22.00.06 – социология культуры, духовной жизни

Специальность
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 4 января 2012 г. № 1
 

ВВЕДЕНИЕ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 22.00.06 – социология культуры составлена в соответствии с паспортом специальности 22.00.06 – социология культуры (социологические науки).

В паспорте специальности дается следующая формула специальности: «Социология культуры – социологическая дисциплина, занимающаяся изучением социальных аспектов культурной жизни общества и проблем социокультурной динамики, описывающая и анализирующая в качестве своего предмета закономерности, формы, факторы, механизмы, институты, феномены культурной жизни общества, а также закономерности, тенденции и формы социокультурных изменений».

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 22.00.06 – социология культуры (социологические науки), состоит из трех разделов.

Первый раздел определяет специфику культуры и ее феноменов как предметного исследовательского поля, особенности ее социологического изучения, определяет ее место среди других «наук о культуре», близких социологических субдисциплин (социология образования, науки, искусства, религии, морали); в разделе обосновывается возможность двойного понимания социологии культуры – как специальной социологической теории и как специфической парадигмальной ориентации в социологии как научной дисциплине; в разделе также определяется суть и стратегии реализации культурной политики.

Во втором разделе рассматриваются конкретные социологические срезы (перспективы) социологического изучения культуры, специфика трактовок в этих перспективах: культурных процессов в обществах разного типа; культурных универсалий; культурных детерминант человеческой деятельности; взаимодействия культурной, социальной и личностной компонент общественной жизни; социокультурных технологий и деятельностных стратегий социальных субъектов; социокультурных институтов общества; способов и форм культурной регуляции социальной жизни; структурно-организационных аспектов культуры; социокультурных идентификаций.

В третьем разделе критически рассматриваются возможности и ограничения различных теоретико-методологических ориентаций (проектов) в социологии культуры: дюркгеймовского, функционалистского, структуралистского, интеграционистского (сорокинского), веберовского, зиммелевского, интеракционистского, неомарксистского, постструктуралистского, постмодернистского, цивилизационного, проекта социологии знания; в разделе дается оценка их применимости для исследования современной социокультурной ситуации и социокультурной динамики, а также рассматриваются прикладные аспекты социологии культуры.

Цели программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 22.00.06 – социология культуры:

  • способствовать формированию гуманитарной культуры, социально ориентированного критического и рефлексивного мышления, целостного взгляда на социокультурный мир;
  • ориентировать на выработку навыков комплексного теоретического и эмпирического социологического анализа социокультурных феноменов, ситуаций, структур и процессов в различных срезах (перспективах) изучения культуры;
  • ориентировать на усвоение современных теоретико-методологических оснований социокультурных исследований, умение различать и корректно использовать различные конкурирующие между собой исследовательские стратегии.

Задачи программы-минимума кандидатского экзамена по специальности 22.00.06 – социология культуры:

  • овладение основными современными парадигмами и технологиями социокультурного анализа;
  • освоение специфики методологического анализа при исследовании культуры в ее различных срезах (перспективах);
  • приобретение знаний, опыта, умений и навыков целостного видения культуры в статическом и динамическом аспектах;
  • усвоение специфических техник и методик конкретного (эмпирического) изучения культурных феноменов;
  • выработка навыков критического рефлексивного социально ориентированного мышления;
  • формирование научно обоснованных представлений о логике развития современного социологического знания.

Требования к уровню знаний сдающих кандидатский экзамен по специальности 22.00.06 – социология культуры:

знание понятий, категорий, концептов, целостно описывающих социокультурную жизнь общества;

знание и умение различать теоретико-методологические (парадигматические) установки основных подходов к исследованию культуры в современной социологии;

знание и умение применять концептуально-категориальный аппарат различных исследовательских стратегий социологии культуры;

знание и умение социологически анализировать феномены, ситуации, структуры и процессы культуры в различных ее срезах (перспективах);

умение проводить критический сравнительный анализ социологических текстов, описывающих социокультурную жизнь общества;

владение логикой построения теоретического и эмпирического социологического исследования в области социологии культуры;

знание и умение применять основные техники и методики конкретного (эмпирического) изучения феноменов культуры;

владение методами обработки первичной эмпирической информации, приемами проведения вторичного анализа данных;

умение самостоятельно спланировать и провести релевантное проблеме социологическое исследование.

