. Система факторов, определяющих включенность работников в рынок труда. Социальные факторы, определяющие трудовое поведение работников. Взаимодействие содержания и характера труда с личными особенностями работника и мотивацией труда. Способы и формы стимулирования труда. Динамика отношения людей к труду, его содержание и оплата в Беларуси на рубеже XX – XXI вв.

Тема 10. Богатство, бедность и неравенство. Андеркласс и маргиналы

Специфика социологического исследования проблем богатства, бедности и неравенства, осуществленного Т. Маршаллом, Т. Парсонсом, Э. Гидденсом. Сущность бедности как социально-экономического явления. Основные категории, определяющие особенности данного феномена: «черта бедности», «мера бедности», «глубина бедности». Основные критерии отнесения человека к разряду бедных людей в их соотнесенности с доходом и прожиточным минимумом. Депривация и обездоленность. Андеркласс и его ключевые социальные характеристики: 1) постоянная депривация; 2) социальная маргинальность; 3) полная зависимость от государственной поддержки; 4) субкультура фатализма. Такая связь андеркласса с маргинализацией отдельных групп населения и формированием «социального дна». Место андеркласса и маргиналов в социальной стратификации общества. Роль среднего класса в стабилизации и устойчивости общества.

Тема 11. Социальные институты

Главными компонентами развертывания социальных процессов и их системного структурирования являются социальные институты. Их сущность как сравнительно высокоорганизованной системы социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально уставленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемой социальной задачи.

М. Вебер о трех характерных особенностях социального института. Разграничение социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственность каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, их регуляция и контроль за осуществлением как отличительные особенности социального института.

Роль социального института как базового элемента социально-стратификационной динамики общества, как крупномасштабного ценностно-нормативного компонента, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных  сферах – экономике, политике, образовании, культуре и др.

Существенные признаки социального института. Процесс институциализации, его основные этапы, их характеристика. Р. Мертон о явных и латентных функциях социальных институтов. Наиболее существенные явные функции социальных институтов: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) адаптационная; 3) интегративная; 4) коммуникативная; 5) социализирующая; 6) регулирующая. Значение социологического исследования латентных функций. Динамика социальных институтов, их взаимодействие.

Тема 12. Основные типы социальных институтов

Типологизация социальных институтов по содержанию и направленности их деятельности. Сущность политических институтов, создающихся в целях завоевания, удержания, укрепления власти. Структурная архитектоника политических институтов: 1) политические партии; 2) система права; 3) государство. Специфические особенности государства как социального института, являющегося основной структурой государства и ядром политической системы, постоянно возобновляющейся в результате совместных действий людей и упорядочивающей обществен­ные действия в политической, экономической, образовательной и других сферах общества через деятельность правительства. Наиболее существенные признаки государства: 1) наличие определенной территории; 2) отделение публичной власти от общества; 3) суверенитет; 4) наличие органов законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарата принуждения - армии, полиции (милиции), органов безопасности; 5) наличие права; 6) монополия на взимание налогов и сборов с населения.

Основные функции государства: 1) артикуляция (расчленение) интересов социальных групп; 2) выработка правил политической деятельности; 3) разделение властей; 4) осуществление политической коммуникации, политическое рекрутирование; 5) политическая социализация; политическая адаптация; 6) сохранение системы; 7) культурно-воспитательная функция, регулятивная функция; 8) защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 9) деловое сотрудничество с другими государствами. Типы государств: монархия, республика, унитарное, федеративное, конфедеративное, тоталитарное, авторитарное, демократическое, правовое, социальное. Экономические институты: собственность в ее различных формах, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг и др. Социально-культурные институты: культура, ее учреждения, творче­ские объединения и др. Институт образования: система объединения людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями, навыками во всех сферах деятельности. Институт религии: совокупность социальных объединений, учреждений и организаций, ориентированных на распространение и укрепление религиозной веры, усиление ее роли в жизни человека и общества. Институт здравоохранения: система организаций и учреждений, имеющих своей целью сохранение и укрепление здоровья людей. Институт социального обеспечения совокупность организаций и учреждений, направляющих свою деятельность на социальную поддержку детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных де­тей. Семья - социальный институт, выполняющий функцию воспроизводства чле­нов общества, их первичную социализацию, регулирование поведения членов се­мьи - супругов, родителей и детей, братьев и сестер, определяющий присущие им социальные статусы и роли. Взаимодействие институциональных структур.

