Рекомендации ЭС № 3 ВАК Республики Беларусь для соискателей ученых степеней по вопросам оформления диссертационных работ по сельскохозяйственным (растениеводство, агрономия) наукам

(земледелие, почвоведение и агрохимия, мелиорация земель, растениеводство, защита растений, селекция и семеноводство, овощеводство, плодоводство, лесные культуры, лесоводство, агролесомелиорация)

 

Рекомендации подготовлены экспертным советом № 3 ВАК Республики Беларусь для предотвращения наиболее часто встречающихся ошибок и недочётов.

 

Название работы должно быть кратким и отражать её сущность. Не должны присутствовать слова «Исследование...», «Изучение...», которые указывают на процесс, а не результат. Не всегда обоснована привязка работы к географическому региону: «… в условиях западного (или северо-восточного или юго-западного) региона Беларуси».

 

В разделе «Введение» диссертации и автореферата должно быть кратко сформулировано, почему и для чего автор выполнил данное исследование, каковы его основные характеристики на фоне предыдущих исследований по заявленной теме в Беларуси и мире. Необходимы ссылки на публикации ведущих ученых.

 

Обзор научной литературы должен содержать критический анализ проведенных исследований по данной теме, детально – по Беларуси, и в более краткой форме – в мире. Желательно избегать включения в список множества иностранных источников, которые соискатель не проработал и не делает ссылок, либо представлены формальные, общие ссылки типа «азот – важный элемент минерального питания» или «содержание гумуса в почве определяет потенциал плодородия» и т. д.

 

Цель и задачи исследования. Цель – это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Формулировка цели обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, установление его характеристик, выявление закономерностей и т. д. Формулировка цели диссертационной работы обычно начинается с преамбулы: «разработать...», «установить...», «обосновать...», «выявить...», «создать...». Не следует формулировать цель как «Исследование...», «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. В первой части формулировки цели рекомендуется писать: разработать методы получения, создания...; установить влияние, взаимосвязи, зависимость между...; выявить закономерности взаимодействия, факторы, ответственные за... . Такая формулировка предполагает, что требуется получить конкретный результат работы, а не описать выполненные действия. Во второй части формулировки цели рекомендуется указывать, для чего может понадобиться планируемый результат. Он может быть использован для совершенствования технологии, создания сорта, для конкретного практического применения.

 

Задачи исследования определяют основные этапы работы для достижения поставленной цели. При этом необходимо учитывать, что формулировки задач в значительной мере предопределяют названия глав диссертации. Важно так сформулировать задания, чтобы «Положения, выносимые па защиту» освещали решение поставленных задач.

 

Объект и предмет исследования. Объектом исследования для аграрных наук, как правило, являются: виды, формы, copтa растений, почвы, приёмы, технологии возделывания культур.

 

Предмет: процессы, изменения, происходящие с (в) объектом исследований, приводящие к решению задач исследования. Предмет исследования – это свойство объекта или аспект проблемы, через исследование которого познается сущность целостного объекта, выделяются признаки. Как правило, предмет исследования должен соответствовать определению темы или быть приближенным к нему. Предмет всегда отвечает па вопрос: «Что исследуется?»

 

Научная новизна работы может заключаться в установлении принципиально новых закономерностей, явлений, зависимостей, создании новых приемов, технологий, новых сортов, гибридов растений, удобрений, мелиорантов, средств защиты растений. При описании новизны должна приводиться научная составляющая процесса достижения конечного результата работы, затем – ее результат. Отмечая научную новизну, необходимо очерчивать, на каком уровне получены новые знания: на уровне региона, республики или Европы.

 

Положения, выносимые на защиту, в сжатой форме должны содержать результаты, за которые может быть присуждена ученая степень. Эти положения отражают решения задач диссертационного исследования. Желательно, чтобы количество «положений» и их суть соответствовали количеству и смыслу поставленных задач. Нужны конкретные формулировки, отражающие сущность и новизну полученных научных результатов. Необходимо указывать отличительные признаки новых научных результатов, давать сравнительную оценку их научной и практической значимости. Если на защиту выносится новый метод, технология, сорт, то нужно указывать его преимущества и отличия от известных. Научные положения – это чётко сформулированные результаты, содержащие новые данные об объекте и (или) предмете исследования, указывающие возможности (пути, способы) их применения. Количество защищаемых положений не должно быть большим, а именно, для кандидатской диссертации – не более 4 или 5, и столько же выводов – в Заключении (зачастую их больше). Положения, выносимые на защиту, не являются выводами!