Программа-минимум по специальности 22.00.06 – социология культуры реализуется путем чтения установочных лекций ведущими специалистами, проведения методологических семинаров, организации консультаций и самостоятельной работы соискателей.

Форма отчетности – сдача экзамена кандидатского минимума.

2. ТЕМЫ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

РАЗДЕЛ 1.

Тема 1. Место социологии культуры в системе социологического знания.

«Формальные» («бессодержательные») способы работы со знанием как способ задания дисциплинарных рамок. Понятие дисциплинарности. Научная дисциплинарность. Предельная рамка социологии – границы социологического знания. Объемлющая рамка социологии – проблематизмы социологии. Соотношение концептов «социум – личность – культура». Социологизм как принцип объяснения общества. Проблематика метода социологии. Социология как методологическое и метатеоретическое знание. Философские основания основных версий теоретической социологии. Социализация знания. Социология как система знания и механизм его социализации. Три стратегии в понимании «природы» социологии (социологического знания). Э.Дюркгейм как представитель классического социологического проекта. М.Вебер как представитель культур-социологического проекта.

Тема 2. Специфика социологического видения культуры.

Доминанта классической социологии на универсализме социального. Номиналистическая и реалистическая версии. Холизм и индивидуализм. Культура как «объяснительный» фактор. Культура как внешне данные объективации и как знаково зафиксированные смыслы. Парадигматические варианты социологического изучения культуры (фактуалистическая и поведенческая версии). Социология культуры как специальная социологическая теория. Противоречивость теорий «среднего уровня». Социология как критика культуры, знания и идеологии. Культурное и социальное. «Культурологический детерминизм». Социологическая альтернативность культур-социологии. Место социологии культуры в системе наук о культуре (философия культуры, философская антропология, культурная антропология, культурология).

Тема 3. Основные этапы (логика) становления исследований культуры в социологии.

Специфика немецкого просвещения. Культур-проблематика немецкой классической философии. Ориентация на социокультурные контексты. Национализм. Парадигматика «духа народов». Неокантианская методология «наук о культуре». Стратегия понимания (В. Дильтей) как вызов социологии. Ответ М. Вебера. Стратегия «философии жизни» (Ф. Ницше). Интерпретация Г. Зиммеля. Критика цивилизации (О. Шпенглер) и критика культуры (А.Вебер). Альтернативы «позднего» Э. Дюркгейма. Функционализм, структурализм, интеракционизм. Неомарксизм. Критика знания и идеологий (К. Манхейм). Критика социологии (Ницше, Дильтей, С.Л. Франк, М. Мерло-Понти). Возврат к неоклассике. Интеграционизм П. Сорокина. Феноменологическая и этнометодологическая альтернативы. «Альтернативная» социология – критика «изнутри». Социологическое знание и социальные практики. Универсализация позиции социологии культуры в неклассической социологии. Доминантность культур-социологии в постнеклассической социологии.

Тема 4. Место социологии культуры среди других «наук о культуре», близких социологических субдисциплин (социология образования, науки, искусства, религии, морали)

Духовная жизнь общества. Религия, искусство, наука, образование в духовной жизни общества. Моральное и правовое регулирование социокультурных взаимодействий и процессов. Социология религии: религия, религиозность, конфессия, религиозные институты и организации, религиозное сознание и поведение, конфессиональная идентичность, сакрализация и секуляризация. Специфика современной религиозной ситуации, религиозный экуменизм и модернизм. Искусство как автомодель культуры. Художественно-эстетические практики общества. Основные проблемы и темы социологии искусства. Познание и познавательные практики. Типы знания. Наука как феномен европейской культуры и современного общества. Научные институты и научные сообщества. Социология науки как дисциплина. Социология образования: образование, профессиональная подготовка, обучение, воспитание, функциональная грамотность, образовательная деятельность и институты образования. Образование в информационном обществе.