Тема 13. Социальные организации - базовые элементы  социального института

Социальный институт как взаимосвязанная система социальных статусов, ролей и организаций. Специфика социальной организации. Сущность социальной организации - функционирование специально, для определенной цели созданной общности из данной группы людей, действия которых образуют форму упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей и задач взаимодействия. Существенные признаки формальной организации: 1) наличие цели действия; 2) функциональные положения членов организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях; 3) соотношение этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения; 4) совокупность правил и норм, регулирующих отношения и взаимодействия сотрудников. Характеристика взаимных ожиданий и требований индивидов к организации и организации к индивидам. Типология организаций: добровольные ассоциации; производственно-хозяйственные объединения; кредитно-финансовые организации; научно-исследовательские и учебные заведения; учреждения здравоохранения; организации социального обеспечения; учреждения культуры; организации физкультуры и спорта; правоохранительные органы; организации вооруженных сил; административно-управленческие организации; акционерные общества; холдинговые компании; тотальные организации. Разработанная М.Вебером теоретическая модель идеального типа управления в организации. Влияние внутренних факторов и внешней среды на управление организацией и на ее функционировании.

Тема 14. Социальные процессы, их сущность, особенности и типология

Определение социального процесса как совокупности последовательных социальных изменений, движений, взаимодействий индивидов, социальных групп и общностей, связанных между собой структурными, причинными или функциональными зависимостями. Основные особенности социальных процессов: 1) каузальная обусловленность; 2) развертываемость в социальном пространстве и времени; 3) возникновение нового в жизни отдельных людей, общностей и общества в целом; 4) становление и развитие индивидов и групп как субъектов социальных действий; 5) связь с функционированием социальных организаций и институтов; 6) результирующее воплощение социальных действий; 7) прогрессивная либо регрессивная направленность. Типология социальных процессов: естественно-исторический; прогрессивный; регрессивный; революционный; эволюционный; линейный, нелинейный; циклический; хаотический; стихийный, управляемый; адаптивный; трансформационный; цивилизационный. Уровневая классификация социальных процессов: макро-, мезо- и микропроцессы. Социальный процесс как совокупность взаимопереходов между объективным и субъективным, идеальным и реальным, стихийным и сознательным, материальным и духовным в социальной деятельности людей и в общественном развитии. Социальный процесс как специфический ритм колебаний в циклическом повторении общественных состояний в ходе истории. Теории циклического развития культуры и цивилизации, обоснованные Н.Я. Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. Основные виды социальных процессов: социальные изменения, социальные взаимодействия, социальные коммуникации, социальное поведение, социальная деятельность, социальные движения, социальный контроль, социальное управление. Глобализация как специфический социальный процесс.

Тема 15. Социальные изменения

Сущность социальных изменений как совокупность многообразных перемен, происходящих в течение определенного времени в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными компонентами общества. Основные виды социальных изменений: 1) структурные социальные изменения; 2) поведенческие социальные изменения; 3) функциональные социальные изменения; 4) мотивационные социальные изменения; 5) социокультурные изменения.

Социальное развитие как специфический способ социальных изменений, выражающих необратимое социальное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние, воплощающееся в трансформации его состава или структуры, возникновении или исчезновении его элементов и связи, изменение его функций. Социальная динамика как понятие, в котором фиксируются факторы социальных изменений и их характерные особенности, деятельность субъектов, осуществляющих изменения и результаты такой деятельности.

Основные типы социальных изменении 1) институциональные изменения; 2) общностные изменения; 3) инновационные изменения; 4) эволюционные изменения; 5) революционные изменения; 6) циклические изменения; 7) прогрессивные изме­нения; 8) регрессивные изменения; 9) трансформационные социальные измене­ния. Первостепенная роль трансформационных инновационных социальных изменений в развитии современного общества.

Тема 16. Социальные взаимодействия

Социальные взаимодействия как специфический способ социальных изменений. Их сущность заключается в том, что они представляют собой систему социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из его участников является одновременно и стимулом и реакцией на действия других. Основные признаки социального взаимодействия: 1) предметность; 2) ситуативность; 3) эксплицирование; 4) рефлексивная многозначность. Соотношение объективной и субъективной сторон взаимодействия.

