14.02.05 – социология медицины (медицинские науки)

Специальность

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 24 июня 2019 г. № 170

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Целью программы-минимум является формирование у соискателей ученой степени кандидата наук углубленных теоретических знаний в области функционирования и развития социальных процессов в медицине, взаимодействия медицины с другими структурными элементами социума, социальных аспектов здоровья и болезни, ожиданий и поведения индивидуумов, социальных групп и популяции в отношении здоровья и болезни для эффективной самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы, умения применять методы социологии медицины в научной и практической деятельности для укрепления здоровья населения, обоснования концепций социального управления здоровьем, медико-социальным поведением и качеством жизни.

Задачами программы-минимум являются:

  1. освоение основных этапов развития социологической мысли, эволюции развития социологии медицины, понятийного аппарата специальности, современного состояния проблем в области социологии медицины;
  2. формирование представления об основах социальной структуры и механизмах функционирования общества, механизмах воспроизводства социальных отношений,
  3. изучение данных о социально-экономических факторах, влияющих на региональные и социальные различия в состоянии здоровья населения, о социальных аспектах индивидуального здоровья;
  4. систематизация и изучение современных подходов к организации, методологии и стратегическому планированию медико-социологических исследований в системе охраны здоровья с применением широкого спектра инновационных методов и технологий социологии медицины;
  5. выработка компетенций в области научно-методической работы и методического обеспечения социологической деятельности в системе здравоохранения, в том числе изучение основных требований и порядка разработки программной и исследовательской документации, инструментария исследования, использования технического оборудования, необходимого для проведения исследования, систематизации и анализа методических и информационных материалов, архивных фондов данных;
  6. освоение методов анализа социально-экономических факторов, влияющих на имидж системы здравоохранения и медицинских работников, на уровень и особенности потребления населением услуг медицинского назначения, оценки характеристик потребителей медицинской помощи;
  7. анализ здравоохранения как социального института и подсистемы социальной системы в целом с социологических позиций, в том числе изучение социологических аспектов медицинской профессии, проблем биомедицинской этики, коммуникации в системе здравоохранения с учетом социологических портретов и социальных ролей медицинских работников;
  8. социологическая оценка современных инновационных процессов и структурных изменений в условиях перманентной модернизации систем здравоохранения, изучение концептуальных факторов деятельности существующих систем здравоохранения, перспектив их использования в Республике Беларусь;
  9. изучение научных подходов к обоснованию и разработке эффективной системы контроля и мониторинга общественного мнения, социальных установок, единых социальных стандартов в деле охраны здоровья, интегральной оценки качества жизни и эффективности деятельности медико-социальной системы;
  10. освоение механизмов использования методологии социологии медицины для гармонизации интересов субъектов системы охраны здоровья, оценки и прогнозирования социальных результатов реформирования отрасли.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ СОИСКАТЕЛЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

 

Соискатель ученой степени должен знать:

  1. понятийный и методологический аппарат социологии медицины;
  2. принципы методического обеспечения социологической деятельности, порядок разработки программной и исследовательской документации, требования к инструментарию исследования, организации использования технического оборудования, необходимого для проведения исследования, приемы обработки и систематизации социологической информации;
  3. этические принципы организации медико-социологических исследований;
  4. основы социологического изучения медицинской профессии;
  5. основы социологического изучения пациента;
  6. основы социологического изучения рынка медицинских услуг;
  7. основы социологического изучения эффективного управления качеством медицинской помощи;
  8. социологические основы управления здравоохранением;
  9. значение социологических методов для изучения здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;
  10. представления о качестве жизни, качестве условий жизни и уровне жизни в индивидуальном и популяционном аспектах;
  11. методы и средства статистического и логического анализа данных социологических исследований.

 

Соискатель ученой степени должен уметь:

  1. применять в практической и научной деятельности методы социологии медицины;
  2. давать оценку роли и места системы здравоохранения в конкретных социально-экономических условиях;
  3. характеризовать медико-социальные проблемы медицины и здравоохранения, осуществлять социологический анализ медико-демографических проблем и проблем заболеваемости населения;
  4. анализировать основные социально-экономические факторы, влияющие на уровень потребления медицинских услуг;
  5. проводить медико-социологические исследования на рынке медицинских услуг;
  6. определять наиболее актуальные направления исследования проблем здоровья населения, а также выявлять причины и условия возникновения указанных проблем;
  7. оценивать социально-экономическую эффективность лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий,
  8. проводить историко-социологический анализ возникновения и развития медицины как социального института, моделей здравоохранения;
  9. анализировать социальные отношения в организациях здравоохранения как объектах социального управления;
  10. применять методологический аппарат социологии медицины и здравоохранения для изучения пациента как агента социальных отношений и объекта и субъекта системы здравоохранения;
  11. осуществлять критический анализ социологической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины при принятии управленческих решений в области общественного здоровья и организации здравоохранения;
  12. проводить статистический и логический анализ социологических данных с использованием соответствующих программных средств.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Социология медицины: становление и современные проблемы