 

Тема 5. Культура и цивилизация. Универсалии культуры.

Культура как «вторая природа». Естественное и искусственное. Культура как континуум смыслов. Культурные формы. Культурные практики и институты культуры. Знаковая и социокультурная реальности культуры. Автомодели культуры. Формационный и цивилизационный аспекты анализа культуры. Цивилизация как стадия в развитии общества. Цивилизация как автономная самодостаточная целостность. «Материальное» и «идеальное», «техническое» и «духовное», дихотомия культуры и цивилизации. Замкнутость и открытость цивилизаций. Глобальная цивилизация. Универсалии культуры. Текстовые и деятельностные аспекты культурных практик. Языки культуры. Креативное и нормативное в культуре. Мифическое и рациональное в культуре. Культурные образцы и культурные регулятивы.

Тема 6. Социокультурная динамика.

Социальная статика и социальная динамика. Понятия изменения, процесса, развития, прогресса. Архаическое, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества. Открытые и закрытые социокультурные системы. Общества модерна и постмодерна – культурологическое измерение. Социокультурный код, «культурный взрыв». Социокультурная память, социокультурные изменения и инновации. Эволюционизм и диффузионизм. Аккультурация, культурная ассимиляция, взаимодействие культур. Социокультурный смысл модернизации, региональные стратегии модернизации. Культурный конфликт и столкновение культур (цивилизаций). Всеобщее, локальное, региональное в культуре. Этническое и национальное. Национальная культура. Элитарная, массовая, традиционная культуры. Субкультуры и контркультура. Культурные идентичности.

Тема 7. Культурная политика и проблемы управления культурой

Культурная политика как форма социального регулирования и управления. Субъекты культурной политики. Цели и задачи государства в осуществлении культурной политики. Управление культурой и границы управляемости культурой в различных исторических, социально-политических, этнонациональных и региональных условиях. Относительная и абсолютная независимость культуры от политики. Типы культурной политики. Культура официальная и неофициальная. Контркультурные тенденции как предмет культурной политики. Негосударственные и частные структуры, влияющие на развитие культуры. Меценатство и спонсирование в области культуры. Социальные институты культуры и управление культурой. Администрирование в области культуры. Коммерциализация и экономика культуры. Культура и рынок. Менеджмент в сфере культуры. Самоуправление культуры.

РАЗДЕЛ II.

Тема 8. Типология подходов к социологическому изучению культуры.

Срезы (перспективы) социокультурного анализа.

Дисциплинарные особенности как критерии различения подходов к изучению культуры. Теоретико-методологические основы различения подходов к изучению культуры. Возможности и ограничения типологического подхода к изучению культуры. Понятие типологии. Задачи типологии. Критерии типологии. Теоретическая типология и метод «идеальных типов». Срезы (перспективы) социологического анализа культуры. «Статические» (морфология культуры) подходы: предметный, ценностный, символический, текстовый. «Динамические» подходы: деятельностный, технологический, игровой, коммуникативный. Субъектный подход. Организационный подход. Возможности сравнительного анализа различных подходов. Взаимная дополнительность срезов (перспектив) социологического анализа культуры.

Тема 9. Предметный и деятельностный подходы.

Предметный подходКультура как явление, противостоящее природному и естественному, как то, что создано человеком. Осуществление искусственного опредмечивания, с одной стороны, в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека (материальная культура), с другой – в ценностях, текстах, с помощью которых организуется коммуникация субъектов (духовная культура). Эталоны и образцы культуры. Культурный стандарт.

Деятельностный подход. Деятельность как тотальная характеристика социальности. Культура как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности, смысл которых задается социализированными в ней субъектами. Креативная и репродуктивная составляющие деятельности. Понятия культурной среды и культурного уровня. Нормативность деятельностных концепций.