Социальный механизм взаимодействия и его основные компоненты: 1) индивиды (группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимоотношениях индивидов; 4) влияние этих индивидов на других индивидов; 5) обратная реакция последних на эти влияния. Основные типы взаимодействия - сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). Основные компоненты сотрудничества - кооперация, взаимопомощь, переговоры, консенсус. Составные элементы соперничества - конкуренция, спор, конфликт, столкновение.

Социологический анализ взаимодействия, осуществленный П.Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, Р.Мертоном, Дж. Мидом. Особенности межиндивидуальных, внутригрупповых, межгрупповых, внутрисистемных, межсистемных взаимодействий. Эвристическая роль системного подхода в социологическом исследовании и истолковании социальных взаимодействий.

Тема 17. Социальные отношения

Социальные отношения как особый вид социальных процессов, воплощающих многообразные связи, возникающие между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей. Типологизация социальных отношений: индивидуальных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых, международных, экономических, социоструктурных, семейно-бытовых, неофициальных, официальных и т.п.. Особенности субординационных отношений, их основные типы. Своеобразие производственных, распределительных, потребительских отношений, отношений равенства, неравенства. М. Вебер о сущности и роли отношений власти, господства и подчинения, об особенностях традиционного, харизматического и легального (легитимного) господства. Типы социальных отношений в системе управления: служебные, функциональные, технические, информационные, специализированные, иерархические. Определяющая роль социальных отношений в становлении и развитии человека как члена общества.

Тема 18. Социальные коммуникации

Сущность коммуникации как передачи информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов. Особенности и значимость вклада, внесенного в развитие теории социальной коммуникации К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ю. Хабермасом, Дж. Мидом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Структурная архитектоника социальной коммуникации. Линейная модель коммуникации, разработанная Г. Лассуэлом. Специфика интеракционной модели коммуникации, предложенной Т. Ньюкомбом. Сущность и значение общей теории коммуникации, разработанной Г. Маклуэном. Инфосферная модель коммуникационных взаимодействий, развиваемая О. Тоффлером. Своеобразие аутопойетической коммуникационной модели, созданной Н. Луманом.

Типологизация социальных коммуникаций по: 1) содержанию (информативные, управленческие, эмотивные и др.); 2) модальности (побудительно-информационные, экспрессивно-эмоциональные); 3) формам и средствам выражения (вербальные, символически-знаковые, паралингвистические, гипносуггестивные). Типы коммуникации, определяемые в зависимости от уровня, масштабов и контекста коммуникационного взаимодействия: традиционная, функионально-ролевая, межличностная, групповая, межгрупповая, массовая. Коммуникативная функция культуры и культура коммуникативного процесса.

Тема 19. Социальное поведение

Сущность социального поведения как разновидности социального процесса. Сущностная характеристика поведения – совокупность извне наблюдаемых поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества. Особенности микросоциологического и макросоциологического исследования социального поведения. Бихевиористская парадигма исследования и истолкования поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер и др.). Специфика исследования социального поведения в социологической теории обмена (Дж. Хоманс). Исследование социального поведения символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блумер). Выдвинутая и обоснованная Т. Парсонсом концепция социального поведения как системы взаимодействий и взаимных ожиданий акторов. Ролевая теория поведения, разработанная Р. Линтоном, А. Радклиф-Брауном. Основные виды социального поведения: 1) нормальное; 2) деструктивное; 3) асоциальное; 4) противоправное. Э. Дюркгейм, р. Мертон о роли аномии в формировании и осуществлении отклоняющегося поведения. Особенности и роль коллективного поведения в формировании общества, в возникновении нового социального строя.

Тема 20. Социальная деятельность

В совокупности социальных процессов определяющая роль принадлежит социальной деятельности. Ее сущность состоит в том, что социальная деятельность  есть динамическая система активного воздействия личности, социальной группы, общности на окружающий мир, в процессе которого происходит производство и воспроизводства человека как существа социального, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, реализация поставленных субъектом целей и задач. Структура деятельности: 1) отношение человека к предмету, 2) отношение его к другому человеку, к людям, к обществу, 3) отношение человека к природе, 4) отношение его к самому себе, 5) осознанная цель, 6) средства достижения цели, 7) процесс деятельности, 8) ее результат (целедостижение). Основные виды деятельности: 1) материально-преобразовательная, 2) познавательная), 3) ценностно-ориентационная, 4) коммуникативная, 5) художественная, 6) здравоохранительная, 7) спортивная, 8) политическая. Основные этапы и парадигмы социологического понимания и истолкования деятельности. К. Маркс об «общественном характере деятельности, создающей человека и его сущностные силы». Э. Дюркгейм о «социальных фактах» как основе деятельности, о первенствующей роли в ней разделения труда. Разработанная М. Вебером теория социального действия: 1) целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Трактовка Т. Парсонсом действия  как процесса в системе «субъект действия – ситуация», имеющего мотивационное значение для действующих индивидов и их коллективов. Основные компоненты социального действия (по Парсонсу): биологическая система (организм), система личности, социальная система, система культуры. Возрастание роли научной, информационной, инновационной, гуманитарной, природоохранной деятельности в современном обществе.