 

По каждому защищаемому положению автореферат и диссертация должны содержать конкретный количественный иллюстративный материал (предпочтительно сжатый, табличный). Часто в авторефератах представлено мало результативного цифрового материала (преобладают таблицы и рисунки из методики проведения опытов, погодные характеристики и другие вспомогательные данные). Защищаемые положения не должны содержать прописных истин типа: «Уровень азотного питания оказал существенное влияние на степень развития листового аппарата». Распространенный недостаток, когда в одно защищаемое положение включается до трех-четырех мыслей, перегружаются цифровым материалом, длинными предложениями, содержащими до 30–40 слов. Таким образом, защищаемые положения – это не только визитная карточка соискателя, но и научного руководителя.

 

Практически во всех работах есть глава «Экономическая эффективность», но весьма редко в реферате приводится таблица с расчетом. Часто нет обоснования, откуда взята цена реализации конечного продукта, при этом взятая для расчётов цена до 2–3 раз превышает средневзвешенную рыночную. Представляется целесообразным представлять цену продукции и стоимость затрат в рублях или долларах США, по курсу Национального банка Беларуси, не на год исследования, а на год, предшествующий защите диссертации. Например, при защите диссертации в 2020 г. расчёт дается по ценам на 2019 или 2018 год, за которые уже опубликована ценовая информация на сайте Белстата (belstat.gov.by). Важно использовать более обоснованную цену 1 тонны кормовых единиц в зеленой массе различных культур по средневзвешенной стоимости реализации зерна. Например, для 2019 года средняя цена реализации зерна в Беларуси составила 344,95 рублей или 165,05 долларов США, отсюда максимальная стоимость 1 т к. ед. = 344,95/1,4 = 246,39 рублей или 165,05/1,4 = 117,89 = 118 долларов США.

 

Раздел «Заключение» должен содержать два подраздела: «Основные научные результаты диссертации» и «Рекомендации по практическому использованию результатов». В Заключении говорится о том, что и каким путем удалось решить. В подразделе «Основные научные результаты диссертации» должны быть подведены итоги исследования, дано краткое изложение сущности научных результатов диссертации, рекомендации для практического внедрения. Здесь выводы более масштабны, чем в конце каждой главы.

 

Выводы, как правило, должны по сути соответствовать «Положениям, выносимым на защиту», но не дублировать их. Количество выводов не может быть меньше, чем положений, выносимых па защиту. В каждом пункте выводов должна быть ссылка на публикации соискателя. В выводах необходимо отразить не то, что исследовали, а то, что получено, установлено, разработано, и что это позволяет изменить в существующих реалиях. Не следует писать: «…проведены исследования…», «изучены особенности...», «оценены параметры...», а лучше: «Научно обоснованы...», «На основании выявленной закономерности получено…», «Созданный сорт обеспечивает...».

Каждая завершенная работа должна заканчиваться каким-то конкретным выходом: сорт, гибрид, регламент, рекомендация, параметры, модель и т.д. Внедрение результатов исследований должно проводиться по разработке апробированной и утвержденной научно-техническим советом республиканского или областного органа управления, министерства, ведомства. В крайнем случае, методика, рекомендация должна быть утверждена ученым советом научного учреждения, где выполнялась работа. Иначе непонятно, как можно внедрять и тиражировать то, что еще не до конца сформулировано на бумаге, и представлять акты внедрения и экономические эффекты. И можно ли такой материал использовать в учебном процессе? Если в диссертации и автореферате не обозначен документально подтвержденный конкретный результат, то экспертиза работы затягивается, вынуждает посылать вопросы соискателю, приглашать его на заседание экспертного совета.

 

Рекомендации по использованию результатов. В этом подразделе предлагаются рекомендации по практическому применению полученных результатов и/или излагаются перспективы дальнейшего развития данного научного направления. При наличии материалов об использовании (внедрении) полученных результатов либо материалов, подтверждающих право автора на результаты интеллектуальной деятельности, в соответствующих пунктах подраздела приводятся ссылки па эти материалы.

 

ЭС № 3 ВАК