Тема 10. Ценностный и технологический подходы.

Ценностный подход. Мир человека как мир значимостей. Субъективное измерение социальности. Понятие ценности и ценностного отношения. Культура как структурированная система ценностей, признаваемых определенным социумом. Объективация ценностей в культуре. Ценности как организационная основа социальных практик субъектов. Типология ценностей. Ценностные ориентации и оценки. Релитивизация ценностей.

Технологический подход. Культура как способ «правильного» делания. Адаптивность и технологичность культуры. Культура как совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Основные культурные технологии: «рецептурная», «канонная», «программная», «проектная», «сценарная».

Тема 11. Символический и игровой подходы.

Символический подход. Культура – мир означиваемого. Символ как текст и как программа. Контексты «работы» с символами. Понятие символической формы. Культура как система определенным образом организованных символических форм самоактуализации социума. Понимание символов и умение с ними работать как основа культурного взаимодействия. Язык, миф, религия, искусство, наука. Презентация, репрезентация, реификация символов.

Игровой подход. Смысловая и формовая «избыточность» культуры. Игра в культуре. Игра по правилам. Культура как оперирование определенными содержаниями в социально организованном и отделенном от непосредственной деятельности коммуникативно-игровом пространстве. Ритуализация культуры. Проблема «переигрывания». Ролевые игры. Игровые культур-стратегии. Игротехники. «Маски» и «куклы». Трикстеры и акторы.

Тема 12. Текстовый и коммуникативный подходы.

Текстовый подход. Социокультурная и знаковая реальности культуры. Объективации и смыслы культуры. Культура как знаковое и текстовое пространство. Понятие социокультурного кода. Концепции семиосферы, гипертекста и интертекста. Чтение и письмо. Деконструкция и децентрализация.

Коммуникационный подход. Информационная природа культурных феноменов. Коммуникация, трансляция, трансмутация. Классическая и неклассическая схемы коммуникации. Культурологический анализ как рассмотрение взаимосвязей знаковой и социальной реальности через системы коммуникаций. Знания кодов общих языков и наличие совместного социокультурного опыта как основа коммуницирования в культуре.Каналы коммуникации. Механизм сдвига значений. Коммуникативное действование.

Тема 13. Субъектный и организационный подходы.

Субъектный подход. Проблематика субъектности в социологии. «Репрессивность» культурной «матрицы» по отношению к индивиду. Креативные функции культуры как развивающее индивида начало. Культура как социализационно-формирующая системаи основа для выстраивания деятельностных и коммуникативных стратегий субъектов культуры.

Организационный подход. «Организованности» и «процессуальности» культуры. Культура как специфическим образом организованный диалог традиций и содержаний в синхронном и диахронном режимах. Культура как полифония голосов различных субъектов истории.

Темы 9-13 излагаются по одной схеме: 1) обоснование названия подхода; 2) основные концепции и персоналии; 3) основные понятия и целевая установка подхода; 4) «реконструкция» сути подхода; 5) варианты трактовок внутри подхода; 6) определение «меры» социологичность подхода; 7) основные «достоинства» подхода; 8) основные «недостатки» подхода; 9) связь с другими подходами; 10) техники и методики конкретного анализа, используемые внутри подхода; 11) переинтерпретации подхода в современной социологии.

РАЗДЕЛ Ш.

Тема 14. Дюркгеймовский проект социологии культуры.

Идея «социальной физики» О.Конта. Ревизия классической философии. Социальный универсальный контекст знания. От идеологии французского Просвещения к теории индустриального общества. Э.Дюркгейм – классический проект социологического модерна. Проблема метода социологии. Социологизм. Понятие социального факта и социальной реальности. Норма и аномия – появление культуры. Институциальный уровень санкционирования норм. Проблема коллективных представлений. Коллективные верования. Коллективное сознание. Профанное и сакральное. Проблема границы. Санкционирование социального культурой. Переинтерпретация проекта в социологии религии. Школа Дюркгейма: концепция дара М.Мосса, исследование «первобытного мышления» Л.Леви-Брюллем.