Тема 21. Социальные движения

Сущность социального движения как массового коллективного действия одной или нескольких социальных групп, связанного с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением материальных и духовных потребностей и направленного на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Отличие социального движения от социального института (динамичность, отсутствие устойчивого институционального статуса, ориентация на социальные изменения, неустойчивость культурных образцов, норм, наличие неопределенных жизненных циклов). Типологизация социальных движения. Специфические черты политических движений, экспрессивных, революционных, реформистских, оппозиционных, экологических, молодежных, феминистских (женских), национально-освободительных, религиозных, мирозащитных движений. Основные факторы, оказывающие детерминирующее воздействие на возникновение и развитие социальных движений. Характеристика основных социальных движений, существующих в настоящее время в Беларуси. Социологические теории социальных движений, развиваемых Г. Блумером, А. Туренном, Э. Гидденсом. Социальное движение как следствие социодинамики общественного развития и одновременно фактор его изменения.

Тема 22. Социальный контроль

Место и роль социального контроля в развертывании и упорядочивании, регулировании социальных процессов. Сущность социального контроля как способа саморегуляции социальной системы, обеспечивающего упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Приоритетная значимость социальных норм, ценностей, санкций в осуществлении социального контроля.

Основные компоненты социального контроля: индивидуальное (групповое) действие, соотносящееся (или не соотносящееся) с действующими в группе (общности) ценностями и нормами; реакция социального окружения на индивидуальное (групповое) действие в соответствии с  существующей социальной шкалой оценок в культуре, морали, праве и т.п.; действующая в обществе (общности) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; система формализации и категоризации индивидуальных или групповых действий и соответствующих им оценок (одобряющих, порицающих, осуждающих и т.п.) социальным окружением; существующее в системе общественное (групповое) сознание и мнение; система социальных санкций (предупреждающих, осуждающих, репрессивных и т.д.) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от существующих социальных норм; формирующаяся у личности в процессе социализации индивидуальная шкала оценок.

Отличительные особенности неформального и формального контроля. Характеристика вклада, внесенного в социологию контроля Р. Парком, С. Аском, Р. Лапьером, Т. Парсонсом. Основные способы и методы социального контроля: 1)предотвращение, 2) удержание, 3) изоляция). 4) обособление, 5) реабилитация. Роль социальных институтов, созданных для осуществления санкций к нарушителям норм, в функционировании системы контроля: уголовного права, милиции (полиции), суда, прокуратуры, тюрьмы, социальной работы.

Тема 23. Социальное управление

Сущность социального управления как основанного на достоверном знании систематического воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения  его качественной специфики и целостности, нормального функционирования, совершенствования и развития, успешного движения к заданной цели. Основные принципы социального управления: взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления, государственная законность, внутренняя правовая регламентация деятельности организации, фирмы и т.п., осуществление найма руководителя, единство специализации и унификации процессов управления, многовариантность управленческих решений, устойчивость системы по отношению к внешней среде, мобильность процесса управления, автоматизация управленческих действий, обеспечение единства руководства. Структурная архитектоника основных компонентов управленческой деятельности: 1) определение цели; 2) формирование корпоративной культуры; 3) мотивация персонала; 4) формирование организационного порядка; 5) разработка технологий изменений; 6) определение и осуществление диагностики управления; 7) реализация управленческого решения; 8) разработка и осуществление системы контроля. Характеристика разработанной Т. Парсонсом  трехуровневой системы управления. Горизонтальные и вертикальные управленческие взаимодействия. Особенности линейной организационной структуры управления. Функциональная структура управления. Вертикальная организационная структура управления. Структурная модель управленческой деятельности («управленческий веер»). Единство и разграничение руководства и управления. «Идеальный тип» административного управления, представленный в разработанной М. Вебером «теории бюрократии». Характеристика «управленческой решетки», разработанной Р. Блейком и Дж. Мутон. Теория иерархических многоуровневых систем управления.