Ключевые слова: социология медицины, направления исследований, задачи, историческое становление

Три исторических периода становления социологии медицины и здравоохранения. Исторический анализ взаимосвязи с формированием общественного здоровья и здравоохранения.

Подготовительный период: Дж.Граун, У.Петти, М.В.Ломоносов, Ф.Керестури, И.Франк, труды Р.Вирхова, Ж.Герена, С.Ньюманна, роль К.Маркса и Ф.Энгельса в становлении предпосылок формирования социологии медицины. Институционализация дисциплин-предшественниц (А.Гротьян). Выделение социологии медицины как самостоятельной отрасли научного знания и практической деятельности (Л.Хендерсон, К.Уинтер, Д.Меканик, Н.И.Гращенков, Ю.П.Лисицын, А.В.Решетников).

Место социологии медицины в системе социологического знания. Предмет и объект социологии медицины и здравоохранения. Содержание социологии медицины и здравоохранения как науки и предмета практической деятельности. Основные направления исследований и области применения их результатов.

Задачи социологии медицины и здравоохранения в Беларуси на современном этапе развития белорусского общества.

 

2. Принципы социального функционирования сообществ. Личность и общество. Социальное поведение и социальные установки. Социальные структуры и процессы

Ключевые слова: личность, социализация, социальный статус, социальная роль, социальная структура, социальное поведение

Человек как субъект и продукт общественных отношений. Диалектика биологического и социального в человеке. Основные факторы развития личности: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, индивидуальный опыт. Понятие социализации. Социальные статусы и роли как первичные элементы социальной структуры. Категории социальной структуры: личность, социальная общность, социальная группа, социальные классы, стратификация, социальный институт.

Категории социальной динамики. Социальное действие и социальное поведение. Социальные установки: стереотипы и аттитюды в области здравоохранения. Социальные отношения. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Девиантное поведение. Понятие аномии. Особенности массового социального поведения. Механизмы социальных изменений: инновации, социальные конфликты, социальные движения.

Понятие о социальном, культурном, экономическом и территориальном неравенствах как факторах риска физическому, духовному и социальному благополучию общества.

 

3. Здоровье и связанное со здоровьем качество жизни как предмет медико-социологического изучения

Ключевые слова: здоровье, факторы риска, качество жизни, социальное неравенство, социальное здоровье

Понятие здоровья в современных условиях. Особенности методологических подходов к изучению здоровья и болезни. Функциональный подход (Т.Парсонс). Понятие о социальном здоровье. Показатели здоровья населения. Факторы, влияющие на здоровье личности (индивида) и групп. Духовность как основа здоровья общества. Социальный стресс и кризис эффективной трудовой мотивации как факторы риска нарушений здоровья населения (Б.Т.Величковский). Социальное неравенство как причина неравенства в здоровье.

 

Исторические и современные подходы к изучению качества жизни, связанного со здоровьем, их взаимосвязь в комплексе социальных наук. Концепция качества жизни в медицине и здравоохранении. Основные методологические принципы изучения качества жизни, связанного со здоровьем, в социологии медицины.

Анализ сложившихся в различных слоях общества представлений и социальных предпосылок в отношении факторов, влияющих на региональные различия в состоянии здоровья и потребности в медицинских услугах

Изучение с использованием социологических методов качества жизни в связи с деятельностью системы охраны здоровья.

Концепция образа жизни в трудах социологов (Макс Вебер, Пьер Бурдьё).

 

4. Социологическое изучение медико-социальных проблем

Ключевые слова: медико-социальные проблемы, здоровьесберегающее поведение, репродуктивное поведение, социокультурные барьеры, стигматизация

Поведение в сфере здоровья и его детерминация. Отношение к здоровью индивида и общества. Здоровье как жизненная ценность. Мотивация к здоровьесбережению.