Тема 15. Функционалистский проект социологии культуры.

Антропологический поворот в школе Дюркгейма. Возможность функционалистского и структуралистского продолжений. Продолжение «ревизии» классической социологии. Британская традиция исследования социума – акцент на индивиде. От социологии к антропологии – возникновение британской социальной антропологии. Функционалистская концепция Б.Малиновского. Системность примитивных обществ – версия А.Р.Редклифа-Брауна. Роль ритуала, символа и мифа в культуре. Поздняя британская социальная антропология – версия В.Тернера. Структурно-функциональный анализ как неоклассическое возрождение. Нормативизм Т.Парсонса. Личность – культура – социум: подсистема культуры. Социальная система и социальное действие. Методологические поправки в структурно-функциональный анализ Р.К.Мертона.

Тема 16. Интеграционистский проект социологии культуры П. Сорокина.

Два периода творчества. Неоклассический социологический проект. Смещение акцентов с социальной статики на социальную динамику. Системно-функциональная модель описания общества. Эволюционное и революционное в развитии обществ модернового типа. Социальная мобильность. Межпоколенческая мобильность. От социальной мобильности к социокультурной динамике. Общество как целостность. Иерархизированность социальных и культурных систем. Междисциплинарный синтез. «Культурная суперсистема». Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Культурные стили. Закономерности развития и смены цивилизаций. Проблема баланса культурных стилей. Социокультурное единство общества модерна. Содержание кризиса современности. Возможности его преодоления.

Тема 17. Структуралистский проект социологии культуры.

Структурализм в лингвистике Ф. де Соссюр. Диахронные и синхронные исследовательские стратегии. Возможность структуралистического продолжения в школе Э.Дюркгейма. Концепция пралогического Л.Леви-Брюля. Культур-антропологической оппонирование школе. Структурная антропология К.Леви-Стросса. Понятие структуры. Инвариантность культурных структур. Принцип бинарности. Генетический структурализм Л.Гольдмана. Социология литературы как структуралистская предметность. Структуры языка. Текст как доминантный предмет анализа. Понятие «нулевой степени письма» у Р.Барта. Психоаналитическая версия структурализма. Версия социологии «раннего» П.Бурдье. Постструктуралистская перспектива.

Тема 18. Веберовский проект культур-социологии.

Ответ на вызов социологии – веберовская концепция понимания. Поиск новой методологии социологии. Ориентация на ценность и свобода от оценочных высказываний. Социологическое прочтение «наук о культуре». Концепция идеальных типов – ход к социологии знания. Концепция социального действования. Наличие смысла и ориентация на другого – «хабитуализация» культурного в социальном. Конститутативная роль целерационального действия в европейской цивилизации. Формальная рациональность. Доктрина протестантской этики. «Дух капитализма». Внимание к ценностнорациональному действию. «Хозяйственные этики» мировых религий. Новый поворот – проблема легитимации. Веберианство и «веберовский ренессанс». Школа культур-социологии Ф.Тернбрука. Понятие репрезентативной культуры.

Тема 19. Зиммелевский проект культур-социологии.

Путь от философии к социологии. «Тупиковость» классической социологической методологии. Новая версия понимания. Формальная социология. «Беспредметность» социологии. Социология как подходность. Социология как культур-социология. Противоречие жизни и культуры. «Задаваемая» социальность. Понятие культурной формы. Типология культурных форм. «Миры культуры» и их логика. Культурная динамика. Путь к социологии конфликта. Понятие «больше чем жизнь». Кризис современной культуры – «проституирование». Разум и деньги. «Философия денег». Понятие игры. Неизбывный трагизм культуры. Обратно от социологии к философии. Индивидуалистический выбор. Постмодернистское прочтение.

Тема 20. Интеракционистский и феноменологический проекты социологии культуры.