Тема 24. Глобализация как специфический социальный процесс

Сущность глобализации – постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы. Товары и услуги, стандарты поведения и люди, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей, индивидов,  механизмы взаимодействия.

Основные факторы, детерминирующие особенности и характер проявлений глобальных процессов. Противоречивый характер глобализации, ее позитивные и негативные аспекты и тенденции. Формирование глобальной социологии. Концептуальная схема разработанной И. Валлерстайном «мир – системной» теории. Особенности концепции глобализации, представленной Н. Луманом («полицентричность и поликонцептуальность»). Специфика социологического осмысления глобализации в теории структурации, разрабатываемой Э. Гидденсом. Макросоциологический характер складывающейся в начале XXI века социологической глобалистики, основные характеристики и компоненты последней. Политические стратегии России и Беларуси в условиях глобализации. Основные тренды развития национальных культур в контексте глобализации современного мира.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Бабосов, Е.М. Социология: учебник /Е.М.Бабосов, - Минск: ТетраСистемс, 2011.
  2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М. 1999.
  3. Бергер, П., Бергер, Бр., Коллинз, Р. Личностно-ориентированная социология. - М. 2004.
  4. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества. //Социология на пороге XXI века. - М. 1999.
  5. Вороноев, А.В., Громов, И.А. История социологии. Х1Х – начало ХХ века: в 2 ч. – М., 2005.
  6. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации.  - М., 2005.
  7. Гидденс, Э. Социология.  - М., 1999.
  8. Гофман, А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. – М., 2003.
  9. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. - М. 2004.
  10. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология. В 3 т. Учебник.  - М., 2006.
  11. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т., - М., 2000-2007.
  12. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.
  13. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. - М. 1996.
  14. Данилов, А..Н., Елсуков, А.Н., Ротман, Д.Г. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы /А.Н.Данилов, Елсуков А.Н., Ротман Д.Г. – Минск: БГУ, 2006.
  15. Елсуков, А.Н., Данилов, А.Н. История социологии: Учеб. Пособие для вузов /А.Н.Елсуков, А.Н.Данилов. – Мн.: Книжный дом, 2011.
  16. Елсуков, А.Н., Данилов, А.Н. Предыстория социологии: Учеб.-методическое пособие / А.Н.Елсуков, А.Н.Данилов. – Минск: ТетраСистемс, 2011.
  17. История теоретической социологии. В 4-х т. /Отв. редактор и составитель Ю.Н.Давыдов. – М., 2002.
  18. Комаров, М.С. Введение в социологию. Гл. 5. Социальные институты, их роль в функциональном развитии общества. - М., 1994.
  19. Кравченко, А.И. Социология. Разд. 3, гл. 1. Сущность и функционирование социальных институтов. - М., 2001
  20. Култыгин, В.П. Классическая социология. – М., 2000.
  21. Левада, Ю.А. Лекции по социологии / Ю.А.Левада. – М.: Вече, 2008.- (Вехи отечественной социологии).
  22. Лукашенко, А.Г. Экономическая полтика белорусского государства 
    //Исторический выбор Беларуси. - Мн. 2003.
  23. Луман, Н. Теория общества. /Теория общества.-  М. 1999.
  24. Луман, Н. Глобализация мирового сообщества: как следует понимать современное общество. //Социология на пороге XXI века. - М. 1999.
  25. Маркс, К. Немецкая идеология. Разд. 1. Фейербах //Маркс, К. и 
    Энгельс, Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3.
  26. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (Первоначальный вариант "Капитала"). //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд.  
     Т. 46. Ч. 2.
  27. Маркс, К. Капитал //Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  28. Парсонс, Т. О структуре социального действия.  - М. 2002.
  29. Парсонс, Т. Система современных обществ. - М. 1998.
  30. Ритцер, Дж. Современные социологические теории. – СПб, 2002.
  31. Смелзер, Н. Социология. М. 1994.
  32. Современная западная социология: Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов /Авт.-сост. Г.Н.Соколова, Л.Г.Титаренко. – Мн., 2007.
  33. Социология: Методология отраслевых и оперативных исследований: учеб. Пособие для студентов социолог. Спец. БГУ /Д.Г.Ротман и др.: под ред. Д.Г.Ротмана, А.Н.Елсукова. – Мн.: БГУ, 2005.
  34. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Под общ.ред. Г.В.Осипова. – М., 2002.
  35. Социология: Учеб. пособие для вузов /Под общей редакцией А.Н.Елсукова. – Мн., 2004.
  36. Тернер, Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.
  37. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс /Ж.Т.Тощенко. М., 2005.
  38. Фролов, С.С. Социология. Учебник для вузов. – М., 1999.
  39. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
  40. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005.
  41. Штомпка, П. Социология социальных изменений. - М. 1996.
  42. Шавель, С.А. Общественная миссия социологии / С.А.Шавель. – Мн.: 2010.
  43. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. – СПб, 2006.
  44.  Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2003.