Социокультурные, в том числе гендерные, факторы здоровья и болезни. Влияние социального окружения и социального неравенства на здоровье. Влияние социокультурных различий, социального стресса, социальной маргинальности (бедность, безработица, вынужденная миграция, статус беженца и прочее) на поведение личности и групп в сфере здоровья и болезни.  

Репродуктивное поведение как медико-социальная проблема. Социальные детерминанты рождаемости. Демографическая безопасность Республики Беларусь. Социальные предпосылки изменений демографических процессов. Проблема постарения населения.

Самосохранительное поведение. Рискованное поведение. Девиантное поведение. Подростки и молодёжь как группа риска.

Медико-социальные и экономические характеристики института семьи и их влияние на здоровье. Семья как социальная группа. Социологические аспекты внедрения вспомогательных репродуктивных технологий.

Обоснование мер коррекции укрепления здоровья и здорового образа жизни посредством социологического анализа потребностей, мотивов поведения, ценностей личности.

 

5. Медицина как социальный институт. Модели здравоохранения. Социологическое обеспечение качества медицинской помощи

Ключевые слова: медицина, социальный институт, эффективность здравоохранения, модели здравоохранения, качество медицинской помощи

Сущность медицины как социального института, его функции. Культурно-исторические и современные типы медицинских систем. Функциональность и дисфункциональность социального института медицины.  

Социологический анализ медицины как целостной системы (социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения). Внешние функциональные связи и внутренние связи между субъектами и объектами системы здравоохранения.

Взаимодействие медицины с другими социальными институтами и экономической сферой общества, воздействие общества на развитие медицины, изучение влияния социальных процессов на медицину.

Понятие об эффективности здравоохранения. Социальные аспекты политики здравоохранения. Отзывчивость системы здравоохранения. Пациент-центрированная система здравоохранения. Понятие о профессиональной ошибке и профессионально обусловленном риске. Социологические аспекты управления качеством медицинской помощи. Социологические аспекты информатизации здравоохранения. Имидж здравоохранения и механизмы минимизации имиджевых потерь.

 

6. Организация здравоохранения как объект социального управления. Социологические аспекты медицинской профессии

Ключевые слова: социальное управление, среда управления, управленческая культура, организационная культура, социальный статус врача, медицинская профессия

Социальное управление и его функции. Социальное планирование. Особенности управления индивидами, социальными группами и общностями. Методы социального управления. Целевое управление (П.Друкер, «управление по целям») и его применение в здравоохранении. Система менеджмента качества в организациях здравоохранения.

Организация здравоохранения как открытая саморегулирующаяся социотехническая система и как объект социального управления. Элементы, общие характеристики. Типы организаций здравоохранения как объектов управления. Особенности факторов внутренней среды управления организаций здравоохранения. Медицинский персонал как наиболее сложный фактор внутренней среды управления. Конфликты в организациях здравоохранения. Организационная культура в здравоохранении: двунаправленная ориентированность. Управленческая культура. Корпоративная культура. Методики оценки организационной культуры.

Факторы внешней среды управления здравоохранением Республики Беларусь. Биомедицинская, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология как средовые факторы управления в здравоохранении. Социальная ответственность в управлении здравоохранением. Антикоррупционное поведение.

Научное обоснование социальных ролей медицинского персонала. Социологические аспекты медицинской профессии.

 

7. Феномен пациента. Маркетинговые исследования в сфере охраны здоровья

Ключевые слова: пациент как агент социальных отношений, коммуникационный процесс, социальный маркетинг, медицинская услуга как товар

Феномен пациента. Концептуальные подходы к изучению понятия «пациент» и роли пациента. Система социологических аспектов жизнедеятельности пациента. Пациент как агент социальных отношений; как объект и субъект системы здравоохранения.

Коммуникационный процесс врач-пациент: историческая трансформация, современные особенности. Модели социального взаимодействия врача и пациента. Понятие комплаенса: социологические аспекты.

Изучение и оценка представлений, знаний о своем здоровье различных профессиональных и половозрастных групп населения, их установок и ожиданий по отношению к его охране. Стигматизация пациентов при ряде патологий, а также отдельных заболеваний.

Модели поведения профессионала здравоохранения и потребителя медицинских услуг как результат действия социальных норм и правил.

Социальное поведение пациента и его влияние на физическое, душевное и социальное благополучие. Личность пациента (мотивы, потребности, отношения, самовосприятие) в контексте медико-социального окружения. Вопросы приверженности лечению с позиции социологии медицины.