Поведенческая социология. Психологизм. «Дух народов» – версии Г.Лебона и Г.Тарда. Социальный бихевиоризм. Теория социального обмена. Феноменологическая и психоаналитическая альтернативы. Проблема символа и «возвращение» личности. Незамеченная «ревизия» поведенческой социологии – символический интеракционизм. «Зеркальное Я» Ч.Х.Кули. «Теорема» У.А.Томаса. Версия Дж.Г.Мида. Г.Блумер – конституирование направления. «Естественная установка», «жизненный мир» и «повседневность». Структуры повседневности. Миры значений. Драматургическая социология И.Гофмана. Представление себя другим. Рамочный анализ и анализ фреймов. Возможность этнометодологии. Специфика этнометодологического метода.

Тема 21. Неомарксистский проект: «открытие» культуры.

«Открытие» К.Маркса. «Ранний» и «поздний» Маркс. От гуманизма к культуре, а не к экономике. Релятивизация утопической цели. Исследование структур сознания Д.Лукача. Отчуждение и «теория овеществления». Понятие праксиса. Философия практики А.Грамши. «Человечески объективное» или «всеобщее субъективное». Новое прочтение концепции элит. Восстановление культур-критической установки. Направление «критической социальной теории». Критика Просвещения. Социальная одномерность и культурная многомерность. Социология искусства Т.В.Адорно. «Поздний» Лукач – социология литературы. Социология культуры А.Лефевра. Путь к подходовости. Структуралистское прочтение «позднего» Маркса Л.П.Альтюссером. Постмарксизм.

Тема 22. Постструктуралистский проект социологии культуры.

Двойной кризис – системного подхода и структуралистских описаний. Пересмотр диахрон-синхронного соотношения. Становящиеся структуры. Установка на деконструкцию. Антицентризм и антибинаризм. Восстановление понятия социального пространства. Концепция поля «позднего» П.Бурдье. Власть номинаций. Понятие эпистемы, путь от «археологии знания» к власти-знанию М.Фуко. Виртуализация реальности. Исчезновение социального у Ж.Бодрийяра. Симуляция и симулякризация. «Чтение и письмо». «Смерть субъекта». «Невозможность» социологии. Проект постмодернистской социологии. З.Бауман. Оспаривание границы социологии и не-социологии. М.Маффесоли. «Новая архаика» и «неоплеменное общество». Альтернативы постмодернистской социологии.

Тема 23. Проект социологии знания.

Критика идеологий в немецкоязычном социальном знании. Контекстуальная обусловленность знания. Спор интернализма и экстернализма. Социокультурная обусловленность знания. Версия «вульгарного социологизма». Первый проект социологии знания М.Шелера. Антропологическое и аксиологическое обусловливание знания в культуре. Культурные «стили мышления» и знаниевые стратегии в проекте К.Манхейма. «Идеологии» и «утопии». Новая философия и социология образования. Социология мышления К.Мегрелидзе. Феноменологический проект П.Бергера и Т.Лукмана. Синтез экстернализма и интернализма Д.Блуром. «Критики разума». Анти-логоцентризм. Культур-социология как социология знания.

Тема 24. Посмодернистская социология и социология постмодерна как культур-социология.

Кризис неоклассической социологии в 60-х годах 20-го века. Радикальные социологические проекты. Ч.Р.Миллс и А.Гоулднер. «Очередная» критика культуры. Критика массовой культуры. Социология контркультуры. «Одномерность» человека. «Антропологический поворот» в социогуманитарном знании. «Экология человека». Культур-социология Н.Элиаса. Деконструкция и виртуализация социальности. От деятельности к коммуникации. Критика инструментального разума. Т.Адорно и Ю.Хабермас. Смыслы, знаки, языки, тексты. Постмодернистский социологический проект. Попытка «реставрации» неоклассики – Н.Луман. Концепция общества позднего модерна Э.Гидденса. Снятие границ дисциплинарности. Постнеклассическая социология как социология знания и культуры.

Тема 25. Цивилизационные концепции в социологии культуры.