Дополнительная литература:

  1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990.
  2. Актуальные проблемы современного белорусского общества: социологический аспект /Под ред. А.Н.Данилова и Д.Г.Ротмана. – Мн.: БГУ, 2005.
  3. Американская социологическая мысль. Тексты.  - М., 1996.
  4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
  5. Американская социология: традиция и современность. Курс лекций. – Екатеринбург, 1997.
  6. Анисов, Л.М. Мониторинг социально-демографических изменений.  
    //Информационный бюллетень Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь. 2000. №1.
  7. Арон, Р. Этапы социологической мысли. – М., 1993.
  8. Бабосов, Е.М. Социологические очерки устойчивого развития современной Беларуси  / Е.М.Бабосов. – Минск: РИВШ, 2011.
  9. Безнюк, Д.К. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь (социологический анализ). – Минск: РИВШ, 2006.
  10. Безнюк, Д.К. Социология религии: пособие для  студентов                                 / Д.К.Безнюк. – Минск: БГУ, 2009.
  11. Боголюбова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М. 1988.
  12. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология ХХ1 века. – М., 2004.
  13. Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.
  14. Вебер, М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.
  15. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество. – М., 2004.
  16. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура  // Социология. - М., 1999.
  17. Голосенко, И.А., Козловский, В.В. История русской социологии Х1Х – ХХ вв. – М., 1995.
  18. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1997.
  19. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. - М., 1996.
  20. Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. Учеб. Пособие. – М., 2004.
  21. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2002.
  22. Зиммель, Г. Избранное. – М., 1996.
  23. История зарубежной социологии. – М., 1995.
  24. Кечина, Е.А. Социология и статистика: методология взаимодействия и развития /Е.А.Кечина. – Минск: РИВШ, 2008.
  25. Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. - М., 2006.
  26. Комаров, М.С. Территориальная общность и поведение личности. Урбанизация как образ жизни. //Введение в социологию. Гл. 4, пар. 3. - М. 1994.
  27. Кулагин, В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный pax demokratika. //Политические исследования. 2000. № 1.
  28. Кучко, Е.Е. Социология инноваций /Е.Е.Кучко: Белгосуниверситет. – Минск: Право и экономика, 2009. – (Серия «Гуманитарные науки»).
  29. Личность, культура, общество. - М., 2001.
  30. Манхейм, К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
  31. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура  
    //Социологические исследования. 1992. N 2, №4.
  32. Месарович, М., Мако, Д., Такахара, И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М., 1973.
  33. Миненков, Г.Я. Введение в историю российской социологии. – Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.
  34. Москвичев, Л. Н. Социальные изменения и социальная стабильность. //Социология. Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1996 г. Гл. X.
  35. Нейсбит, Дж. Мегатренды  - М., 2003.
  36. Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. – М., 2003.
  37. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. -  М., 1992.
  38. Социальные реформы в Беларуси: социологический анализ /С.А.Шавель и др. – Мн., 2004.
  39. Социальный порядок и жизнеспособность общества /С.А.Шавель и др. – Мн., 2007.
  40. Социальные реформы в Беларуси: социологический анализ /С.А.Шавель и др. – Мн., 2004.
  41. Социология: Учеб. пособие для вузов /Под общей редакцией А.Н.Елсукова. – Мн., 2004.
  42. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /Л.Г.Титаренко. – Минск, 2004.
  43. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов /Ж.Т.Тощенко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  44. Турен, А. Отток общественных движений. //Возвращение человека
    действующего. - М. 1998.
  45. Фролов, С.С. Виды социальных изменений  / Социология. - М., 1996.
  46. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб, 2001.