Социальные механизмы, объясняющие рискованное поведение: процесс социализации, типы реакций на социальное влияние (конформизм), когнитивный диссонанс. Социальные роли: роль пациента, роль больного. 

Медицинская услуга как товар: характеристики, сущностные отличия. Удовлетворённость населения медицинской помощью, медико-социологическое изучение и оценка. Социальный маркетинг и его роль в охране здоровья населения.

 

8. Структура, содержание и стратегическое планирование медико-социологического исследования

Ключевые слова: медико-социологическое исследование, социологический опрос, социологическое наблюдение, социологический эксперимент

Программа исследования, общие требования к программе. Методологический и методический разделы программы. Проблема, проблемная ситуация, объект и предмет исследования. Определение целей и задач исследования. Виды гипотез, процедура их разработки и выдвижения. Выборочный метод в социологии. Понятие измерения и шкалирования. Проверка валидности, надежности и точности используемого в исследовании инструментария. Ограничения квантификации первичных социальных характеристик. Сбор эмпирических данных. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных.

Понятие документа в социологии. Методика контент-анализа документов. Количественные и качественные методы в социологии медицины. Организация и проведение опроса. Особенности обработки и анализа полученных данных. Особенности использования опросного метода в медико-социологическом исследовании. Специализированные виды опросов: экспертный опрос, социометрический опрос, фокус-группы. Метод наблюдения. Особенности социального эксперимента. Специализированные методы в медико-социологическом исследовании. Тестирование, используемые методики.

Стратегическое планирование медико-социологических исследований в системе охраны здоровья. Оценка социальных результатов экономических нововведений, структурных преобразований и реформирования отрасли здравоохранения. Использование результатов медико-социологических исследований в целях планирования и прогнозирования развития сети здравоохранения, гармонизации деятельности системы здравоохранения, интегральной оценки качества жизни и эффективности деятельности системы охраны здоровья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

  1. Решетников, А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. – М.: Медицина, 2002. – 976 с.
  2. Решетников, А.В. Социология медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.
  3. Решетников А. В. Становление и развитие социологии медицины // Социология медицины – 2003. – № 1. – С. 3-13.
  4. Решетников, А. В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть I) / А. В. Решетников // Социология медицины. – 2010. – № 1. – С. 3-12.
  5. Решетников, А. В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть II) / А. В. Решетников // Социология медицины. – 2010. – № 2. – С. 3-15.
  6. Решетников, А. В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть III) / А. В. Решетников // Социология медицины. – 2011. – № 1. – С. 3-22.
  7. Решетников, А. В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть IV) / А. В. Решетников // Социология медицины. – 2011. – № 2. – С. 3-10.
  8. Сурмач, М. Ю. Социология медицины: предмет, методология и сферы применения в Республике Беларусь / М. Ю. Сурмач. – Гродно : ГрГМУ, 2016. – 316 с.
  9. Сурмач, М.Ю. Организационная культура и социальная ответственность в здравоохранении : монография /M. Ю. Сурмач, С. Л. Бойко. –Гродно : ГрГМУ, 2020. –152 с.
  10. Часнойть, Р. А. Здравоохранение Республики Беларусь: проблемы, перспективы, роль медицинского образования и Белорусского профессионального союза работников здравоохранения / Р. А. Часнойть, В. А. Снежицкий, М. Ю. Сурмач // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2017. – № 2. – С. 3-15.

 

Дополнительная литература

 