Истоки современных концепций: О.Шпенгелер и А.Дж.Тойнби, школа «Анналов». Проблема «столкновения» и взаимодействия цивилизаций и культур. Культурная и цивилизационная идентичность и аутентичность. Проблема «иного» и «инакового». Перспективы и «тупики» мультикультурализма». Завершенный и незавершенный культурный синтез. Медиативные и инверсивные механизмы культуры. Пограничные ситуации: латиноамериканская, иберийская, балканская, российская ситуации. Белорусская ситуация. Версия внутреннего «раскола». «Западнические» и «почвеннические» ориентации. Концепция неоимперий. Проблема глобализации. Выход на междисциплинарный синтез и место в нем социологии.

Тема 26. Перспектива прикладных исследований в социологии культуры.

Подходы к исследованию конкретных социокультурных процессов. Сравнительные, историко-генетические и типологические исследования различных культур. Макро- и микроструктурный анализ сферы культуры. Измеряемые параметры культурных структур. Социокультурное планирование и проектирование. Прогностические функции социологии культуры. Использование экспертных оценок в оценке культурных явлений. Тестовые измерения уровня культуры индивида, социометрические методы измерения культурно-ценностной направленности группы. Социосемантические (социолингвистические) измерения ценностного содержания культуры личности и группы. Методы семантического дифференциала, дистрибутивный семантический анализ.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Ахиезер. А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии. // Вопросы философии, 2000, №9.
  2. Бауман, З. Мыслить социологически. -  М., 1996.
  3. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
  4. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. -М., 1996.
  5. Бурдье, П. Введение в социологию социальных наук: объективация субъекта объективации. //Журнал социологии и социальной антропологии, 2004, №5.
  6. Бурдье, П. Рынок символической продукции. //Вопросы социологии, 1993, №1-2.
  7. Валлерстайн, И. Наследие социологии, обещание социальной науки. 
    //Хрестоматия по общей социологии. М., 2004.
  8. Вебер, А. Избранное Кризис европейской культуры. - СПб., 1999.
  9.  Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  10. Зиммель, Г. Избранное. Т.1. М., 1996.
  11. Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М., 1996.
  12. Ионин, Л. Г. Социология культуры.  - М., 1996
  13. Каган, М.С. О субстанции, строении и функциях культуры   
    // Личность, культура, общество. - М., 2004. Т. 6. Вып. 2 (22).
  14. Каган, М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
  15. Коган, Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1992.
  16. Культурная история социального. - М., 1998.
  17. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
  18. Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 1994.
  19. Петров, М.К. Язык, знак, культура. - М., 1990.
  20. Пигалев, А.И. Культура как целостность: методологические аспекты. - Волгоград, 2001.
  21. Розин, В.М. Введение в культурологию. - М., 1997.
  22. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб., 1998.

Дополнительная литература:

  1. Адорно ,Т.В. Введение в социологию. – М., 2010.
  2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. - М., 2001.
  3. Антология исследований культуры.  Интерпретация культуры. - СПб, 1997.
  4. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру.-  М., 2003.
  5. Библер, В.С. На гранях логики культуры. - М., 1997.
  6. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург, 2000.
  7. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000.
  8. Гирц, К. Интерпретация культур. - М., 2004.
  9. Гоулднер, А.У. Наступающий кризис западной социологии. - СПб., 2003.
  10. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. -  М., 2003.
  11. 11.Грей, Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. - М., 2003.
  12. Гуревич, П.С. Философия культуры. - М., 1994.
  13. Дебор, Г. Общество спектакля. - М., 2000. 
  14. Делёз, Ж. Логика смысла. - М., 1995.
  15. Джерджен, К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. - Мн., 2003.
  16. Игровое пространство культуры. - СПб., 2002.
  17. Исторический процесс в категориях «культура», «цивилизация», «глобализация». -  М., 2003.
  18. Касавин, И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.
  19. Касториадис, К. Воображаемое установление общества. - М., 2003.
  20. Качанов, Ю.Л. Начало социологии. - М., 2000.
  21. Клакхон, К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб., 1998.
  22. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего. - М., 1997.
  23. Крёбер, А.Л. Избранное. Природа культуры. - М., 2004.
  24. Крёбер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. - М., 1992.
  25. Леви-Строс, К. Структурная антропология. - М., 1985.
  26. Лефевр, В.А. Рефлексия. - М., 2003.
  27. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.
  28. Лич, Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии.-  М., 2001.
  29. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. - М., 1996.
  30. Манхейм, К. Избранное. Социология культуры. - М.- СПб., 2000.
  31. Межуев, В.М. Философия культуры в системе современного знания // Личность. Культура. Общество, 2004, №2(22).
  32. Мёрдок, Дж.П. Социальная структура. - М., 2003.
  33. Михайлова, Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. - М., 1999. 232 с.
  34. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. - СПб., 2000.
  35. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. - Мн., 1992.
  36. Нойманн, И.Б. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. - М., 2004.
  37. Орлова, Э.А. Наука о культуре, ее прошлое и настоящее. // Личность. Культура. Общество, 2000, №3(4); №4(6).
  38. Очерки по истории теоретической социологии 20-го столетия. От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму. - М., 1994.
  39. Парсонс, Т. Система современных обществ. - М., 1998.
  40. Пелипенко, А.А., Яковенко, И.Г. Культура как система. - М., 1998.
  41. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. -М., 2004.
  42. Поланьи, К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. - СПб., 2002.
  43. Померанц,. Г.С. Очерки культурологии. // Померанц Г.С. Выход из транса. - М., 1995.
  44. Попов, Е.А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании. // Социс, 2005, №11.
  45. Поппер, К.Р. Логика социальных наук. //Вопросы философии, 1992, №10.
  46. Руднев, В.П. Словарь культуры 20-го века.- М., 1997.
  47. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. - М., 2001.
  48. Саид, Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб., 2006.
  49. Сеннет, Р. Падение публичного человека. - М., 2002.
  50. Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990.
  51. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика. - М., 2001.
  52. Социо-Логос. Общество и сферы смысла. - М., 1991.
  53. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М., 2000.
  54. Степин В.С. Философия как рефлексия над основаниями культуры//Субъект. Познание. Деятельность. М., 2002.
  55. Терборн, Г. Принадлежность к культуре. Местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке. // Теория общества. Фундаментальные проблемы. - М., 1999.
  56. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры. - М., 1995.
  57. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М., 1998.
  58. Туровский, М.Б. Философские основания культурологии. - М., 1997.
  59. Уайт, Л.Э. Избранное. Наука о культуре. - М., 2004.
  60. Уайт, Л.Э. Избранное. Эволюция культуры. - М., 2004.
  61. Уинч, П. Идея социальной науки. - М., 1996.
  62. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
  63. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность, 1997, №2.
  64. Фрейд, З. Недовольство в культуре. // Философские науки, 1989, №1.
  65. Фуко, М. Нужно защищать общество.  - СПб., 2005.
  66. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
  67. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. - М., 2003.
  68. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003.
  69. Хёйзинга, Й. HOMO LUDENS. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
  70. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. - М., 2002.
  71. Хренов, Н.А. Человек как субъект культуры. - М., 2002.
  72. Цивилизация. Восхождение и слом. Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. - М., 2003.
  73. Человек как субъект культуры. (Отв. ред. Э.В.Сайко). - М., 2002.
  74. Шапко, В.Т. Феномен актуальной культуры. // Социс, 1997, №10.
  75. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. - М., 1993.
  76. Шюц, А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. - М., 2004.
  77. Щедровицкий, Г.П. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах. // Вопросы методологии, 1992, №1/2.
  78. Щедровицкий, Г.П. Эпистемологические структуры онтологизации, объективации, реализации. // Вопросы методологии, 1996, №3/4.
  79. Эйзенштадт, Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1999.
  80. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб., 1998.
  81. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Т.1-2. - М.- СПб., 2001.
  82. Эпштейн, М. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. - СПб., 2001.
  83. Язык и философия культуры. - М., 1985.