  1. Бойко, С. Л. Имидж здравоохранения: формирование и методология оценки : монография / С. Л. Бойко. – Гродно: ГрГМУ, 2020. – 203 с.
  2. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В. А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.
  3. Кульпанович, О. А., Сложность, ответственность и напряженность труда врачей (по данным анкетирования организаторов здравоохранения) / Кульпанович О. А., Щавелева М. В., Калинина Т. В., Мещеряков Ю. В., Панулина Н. И., Соколов А. Ю. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2014. – № 3. – С. 38-43.
  4. Манерова, О. А. Медико-социальный портрет современного врача анестезиолога-реаниматолога / О. А. Манерова, С. Г. Османова // Проблемы управления здравоохранением. – 2008. – № 5. – С. 61-64.
  5. Манолова, О. Н. Формирование антикоррупционного профессионального пространства / О. Н. Манолова // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С. 204-216.
  6. Пилипцевич, Н. Н. Первичная медико-санитарная помощь и "душевный склад" текущего времени / Н. Н. Пилипцевич // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2019. – № 1. – С. 56-63.
  7. Павлович, Т. П. Оценка качества жизни, связанного со здоровьем, у детей / Т. П. Павлович, И. Н. Гирко, А. Н. Черевко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2015. – №3. – С. 50 – 53.
  8. Практикум по психологии и управлению конфликтом: учебно-методическое пособие для студентов  учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1 – 79 01 02 «Педиатрия» / М.Ю. Сурмач, С.Л. Бойко, Е.В. Воронко, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, В.И. Филипович, Н.В.Нерад; под общ. ред. М.Ю. Сурмач. – Гродно: ГрГМУ, 2020. – 196 с.
  9. Решетников, А.В. Институциональные изменения в социокультурном паттерне врача /А.В. Решетников // Социология медицины. – 2006.-  №2 (9).- С. 3 – 17.
  10. Снежицкий, В.А. Сравнительный анализ источников финансирования здравоохранения и медицинского образования в некоторых странах мира /В.А.Снежицкий, М.Ю.Сурмач // Медицинские новости.- 2014. - №1.- с. 43 – 50.
  11. Сурмач, М. Ю. Историческая трансформация модели белорусского здравоохранения. Часть 1: от начала XX века до настоящего времени / М. Ю. Сурмач // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2019. – № 2. – С. 4-9.
  12. Сурмач, М. Ю. Историческая трансформация модели Белорусского здравоохранения. Часть 2: современные проблемы и подходы к управлению рисками [Текст] / М. Ю. Сурмач // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2019. – № 3. – С. 31-36.
  13. Сурмач, М. Ю. Методологические подходы к конструированию выборочной совокупности при исследовании здоровья и качества жизни подростков / М. Ю. Сурмач, Е. М. Тищенко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2011. – № 4. – С. 62-67.
  14. Тищенко, Е. М. Здравоохранение Белоруссии в XIX – XX веках: монография / Е. М. Тищенко. – Гродно: ГрГМУ, 2003. – 269 с.
  15. Тищенко, Е.М. Маркетинг как неотъемлемая функция управления в здравоохранении / Е.М. Тищенко, М.Ю. Сурмач // Журнал ГрГМУ. – 2007. - №3. – С. 121–125.
  16. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н. Толстова. – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
  17. Щавелева, М.В. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у врачей - организаторов здравоохранения / М.В. Щавелева, Л.В. Шваб, И.А. Байкова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2009. – № 3. – С. 73-77.
  18. Щавелева, М. В. Опыт использования SWOT-анализа в подготовке управленческих кадров для здравоохранения / М. В. Щавелева, Т. Н. Глинская, Э. А. Вальчук // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2017. – № 4. – С. 51-58.
  19. Яковлев, В. М. Взгляд клинициста на дегуманизацию отношений «врач-пациент» / В. М. Яковлев, А. В. Ягода // Архивъ внутренней медицины. – 2013. – № 5 (13). – С. 32-34.
  20. Braveman,  Paula. The Social Determinants of Health: It's Time to Consider the Causes of the Causes /Paula Braveman, Laura Gottlieb //Public Health Reports. - 2014. – № 129 (1 suppl 2). – р. 19-31.
  21. Margolis, Rachel. Educational Differences in
    Healthy Behavior Changes and Adherence Among Middle-aged Americans / Rachel Margolis // Journal of Health and Social Behavior. - 2013. - № 54(3). - р. 353–368.
  22. Pavalko, Eliza K. Social Inequality and Health Across the Life Course / Eliza K.Pavalko, Caputo Jennifer // American Behavioral Scientist. - 2013. - № 57 (8) - р. 1040-1056.
  23. Peacock, Marian. Shaming Encounters: Reflections on Contemporary Understandings of Social Inequality and Health / Marian Peacock, Paul Bissell, Jenny Owen // Sociology. - 2014. - № 48 (2). – р. 387-402.
  24. Snezhitskiy,Viktor A. Accessibility of Health Care and Recent Changes in Health System of the Republic of Belarus / Viktor A. Snezhitskiy, Marina Yu. Surmach //Problemy Zarzadzania. – 2017. – vol. 15, № 3 (69), cz. 1. – S. 100 – 116.
  25. Нормативно-правовая база Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/normativno-pravovaya-baza/

 

Рецензируемые периодические издания:

«Вопросы организации и информатизации здравоохранения»,

«Социология медицины» (Российская Федерация),

«Журнал Белорусского государственного университета. Социология»,

«Здравоохранение»,

«Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» (Российская Федерация),

«Медицинские новости»,

«Проблемы управления».